Климент, третий еп. Римский Свящ.-муч. Игнатий Богоносец, ап. Антиохийский Мученик Иустин Философ Свящ.-муч. Поликарп, кп. Смирнский Свящ.-муч. Ириней, еп. Лионский (Тит Флавий) Климент, пресв. Александрийский около Тертуллиан, пресв. Карфагенский около Ориген, уч. Александрийский Свящ.-муч. Киприан, еп. Карфагенский После Миланского эдикта (313 г.) Преп. Ефрем Сирин Св. Афанасий Великий, еп. Александрийский Св. Василий Великий, еп. Кесарии Кападокийской Св. Кирилл, еп. Иерусалимский Св. Григорий Богослов, Назианзин, арх. Константинопольский Преп. Макарий Великий, Египетский Св. Григорий, еп. Нисский Св. Амвросий, ап. Медиоланский Св. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский Блаж. Августин, еп. Иппонский Св. Кирилл, еп. Александрийский Св. Феодорит, еп. Кирский Преп. Максим Исповедник Преп. Иоанн Дамаскин около Преп. Симеон, Новый Богослов около Вселенские Соборы Первый (Никейский 1-й) — 325 г., по поводу ереси Ария — при архиеп. Константинопольском Митрофане, Римском папе Сильвестре, императоре Константине Вел., число отцов — 318. Второй (Константинопольский 1-й) — 381 г., по поводу ереси Македония — при архиеп. Константинопольском Григории Богослове, папе Дамасе, импер. Феодосии Великом. Число отцов — 150. Третий (Ефесский) — 431 г., по поводу ереси Нестория (ереси Феодора еп. Мапсуетского, поддержанной Несторием, архиеп. Константинопольским); при архиеп. Кирилле Александрийском, папе Целестине, импер. Феодосии Малом. Число отцов — 200. Четвертый (Халкидонский) — 451 г., по поводу ереси монофизитов (Евтихия, константиноп. архимандрита, Диоскора, еп. Александрийского, и др.); при патр. Константиноп. Анатолии, папе Льве Вел., импер. Маркиане. Число отцов — 630. Пятый (Константиноп. 2-й) — 553 г., по вопросу " о трех главах " , связанному с осужденной на третьем Вселенском соборе ересью Феодора Мапсуетского и Нестория; при архиеп. Константиноп. Евтихии, папе Виргилии, импер. Иусиниане Вел. Число отцов — 165. Шестой (Константиноп. 3-й) — 680 г., по поводу ереси монофизитов; при патр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2222...

