В 1756-1760 гг. И. провел восстановительные работы в мон-ре Путна, разрушенном землетрясением 1739 г. Был возведен новый притвор соборного храма, отстроены монастырские стены с башнями (в т. ч. новая башня над въездными воротами) и кельи. И. продолжал помогать реставрировать мон-рь и по оставлении кафедры. Так, в 1773 г. на его средства был исполнен барочный резной иконостас для монастырского собора. И. открыто выступил против эксплуатации крестьян турками и фанариотами. Боярин-хронист Й. Канта писал, что в 1757 г. молдав. господарь К. Раковицэ по «духовному совету Преосвященного Иакова, митрополита Молдавского», отменил в княжестве вэкэрит - налог на крупный рогатый скот. Упразднение разорительного для крестьян налога произошло в виде торжественного акта. 1 марта 1757 г. в митрополичьем соборе в Яссах была совершена Божественная литургия, к-рую почтили своим присутствием господарь, высшие сановники и представители цинутов (волостей). Указ, принесший народу значительное облегчение налогового бремени, был направлен и против фанариотов, обогащавшихся за счет налогов. Упорное противодействие И. попыткам господарей С. Гике и И. Т. Калимаки восстановить отмененный налог привело в 1760 г. к отставке митрополита. По оставлении кафедры И. удалился в мон-рь Путна. Вместе с архим. Варфоломеем (Мэзэряну) основал в 1774 г. в мон-ре «духовную школу», учебная программа которой была организована по примеру Киево-Могилянской академии. Незадолго до кончины И. принял великую схиму с именем Евфимий. Был похоронен в притворе соборного храма рядом с родителями, принявшими в старости монашеский постриг, иеросхимон. Адрианом и мон. Марией. Часть имущества И., согласно завещанию, была пожертвована монастырю Путна. Лит.: I ftimie C. Viaa i activitatea mitropolitului Moldovei lacob I Putneanul. Bucur., 1900; Grigora N. Mitropolitul Iacob I Putneanul//Mitropolia Moldovei i Sucevei. 1958. N 9/10. Р. 791-810; L udat I. D. Istoria literaturii române vechi. Bucur., 1968. Vol. 3. P. 99-105; Teoctist (Ar pa u), mitr. Moldovei i Sucevei. În slujba Ortodoxiei româneti, a nzuinelor de unitate naional i de afirmare a culturii române: Mitropolitul Iacob Putneanul/Mnstirea Neam. S. I., 1978; Dicionarul literaturii române de la origini pân la 1900, Bucur., 1979. P. 5; P curariu. IBOR. Vol. 2. P. 345-351.

http://pravenc.ru/text/200295.html

Ничему совершенному не научил, никакого совершенства не создал в Евреях, и все было в нем только тенью и прообразом, как то: обрезание, жертвы, субботствование и т. под. Ничего он не довел до совершенства не по своей сущности, а по немощи и одебелению принявших его. Правда, он сообщил (людям) волю Божию, но тем не менее он и бессилен был в деле совершенного исполнения предписанного, и в этом смысле не приносил пользы. Пременением называет прекращение его: ибо прекратились его сенные указания и прообразы, когда наступило время самой истины, которую они предуказывали. Привведение же бысть лучшему упованию, Он (ветх. завет) был привведением завета совершеннейшего: ибо лучшим упованием Апостол назвал завет новый, потому что он дает надежду на лучшее. Или иначе: ветхий завет дает обетования земные, а этот обещает царство небесное. Имже приближаемся к Богу. По этому упованию мы, даже и здесь (на земле) находясь, приближаемся к Богу, – именно путем надежды на будущее. И по елику не без клятвы. И настолько «привведением лучшему обетованию» был, насколько «не без клятвы» было служение Христа, коею подтверждается вышесказанное «привведение». Евр.7:21 . Они бо без клятвы священницы Быша, т.