Евр.13:18 .  Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. Видишь, говорит Златоуст, что он оправдывается, как бы обращая речь к таким людям, которые были недовольны им, отворачивались от него, смотрели на него, как отступники, и не хотели даже слышать его имени. От ненавидевших его он требовал того, чего другие могли бы требовать только от любящих, и потому говорит теперь следующее: «мы уверены, что имеем добрую совесть». Не выставляй, говорит, против меня обвинений: совесть наша ни в чем не обвиняет нас; мы не сознаем за собою, чтобы мы вредили вам. «Во всем желаем вести себя честно…» – мы не делали ничего по корыстолюбию, ничего по лицемерию. Вероятно, в этом его обвиняли ( Деян 21:21 ). Евр.13:19 .  Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. Так, просить, чтобы они молились, свойственно только сильно любящему их. Не просто, говорит, молитесь, но со всем усердием, чтобы мне скорее прибыть к вам. Так, желать прибыть к ним и просить, чтобы они молились за него, свойственно тому, кто ничего не сознает за собою. Потому, испросив наперед себе от них молитв, он потом и сам просит им у Бога всех благ (Злат.). Евр.13:20 .  Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), «Бог же мира» – говорит так потому, что между ними были несогласия (Злат.). – «Воздвигший из мертвых Пастыря…» Учение о воскресении Иисуса Христа должно было показать евреям, что христиане веруют не только в пострадавшего Христа, униженного, служащего предметом соблазна ( 1Кор 1:23 ), но и восставшего из мертвых живым навеки, и потому великого и могущего помогать верующим в Него ( Рим 10:9 ; Евр 4:14, 10:21 ). – «Кровию завета вечного…» – относится как к выяснению величия Пастыря, искупившего овец Своих этою Кровию, так и к усовершенствованию во всяком добром деле и Богоугождении, для чего Кровь Христова дает наиболее могущественные силы и средства. Евр.13:21 .  да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

18 . Исчетоша вся кости Моя. «Пригвождавшие так напрягли тело Мое, что, если бы кто пожелал, не трудно было бы ему узнать число костей» (Бл. Феод.). Тии смотриша и презреша Мя. Т.е. смотрели на Мои страдания и смеялись надо Мною. «Говорит же (т.е. Господь Иисус Христос) сие о червленной хламиде, о терновом венце, о трости вместо скипетра» (Св. Афан.). С Евр.: «Можно было бы перечесть все кости мои. А они смотрят, и делают из меня зрелище» (Сн. Лк. 23:25 ). 19 . Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий. Св. Еванг. Иоанн Богослов приводит сии слова, как пророчество и показывает, что оно исполнилось по распятии Господа, когда воины взяли одежды Его и разделили на 4 части, каждому воину по части, и хитон, который был не сшитый, а тканый весь сверху ( Ин. 19:23 ) 157 . 20 . На заступление Мое вонми, т.е. призри на помощь Мне, помоги. С Евр.: «Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне». 21 . Избави от оружия душу Мою. Оружием, – говорит св. Афан., – рукою песиею, устами львовыми и рогами единорожими – изображает (т.е. Господь) злобу и безумие Иудеев. Оружием можно назвать и диавола, который всегда старается уязвить». И из руки песии единородную Мою, т.е. спаси Мою одинокую, учениками оставленную душу, спаси от врагов, кои, как злые псы, напали на Меня (Под. Пс. 24:16, 34:17 ). «Душу же Свою, – говорит св. Афан., – называет единородною; потому что она отделена, отлучена от прочих душ (ибо все души познали грех , а она не познала греха), а еще и потому, что она одна вместе с плотию всегда имеет ипостасное единение с Богом Словом... Но, может быть, единородною называет и предстоящую Ему Церковь , потому что она не имеет скверны или порока» (Св. Афан.). С Евр.: «Избавь от меча душу Мою, и от псов одинокую мою». 22 . Спаси Мя от уст львовых, и от рог 158 единорожь смирение Мое. Под львом, единорогом – разумеются распинатели, враги Христовы, столько же свирепые, как и эти звери. Попасть в уста львовы и под рог единорога значит – подвергнуться смерти. Смирение означает здесь уничижение. Т.е. спаси Меня уничиженного, страждущего от смерти, какую готовят Мне злые враги Мои. С Евр.: «Спаси меня от пасти льва, и от рогов единорогов, услышав 159 , избавь меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Вы, братия, призваны к свободе; только чтобы свобода ваша не была поводом к угождению плоти. Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотите ( Гал.5:18. 17 ). 