Скончался 13 мая   1028 года. Тело новопреставленного " с честью и пением псалмов " было перенесено в Ивирон и погребено в храме во имя св. Иоанна Предтечи; мощи получили силу исцеления. Позже прп. Георгий Святогорец перенес мощи в соборный храм в честь Успения Пресв. Богородицы, где они и покоятся в настоящее время. Над ракой была установлена неугасимая лампада, введен обычай ежегодно в день памяти святого отпускать ключарю масло на год. Спустя год после кончины прп. Евфимий Святогорец был причислен к лику святых. Синаксарное Житие прп. Евфимия, вероятно созданное вскоре после кончины преподобного, содержится в пяти рукописях XI века  и в 11 рукописях XII-XIII веков. Оно послужило одним из источников для " Жития блаженных отцов наших Иоанна и Евфимия и повести об их достойном подвижничестве " (между 1042 и 1044) прп. Георгия Святогорца, ученика святых. Наиболее ранний текст этого Жития дошел в рукописи 1074 года ( ) и в восьми рукописях XVIII века. Сведения о Евфимии Святогорце содержатся также в соч. " Житие и подвижничество святого и блаженного отца нашего Георгия Святогорца " , составленном Георгием Мцире . Греч. повесть неизвестного автора " О Евфимии, Иоанне и Георгии Ивирах " , сохранившаяся в двух рукописях первой половины XVIII века , содержит уникальные сведения из биографии преподобного. Прп. Евфимию Святогорцу посвящены песнопения: одно внесено в Месяцеслов XI века , два других содержатся в НЦРГ. A 558 . Переводческая деятельность Переводческая деятельность прп. Евфимия имела культурное, церковное и политическое значение для Грузии того времени, современники называли ее не иначе как просвещением грузин. По мнению прп. Георгия Святогорца , " такого перевода... еще никогда и никем не делалось в нашем языке и... никогда и не будет ничего подобного ему " , груз. царь Давид III называл Евфимия Святогорца  " новым Златоустом " . Георгий Мцире писал, что " переводы Евфимия так обогатили грузинскую литературу, что если до тех пор из-за нашей необразованности и незнания греки считали нас варварами, то Евфимий… дарованной Господом мудростью своею... сравнял нас с ними " . Переводы прп. Евфимия послужили почвой для зарождения и развития в Грузии эллинофильства, оказавшего значительное влияние на груз. литературу и язык.

http://drevo-info.ru/articles/13680585.h...

К памятникам церковного права относится переведенный прп. Евфимием Малый Номоканон , к экзегетическим сочинениям - Толкование свт. Иоанна Златоуста на Евангелия от Иоанна  и от Матфея , а также Послания св. ап. Павла в сокращении  и " Труднопонимаемое слово на ап. Павла, избранное из переводов толкований свт. Иоанна Златоуста " . К переводам аскетической литературы относятся " Лествица " прп. Иоанна Лествичника  и сб. " Аскетика " , куда включены сочинения прп. Исаака Сирина (НЦРГ. A 1101, 1047 г.). Совершенное знание греч. языка и авторитет среди визант. книжников позволили прп. Евфимию перевести на греческий язык и некоторые произведения грузинской литературы, среди которых прп. Георгий называет " Балавариани " (см. ст. Варлаам и Иоасаф ) и «Абукури» (см. ст. Феодор Абу Курра ) (оба переведены с араб. языка). Оригинальные сочинения " Послание, написанное отцом Евфимием Мтацмидели в ответ Феодору старцу, звонарю " существует в двух редакциях: согласно первой , адресатом является старец Феодор из лавры св. Саввы Освященного в Иерусалиме; по второй  - свт. Георгий Чкондидели . " Послание... " наряду с трактовкой отдельных литургических вопросов содержит критику апокрифов, которые не приемлет Церковь. Фактически текст представляет собой составленный Евфимий Святогорец индекс апокрифов, куда преподобный включил книги Оригена, еп. Кесарийского , Евсевия Памфила, «Обращение Антиохии», «Видение Павлом Неба», «Евангелие от Фомы», Житие Адама, «Отрочество Господа», Жития апостолов Матфея и Андрея Первозванного, Мученичества вмч. Георгия и мч. Кирика. " И многие другие есть ложные книги, названия которых не знаю,- отмечает прп. Евфимий - Таковые ложные дела умышленно приписаны апостолам и мученикам намерением проклятого Ивлияна [Юлиана Отступника], дабы осквернить всех "   . Евфимию Святогорцу принадлежит также первый грузинский учебник православного богословия, составленный по сочинениям преподобных Иоанна Дамаскина , Анастасия Синаита и Михаила Синкелла . Фрагмент учебника сохранился в ранней рукописи XI века , целиком текст - в поздних рукописях .