е. священники подзаконные. Сей же с клятвою, «Сей же», т.е. Христос. Чрез глаголющаго к Нему: клятся Господь и не раскается: ты еси священник по чину Мелхиседекову( Пс.109:4 ). «С клятвою», принадлежащею Богу, глаголющему к Нему чрез Давида. «Клятся Господь», т.е. непреложным образом изрек сие и следующее за сим, как выше изяснено. Евр.7:22 . По толику лучшаго завета бысть испоручник Иисус. «По толику» – поколику «не без клятвы», как сказано выше. Ибо клялся, что священник Иисус будет существовать вечно. А если Его священство вечно, то и служение будет вечно, a следовательно будет вечен и завет, свойственный сему служению. И во всяком случае, имеющее быть постоянным лучше временного, почему это последнее, как бессильное и бесполезное, отменено, а то, как сильное и полезное, заступает его место и пребывает вечно. «Испоручником» Апостол называет виновника.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Разделы портала «Азбука веры» Похожие вопросы 3 Ответа В главе Евр.9:1–28 апостол Павел, обращаясь к евреям, приводит сравнение Скинии Ветхого Завета с Новой Скинией не рукотворной, но Божественной – Иисусом Христом. Павел объясняет своим соплеменникам, почему ранее необходимая для них, кровавая жертва за грехи, приносимая в храме, теперь стала ненужной. Евфимий Зигавинос (Зигабен) в своем толковании на строки Евр.9:22–23 пишет: «…там совершалось очищение нечистот телесных, a здесь (в новозаветное время) нечистот душевных. Потому-то там и употреблялись волна и иссоп, что очищение то было телесное; a здесь ничего подобного нет, так как это очищение – душевное и духовное. Предуказующие и прообразовательные предметы законные суть книги, народ, скиния, служебные сосуды и другое в этом роде; небесные же: учители, народ, храм и служебная утварь сосудов: ибо верные – небесны, хотя и остаются пока на земле. В самом деле, ведь и ангелы суть небесные, но они тоже бывают и на земле: ибо земное соделывает небесным образ жизни и вообще поведение: когда кто-либо, живя на земле, ведет образ жизни достойный небесного, когда ведет себя достойно общения небесного, когда, презирая земное, возвышается до сего последнего, когда, удаляясь низшего (земного) приобщается высшему и духовно созерцает это. Итак житие таковых на небесах. А так как небесным надлежало очиститься лучшими жертвами, то Христос и совершил эту лучшую жертву и очищение всего мира. Апостол, противопоставив жертвам законным (ветхозаветным) жертву Христа, противоположил и храму, которым тщеславились Иудеи, небо». Толкование: Послание к Евреям. Глава 9. Андрей Десницкий. Новый Завет. Поясните, пожалуйста, мне на почту  ошибку в моём ответе на этот вопрос. Спасибо. Потому что расплатой за грех, согласно Св. Писанию, является смерть ( Рим.6:23 ). Грех, как нарушение воли благого Бога, настолько ужасен, что требует возмездия со стороны высшего Правосудия. Именно поэтому наше спасение было совершено через искупительные страдания и смерть безгрешного Богочеловека, взявшего на себя грехи всего мира. Подарки достаются бесплатно только тем, кому их дарят. Также и прощение наших грехов, которое достается нам даром, становится возможным именно благодаря тому, что за него внесена высокая цена — Кровь Иисуса Христа. Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-bez-prol...

