Мученица Агриппина была римлянкой, дочерью благочестивых родителей, которые с малолетства воспитали ее в христианской вере и благочестии. Достигши зрелого возраста, она не вступала в супружество и, живя благочестиво, много приносила пользы другим своими задушевными беседами. Когда император Валериан открыл гонение на христиан, то не оставили и ее в покое. Ее замучили до смерти. Мощи св. Агриппины погребены были в Сицилии, а около IX века перенесены в Константинополь. Мученик Евстохий был языческим жрецом и жил во время гонения от Максимиана. Пораженный терпением христианских мучеников, а также и совершаемыми ими чудесами, он крестился и обратил ко Христу племянника своего Гаия и еще Провия, Лоллия, Урвана и все свое семейство и родство. Когда правитель области, где жил Евстохий, узнал о крещении его и обращении им многих других ко Христу, то призвал его самого и обращенных им на суд, приказал жестоко мучить их всех и затем усечь мечом. Преставление св. праведного Артемия Веркольского. Он угодил Богу в отроческих летах. Родился он в селении Верколе, в Двинском округе, в 1532 году. Родители его были сами благочестивые люди, воспитали и сына в страхе Божием, научили кротости, послушанию и добру. Раз, когда Артемий был еще 13-ти лет, гроза застигла его вместе с отцом на поле, и он умер от изнеможения. Народ подумал, что отрок наказан судом Божиим, и потому оставили тело его непогребенным и положили вдали от церкви, в сосновом лесу. Через 28 лет сельский клирик увидел свет над местом, где лежало тело св. Артемия, и, пошедши туда, нашел его совершенно нетленным. Собрались крестьяне, перенесли тело и положили сначала на церковной паперти, а потом в самом храме. При нем было совершено немало чудес. В последствии времени, при царе Алексие Михайловиче, на том месте, где обретены мощи св. Артемия, был основан монастырь, называемый Веркольским. Монастырь находится в 150 верстах от города Пинеги, на берегу реки того же имени. Преподобный Иосиф жил близ Вологды, в 15 верстах от нее, и был болен. Недалеко от места жительства его находился дремучий лес, Тут однажды явилась Иосифу Владимирская икона Пресвятой Богородицы, названная Заоникиевской (празднование иконе 23 июня), и исцелила его от болезни. В благодарность он основал обитель, названную Заоникиевской, и сам принял иночество. Вскоре после устроения обители св. Иосиф поручил управление ею другому, а сам принял на себя подвиг юродства: для изнурения плоти носил за пазухой камни, песок и землю, в морозы ходил босиком, под одеждой имел власяницу и целые ночи проводил в молитве. Многие смеялись над его странным видом, но он переносил насмешки незлобиво. Так прожил св. Иосиф 25 лет и скончался в 1602 г. Мощи его покоятся в Заоникиевской пустыне. Спостниками преподобного Иосифа были Антоний и Иоанникий, коих мощи почивают здесь же.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

22. Священномученика Евсевия, епископа Самосатскаго (380). Мучеников Зинона и Зины (304). Мучеников Галактиона и Иулиании. 23. Иконы Божия Матери Владимирския, в память сретения ея и спасения Москвы в 1480 г. Мученицы Агриппины (253–260). Праведнаго отрока Артемия Веркольскаго (1545). Святителя Германа, архиепископа Казанскаго (1567). Мучеников Евстохия, Гаия, Провия, Лоллия, Урвана и иных (IV). Преподобнаго Иосифа Заоникиевскаго (1612). Икон Божия Матери Псково-Печерския, именуемыя «Умиление» (1524), и Заоникиевския (1588), Красногорския (1603). 