Вопрос: Здравствуйте! Если будет возможность, расскажите, пожалуйста, о каббале. Я бы хотел услышать Ваше мнение об этом учении. Мне кажется, что для того, чтобы быть грамотным православным человеком, надо знать многое, в том числе иметь представление о различных учениях, даже еретических. Уж слишком часто стало звучать слово «каббала». Спаси Вас Господи. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Каббала (евр. qabbalah – принятие, предание) – мистическое учение и мистическая практика в иудаизме. Это эзотерическое теософское учение по духу совершенно чуждо Священному Писанию, ибо Божественная истина, содержащаяся в святой Библии, имеет целью спасение всего человечества. Поэтому о каком-то тайном знании речи быть не может. Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: «напрасно ищете Меня». Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину (Ис.45:19). Слово Божие есть Откровение о путях нашего спасения. Священное Писание остается для нас сокровенным в той мере, в какой мы приступаем к чтению его, не очистив от грехов совесть, не освободившись от предрассудков, ложных идей и предубеждений. Только по мере духовного совершенствования человек оказывается способным вместить высокое духовное содержание Писания. Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им (Пс.24:14). Изложению каббалы посвящены две книги: Сефер Иецира (Книга создания) и Зогар (Блеск). Первая написана, вероятно, в 6–7 веках по Р.Х. Утверждение самих каббалистов о существовании Сефер Иецира уже во время патриарха Авраама абсолютно мифично и не имеет никаких доказательств. Напротив, присутствие в этих книгах философских идей поздней античности (гностицизма, неоплотанизма и др.) полностью опровергают это мнение. Автором Зогар считается испанский каббалист Моше (Моисей) да-Леон. Время написания – около 1300 год. Желание современных каббалистов (М.Лайтман. Книга Зогар, М.,2003, с.185) сделать автором Зогар ученика раби Акибы Шимона бар Йохая, жившего во 2-м веке по Р.Х., противоречит мнению специалистов: «Арамейский язык во всех этих восемнадцати разделах один и тот же, и во всех них он обнаруживает одни и те же индивидуальные особенности. Это тем более важно, что ни в каком смысле не тот живой язык, на котором могли говорить Шимон бар Йохай и его друзья в первой половине II в. н.э. в Эрец-Исраэль. Арамейский язык Зогара – чисто искусственное создание. Это литературный язык автора, который почерпнул знание его исключительно из документов еврейской литературы и который выработал свой собственный стиль, руководствуясь определенными субъективными критериями. Высказанное некоторыми учеными предположение о том, что лингвистический анализ обнаружил в Зогаре ранние пласты, не было подтверждено современным исследованием. Во всех этих сочинениях дух средневекового иврита (а именно иврита XIII века) проступает сквозь арамейский фасад» (Г.Шолем. Основные течения в еврейской мистике. М.-Иерусалим, 2004, с. 216).

http://pravoslavie.ru/6905.html

Глава 26 Озия-Азария, 10-й царь иудейский (Cp. 4Цар.14:21–22,15:1–7 ) 1–5. Время воцарения, продолжительность царствования и благочестие Озии. 9–15. Военная и гражданская деятельность Озии, армия его и укрепления Иерусалима. 17–20. Горделивое присвоение Озией священнических прав и проказа его. 21–23. Регентство Иоафама, смерть и погребение Озии. 2Пар.26:1 .  И взял весь народ Иудейский Озию, которому было шестнадцать лет, и поставили его царем на место отца его Амасии. 2Пар.26:2 .  Он обстроил Елаф и возвратил его Иудее, после того как почил царь с отцами своими. 2Пар.26:3 .  Шестнадцати лет был Озия, когда воцарился, и пятьдесят два года царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иехолия из Иерусалима. 2Пар.26:4 .  И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Амасия, отец его; 2Пар.26:5 .  