Настоятельство в монастыре сем с самого основания было Игуменское до 7159/1651 года, а потом учреждена Архимандрия, и первый в сан сей определён бывший Хутынский Архимандрит Евфимий, которому по следующей грамоте Никона, Митрополита Великого Новгорода и Великих Лук, дозволено служить в шапке, с полицей и с ручным сулогом. Божьей милостью смиренный Никон, Преосвященный Митрополит Великого Новгорода и Великих Лук. По благодати Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа данной Нам от Пресвятого и Животворящего Духа, и Благоверного и Христолюбивого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Русии по Именному Приказу, и за радость торжественного дня Дочери своей Государевой Благоверной и Христолюбивой Царевны и Великой Княжны Евдокии Алексеевны и рождения дни, указал в своём Царском богомолье в пречестной обители, иже во святых Отца нашего Николы, Архиепископа Мирликийского Чудотворца, и иже во святых Отца нашего Евфимия, Архиепископа Новгородского Чудотворца, в соборном в Вяжицком монастыре Спаса Хутыня монастыря бывшему Архимандриту Евфимию быть Архимандритом с шапкой и с полицей и с ручным сулогом. И Мы, Великий Господин Преосвященный Никон, Божией милостью Митрополит Великого Новгорода и Великих Лук, по Государеву Царёву и Великого Князя Алексея Михайловича всея Русии Именному Приказу и радости ради торжественного дня Дочери его Государевой, Благоверной и Христолюбивой Царевны и Великой Княжны Евдокии Алексеевны и рождения дня её, его Архимандрита Евфимия в ту пречестную обитель в соборный в Вяжицкой монастырь на честную и духовную власть в Архимандриты благословили и велели ему святую Литургию в том в соборном в Вяжицком монастыре в шапке и с полицей и с ручным сулогом по чину служить. И вы бы, той честной обители сыновья и сослужебники Нашего смирения, Священноиноки, и Дьяконы, и все яже о Христе братия, и слуги, и крестьяне и бобыли и все приходящие правоверные люди к той святой Божьей церкви и честной обители чтили бы его, Архимандрита Евфимия, и слушали, и повиновались ему добре о Господ Боге, Вседержителе со всяким духовным опасением и порадованием, якоже присному своему Господину, и отцу, и учителю, Пастырю и Настоятелю вашему Архимандриту Евфимию, понеже обретохом его свидетельствована и во всём благоговейна к чистоте боголюбива же и человеколюбива, и боящаяся Бога, и зело сокрушенна сердцем и православием сияюща, и разумом Божественных писаний довольно исполнена, и приводяща себя во всякое благое и спасительное дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Колокольня стоит отдельно от церкви в 11 саженях, зданием каменная. К ней, как видно, примыкали какие-то здания, или вернее Троицкая бывшая церковь . Оттого внизу она с неравными углами в роде контрафорсов и небольшим на северной стороне прикрольком. В настоящее время длина колокольни 3 саж. 2 арш., а ширина 4 саж. без четверти. Под колокольнею устроены кладовые, а в средине ее теплая келлия с двумя окнами. Кровля в роде шпиля конусообразная, покрыта железом и окрашена медянкою; над нею обитая белою жестью главка и крест железный, шестиконечный. Под конусообразною кровлею восемь пролетов с 8-ю колоколами. Из четырех древних колоколов, по надписям, два колокола литы около половины XVI века, при Иоанне IV и архиепископе Макарии, а другие два в начале XVII века, при Василие Иоанновиче Шуйском п митрополите Исидоре. 18. Церкви св. Николая чудотворца и Иоанна Богослова в Вяжицком монастыре Местоположение и основание Вяжицкого монастыря. Возобновление его святителем Евфимием и краткое сведение о сем святителе. Последующая судьба монастыря и устройство церквей его в настоящем виде. Вяжицкий Николаевский мужеский монастырь находится в новгородском уезде, в 12-ти верстах от Новгорода к западу, в лесу на болотистом месте, называемом Вяжище 1381 , на левой стороне речки Каменки, которая ниже монастыря называется Веряжею. Первоначальное основание монастыря относится к XIV веку. Потому что в межевой на вотчины Юрьева монастыря, данной в 1391 году за подписом двух посадников новг. Юрья Онцифоровича и Мирона Ивановича, упоминаются уже вотчины Вяжицкого монастыря 1382 , вероятно, подвергшегося