Псалом 84 В конец, сыном Кореовым, псалом. С Евр.: «Начальнику хора. Кореевых сынов. Псалом». «Псалом сей, – говорит бл. Феод., – предвозвещает и возвращение Иудеев из Вавилона, и спасение целой вселенной:, потому что Бог всяческих в том, что было с Израилем, предъизобразил спасение всех человеков». По мнению св. Афан. – «в сем псалме также изображается призвание язычников и за обращение их к Богу дарованное им оставление грехов; молитва Иудеев о прощении, в чем они согрешили, и о милости чрез Христа». 2 . Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль. Т.е. «благоугодною явилась пред Тобою, Господи, земля Твоя» (бл. Иерон. 499 ), земля не только Иудейская, но и вся земля, весь мир; ибо «здесь заключается, – говорит св. Афан., – пророчество и о возвращении сынов Израилевых из Вавилона, и о спасении вселенной; и все оно толкуется двояко в таком смысле: Бог благоволит к доброму и рачительному сердцу, которое стало землею Его; потому что приемлет в себя семя Его и приносит сторичный плод». С Евр.: «Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова». 3 . Оставил еси беззакония людей Твоих, т.е. «чрез веру соделавшихся людьми Твоими. Разумеет же, – говорит св. Афан., – обратившихся из язычников ( Зах. 2:11 )». Освободил от рабства и простил прегрешения Еврейского народа (Бл. Феод.). 4 . С Евр.: «Отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего». 5 . Возврати нас, Боже спасений наших. «Начинает воссылать молитву от лица народа Иудейского, который просит и его сподобить благодати» (Св. Афан.). По бл. Феод. – здесь и Иудеи и язычники представляются приявшими благовестие о свободе, но еще не получившими оной; потому и умоляют, чтобы совершенно сподобиться им человеколюбия». С Евр.: «Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твое на нас». 6 . С Евр.: «Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род»? 7 . С Евр.: «Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе»? 8 . Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам. «Поспеши, говорят пленные Иудеи, явить нам благость Твою, да сподобимся спасения Твоего и освобождения отсюда» (т.е. из Вавилона) (Св. Афан. и бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

На основании текста Священного Писания — Послание Евреям 7 глава 25 стих — Джон Буньян, с присущими для него образностью языка и аргументированностью изложения, рассматривает четыре аспекта этой темы, то есть служения Иисуса Христа, как Ходатая: 1. Что из себя представляет ходатайственное служение Иисуса Христа? 2. Результат этого служения для святых. 3. Кто удостаивается ходатайственного служения Иисуса Христа? 4. Что обеспечивает успех этого служения? Мы верим, что издание этой книги послужит большим благословением для ее читателей. В наше время, когда широким потоком и огромными тиражами потекли в страны СНГ самые различные религиозные книги, среди которых немало очень вредных и опасных для души человека, пропагандирующих различные псевдохристианские и лжерелигиозные взгляды, появление серьезной книги такого авторитетнейшего духовного писателя, как Джон Буньян, послужит более глубокому познанию Евангелия, ободрению и укреплению в вере многих и многих читателей этой книги. Мы также молимся о том, чтобы те из читателей, которые еще не знают пути жизни, ведущего к Богу, могли через чтение этой книги увидеть в Иисусе Христе своего Спасителя и Господа, Учителя и Друга, Ходатая и Заступника; увидеть Того, Который возлюбил грешников и, принеся за них жертву умилостивления на Голгофском Кресте, может всегда спасать приходящих через Него к Богу. Да благословит Господь этот труд для Его славы! Издатели Введение Поэтому и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них Евр.7:25 Апостол Павел в 7-й главе Послания к Евреям говорит нам о двух вещах: о величии личности и о священстве нашего Господа Иисуса Христа. Во-первых, в этой главе