В лто 7040 (1532), мсяца февраля 11, на паметь святого священномученика Власья, 615 в нделю сыропусную, в десятый час дьни 616 преставися старець Касьянъ Босой, восъприемник от святыя купели въ святмъ крещении царя, государя, великого князя Ивана Васильевича, всея Русии самодержца. 588 ...иже быстъ во Иосифове монастырь... – Иосиф Волоцкий (1439/1440–1515) – крупный церковный деятель и писатель, ученик Пафнутия Боровского, основатель волоколамского монастыря Успения Богородицы (1479), позднее получившего его имя. Иосиф Волоцкий был сторонником сильной великокняжеской власти, защитником монастырского землевладения и строгого общежительного устава, идеологом «воинствующей Церкви» в борьбе с еретическими движениями конца XV – начала XVI в. Местное почитание Иосифа Волоцкого как святого началось с 1579 г., повсеместное празднование было установлено собором 1591 г. Основанный им монастырь был центром иосифлянской школы монашества, книгописной культуры XV–XVI вв. Здесь в заточении находились Вассиан Патрикеев и Максим Грек . Постриженниками монастыря были крупнейшие церковные иерархи, писатели и книжники XVI столетия (митрополит Даниил, казанский архиепископ Гурий Руготин, Досифей Топорков, Нифонт Кормилицын, Евфимий Турков и др.). О волоколамском Успенском монастыре и его основателе см.: Волоколамский патерик Досифея Топоркова (наст. изд., т. 9, с. 487–501). 589 ...князь велики Иванъ Васильевич всея Русии... – Иван III (1440–1505), великий князь Московский (с 1462), сын Василия II. Проводил политику централизации Руси, присоединил Ярославль (1463), Новгород (1478), Тверь (1482) и др. Был организатором «великого стояния на Угре» (1480), в результате которого было свергнуто монголо-татарское иго на Руси (см. наст. изд., т. 7, с. 380–385). Во время правления Ивана III, принявшего титул великого князя «всея Руси», велось активное строительство в Москве, новом политическом и культурном центре страны, был составлен Судебник 1497 г., вырос авторитет Московского государства в делах международной политики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

