Приложение к беседе 12 А. О происхождении иночества По примеру великого пустынножителя пророка Илии, удостоившегося видеть славу преображения на Фаворе, и по примеру Иоанна Предтечи, большего из всех рожденных женами, по словам Самого Христа, начали уединяться первые отшельники христианства, чтобы, вдали от искушений и напастей языческого мира, молитвенно созерцать Господа, подобно ангелам на небесах. Они последовали совету апостола Павла, который, предвидя скорби истинных христиан, представил сам себя в пример отречения от мира: Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. Λ я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. ( 1Кор.7:29–33 ). Таковы были Антоний Великий , Пахомий, оба Макария, и другие основатели жития иноческого в пустынях Египта; таковы, и в каменистых ущельях Палестины, Иларион, Евфимий, Феодосий, Савва, не считая прочих великих отшельников. Святые мужи эти отличались не только глубоким знанием вещей божественных и великим благочестием, но и, по выспренности своего духа, но подчиненного внешним впечатлениям, они имели ясный взгляд на предметы и разум благих советов, некоторые же еще и дар чудес и сверхъестественную силу исцелений и прозрение будущего. К ним, как к избранным друзьям Божиим, стекались из далеких стран народы, привлекаемые свойственным каждому уважением ко всему священному и великому, и многие последовали их примеру. Между такими подражателями некоторые имели истинное расположение к иноческой жизни, но это, не совсем ясное в них чувство требовало еще образования и развития, ибо внутреннее их духовное богатство не могло само достигнуть совершенства; получив же однажды направление, они уже твердою стопою шли по новому, выспренному пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пс.26:7 .  Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах Предсказав по вдохновенно от Святаго Духа о том, что имело случиться с ним (Давидом), он опять стремится к прежней своей цели, т. е. молится Богу о услышании и даровании ему дара, желанного им прежде, т. е. того, чтобы служить в дому Господа и посещать храм Его. Помилуй мя, и услыши мя Ты, говорит, Господи, не обязан выслушать меня по причине моего недостоинства. Но выслушай меня по Твоей милости. Пс.26:8 .  Тебе рече сердце мое: Господа взыщу Самое сердце мое, говорит, сказало Тебе, Господи, а не поверхностно одни только уста мои. Что ж сказало? Я буду искать моего Господа, презрев всякую человеческую помощь. Взыска Тебе лице мое Предлог из ( εξ в слове εξεςητησε – изыскало) означает здесь усилие. Итак Давид говорит, тщательно и с великим желанием я искал, Господи, Тебя помощника. А лице Давида – по употреблению описания – есть сам Давид, иначе, я сам искал Тебя чрезмерно. Лица Твоего, Господи, взыщу Буду искать, говорит, посещения Твоего меня еще более и никогда не перестану искать (1). (1) Один толковник говорит: Сказав выше: Тебя чрезмерно искало лице мое (ибо лице души желало зрелища сообразного. Посему и Моисей говорил, яви мне Себя, чтоб я разумно видел Тебя – чтобы мог созерцать славу Господа открытым лицем), чтобы не потерпеть того, что – Моисей, который по невмещению Бога увидел (только) заднее, говорит: не отврати лица Твоего от меня и не уклонись с гневом от раба Твоего, вместо следующего: не прогневайся на дерзкое прошение мое, но помоги, чтоб я увидел оное (в Катенах). Пс.26:9 .  Не отврати лица Твоего от Мене Не отврати, говорит, от меня, Господи, посещения и взора Твоего, покрывавшего меня во время бедствия моего. И не уклонися гневом от раба Твоего Не отойди, говорит, Господи, от меня с с гневом, – Ты, который отечески и с великою благосклонностью пребывал при мне. Если же я, как человек, погрешил пред Тобою, Ты накажи меня милостиво и снова возьми меня под свой кров и попечительность. Помощник мой буди, и не отрини мене

