В этих словах Апостол открывает совет Божий, решивший примирить чрез Христа все, что на небе и на земле. Это значит, что без Христа земное было враждебно небесному. И действительно, грехом человек поставлен был в несогласие со всем небесным и земным. Искупитель смыл человека своею кровью; и то, что возмущало против человека и землю, более не существует, если только свобода снова не осуществляет греха: мир восстановлен чрез Него и для Него; иначе: чрез Него и под Ним соединено и небесное и земное во едино общество, дабы все в Нем служило Богу. Объясняя свои слова, Апостол говорит: «Вы приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства; и к ходатаю нового завета Иисусу, и к крови кропления говорящей лучше, нежели Авелева» ( Евр.12:22, 23–24 ); и, называя Ангелов служителями спасения человеческого ( Евр.1:14 ), об отношении их к Христу пишет: да бо имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних ( Фил.2:10 ). Так, по учению Апостолов, беспредельно велико дело Иисуса Христа, – дело искупления мира! В-пятых, наконец, Апостолы изобразили и царское достоинство Иисуса Христа. Апостол Павел пишет об Иисусе Христе, вознесшемся на небо, что Он получил не только имя, которое выше всякого имени ( Фил.2:9 ; Евр.1:4 ), но и всю власть на небе и на земле( Еф.1:22 ), так что покоряет Себе все ( Флп.3:21 ; 1Кор.15:27 ). Св. Иоанн Богослов говорит, что Он имеет знак царской власти – ключ Давидов ( Ис.22:20–21 ; Откр.3:7 ), которым если отворит дверь, то ее уже никто не затворит ( Откр.3:8 ), т. е. подает помощь, никем несокрушимую; называет Его Царем царей и Господом господ, сильным, чтобы побеждать врагов ( Откр.17:14, 19:15–16 ). Другие Апостолы, изображая царское звание Иисуса Христа языком иносказательным, называют Иисуса Христа пастырем ( Евр.13:20 ; 1Пет.2:25, 5:4 ) и главою ( Еф.5:23, 1:22 ; Кол.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

К какому совершенству? К «учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном» ( Евр. 6:2 ). Вот какое серьезное значение имеет таинство Рукоположения. Апостол ставит его наряду с таинством крещения, а сектанты легкомысленно отрицают его. Таких людей, которые отрицают священство, не считают его Богоустановленным таинством, апостол называет распинателями Христа. В этой же главе он говорит, что кто не принимает науки о крещении, о «возложении рук» и т. д., тот отступник от Христа и распинает Его в себе: «И отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются» ( Евр. 6:6 ). Поэтому то он и дает строгие наставления епископу Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим. 4:14 ). Как не оправдывают сектантов те места Священного Писания, которые они приводят для подтверждения своего учения об общем священстве, так точно не оправдывают их и другие тексты, которые они приводят для защиты своего лжеучения о священстве. 6. Священник у нас только Один – это Господь Наш Иисус Христос. «Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» ( Евр. 8:9, 4:14 ). «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесенный выше небес. Который не имеет нужды приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи Народа, ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого» ( Евр. 7:26–27 ). 6) Эти тексты говорят лишь о том, что христиане имеют Первосвященником Самого Иисуса Христа. Причем ап. Павел, сравнивая Первосвященника Господа Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником, безусловно ставил Христа несравненно выше еврейских первосвященников. Но у нас речь идет не о сравнении, а о том, что в основанной Господом Иисусом Церкви (МФ. 16:16) должны быть пастыри, которые получают преемственную благодать священства от Христа Спасителя через Его святых апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Твердость Увещания к твердости: Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа ( Пс.30:25 ). Будьте тверды, непоколебимы ( 1Кор.15:58 ). Верующие должны пребывать твердыми а) в вере: Бодрствуйте, стойте в вере ( 1Кор.16:13 ). Ходите в Господе, будучи утверждены в Нем и укреплены в вере ( Кол.2:6–7 ); б) в деле исповедания нашей надежды: Упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца ( Евр.3:6 ). Будем держаться исповедания упования неуклонно ( Евр.10:23 ); в) в благих наставлениях и здравом учении: Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим. Сам же Господь да утвердит вас во всяком слове и деле благом ( 2Фес.2:15–17 ). Пребывай в том, чему научен, зная, кем ты научен ( 2Тим.3:14 ); г) в христианской свободе: Стойте в свободе, которую даровал нам Христос ( Гал.5:1 ). д) в борьбе с искушением: Укрепляйтесь Господом, облекитесь во всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять ( Еф.6:10–13 ); е) в борьбе за веру и евангелие: Живите достойно благовествования Христова, чтобы мне слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую ( Флп.1:27 ); ж) в скорби: Мы послали Тимофея, чтобы утвердить вас в вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях ( 1Фес.3:2–3 ); з) даже до конца: Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца ( Евр.3:14 ). Верные должны утверждаться а) в своем звании и избрании: Братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнетесь ( 2Петр.1:10 ); б) в святости: Мы исполнены любовью к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными в святыне пред Богом ( 1Фес.3:13 ). Бог силен и верен, чтобы утвердить верующих: Бог всякой благодати да утвердит вас, да укрепит, да соделает непоколебимыми ( 1Петр.5:10 ). Верен Господь, Который утвердит вас ( 2Фес.3:3 ). Верующие бывают тверды а) по благодати: Хорошо благодатью укреплять сердца ( Евр.13:9 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Это служение Христа «приводит к оправданию верующего и его освящению», тогда же «их [верующих] грехи изглаживаются, и они признаются достойными вечной жизни» 32 . Итак, на земле совершилось Искупление, верующие «получили прощение», но оказывается, что «их грехи изглаживаются» на небе. Другими словами, на земле Христос совершил Искупление на Кресте и продолжил искупительное служение в небесном святилище. Из этого учения адвентистов следует, что после Голгофской Жертвы Христу предстоит еще некое дополнительное служение на небе, чтобы верующие в Него воспользовались плодами Его спасительной смерти, и до завершения этого служения Царство Небесное для них недоступно. Это лжеучение находится в явном противоречии с учением ап. Павла об универсальности Искупительной смерти Христа, Который однажды принесши Себя в жертву, Вознесся в самое небо… не для того, чтобы многократно приносить Себя… ( Евр.9:24–28 ), поэтому мы освящены единократным принесением Тела Иисуса Христа на Голгофе ( Евр.10:10:14 ) и имеем дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою ( Евр.10:19–20 ). Таким образом, по свидетельству ап. Павла, после Воскресения Христа верующие в Него не нуждаются в каком-то «суде исследования» на небе, который, по мнению адвентистов, начался в 1844 году и длится по настоящее время, и имеют возможность войти в Царство Небесное. Концепция «суда исследования» отрицает всеведение Христа, что ведет к субординационизму (подчиненности Сына Отцу и неравенству Их между Собой) или к несторианству, разделяющему Христа на Сына Божиего и Сына Человеческого, лишая Их Единого субъекта – общей сложной Ипостаси. Христос как Бог обладает всеведением и не имеет нужды в изучении «книг жизни», где записаны грехи людей, ибо нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет ( Евр.4:13 ). Об ипостасном соединении Иисуса Христа Адвентистское учение о последствиях ипостасного соединения двух природ во Христе очень скудное и фактически повторяет те же идеи, что и баптисты 33 . Например, адвентисты говорят: «Будучи Богом, Иисус обладает естественной способностью присутствовать везде, воплотившись, но Он добровольно ограничил Себя в этом отношении. Он предпочел присутствовать везде посредством служения Святого Духа ( Ин.14:16–18 )» 34 . Подобного рода рассуждения показывают, что современным адвентистам не удалось преодолеть антитринитарные взгляды основателей адвентизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/osob...