24. Рождество честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Преподобнаго Антония Дымскаго (ок. 1224). Праведных отроков: Иакова и Иоанна Менюжских (1566–1569). Мучеников седми братий: Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина (IV). Величание: Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество Твое. На утрени прокимен, гл. 4: И ты, отроча, пророк Вышняго наречешися. Стих: Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим. 25. Святыя преподобномученицы Февронии девы (ок. 304). Благовернаго князя Петра, во иноцех Давида, и княгини Февронии, во инокинех Евфросинии, Муромских чудотворцев (1228). 26. Иконы Божия Матери Тихвинския (1383). Преподобнаго Давида Солунскаго (ок. 540). Святителя Дионисия, архиепископа Суздальскаго (1385). Преподобнаго Тихона Луховскаго, Костромскаго (обретение мощей, 1569). Преподобнаго Иоанна, епископа Готфскаго (VIII). Икон Божия Матери: Нямецкия (1399), Седмиезерныя (XVII) и Лиддския (Римския). 27. Преподобнаго Сампсона странноприимца (ок. 530). Преподобнаго Серапиона Кожеезерскаго (1611). Преподобнаго Севира пресвитера (VI). Преподобнаго Георгия Святогорца, Афонскаго (1066) (груз.). 28. Перенесение мощей святых мучеников безсребреников и чудотворцев Кира и Иоанна (412). Преподобнаго Ксенофонта Робейскаго (1262). Преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (ок. 1353). Преподобнаго Павла врача.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

V. Павлина еп. Неап. (23 янв.). Марии Магдалины. Екл. (22 июля). Терентия , еп. иконийского, Марка , еп. аполлониадского, Иисуса , нарицаемого Иуста , еп. елевферопольского, Артемы , еп. Листры и дружины. Петр. 1146. 1370. Клар. и др. (30 окт.). Петра , лежащего на афонстей горе. Мак. 1345 (12 июня). Аристоклея, Димитриана и Афанасия . Петр. Клар. (20 июня). Николы мниха из воинов. Мак. ДоМак. (24 дек.). Обретение мощей св. Михаила клопского. 1621. Филим. (11 янв.). 23 I. Св. муч. Агриппины в Риме при Валериане. Флор. 1. Кал. Петр. 43. 240. Вен. Готф. Мст. М. Р. М 12 в. По М. 449 и Печ. грет. 1843 канон Феофана, что и у нас. Служба. (пострадала 24 мая, погребена 9 июня). Свв. муч. Евстохия, Гаия, Провия, Лоллия, Урвана и прочих при Максимиане в Анкире. Неап. Вас. 240. Петр, Клар, Рум. В греческих Провии и Лоллии дочерей Гая. Сретение иконы пресв. Богородицы Владимирской избавления ради Москвы от Ахмата ордынского царя в 1480 году. 1621. Белоз. 516. 1646. Мил. Служба. Преставление праведного Артемия веркольского в 1545 г. 209. Любоп. Мес. 1794. 1806. Мес. вс. св. † (Мил. 2З июля. Погод. † 20 июля. Мощи свидетельствованы в 1610 г. и около того же времени составлена служба, в рукоп. сн. Унд. 378. Сн. 20 окт.). III. Пр. Иосифа основателя Заоникиевской пустыни в 12 верстах от Вологды около места притона разбойника Аники и на месте явления Заоникиевской Иконы Божией Матери; † 1612 г. Спостниками его были пр. Антоний и Иоанникий , коих мощи здесь же. 209. Погод. КСоф. (Иоанникий в Филим. 3 ноября). Мощи Иосифа в обители его. Заоникиевской иконы Божией Матери в Заоникиевской пустыне явилась 1588 г. в 12 верстах от Вологды. IV. Поновление притвора св. пророка Предтечи Иоанна. Студ. Уст. Синод. 905. V. Аристоклия пресвитера Димитрия или Димитриана диакона и Афанасия чтеца. Неап. Син. 1. Вас. Рун. 2401 др. (В Екл. Аристоклея, Иероклея и Аристокли) см. 20 июня. Зинона и Зины . Вас. Екл. УКр. и М. Р. (22 июня). Муч. Миропии . До Мак. Мак. (2 дек). Муч. Агнии . До Мак. и Мак. житие (янв. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТОХИЙ, ГАИЙ, ГАИАН, ПРОВИЙ, ЛОЛЛИЙ, УРВАН Евстохий, Гаий (Гаиан), Провий (Провия), Лоллий (Лоллия, Лулуда), Урван (Урвасий) и др. [греч. Εστχιος, Γος (Γαανς), Πρβη, Λολλα (Λουλος), Ορβανς (Ορβσιος)] († нач. IV в.), мученики Анкирские (пам. 23 июня), пострадали при имп. Максимиане (286-305). Е. (в календаре РПЦ Евстохий Садонский), родом из г. Усады (Васады, М. Азия), был языческим жрецом. Во время гонений на христиан его поразила стойкость мучеников и он обратился в христианство. Приняв Крещение от еп. Антиохийского Евдоксия, Е. вскоре был посвящен в сан пресвитера. Придя в г. Листра, он обратил в христ. веру своего племянника Г. и его семью, в т. ч. его детей П., Л. (то, что это были именно дочери, а не сыновья Г., подтверждается дальнейшим содержанием сказания; в греч. синаксарях встречаются только варианты жен. имен: Провия и Лоллия) и У. Через некоторое время новообращенных христиан арестовали и принуждали отречься от Христа, но безрезультатно. Затем Е., Г., П., Л., У. и др. членов семьи Г., включая женщин и детей, отправили в г. Анкиру, где их вновь пытали по приказу правителя Агриппина. Мученики остались непреклонны и были приговорены к казни. Первому отсекли голову Е., через день - Г., а отроков сначала привязали к вращающемуся колесу, но оно чудесным образом остановилось, и мученики остались невредимыми. Затем девушкам отсекли груди, У. вогнали в голову гвозди и только после мучений обезглавили. Под Антиохией, вероятно, понимается одноименный город в Писидии. Память мучеников в греч. стишных синаксарях отмечена также под 20 и 21 июня. Ист.: ActaSS. Iun. T. 4. P. 471-472; SynCP. Col. 760, 766; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 268-269. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 230-231; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1098; Clercq C., de. Eustochio, Gaiano, Proba, Lollia e Urbano//BiblSS. Vol. 5. Col. 307-308; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 152-153. О. Н. Афиногенова Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/187503.html

23 . Мц. Агриппины; сретение Пречистой Богородицы, чудотворной иконы Владимирская; мчч.: Евстохия, Гаия, Провия, Лоллия и Урвана; преставление св. прав. Артемия Веркольского. На Владимирской икон Богоматери благословящая десница Спасителя изображена сходно с именословным перстосложением. 24 . Рождество чест. слав. прор. Предтеч. и Крестителя Иоанна ; мчч.: Орентия, Фарнакия Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Логгина. 25 . Прмц. Февронии девы; св. чудотв, Муромских, кн. Петра, во иноцех Давида, и кн. Февронии, во инокинях Евфросинии. Св. Петр и Феврония являют собою пример святой супружеской жизни и наглядно показывают, что можно спастись и в супружестве. Значит, безпоповцы не справедливо отрицают брак, считая его помехой для спасения. 26 . Прп. Давида, иже в Селуне; явление иконы Пресв. Богородицы Тихвинской; прп. Иоанна, еп. Готфского; свт. Дионисия, архиеп. Суздальского. На Тихвинской иконе Божией Матери у Спасителя благословящая десница изображена сходно с именословным перстосложением. 27 . Прп. Сампсона странноприимца, прп. Севира. Празднование победы под Полтавой. 28 . Перенесение мощей св. и чудотв. безсребренник Кира и Иоанна; прпп.: Сергия и Германа, Валаамских чудотв.; прп. Павла врача. 29 . Апп. Петра и Павла, прп. Петра, царевича Ордынского, Ростовского чудотв. Когда ап. Петр исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, то услышал от Него след. слова: ты еси Петр и на сем камени созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей ( Мф.16:18 ). Поэтому нужно веровать, что Церковь Христова будет существовать вечно и никакие враги: ни гонители, ни еретики, ни даже сам ад со всеми своими силами не одолеют ее. 30 . Собор свв. апп. 12: Петра, Андрея, Иакова, сына Зеведеева, Иоанна, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, Симона и Матфия. Июль 1 . Свв. и чудотв. безсребренников Космы и Дамиана; прп. Петра, мч Потита. 