http://drevo-info.ru/articles/13680585.h...

Значительную роль прп. Иоанн Святогорец сыграл в духовном развитии сына, прп. Евфимия . Мальчик получил хорошее грузинское и греческое образование. Прп. Иоанн, рано заметив у сына литературный талант, всячески развивал его способности. В середине 970-х годов прп. Евфимий тяжело заболел, " уже и речи не осталось при нем, ни голоса " . Прп. Иоанн, потерявший надежду на выздоровление сына, горячо молился перед иконой Божией Матери о скором и безболезненном исходе его души, а священника попросил скорее причастить умирающего. Вернувшись в келью сына, Иоанн застал его здоровым. Юноша рассказал, что перед ним предстала Пресвятая Богородица, Она взяла его за руку и сказала: " Нет у тебя никакой болезни... по-грузински молви свободно " . После исцеления Иоанн Святогорец стал замечать, что речь прп. Евфимия, который до этого с трудом говорил по-грузински, стала " безостановочно, как источник, изливаться чище, чем у всякого грузина " . Преподобный понял замысел Божий и благословил юношу заняться переводом книг Священного Писания с греч. языка на грузинский, " ибо страна Картлийская в великом недостатке книг " . Первые переводы прп. Евфимия относятся к периоду подвижничества груз. монахов в Великой Лавре. В колофоне 1-го переведенного прп. Евфимием гомилетического сборника, содержащего Поучения свт. Василия Великого , указано, что Иоанн Святогорец был заказчиком рукописи. После кончины прп. Иоанна-Торникия (ок. 984 ) Иоанн Святогорец, решив, что теперь он может покинуть монастырь, взял сына и нескольких учеников и хотел отправиться в Испанию, поскольку слышал, что " грузин немалые роды и племена упокоены там " . В портовом г. Авидос их увидел архонт (здесь - правитель города), друг Иоанна Святогорца, который, узнав о планах святого, сообщил о них в Константинополь . Император вызвал преподобного в столицу. Прп. Иоанн сказал ему: " Я был убогий мирской человек... и желал удалиться как-то на чужбину и спасать душу свою и пребывать в убожестве... Пришел родственник мой Торник, и через него впал я в великую борьбу и людские собрания, и желаю быть свободным от всего этого и позаботиться наконец о своей душе " . Однако император убедил преподобного отказаться от своих намерений, указав на то, что без него грузинский монастырь придет в упадок. Преподобный был вынужден возвратиться на Афон и вновь принять управление обителью.

http://drevo-info.ru/articles/13680579.h...