В данном случае палестинские иноки впали в ту же ошибку, что и многие из деятелей эпохи монофизитских волнений (имп. Феодосий II), приняв архиеп. Флавиана и других противников архим. Евтихия за несториан. В дальнейшем ходе монофизитских волнений к этой основной причине неприязненного отношения большинства палестинских монахов к обличителям архим. Евтихия и его учения присоединялись и другие – более частные, которые будут указаны нами в своем месте. В самой истории отношений палестинской монашеской общины к монофизитству можно различать два периода: период скрытого брожения и недовольства монахов тем ходом церковных дел, какой они приняли на соборе 448-го г., недовольства, перешедшие в насилия, произведенные на соборе разбойничьем и в явный протест на Халкидонском вселенском соборе и период постепенного ослабления порицания этого собора, замены порицания признанием обязательности его постановлений для всякого христианина. Церковь Иерусалимская не приняла постановлений Константинопольского собора 448-го г., 452 и этим определила дальнейшее свое отношение к вопросам, возбужденным архим. Евтихием в христианской догматике: оно было сочувственное. Фактически своё сочувствие ереси Евтихия монахи выразили в преследовании предполагаемых несториан. Известный архим. Варсума проявил свою ревность по вере тотчас после того, как стали известны результаты соборного суда над Евтихием. В короткий промежуток времени, прошедший от местного Константинопольского собора 448-го г. до разбойничьего Ефесского собора, он, с другими богобоязненными и святейшими архимандритами, так ратовал за веру против некоторых восточных епископов, зараженных ересью Нестория, что имп. Феодосий, вопреки церковным обычаям, счел нужным пригласить его святость на соборные заседания в Ефесе. 453 Местом деятельности Варсумы была Сирия; но если принять во внимание, что, как в церковном, так и в гражданском отношении, Палестина в первой половине пятого века еще входила в состав Сирии 454 и монастыри, находившиеся в Палестине, назывались сирийскими, то возможно, что ревность Варсумы простиралась и на эту последнюю, и в лице некоторых палестинских монахов он мог найти ревностных сотрудников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евтихиане или монофизиты. Евтихий, архимандрит константинопольского монастыря, был ревностный противник Нестория. Но опровергая ересь Нестория, он впал в другую крайность, именно стал утверждать, что когда во Христе соединились два естества, – то человеческое естество совершенно было поглощено Божеским, как капля меда, брошенная в море, поглощается морскою водою, так что в Христе одно только Божеское естество. Эта новая ересь произвела сильные и продолжительные волнения в восточной и западной Церкви. Ревностными защитниками Евтихия были Диоскор, патриарх александрийский, и Хрисафий, сановник и любимец императора Феодосия II, а первым противником был св. Флавиан, архиеп. константинопольский. Флавиан после частных, безуспешных совещаний с Евтихием, пригласил его на поместный константинопольский Собор (448 г.). Здесь Евтихий на предложенные ему вопросы отвечал двусмысленно и с крайним пренебрежением, и, уличенный в ереси, определением соборным лишен был сана. Тогда он обратился с жалобою к Льву, папе римскому, в которой обвинял Флавиана в склонности к ереси Нестория. Но Лев, узнав от Флавиана подробности дела, также осудил Евтихия. Тогда Евтихий, пользуясь покровительством Хрисафия, через него достиг того, что по воле императора созван был (449 г.) вЭфесе Собор для рассмотрения спорного предмета. Председателем собора назначен был друг Евтихия и враг Флавиана, властолюбивый Диоскор, патриарх александрийский, имевший в своем распоряжении много вооруженных воинов. Дело шло на соборе так, как желали Диоскор и Евтихий: Евтихий оправдан, a Флавиан осужден. Флавиан хотел защищаться; но, по приказанию Диоскора, толпы воинов с оружием, палками и цепями бросились на него с криком: «Рассечь надвое еретиков, которые дерзают разделять Христа», и нанесли Флавиану столько ран, и ран тяжких, что он вскоре от них скончался. Так кончился этот беззаконный собор, справедливо названный в истории эфесским разбоем. Папа Лев, узнав об этом печальном событии, просил Феодосия созвать для решения дела вселенский Собор. Но ни Феодосию, а преемнику его Маркиану суждено былоисполнить просьбу Льва – созвать (451 г.) халкидонский Собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Краткие церковно-исторические сведения Отцы, учители церкви и церковные писатели первого тысячелетия, упоминаемые в данной книге Время их жизни и деятельность (указаны по годам их кончины). До Миланского эдикта Свящ.-муч. Климент, третий еп. Римский 101 Свящ.-муч. Игнатий Богоносец , ап. Антиохийский 107 Мученик Иустин Философ 165 Свящ.-муч. Поликарп, кп. Смирнский 167 Свящ.-муч. Ириней, еп. Лионский 202 (Тит Флавий) Климент, пресв. Александрийский около 220 Тертуллиан , пресв. Карфагенский около 223 Ориген , уч. Александрийский 254 Свящ.-муч. Киприан, еп. Карфагенский 258 Вселенские Соборы Первый (Никейский 1-й) – 325 г., по поводу ереси Ария – при архиеп. Константинопольском Митрофане, Римском папе Сильвестре, императоре Константине Вел., число отцов – 318. Второй (Константинопольский 1-й) – 381 г., по поводу ереси Македония – при архиеп. Константинопольском Григории Богослове , папе Дамасе, импер. Феодосии Великом. Число отцов – 150. Третий (Ефесский) – 431 г., по поводу ереси Нестория (ереси Феодора еп. Мапсуетского, поддержанной Несторием, архиеп. Константинопольским); при архиеп. Кирилле Александрийском , папе Целестине, импер. Феодосии Малом. Число отцов – 200. Четвертый (Халкидонский) – 451 г., по поводу ереси монофизитов (Евтихия, константиноп. архимандрита, Диоскора, еп. Александрийского, и др.); при патр. Константиноп. Анатолии, папе Льве Вел., импер. Маркиане. Число отцов – 630. Пятый (Константиноп. 2-й) – 553 г., по вопросу «о трех главах,» связанному с осужденной на третьем Вселенском соборе ересью Феодора Мапсуетского и Нестория; при архиеп. Константиноп. Евтихии, папе Виргилии, импер. Иусиниане Вел. Число отцов – 165. Шестой (Константиноп. 3-й) – 680 г., по поводу ереси монофелитов; при патр. Контантиноп. Георгии, папе Агафоне, импер. Константине Погонате. Число отцов – 170. Седьмой (Никейский второй) – 787 г., по поводу ереси иконоборцев; при патр. Константине Тарасии, папе Адриане, имп. Константине и имп. Ирине. Число отцов – 367. Ереси, волновавшие христианскую Церковь в первое тысячелетие