и прибегал он к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог. О двойном имени Озии-Азарии и общем характере царствования его см. комментарии к ( 4Цар.14:21–22 ) («Толковая Библия», т. II, с. 523). Из предприятий внешней политики Озии-Азарии здесь (ст. 5), как и в ( 4Цар.14:22 ), отмечается прежде всего возвращение Иудее и укрепление порта Елафа (о положении Елафа см. комментарии к ( 3Цар.9:26 ); «Толковая Библия», т. II, с. 412), при Иораме со всей Идумеей отошедшего от Иудеи ( 2Пар.21:8,10 ; 4Цар.8:20 ) и после окончательно потерянного последней при Ахазе ( 4Цар.16:6 ). Кроме того, во ( 2Пар.26:5 ) указывается, что источник или основание благочестивой настроенности Озии (ст. 4) в первую половину его царствования заключались во влиянии на него некоего пророка Захарии, о котором ничего не известно из Библии; некоторые ошибочно отождествляли его с Захарией, сыном Иодая ( 2Пар.24:20 ) или произвольно считали сыном этого Захарии (см. Calmet). Блаженный Феодорит с большим вероятием отожествляет этого Захарию с упомянутым у пророка Исайи, из ( Ис.8:2 ) Захарией, сыном Варахии. (Migne, Curs. Complet. Patrol. Ser. gr. t. 80, p. 845–846). В принятом еврейском тексте ст. 5 Захария, руководитель Озии назван: (гам) мебин бирот гаёлогим, сведущий в видении (или видениях) Божиих, т.е. провидец, пророк. Подобное и в Вульгате: intelligentis et videntis Deum. Перевод LXX лишь в немногих списках имеет данное чтение, как-то: в кодексах 19, 93, 108: το συνιτος τν Κριον ν ρσει το Θεο. Но во многих евр. кодексах имеется другое чтение. Так, кодексы 1, 3, 579, 593, 683, 789 и некоторые др. у Росси имеют не бирот – в видении, а бырат – в страхе (Божьем). Принятый текст LXX также имеет: το συνιντος ν τ φβω Κυρον; славянский текст: «разумеющаго в страсе Господни»; русский синодальный перевод: «поучавшего страху Божию». Авторитет LXX и значительное число еврейских кодексов, согласных с LXX, дает основание предпочесть это второе чтение, хотя мысль первого имеет полную параллель в ( Дан.1:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 31 1–21. Заботы Езекии о восстановлении черед священнослужения и об источниках содержания левитов и священников. 2Пар.31:1 .  И по окончании всего этого, пошли все Израильтяне, там находившиеся, в города Иудейские и разбили статуи, срубили посвященные дерева, и разрушили высоты и жертвенники во всей Иудее и в земле Вениаминовой, Ефремовой и Манассииной, до конца. И потом возвратились все сыны Израилевы, каждый во владение свое, в города свои. Религиозная ревность Езекии по истреблению принадлежности языческого культа и не только в пределах Иудейского царства ( 4Цар.18:4 ), но и на территории царства Израильского (доживавшего тогда последние дни самостоятельного политического существования), могла находить, как было уже упомянуто, сочувственный отклик со стороны последнего израильского царя Осии. Оба царя могли с одинаковой ревностью исполнять соответствующее предписание закона ( Втор.7:5 ). 2Пар.31:2 .  И поставил Езекия череды священников и левитов, по их распределению, каждого при деле своем, священническом или левитском, при всесожжении и при жертвах мирных, для службы, для хваления и славословия, у ворот дома Господня. Распределение священников и левитов по чередам священнослужения произведено было в свое время Давидом ( 1Пар.24:19 ), но при нечестивых преемниках его на иудейском престоле, как и все отправление культа Иеговы, не могло остаться в неприкосновенности, особенно же при Ахазе, когда был заперт сам храм. Езекия, в целях правильного течения богослужения повседневного и праздничного, восстановил священнические и левитские череды для служения «у ворот дома Господня» (евр. бишааре махинот Иегова, Vulgata: en portis castrorum Domini), т.е. храма (LXX: ν τας πλαισ (ν τας αλας) ικου Κυρου). 2Пар.31:3 .  