Пс.14:2 .  Глаголяй истину в сердце своем т. е. кто хранит истину в душе своей и исповедует ее устами. Пс.14:3 .  Иже не ульсти (не льстит) языком своим. И опять: тот, кто говорит истину и не льстит, т. е. кто содержит истину в себе и говорит ее пред другими. Как выражением «в сердце своем» пророк обозначил внутреннее задуманное слово, так выражением языком своим – внешнее (сказанное) слово. И не сотвори искреннему своему зла Все мы искренние между собою, или по природе человеческой, или по единству веры, или по связи родства. Под злом разумеется обида. Пророк упоминает последовательно – сначала о сердце, потом о языке, и наконец о действии, ибо человек первее всего обыкновенно чувствует, затем говорит, наконец действует. И поношения не прият на ближния своя Искренний и ближний – одно и то же. Кто, говорит пророк, не употребляет поношения, как бы некоего оружия, против ближних своих, т. е. кто не подвергал их поношенно, когда они погрешали в чем-нибудь, или подвергались искушениям, или же испытывали какие-нибудь несчастия. Ибо поношение имеет целью осмеяние ближнего, в противоположность обличению, которое имеет целью исправление проступка; и обличение мы не считаем обыкновенно чем-нибудь дурным, тогда как поношение совершенно напротив. Пс.14:4 .  Уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыяжеся Господа славит Он воздает, говорит, каждому должное. Так нечестивого он считает за ничто, хотя бы он был знатен и богатством, и благородством, и славился чем-нибудь другим; а боящихся Господа прославляет, хотя бы они находились и в несчастии. Ибо «блажени вси боящиися Господа» ( Пс.127:1 ). Кленыйся искреннему своему и не отметаяся (не изменяет). (не изменяет). Древние употребляли клятву для подтверждения сказанного; ибо клятва действительно есть ни что иное, как подтверждение речи, при чем мы обыкновенно призываем в свидетели самого Бога. Ветхий Завет клятву допускал, в которой имя Божие произносилось для подтверждения истины, дабы, клянясь идолами, народ не увлекался в идолопоклонство; Новый же завет, заповедуя совершеннейшим более совершенное, клятву совершенно отверг. Ибо хоть и есть некоторые выражения, имеющие вид клятвы, но это не клятва, а некоторый знак почтения для слушающих клятву. «Тако ми здравия Фараона» (т.е. клянусь здоровьем Фараона), говорит Иосиф. Но лучший образец клятвы оставил христианам апостол Павел, говоря: «свидетель мне Бог, которому аз служу духом моим» ( Римл.1:9 ), и еще: «аз свидетеля Бога призываю» ( 2Кор. 1:23 ) и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Решили также небольшой группой собираться, хотя раз в месяц по средам для обсуждения всех этих дел и движения церковной жизни в разных направлениях. Пришел домой уже около 1 часу ночи. Сегодня служил заупокойную литургию по И.А.Шляпкине. Пред панихидой сказал речь. В Академии наук познакомился с присланной из Вытегры А.А.Борнацким статьей об Олонецких антрацитах, необходимостью сделать окончательное доследование их пригодности ввиду нынешнего топливного кризиса. Статья - обстоятельная, ярко рисующая дело и А.Д.Шидловскому следовало бы, помимо напечатания ее скорейшего, использовать ее в виде доклада сначала в кругу специалистов, а потом на Съезде по Северу (с 16 мая), словом бить тревогу. Это, тем более, что вообще отдел Севера у нас не блещет докладами. Надо ему при свидании сказать это. Вношу завтра на обсуждение совета доклад об организации религиозно-философского общества: «Обстоятельства времени настойчиво выдвигают основные религиозные и философские вопросы и повелительно требуют их разрешения. Образуются различные общества и ассоциации, ставящие себе задачей обсуждение и разрешение этих вопросов. Но все эти общества и ассоциации стоят большей честью на основе материалистического мировоззрения и, таким образом, подходят к разрешению этих вопросов односторонне. В противовес такого рода обществам и ассоциациям было бы необходимо создать такое религиозно-философское общество, которое бы разрабатывало и обсуждало религиозно-философские вопросы, выдвигаемые жизнью, - на основе идеалистического мировоззрения и таким образом людей, искренно ищущих истины, ближе подводило бы к Церкви. Богословскому институту, имеющему задачей (§3 Положения) «распространять в обществе христианские понятия», было бы естественно принять на себя инициативу в деле создания такого религиозно-философского общества в Петрограде». 