Писания идет речь о величии личности Иисуса Христа. Павел отдает предпочтение Христу перед Авраамом, «который есть отец всем нам» (Рим.4:16). Более того, он отдает Ему предпочтение и перед Мелхиседеком, который был больше Авраама и «благословил имевшего обетования» (Евр.7:6). Во-вторых, апостол говорит здесь о Его священстве, показывая нам величие Христа и в том, что Он был поставлен Священником «не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей» (Евр.7:16). Не без клятвы, но с клятвою, Христу было сказано Отцом: «клялся Господь и не раскается: Ты Священник вовек по чину Мелхиседека»; «… а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евр.7:21–24). Взятый нами в качестве эпиграфа текст Священного Писания приводит нас к выводу, что Христос пребывает Священником непрестанно, «поэтому и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр.7:25).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   Если бы Господь Иисус не был истинным человеком, то как мог Он умереть и пролить Свою кровь для спасения людей (Рим.5:6—10; ср.: Еф.1:7, 2:13—16; Кол.1:14, 20, 22; Евр.1:3, 2:9—10, 9:12, 15, 17, 27, 10:12; 1Пет.1:18—19; 1Ин.1:7, 2:2)? Господь наш Иисус Христос — столь же подлинный и реальный, человек, как и Адам; и как через Адама грех вошел в мир и через грех — смерть, так «по благодати одного Человека, Иисуса Христа» изобильно излилась на многих Божия благодать и вечная жизнь (Рим.5:12, 15, 19, 21). Если Господь Иисус — не истинный человек, то ложна и Его смерть, ложно и Его Воскресение; а если ложна Его смерть, то ложно и крещение в Его имя, ложно и спасение (ср. Рим.6:3—5, 8, 10:9). Будучи истинным человеком, Господь Христос «и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми» (Рим.14:9; ср.: 2Кор.6:16; 1Фес.4:14).    Если Господь Иисус не умер и не воскрес как истинный человек, то тщетна вера наша: мы еще во грехах, и никто из нас не может спастись (ср. 1Кор.15:14—18). Как через человека Адама была смерть, так через человека Иисуса — воскресение мертвых (1Кор.15:21). «Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба» (1Кор.15:47). Если бы Господь наш Иисус Христос не был совершенным человеком, то разве могло быть человеческим новозаветным идеалом — «прийти в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13; ср.: Флп.3:8—14; Кол.1:28). Если Господь Иисус — не истинный человек, то разве мог бы богомудрый Павел написать Тимофею: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5)?    Тайна Христовой Личности заключается в том, что Он — Бог во плоти (Θες ν σαρ), в истинной плоти (1Тим.3:16). Как люди «причастны плоти и крови», так и Сын Божий «воспринял оные», сделался истинным человеком, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2:14; ср.: Евр.2:16—18). Так как Он истинный человек, Господь Иисус был, как и мы, искушен во всем, кроме греха, поэтому Он может «сострадать нам в немощах наших и искушаемым помочь» (Евр.4:15, 2:18, 5:7—9). Если бы Господь наш Иисус Христос как Начальник и Совершитель веры не претерпел добровольно Крест за спасение мира, то разве люди с радостью устремлялись бы на борьбу с грехом и смертью и переносили бы за Него самые лютые страдания (ср. Евр.12:1—4; 1Пет.2:21, 23, 24, 3:1, 13; 2Пет.3:15)? Особо подчеркивая реальность и истинность человеческого естества Спасителя, святой Сын громов свидетельствует, что это то, что Апостолы видели своими глазами, слышали своими ушами и осязали своими руками (1Ин.1:1), и потому — от антихриста всякий отвергающий пришествие Господа Иисуса Христа во плоти: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1Ин.4:3; ср.: 2Ин.7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Глава VII Величие ветхозаветного Мелхиседека (1–10). Большее величие Мелхиседека Новозаветного – Иисуса Христа (11–17). Его вечность в истинном смысле слова (18–25). Его высшие совершенства – святость, непорочность и Божественное Величие (26–28). Евр.7:1 .  Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, Согласно Быт 14:18–20 , Мелхиседек – царь правды – (от евр. царь и правда) – «царь Салима», т. е. Иерусалима (ср. Пс 75:3 ). – «Священник Бога Всевышнего», как именуется он и в кн. Бытия. О поднесении Аврааму Мелхиседеком хлеба и вина апостол не упоминает, стараясь сосредоточить внимание слушателей лишь на десятине добычи, чем Авраам выразил свое признание священнического достоинства за Мелхиседеком. Евр.7:2 .  которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, В дальнейшем апостол раскрывает прообразовательное значение Мелхиседека по отношению к Сыну Божию, находя в самом имени его – царь правды и царь мира – указание на Христа, истинного Царя правды и мира (ср. 1Кор.1:30 ; Иер 23:6 ; Мал 4:2 ; Дан 9:24 ; Ис 9:6–7 ; Рим 5:1 ; Еф 2:14 ). Евр.7:3 .  без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. «Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни». Неупоминание всего этого в Свящ. Писании апостол великолепно представляет как уподобление действительным свойствам Сына Божия, не имеющим отца – по человечеству, матери – по Божеству, родословия – по непорочному рождению, – ни начала дней, ни конца жизни – по Божественному присносуществу как бы «Пребывает священником навсегда» благодаря не упоминанию ни начала дней, ни конца жизни, – всегда остается при том, что было о нем сказано и что умолчание об его смерти и преемниках, – в уподобление действительно вечному священству Христову ( Евр.7:24 ). Цель всего этого сравнения – показать, что если левитское священство много ниже священства Мелхиседека, то само собою понятно и то, насколько оно ниже того священства, для которого священство Мелхиседека было лишь некоторым подобием.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таким образом, отличительным свойством ветхозаветных первосвященников, служивших прообразом вечного Архиерея, Иисуса Христа, было то, что они, по самому званию своему обязаны были ходатайствовать перед Богом за народ, и как лица, избираемые из людей, a не из высших существ, сами причастны были немощам человеческим и, следовательно, тем с большим усердием должны были умилостивлять жертвами Бога, как за грехи вверенных им людей, так и за свои собственные. Такое высокое звание они не сами себе присваивали, a по призванию и повелению Божьему: « и никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон » (ст.4). Свойства, отличавшие ветхозаветных первосвященников, принадлежат и вечному Первосвященнику Иисусу Христу, только в безмерно-высшей степени, насколько Образ выше прообраза. Ветхозаветный первосвященник избирался из людей, «обложенных немощью», чтобы мог снисходить к согрешающим людям: Иисус Христос есть также истинный человек, только совершенный, могущий « снисходить невежествующим и заблуждающим .» Долг ветхозаветного первосвященника приносить Богу дары и жертвы за согрешающих: Иисус Христос принес в дар и жертву Самого Себя за грехи всего рода человеческого (Иоан. 1:29). Ветхозаветный первосвященник, как человек грешный, приносил жертвы не только за чужие, но и за свои грехи; Иисус же Христос, « не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого » (Евр. 7:27). Наконец, ветхозаветные первосвященники не самовластно присваивали себе первосвященническое достоинство, a по призванию от Бога. « Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека » (ст.5–6). Но как во всем, так и в этом случае первосвященник Христос безмерно превосходит прочих первосвященников, потому что Он принял, по человеческому своему естеству, славу и честь первосвященнического достоинства не только от Бога, как Аарон, но от Бога и вместе Отца, свидетельствующего о Нем, как о своем единородном Сыне и избравшого Его первосвященником « вовек по чину Мелхиседека .» Почему же по чину или по подобию Мелхиседека? Потому что, как о Мелхиседеке говорится в священном писании, что он « без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни » (Евр. 7:3), так и Иисус Христос по человечеству без отца, a по божеству без матери, безроден, безначален и бесконечен (Исаии 53:8). И как Мелхиседек, « пребывает священником навсегда » (Евр. 7:3), т. к. в священном писании умолчано о его смерти, так и Христос, « пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее » (Евр. 7:24). Поэтому Он может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр. 7:25).