И определил царь часть из имущества своего на всесожжения: на всесожжения утренние и вечерние, и на всесожжения в субботы и в новомесячия, и в праздники, как написано в законе Господнем. Обычай доставления царями материалов для жертвоприношения храма, вероятно, вел начало от Давида. О Соломоне это прямо утверждается во ( 2Пар.8:12–13 ), равно предполагается в рассказе о посещении Соломона царицей Савской ( 3Цар.10:4–5 ). У пророка Иезекииля о доставлении жертвенных материалов храму говорится, как об обязанности князя ( Иез.45:16–17 ). После плена, за отсутствием национального царя или князя, иудейская община установила ежегодный подушный налог: 1/3 сикля на поддержание ежедневного богослужения ( Неем.10:32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 8 Описав в седьмой главе два видения искупленных (144000 запечатленных и великое множество в белых одеждах), Иоанн переходит к описанию вскрытия Христом последней, седьмой печати таинственной книги Божией. Снятие седьмой печати Откр.8:1 И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. И когда Он – Агнец-Христос – снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе. Безмолвие (σιγη) означает не только тишину, а именно прекращение звуков речи. До этого мы видели, что на небе раздавалась неумолкающая песнь хвалы четырех животных и 24-х старцев (4,9–10), ангелов (4,12) и душ спасённых христиан (7,10). Теперь, слышит Иоанн, прекратилось это пение, и на небе водворилось безмолвие. Что это означает? Число семи печатей соответствует полному кругу времён. И вот он окончен, прошла неделя, начинается субботство. После времени трудов и страданий на земле водворяется вечное упокоение святых ( Евр. 4:9 ). Это безмолвие, как пишет Андрей Кесарийский , знаменует также ангельское благочиние, благоговение и неведение ими времени второго пришествия. Это молчание святых на небе есть также выражение страха и содрогания, которое испытали небожители перед начинающимися страшными казнями. Это затаённое дыхание – свидетельство чрезвычайно напряженного ожидания. «Господь во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» ( Авв. 2:20 ). Этим особенно показывается великое значение седьмой печати. После вскрытия седьмой печати – молчание. Теперь больше уже ничего не совершится, история мира дошла до своей цели. Водворяется это безмолвие как бы на полчаса. Как бы означает, что речь идет не о конкретном промежутке времени, и не надо отыскивать в истории соответствующий период. Как проходят полчаса, так кратковременны будут после снятия седьмой печати страдания перед наступлением Царства Христова. Кончился седмеричный круг времен! и через «полчаса», в которые совершаются наказания Божии, начинается вечность. Это и указание на кратковременность самого этого видения святому Иоанну. Это краткое время безмолвия небожителей было занято созерцанием таинственного видения.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава третья. Ветхозаветное библейское учение о херувимах и серафимах. Отдел первый. Учение Ветхого Завета о херувимах, а) библейские места о херувимах Херувимы выступают в Ветхом Завете различным образом: то они являются действующими, в историческом рассказе, существами, то представляются в литых изображениях скинии и храма, то – в видениях пророческих и в поэтических картинах – в псалмах; во всех этих случаях, кроме, быть может, первого, – постоянно в непосредственной близости Иеговы и Его откровения или явления в мире. Первое, самое краткое и неопределенное, упоминание о херувимах (при чем не говорится прямо, – один или несколько херувимов разумеется) находим в Быт. 3:24 : «и поставил (Господь) на востоке у сада Эдемского (Vajiaschken mikkedem legan Eden) херувима, ), и пламенный меч, обращающейся, чтобы охранять путь к древу жизни». С этим рассказом кн. Бытия стоить в приметной связи то место из кн. пр. Иезекииля ( Иез. 28:13 ), где, оберегающий свою землю и сокровища и уподобляющий себя Богу, царь тирский сравнивается с херувимом, который охраняет путь к древу жизни. «Ты находился, говорит пророк царю, в Эдеме, в саду Божием (be-eden gan-EIohin haita)... Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять korub mimschach hassokech, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней». Идейная связь последнего места с первым ясна. Но та черта в последнем, изображении херувима, что назначением его указывается – осенять (hassokech), – показывает вместе, что пророк, кроме рассказа кн. Бытия о херувимах рая, имел еще в виду херувимов Святого Святых, скинии, осеняющих крыльями своими каппорет (крышку Ковчега Завета), Sokechim bekanpheihem alhakapporeth Исх.25:20). В названном сейчас месте кн. Исход читаем (Исх.25:18 и дал.), что Моисею повелевается сделать из золота двух херувимов чеканной работы и поставить по обоим концам каппорета (Исх.25:19). И будут, говорится здесь, херувимы с распростертыми вверх (lemalah) крыльями, покрывая каппорет, συσκιζοντες λαστηρ ου (ср. Евр. 9:5 : περνω δ ατς Χερουβν δ ξης κατασκιζοντα τ λαστ ριον), своими крыльями, а лицами друг к другу; к каппорету будут лица херувимов ( Исх. 37:7, 9 ). Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов», meal hakapporet mibben schnei hakerubim, Исх. 25:22 , ср. Чис. 7:89 ; Лев. 16:2 ). Далее, упоминаются изображения херувимов на каждом из 10 покрывал скинии и на завесе, отделяющей Святое Святых от Святилища ( Исх. 26:1, 31; 36:8, 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Июль-Август, книга 2-я Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь… Посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием. Притч.9:1–13 . Мы же проповедуем Христа, Божию силу и Божию премудрость. 1Кор.1:23–24 . Темже, яко же глаголет Дух Св.: днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших. Евр.3:7–8 . I. Речи высокопреосв. Иоанникия, Митрополита Киевского к новорукоположенным епископам а) Речь к новопоставленному епископу Балахнинскому Димитрию 43 //Миссионерское обозрение. 1897. Июль-Август, кн. 2. С. 41–44 Преосвященный епископ Димитрий! Доселе твоему попечению и руководству вверялись юноши, готовившиеся к пастырскому служению; отныне круг деятельности твоей расширяется: ты поставляешься в ближайшее непосредственное отношение к самим пастырям Христовой Церкви, а чрез них и ко всем пасомым: детям и юношам, мужам и старцам. Что не всегда и не везде можно руководить юношами без труда и воздыханий сердечных, это не безызвестно тебе и по собственному опыту. Думаешь ли, что на новом для тебя поприще служения будет удаваться все легко и без особых забот? Радуешься ли тому, что с назначением во епископа освободился ты от беспокойств и воздыханий сердечных? Долгом считаю умерить таковую радость, если она есть; суровый опыт жизни может рассеять в прах радужные мечты и нанести болезнь сердцу, обманувшемуся в своих ожиданиях. Кому уподоблю род сей? говорит Христос Спаситель. Подобен есть детем седящим на торжищах, и возглашающим другом своим, и глаголющим: пискахом вам, и не плясасте, плакахом вам, и не рыдасте. Прииде бо Иоанн Креститель, ни ядый, ни пияй, и глаголют: беса имать. Прииде Сын Человеческий ядый и пияй, и глаголют: се человек ядца и винопийца, мытарем друг и грешником ( Мф.11:16–19 ). Так спутанны были взгляды и суждения современников Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи. Но еже было, тожде и есть, тоже и будет. Таким же суждениям и осуждениям подвергаются нередко и в наше время служители Христовы, и сколько бы кто ни прилагал забот и стараний, не может вполне и всецело избежать подобных суждений и осуждений. Едва ли ошибусь, если скажу, что и тебя не минует чаша сия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К Вере Ильинишне Верховской С В. И. Верховской (о ней выше, стр. 235, прим.; стр. 267, прим.) архим. Макарий не был лично знаком, но знал о ней от ее друга Е. Ф. Непряхиной, познакомившейся с ней в 20-х годах, когда она под руководством своего дяди, старца Зосимы Верховского , подвизалась в пределах Тобольской епархии («Записки» Е. Ф. Непряхиной, стр. 4). По просьбе Непряхиной, о. Макарий и написал Верховской печатаное ниже письмо, по поводу смерти старца Зосимы. Последний скончался 24 окт. 1833 г. (о нем – в Тобольских епарх. вед. 1897 r., 382:456), к концу этого года или началу следующего должно быть отнесено и письмо. Сохранилось оно в библиотеке Казанской д. семинарии, в копии, снятой Е. Ф. Непряхиной. 