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Сохранилось два послания, направленные в это время в Новгород митрополитом Ионой и касавшиеся непосредственно Дмитрия Шемяки. В одном из них Иона писал новгородскому архиепископу Евфимию, что уже неоднократно посылал ему своих послов с грамотами и речами. Новгородцы и князь Дмитрий должны были по «опасным грамотам» прислать своих послов, последний «с чистым покаянием», «без лукавьства». Новгород и Псков посылали уже своих послов, «но прислали ни с чем», да и князь Дмитрий «прислал своего боярина Ивана Новосилцева... ни с чем». Он к тому же «грамоты посылает тайно, а с великою высостию: о своем преступленьи и о своей вине ни единого слова пригодного не приказал». Василий II милостиво пожаловал Новгород, «полон их к ним велел отпущати, и без окупа». А князю Дмитрию следует «бити челом, с покаянием, от чиста сердца». Митрополит надеялся также, что для продолжения переговоров из Новгорода приедут новые послы. Точно датировать это послание не удается. Во втором послании (скорее всего от 29 сентября 1452 г.) митрополит Иона писал новгородскому архиепископу Евфимию, что до него дошли его «речи». В них Евфимий писал: «...будтось яз посылаю к тобе и пишу о князи Дмитреи Юрьевичи, а называя его сыном». Но посмотри в ту посланную мной грамоту, ведь в ней «не велю с ним ни пити, ни сети? Занеже сам себе от христианства отлучил... (пропуск в рукописи. — А.З.) своему брату старейшему великому князю Василию Васильевичи), а еще он же, своею волею, какую великую церковную тягость на себе положил и неблагословение всего великого Божиа священьства, да и грамоту на себе написал, что ему потом брату своему старейшему великому князю и всему христьанству лиха никакого не хотети, ни починати; да то все изменил». Евфимию якобы известно «нашими грамоты, что после тое своее грамоты князь Дмитрей колика есть лиха починил, и крови христианскиа пролилося, и запустениа от него». Разве после этого можно называть его «духовным сыном»? Евфимий писал митрополиту, что прежде князья приезжали в Новгород «и честь им въздавали по силе», а митрополиты таких грамот, как Иона «с тягостию», не присылали. Но ведь тогда и князья такого лиха не чинили, как Шемяка, возражал ему Иона. Князь Дмитрий ведь «княгиню свою, и дети, и весь свой кош оставя у вас в Великом Новегороде, да, от вас ходя в великое княжение, христианство губил». Митрополит писал, чтобы Евфимий с посадником, тысяцким и Великим Новгородом послали «с челобитьем и со всею управою» к Василию II, и обещал за них печаловаться.

http://sedmitza.ru/lib/text/438793/

Этот старец, с радостью приняв его и преподав ему уроки о подвигах иноческого жития, скоро облек его в ангельский образ и переименовал из Никиты в Евфимия. Потом разумный ученик, пробыв довольно долго у прекрасного своего наставника и хорошо научившись от него безмолвию и подвижничеству, по повелению его отходит в киновию, именуемую Писсадинон, чтобы, упражняясь в послушаниях киновии, еще более научиться ему иночеству от старцев ее, – так как жизнь киновийная новоначальным весьма полезна. Игумен обители той, Николай, управлял своим стадом с великим благоразумием, поручая всякому приличное послушание и постепенно возводя учеников своих к созерцанию. Приняв блаженного в свою киновию, разумный этот предстоятель сперва назначал ему разные послушания низкие; и кто не удивится здесь смирению и терпению святого Евфимия? Проходя сии послушания, он ни разу не возроптал на сопряженные с ними великие труды, ибо считал их истинным врачевством для юного своего тела. Если же когда и приходили к нему помыслы об оставленном им богатстве, о жене, о сродниках, то он противопоставлял им неложные слова Спасителя: иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин (Мф. 10, 36), и еще: всяк, иже оставит отца, или матерь, или братию, или жену, или чада Мене ради, сторицею приимет, и живот вечный наследит (Мф. 19, 29). Случавшиеся же безчестия и поругания, считая себя достойным всякого наказания, он принимал с великим удовольствием, а отсюда, чрез безчестие и христоподражательное смирение, сделался выше страстей, изгнал из души своей уныние, покорил себе чрево, обуздал язык, очистил слух и руки, так что преподобно воздевал их на молитву, и приготовил ноги свои, да течет невозбранно во дворы Бога нашего. К тому же стяжал он еще и нрав смиренный, привычку к продолжительному псалмопению, к всенощному стоянию, к непрестанной молитве, к слезам, к чтению Божественных писаний и частым коленопреклонениям, к строгому посту, к постоянству и твердости мыслей, к очищению ума и к возвышению его горе – за что и удостоился Божественного осияния и просвещения.