3/16 июня 1920 г. Среда. В воскресенье вечером был у меня Преосв.Евфимий (Лапин - Л.А.), новый епископ Олонецкий. Просидел с 7 до 11 часов. Беседовали об Олонии. Говорит, что рекомендовал ему повидаться со мной Преосв. Сергий Владимирский (Страгородский - Л.А.), который и прислал мне поклон. Сообщил ему, что мог, о лицах, которых в Петрозаводске и в епархии он мог бы иметь в качестве хороших помощников, дал характеристику других, обрисовал общее положение дела и настоятельные нужды. Из первых указал на: о.о. Хазова, Венустова, Дроздина, Крючкова, Черненского, Стручкова, Даманского, Вознесенского, Вифлеемского, Ильинского, отчасти Дмитриева и др. Указал на необходимость хотя каких-нибудь пастырских курсов и на возможность привлечения Громова и Бурцева. Хочет познакомиться с заправилами. В общем - ничего, так себе; пороха не выдумает, но желание работать есть. Видимо материально ждал большего, чем я ему рассказал.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Патриарх Константинопольский вытребовал Афанасия в столицу и рукоположил его в патриархи Сирийской церкви, а Кирилла объявил низложенным. После посвящения Афанасий прибыл в Алеппо и разослал свои грамоты всем архиереям Антиохийского патриархата; из них одни подчинились ему, а другие вместе с христианами Дамаска остались на стороне Кирилла. Проживали же Кирилл в Дамаске, а Афанасий в Алеппо, и оба по случаю взаимной распри писали в Константинополь, издерживались и сеяли соблазны. Вот новый факт церковного вмешательства Константинополя в судьбу патриарха Кирилла, а с ним и в судьбы Антиохийского патриархата. Едва ли кто сумеет в этом случае оправдать Константинопольскую власть, не прибегая к натяжкам и софизмам. Самые печальные последствия антиохийского двоевластия не замедлили проявиться. Летописец так говорит о временах правления Кирилла и его антипатриарха Неофита: " Один патриарх добывал берат (султанское утверждение в патриарших правах) и овладевал престолом, отлучал от Церкви своего соперника-патриарха и его сторонников, отрешал архиереев и священников его с ущербом для мирян; то же самое делал и другой патриарх. Патриархи эти завязли в долгах, а люди ни во что не стали ставить христианскую честность. " Тот же летописец пишет, что с появлением другого антипатриарха (Афанасия) возле Кирилла " возобновились неизреченные соблазны, гораздо большие, чем те, которые происходили, когда Кирилл имел антипатриархом Неофита, так что христиане, разделенные на две партии, получили наименование комаров и скнипов.» Константинополю же оставалось только радоваться, видя такие обильные плоды своих трудов!    Но это еще не все. На той же ниве, возделанной руками константинопольских фанариотов, возрос прегорький плод — папистическая уния. Она создалась в Сирийской церкви в конце XVII и в начале XVIII в. Кто был прямым или косвенным виновником этого прискорбного явления — патриарх ли Кирилл, который в трудных обстоятельствах вынужден был заигрывать с папами, или его антипатриарх Неофит, неосмотрительно позволивший латинянам открыть в Сирии свои школы, или же другой антипатриарх — Афанасий, согласившийся на то, чтобы алеппцы смягчили строгие практические требования Православия, сообразно с обычаями папской Церкви, или же наконец какойто Сидонский архиерей Евфимий, который, пользуясь смутным временем, будто бы сделался " первым последователем появившихся тогда в Сирии папских мудрований,» — решать этот вопрос мы не беремся, но, несомненно, в документах можно найти достаточные основания в пользу каждого из вышеуказанных объяснений происхождения Сирийской унии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