843 О славянах Дуростола и соседних с ним мест см. июля 18. Дуростол у Птоломея, Дуростен на Пефтингеровой карте, Диристра и Дристра у византийцев, Дрествин в рус­ских летописях, у турков Силистрия, по древнему названию своему – город славянский. 844 «При императорах римские войска по большей части составлялись из ино­странцев, и провинции с огорчением видели, что цвет их юношества выводили на бран­ное поле» (Адам А. Римские древности. Ч. 2). В 537 г. к Величару в Рим послано было 1600 антов и славян из живших оседло по Дунаю (см.: Procopius Caesarensis . De Bello Gothico Прокопий). 845 На Ефесском соборе 431 г. был епископ Дуростольский; но после того до X века не было в Дуростоле епископа ( Wiltsch . Handbuch der kirchlichen). 846 В отдаленной от центра Грузии и необитаемой местности Гареджийской из 12-ти бывших прежде обителей красуются теперь только две, и те – полуразрушенные, высе­ченные в скалах. Остальные опустели и стоят в развалинах, представляя собою велико­лепное искусство древности. 849 Прп. Кирилл Белоезерский писал к князю Юрию: «был здесь брат твой, князь Андрей; здесь вотчина его, и нам было необходимо отдать ему, государю нашему, по­клон» (Акты, собранные Археографическою экспедициею. Т. 1). 850 Пролог 27 мая; Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии.Ч. VI. Между рукописями патр. Филарета по описи 1630 г., книга прп. отец Ферапонта и Мартемьяна (Иванов П.И. Описание Государственного разрядного архива). 852 Палаузов С.Н. Румынские господарства Молдавия и Валахия. СПб., 1859. О св. Нифонте см.: Афонский патерик. Ч. 2. 853 Сербляк в предисловии жалеет, что не мог приготовить службы «св. Стефану, его же мощи почивают в Пипере». Прп. Филотея, коей память 28 мая и житие опи­санное Тернов. патр. Евфимием в минеях митр. Макария, была родом, как оказалось по житию, из Пафлогонии гречанка, и Евфимий описал жизнь ее только по тому случаю, что мощи ее перенесены были в Тернов. Потому не помещаем жития ее между житиями святых славян, как не поместим под 2 июня жития муч. Иоанна, уроженца Трапезунтского, следовательно грека, хотя почивающего в Молдавии. Читать далее Источник: Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней, архиепископа Филарета Черниговского. В 2 кн. Январь-Июнь. - Москва: Сибирская благозвонница, 2011. – 959 с. ISBN 978-5-91362-493-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Большой интерес представляют произведения Е., включенные в составленный им в 1575-1587 гг. Канонник: духовная грамота и предсмертная исповедь (черновики с правкой автора), канон на исход души и канон за умершего друга, в виде летописных записей краткие некрологи насельникам Иосифова монастыря за время настоятельства Е., краткий семейный летописец (Е. записал даты своего пострига, кончины архиеп. Феодосия, смерти отца, деда и дяди (РГБ. Ф. 113. Вол. 412. Л. 30 об., 116-120 и др.)). На внутренней стороне верхней крышки переплета А. А. Зимин нашел предсмертное письмо матери Е. инокини Марины (публ.: Зимин А. А. Рукописи Евфимия (Туркова) и письмо Марины (Турковой)//Лингвист. источниковедение. М., 1963. С. 136-139). Помимо текстов Е. в Канонник вошли неск. канонов, службы преподобным Евфимию Великому, Иосифу Волоцкому. В 1571 г. Е. дал «по своей душе» вкладом 7 книг, из них 4 - «своего писма». В 1575-1587 гг. он переписал основную часть Псалтири РГБ. Ф. 113. Вол. 213. Л. 1-481 об., 490 об. Игумен следил за составлением сборников его учениками. В рукописи РГБ. Ф. 113. Вол. 133, принадлежавшей ученику Е. Левкию (Аишеву), есть помета: «Благословение Евфимия», здесь же имеется автограф Е. Выявлены пометы Е. на рукописи, хранящейся в ГЛМ 204),- на обороте форзацного листа читается его указание: «Сие тетрати по кельям не давати, держати в казне у книгохранителя». В сборнике 20-х гг. XVI в., написанном, по-видимому, в Симоновом Новом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре (РГБ. Ф. 113. Вол. 566), на пришитых к основному блоку листах 537-538 также найдены записи Е. ( Плигузов. 2002. С. 103). На обороте последнего листа кодекса, имеющего в составе «Собрание некоего старца» (наиболее раннее произведение, излагающее идеи нестяжательства (см. Нестяжатели )), Е. указал, что «сий соборник владыки Леонида Резанского и Муромскаго. Переделан лета 7084, месяца июня, 2 дня» (Л. 538 об.). Участие Е. в управлении Волоколамским монастырем Е. играл значительную роль в управлении монастырским хозяйством еще прежде назначения настоятелем.

http://pravenc.ru/text/187717.html

Первое упоминание об иконе относится к 1572 г.: в «Записной книге» Иосифо-Волоколамского мон-ря отмечен вклад Малюты Скуратова - «Образ местный большой Пречистые Богородицы Владимирские», а также его «обещание» воздвигнуть в обители ц. в честь сретения Владимирской иконы, на сооружение к-рой им были пожертвованы деньги и получена благословенная грамота митр. Кирилла (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. 395. Л. 168-169 об.). В 70-х гг. XVI в. (вероятно, между 1573 и 1575, до 1584) игум. Евфимием (Турковым) было составлено сказание о местночтимой святыне, озаглавленное «О принесении иконы Пречистыа Богородицы Владимеръскыа, и чюдо святого о диаке Петре». Оно было включено в 3-ю редакцию Жития прп. Иосифа Волоцкого после 11 его чудес как 12-е чудо (древнейший список находится в сборнике 80-х гг. XVI в. из б-ки Софийского собора в Вел. Новгороде - РНБ. Соф. 451/1. Л. 119-128 об.). В сказании говорится о знатном вельможе Григории (Малюте Скуратове), давшем обет воздвигнуть в Иосифо-Волоколамском мон-ре ц. в честь сретения Владимирской иконы и до начала ее строительства пославшем в мон-рь В. и., украшенную драгоценным окладом с изображением на полях, по указанию Григория, митрополитов Петра и Ионы. 2 марта 1572 г. с крестным ходом икона была принесена в мон-рь. Несший ее слуга Григория Петр имел «бесовские помышления» и «хульные помыслы», за что был наказан: при внесении иконы в Успенскую ц. он ударился головой о железную дверь; исцелен благодаря соборному молебну перед новой чудотворной В. и. Икона была заказана и вложена в Иосифо-Волоколамский мон-рь как храмовый образ для «обещанной» надвратной церкви накануне ухода Малюты Скуратова на Ливонскую войну. При осаде замка Вайсенштайн (ныне г. Пайде, Эстония) Малюта был убит (1 янв. 1573), и Сретенскую ц. построил его племянник Богдан Бельский (но не над въездными воротами, а близ северо-зап. угла Успенского собора). Принесенная в мон-рь икона была поставлена у царских врат Успенского собора, здесь она оставалась и после возведения Сретенской ц.