Жизнь грузинской общины изменило восстание Варды Склира (976-979): августа Феофано, мать малолетних визант. императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII, обратилась за военной помощью к грузинскому царю, отправив летом 978 года три письма преподобным Афанасию, Иоанну Святогорцу и Иоанну-Торникию и прося их посредничества. Прп. Иоанн-Торникий не желал покидать Афон и возвращаться на военное поприще, но прп. Афанасий и Иоанн Святогорец с трудом смогли убедить его, сказав, что всю вину примут на себя. Прп. Иоанн-Торникий и груз. полководец Джоджик были поставлены Давидом III во главе 12-тысячной грузинской армии и в составе войска Варды Фоки во второй битве при Панкалии 24 марта 979 года победили Склира. Часть военных трофеев прп. Иоанн-Торникий передал царю и раздал войскам, а оставшуюся (свыше 1,2 тыс. литр золота) отдал Иоанну Святогорцу. Поскольку с прп. Иоанном-Торникием на Афон пришли и " многие рясофорные и прославленные монахи... множество немалое " , а также стремившиеся подвизаться на Св. Горе воины и другие светские лица, было решено на имеющиеся средства возвести грузинский монастырь . Иоанн Святогорец, по-прежнему тяготеющий к отшельнической жизни, был против основания обители, средоточия грузинской общины на Афоне. Однако ради прп. Иоанна-Торникия и " ради покоя грузин " он благословил строительство. Иоанн Святогорец был избран игуменом (979/80-1005) и духовником новооснованного монастыря. Средства, полученные в качестве военных трофеев, были потрачены на возведение в 980 году кафоликона монастыря, церковь Пресвятой Богородицы - одного из наиболее ранних зданий, появившихся на Афоне, а также на постройку монастырских помещений и освоение владений в Македонии. При Иоанне Святогорце Великой Лавре был отдан остров Неон вместе с подтверждающим право владения хрисовулом (979/80) имп. Василия II; в ответ в декабре 984 года Лавра предоставила Иверскому монастырю право иметь мореходное судно. В 985 году прп. Иоанн Святогорец и прп. Евфимий получили от Протата разрешение построить в Галеагре убежище для моряков, где позже намеревались устроить порт .

http://drevo-info.ru/articles/13680579.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ Прп. Никодим Святогорец. Гравюра. XVIII в. (Геннадиевская б-ка, Афины) Прп. Никодим Святогорец. Гравюра. XVIII в. (Геннадиевская б-ка, Афины) [Греч. Νικδημος Αγιορετης] (1749, о-в Наксос - 14.07.1809, Св. Гора Афон), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф. Н. С. считается духовным учителем греч. народа. Высокую оценку его творчеству дают как греч. авторы, так и зап. ученые (см., напр.: Stiernon. 1981. Col. 248-249; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 379; Citterio. 2002. P. 905). Н. С. даже на фоне своих знаменитых просвещенных современников (таких, напр., как Евгений (Булгарис), Никифор (Феотоки), Дорофей Вулизма и др.) выделялся знанием как святоотеческих трудов, так и греч. богословской, учительной, экзегетической лит-ры, созданной уже в годы тур. владычества. Несмотря на знакомство со схоластическим методом (и даже умеренное его использование в нек-рых изданиях), Н. С. всегда оставался по преимуществу «византийским» богословом в том смысле, что был верен традициям визант. святоотеческого богословия, усвоил его дух и мн. сложные проблемы разрешал, руководствуясь глубоким пониманием творений древних святых. В то же время использование Н. С. текстов, принадлежащих римско-католич. традиции, и усвоение им некоторых свойственных этой традиции представлений (гл. обр. из области пастырского богословия и богословия таинств) были в последние десятилетия предметами дискуссии в Греции и вообще в правосл. мире. Источники Главным источником биографических сведений о Н. С. является его Житие, составленное иером. Евфимием (Ставрудой) (новейшее комментированное издание см.: Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 1-27; сведения о 1-м издании 1920 г. см.: Ibid. Σ. 121-129 (здесь же обзор рукописей); Citterio. 2002. P. 906-907). Иером. Евфимий был «собратом» Н. С. по постригу; греч. παραδελφς на Афоне означает обычно монахов, постриженных одним и тем же старцем и подвизающихся в одной келлии или каливе; возможно также пострижение старцем монаха из др. келлии или каливы, причем в этом случае последний будет считаться собратом по отношению к др. постриженикам того же старца (см.: Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 41. Σημ. 12; ср.: Citterio. 2002. P. 906). Об иером. Евфимии известно, что он подвизался на Афоне, в скиту Пантократора на Капсале, в братстве старца Анании, к к-рому принадлежал и старец Дамаскин (Ставруда), впосл. постригший Н. С. в великую схиму (Ibid.; подборку сведений об иером. Евфимии (Ставруде) см.: Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 44-50). Скончался иером. Евфимий в 1829 г. на о-ве Скиатос в мон-ре Благовещения (Ibid. Σ. 49).