3) Священные ветхозаветные уставы приготовляли людей к принятию Спасителя своим явным бессилием оправдать грешников пред правосудием Божиим. Прежде пришествия веры, говорит апостол, под законом стрегоми бехом, Закон пестун бысть во Христа ( Гал.3:23, 24 ). Подобно мудрому наставнику, который постоянными внушениями обширнее и глубже раскрывает в воспитаннике чувство высших благороднейших потребностей, закон древний непрестанно возбуждал и усиливал в людях духовные нужды и требования, не давая средств к удовлетворению их. Закон ничего не довел до совершенства ( Евр.7:19 ). Ибо он, «одними и теми же жертвами, которые каждый год приносят непрестанно, никогда не может сделать совершенными приносящих. Иначе перестали бы приносить их; потому что приносящие жертву, быв очищены в один раз, не имели бы уже никакого сознания грехов» ( Евр.10:1–2 ). Дары и жертвы не могли совершенно успокоить совести приносящего ( Евр.9:9 ); напротив, частым повторением своим они только постоянно напоминали приносившим о невозможности загладить грехов силою одних обрядовых установлений. Не возможно бо крови юнчей и позлей отпущати грехи (10:3, 4). Господь, пришедший на землю для нашего спасения, уничтожил рукописание постановлений против нас ( Кол.2:14 ). 4) Заповеди ветхозаветной Церкви служили для евреев стению грядущих благ ( Кол.2:17 ). В уставах древних, как в тени, предъизображены были многоразличные черты спасения мира Сыном Божиим. Правда, многие из потомков Авраама ( Ис.6:9, 10 . Мф.13:14, 15 ) неспособны были видеть под завесою обрядов божественную истину. Но недостаток духовного зрения одних восполнялся числом избранных, кои постигали тайну божественного смотрения ( Евр.11 ). Чрез них свет истины распространялся и озарял умы и сердца других. 5) Установления ветхозаветные располагали народ Божий к чаянию благодатной новозаветной свободы и тягостным чувствам отчуждения его от прочих народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

– «Чтобы им не осквернились многие…», т. е. чтобы того не было, отлучайте от себя людей развратных (Злат.). Евр.12:16 .  чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Пусть никто не будет, подобно Исаву, «сквернителем», т. е. чревоугодником, невоздержным, преданным миру, презирающим блага духовные…, который данную от Бога честь отдал по собственной беспечности, и для малого удовольствия потерял величайшую честь и славу (Злат.). Евр.12:17 .  Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами. «Что это значит? Неужели он отвергает покаяние? Нет. Но – как же говорит «покаяния места не обрете»? ( μετανοας γαρ τπον ακ ερεν). Если он осуждал себя, если сильно плакал, то почему «не обрете места покаяния»? Потому что это не было следствием раскаяния. Как печаль Каина не была следствием раскаяния, – что и доказал убийством, – так и здесь слова (Исава) не были следствием раскаяния, что после он также доказал убийством: и он намерением своим умертвил Иакова. «Да приближаются», говорил он, «дние плача отца моего, да бых убил Иакова, брата моего» ( Быт.27:41 ). Потому слезы не могли сообщить ему покаяния. И не просто сказал: «покаяния», но: «аще и со слезами поискал покаяния места не обрете». Почему? Потому, что не раскаялся надлежащим образом» (Злат.). – «Не обрете, – говорит, – покаяния», или потому, что согрешил более, нежели сколько можно загладить покаянием, или потому, что не принес достойного покаяния; следовательно, есть грехи, превышающие покаяние. Посему не будем допускать падения неисцельного; пока мы только хромаем, то легко исправиться; а когда расстроимся совершенно, тогда что будет с нами? Он обращает это к тем, которые еще не пали, удерживает их страхом и говорит, что падший не может получить утешения. А падшим, чтобы они не предались отчаянию, внушает противное» (Злат.). Евр.12:18 .  Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, Евр.12:19 .  не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