134 Сестра наша о Господе Екатерина Федоровна, 446 постоянная и усерднейшая сотрудница недостоинства моему в служении при иноверцах сибирских, соединяющихся с Православною Церковью Христовой, изъявила желание, чтобы и я написал к Вам несколько слов в соответствие Вашему, раба Господня Вера, дружескому письму, в котором столь живыми чертами изображается скорбь Вашего сердца о разлучении с наставником. «Поминайте наставники ваша, – пишет Св. Ап. Павел, – иже глаголаше вам Слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). Сими воспоминаниями питается и услаждается священное чувство благодарности, свойственное душам смиренным и оживляемым благодатью Божиею. Сими воспоминаниями святой союз их с благодетелями о Господе укрепляется, и за пределы земного жития простирается в бесконечную вечность. Другой Апостол говорит, что Отец Светов, у которого нет изменения, восхотел предать нас Словом истины в новую Богообразную, блаженную и вечную жизнь ( Иак.1:17 −18). А как оное Слово истины по уставу Божественного домостроительства, преподавали нам Пастыри и наставники ваши о Христе Иисусе, то какая душа, имеющая вечную жизнь в себе, может забыть послужившего при возрождении ее живым органом Слова Божия живого и действенного? Слово Божие – есть драгоценнейшее сокровище и богатство в душе, которое после верного раба и служителя Слова, остается ее наследием.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Г. Марсель. Фотография. 50-е гг. XX в. [Франц. Marcel] Габриель Оноре (7.12.1889, Париж - 8.10.1973, там же), франц. философ, драматург, театральный, лит. и муз. критик. Его отец, Анри Марсель, был дипломатом, членом Госсовета Франции, руководителем Национальной б-ки, директором музеев изящных искусств и национальных музеев; получил католич. воспитание, впосл. отошел от веры и разделял агностические взгляды своей эпохи. Мать, Лора Мейер, происходила из богатой евр. семьи. Будучи хорошей пианисткой, она заботилась о создании музыкальной атмосферы в семье. Наделенный вокальными данными, М. любил оперное искусство, театр, задумывался о карьере профессионального музыканта. В возрасте неполных 4 лет он потерял мать, воспитывался ее сестрой, ставшей его мачехой, которая была склонна к моральному ригоризму. Преждевременная смерть матери глубоко повлияла на М. На протяжении всей жизни он чувствовал таинственную связь с ней ( Marcel G. Regard en arrière//Existentialisme chrétien: G. Marcel/Éd . É. Gilson. P., 1947. P. 302). Тема бессмертия и метафизически достоверного присутствия умершего любимого человека, во многом определившая драматургическое и философское творчество М., возникла как ответ на это трагическое событие. За 5 недель до своей смерти он сказал: «С самого детства я отказывался признавать смерть небытием. Этот автобиографический факт фундаментален, и я не считаю его внешним по отношению к моей философии» (Entretiens autour de G. Marcel: Colloque au Centre culturel international de Cerisy-la-Salle, 24-31 août 1973/Éd . M. Belay. Neuchâtel, 1976. P. 181). М. учился в парижском лицее Карно, в 1906-1910 гг.- на философском фак-те Сорбонны, затем в течение 2 лет слушал лекции А. Бергсона в Коллеж-де-Франс. Сдав конкурсный экзамен на право преподавать философию, работал в 10-х - нач. 20-х гг. XX в. в лицеях Парижа, Вандома и Санса. Но учить студентов по готовым министерским программам ему было неинтересно. Собственная же философская мысль в это время еще не оформилась, хотя четко определился главный интерес - философия религиозной веры и конкретного существования человека в мире как духовного существа.