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Мы живем в неспокойное и непростое время, хотя не знаю, существуют ли спокойные времена, а если смотреть на историю нашего Отечества, то много в ней было неспокойного и критически опасного. Тем не менее Отечество наше прошло и проходит через испытания и остается великой Россией, чему, я думаю, мы все должны — каждый на своем месте — служить. В связи с этим хотел бы пожелать Макариевскому фонду долгих лет плодотворной работы, потому что и Макариевский фонд, и эта премия вносят и должны вносить свой вклад в развитие отношений между Церковью и научным сообществом, содействовать поддержке тех молодых ученых, которые в ней нуждаются. Сердечно поздравляю всех лауреатов и номинантов конкурса и выражаю надежду на то, что и впредь пример жизни и просветительской деятельности приснопамятного митрополита Макария будет вдохновлять современных исследователей на благородное и жертвенное служение Отечеству и науке. Призываю на всех вас Божие благословение, желаю успехов в дальнейших трудах, а также желаю развития тех добрых отношений между Церковью и современной российской наукой, которые установились, в том числе, и через наши встречи. Благодарю вас за внимание. Речь А.А. Зализняка на вручении ему литературной премии имени А.И. Солженицына за 2007 год. Иларион (Троицкий), архиеп. Верейский, сщмч. О церковности духовной школы и богословской науки//  Священномученик Иларион (Троицкий). Творения: в 3 т. Т. 2. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. С. 100. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский и Крымский. Наука и религия//  Святитель Лука, архиеп. Симферопольский и Крымский.  Избранные творения. М.: Сибирская благозвонница, 2010. С. 670. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966).

http://patriarchia.ru/db/text/5980237.ht...

И на собор так сначала показалось епископам 507 . Но потом по выяснении недоумений было найдено, что мысли Льва – мысли православный, почему собор и наименовал Льва στηλ ρθοδξεως, – столпом православия 508 . И это действительно так, ибо Лев утверждал в сущности те же христологические положения, какие и Кирилл, только в других выражениях и с таким же наклоном к разделению природ против Евтихия, с каким Кирилл утверждал единство Лица И. Христа против Нестория. Безусловно, что Лев был односторонен столько же, сколько и Кирилл, не более того 509 . И как в свое время христология Кирилла по стольку была признана за общецерковное учение, поскольку восполнена была учением Иоанна, еп. антиохийского, так и христология Льва постольку была признана православною, поскольку она оказалась в согласии с учением св. Кирилла, архиеп. Александрийского, послания коего были читаны на Халкидонском соборе пред Томосом Льва, и с учением Флавиана, архиеп. Константинопольского, догматическая переписка которого по поводу ереси Евтихия тоже была предложена вниманию отцев собора 510 Флавиан писал Льву: «Единение двух сошедшихся во Христе естеств состоит не в том, будто эти естества слились своими свойствами вместе во едино, но в том, что свойства естеств пребывают неизменными во взаимном общении... Хотя и соединились вместе различные естества, но один есть Христос Сын Божий в двух естествах ( ν δο φσεσιν, выражение, использованное Халкидонским собором), не так чтобы в Нем уничтожилось различие естеств по причине их соединения, но, лучше сказать, чрез неизреченное и непостижимое сочетание во едино Божества и человечества для нас един стал Господь Иисус Христос » 511 . Тот же Флавиан в своем изложении веры для императора пишет: «итак, исповедуя Христа в двух естествах после Его воплощения от Св. Девы и вочеловечения, мы исповедуем в одной Ипостаси и в одном Лице одного Христа, одного Сына, одного Господа, и не отрицаем, что одно естество Бога Слова воплощенное и вочеловечившееся ( μα φσις το θεο λγου σεσαρκωμνη...), ибо из двух естеств один и тот же есть Господь наш Иисус Христос » 512 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Архив Пн Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 8 сентября 2018 года 8 сентября 2018 г. 13:30 Священный Синод Русской Православной Церкви выражает решительный протест и глубокое возмущение в связи с опубликованным 7 сентября 2018 года коммюнике Генерального секретариата Священного Синода Константинопольского Патриархата, в котором сообщается о назначении двух иерархов этой Церкви — архиепископа Памфилийского Даниила (США) и епископа Эдмонтонского Илариона (Канада) — «экзархами» Константинопольского Патриархата в Киеве. Данное решение принято без согласования с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием и является грубейшим попранием церковных канонов, воспрещающих епископам одной Поместной Церкви вмешиваться во внутреннюю жизнь и дела другой Поместной Церкви (2-е правило II Вселенского Собора; 20-е правило Трулльского Собора; 13-е правило Антиохийского Собора; 3-е, 11-е и 12-е правила Сардикийского Собора). Оно полностью противоречит остававшейся до сего дня неизменной позиции Константинопольского Патриархата и лично Патриарха Варфоломея, который неоднократно заявлял, что признает Блаженнейшего митрополита Онуфрия единственным каноническим главой Православной Церкви в Украине. Решение Константинопольского Патриархата принять к рассмотрению вопрос о предоставлении автокефалии «православным верующим Украины» принято вопреки воле епископата Украинской Православной Церкви, который единодушно высказался за сохранение ее существующего статуса. В оправдание своего вмешательства в дела иной Поместной Церкви Константинопольский Патриарх приводит ложные толкования исторических фактов и ссылается на якобы имеющиеся у него исключительные властные полномочия, каковыми он в действительности не обладает и никогда не обладал. Данные действия заводят в тупик отношения между Русской и Константинопольской Церквами, создают реальную угрозу единству всего мирового Православия. Священный Синод Русской Православной Церкви заявляет, что вся полнота ответственности за данные антиканонические деяния ложится лично на Патриарха Варфоломея и тех лиц в Константинопольской Церкви, которые их поддерживают. Ответные действия Московского Патриархата последуют в самое ближайшее время. Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5264344.ht...