около того времени разорению и опустошению. А посему новое построение его, по летописям, относится к 1411 году. В Новг. III летописи сказано: «в лето 6919 (1111) поставити церковь древяну святого Николы архиепископа Мир Ликийских чудотворца па Вяжицах стяжанием того же монастыря инока строителя Антония, да игумена Пахомия, и честне монастырь устроиша, при архиепископе Иоанне В. Новаграда и Пскова» 1383 . В тойже летописи чрез 8 лет записано: «в лето 6927 (1419) поставиша церковь древяну преподобного отца нашего Антония Великого , на вратех, в монастыре на Вяжицах» 1384 . По монастырским записям, годы значатся теже, а лица, строившие монастырь, другие, даже не упоминается и о церкви Антониевской над вратами 1385 : «он основан жившими тут монахами: Евфросином, Игнатием и Галактионом и к ним пришедшим иеромонахом Пименом, который потом был в оном монастыре первый игумен». Предание к этому прибавляет, что основателями монастыря, троими иноками, построена Никольская церковь , по случаю явленной им чудотворной иконы св. Николая, доселе остающейся храмовою иконою. Разноречие между летописью и монастырскою записью, помещенною в Истории Российской Иерархии, можно примирить только тем, что в летописи представлены игумен и строитель, присланные для новоустрояемого монастыря, а в записи первые пришельцы на место, где основан был монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Святой Моисей, архиепископ Новгородский, управлял паствою в первый раз с 1325 по 1360, когда удалился на покой в созданный им Сковородский монастырь, где 25 января 1362 преставился и почивает с 19 апреля 1686 года открыто. В Новгороде празднуется преставление его в показанное число и обретение мощей в 5-е воскресенье после Пасхи. Святой Евфимий, архиепископ Новгородский, почивает под спудом в Вяжицком монастыре, преставился 1458 года марта 11 дня, в который и память его совершается всею Российскою Церковию. Святой Иона, архиепископ Новгородский, почивает под спудом в Отненском монастыре, после тринадцатилетнего управления паствою преставился 1471 года, ноября 5 дня, в который и память его совершается всею Российскою Церковию. Благоверный князь Владимир Ярославич, создатель Софийского собора. Почивает в нем открыто, преставился 4 октября, в который и память его совершается в созданном им храме. Благоверная княгиня Анна, мать князя Владимира и участница в созидании храма, почивает открыто в Софийском соборе, преставилася февраля 10 дня, в который и память ее местно совершается. Благоверный князь Мстислав Ростиславич, известный в истории под именем Храброго, почивает открыто в Софийском соборе. Он преставился в 1180 году, июня 14 дня, в который и память его местно празднуется. Благоверный князь Феодор Ярославич, преставился 5 июня 1233 года, и был погребен в Юрьеве монастыре. Мощи его обретены 1614 году и перенесены в Софийский собор, где и почивают открыто, день преставления его празднуется всею Российскою Церковию. Преподобный Антоний Римлянин почивает открыто в созданном им Антониевом монастыре, где и подвизался. Преставился 1147 года 3 августа, мощи его обретены в 1597 году июля 1 дня. В Российской Церкви празднуется всюду преставление его 3 августа и местно в Новгороде обретение мощей в пятницу после праздника святых апостолов Петра и Павла. Преподобный Варлаам почивает под спудом в основанном им Хутынском монастыре, где и преставился шестого ноября 1193 года. Вся Российская Церковь празднует преставление его в показанное число, а в Новгороде в первый пяток Петрова поста, торжественно вспоминается чудесное предсказание его о снеге, выпавшем в необыкновенное время летом и оказавшемся благодетельным для полей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