http://isihazm.ru/1/?id=1831

Посему самое лучшее – сразу преградить путь этому отсечением причин к получениям почестей. Заменить всё одним исканием приближения к Богу; этим путем душа наша скорей достигнет желанного покоя» (290). Отказавшись принять сан, схимонах Евфимий избрал подвиг меньшего слуги в алтаре Господнем – стал «прислуживать всем священнослужителям». Многие его ученики поднялись по служебной лестнице, а он продолжал со смирением подавать им кадило, целовать их руки, «не обращая внимания на то, что эти ученики, почтенные иеромонахи, обращались к нему с глубоким уважением и благоговением и принимали от него уроки жизни» (290–291). Но следует здесь же отметить, что, отклонив от себя священный сан, схимонах Евфимий впоследствии не советовал некоторым братьям без уважительной причины «уклоняться от предлагаемого священства» (290). Явил глубочайшее смирение схимонах Лука (†1898) – себя считал хуже всех, всем низко кланялся и у всех просил прощения. «Впрочем, – читаем в Патерике, – смирение отца Луки не препятствовало ему делать необходимые внушения» (512). А схиархимандрит Андроник (†1974) даже походкой своей обнаруживал царившее в его душе смирение – «ходил всегда смиренно согнувшись» (868). Отличались смирением также схиигумен Кириак (†1961) (645) и иеромонах Варсонофий (XVIII-XIX вв.). О последнем Патерик свидетельствует: «Отец Варсонофий отличался глубоким смирением. Он часто напоминал братии, что истинное внимание заключается в том, чтобы чем-либо не превознестись, но всё покрывать самоукорением и смирением» (109). Особенно поучительно явил смирение схимонах Архипп (†1896). Это один из величайших глинских подвижников (его при жизни считали святым), который жил в XIX веке, но по своей высоте может равняться с аскетами Востока IV–VI веков – периода расцвета монашества: преподобными Антонием Великим (†356), Пахомием Великим (†348), Иларионом Великим († ок. 371), Евфимием Великим (†473), Саввой Освященным (†532) и др. Смирение для отца Архиппа стало как бы его природой. При малейшем недовольстве брата, старец тут же просил у него прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Таким образом при подошве скалы, на вершине которой находилась пещера уединения подвижников, образовалась из приходивших к отшельникам за духовными наставлениями обитель, 9 отстоящая от Иерусалима на 10.000 шагов, или на десять миль. Начальником обители был преп. Феоктист, а духовным отцом и руководителем всех препод. Евфимий, друг и наставник Феоктиста. Всем, вступавшим в обитель Феоктиста, преп. Евфимий в отеческих и дружеских советах внушал, что расстающиеся с миром и благами мира всегда должны помышлять об одном только послушании и смирении, а не жить по своей воле; постоянно памятовать о смерти, страшиться вечных мучении и стремиться к царству небесному; во всякое время посвящать себя трудам, рукоделию, занятиям, и преимущественно в юношеских летах, когда страсти пылкого возраста особенно сильно обуревают человека. В этом возрасте, для собственной безопасности, необходимо удручать свое тело трудами и подвигами, чтобы страстная плоть повиновалась разуму и юношеская пылкость охладевала... Советовал он также, сохранять благоговейное молчание в храме Господнем и не говорить ни с кем по время совершения святых Таин; не давать воли языку за трапезою и не выставлять на показ своих подвигов поста и молитвы. Особенно поучал всех жить в мире и братском единении; не иметь вражды и разделений между собою, но объединяться любовью во Христе. Все верующие христиане – чада одного Отца небесного, дети одной семьи, братья и сестры между собою, искупленные кровью Христа и предназначенные к вечному блаженству. Глубоко падали на сердца приходивших слушателей подобные наставления Евфимия и с каждым разом все более и более привлекали в обитель преп. Феоктиста желающих вступить в число братии. 10 Но народ еще большими толпами стал стекаться к великим подвижникам, когда Господь прославил их даром чудотворений. Первым чудом было исцеление Теревона, сына сарацинского старейшины в Аравии Аспевета, половина тела которого была поражена неизлечимою болезнью. 11 Чудо исцеления Теревона сделало его и прибывших с ним верующими во Христа, а вместе с тем привлекло в пустыню великое множество одержимых различными недугами и болезнями, от которых и получали исцеление. 12 Особенно же великие постники и неутомимые молитвенники получили дар изгонять нечистых духов, по слову Христа: «сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом» ( Мк. 9:29 ; Мф. 17:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