В жертве первенствующей смысл был не в смерти, или как Вы называете – казни животного, не в сожжении его тела, а в исповедании над животным своих грехов чрез возложение на его голову рук приносящих. Подобно тому, как теперь чрез возложение рук священника на голову кающегося низводится прощающая грехи благодать, так и там чрез возложение рук приносившего как бы на голову животного низводились грехи грешника. А смерть животного была уже результатом, как бы принятия на себя грехов приносившего, символизируя непреложность воли Божией: «смерть – оброцы греха». Но ветхозаветные жертвы не очищали душу человека, ибо «не возможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» ( Евр.10:4 ). Кроплением кровью животного только освящалось тело (9:13) и чрез то возвращалась милость Божия в отношении плотской, внешней земной жизни ( Ис.1:16–19 ). А в отношении внутренней духовной стороны жертвы только напоминали совести грехи человека, но не очищали, не возрождали ее. И если, по свидетельству ветхозаветного Слова Божия, Бог иногда прощал грехи людям, то прощал только вину их пред Собою, притом прощал не потому, что беспредельная вина покрывалась покаянием человека, а потому, что она Правдою Божией переносилась на предопределенного прежде века Агнца Божия, вземшего грехи всего мира ( Рим.3:25 ; ср. Евр.9:11–14 ). Поэтому, не обилие и разнообразие богатых жертв делали их приятным благовонием пред Богом, как это было бы, если бы жертвы были угощением Бога, а только богатство внутреннего покаянного сердца, без чего все жертвы были неугодными Богу ( Ис.1:11–20 ; ср. Евр.10:5–7 ). Несоответствующее ветхозаветному Ваше воззрение на жертвы, хотя Вы и не находите в них прообразовательного смысла, привели Вас к такому сближению их со смертью Спасителя, в котором приходится усматривать особый, Вами только созданный, прообраз первых в отношении Последнего: по Вашему пониманию и смерть Спасителя, как жертва Богу Отцу, была ничем иным, как приятным Ему угощением. Это уже слишком... Приводя Евр.8:3 , Вы как будто не хотите знать, что указанное место стоит в тесной связи с концом предыдущей главы: «Таков и должен быть у нас Первосвященник... Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом же за грехи народа; Ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого». В этих-то словах и находится смысл указываемого Вами места: «Всякий Первосвященник поставляется для приношения даров и жертв (за что? сперва за свои грехи, а потом народа), а потому нужно было, что бы и Сей также имел что принести» (принести Себя за что? за грехи народа) Этим я заканчиваю свои замечания на Ваш предвзятый экзегесис отдельных мест Слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

е. услаждать и душу словом Божиим. Таким образом о св. причащении здесь не говорится ни слова. 578 В Евангелии от Иоанна под Словом разумеется не слово Божие, а то Слово, которое было Бог единородный от Отца, и стало плотью, осязаемо было руками апостолов, т. е. Господь Иисус Христос (см. ст.1, 2, 8, 14, 15), почему и написано с большой буквы. Наконец, что касается остальных мест, говорящих о спасительности слова Божия, то относительно их необходимо заметить, что слово Божие, действительно, спасительно, но лишь для тех, кто его слушает и исполняет, так как «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» ( Рим. 2:13 ). Поэтому, чтобы спастись, необходимо исполнять и слова: «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ). 579 2) Далее сектанты говорят, что будто бы апостолы учат о духовном причащении, а не чувственном. Так, ап. Павел говорит о вкушении доброго глагола Божия ( Евр. 6, 4–5 ), а не тела и крови Христовой, и советует «благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» ( Евр. 13:9 ), ап. же Петр указывает и причину этого: «ибо вы вкусили, говорит он, что благ Господь» ( 1Пет. 2:3 ). Но в первом месте, как сказано выше, 580 говорится об отступниках от веры и Церкви, обнаруживающих упорное, сознательное противление, а не о таинстве причащения. Во втором же месте под яствами разумеются не евхаристические хлеб и вино, а, как видно из контекста речи, ветхозаветные «жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления» ( Евр. 9:9–10 ),т. е. до того времени, когда Христос «явился для уничтожения греха жертвой Своей» (ст. 26). Ветхозаветными жертвами питались евреи, служившие скинии, а не христиане, имеющие, по слову апостола, особый «жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр. 13:10 ). Эти жертвы только напоминали о Голгофской жертве, принесенной за грехи всего мира, и не приносили вкушающим никакой пользы; причащение же под видом хлеба и вина плоти Христовой дает вкушающим «жизнь вечную» ( Ин. 6:54 ). 581 Наконец, что касается третьего места, то в нем ап. Петр внушает христианам со всей силой возлюбить чистое словесное молоко, т. е. слово Божие, так как собственный опыт их ясно показывает, сколь оно благо, сколь полезно в деле спасения. 582