После указа Фотиева и на основании его в Пскове во­дворилось единообразное троение песни аллилуия. Но спустя лет 35 от указа Фотиева между псковичами явился за­щитник двоения песни. Это был некий монах Афанасий, путешествовавший на Восток и представляющий собой, как говорили мы выше, 944 по всей вероятности, одно и тоже лицо с тем тверским иеромонахом Афанасием, который по записям на рукописях известен как человек более или менее долго живший на Востоке, именно – на Афоне 945 . Основав в псковской области монастырь (св. Николая, в настоящее время не существующий и на- —208— ходившийся неизвестно где) 946 , он ввел в нем обычай двоения песни аллилуия, усвоенный им на Афоне, как бывший там господствующим и принимавшийся им, в противоположность псковичам, за единственно правильный и православный способ возглашения песни. Когда псковичи узнали о явившемся среди них нововводителе, они сильно заволновались и жестоко начали поносить его. Один не­известный пскович, принадлежавший к числу усердных почитателей строгой монашеской жизни Афанасия, написал ему несколько посланий, в которых настоятельно убеж­дал его отказаться от двоения, как от ереси, в недавнее будто бы перед тем время заимствованной гре­ками от латинян, и старательно, при помощи тщатель­ным образом собранных свидетельств, доказывал ему, что единственно правильный и православный способ воз­глашения песни есть троение 947 . Когда Афанасий, ссылаясь на пример Афона, на Константинопольского патриарха Иосифа и на всех вселенских патриархов 948 , остался —209— непреклонным, псковичи провозгласили его еретиком. Афанасий обратился с жалобой на псковичей к архиепи­скопу Новгородскому Евфимию (2-му, Вяжицкому, занимав­шему кафедру с 1434 по 1458 г.). Но ответ архиепи­скопа, который еще держался надлежащего взгляда на пред­мет и признавал одинаково правильным и православ­ным как один, так и другой способ возглашения песни, не защитил его от его поносителей 949 . Тогда от архиепископа Афанасий обратился с жалобой к митропо­литу Ионе 950 . Митрополит, не решая спора по существу, написал псковичам только увещание, чтобы «разногласия у них в церквах божиих и в православной христиан­ской вере никакоже не было» 951 . Не успев побороть упорства Афанасиева, псковичи покончили дело тем, что написали указ или как бы приговор, в котором повелевается троить песнь аллилуия в честь трех лиц Св. Троицы, как написано в Богослове, т. е. в апо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Общерус. почитание Н. установлено, вероятно, на Московском Соборе 1549 г., созванном по инициативе митрополита Московского свт. Макария (см.: Голубинский. Канонизация святых. С. 103, 212). Погребение Н. в Киеве имело следствием то, что он не вошел в состав учрежденного при архиепископе Новгородском свт. Евфимии II Вяжицком в 1439 г. Собора Новгородских святителей, погребенных в новгородском Софийском соборе. Так, в 1563 г., перечисляя «новгородских чудотворцев», царь Иоанн IV Васильевич Грозный не называет среди них Н. (АИ. Т. 1. С. 320. 168). Тем не менее вряд ли можно согласиться с Е. Е. Голубинским в том, что по этой причине Н. был чтим менее по сравнению с др. почитаемыми Новгородскими святителями ( Голубинский. Канонизация святых. С. 548). Об авторитете и почитании Н. свидетельствует как составление Жития Н. (см. ниже), так и включение «Вопрошания...» с его каноническими ответами в рус. Кормчие книги различных редакций с посл. четв. XIII в. до 1-й пол. XVII в. включительно (см.: Щапов. 1978. С. 179-180; Белякова Е. В., Мошкова Л. В., Опарина Т. А. Кормчая книга: От рукоп. традиции к первому печатному изданию. М.; СПб., 2017. С. 47, 49, 60-61, 311-312, 363-364 и др.; Опарина Т. А. Споры 1-й пол. XVII в. о каноничности предписаний «Вопрошания Кирика» в отношении зап. христиан//Кирик Новгородец и древнерус. культура. Вел. Новг., 2012. Ч. 2. С. 190-204). М. В. Печников Небольшие заметки летописного характера о Н. помещены в 1-й Кассиановской редакции (1460) Киево-Печерского патерика. Во 2-й Кассиановской редакции (1462) они переработаны в самостоятельный текст - в «Слово о блаженном Нифонте» - 1-е цельное повествование об этом Новгородском святителе. В «Слове...» кратко повествуется о его прибытии в качестве епископа в Киев, об ожидании митрополита, поставленного патриархом, противостоянии митр. Клименту Смолятичу, послании Н. К-польского патриарха, явлении Новгородскому святителю прп. Феодосия Печерского и кончине Н. в Киево-Печерском мон-ре. Источником части сведений о Н. послужила Ипатьевская летопись, однако содержание «Слова...» шире летописных заметок.