18 . С Евр.: «Ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его». 19 . Яко душа его в животе его благословится, исповестся Тебе, егда благосотвориши ему. С Евр.: «Хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе». – Т.е. не бойся богача, слава его скоротечна. Когда богач жив, то его ублажают, и только тогда он благодарит и хвалит Тебя, Господи, когда Ты благотворишь ему (Вас. В.). По Злат. – «когда ты льстишь, делаешь угодное богачу, тогда он исповется Тебе, т.е. тогда будет благодарить Тебя» 322 . 20 . Внидет даже до рода отец своих, даже до века не узрит света. С Евр.: «Но он пойдет к роду отцев своих, которые никогда не увидят света». Т.е. поступая таким образом, нечестивый богач наконец умирает, прилагается к отцам своим, и уже вечно не увидит света Божия. По св. Афанасию – «будет подражать ревности отцов и, происходя от отцов лукавых, наследует лукавство; мудрствующие подобно сему (т.е. как мудрствуют сыны века) стали душевно слепы, ни в смертной жизни не просветились они светом ведения, ни в будущей не сподобятся вечного света». 21 . С Евр.: «Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают». 315 Ганание προβλημα собственно: оплот, ограда, препятствие, – отселе: загадка, вопрос, предложение, задача. 316 Св. Василий В. читал: не обыдет. Но частицы: не нет у LXX, в Еврейском и у других Отцов и учителей. 317 Измены εξιλασμα – умилостивительная жертва; – по Злат. – подкуп и выкуп. Должно страшиться будущего суда; ибо «там (в будущей жизни) нельзя извратить правды деньгами или избавить себя от геенны подарками». Злат. 319 Благоволят в Компл. и др. изд. LXX: ευδοκησουσιν – одобряют т. е. себя, кажутся себе хорошими. В Римск. изд. LXX: ευλογησουσιν – хвалят, прославляют, благословляют себя. 320 По св. Злат., заутра значит: скоро, постоянно, т. е. и в настоящей жизни праведники постоянно господствуют над нечестивыми по свойству добродетели, возвышающей первых над последними. 321 Помощь βοηθεια – помощь, заступничество, защита, спасение; обетшает παλαιωθησεται – устареет, упразднится, уничтожится, – во аде кончится спасение нечестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Евр.13:18 . Мы вполне уверены в том, что добрую совесть имеете вы, 2940 то есть доброе намерение во всем, – во всем, что касается нас, мы хорошо должны поступать. Евр.13:19 . Особенно же умоляю вас 2941 делать это для того, чтобы вы этим споспешествовали нам скорее прийти к вам. Евр.13:20–21 . Бог же мира, воздвигший (из мертвых) Пастыря Великого овец кровью завета, относящегося не к тому, что прешло, но к тому, что пребывает во веки веков, а это есть Иисус Христос Господь наш, – да усовершит вас, освободив от закона вашего, во всех делах 2942 добрых, дабы вы творили во всём Его волю, а не бессильные уставы закона. —316— Евр.13:22 . Итак, прошу вас, братья, примите слухом своим эти слова утешения: так как я написал и доказал вам, что всё прежнее, чем вы хвалитесь, суть только следы и тени того, что проповедано у вас Христом. В кратких словах я написал вам по силам вашим. Если бы вы были в состоянии (усвоить), то я написал бы вам больше сего. Впрочем, если бы вы были совершенны, то ни в чём этом не имели бы нужды. Первое послание к Тимофею Апостол посылал Тимофея к Ефесянам ради некоторых Евреев, смущавших их своим учением о том, чтобы они соблюдали (обрядовые) уставы закона. О них Апостол так писал к Ефесянам: «итак, не будьте как младенцы колеблющиеся и увлекающиеся всякими ветрами и учениями лжи людей ( Еф.4:14 )». А как сделал его предстоятелем церкви в городе (Ефесе), где не было гонений, то и не спешил он идти туда, чтобы укреплять души и умы тех, кои переносили гонение. Но так как Апостол, сам по себе, был ревностен и всегда готов к делу своего служения, и управление церквами он вверил Тимофею, равно как и рукоположение пресвитеров, кои суть сами епископы: то он и соблаговолил написать ему о том, какое надлежало ему совершать дело в церкви. Написал это послание также и потому, что у Ефесских христиан продолжало еще действовать постановление Апостолов касательно язычников, воспрещавшее им только идоложертвенное мясо, блуд и употребление крови в пищу, ибо они (Апостолы)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Если бы вы были от мира, – говорит им Христос, – то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин.15:19 ). 