http://pravenc.ru/text/154962.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание архиепископа Геннадия Новгородского епископу Нифонту Суздальскому. 1488 г., январь Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников «Послание Геннадия Нифонту Суздальскому» до сих пор полностью не издавалось. С цензурными пропусками (без описания «кощунств») «Послание» это напечатано И. Хрущевым в «Источниках» его книги «Исследования о сочинениях Иосифа Санина» (стр. XXII—XXIII). «Послание» сохранилось в одном известном нам списке: 1) ГПБ, Q.XVII.50 (из собрания Ф. Толстого, отд. II, 341); 4°; вт. пол. XVI в. (скрепа Евфимия Туркова, бывшего игуменом Волоколамского монастыря в 1575— 1587 гг.) Л. 296 — «Послание Геннадия Нифонту». Подробное описание — в «Обстоятельном описании славяно-российских рукописей Ф. А. Толстого» К. Калайдовича и П. Строева (М., 1825, стр. 472) и у И. Хрущова (ук. соч., стр. XX—XXIII). Генадий архиепископ Великого Новаграда и Пскова святейшему и боголюбивому и о святом дусе брату и сослужебнику Нифонту епископу Суздалскому достойную и духовную любов сиим нашим писанием, въспосылаем боголюбию твоему, яко да будеши в здравии всесвященне и духовне и телесне Что есми послал государю великому князю да и митрополиту грамоты да и подлиник о новгородцких еретицех, а Прохору епископу Сарскому грамоту есми о той же ереси послал же, а тебя тогды на Москве не было. И о сем твоему боголюбию въспоминаю, чтобы еси посмотрел в владычню в Прохорову грамоту в первую, занеже тамо о их ересех пространно изъявленно. Да усердно о том потщание имея, споборствуя по Христе бозе и пречистыя его богоматери, яко же должно есть твоему святительству въспоминая государю великому князу да и господину отцу нашему Геронтею митрополиту всея Руси, чтобы тому делу потщался исправление учинити, занеже ныне как продлилось то дело — обыск ему не крепок чинитца.

http://sedmitza.ru/lib/text/433577/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ († 1581), митр. Московский и всея Руси (c 1572). До пострижения в монашество был женат, имел сына, постригшегося с именем Вассиан в московском Новоспасском мон-ре . Иноческий путь А. предположительно начался также в Новоспасском мон-ре, А. находился под духовным руководством настоятеля мон-ря архим. Галактиона (1558-1565, с 1565 еп. Сарский), затем сам был настоятелем мон-ря (1565-1568). С 1568 г. еп. Полоцкий. В мае 1572 г. А. избран митр. Московским и всея Руси, избранию предшествовал церковный Собор, на к-ром царю Иоанну IV Васильевичу Грозному было разрешено вступить в 4-й брак. При А. были разбиты войска крымского хана при Молодях (30 июля - 2 авг. 1572), царь отменил опричнину (авг. 1572), состоялся общий приговор Боярской думы и освященного Собора не давать земельных вкладов в богатые мон-ри (9 окт. 1572). В 1573 г., после кончины польск. кор. Сигизмунда II Августа , польск. сенат, куда входили католич. епископы Краковский и Виленский, направил А. послание, в к-ром просил митрополита ходатайствовать перед царем, чтобы тот не начинал войну, пока в Польше нет правителя (Опись архива. Ч. 1. С. 91). В 1577 г. А. послал грамоту в Соловецкий мон-рь , благословляя его иноков усердно молиться о даровании победы рус. воинству в ливонском походе; сохранились также грамоты А. мон-рям, освобождавшие от уплаты пошлин. В 1580 г. был принят соборный приговор, запрещавший Церкви приобретать и брать в качестве вкладов земельные владения. Пребывание А. на Первосвятительской кафедре было тревожным. Согласно описи 1626 г., в Посольском приказе хранилось «Сыскное дело про митрополита Антония да про Крутицкого владыку Тарасия, 83-го и 84-го году» (Опись архива. Ч. 2. С. 258); во время возобновившихся осенью 1575 г. казней в Москве головы казненных бросали на двор митрополита. Невзирая на трудности, церковная жизнь продолжала освящаться благодатными событиями. В предстоятельство А. была причислена к лику святых прп. Евфросиния Суздальская (пам. 25 сент.). После 1578 г. из Чернигова в Москву были перенесены мощи святых мучеников кн. Михаила и боярина Феодора Черниговских , в память этого события был установлен праздник 14 февр. Перенесению мощей предшествовало молитвенное «послание» царя и митрополита Черниговским чудотворцам с просьбой согласиться на перенос их святых останков в Москву. В Обиходнике Иосифова Волоколамского мон-ря , составленном игум. Евфимием (Турковым ; 1573-1587), имеется запись о том, что 20 дек. 1578 г. «повелением царя и благословением митрополита Антония... уложили праздновати и пети в обители Пресвятой Богородицы преподобному отцу нашему игумену Иосифу» (ЧОИДР. 1847. Кн. 7. Отд. 4). В 1579 г. царевич Иоанн Иоаннович по благословению А. написал житие прп. Антония Сийского, канонизированного в том же году. В 1579 г. произошло явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери .

http://pravenc.ru/text/115920.html

958 Рукоп. Моск. д. Акад. (не разборчиво) л. 218–219. Летописи русской литер. Тихонравова т. V, отд. III, 137–142. 960 Стоглав. изд. Кажанчикова гл. 31. 103–108. Макарий История Русской Церкви т. VIII. 122–129. Впрочем вопрос о крестном знамении продолжал рассматриваться и обсуждаться и после Стоглавого собора. В послании к Иоанну Грозному неизвестный автор жалуется на то, что «несть на нас истиннаго крестнаго знамения по существу». Чтен. в общ. истор. и древн. 1874 г. кн. I, 86–87. 962 Летописи русской литературы, изд. Тихонравова, т. V, отд. III, 146. Ученые Записки Имп. Казанск. Унив. вып. 1864 г. вып. II, О кормчей князя Вассиана Патрикеева. Статья Павлова 489–498. Павлов. Историч. очерк секуляризации церк. земель в России, 129. 964 Хрущев. Исследование о сочинениях Иосифа Санина стр. VII. Древняя и новая Россия 1875 г. 3, статья: князь инок Вассиан Патрикеев. 966 Карамзин т. VIII, изд. 1817 года 213, прим. 389. Строев: Списки иерархов, 1030. Сказания Курбского, примеч. 61. 970 Рукопись Москов. дух. Акад. (не разборчиво) Вол. XVI в. в 4-х. л. 74–75. Акты истор. т. I, 216, 410–411. 971 Выпись о начале Иосифова монастыря в рукоп. Моск. д. Акад. (не разборчиво) л. 73–74. Обиходник Волоколамского монастыря сост. Евфимием Турковым в рукоп. Моск. д. Акад. (не разборчиво) л. 38–41. 71–72. Опись церковного имущества Иосифова монастыря от 1590–1591 г. в рукописи Волоколамского монастыря, хранящейся в монастырской ризнице (не разборчиво) л. 47. Сведения, находящиеся у Строева в его «списке Иерархов и настоятелей русской церкви», и относящиеся доперечисленных выше лиц, по большей части ошибочные и неверные. Список иерархов и настоятелей. 1034–1035. 414–415. 589–590. 288. 441. 974 В житии раскольнического инока Корнилия, современника патр. Никона, написанном со слов самого Корнилия учеником его Пахомием, говорится о Никоне, что он «преподобного отца Иосифа Волоколамскаго злословил зело и поносил, ябедником называл такова богослувца, и не покланялся образу его святому; о сем глаголаша ученицы его – Никоновы». Рукопись Императорской Публичной библиотеки Q. I. 401, л. 179. Слова Пахомия можно называть преувеличенными, но в основе их-находится доля истины. Так позволяет думать синодик, писанный патриархом Никоном , где перечислены все святые русской церкви, от самого начала ее сушествования, но среди святых не упомянут преподобный Иосиф Волоцкий . Рукопись Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, 27, по каталогу Амфилохия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