Радуйся, Евфимие, скорый помощниче и преславный чудотворче! Кондак 9 Всякое духовное утешение почерпал еси, преподобне, от содружества с великим Сергием, словом спасения в беседах назидаяся, подвиги иноческия с ним разделяя и купно воспевая Богу: Аллилуиа. Икос 9 Витийствующий язык не может по достоянию восхвалити труды твоя, подвиги и всякую добродетель твою: от юности бо до маститыя старости неустанно Богу работал еси, труды ко трудом прилагая и восходя от силы в силу, да вообразится в тебе Христос, Егоже ради подвизался еси, Егоже возлюбил еси, Егоже вожделе душа твоя. Настави убо на путь Христовых заповедей и нас, взывающих к тебе сице: Радуйся, от младых ногтей до престарения всю жизнь твою Богу посвятивый; Радуйся, делая в вертограде Христове, тяготу и вар дне понесый. Радуйся, в жизни присно о смерти помышлявый; Радуйся, выну предстати Страшному Судищу Христову готовивыйся. Радуйся, умерый миру и плоти прежде успения своего; Радуйся, воскресый духом прежде преития в райская селения. Радуйся, подвигом добрым подвизавыйся; Радуйся, честне земное течение скончавый. Радуйся, рабе верный, в радость Господа своего вшедый; Радуйся, доблий воине Царя Небеснаго, венец славы вечныя приявый. Радуйся, яко Престолу Царя Славы предстоиши; Радуйся, яко Христу Царю молитвы о нас приносиши. Радуйся, Евфимие, скорый помощниче и преславный чудотворче! Кондак 10 Спасти хотя всех, твоего наставления требующих, грешных призывал еси к покаянию, болящим подавал еси исцеления молитвою твоею, братии имети любовь между собою заповедал еси, и в час смертный, всех благословляя и прощение коемуждо подавая, неотступен от обители твоея обещался еси пребыти духом твоим, егоже с миром предал еси Богу, вопия Ему: Аллилуиа. Икос 10 Стена был еси и ограждение и по преставлении обители твоей и добрых уставов иноческаго жития: небрегуща бо об обители архимандрита Евфимия огневицею поразил еси, келаря же Киприана, устава, даннаго тобою, несоблюдша, разслаблением вразумил еси; темже мы, прославляя тя, яко неусыпнаго стража обители, взываем ти таковая:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Православный народ оградили еще «щитом веры». «Отец Симеон (Полоцкий), – пишет Негребецкий в своей челобитной, – познав тех ересей лютеранских прозябение, с великим трудом, ради веры нашей и св. церкви защищения, написал против тех ересей книгу велию, весьма чести достойную» (щит веры). Ученые Лихуды, через 10 дней по прибытии своем в Москву (в 1685 г.), в присутствии вдовствующей царицы (Марфы Матвеевны Апраксиной), ее братьев, патриаршего племянника, боярина Мусина-Пушкина и многих других, вели публичное состязание с пресловутым Яном Белободским и разоблачили всю странную и пеструю смесь верований, с которой легко мирилась его нещекотливая совесть. Хотя шарлатанство и вольнодумство Белободского было посрамлено, и он, со стыдом сознавшись перед Лихудами, что «не причастен теологии и философии негоразд профессор», с позором был выгнан из Москвы, тем не менее идеи Белободского не переставали производить брожение в обществе. На это брожение жалуется так сильно монах Евфимий в известном уже нам слове своем, произнесенном в 1687 году патриархом Иоакимом. Монах Евфимий предлагал и меры против зла: он просил патриарха «издати печатным тиснением два сечива: сечиво Мелетия Сурига, учителя великого константинопольской церкви и Досифея святейшего, иерусалимского патриарха сечиво, иссекающие изкоренно терния латинския и люторския и кольвинския», а также напечатать ряд святоотеческих подходящих творений 243 . Друзья и последователи Белободского, видя поднимавшуюся против них грозу, устрояют искусный громоотвод, отвлекая от себя внимание толпы и отводя от себя грозную силу на всех опасных для них поборников православия: они стараются раздуть исконный антагонизм между русскими и латинянцами, между старым, начавшимся с прибытием в Москву Епифания Славенецкого, славяно-эллинским образованием и вновь возникшей под влиянием Полоцкого латино-польской образованностью. В самом деле, что бы это значило, что Епифаний Славенецкий, по своему аскетическому, миролюбивому и кроткому характеру державший себя вдали от общественных и литературных дрязг, этот вечный кабинетный труженик науки, глубокомысленный, серьезный и беспристрастный, вдруг вступает в мелочную и не беспристрастную полемику с Симеоном Полоцким , этим беспокойным, придворным и общественным интриганом, этой ходячей маскирующейся энциклопедией всяких знаний, ритором-дилетантом? Что бы значило, что эти вожди тогдашней науки, призванные с юга для совместного распространения науки на севере, и так дружно и долго работавшие здесь, вдруг расходятся друг с другом и упрекают один другого в неправославии? Эта упорная и мелочная полемика, эта личная разладица сама по себе не объяснима, без возбуждения ее извне.