http://pravenc.ru/text/2565602.html

Святой Евфимий Святогорец в комментариях на Послания ап. Павла, собранных им из трудов св. Иоанна Златоуста и других отцев Церкви, в толковании на послание к Римлянам также излагает мысли, весьма интересные для нас в отношении рассматриваемого нами вопроса. Так на те же слова послания 113 , он замечает, что Апостол «язычником здесь называет не идолопоклонника, но необрезанного верующего ( )» 114 . На слова же – «когда язычники, не имеющие Закона, по природе законное делают, то, не имея Закона, они сами себе Закон» 115 , св. Евфимий приводит такое разъяснение: «(Апостол) обличает Иудея и говорит, что язычник Закона Моисеева не знает, однако Моисеев Закон весь был провозвестником Христа. Когда же язычники по естественному закону познают Бога и обращаются ко Христу, тогда не знающие Закона бывают истинно исполняющими Закон. ( , ). Они сами себе Закон, поскольку Моисей дал Закон предвозвещающий Христа ( ), те же язычники, которые уверовали во Христа, исполнили слова Моисея ( , , ) и бывают сами для себя Законом Господа. Воистину удивления достойны те, которые, не пользовались научающим их Законом, но стали сами исполнителями Закона, каковыми были Корнилий и другие многие» 116 . «Не тот Иудей, кто таков по наружности, ...но тот Иудей, кто внутренне таков», (по-славянски: «...но иже в тайне Иудей»), – некоторые думают, что здесь Апостол называет тайными Иудеями добропорядочных язычников, слушавшихся естественного закона, который возвещала им их совесть. Но св. Евфимий Святогорец пишет: «что значит – в тайне Иудей? – (Апостол) указывает то, что дан прежде Закон Иудеям, и благом было Иудейство. Однако всякая внешняя буква Закона скрывала в себе иную силу – предвозвещение христианства ( , ). И до пришествия Христова еще нужно было внешнее исполнение этих обрядов (– ). Ныне же явилась Истина, которая обнаружила скрытую под наружностью Закона силу, и теперь уже неуместно исполнение наружных и видимых его дел, но скрытой в нем силы исполнение. И это есть в тайне Иудейство, то есть скрытой в иудейском Законе силы исполнение» 117 . Итак: тайными Иудеями, так же как и Эллинами, исполняющими Закон, святой отец называет уверовавших во Христа язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Македоняне, согласно античному историку Полибию, были борцами за безопасность Греции и составляли передовой отряд борцов за веру, науку, культуру и гуманизм. И Святая Гора кровью и потом своих святых и преподобных свыше тысячи лет питала близко расположенную Македонию духовными даяниями. Нет города, горы, деревни или равнины в Македонии, где не ступала бы нога святогорца, щедро делившегося благословением омофора Богородицы. Это некое органическое сообщество – переплетение двух реальностей, сопричастных друг другу. Афонское безмолвие пронизывало македонские окрестности Божественным гласом, уходящим за их пределы. Столица Македонии пополняла и до сих пор питает свою духовную и богословскую жизнь от Святой Еоры. Особенно в золотую эпоху расцвета духовной мысли в XIV веке она оказывала влияние на жизнь города и его граждан, считавших главным своим деланием умную молитву под руководством святогорских старцев, многие из которых стали архиереями: святой Григорий Палама , святой Феолипт Филадельфийский , святой Исидор, святой Филофей Коккин и другие. Давайте начнем с Евфимия Нового и братьев Симеона и Феодора, живших задолго до святого Афанасия Афонского . 