Но «Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13,8). И поэтому «Он не имеет нужды приносить жертвы ежедневно, как те первосвященники, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» (Евр. 7,27). Жертву Христа нельзя и не имеет смысла повторять: «Христос вошёл не для того, чтобы многократно приносить Себя, иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр. 9,24-26). Аватары- " Спасители " Индии вынуждены приходить регулярно. Каждый раз, когда в мире затмевается память кармического закона, они должны приходить и напоминать о нем. Они говорят о космическом круговороте, и в этом круговороте должны принимать участие сами. Но в Библии – линейная история; каждое мгновение времени единично, уникально и ответственно. В библейском времени возможны неповторимые события. Самым важным из них и был приход Христа. Христос воздействует не на рассудок, не на память людей – и поэтому плод Его пришествия несравнимо глубже. Собою Он изменил вообще всю космическую структуру. Потому что Он пришёл не с книгами и «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление… Кровь Христа очистит совесть нашу от мёртвых дел, для служения Богу живому и истинному» (Евр. 9,14). Теперь – «имеем дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым» (Евр. 10,19). Если бы в то святилище, где человек обретает Бога, можно было войти путём жертв, совершаемых самим человеком, то можно было бы предположить позитивное значение иных, внехристианских религиозных путей. Если бы в это святилище человек входил посредством расширения своего знания о Реальности, то есть путём накопления гнозиса, то можно было бы ожидать появления новой религии, учитывающей “эволюцию достижений человеческой культуры”. Но вход в это святилище Бог обусловил иным: Своей любовью и Своей жертвой. Она уже принесена. Однажды и вовеки. Не надо бояться необычности Божия решения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

7 . Днесь аще глас Его услышите. С Евр.: «Ибо Он есть Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его». «Здесь, – говорит св. Афан., – Сам Господь начинает увещевать, чтобы они (Евреи) были благопокорны (Отцу небесному), а не таковы, какими показали себя отцы их в пустыне». Слово: днесь или ныне – св. Ап. Павел прямо относит ко времени евангельской проповеди ( Евр. 3:7 ). 8 . Не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании. С Евр.: «Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне». «Не просто сказал: не ожесточайтесь, но не ожесточите сердец ваших, давая знать, что сами сделали таким сердце свое. В прогневании – не подражайте нерешительному и упорному нраву отцев; ибо прогневанием пророк назвал неодпократное их прекословие в пустыне» (Бл. Феод.). Так, наприм., Евреи укоряли Моисея в пустыне Син и в Рефидиме за недостаток воды, почему и место это названо: Масса и Мерива, что значит: «искушение и укорение» ( Исх. 17:7 ); по той же причине Евреи роптали в Кадесе, где изведена была вода, – «это вода Меривы, у которой вошли в распрю сыны Израилевы с Господом», замечает Моисей ( Числ. 20:13 ); роптали в пустыне Фаран, узнав от соглядатаев о сильных народах, которых нужно было победить ( Числ. 14:2 ). 9 . С Евр.: «Где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое». 10 . С Евр.: «Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающий сердцем; они не познали путей Моих». 11 . Яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой. «Писание указывает нам на троякий покой: – первый покой плотской, покой субботний, второй покой – вшествие в землю обетования, каким упокоил их Иисус Навин, и третий покой небесный, который и имеет здесь в виду (пророческое) слово. Да и не было нужды упоминать о других, если этот есть истинный покой. Посему дается разуметь, что истинный покой есть, по исшествии из мира сего, вселение в горних обителях» (Св. Афан.). Бл. Феодорит под покоем разумеет успокоение в земле обетования. Но можно разуметь тот и другой покой. Т.е. за то, что Евреи искушали и раздражали Меня в пустыне, говорит Господь, Я поклялся во гневе Своем, что не будут они наслаждаться покоем ни в земле обетованной, ни в жизни будущей. Известно, что Евреи, роптавшие на Моисея и Бога, все перемерли в пустыне, не увидав земли обетованной.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