2 . Положение честной ризы Пресв. Богородицы во Влахерне; свт. Иувеналия, патр. Иерусалимского; представление Фотия, митр. Киевского. Празднование образу Пресв. Богородицы Ахтырская.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

22. Свм. Евсевия, еп. самосатского, мч. Галактиона, Иулиании, Зинона и Зины. Раскольники, приемлющие австрийское священство, говорят, что Евсевии, епископ Самосатский, один рукополагал епископов. Но в житии Евсевия говорится только, что он «инде постави епископы от тех, их же обрете отмещущих ариевы догматы, мудрствующих православно», но не видно, чтобы он рукополагал их единолично. 23. Мц. Агриппины; срет. ик. Б. М. Владимирской (в 1480); мучч.: Евстохия, Гаия, Провия, Лоллия и Урвана; преставление св. прав. Артемия веркольск., Германа, арх. казан.; пр. Иосифа, Антония, Иоанникия; ик. Б. М. Заоникиевской. На Владимирской иконе Богоматери благословляющая десница Спасителя изображена сходно с именословным перстосложением. 24. Рождество Иоанна Предтечи; мч. Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина; п. Антония дымск., Иоанна и Иакова менюжск., Никиты; вкн. Михаила тверского. 25. Прпмц. Февронии девы; св. чудотв. муром., кн. Петра, во иноцех Давида, и кнг. Февронии, во инокинях Евфросннии. Св. Петр и Феврония являют собой пример святой супружеской жизни и наглядно показывает, что можно спастись и в супружестве. Значит, безпоповцы несправедливо отрицают брак, считая его помехой для спасения. 26. Пр. Давида отшельн., иже в Селуне; явл. ик. Б. М. Седмиезерской, Лиддской-Рймской, Тихвинския; пр. Иоанна, еп. готфск.; св. Дионисия, архиеп. сузд. На Тихвинской иконе Божией Матери у Спасителя благословляющая десница изображена сходно с именословным перстосложением. 27. Пр. Сампсона страннопр.; св. Севира пресв.; пам. свв. мчч., просивших на Афоне; блаж. Мартина; п. Серапиона кожеез.; п. Георгия святогорца (груз. ц.). Празднование победы под Полтавой. 28. Пер. мощ. Кира и Иоанна безср.; Павла врача; Сергия и Германа валаам.; пр. Ксенофонта; ик. Б. М. «Троеручицы». 29. Свв. ап. Петра и Павла, п. Петра царевича; обр. мощ. пр. Никандра псковск.; ик. Б. М. Дуниловской и Касперовской. Когда ап. Петр исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, то услышал от Него след. слова: ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей ( Мф. 16, 18 ). Поэтому нужно веровать, что Церковь Христова будет существовать вечно и никакие враги ни гонители, ни еретики, ни даже сам ад со всеми своими силами не одолеют ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Св. Терентия, еп. иконийского. 1370. Свв. Иулия пресвитера и Иулиана диакона. Дим. Рост. 22. Мучч. Галактиона и Иулиания. Клар. 1146. 22. Свв. мучч. Галактиона и Иулиании. 23. Св. муч. Агриппины. Канон Феофана. 23. Свв. мучч. Евстохия, Гаиа, Лолия, Провия и Урвана. 24. Рождество Иоанна предтечи. Иерон. Карф. Гал. Англ. Б. и другие. 27. Св. Севира пресвитера. Дин. Рост. 28. Пр. Павла врача. 240. 28. Пр. Павла врача инока коринфского. 29. Свв. апп. Петра и Павда. Иерон. Карф. Б. и все. Июль 1. Св. муч. Потита. Дим. Рост. 1. Св. Потита отрока. Ф. 3 янв. 1. Свв. мучч. Космы и Дамиана в Риме. Пр. Петра Патрикия. 2. Св. Иувеналия патриарха иерусалимского. 