(Аишев или Акишев; 2-я пол. XVI в.), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , книгописец, владелец обширной б-ки. Социальное происхождение и место рождения Л. неизвестны. Вероятно, он принял постриг в 70-х гг. XVI в., поскольку был учеником книжника Евфимия (Туркова) . В 1582-1587 гг. Л. являлся соборным старцем, а в 1587-1590 гг.- игуменом мон-ря. Во время его настоятельства земельные владения обители продолжали увеличиваться, несмотря на меры правительства, предпринятые против роста монастырских вотчин. В 1589-1590 гг. старец Никифор (Морин) в качестве подушного вклада передал в мон-рь сельцо Сафатово и пустошь Уткину в Волоцком у. (АФЗХ. Ч. 2. 386). В этот же период старец Феодорит (Шереметев) пожертвовал с. Бурухино и сельцо Рудино в Коломенском у. (Там же. 387), к-рые, впрочем, не вошли в состав монастырских владений, поскольку были «отписаны» на государя, однако в качестве компенсации Иосифов мон-рь получил дворцовое с. Вейна с селами в Козельском у. (Там же. 388). 5 июля 1590 г. населению этой вотчины была отправлена послушная грамота с повелением подчиняться властям Иосифова мон-ря, грамоту подписал боярин и дворецкий Г. В. Годунов (Там же. 389). При Л. мон-рь пользовался вниманием и заботой гос. власти. 11 февр. 1588 г. по челобитью Л. «з братьею» царь Феодор Иоаннович выдал обители жалованную льготную грамоту на беспошлинный провоз до 4 тыс. рыб «на монастырский обиход» по р. Волге от Казани (Там же. 383). 5 февр. 1589 г. мон-рь получил жалованную льготную грамоту на беспошлинный провоз соли (до 20 тыс. пудов!) из Белоозера и Каргополя (Там же. 385). В янв. 1589 г. Л. присутствовал на Соборе, учредившем Патриаршество в России, и подписал Уложенную соборную грамоту (СГГД. 99). В 1590 г. по неизвестным причинам Л. оставил игуменство, но сохранил за собой влиятельное положение соборного старца (АФЗХ. Ч. 2. 391). В 1595 г. он был ризничим (Три описи Иосифо-Волоколамского монастыря XVI в. Подгот. текстов и публ.: Т. И. Шаблова. СПб., 2014. С. 101). В 1598 г. присутствовал на Земском соборе, избравшем на царский трон Бориса Феодоровича Годунова , и был среди тех представителей духовенства, которые подписали соборную грамоту (ААЭ. Т. 2. С. 15). Л. дал в Иосифов мон-рь крупный денежный вклад - 190 р. (РГАДА. Ф. 181. 141/196. (Записные книги: гл. 82); см.: Зимин. 1977. С. 146).

http://pravenc.ru/text/2463339.html

Л. являлся незаурядным ценителем и собирателем книг. В б-ку обители он передал не менее 28 рукописей. В описи Иосифова Волоколамского монастыря 1545 г. перечислены «Псалтырь, письмо Левкино, попъ Смышньской дал» (КЦДР. 1991. С. 28); «Бесдовник въ десть же, в начал писмо Левкино» (Там же. С. 31). В описи 1591 г. названы книги, принадлежавшие Л.: «Еуангелие в четверть тетръ, дал то Еуангелие в дом пречистые игумен Лефкя» (Там же. С. 50); «Апостолъ в четверть, дача игумена Левки» (Там же. С. 54); «Псалтырь Паисинъская Хутынца, у игумена Левки» (Там же. С. 60); «после описи прибыла псалтыря в четверть с слдованиемъ, дача игумена Левки» (Там же. С. 66); «Псалмы в осминку, дача игумена Левкеи» (Там же. С. 69. Примеч. 14); «Ермолой в осминку, дача игумена Левки» (Там же. С. 90); «после отписи прибыл потребник в четверть, дача игумена Левки» (Там же. С. 94); «...Левкя же дал Пречистыя Богородицы книг: Еуангелие в малую полдесть, оболочено комкою багровыя, застешки замтные, медные; Еуангелие в четверть, оболочено кожею; Апостол в полдесть, оболочен кожею; Псалтырь в четверть, оболочена кожею, и та Псалтыря отдана съ собору Деонисию митрополиту при игумене Еуфимие; Псалтыря в четверть съ следаваниемъ, кожею оболочена; Псалтырь в осминку съ слдованием, писмо мелко; Псаломцы в осминку; Канунникъ в четверть; Потребник в четверть; Ирмолой в осминку; Дьяконникъ в осминку; книга в четверть в затылк, писаны стихиры и канун и Житие Иосифа чюдотворца, и та книга дана Варлааму митрополиту ноугороцкому; книга в полдесть в затылк Правила апостольские» (Там же. С. 99). В наст. время можно считать установленным, что Л. принадлежали рукописи: ГИМ. Епарх. 48, 153 (автограф), 237; РГБ. Вол. 314, 512. Напротив, Евангелие РГБ. Вол. 42 не относилось к б-ке старца (ранее считалось принадлежащим ему; см.: Иосиф, иером. 1882. С. 7). К одному из своих сборников составитель написал предисловие: «Соборникь игуменской, вкратце избранно отъ божественных словесъ евангельскых, и апостольскыхъ, и отеческыхъ, на ползу прочитающим съ вниманиемъ и не усты токмо глаголющим и листы обращающим, в сердцы же не скрывающимъ и делы не исполняющих, яко же азъ окаянный, увы мне, написах въ книзе сей 10 глав, а в сердцы моемъ не единоя съкрыхъ, делом же ни единыа строкы не сьтворих, всуе трудихся безумный. Давыд бо пророк глаголет: «в сердцы моемъ съкрыхъ словеса твоа, да не согрешу тебе, а не усты токмо изглаголахъ». Азъ же усты токмо прочтохъ, делы исполняти оставихъ вам отцем и братиямь моим. Бога ради прочитающеи сию книжицу помяните мя грешного в святыхъ вашиъ молитвахъ» (РГБ. Вол. 512. Л. 1). В конце Псалтири, написанной Евфимием (Турковым), Л. разместил сочиненный им краткий некролог, посвященный писцу рукописи (РГБ. Вол. 213. Л. 491).