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Псалом 103 Псалом Давиду о мирстем бытии. Предыдущим псалмом Давид славословит Господа, благодаря Ему за те благодеяния, которые Он оказал нам, а сим прославляет Его, весьма удивляясь особенно происшедшему от Него созданию твари. (1) Феодорита: Благодать всесвятого Духа не только предлагает людям нравственное и догматическое учение, но и наставляет, как должно прилежно хвалить Творца; для сего-то и написала сей псалом, употребив в служение сему блаженного Давида, чтобы знали все, какие песни должно приносить в воздаяние благодетелю. Пс.103:1 .  Благослови, душе моя, Господа! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело Благослови, говорит, и прославляй душа моя, Господа. Господи, Боже мой! Ты по всем своим Божественным свойствам и совершенствам оказался для нас словесных весьма великим; из чего? Из великого произведения тварей и промысла Твоего о них(1). (1) Слова Златословесного: Не только Бог благословляет человека; но и человек Бога, но не одним и тем же: Бог благословляет человека тем, что поставляет его в безопасности и делает его славным, как Авраама; а человек не так, но он делает тогда славным самого себя (т. е. когда благословляет Бога); ибо благословляет ли Бог человека, или человек Бога, из того и другого происходит польза для человека, так как Божество не подлежит никаким нуждам. Что же значит: Ты весьма возвеличился? То ли что Он получил новое величие? Как же делается великим тот, кто, будучи всегда велик, не может получать приращения? Когда преданные Ему ведут отличную жизнь, когда и словами и делами восхваляют Его: тогда Он возвеличивается, не сам получая нечто к своему увеличению, но для незнающих Его оказывается великим чрез рабов своих; Феодорита: Будучи велик по естеству Он открывает сие для благочестивых, притом не все величие, но сколько вмещает человеческое естество посредством величия тварей и промысла и разнообразия. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси Исповеданием Давид называет здесь благодарность, а великолепие приличную великому честь. В то и другое, говорит, Ты облечен, Господи, чрез величественность творений своих; и в благодарность за то, что Ты создал столь удивительные твари, и в честь, поскольку Ты столь великолепный Творец их.(1)

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Обаче всуе мятется, сокровищствует, и не весть, кому соберет я Обаче – здесь поставлено вместо – Итак, говорит, человек тщетно беспокоится, и стремясь то вверх, то вниз, добивается приобретения богатства, когда все суетно, и что еще хуже, когда сей несчастный, хотя и подвизается в приобретении имущества, не знает, кто будет наследник имущества его, тогда как собирающему его принадлежит труд и мучение, а выгода и наслаждение, быть может, принадлежат другому (1). (1) Слова Феодорита: Люди живые ничем не различаются от написанных на картине. Ибо естество (бытие) как тех, так и других равно скоро протекает от времени и повреждается. Но тем не менее мятутся (люди), спорят, бьются, враждуют, торгуют и вся жизнь их, имеющая концем смерть, исполнена кружения. Но, собирая богатство с мучением и великим трудом, они не знают, кто будет наследник его. Часто сын бывает целью собранных сокровищ: но (вместо того) случалось, что собранное ими делалось добычею разбойников, пищею клеветников, пленом врагов. Это и блаженный Давид написал, имея побуждением к тому свои собственные приключения. Ибо, сделав свое царство весьма великим и славным чрез добычи военные и взнос даней от иноплеменников, он не знал нечестивого и беззаконного намерения сына (своего). Потом, видя его возобладавшим государством и усвоившим себе заготовленное (в нем) богатство, он произнес сии чудные слова: однакож тщетно метется, ищет сокровищ и не знает, кому собирает их. Пс.38:8 .  И ныне кто терпение мое? Не Господь ли? Итак, когда, говорит, все вещи таковы и все человеческое тщетно, то что другое может быть моим терпением, моею надеждою? Не Ты ли один, Господи? Подлинно Ты один, и то и другое должно читать вопросительно. И состав (стояние) мой от Тебе есть. Ты, говорит, Господи, надежда моя; ибо от Тебя зависит бытие мое, то есть, вообще то, что я существую. Посему промысли о своем создании, которое с благодарным сердцем признает Тебя своим Создателем (1). (1) Некто толкует: И состав мой от Тебя, то есть, Ты укрепил меня к подъятию и понесению бедствий, наведенных свыше гневом Бога, в качестве чадолюбивого отца, наказующего, чтоб избираемо было лучшее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010