4) Всякая скорбь не по случаю бывает, но скорбь нам посылается от Бога и есть Его отеческое наказание, которым наказывает нас не от гнева, но от любви, как учит апостол: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» ( Евр.12:6 ). Как на нечестивых изливает гнев Свой праведный, и чашу гнева Его и ярости вовеки будут пить; так благочестивых не яростью обличает, и не гневом наказывает, но по-отечески бьет, во гневе милости поминает, наказывает, но смерти не предает, как поет пророк: «Научая наказал меня Господь, смерти же не предал меня» ( Пс.117:18 ), – и апостол говорит: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор.11:32 ). От начала мира до Христа, и от Христа доныне ни один благочестивый не был без наказания Господня отеческого, но все то приняли от руки Господней, и приняли с благодарением, что имели «участие в святости Его» ( Евр.12:10 ). Знаешь, что и отец плотской сына своего наказывает не от гнева, но от любви, тем более Бог, естеством благой, наказывает чад Своих от единой любви и милости. Скажет кто: «Я такую или такую-то беду принимаю от людей». Правда и то, что люди, дьяволом научаемые, наводят нам беды и скорби, но попущением Божиим. Ибо люди и дьявол ничего не могут нам сделать, когда им Бог не попустит. Попускает же им в наше наказание, и сколько им попускает Бог, столько они нам и досаждают и озлобляют. Известна эта истина из истории об Иове и Давиде святом и прочих. Помни, христианин, в скорби своей утешительное слово: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами» ( Евр.12:6–7 ). И поминая, благодари Его, что и от тебя отеческой Своей любви и милости не отнимает. Держи в памяти всегда, что далеко лучше всякое наказание здесь терпеть от руки Господней и вовеки в будущей жизни утешаться, нежели здесь без наказания быть и по смерти вечный Божий гнев терпеть, которого никак не избегнут ненаказанные и неисправные грешники. Примечай и то, что написал апостол: «Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» ( Евр.12:8 ). Когда отец сына без наказания оставляет и попускает ему по своей воле жить, то видно, что отринул его от себя. Так, когда и Бог оставляет человека без наказания, это знамение отвержения его от Божией милости, и не иное что такому следует, как вечный Божий гнев на себе терпеть. Ибо все избранные Божии и чада Его причастниками были, и ныне есть, отеческого Его наказания. Желать должно, христианин, отеческого Божия наказания, а не убегать от него, и о последовавшем радоваться и благодарить за то Небесного Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

19. Моисеев закон ничего не довел до совершенства; ибо служил для нас только детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою в Него ( Гал.3:24 ). 25–27. Иисус Христос, принесши Себя самого в жертву вместо жертв, приносимых первосвященниками сперва за свои грехи, а потом и за грехи народа, соделался для нас вечным Первосвященником, дабы всегда ходатайствовать за нас пред Богом. Гл. 8. Ст. 2. Ветхозаветные первосвященники были земные и грешники, и служили за грешников ( Евр.7:27 ); но Первосвященник Иисус есть великий Священник в доме Божием ( Евр.10:21 ), то есть, служитель спасению и грешников, и святых, не на земле только, но и на небе ( Евр.9:24 ). 10. Закон благодати есть закон духовный, действующий в мыслях и в сердце нашем; кто повинуется сему закону, тот есть храм Бога живаго ( 2Кор.6:16 ). Не закон, но благодать Божия управляет нашими мыслями и сердцем ( 2Кор.3:5 ). Гл 9. Ст. 9. Ветхозаветные жертвы хотя были и дары Богу, но без веры во Христа они не могли вполне успокоить совести приносящего жертву. 15. Иисус Христос есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира ( 1Ин.2:2 ). 25–26. Никто, кроме Бога, не может простить нам грехов наших; следственно никто не может и удовлетворить Богу за грехи всех людей, кроме Самого же Бога. Гл. 10. Ст. 18 и 10. Смертью И. Христа прощаются все грехи рода человеческого, ибо для сего достаточно было бы и одной капли крови Богочеловека, если бы Правосудие Божие не требовало самой смерти ( Евр.9:28 ); а где прощение грехов, там не нужно уже другое приношение (жертва) за них. Посему все освящаемся едпнократным принесением тела Иисус Христова. 16–17. Благодатное отпущение грехов по силе смерти И. Христа проповедано было и в Ветхом Завете. 36. Терпение есть воля Божия, и кто исполняет сию волю Божию, тот спасется. 