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Итак, – заканчивает апостол Павел, – имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым (а не мертвым, то есть жертвами), который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть Плоть Свою; и имея такого великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою ( Евр. 10:19–22 ), взирая на Начальника веры ( Евр. 12:2 ). Так все определенно, ясно, несомненно! И именно в этом Послании выясняется и сильнее всего утверждается истина Искупления, состоящая прежде всего в том, что Богочеловек ПРИНЕС СЕБЯ В ЖЕРТВУ. И именно этим существенным делом исходатайствовал сначала: а) прощение; после: 6) примирение; затем: в) возвращение Духа; чтобы: г) чрез Него освятить всех и провести с Собою к Отцу. Да ведь это же так ясно! Но уже закончу Апокалипсисом . Тут должен отметить, что на небе Сын Человеческий царствует именно как Агнец, как бы закланный, за что Он получил право посылать на землю духов Божиих ( Откр.5:6 ) и Которому возносят славу... четыре животных и двадцать четыре старца, то есть небесные силы и святые люди; и поют новую песнь: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу ( Откр.5:8–9 ). И в конце мира святые будут побеждать дракона Кровию Агнца прежде всего, а после словом истины и смертию (см.: Откр.12:11 ). И наконец Агнец победит всех врагов; и антихриста Он убивает, будучи облечен в одежду, обагренную Кровью ( Откр.19:13 ). После этого открывается Царство Слова; спускается с неба (то есть творится Богом «вновь» – Откр.21:3 ) Небесный Иерусалим, Церковь , или жена, невеста Агнца (ср.: Откр.21:9 ). И ничего уже не будет проклятого там, но престол Бога и Агнца. Даже и тогда престол Агнца, то есть Искупителя, будет в нем, и рабы Его будут служить Ему ( Откр.22:3 ); ибо Агнец обрел вечное Искупление (ср.: Евр. 9:12 ), навсегда воссел одесную Бога ( Евр. 10:12 ), а с Ним и те, которые искуплены из людей: они следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Аминь ( Откр.14:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Тема милости, в том числе милости и истины, находит своё завершение в Новом Завете, где желанной и желаемой милости противопоставляется жертва как нечто в силу ряда причин недолжное (Мф 9:13; 12:7; ср. Ос 6:6, где впервые сказано Я милости хочу, а не жертвы) 1 . Основное, резюмирующее обличение Христом фарисеев (Мф 23:23) сводится к словам: оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру. Слово милость может в русле новозаветных идей заменяться на любовь: люблю по истине (2 Ин 1:1; 3 Ин 1:1), что близко и понятно. Наверное, гораздо важнее, когда оно заменяется на благодать: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин 1:14). Здесь нам открывается не только благодатная сущность милости Божией, но и одно из многих соответствий Нового и Ветхого Заветов: ветхозаветное благословение, призывающее милость и истину, в Новом Завете преображается в обетование благодати и истины. При нынешней тенденции “спасаться” путём самодеятельного опускания себя ниже уровня моря может возникнуть робкий вопрос: ну хорошо, тут всё больше про царей, а мы-то тут при чём? Допустим, кто-нибудь захочет оказать нам милость, так и Бог в помощь, а не захочет — так спаси Господи. А наше дело маленькое. При этом совершенно забывается блестящая диалектика Нового Завета (диалектика у части благочестивых людей вообще не в чести, поскольку её подозревают в языческом и вообще заграничном происхождении, игнорируя тот бесспорный факт, что решающий вклад в её развитие внесли Великие каппадокийцы). Согласно этой диалектике все мы — рабы Божии, невзирая на наши духовные “заслуги”, и в то же время мы — царственное священство (1 Пет 2:9), сколь бы малы мы ни были сами по себе. Тема царственного священства заслуживает самого пристального внимания и пользуется им, хотя и до сих пор не в должной степени. Совсем просто (и тем самым не совсем безупречно, но что поделать) её можно изложить следующим образом. Полные глубокого смысла слова Псалтири Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс 109:4) достаточно подробно разбираются в 5-й и 7-й главах Послания к Евреям. Сам автор Послания к Евреям в Евр 5:5 соотносит их со Христом и со словами Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс 2:7). Но только когда Сын по послушанию принял крестное страдание и тем самым сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного (Евр 5:8), Бог Отец нарёк Его Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр 5:10). Но Мелхиседек был царём правды и Салима (то есть царём мира) и священником, причём он без отца, без матери, без родословной уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда (Евр 7:3).