1 св. муч. Трифона. 2 Сретение Господа нашего Иисуса Христа. 3 св. прав. Симеона и Анны пророчицы. 11 св. священномуч. Власия, еписк. севастийского. 16 св. мучеников в Мартирополе и св. Маруфы и св. муч. Памфила, Валента и проч. 23 св. муч. Поликарпа, еписк. смирнского. 24 обретение честные главы Крестителя Иоанна. Март 9 св. 40 мучеников в Севастии. 22 Фомы, патриарха константинопольского. 25 Благовещение Пресв. Богородицы. Апрель 6 св. отца нашего Евтихия, архиеп. константинопольского. 23 св. великом. Георгия. 25 св. ап. и евангелиста Марка и обновление св. апостола Петра, прилежащего Великой церкви. 26 св. священномуч. Василия, еписк. амасийского. 30 св. апостола Иакова, брата Господня. Смотри службу в неделю по Рождестве Христове. Май 2 св. Афанасия, архиеп. александрийского (см. службу 18 янв.). 8 св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова. 11 обновление города (Константинополя). 12 св. Епифания, архиеписк. кипрского, и св. Германа, патриарха константинопольского. 21 св. царей Константина и Елены. Июнь 2 св. Никифора, архиеписк. константинопольского. Служба Иоанна Златоустов а в ноябре. 4 св. отца нашего Митрофана, архиеписк. константинопольского. 5 избавление от варваров и лития на поле. 11 св. апостолов Варфоломея и Варнавы. 14 св. прор. Елисея и Мефодия, патр. константиноп. (Служба пророку. Апостол и Евангелие те же, что и ныне). 24 Рождество Иоанна Предтечи. 25 Избавление от Сарацынов и лития во Влахернах. 29 св. первоверховных апостолов Петра и Павла. 30 св. апостолов. Июль 1 свв. чудотворц. Космы и Дамиана. Служба написана 1 нояб. 2 Ризы Богоматери во Влахернах. 4 пр. отец наших Марка и Андрея иерусалимского. Служба, что Григорию нисскому 10 янв. 8 св. муч. Прокопия. 10 45 муч. в Никополе арменском. Служба 9 марта. 11 св. муч. Евфимии. Служба 16 сентября. 15 св. муч. Кирина и Иулиты. 16 память IV вселенского собора в Халкидоне, в следующую затем неделю память V собора на Севира. 27 св. муч. Пантелеимона. 31 обновление святого храма Богородицы во Влахернах. Август