11 . Да взыщет заимодавец вся, елика суть его, и да восхитят чуждии труды его. «А Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел так: сборщик захватит все имение его. Под сборщиками разумеются римские цари, собирающие наложенную дань. Они все расхитили у Иудеев, тщательно доведываясь, чтобы и скрытое отыскать и присвоить себе». «Это, – говорит св. Злат., – новый вид несчастия, чтобы имущество его (Иуды) было предано расхищению, чтобы он подвергся нападению заимодавцев». 12 . С Евр.: «Да не будет сострадающего ему; да не будет милующего сирот его». 13 . С Евр.: «Да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде». 14 . Да воспомянется беззаконие отец его пред Господем, т.е. «грех самого народа, – объясняет св. Афанасий, – ибо к предателю присовокупляет и беззаконный народ. Беззаконием же отец называет убиение пророков ( Мф. 23:35 ; Лк. 11:51 ). И грех матере его да не очистится. Под материю сего злочестивого народа разумей оную лукавую синагогу, многократно преогорчавшую Бога». «Отцами, – говорит бл. Феод., – называет пророк предавшихся злочестию в пустыне, и в беззаконии живших при судиях, при царях и по возвращении из Вавилона. А матерью назвал Иерусалим, в котором отважились на ужасное злодеяние, – предать смерти Владыку Христа». 15 . Память их. Т.е. грехи Иуды и врагов Христовых никогда не будут забыты, прощены Богом; а их память потребится от земли, они погибнут в неизвестности (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле». 16 . Занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога и умилена сердцем умертвити. С Евр.: «За то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего, и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его». «Пророк разумеет, – говорит св. Афан., – Самого Господа, Который обнища, богат Сый ( 2Кор. 8:9 ). 17 . С Евр.: «Возлюбил проклятие, оно и прийдет на него; не восхотел благословения, оно и удалится от него». 18 . И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его, и яко елей в кости его.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

1Кор.15:10 . «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною». Объясн. Благодать Божия даётся человеку даром, без всякой заслуги с его стороны: Тит.3:4–6 , но этим не отрицается необходимость таинств, чрез которые преподаётся членам Церкви благодать Божия, и самодеятельность человека: Деян.19:1 ; Еф.3:2–3 ; Евр.10:29 . Когда человек постарается в таинствах свободно принять в себя благодать Божию: Откр.3:20 , тогда только она начинает производить в нём своё благодатное действие: Ин.14:23 ; Евр.3:7–8 . Человек может оказывать упорное сопротивление благодати Божией: Ис.5:4:65:2:66:4 . 2Кор.4:15 . «Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию». Объясн. Этими словами апостол внушает нам, что вся жизнь наша, полная борьбы и страданий, сопровождающаяся победами и благодатными дарами для нас, должна рождать в нас чувство глубокой благодарности прославления Бога: 1Фес.5:18 ; 1Пет.4:11 . Флп.4:13 . «Всё могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе». Объясн. Благодать Божия делала то, что апостол и не евши не голодал, и ничего не имея был как богач: ст.12; 2Кор.6:10 . Где сила Божия, там исчезают немощи: 2Кор.12:9:4:10–11 . В этом смысле и должно понимать слова апостола: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Евр.4:16 . «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Объясн. Здесь апостол преподаёт нам ясное учение о той таинственной силе, которая подаётся нам свыше, от престола Божия, где восседает прославленный Христос: Евр.1:3 . Эта сила именуется благодатью (Святого Духа) и ясно различается от просвещения проповедью или чтением Слова Божия; ибо апостол пишет людям, несомненно, уже просвещённым верой: Евр.6:4 , и однако убеждает их дерзновенно приступать, искать и обретать благодать, как неисчерпаемый и всегда обновляющий дар. Эта благодать и подаётся нам в таинствах Православной Церкви: Ин.3:5:6:53–54 ; Мф.18:18 ; Иак.5:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Учение православной Церкви «Храним слова Господни, апостольские и пророческие, через которые мы научились чтить и величать, во-первых, собственно и истинно Богородицу и св. ангельские силы, апостолов, пророков и славных мучеников, святых и богоносных учителей и всех святых мужей и просить их предстательства, потому что они могут соделать нас угодными Царю всех – Богу... Если кто не исповедует, что все святые, сущие от века и угодившие Богу как до закона, так под законом и благодатию досточестны пред Ним по душе и по телу, или не просит молитв святых, как имеющих позволение предстательствовать за мир, по церковному преданию: анафема» (Постановл. VII Всел. Собор.) 103 . Величие святых Святые окружают престол Божий ( Откр. 7:9,10 ), граждане небесного Иерусалима ( Евр. 12:22,23 ), весь мир их не достоин ( Евр. 11:38 ), друзья Божии ( Ин. 15:14 ; сн. Ис. 41:8 ; Иак. 2:23 ), во святых Бог прославляется ( 2Сол. 1:10 ), святые участники божественной славы ( Ин. 12:26 ), память о них будет вечная ( Пс. 111:6 ), «благословенна» ( Притч. 10:7 ), « Церковь о них будет возвещать хвалу» ( Сир. 44:14 ). Члены Церкви земной должны а) помнить о святых и подражать их богоугодной жизни: «поминайте (μνημονεετε – вспоминайте) наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ). «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним» ( Иак. 5:10 ). «Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16; 11:1 ; Флп. 3:17 ). Апостол Павел, упомянув о святых и их подвигах ( Евр. 11 гл.), наставляет: «имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя, и запинающий (επερστατον – незаметно овладевающий, запутывающий в свои сети) нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» ( Евр. 12:1 ). б) ... почитать святых: Господь Иисус Христос, подтвердив ветхозаветную заповедь: «Господу Богу поклоняйся, и Ему одному служи» ( Втор. 6:13 ;; Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

В словах Спасителя ангелы представляются точно так же существующими, как Сын человеческие сыны царствия и сыны лукавого и сам мир. Чтобы побудить Своих учеников не презирать ни одного из малых, верующих в Него, И. Христос указывал: ангели бо их выну видят лице Отца Моего ( Мф.18:10 ). Вразумляя саддукеев, отвергавших бытие ангелов и воскресение мертвых, Он говорит: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах ( Мф.22:29–30 ), а говоря о Своем втором пришествии, учил, что Сын Человеческий… приидет во славе Своей и Отчей и святых Ангелов ( Лк.9:26 ; сн. Мф.25:31 ), но что о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец ( Мк.13:32 ). Во всех этих свидетельствах ясно показывается действительное и личное бытие ангелов, как и их превосходство пред людьми и служебное положение в отношении к Богу. Ясно утверждают бытие ангелов в своих писаниях и апостолы. Об ангелах они учат, что ангелы сотворены Сыном ( Кол.1:16 ), приносят Ему благоговейное поклонение, как Творцу своему и Богу ( Евр.1:4–14 ) и покорны Ему ( 1Пет.3:22 ). Признавая ангелов низшими и служебными Сыну существами, апостолы обличали и тех из лжеучителей, которые считали ангелов существами высшими по сравнению со Христом и служение им предпочитали служении главе Церкви – Христу Спасителю ( Кол.2:18–19 ). Но по сравнению с людьми ангелы превосходят их крепостью и силою ( 2Пет.2:11 ; Евр.2:7 ). Как существа разумно-свободные и добрые, они желают проникнуть в чудные и великие дела, совершившиеся для искупления нашего ( 1Пет.1:12 ), следят за всем, что ни происходить в церкви Божией на земле ( Евр.3:10 ), посылаются на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ( Евр.1:14 ), равно и верующие вступают в общение с тьмами ангелов ( Евр.12:22 ). А ап. Павел во свидетельство истины своего учения наравне с Богом Отцом и Иисусом Христом призывает и избранных ангелов ( 1Тим.5:21 ). Есть мнение (рационализма), будто И.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