http://pravmir.ru/serdtse-miluyushhee/

Но православные и исповедуют, что они никому другому не служат, а только единому Богу, в Троице славимому. В святых же мы почитаем благодать Божию, в них обитающую и действующую, и просим чрез них помощи от Бога. Православная Церковь учит: «чрез них просим, но не от них самих». Втор.10:20 . «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и к Нему прилепись». Объяснение. Чествование, которое мы воздаём Богу, существенно отличается от почитания святых. Господа, как Творца, мы должны чествовать «истинным по вере нашей богопоклонением, которое подобает единому Божескому естеству», напр.: Рим.1:9 ; Евр.9:14 . А чествование святых, как тварей, – «почитательным поклонением», т.е. как старших братьев между членами Церкви, обладающих сравнительно с живущими на земле членами Церкви высшим религиозным совершенством: Евр.12:23 ; как избранных сосудов благодати Божественной, обитающей и действующей в них: Лев.26:12 ; 2Кор.6:16 ; Откр.3:21 , как друзей Божиих: Ин.15:14 , которые своими молитвами пред Богом могут испрашивать нам у Бога благодатные дары: 2Мак.15:14 ; Иак.5:16 . Ис.42:8 . «Я Господь. Это – Моё имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». Объяснение. «Иной», коему Господь не даёт Своей славы, как видно из контекста речи, есть истукан, или идол, а под славой, которую Господь обещался не дать «иному» – истукану, разумеется слава Божественная (сказано – славы Моей). Но никто из православных и не утверждал когда-либо, что истуканов, или идолов нужно боготворить, как равно и Церковь Православная отнюдь никогда не учила и не учит ныне, что святых нужно почитать как Бога. Наконец, если говорится, например, в 1Тим.1:17 , что «Единому премудрому Богу честь и слава», то в другом месте тот же апостол говорит: «напротив, слава, и честь и мир всякому, делающему доброе»: Рим.2:10 . Мы почитаем святых не за богов каких-нибудь, а только за друзей и слуг Господних: Мф.10:41 ; Ин.15:14 . Основные места священ. Писания в учении о почитании святых угодников Божиих, которые необходимо заучить наизусть Мф.10:40–41 . Кто принимает вас, принимает Меня: а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. Ин. 15:14 . Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Евр.11:38 . Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. 1Кор.6 :2 . Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? 2Фес.1:10 . Когда Он придёт прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству. Сир.44:1 . Теперь восхвалим мужей и отцов нашего рода. Читать далее Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений/Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. " Свет " , 1910. - XII, 704 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

14 . Положил еси нас поношение соседом нашым. «Соседями, живущими окрест, пророк называет Филистимлян, Идумеев, Моавитян, Аммонитян и другие сопредельные народы, от которых Иудеи терпели нападения, и для которых они служили предметом посмеяния» (Бл. Феод.). Подражнение – насмешка, презрение. «Воздается им все то, что делали они Христу», замечает св. Афанасий. С Евр.: «Отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас». 15 . Положил еси нас в притчу во языцех – соделал нас притчею во языцех, т.е. предметом толков и осмеяний у язычников. Св. Златоуст разумеет соседних Аравитян. Подоб. Иер. 24:9 . Покиванию главы в людех. Кивание главы есть выражение недоумения, изумления, осмеяния, т.е. смотря на нас, народы с недоумением кивают главами своими, и издеваются над нами; одни дивятся чрезмерности наших бедствий, а другим это приятно (Бл. Феод.). 16 . Весь день срам мой предо мною есть, – т.е. «стыд наш соделался продолжительным и даже непрестанным» (Св. Афан.). С Евр.: «Всякий день посрамление мое предо мною, и стыд покрывает лице мое». 17 . С Евр.: «От голоса поносителя и клеветника, от взоров врага и мстителя». 18 . И не неправдовахом в завете Твоем. Симмах: «не изменили закону Твоему» (у Злат.); «не забыли Твоих повелений, не осмелились нарушать закона Твоего» (Бл. Феод.). С Евр.: «Все это пришло на нас; но мы не забыли Тебя, и не нарушили завета Твоего». 19 . И не отступи вспять сердце наше, т.е. сердце наше не уклонилось, не отступило от закона Твоего среди несчастий, по-прежнему продолжало любить Твои заповеди. И уклонил 285 еси стези нашя от пути Твоего. «Чтобы объяснить мысль, заключающуюся в сих словах, по переводу LXX, – говорит бл. Феодорит, – примем такое разумение: ввергнул Ты нас во многие всякого рода скорби, которых достаточно было, чтобы совратить нас с пути Твоего». Яснее св. Златоуст: «Ты удалил нас от храма Твоего и попустил быть в стране чужой, что препятствовало совершению Богослужения». Св. Афанасий относит ко временам христианским. «Уклонил еси стези нашя и пр. Говорят это (Евреи); потому что за нечестие противу Христа воспрещено им совершать законную жертву». С Еврейского: «Не отступило назад сердце наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010