В конце же XVII века другой церковный деятель Евфимий высказал новый взгляд и на программу начальной школы, поставив в главу школьного обучения знание грамматики. Перу Евфимия принадлежит целый трактат – «рассуждение – учитися ли нам полезнее грамматики, риторики... или, и не учася сим хитростем, в простоте Богу угождати», познавая разум Божественного писания «от чтения», т. е. путем простого начетчества? 527 Отвечая на этот вопрос, он отдает решительное предпочтение школьной системе обучения и окончательно осуждает старую систему начетчества 528 . В унисон с ним тоже воззрение проводил и Карион Истомин. Вместо учителя с розгой на первой странице букваря Карион поместил изображение Спасителя с открытой книгой в руке, а в ней написано: «Аз премудрость вселих и совет»... По бокам Спасителя стоят три ученика со свитками, в которых вписаны названия наук: астрономия, феология, риторика, философия, грамматика и геометрия 529 . Таковы были, скорее, мечты лучших людей – церковников конца XVII века о лучшей школе и лучших педагогических приемах. Действительность резко расходилась с ними. XVII веку не суждено было иметь правильно–устроенной низшей, ни светской, ни духовной школы. Хотя в 80–х годах, при п. Иоакиме, и были в Москве две правильно устроенные низшие школы грамматического обучения : одна при типографии – славяно–греческая и другая –спасская славяно–латинская, созданная Сильвестром Медведевым, но та и другая скоро прекратили свое самостоятельное существование: первая, с приездом в Москву Лихудов, слилась в 1687 г. с Славяно–греко–латинской Академией; вторая же в 90–ых годах была, вероятно, закрыта, с разгромом п. Иоакимом латинской партии и казнью основателя ее Сильвестра Медведева 530 . Школы грамотеев до конца века удержали свое преобладание и значение, как единственный способ получения в них русскими детьми простой грамоты. Церковная письменность в конце XVII века Общее замечание о церковной письменности в конце XVII века. Состав книг патриаршей библиотеки к 1700 году

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сделал же (Евфимий) это потому, что многие считали Анастасия истинным (приверженцем) манихейского учения» 898 . По некоторым сведениям, манихеи и ариане возлагали на него боль­шие надежды, оказавшиеся, конечно, тщетными. Известно было также о том, что он высказывал монофизитские суждения, и это обстоятельство несло с собой гораздо более реальную опасность. На следующий день состоялась коронация Анастасия, опи­санная магистром оффиций при Юстиниане Великом Петром Патрикием, текст которого вошел в знаменитую книгу Констан­тина Порфирогенета «О церемониях». В пересказе ЖДагрона этот пассаж из книги выглядит так: «Гражданские и военные чины... приходят во дворец в белых хламидах, после чего происходит прием в консистории, где вместе с ними принимают и одновре­менно пришедшего патриарха. Анастасий идет в портик Большо­го триклиния, где он приносит клятву в том, что будет править по совести и чести, потом идет в императорскую ложу ипподро­ма, являющуюся частью дворца. Сначала он входит в триклиний ложи... дабы облачиться в дивитесий, тубии и кампагии (позо­лоченные сандалии и ленты, которыми обвязывались ступни. – В.Ц.), затем восходит на трибуну и становится лицом к солдатам... чьи знамена и штандарты положены к ногам, и к приветствую­щему его народу, сидящему на ступенях ипподрома. Анастасия поднимают на щит, и campiductor возлагает на него свою гривну. Знамена и штандарты тут же воздвигаются. Венчание закончено, новый император сходит со щита, вновь вступает в триклиний... где патриарх, возгласив кирие элеисон, облачает его в хламиду и венчает диадемой. В таком облачении он появляется на трибу­не... приветствуемый толпой, величающей его августом... Импе­ратор велит своему “пресс-секретарю”, либеллисию, произнести речь, раздает солдатам мзду, отправляется с процессией в Святую Софию для краткой службы, возвращается во дворец и распуска­ет всех, кроме приглашенных на трапезу» 899 . Сравнивая коронацию Анастасия с теми, которые происходи­ли раньше, Дагрон замечает: «В этой сжатой церемонии...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Когда папа заявил о собственной непогрешимости и неподсудности, о том, что Римская кафедра – единственная, кто имеет неповреждённую веру, стало ясно, что в таком контексте никакое соглашение принципиально невозможно. В этом случае император не только отказывался от какого-либо административно-правительственного влияния на Римского епископа, как и на любого другого предстоятеля Поместной Церкви, но и жестоко обижал остальных четырёх вселенских патриархов, вера которых, следовательно, оказывалась «повреждённой». Очевидно, с практической точки зрения император Анастасий был куда более осмотрительным, чем его визави. Нет никакого сомнения, что анафематствование целого ряда восточных архиереев (Александрийского, Антиохийского и Константинопольского), как того требовал папа Симмах, неизбежно вызвало бы настоящую революцию на мятущемся Востоке, что неизбежно привело бы к неконтролируемым политическим последствиям. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы бегло посмотреть, что творилось в восточных церквах в то время. После того, как Евфимий покинул патриарший престол в Константинополе, на его место был назначен Македонии (496–511), относившийся к своему предшественнику с великим почтением, но по настоянию императора принявший «Энотикон». Надо сказать, вместе император и новый патриарх вели очень осторожную и примирительную политику. Встретив сопротивление со стороны монахов обители св. Дия, св. Вассиана, св. Матроны и акимитов, Македоний попытался организовать соборное обсуждение халкидонских определений, и, вроде бы, формально восточные епископы поддержали его. Но и после этого монашеское движение не утихло, а раскол в Константинопольской церкви стал свершившимся фактом. Монахи указанных обителей не признавали Македония и отказались вступать с ним в общение. По всем вопросам они предпочитали сноситься с Римским папой 1070 . Ситуация резко изменилась в 506 г., когда многие восточные епископы пожелали открыто отвергнуть Халкидон и его орос. Им противостояли не халкидониты, не имевшие подавляющего большинства на Востоке, а партия сторонников «Энотикона», считавшая возможным за счёт этого примирительного акта обеспечить церковный мир. Этой партии, которую в Антиохии возглавлял её патриарх Флавиан, противостоял талантливый писатель и первый враг Халкидона Филоксен, ставший незадолго до этого митрополитом Иераполя в 485 г. и имевший многочисленных друзей и сторонников. Безусловно, это была талантливая фигура – достаточно сказать, что, став главой епархии, считавшейся гнездом несторианцев, он в скором времени сделал из своей паствы стойких монофизитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—94— чаются иностранные слова в таких сочетаниях, как тенденции патриарха 53.69. вселенские тенденции 46. назидательные тенденции 3. конкретная проповедь 176. инцидент 97. 115. прерогативы (но автор пишет: перогативы 46.53 и: перегативы 63), – такие выражения, как Евфимий в роли патриарха 10. Евфимия сделали патриархом 100, – не мало грамматических ошибок. Но при указанных недостатках рассмотренное сочинение имеет свои достоинства, как краткая и в общем ясно изложенная монография о выдающемся болгарском церковном деятеле XIV века. Автор достаточно познакомился с имевшеюся у него под руками печатною литературою о предмете, так что, по нашему мнению, сочинение его может быть признано достаточным для получения степени кандидата богословия“. 20 . Исправляющего должность доцента Сергея Смирнова о сочинении студента Платонова Александра: „Паломничество в древней Руси:“ „Сочинение г. Платонова свидетельствует о необыкновенном трудолюбии и литературной производительности автора. Большое по размеру стр.) исследование о паломничестве в древней Руси написано им на основании в высшей степени тщательного изучения источников. Автор не только перечитал многочисленные издания хождений и другие нужные ему источники письменности за весь древне-русский период, отчасти даже в рукописях, а также народные былины в многочисленных сборниках, – кроме того он изучил свой материал детальным образом, присмотрелся к подстрочным вариантам, принял в расчет научные исследования о каждом из Паломников и о некоторых былинах. Когда он берет показания каких-нибудь посторонних паломничеству источников, он всегда справится, можно ли еще опереться на данное показание, т.е. считается предварительно с научными комментариями к нему. Если ему встречается новый текст, он подвергает его самому подробному разбору. Так он разбирает очень интересный вариант к известному свидетельству о паломниках из Вопрошания Кирика (вариант по ркп. Волоколамской Б-ки 566). С этой стороны сочинение г. Платонова очень редкое явление среди студенче-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010