е. дошедших до сознательного убеждения в истине христианства и уже испытавших на себе спасительные плоды его, т. е. оправдание пред Богом и освящение душ своих; затем: соделавшихся причастниками Духа Святаго, т. е. осененных Его благодатью в таинствах крещения и миропомазания и получивших многообразные дары чудотворений ( 1Кор. 12 ); и еще: вкусивших благаго глагола Божия и сил будущего века, т. е. ощутивших сладость божественных обещаний блаженной вечности и даже предвкусивших сие блаженство. Если после всего этого случится падение сих людей в смысле отпадения от Христа, то по истине их состояние может быть только безнадежным, и обновлять таких людей покаянием уже невозможно, по крайней мере для сил человеческих. Апостол справедливо уподобляет нравственное состояние таких людей испорченной почве, пившей многократно сходящий на нее дождь, а производящей все-таки терния и волчцы. Такая земля, говорит Апостол, негодна и близка к проклятию, котораго конец сожжение ( Евр. 6:7, 8 ). Поистине так, и да сохранит нас Господь от сего состояния! Впрочем, о евреях, к которым пишет послание, Апостол надеется, «что они в лучшем состоянии, хотя и говорит так»; а потому приглашает их терпеливо трудиться о своем спасении, подобно Аврааму, который «долготерпев, получил обетование», данное ему от Бога с клятвою ( Евр. 6:9–15 ). Человецы бо большим кленутся (русск. – высшим), и всякому их прекословию кончина во извещение клятва есть ( Евр. 6:16 ; русск. – клятва в удостоверение оканчивает всякий спор их). Но хорошо ли делают люди, когда клянутся, и позволительна ли вообще клятва? Нет, не позволительна, – отвечают некоторые умствователи, – клятва есть грешная вещь (квакеры, гр. Л. Толстой и проч.). Но эти умствования находят себе обличение в дальнейших словах Апостола о Боге, Который, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность своей воли ( Евр. 6:17 . Например, Аврааму, что он сделается отцом множества народов), употребил в посредство клятву; и как не мог ни кем высшим кляться, клялся самим собою (выше, Евр. 6:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Духовное значение субботы Спаситель показывает в словах «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин. 5:17 ). Бог содержит Своим Промыслом мир во все дни недели, и эта божественная благая деятельность является образцом для всех нас. Ап. Павел так объясняет причину отмены ветхозаветных заповедей: «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» ( Евр. 7:18, 19 ). Перемену закона он ставит в непосредственную связь с отменой ветхозаветного священства и установлением благодатного вечного священства Иисуса Христа: «С переменой священства необходимо быть перемене и закона» ( Евр. 7:12 ). Господь потому упразднил закон заповедей учением ( Еф. 2:15 ), что «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» ( Гал. 2:21 ). Неправильна ссылка адвентистов на то, что заповедь о субботе дана как завет вечный. В Исх. 31:16–17 эта заповедь указана как обязательная лишь для иудеев, как «знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки» 26 . Суббота, как знамение Ветхого Завета, должна была уступить место Новому Завету ( Иер. 31:31–34 , Евр. 8:8–13 ). По словам прот. Д. Владыкова , «слова “навеки” и “вечный”, употребляемые в Священном Писании , когда идет речь о ветхозаветных установлениях, обозначают время существования их не навсегда, а только до времени исправления ( Евр. 9:10 ), т.е. до наступления благодатного Царства Христова, так как закон ветхозаветный, будучи тенью грядущих благ ( Евр. 10:1 ), и не мог продолжаться далее пришествия Христова ( Гал. 3:25–26 )» 27 . Как замечает в этой связи Д. Балашов, Новый Завет осуждает многие пороки (он указывает 1Кор. 5:1–7  и  Гал. 5:19–20 , хотя можно было добавить как минимум 1Пет. 4:3 , 1Кор. 6:9–10 , Еф. 5:3–5  и  2Тим. 3:2–5 ), но нигде нет речи о несоблюдении субботы 28 . В этом свете следует рассматривать адвентистские построения о праздновании субботы. Сама по себе суббота (а равно пища, питие, праздники и новомесячия) является «тенью будущего, а тело – во Христе» ( Кол. 2:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Нужно заметить, впрочем, что современная лингвистика  производить μκαρ от √mac. — иметь силу, мочь, производить, породившего также слово μακρς — длинный. Но