3. Св. Александра, игумена обители неусыпающих. Мак. 3. Свв. мучч. Мокия и Марка. Св. Анатолия, патр. цареградского. Свв. мучч. Диомида, Евлампия, Аскдипиодота и Голиндухи. 4. Св. Андрея, еп. критского. Свв. мучч. Феодота и Феодотии при Траяне. Пр. Марфы, матери Симеона Дивногорца. 5. Пр. Афанасия афонского. 1370. 5. Пр. Афанасия афонского. Пр. Лампада. Свв. мучч. Анны и Кириллы. 6. Свв. мучч. Марины и Марфы, Авдифакса, Аввакума и друг. Дим. Рост. 6. Свв. мучч. Лукии, Рикса, Антония и друг. Иерон. Р. А. У. Н. 25 июня.Свв. мучч. Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума и др. Иерон. мР. Р. А. У. Н. 20 янв. 6. Пр. Сисоя Великого. Св. муч. Коинта фригианина при Аврелиане. 7. Пр. Акакия. Иерус. Кап. Преподобномучч. Епиктета и Астиона монаха и др. Дим. Рост. Муч. Евангелла. Петр. Кириакии. Канон Иосифа. 7. Пр. Фомы Мадеяна. Пр. Акакия синайского. Преподобномучч. Епиктета пресвит. и Астиона монаха. Муч. Евангелла. 8. Великомуч. Прокопия. 9. Препп. Патермуфия и Коприя. Дим. Рост. Св. Феодора, еп. едесского. Мак. 9. Священномуч. Панкратия. Иерон. мР. А. У. Н. 3 апр. Иерон. вторично 8 июля.Св. Кирилла, еп. гортинского. Иерон. мР. Ф. Р. А. У. Н. 9. Препп. Патермуфия и Коприя. Св. Феодора, еп. едесского. 10. Препп. пустынников егип., Феофилом архиепископом уморенных. 12. Пр. Михаила Малеина. У. 1408. 12. Св. муч. Голиндухи-Марии. Пр. Михаила Малеина.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Чет. Минеи. (Act SS. iann. II. р. 1102). Март. Р. 31 янв. 22 Св. священномуч. Евсевия, еп. Самосатского. В 301 году присутствовал на Антиохийском соборе и способствовал избранию св. Мелетия в патриархи. При Валенте был заточен в Фракию; при Грациане возвратился к своей пастве. В Долихине, куда прибыл для рукоположения городу епископа, арианка бросила на него с кровли дома горшок; от сего удара исповедник скончался. Чет. Минея из Феодорита (II. 32. IV 14. V. 5) и Никифора (XI. 21. XII. 3). (Or. Chr. II col. 934. Act SS. iun. IV. р . 235). Март. Р. 25 июня. Мес. В. Свв. мучч. Галактиона и Иулиа н ии. Мес. всех свв. (Act SS. iun. t. IV. р. 116). Свв. мучч. З ин она и Зины, с л уг и его. От Филадельфии Аравитской; усекнуты при Максимиане. Пролог. (Act SS. iun IV. р. 474). Мес. В. 23 июня. Март. Р. 23 Св. мученицы Агриппины . Римляныня; в муках предала дух свой Господу в царствование Валериана. Чет. Минея. (Act SS. iunii IV. р. 453). Март. Р. Есть служба. Свв. мучч. Евстохия, Гайа, племянника его, и чад его: Провия, Лолия и Урвана, и прочих с ними. Евстохий из идольских жрецов сделался христианским пресвитером, получив рукоположение от Антиохийского еп. Евдоксия; в Литре обратил к вере и крестил Гайа, своего племянника, со всем его родством. Все они обезглавлены при Максимиане, в Анкире. Пролог. (Act SS. iunii IV. р. 471). Март. Р. Празднуется сретение иконы Пресвятой Богородицы Владимирской, избавления ради Москвы от Ахмата, Ордынского царя. Празднество установлено в 1480 году, при Великом Князе Иоанне III Васильевиче, в память внезапного удаления татар с берегов Оки, и осообождения России от ига Моголов. Чет. Минея по Прологу. (Ист. Г. Р. VI. 3). Служба та же, что 21 мая и 26 авг. Преставление праведного Артемия Веркольского. Месяц. всех свв. См. 20 окт. 24 Рождество честного славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Лк.1 . (Act SS. 24 iunii p. 687–806). Мес. В. Март. Р. В службе один канон Иоанна монаха, другой – Андрея. Прочие праздники св. Предтечи исчислены под 7 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...