Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Мелхиседек Салимский, прав. - житие МЕЛЬХИСЕДЕК (евр. - " царь мой - праведность " ) - ветхозаветный царь и первосвященник, служитель " Бога Всевышнего " , благословивший Авраама после победы над союзом четырех царей во главе с Кедерлаомером. Мельхиседек вышел навстречу Аврааму и вынес ему хлеб и вино - прообраз новозаветной евхаристической жертвы (Быт XIV, 18-20). Ветхозаветный прообраз новозаветного первосвященника Христа ( " ...Ты священник вовек по чину Мельхиседекову - Пс CIX, 4; ср. Евр V, 6 и VII, 1-17). Жизнеописание Мельхиседека, история и истолкование его служения в канонических библейских книгах отсутствуют; различные предания о нем встречаются в иудейских и христианских апокрифах. Что касается Салима, в котором царствовал Мелхиседек, то большинство новейших исследователей отождествляют его с Иерусалимом, потому что так назывался Иерусалим. -- Толковая Библия Лопухина Мелхиседек благословляет Аврама Быт.14:18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, -- он был священник Бога Всевышнего, -- Быт.14:19 и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; Быт.14:20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. «И Мелхиседек, царь Салимский…» Из числа других лиц, выходивших на встречу Аврама, священный историк останавливает наше внимание на выдающейся и совершенно исключительной личности Мелхиседека, царя салимского. То обстоятельство, что Моисей не дает нам никаких биографических сведений о Мелхиседеке, а Псалмопевец и Апостол Павел ставят его в таинственную связь с самим Господом Иисусом Христом (Пс 109:4; Евр 7:1–3), породило множество самых разнообразных взглядов на личность Мелхиседека и на достоинство его служения: одни видят в нем престарелого патриарха Сима (таргумы, Лютер и др.), другие — Ангела (Ориген), иные — Святого Духа (Иеракс египтянин)… Но ни одно из этих толкований, ввиду их неустойчивости и произвольности, принято быть не может. На личность Мелхиседека должны быть твердо установлены две основные точки зрения: несомненно, во-первых, что это была строго определенная историческая личность, жившая и даже царствовавшая в эпоху Аврама, но столь же несомненно, что эта историческая личность получила впоследствии прообразовательное значение, которое и раскрывают отчасти Псалмопевец, а главным образом Апостол Павел (Евр VII гл.).

http://pravicon.com/info-2933

XXXIX. Об обрядах Получая в таинствах Церкви от Бога всё потребное для жизни и благочестия, мы твёрдо должны помнить, что благодатные силы не стесняют свободы человека, не влекут его насильно к добру, а только призывают, возбуждают, помогают, освящают и спасают, если он не противится им ( Откр.3:20 ; Деян.7:51 ; Евр.3:7–8 ). Для нравственного усовершенствования, исправления и преуспеяния на пути добродетели необходимы усилия и самого человека. Приходя в этом случае на помощь усилиям его, Церковь предлагает ему различные средства, содействующие сохранению, укреплению и возвышению в нём нравственной христианской жизни. Из этих средств она прежде всего указывает на молитву. Сам Христос Спаситель учил о том, что должно всегда молиться. Бодрствуйте на всякое время и молитесь ( Лк.21:36 ; Лк.18:1–8 ; