6 . С Евр.: «Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их». 7 . И настави я на путь прав, внити во град обительный. «Иудеям даровал это чрез Персидского Кира, а язычников наставил чрез св. Апостолов» (Бл. Феод.). Град обительный. «Разумеет Церковь , или небесный Иерусалим» (Св. Афан.). 8 . С Евр.: «Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих»! 9 . Яко насытил есть душу тщу. С Евр.: «Ибо Он насытил душу жаждущую, и душу алчущую исполнил благами». 10 . Окованныя нищетою и железом. Т.е. исполнил благ находящихся в нищете и в узах и рабстве. Под сению смертною св. Афанасий разумеет «идолослужение и дела совершаемые в безбожии». С Евр.: «Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбию и железом». 11 . С Евр.: «Ибо не покорялись словам Божиим, и небрегли о воле Всевышнего». 12 . С Евр.: «Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего». 13 . С Евр.: «Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их». 14 . С Евр.: «Вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их». 15 . С Евр.: «Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих»! 16 . Яко сокруши врата медная, и вереи 588 железные сломи. «Вратами медными и вереями железными, – говорит блаж. Феод., – пророк назвал неизбежность бедствий. Как тому, кому вход прегражден такими дверями и вереями, невозможно бежать: так невозможно было и Иудеям избежать рабства Вавилонского и всем людям владычества смерти. Но единой Божией милости довлело к тому, чтобы разрушить державу и Вавилонян и смерти, и даровать освобождение от горестей». «Пророк имеет в виду, – говорит св. Афан., – сошествие Спасителя во ад, в которое отверз Он врата адовы ( Ис. 49:9 ). Врата же смертная суть грехи, ведущие к смерти» (Св. Афан.). 17 . Восприят я от пути беззакония их: беззаконий бо ради своих смиришася. Т.е. Бог избавил их от пути беззаконий, тех беззаконий, за которые они были унижены. – Иудеи и все люди несли наказание за то, в чем согрешили; однако тех и других Господь сподобил спасения (Бл. Феодор.). С Евр.: «Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

8 . С Евр.: «Да наполнятся уста мои хвалою, (чтобы мне воспевать славу Твою), всякий день великолепие Твое». 9 . С Евр.: «Не отвергни меня во время старости, когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня». 10 . С Евр.: «Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою». 11 . С Евр.: «Говоря: Бог оставил его; преследуйте и схватите его; ибо нет избавляющего». 12 . С Евр.: «Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне». 13 . Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою. С Евр.: «Да постыдятся, и исчезнут враждующие против души моей; да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла». «Когда нападут на меня в той мысли, что оставлен я Тобою, а Ты поможешь мне, тогда обратятся они вспять со стыдом, нашедши, что напрасны клеветы, какие слагали они на душу мою. Какие же это клеветы, кроме следующей: Бог оставил есть его»? (Св. Афан.). 14 . И приложу на всяку похвалу Твою. С Евр.: «А я всегда буду уповать (на Тебя), и умножать всякую хвалу Тебе»; «и многократно вознесу о Тебе песнопение» (Бл. Феод.). 15 . Уста моя возвестят правду Твою, т.е., по св. Афан., «не перестаю возвещать Единородного Сына Твоего, Который бысть нам правда от Бога ( 1Кор. 1:30 ); весь день спасение Твое, – всегда буду воспоминать домостроительство, которым даровал Ты нам спасение. Яко не познах книжная 433 . Под словом книжная – разумеет или суетные и многоухищренные житейские развлечения, или многообразные жертвы, какие повелено приносить законом. И говорит: поскольку отверг я все сии жертвы; то войду в горние обители, если Господь подаст мне на это силы» (Св. Афан.). По бл. Феодориту, «не умею исчислить всех чудес Твоего правосудия и спасения; потому что таковых писаний и наук не вместило естество мое». 16 . С Евр.: «Войду в размышление о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою, – единственно Твою». 17 . С Евр.: «Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и до ныне я возвещаю чудеса Твои». 18 . И даже до старости и престарения: Боже мой, не остави мене. С Евр. весь стих: «И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего». «Давид пророчески предсказывает, – говорит бл. Феод., – будущее, и старостию называет окончание закона; а сие последовало по пришествии Владыки Христа». Возвещу мышцу Твою роду всему грядущему – т.е. будущему и верному роду из язычников» (Св. Афанасий и бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Евр.6:3 .  И это сделаем, если Бог позволит. Евр.6:4 .  Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, В 3 стихе апостол обещает подробнее говорить и обо всем упомянутом, и это обещание отчасти начинает выполнять, говоря о покаянии (в соответствие Евр.6:1 ) после предполагаемого отпадения, которое он изображает как дело страшное и ужасное во всех отношениях. По-видимому, он усматривал некоторые признаки этого отпадения в читателях, и потому говорит с такою силою против него, выражая уверенность, что его собеседники держатся правого пути ( Евр.6:9 ). – «Просвещенных», т. е. благодатью Св. Духа и Евангельским учением (ср. Евр 6:4, 10:32 ; Ин 1:9 ; 2Кор 4:4, 6 ). – «Вкусивших дара небесного…» – оправдания, даруемого Богом верующим во Христа и называемого у апостола еще – «неизреченным даром» ( 2Кор 9:15 ; Рим 5:17 ; ср. Евр.2:4, 10:20 ), и вообще благодати Св. Духа. Евр.6:5 .  и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, «Вкусивших благого глагола Божия», т. е. испытавших собственным непосредственным чувством силу и сладость Евангельской истины. – «Сил будущего века». Здесь разумеются не только черезвычайные дары апостольского времени, но и все те силы освящения и прославления, которые и теперь доставляют христианину победу над смертью. Испытывая на себе действие этих сил, христианин предвкушает славу вечной жизни, жизни будущего века. Евр.6:6 .  и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. «Отпадших…», что всегда соединяется с ожесточением против Христа и Его Церкви (ср. Евр.10:29 ), делая это отпадение хулою на Духа Святого, которая не может быть отпущена ни в сей век, ни в будущий ( Мф 12:31 ), потому что для людей такого рода невозможно исправление. Евр.6:7 .  Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; Евр.6:8 .  а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 145 Аллилуиа. «В иных списках, – говорит бл. Феод., – приложено: Аггеа и Захарии. Но сего не нашел я в Еврейском тексте, ни у других переводчиков, ни у LXX-mu в экзаплах. Повелевает же и сей псалом песнословить Бога всяческих, что дает видеть и надписание, ибо аллилуиа толкуется: хвалите Бога». 1 . С Евр.: «Хвали, душа моя, Господа». 2 . С Евр.: «Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь». 3 . С Евр.: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения». 4 . Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. С Евр.: «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день изчезают (все) помышления его». Т.е. «кто не может защитить самого себя, тот как может спасать других? Если он погибает, то тем более обещания его» (Злат.). «По разлучении души с телом суетным оказывается мечтание помыслов» (Бл. Феодорит). 5 . С Евр.: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». 6 . С Евр.: «Сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность». 7 . Господь решит окованныя. С Евр.: «Господь разрешает узников». Т.е. пленникам и узникам дает свободу, как напр. Иудеям даровал свободу от Египетского рабства и Вавилонского плена и освобождает от греховного плена и рабства ( Ис. 42:6–7, 61:1 . Бл. Феод.). 8 . С Евр.: «Господь отверзает очи слепых, Господь восставляет согбенных; Господь любит праведных». 9 . С Евр.: «Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову; а путь нечестивых извращает». 10 . Воцарится Господь во век. Т.е. «все люди умирают, а Господь вечно царствует, управляет; следовательно на Него единого и должно возлагать все наше упование» (Злат.). С Евр.: «Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род». Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Евр.10:3–4 . Но ими (жертвами) напоминание грехов ежегодно бывает у них; ибо не могла кровь тельцов и козлов уничтожать грехи. —291— Евр.10:5–7 . Почему и Господь наш, когда входит в мир, говорит словами Давида: жертв и приношений 2748 Ты не восхотел, тело же уготовал Мне, дабы принесением его в жертву упразднить ветхозаветные жертвоприношения. И потом прибавляет, говоря: вот Я уже пришел, чтобы совершит волю Твою, Боже ( Пс.39:7–8 ). Евр.10:8–10 . Но в словах: иду совершить волю Твою, отменяет первое, чтобы второе постановить; так как тем самым Евангелием, которое упразднило приношения жертв, восхотел Он освятит нас посредством приношения тела Иисуса Христа, совершенного однажды. Евр.10:11–13 . Между тем как всякий священник, поставленный среди народа, одни и те же жертвы часто приносил, кои никогда не могли снять и очистить грехи: напротив Сын, однажды за грехи наши принесши себя в жертву, навсегда воссел одесную Бога, потом ожидая, доколе положатся враги Его ( Пс.2:8 ). Евр.10:14 . Ибо Он одним приношением Себя Самого (в жертву) соделал нас совершенными посредством крещения и освятил нас до кончины века (навсегда). Евр.10:15–17 . Свидетельствует о сем освящении грехов в Новом Завете, пророк Иеремия, говоря так: дам законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, – и грехов и беззаконий их уже не вспомяну более ( Иер.31:33–34 ). Евр.10:18 . Но где такое прощение обещал нам, т. е. отпустить грехи наши, там уже нет необходимости совершать приношения, предписанные законом, за грехи наши. —292— Евр.10:19–21 . Итак мы имеем, братья, дерзновение входить во святилище, которое есть вера наша, – которое посредством крови Его обновило нам сей путь веры; ибо и древние имели её, но бывшие потом (в средине между древними и нами) люди утратили её, а в настоящее время Он опять возобновил её в нас чрез завесу, то есть чрез плоть Свою: поскольку Он есть также и Первосвященник наш; ибо если Он умер за грехи наши, то Он есть для нас первосвященник, не над скинией временною, но нам домом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Евр.9:6 .  При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; Евр.9:7 .  а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. Описав устройство и обстановку скинии, апостол останавливает внимание читателей на недоступности главной части ее для обыкновенных смертных, кроме первосвященника, тоже имевшего доступ в эту часть при известных лишь условиях (однажды в год, с кровью за грехи свои и народа). Эта особенность скинии имела, по мысли апостола, глубокое символическое значение, указывая на недоступность для людей пути к истинному небесному святилищу и недостаточность Ветхозаветных установлений (скинии и Богослужения) для открытия пути в это святилище. Правильность такого толкования апостол оправдывает ( Евр.9:8 ) ссылкою на то, что оно имеет своим вдохновителем Того же Духа Святого, Который изрек все откровение (ср. Евр.3:7 ). Евр.9:8 .  Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Евр.9:9 .  Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, Евр.9:10 .  и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. Недоступность, или несовершенство, недостаточность пути к небесному святилищу – в настоящее время, доколе стоит прежняя скиния (прежние ветхозаветные установления) – объясняется характером Ветхозаветной обрядности, которая лишь символизировала будущее, но ничего не давала для усовершения совести и оживотворения растленных сил человека, и при самом установлении своем обречена была на отмену другим лучшим устроением большей и совершеннейшей скинии нерукотворенной (т. е. Царства Небесного), путь в которую, проложенный Христом Первосвященником со Своею Кровью, для всех сделался доступным и спасительным, исправным и совершенным ( Евр.9:11–12 .). Евр.9:11 .  Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Евр.4:4 .  Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих. Евр.4:5 .  И еще здесь: «не войдут в покои Мой». Евр.4:6 .  Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, Евр.4:7 .  то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших». Евр.4:8 .  Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Евр.4:9 .  Посему для народа Божия еще остается субботство. Евр.4:10 .  Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. «Кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих». Задача дел человека – второе творение – возвращение человеком утраченного единения с Божеством. Достигшие этой цели верою во Христа, благодатью Его, победою греха и мира, наследуют покой Божий, удостаиваются посильного для них участия в Божественной славе и блаженстве. Увещание постараться войти в покой Божий – ( Евр.4:11 ) апостол обосновывает или подкрепляет указанием на живость и действенность Слова Божия ( Евр.4:12 ), под которым надлежит разуметь и вообще слово – выражение мыслей Божиих, и Личное Слово – второе лице Пресв. Троицы, Которое, как воплощение живой, вечной истины, носит в себе внутреннюю живую силу, так что, будучи воспринимаемо человеческою душою в вере, становится зародышем разнообразных плодов (ср. Мф.13:3 и д.). – Действенность Слова Божия – в силе совершения и исполнения: «рече и быша» ( Пс.32:9 , ср. Ис 55:10, 11 ). – «Острее всякого меча обоюдоострого» – обозначение силы и глубины проникновения Слова Божия в существо человека (ср. Отк 1:16 ; Прем. 18:15, 16 ). – «До разделения души и духа, составов и мозгов» – до разделения внутреннейших, таинственнейших, мельчайших частей тела души и духа. Некоторые на основании этого места и 1Сол.5:23 утверждают, что Св. Писание признает трехсоставность человеческого естества: тело, душа и дух: тело, или плоть – как высшая, материальная оболочка человека, дух – самосознательное, высшее, Божественно сродное начало, и душа – как оживляющая тело и посредствующая связь его с духом; тело – оболочка души, душа – оболочка духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Св. Афан. в гонениях и далее в страданиях Давида видит гонения и страдания Христа Спасителя. 5 . С Евр.: «Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня». 6 . С Евр.: «Страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня». 7 . С Евр.: «И я сказал: кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы». 8 . С Евр.: «Далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне». 9 . Чаях Бога спасающего мя от малодушия и от бури. С Евр.: «Поспешил бы укрыться от вихря, от бури» 337 . Ярость врагов своих Давид сравнивает с вихрем и бурею, которые в начале страшны, но скоро проходят; а потому он в самом начале их гонения поспешил скрыться от них в пустыню, где и нашел спасение при помощи Божией. По св. Афанасию, бурею здесь называется скорбь Давида, причиненная ему страданием. 10 . Потопи, Господи, и раздели языки их. С Евр.: «Расстрой, Господи, и раздели языки их». Здесь слово: потопи или поглоти значит – уничтожь; раздели языки – раздели советы или злые замыслы. Потому и просит Давид разрушить замыслы, совещания врагов своих, что эти замыслы были злы, богопротивны, производили распри и раздоры. «Поскольку у них согласие на зло; то разрушь, Владыка, единогласие их» (Бл. Феод.). Яко видех беззаконие и пререкание во граде. С Евр.: «Ибо я вижу насилие и распри в городе». В каком городе? Когда Саул гнал Давида, Иерусалим еще не был взят у Иевусеев (см. 2Цар. 5:7 ). Может быть, здесь разумеется город Хеврон, где из-за Давида происходили распри и раздоры ( – 3, 1 – ). Бл. Феодорит видит здесь пророчество об Иерусалиме. «Кажется, говорит он, что пророк вместе и предсказывает пререкание и противление Иерусалима закону, и перечисляет все виды его пороков: беззаконие, неправду, лихву и лесть, из любви к которым Иудеи не приняли законов Спасителя». 11 . Беззаконие и труд 338 посреде его и неправда. С Евр.: «Злодеяния и бедствия посреди его. Посреди его пагуба». Труд здесь означает муку, страдание. 12 . И не оскуде от стогн его лихва и лесть. С Евр.: «Обман и коварство не сходят с улиц его».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Евр.7:4 .  Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. «Из лучших добыч своих». Чтобы ярче обрисовать величие Мелхиседека, апостол называет Авраама, давшего ему десятины, почтенным наименованием «патриарха» ( 2Пар 19:8 ; Деян 7:8 ; Лк 1:73 ; Ин.8:53 ), и самую десятину возвышает в значении, называя ее – «из лучших добыч своих». Цель этого понятна: если столь великий патриарх столь отменно почтил Мелхиседека десятиною, как священника Бога Вышнего, то сколь же велик должен быть Тот, Которого Мелхиседек был лишь слабым подобием? Евр.7:5 .  Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. Евр.7:6 .  Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Евр.7:7 .  Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. Евр.7:8 .  И здесь десятины берут человеки смертные, а там – имеющий о себе свидетельство, что он живет. Евр.7:9 .  И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: Евр.7:10 .  ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его. С неумолимою убедительностью и последовательностью апостол выяснением величия Мелхиседека ведет слушателей к признанию величия Сына Божия, прообразованного Мелхиседеком. Мелхиседек оказывается выше сынов Левии. Он получил десятину с Авраама, самого родоначальника Левиина, и, так сказать, от самого Левии (9–10 ст.), родоначальника ветхозаветного священства. Наконец, Мелхиседек даже благословил Авраама (и Левию), в чем проявилась, так сказать, крайнейшая степень превосходства Мелхиседека, ибо несомненно меньшее от большего благословляется. В своих сравнениях священства Мелхиседекова и Левитского апостол не оставляет мельчайших подробностей для доказательства превосходства первого над последним. Так, в 8 ст. он указывает превосходство и в том, что, между тем как в Левитском священстве десятинами почиталось, так сказать, родовое священство, постоянно освежаемое новыми и новыми носителями его взамен умирающих, в Мелхиседеке почтено как бы личное священство без отношения ко всякому преемству, в данном случае как бы несуществующему ( «имеющий о себе свидетельство, что он живет» ср. Евр.7:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Он есть упование всех концев земли. Как все святые от века в Нем едином чаяли спасения, так от Рождества Его доныне и отныне до конца веков надежды всех, ищущих спасения, прочно и необманчиво почивать могут только на Нем едином. «Един есть Бог и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех» (1Тим.2:5—6). Им разорено средостение ограды (Еф.2:14) и водворен мир между Богом и человеком (Рим.5:10—11). Его предложил Бог в жертву умилостивления чрез веру в кровь Его, чтоб показать Правду Свою в прощении грехов — дабы познали, что Он праведен и оправдывает даром, но верующего во Христа (Рим.3:23—26). И таким образом правосудно примиряет в Нем мир с собою, не вменяя людям прегрешений (2Кор.5:19). В нем и мы — чада гнева по естеству — безнадежные (Еф.2:3, 12), избавясь от уныния, имеем дерзновение и надежный доступ к Отцу, до внутреннейшего, за завесу (Еф.2:12), имеем свободу входить во святилище — посредством крови «Его, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть плоть Свою» (Евр.10:19—20). Ибо Христос «искупил» уже нас «от клятвы законным, быв по нас клятва» (Гал.3:13), и «истребил рукописание, бывшее против нас, взяв его от среды и пригвоздив ко кресту» (Кол.2:14). А для сего вот что Он сделал: 1) Приял «от семене Авраамова» (Евр.2:16), чтоб иметь что принесть Богу (Евр.8:3), во всем уподобился братии, чтоб быть за них Первосвященником для умилостивления за грехи (Евр.2:17). 2) Пострадал как «праведник за неправедники» (1Пет.3:18), претерпел смерть вместо предлежащей ему радости (Евр.12:2), «не ведев греха, соделался по нас грех, дабы мы были правда Божия» (2Кор.5:21). Ибо «таков и должен» был «для нас быть Первосвмщенник святой, непорочный, не причастный злу, отлученный от грешников» и превознесенный выше небес (Евр.7:26). 3) Не многократно приносит себя: иначе надлежало бы ему многократно и страдать, но единожды явился с жертвою своею для уничтожения греха (Евр.9:25—26), и сим, единократным приношением тела освящает всех (Евр.10:10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2939...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010