http://pravenc.ru/text/2463339.html

– Нет, нет! – ревел он густым басом: пойдём в мою келью; архондарик – сыр, не устлан рогожками, и не опрятен; а в своей келье я покажу вам три сокровища, три благодати, три райские леторасли. – Объясни мне, старче, иносказания твои. – Разве не слыхал ты, святый архимандрит, о трёх новых мучениках, Евфимии, Акакии и Игнатии? Вот мои три сокровища, три благодати, три райские леторасли. Они в моей келье. – А как зовут тебя по имени, отче? – Григорий грешный: ответил он, и потащил меня за руку в свою келью. В эту минуту я почувствовал в себе такое сильно неприятное смущение, какого никогда не испытывал, потому что никогда не случалось мне идти рядом с приготовителем и проводником мучеников. Давненько говорили мне Афонские монахи об этом Григории и об его умении готовить иноков к мученической смерти: но я не знал, что он – дикей Иверо-предтеченского скита; и вот довелось мне встретиться с этим диковинным монахом, который поощряет иноков к мучениям, покупает их тела у Турецких стражей, дробит их на части, и привозит в свой скит. От Предтеченской церкви оба мы сошли к мостику, перекинутому через шумящий поток, и переправились по нему на другую сторону скитской дебри, а здесь поднялись по косогорью, и скоро пришли в келью. Тут в церквице, освящённой во имя св. Николая Чудотворца, грешный Григорий с набожною поспешностью растворил царские двери, вынес оттуда три главы, обложенные серебром, и три зубные челюсти в ящичке, положенные вверх зубами, и поставил их на столике пред иконостасом, испуская тяжёлые вздохи. Я под сильным влиянием неприятно–смутного чувства, порождённого моим тогдашним неуменьем понять и оценить геройскую готовность греческих христиан умирать за Христа в ответ тиранству Турков, забиравших детей их в полки янычарские, я, находясь под таким влиянием, показал вид, будто облобызал эти главы, а на нечётные зубы только взглянул торопко, и отошёл к правому клиросу. Но тут ещё более усилилось смущение моё, и вот от чего. Взор мой встретил икону, на которой в средине изображены три юных мученика Евфимий, Акакий и Игнатий, а на полях – их мучения и перевезение останков их на Афон. В чёлне сидит угрюмый Григорий. Длинная и широкая борода его осеняет сундук, в котором он везёт свои три благодати. Не знаю: заметил ли моё смущение этот дикей. Думаю, что не заметил, потому что показал мне ещё разные тряпки (sic) и верёвку, которою был удавлен один из его мучеников, и часть руки с кожею на пальцах её, непрестанно вздыхал и говорил мне, что эти тряпки издают неизреченное благоухание. Я торопко посмотрел на все эти доказательства мученической смерти вышеназванных юношей, выпросил у дикея рукописные Жития их, отсчитал ему 300 пиастров, возвратился в Иверскую обитель, и здесь написал краткое сказание о посещённом мною ските. Вот оно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010