http://pravenc.ru/text/2577705.html

М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) КИПРИАН († 1406), свт. (пам. 16 сент., 27 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Киевский и всея Руси МАКАРИЙ († 1563), архиеп. Новгородский и Псковский (1526-1542), митр. Московский и всея Руси (1542-1563, свт. (пам. 30 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей) МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2577705.html

Значит, патриарх Никон писал царю из строящегося Иверского монастыря, где от очевидцев он и узнал о чудесном явлении. Согласно литературным и документальным источникам, в конце февраля 1654 г. 85 Никон приезжал в Иверский монастырь, к строительству которого он приступил годом раньше 86 . Посещение валдайского монастыря Никоном было связано с перенесением туда в это время мощей святого Иакова Боровичского, чудотворца из Духова монастыря. Мощи святого были привезены в Иверский монастырь 24 февраля (ещё в январе патриарх Никон отправил за ними архимандрита Иверского монастыря Дионисия I, архимандрита новгородского Вяжицкого монастыря Евфимия и игумена Спасского монастыря из Старой Руссы. В селе Едрове процессию с мощами святого встречал новгородский митрополит Макарий) 87 . В тот же день патриарх Никон привёз в валдайский монастырь частицы мощей трёх московских святителей и чудотворцев – Филиппа, Петра и Ионы, которые были положены в специально изготовленный для них серебряный ковчег 88 . 25 февраля, в субботу, в соборной церкви патриарх Никон сам переложил святые мощи Иакова Боровичского чудотворца в новоустроенную сребро-позлащённую раку 89 . Таким образом, можно заключить, что второе письмо царю Никон написал 27 февраля 1654 г. 90 . Ещё два письма – о проезде через Можайск и прибытии в Москву – относятся к 1655 г. В письме о проезде ночью через Можайск сообщается о прибытии Никона днём 2 февраля в село Кубенское, находившееся в 56 вёрстах от Москвы 3, л. 1). А в другом письме Никон говорит о своём прибытии 3 февраля в Москву после морового поветрия 4, л. 1, 2). В июле 1654 г. эпидемия моровой язвы охватила Смоленские земли и Москву. По воле царя Алексея Михайловича, находившегося в то время в польском походе, 24 июля 1654 г. патриарх Никон выехал из Москвы с вверенным ему царским семейством сначала в Троице-Сергиев монастырь 91 , а в конце августа в Калязинский монастырь 92 . К началу 1655 г. эпидемия начала ослабевать 93 , и в начале февраля по Смоленской дороге патриарх Никон вернулся в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

А. Гордиенко, Г. К. Маркина//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 507-644. Лит.: Успенский В. И., Успенский М. И. Древние иконы из собр. А. М. Постникова. СПб., 1899; Бочаров Г. Н., Горина Н. П. Об одной группе новгородских изделий кон. XV - нач. XVI в.//ДРИ. 1977. [Вып.:] Проблемы и атрибуции. С. 291-320; Сорокатый В. М. Иконография Никиты и Иоанна Новгородских в XVI в. и взгляды Н. П. Кондакова на происхождение икон рус. святых//Охраняется государством: III Рос. науч.