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

На этом соборе Никейский символ веры был дополнен 5 членами. Так и составился Никео-Цареградский символ, который и доныне употребляется в православной Церкви. Третий вселенский собор 3-й вселенский собор был созван в 431 году, в Ефесе, против Нестория, архиеп. Константинопольскаго. Несторий учил, что будто бы Пресвятая Дева Мария родила простого человека Иисуса, с Которым уже после за святость Его жизни соединилось Божество и соединилось не ипостасно, а только обитало в Нем, как в своем храме; а потому Христос не Богочеловек, а Богоносец; Пресвятую же Деву Марию должно называть Христородицею, а не Богородицею. Осудив лжеучение Нестория, отцы собора определили: соединение двух естеств. во Христе признавать с самого зачатия и исповедовать в Нем одно лицо, Пресвятую же Деву Марию, на основании апостольского предания, именовать Богородицею. Четвертый вселенский собор Вслед за Несторием явился новый лжеучитель, Евтихий, архимандрит одного Константинопольского монастыря. Опровергая ересь Нестория и защищая Божественное достоинство И. Христа, он в то же время сам впал в противоположную крайность, именно он стал учить, что в воплощении человечество поглощено Божеством, как капля меда или желчи морем, почему тело Христово ни Деве Марии, ни нам не единосущно. Во Христе Иисусе, по его мнению, должно признавать только одно Божеское естество. Против этого нового лжеучения и был созван в 451 г., в Халкидоне, 4-й вселенский собор. Отцы собора отвергли лжеучение Евтихия и определили, что Господь наш И. Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца и во всем подобен Ему, по человечеству же Он во времени родился от Пресв. Девы Богородицы и во всем подобен нам, кроме греха, по воплощении Он имеет одно лицо и два естества, соединённые в Нем не слитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Последователи Евтихия стали называться монофизитами или одноестественниками. Пятый вселенский собор На 4-м вселенском соборе православными пастырями, несмотря на осуждение ереси Несториевой, ничего не было упомянуто о трех сочинениях или «трех главах» сирийских отцов Феодора Мопсуетского, Феодорита Кипрского и Ивы Эдесского, в которых ясно и резко выражались несторианские заблуждения. Несториане в споре с монофизитами ссылались на эти сочинения, как на неосуждённые собором, следовательно, как бы признаваемые им, а монофизиты находили в этом предлог отвергать самый собор и клеветать на вселенскую Церковь , будто бы она уклонилась в несторианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

(Продолжение следует.) Иеродиакон Никон (Горохов) 29 июня 2009 г. Рейтинг: 6.4 Голосов: 43 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 IV Вселенский (Халкидонский) Собор (451) был созван для осуждения ереси константинопольского архимандрита Евтихия, который, отрицая несторианство, впал в противоположную крайность и стал учить о полном слиянии Божественной и человеческой природ во Христе. При этом Божество неизбежно поглощало человечество (монофизитство). 630 епископов Собора утвердили антиномическую истину о том, что две природы во Христе соединены «неслиянно и неизменно» (против Евтихия), «нераздельно и неразлучно» (против Нестория). На Соборе впервые были приняты дисциплинарные каноны, касающиеся монашества. «…то после этого возник тот самый худший и неверный род монахов, или лучше – выросло то ожившее вредное насаждение, которое в начале Церкви, происходя от Анании и Сапфиры, было посечено строгостью апостола Петра…» (Иоанн Кассиан Римлянин, преп. Писания. М., 1993. С. 501). «Однако гражданский закон не обратил внимания на неупоминание приписных, и им также воспрещалось принимать монашество без решения хозяина» (Петр (Льюилье), архиеп. Правила первых четырех Вселенских Соборов. М., 2005. С. 355). «Иоанн Зонара – монах, а до этого великий друнгарий виглы, то есть начальник дворцовой стражи и вместе с тем вице-председатель императорского трибунала и государственный секретарь. В предисловии он говорит, что цель его – сделать вразумительными святые правила и разъяснить смысл их, так чтобы каждый в состоянии был проникнуть в глубину святых правил и каждому были бы ясны все канонические определения; потому-то он и взял на себя труд изложить в сжатом виде толкование каждого правила». «Алексей Аристин – диакон и великий эконом патриаршей церкви в Константинополе. Он толковал сокращенный текст правил. Его толкования чаще всего немногословные. Он не пускался в тонкие исследования смысла правил, для него важно понять конкретные указания и дать им краткое объяснение». «Феодор Вальсамон – третий толкователь священных канонов Православной Церкви, сначала хартофилакс константинопольской патриаршей церкви, потом (с 1193 г.) Антиохийский патриарх. Вальсамон поставил своей задачей привести в согласие предписания святых правил с законами Греко-римской империи, с чем и успешно справился».

http://pravoslavie.ru/30957.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010