37. Не медлит Господь исполнением обетования скорого на суд пришествия, как некоторые почитают то медлением: но продолжает терпеть нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. ( 2Пет.3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Это служение Христа «приводит к оправданию верующего и его освящению», тогда же «их [верующих] грехи изглаживаются, и они признаются достойными вечной жизни» 32 . Итак, на земле совершилось Искупление, верующие «получили прощение», но оказывается, что «их грехи изглаживаются» на небе. Другими словами, на земле Христос совершил Искупление на Кресте и продолжил искупительное служение в небесном святилище. Из этого учения адвентистов следует, что после Голгофской Жертвы Христу предстоит еще некое дополнительное служение на небе, чтобы верующие в Него воспользовались плодами Его спасительной смерти, и до завершения этого служения Царство Небесное для них недоступно. Это лжеучение находится в явном противоречии с учением ап. Павла об универсальности Искупительной смерти Христа, Который однажды принесши Себя в жертву, Вознесся в самое небо… не для того, чтобы многократно приносить Себя… ( Евр.9:24–28 ), поэтому мы освящены единократным принесением Тела Иисуса Христа на Голгофе ( Евр.10:10:14 ) и имеем дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою ( Евр.10:19–20 ). Таким образом, по свидетельству ап. Павла, после Воскресения Христа верующие в Него не нуждаются в каком-то «суде исследования» на небе, который, по мнению адвентистов, начался в 1844 году и длится по настоящее время, и имеют возможность войти в Царство Небесное. Концепция «суда исследования» отрицает всеведение Христа, что ведет к субординационизму (подчиненности Сына Отцу и неравенству Их между Собой) или к несторианству, разделяющему Христа на Сына Божиего и Сына Человеческого, лишая Их Единого субъекта – общей сложной Ипостаси. Христос как Бог обладает всеведением и не имеет нужды в изучении «книг жизни», где записаны грехи людей, ибо нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет ( Евр.4:13 ). Об ипостасном соединении Иисуса Христа Адвентистское учение о последствиях ипостасного соединения двух природ во Христе очень скудное и фактически повторяет те же идеи, что и баптисты 33 . Например, адвентисты говорят: «Будучи Богом, Иисус обладает естественной способностью присутствовать везде, воплотившись, но Он добровольно ограничил Себя в этом отношении. Он предпочел присутствовать везде посредством служения Святого Духа ( Ин.14:16–18 )» 34 . Подобного рода рассуждения показывают, что современным адвентистам не удалось преодолеть антитринитарные взгляды основателей адвентизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/osob...

Как Сын Божий, имеющий сделаться Сыном Человеческим, Иисус Христос, «входя в мир, по свидетельству Св. Писания, говорит «Отцу Небесному: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне» ( Евр.10:5–6 ), и «не Ангелов восприемлет Он, говорит Апостол, но восприемлет семя Авраамово» ( Евр.25:16 ); воспринимая же естество человеческое ( Евр.2:14 ; Ин.1:14 ), Иисус Христос, чрез свою всемирноискупительную жертву, становится Примирителем человека с Богом, Искупителем греха и вечным Предстателем со креста пред Богом за грешное человечество ( Кол. 1:19–20 ; Еф. 2:14–16 ; Евр.7:25–27 ): «Он и одесную Бога, говорит Апостол Павел, Он и ходатайствует за нас» ( Рим. 8:34 ). На этой же священной основе единства рода человеческого и как бы отражения одного человека в другом утверждается пред Богом и вера, заступающая одних в лице других: Авраам молит Господа за содомлян, и Господь обещает помиловать грешных жителей даже ради десяти праведников ( Быт.18:32 ); Моисей, предстательствуя пред Богом на Синае, заступает собою весь сонм народа израильского, и Господь не только удерживает Свой гнев от истребления согрешившего народа, но и обещает продолжить все особые благодеяния, сему народу бывшие от Бога ( Исх.32:3–34; 33:1–14 ); перед разрушением Иерусалима царем вавилонским Господь говорит устами прор. Иеремии к народу иудейскому: «походите по улицам Иерусалима и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, и не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим» ( Иер.5:1 ). В Евангельских повествованиях мы находим много примеров веры заступающей, предстательствующей пред Иисусом Христом за одних в лице других: дочь хананеянки получает исцеление по вере своей матери ( Мф.15:28 ); сын царедворца исцеляется ( Ин.4:50–53 ), а дочь Иаира из мертвых воскрешается ( Мк.5:36 ) по вере своих родителей; по вере сотника получает исцеление его любимый слуга ( Лк.7:3–10 ); наконец, в Евангельском повествовании об исцелении разслабленного в Капернауме, которого принесли к Иисусу Христу четверо на одре, мы читаем: Иисус Христос, «видя веру их – принесших – сказал человеку тому: «чадо, прощаются тебе грехи твои! " » И потом, в силу той же веры принесших, исцелил разслабленного от его телесного недуга ( Мк.2:35 ; Лк.5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010