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Понимая, таким образом, под именем покоя Божия вечное блаженство – покой небесный, а под словом днесь (ст. 7) – все время пришествия на землю Мессии, Христа Иисуса, и всю вообще последующую жизнь каждого человека ( Евр.3:6,13–15, 4:7–10 и др.), мы – христиане – и в лице Того, голоса Которого слушать (аще глас Его услышите) побуждают нас и пророк и апостол, должны видеть, конечно, не иное лицо, как Того Пророка-Учителя, о Котором, вблизи горы Синайской, сказал Господь Иегова, чрез Моисея, народу еврейскому: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты (Моисей), и вложу слова Мои в уста его, и Он будет говорить им все, что Я повелю ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» ( Втор.18:18–19 ). Голос Иеговы, действительно, после Синайского законодательства, замолк к народу непосредственно, и до тех пор замолк, пока «Бог, многократно и многообразно говоривший отцам, через пророков, снова, в последние дни, не заговорил к людям в Сыне» ( Евр.1:1–2 ). Три раза с неба Отец Небесный свидетельствовал о Сыне Своем Единородном, побуждая тем человеческий род «послушать гласа Его»: после Крещения ( Мф.3:17 ; Мк.1:11 ; Лк.3:22 ), после Преображения ( Мф.17:5 ; Мк.9:7 ) и после торжественного Входа Спасителя нашего в Иерусалим ( Ин.12:28,30 ). И Спаситель наш учил людей истине, свидетельствовал об истине ( Ин.18:37 ), и «кто от истины, тот слушал и слушает гласа Его», как Сам Он сказал ( Ин.18:37 ; ср. Ин.10:16 ). Таким Он даст жизнь вечную и доставит им покой вечный ( Мф.11:28–29 ), а отвергающий Его и не принимающий слов Его имеет судию себе: «слово, которое Он говорил, оно будет судить такового в последний день» ( Ин.12:48–50 ). Итак, увещание и страшная угроза, заключающаяся в последних стихах 94-го псалма, относятся не к одним только неверным иудеям, они еще более относятся к нам – христианам, вкусившим благ мирно-благодатного Царства Христова. Не избавило ветхого Израиля от отвержения Богом имя иудеев, как народа Божия, или же имя «чад Авраамовых», которым они любили хвалиться ( Мф.3:9 ); не спасет и нас от вечного наказания носимое нами имя христиан, если мы, «соделавшись причастниками Христу, не сохраним начатой (благочестивой) жизни твердо до конца» ( Евр.3:14 ); ибо, по слову апостола Петра, «лучше бы нам не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной святой заповеди» ( 2Пет.2:21 ). Будем же внимательно, усердно и благоговейно слушать и исполнять голос Иисуса Христа – слова Святого Евангелия Спасителя нашего и глаголы возлюбленных учеников Его, пока еще длится наша жизнь, пока еще можно слышать нам: «Ныне (днесь) не ожесточите сердец ваших, обольщаясь грехом» ( Евр.3:13 ), пока еще, в случае падения, возможно покаяние и обращение к Богу, – и Господь дарует нам жизнь вечную – блаженную, доставит нам «покой Божий» ( Евр.4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Евр.7:19 .  ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. «Закон ничего не довел до совершенства», не в том смысле, что не оправдал Божиих намерений, с какими вводился. Нет, Господь не ошибается в Своих делах и планах Своей Божественной мудрости. В своих пределах и целях закон выполнил в совершенстве мысль Божию – быть пестуном во Христа; он исполнил то, чему ему преднамечено быть, ничего не доводя до совершенства, проложить путь к этому совершенству, к новой заповеди и закону, которыми цель Божия достигалась прямее и совершеннее. – «Лучшая надежда» – лучшее средство для достижения надежды на ближайшее общение с Богом. Менее совершенные средства к достижению этой надежды делали и самую эту надежду как бы другою – урезанною, меньшею, худшею. Здесь та же самая надежда называется «лучшею», как бы иною, более полно достигаемою и удовлетворяющею человека. Путь к этой новой надежде и руководство и даны в новом священстве Христовом, сменившем слабость и несовершенство Ветхозаветных установлений. Евр.7:20 .  И как сие было не без клятвы, – Евр.7:21 .  ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, – Евр.7:22 .  то лучшего завета поручителем соделался Иисус. Лучшее достоинство Христова священства, его превосходство пред ветхозаветным, необходимость и неотъемлемость подтверждена Самим Господом – тем, что установление этого священства сопровождалось клятвою (ср. Евр.6:16–18 ). – «Лучшего завета поручителем сделался Иисус…» В этом удостоверяет нас, кроме клятвы Божией, и сущность лучшего завета, и личность Поручителя. Сущность лучшего завета характеризуется тем, что он все доводит до совершенства и дает не только заповедь, но и «вся Божественныя силы к животу и благочестию» ( 2Пет 1,3 ). Соответствует сему значению лучшего завета, удостоверяя его, и личность Поручителя, явившего столь возвышенную любовь к людям со стороны Бога ( «тако возлюби Бог мир» Ин.3:16 ), и даровавшего людям столь высокую власть быть «чадами Божиими» ( Ин.1:12 ), за которых Он является вечно живым Ходатаем, как взявший на Себя грехи их и положивший за них душу Свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Объясн. «Вы приняли Христа» – в таком же смысле, как Сам Господь говорил: кто принимает вас, принимает Меня: Мф.10:40 . Господа приняли Колоссяне и тем, что уверовали в Него, приняли святое Крещение: 1Кор.6:11 ; Ин.3:5 . Ходить во Христе Иисусе – значит ходить в вере в Него, в заповедях Его: Ин.15:10 , освящаться благодатью через таинства Его: Ин.6:53–54 , ходить во всём чине христианском. Евр.7:18 . «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности». Объясн. Этими словами поясняется, в чём состоит побудительная причина к перемене закона, или заповеди: заповедь является немощной и бесполезной и, как сказано далее в ст.9, ничего не доводит до совершенства, по немощи человеческой, следовательно, в той части, которая есть временная и как бы человеческая, стоящая в связи с условиями и обстоятельствами жизни: Евр.8:3 . Сама по себе заповедь свята: Рим.7:12 , а потому и бесполезность должна быть понимаема здесь относительно, в смысле меньшей её пользы сравнительно с той заповедью, которая её заменяет, например замена заповеди о ветхозаветных жертвах – новозаветною: Евр.10:3–7 , сравн.: Мф.26:28 ; Евр.10:9 . Евр.10:35 . «Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние». Объясн. Словами «не оставляйте упования вашего», которое имели вы доселе и имеете теперь, не только не стыдясь того, что поносят вас, но и открыто проповедуя благочестие в надежде на будущее воздаяние, апостол напоминает о заповедях Господних, заповедях блаженства и др.: Мф.5:11–12:10:28–33 . Откр.22:14 . «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами». Объясн. Поистине, достойны ублажения исполняющие заповеди Божии, ибо будут иметь власть успокоиться в непрестающей жизни, на древе жизни – Христе Боге нашем, и наслаждаться созерцанием Его, когда уже никакая лукавая сила не будет препятствовать тому. И апостольскими вратами, т.е. их учением ( Лк.10:16 ), войдут они в вышний град дверью истинной, не прелазя инуде, как пастыри наёмники ( Ин.10:1 ), но вводимые привратником жизни (Толков. на Апокал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