1 . Святой Евфимий (ум. 15 окт. 889 г.) принес в македонские земли аскетическую традицию Малой Азии и устроил на Афоне колыбель православного монашества после его заката на Востоке. Биография святого Евфимия записана его учеником Василием, впоследствии архиепископом Фессалоникийским, ревнителем подвижнической жизни в Сермиле на Халкидике. Одно время святой Евфимий жил в Фессалониках на столпе. Широко распространившаяся слава о нем мешала отшельнической созерцательной жизни. Поэтому он оставил столп и, остановившись на время на острове Святого Евстратия (Нерн), позже подвизался с двумя учениками во Врасте на Халкидике. Затем, получив повеление в Божественном откровении, он основал монастырь Перистерон: «Иди, Евфимий, в Фессалоникийскую митрополию... ибо тебе, достигнувшему вершины... не добро пребывать одному в пустыне...». Многие другие обители устроил святой на Халкидике.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Публикации Иконография Изображения прп. Евфимия Святогорца сохранились в нескольких средневековых настенных росписях (костница Бачковского (Петрицонского) монастыря, вторая половина XII века - датировка Э. Бакаловой; конец XI - haчaлo XII века - датировка Д. Мурики; церковь Богородицы монастыря Ахтала, 1205-1216; церковь Крестового монастыря в Иерусалиме, XVII век), а также на миниатюрах греко-грузинской рукописи, т. н. Афонской книги образцов . Евфимий Святогорец представлен вместе с другими святыми Грузинской Православной Церкви - преподобными Георгием и Иоанном Святогорцами и Иларионом Грузином . Иконография прп. Евфимия Святогорца следует традиции создания образов преподобных, типичной для восточнохристианского искусства: в монашеском одеянии, седовласый, с непокрытой головой, с седой длинной остроконечной бородой, с крестом (Ахтала) или со свитком (Крестовый монастырь) в руке. В образах старца прослеживаются определенные портретные черты (аскетическое удлиненное лицо). Отличительной чертой ранних изображений является прическа: волосы разделены на две части пробором и забраны за уши, на лбу ложатся двумя полукружиями. Изображения Евфимия Святогорца снабжены титлами, исполненными древнегрузинским письмом - асомтаврули. На миниатюрах в греко-грузинской рукописи надписи выполнены по-гречески. Иконографические черты Евфимия Святогорца и надпись: " Святой Евфимий " - на фреске XI века, украшающей софит центральной арки трапезной пещерного монастыря Удабно в Гареджи, дали повод отождествить образ с образом Евфимия Святогорца. В Житии прп. Георгия Святогорца описывается икона, созданная по заказу грузинского епископа в Константинополе вскоре после смерти прп. Георгия для гробницы преподобных Евфимия Святогорца и Георгия, на которой они изображены молящимися перед Пресвятой Богородицей. Литература Использованные материалы   ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 60   Мачханели. 1982. С. 96   ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 52-54   ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 60-61   ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 69   НЦРГ. A 97, A 193, H 2211; Hieros. Patr. 24; Sinait. Iber. 4