http://pravenc.ru/text/2562402.html

Милость Отца небесного да будет с вами. Сколь ни горьки те врачевства, которыми премудрая любовь Его врачует душу человеческю, станем принимать их от всеблагой десницы Его не только с терпением, но и с чувством благодарения, зная, что любящим Бога все содействует ко благу ( Рим.8:28 ), и что ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее, ничто не может отлучить нас от любви Божией во Иисусе Христе Господе нашем ( Рим.8:38 −39). Узнав о скорби, которою посещен всечестный дом Ваш, немедленно и мы представили Вашу печаль Вседержителю Богу, и во время совершения Божественной литургии открыли пред Ним желание сердца, да будет восстановлено здравие доброй матери. Не писал же я так долго, потому что препятствовали дела и обстоятельства службы. Все вами посланное получено посредством Михаила Петровича Неупокоева. Но чем возможем изъявить пред Вами чувство благодарения? Бог да воздаст Вам за усердие и любовь Своею благостью. Вещественные лекарства, без сомнения, все имеете, какие врач предписывает, употребляете притом и духовные врачевства по руководству Христовой Церкви. Но дабы те и другие производили вожделенное действие, надобно стараться о сохранении мира Божия, который дает Иисус Христос во имя Его ( Ин.14:27 ). И если случится смущение, то поспешим обратиться умом и сердцем к Спасителю, и таким образом сладчайший мир Его опять возвратится к нам. Но Вы знаете, что мир и преданность воле Всевышнего, неразлучны. Обратимся же опять ко Христу, чтобы учиться у Hero, как избавляться от страха и всякой тревоги. В Писании сказано, что Он во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Тому, Который мог спасти Его от смерти, и избавлен был от страха ( Евр.5:7 ). Какие же были молитвы и моления оные? Отче мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия, однако не как Я хочу, но как Ты. Буди воля Твоя ( Мф.24:39 −42). Сей-то воле станем учиться предавать сами себя и друг друга, и таким образом Господь будет укреплять нас на одре болезни, так что мы будем и в страданиях радоваться о Господе, и предвкушать блага небесного царствия, которое для нас заслужил и приобрел Сын Божий Иисус Христос Своими добродетелями и страданиями всечистейшими. Слава Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Миссионерские записки. Часть 11. Дом    Чтобы говорить с маленьким ребенком «на равных», нужно присесть или согнуться и подражать звукам детского языка. Подобным образом поступает Господь с человеком, когда заводит речь о монетке, о рыбе и о зерне, раскрывая через эти привычные образы учение о небесных тайнах. Если образ непонятен, то как через него уразуметь истину? По необходимости Господь избирал такие примеры, что будут до скончания века понятны большинству жителей Земли, к которым будет обращена проповедь. Одним из таких образов, знакомых и хорошо понятных большинству людей, является образ прочного и постоянного жилья, то есть дома. Этим образом оканчивается Нагорная проповедь Спасителя. Всякого, кто слушает Христа и исполняет слова Его, Господь уподобляет мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. Такому дому не будут страшны дожди, разливы рек и сильные ветры, непременно имеющие устремиться на здание. Напротив, человек, слушающий, но не исполняющий слова Христа, подобен человеку безрассудному, построившему дом на песке. Этот дом от напора стихии упадет, и его разрушение будет великое (см.: Мф. 7: 24–27). Подобным образом говорит и апостол Павел. Он называет себя тем, кто положил основание веры, а человек, уверовав, затем обязан возводить здание из благородного вещества: золота, серебра, драгоценных камней (см.: 1 Кор. 3: 10–15). Тому, кто строит из дерева, сена и соломы, апостол угрожает уроном, поскольку «огонь испытает дело каждого». Под огнем разумеем великий день всеобщего воскресения и последнего суда. Призыв апостола строить из драгоценных материалов напоминает о видении Иоанном Богословом Небесного Иерусалима, где «основания стены города украшены всякими драгоценными камнями… А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло» (Откр. 21: 19, 21). Это, кроме прочего, означает то, что утраченный рай не равен будущему блаженству, но оно больше его. Больше и сложнее настолько, насколько город сложнее девственного леса. Согрешив, люди были изгнаны из цветущего сада. А в будущем им предстоит наследовать город. Об этом прямо сказано в Писании: «Они (праведники древности) стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр. 11: 16).

http://pravoslavie.ru/38721.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010