-практ. конф.: Сб. мат-лов (нояб. 1993 - июнь 1994). СПб., 1994. Вып. 5. Ч. 2. С. 105-123; он же. Икона «Никита и Иоанн Новгородские в молении»//Иконы Твери, Новгорода, Пскова, XV-XVI вв. М., 2000. С. 191-194. Кат. 44; Макарий (Веретенников), архим. Макарьевские соборы 1547 и 1549 гг. и их значение//Рус. худож. культура XV-XVI вв. М., 1998. С. 5-22; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001; Игнашина Е. В. Древнерус. лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Новг., 2003; Стерлигова И. А. Священные вложения в новгородских напрестольных крестах XVI-XVII вв.//Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 114-127; она же, сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. М., 2008; Игнашина Е. В., Комарова Ю. Б. Рус. икона XI-XIX вв. в собр. Новгородского музея: Путев. М., 2004; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат./ГММК. М., 2004; Чернин С. Б. Средневековый культ св. Никиты, Новгородского епископа, в социокультурном контексте//Вестн. СПбГУ. Сер. 2: История. 2006. 3. С. 18-20; Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собр. Русского музея. СПб., 2008; Петров А. С. Древнерус. шитые пелены под иконы XV-XVI вв.: Типология, функция, иконография: Канд. дис. М., 2010. Ркп. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

Вып. 1. С. 33). Указанный Новгородский владыка посетил Псков в 1413 г., а осенью 1418 г. «ездил владыка Семеон в Псков и месяць судил» (НПЛ. С. 411), что говорит о некоторой нормализации отношений. Евфимий I в 1425/26 (6934) г. в ответ на «челобитье и грамоту» псковского духовенства и соборных старост отправил послание во Псков, где содержатся запрещение исповедоваться и причащаться не у своего духовного отца, а также распоряжение принимать приходящих священников и диаконов из ВКЛ или др. рус. земель только при наличии ставленнической грамоты (ПДРКП. 54. Стб. 473-476). Тем не менее, когда в 1425-1427 гг. в Пскове при содействии митр. Фотия произошло подавление отделившегося от Церкви движения стригольников , об участии в этом Новгородского архиепископа или представителей его администрации источники не сообщают (см.: Печников. 2014. С. 107-122). Непросто складывались отношения с псковичами у следующего Новгородского архиепископа, свт. Евфимия II Вяжицкого. В янв. 1435 г., после попытки владыки заменить псковского владычного наместника на новгородца, произошел новый разрыв церковных отношений 2 городов. Будучи в Пскове в кон. 1337 г., митр. Исидор поставил своим наместником архим. Геласия, передав ему право владычного суда и сбора церковных пошлин, что означало фактическое выведение Пскова из-под юрисдикции Новгородского архиепископа («пребысть в Пскове 7 недель, и отъя суд и печать и воды и землю и всеи пошлины владычнеи, и на тех оброках посади наместника своего Геласия архимандрита» - ПсковЛет. Вып. 2. С. 46). По-видимому, это действие митрополита было вызвано как разногласиями с Евфимием II, посетившим Москву в июле 1437 г., по поводу планируемого Исидором принятия унии ( Бобров А. Г. Новгородские летописи XV в. СПб., 2001. С. 194-217), так и осложением отношений Пскова с Новгородской кафедрой. 18 янв. 1441 г., по возвращении митр. Исидора с Флорентийского Собора, Псковским митрополичьим наместником стал архим. Григорий (по гипотезе Мусина, он был тождествен будущему митр. Киевскому (Западнорусской митрополии) Григорию «Болгарину», в чине протодиакона сопровождавшему Исидора в поездке в Италию - Мусин. 