http://drevo-info.ru/articles/13680585.h...

Утешались своим благодатным чадом оба его родителя, плотский и духовный, и убедили принять на себя сан священства для назидания братии; но с возвышением степени духовной возвысились и подвиги юного старца, который весь был в горних, как бы уже отрешившись от земных уз. Однажды в духовной беседе родителя с сыном, им проявилось, взаимно, давно таившееся на сердце; обоих желание, искать ещё большего уединения, и они вместе пошли сообщить его великому Афанасию. Огорчился Авва, видя, что ему предстоит тяжкое лишение двух таких сподвижников, но убеждая их при себе остаться, не смел он и слишком удерживать от исполнения благого помысла, потому что знал ту пользу, какую могут принести многим душам. Они поселились за 6 часов от Лавры на берегу моря, при малой церкви, давно уже основанной неким монахом Климентом. Молва об их святой жизни распространилась быстро по всему Афону и в дальние пределы Грузии, скликая к ним учеников, так что людно и тесно стало при убогой церкви Климента любителям безмолвия. Но уже они не хотели оставить избранного ими места, и соорудили малый храм во имя Предтечи. В числе подвижников пришёл к ним знаменитый воевода Иверский Георгий Торникий, прославленный победами и в греческом царстве. Вдова императора, Романа младшего, Феофания, угрожаемая Сарацинами, вскоре, вызвала его из уединения афонского, чрез просительную грамоту к великому Афанасию, и принудила снова облечься в броню воинскую для отражения супостатов. Победителем возвратился Торникий, и щедро одарённый царицею, отошёл опять в обитель, которая прозвалась Иверской от своих ктиторов; он употребил щедрые даяния Кесарей на её расширение и укрепление башнями, по случаю частых набегов вражеских, и соорудил впоследствии новый великолепный собор Успения. Между тем дивный Евфимий восходил от силы в силу, и уже облагодатствован был даром чудес, как и великий Авва его Афанасий. Посланный однажды всеми иноками Святогорскими в Солунь, по делу церковному, он принят был там с великою честью архиепископом, и упрошен им состязаться с одним упорным евреем, хулившим веру Христову. Красноречивый Евфимий долго старался доводами Священного Писания убедить своего соперника. Когда же силою слова принудил его к молчанию; ненавистник христианства излил ярость свою в хульных словах против Господа Иисуса. «Немы да будут уста льстивые!» – воскликнул в порыве апостольской ревности Авва, и внезапно не только умолкли уста, но и сам еврей пал пред ним мёртвый, как некогда Анания и Сапфира пред стопами верховного Апостола Петра. Проснулось сострадание в кротком сердце отшельника; взяв за руку мёртвого, он возвратил его к жизни, и воскресший просил святого крещения с чувствами искренней веры; он предлагал ему все свои сокровища для обители, но Евфимий приказал раздать их убогим и сам облагодатствовал его даром вечной жизни в спасительных водах купели.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

стихир, составленных Езрой Мтацминдели (XI в.), представителем афонской литературно-просветительской школы (см. также разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ). Песнопения помещены в Афонском сборнике с агапами 1074 г. (НЦРГ. А 558) под 14 июня, днем памяти И. С., впервые были опубликованы в 1901 г. В одном из канонов содержится акростих «Недостойный Езра ныне славит отца Иоанна». По мнению акад. прот. К. Кекелидзе , гимнограф при составлении песнопений использовал Житие преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев, написанное прп. Георгием Святогорцем; заимствованы, по мнению ученого, «не только факты и некоторые мысли, но даже целые предложения и слова» ( Кекелидзе. 1980. Т. 1. С. 235). На основании этого песнопения датируют периодом между 1044, конечной датой создания Жития, и 1074 гг. В песнопениях гимнограф приводит биографические сведения И. С. и прп. Евфимия, часто использует метафоры, в т. ч. из евангельских текстов. Так, Езра пишет, что И. С. «склонил голову... под сладкое ярмо Иисуса Христа», что Господь «установил его на подсвечнике, как свечу, чтоб светил всем в доме, чтоб светил добродетелью до края земли»; его деяния «блестят, как свет небесный» (деятельность И. С. передается антиномией дня и ночи); преподобный сравнивается с «богоподобной блестящей звездой между двумя солнцами»; Царство Небесное названо «бесценным жемчугом», афониты - «созвездием святых». И. С. и прп. Евфимий уподобляются библейским патриархам. Гимнограф отмечает, что прп. Евфимий был для И. С. «заветным сыном... значащим столько же, сколько Исаак для Авраама»; И. С., как и Авраам , представлен в образе странника; прп. Евфимий, подобно Исааку , «не был заколот, но был избран Богом и наделен даром священника». Езра отмечает, что И. С. в отличие от библейского патриарха Иосифа , проданного братьями в Египет, «сам себя продал в чужую страну». Жизненный путь И. С. сравнивается со страданиями Иова : «Как очищается в плавильном горне золото... тяжело болевший в последние годы жизни святой Иоанн, подобно Иову, также очистился страданием от всего земного».

http://pravenc.ru/text/471496.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010