несомненно одно, — то именно, что Шеллинг правильно передает по меньшей мере одну сторону в содержании μακαρα. Μακαρα есть вечный покой, как следствие озарения души немеркнущим светом самой Истины. Идеею этого «покоя», «жизни», или «жизни вечной» пронизано все Писание и все свято–отеческое и литургическое творчество. «Войти в покой Божий, εσελθειν ες τν κατπαυσιν …» — такова тема Евр. 4. В этом вхождении — долго–жданное обетование народа Божиего, его «субботство, σαββατισμς» (Евр. 4). «ибо кто вошел в покой Его [Бога], тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог — от Своих» (Евр. 4, 10). В Крепости пресв. Троицы, на утверждении Истины нет мятения и кружения лукавых помыслов; кто в Духе. — завершающем дело Божие, — тот успокоился от дел своих, — не от «дела» жизни, а от дел, от тех дел, про которые сказал Проповедник: «Суета сует, суета сует, все суета. Одно поколение отходит, другое поколение приходит, а земля во веки пребывает. Восходит солнце и заходит солнце и, на место свое поспешая, восходит оно таме. Идет к югу и поворачивает к северу, кружится, кружится на ходу своем ветер, и на круги свои возвращается ветер. — Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1, 2–9). — Но кто не успокоился в Завершителе–Духе, тот должен будет дать отчет пред все–проникающим Словом Божиим (Евр. 4, 12, 13). Таинственным отсечением дел тленных приобретет тогда покой подсудимый, — получит метафизическое субботствование. Скажет себе: «Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя» (Пс. 114, 7, по евр. счету 116, 7). «И отрет Бог всякую слезу с очей его, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21, 4): наступила μακαρα. Блаженство, как отдых от неустанно–жадного и никогда не удовлетворенная хотения, как само–заключенность и само–собранность души для вечной жизни в Боге — одним словом, как полно–властное и потому вечно осуществленное повеление себе самому: « ма-хар  — не ешь себя» — такова задача аскетики. Только построив себя в земной жизни, только пресуществив помыслы в высшее созерцание, только соделав дольнее символом горнего можно получить блаженство (см. Откр. 21, 27; 22, 14, 15 и др.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Твердость Увещания к твердости: Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа ( Пс.30:25 ). Будьте тверды, непоколебимы ( 1Кор.15:58 ). Верующие должны пребывать твердыми а) в вере: Бодрствуйте, стойте в вере ( 1Кор.16:13 ). Ходите в Господе, будучи утверждены в Нем и укреплены в вере ( Кол.2:6–7 ); б) в деле исповедания нашей надежды: Упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца ( Евр.3:6 ). Будем держаться исповедания упования неуклонно ( Евр.10:23 ); в) в благих наставлениях и здравом учении: Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим. Сам же Господь да утвердит вас во всяком слове и деле благом ( 2Фес.2:15–17 ). Пребывай в том, чему научен, зная, кем ты научен ( 2Тим.3:14 ); г) в христианской свободе: Стойте в свободе, которую даровал нам Христос ( Гал.5:1 ). д) в борьбе с искушением: Укрепляйтесь Господом, облекитесь во всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять ( Еф.6:10–13 ); е) в борьбе за веру и евангелие: Живите достойно благовествования Христова, чтобы мне слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую ( Флп.1:27 ); ж) в скорби: Мы послали Тимофея, чтобы утвердить вас в вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях ( 1Фес.3:2–3 ); з) даже до конца: Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца ( Евр.3:14 ). Верные должны утверждаться а) в своем звании и избрании: Братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнетесь ( 2Петр.1:10 ); б) в святости: Мы исполнены любовью к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными в святыне пред Богом ( 1Фес.3:13 ). Бог силен и верен, чтобы утвердить верующих: Бог всякой благодати да утвердит вас, да укрепит, да соделает непоколебимыми ( 1Петр.5:10 ). Верен Господь, Который утвердит вас ( 2Фес.3:3 ). Верующие бывают тверды а) по благодати: Хорошо благодатью укреплять сердца ( Евр.13:9 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010