любовь основаны на «надежде (δι τν λπδα) на уготованное... на небесах» (Кол 1. 5), в то время как неверующие живут, не имея такой Н. (λπδα μ χοντες - Еф 2. 12). Христиане призваны «к одной надежде (ν μι λπδι)» (Еф 4. 4); эта «надежда призвания» (λπς τς κλσεως) - ожидание богатства «славного наследия», к-рое Бог уготовал «для святых» (Еф 1. 18). Христианину следует уповать (λπικναι) «не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим 6. 17). Н. верующих, «надежда наша ( λπς μν)»,- Сам Господь Иисус Христос (1 Тим 1. 1); «блаженное упование ( μακαρα λπς)» - Н. на «явление славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит 2. 13). Верующих в Иисуса Христа Бог возродил «из мертвых к упованию живому (ες λπδα ζωσαν)» (1 Петр 1. 3). Видевшие славу Воскресшего из мертвых будут иметь «упование (λπδα) на Бога» (1 Петр 1. 21). Это упование должно стать основой проповеди и ответом на вопрошания людей, не просвещенных еще светом веры: «...будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчетав вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр 3. 15). Христиане, «дети Божии», знают, «что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть». Эта Н. важна для самого человека: «...всякий, имеющий сию надежду (λπδα τατην) на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Ин 3. 2-3). В Послании к Евреям Н. придается особое значение: она «для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр 6. 18-19); верующим следует неуклонно исповедовать свою Н., «ибо верен Обещавший» (Евр 10. 23). Христиане составляют дом Божий, если только твердо сохраняют «дерзновение и упование (λπς)» (Евр 3. 6); посредством «лучшей надежды (κρεττονος λπδος)», к-рая дарована людям благодаря пришествию в мир Христа, священника по чину Мелхиседека, «мы приближаемся к Богу» (Евр 7. 19) Н. в христианской традиции О христ. Н. в Свящ. Писании говорится: «…закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр 7.

http://pravenc.ru/text/2564604.html

1Кор.15:10 . «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною». Объясн. Благодать Божия даётся человеку даром, без всякой заслуги с его стороны: Тит.3:4–6 , но этим не отрицается необходимость таинств, чрез которые преподаётся членам Церкви благодать Божия, и самодеятельность человека: Деян.19:1 ; Еф.3:2–3 ; Евр.10:29 . Когда человек постарается в таинствах свободно принять в себя благодать Божию: Откр.3:20 , тогда только она начинает производить в нём своё благодатное действие: Ин.14:23 ; Евр.3:7–8 . Человек может оказывать упорное сопротивление благодати Божией: Ис.5:4:65:2:66:4 . 2Кор.4:15 . «Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию». Объясн. Этими словами апостол внушает нам, что вся жизнь наша, полная борьбы и страданий, сопровождающаяся победами и благодатными дарами для нас, должна рождать в нас чувство глубокой благодарности прославления Бога: 1Фес.5:18 ; 1Пет.4:11 . Флп.4:13 . «Всё могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе». Объясн. Благодать Божия делала то, что апостол и не евши не голодал, и ничего не имея был как богач: ст.12; 2Кор.6:10 . Где сила Божия, там исчезают немощи: 2Кор.12:9:4:10–11 . В этом смысле и должно понимать слова апостола: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Евр.4:16 . «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Объясн. Здесь апостол преподаёт нам ясное учение о той таинственной силе, которая подаётся нам свыше, от престола Божия, где восседает прославленный Христос: Евр.1:3 . Эта сила именуется благодатью (Святого Духа) и ясно различается от просвещения проповедью или чтением Слова Божия; ибо апостол пишет людям, несомненно, уже просвещённым верой: Евр.6:4 , и однако убеждает их дерзновенно приступать, искать и обретать благодать, как неисчерпаемый и всегда обновляющий дар. Эта благодать и подаётся нам в таинствах Православной Церкви: Ин.3:5:6:53–54 ; Мф.18:18 ; Иак.5:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010