2010. С. 285-287). Примирение Новгорода с Псковом состоялось в 1447 г., когда псковичи «добиша челом» Евфимию II и «взяша мир по старине и крест целоваша» (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 190). Это означало возвращение Пскова под церковную власть Новгородского владыки. В дек. 1449 г., 1453 и 1457 гг. Евфимий II приезжал во Псков, где его встречали «с великою честью» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 139). Не ранее весны-лета 1448 г. в титулатуру Новгородского архиепископа в актовых и сфрагистических источниках был включен Псков; по мнению Белецкого, это свидетельствует об успехах псковичей в борьбе за автономию церковного управления ( Белецкий С. В. Новые данные о псковско-новгородско-московских церковных отношениях в 30-е - 40-е гг. XV в.//Церк. археология. СПб.; Псков, 1995. Ч. 2. С. 51-52).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ († 26.07.1435, Смоленск), митр. Киевский и всея Руси. Сведения о происхождении Г. содержатся в приписке к «Словам постническим» прп. Исаака Сирина (РНБ. F. I. 476. Л. 153-153 об., XV в.; опубл.: ПСРЛ. Т. 17. Стб. 417-420; Соболевский. С. 3-5). Сборник был переписан в 1428 г. в Смоленске с рукописи, к-рую по заказу Г. написал 25 мая - 22 июня 1420 г. в к-польском мон-ре Богородицы Паммакаристос Тимофей (список 1420 г. не сохр.). В приписке к сборнику (датированной 14 авг. 1428) сообщается, что Г. был «родом москвитин, Титов сын, Болванов внук» (возможно, прозвище деда Г. произведено от одного из московских урочищ с названием Болвановье (известны в Замоскворечье и в Заяузье)). В 1414 г. Киевский митр. св. Фотий со «священным Сбором священнейших архиепископ и епископ» выдал Г., к-рый был тогда иеромонахом, настольную грамоту на Владимирскую и Берестейскую кафедру (АИ. Т. 1. 18. Стб. 27). В 1415 г. Г. участвовал в Соборе западнорус. епископов, на к-ром под давлением вел. кн. литов. Витовта была создана отдельная от общерусской митрополия во главе с Григорием Цамблаком . В 1420 г. Г. побывал в К-поле (где заказал сб. «Слов постнических» прп. Исаака Сирина). Ранее 1428 г. Г. по желанию Витовта и благословению митр. Фотия был переведен с Владимиро-Волынской кафедры (об этом сообщает приписка к «Словам постническим» прп. Исаака Сирина 1428), по-видимому на Смоленскую. Нек-рые исследователи связывают с Г. начало белорусско-литов. летописания в Смоленске. Между 1 сент. 1432 и нач. 1433 г. патриарх Иосиф II в К-поле возвел Г. в сан митрополита Киевского и всея Руси (митр. Фотий скончался 2 июля 1431, ранее, зимой 1419/20, умер Григорий Цамблак). К этому времени относится надпись, сделанная одним из спутников Г. на стене к-польского собора Св. Софии: «[Господи, пом]ози рабу Своему Иакову Григорьевичу, писарю Герасима, митраполита Киевьскаго» ( Kalavrezu-Maxeiner, Obolensky. P. 5, 7). Осенью 1433 г. Г. вернулся в Смоленск. Псковские летописи объясняют приезд Г. после поставления на митрополичий престол в Смоленск, а не в Москву шедшей в то время в Сев.-Вост. Руси феодальной войной («князи руския воюются и секутся о княжении великом на Руской земли»; см. в ст. Василий II Васильевич ). (Впрочем, в 1-й пол. 30-х гг. XV в. в Великом княжестве Литовском также шла борьба за великокняжеский престол между Свидригайло и Сигизмундом Кейстутовичем.) 26 мая 1434 г. в Смоленске Г. возглавил хиротонию св. Евфимия II (Вяжицкого) во епископа Новгородского.

http://pravenc.ru/text/164561.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010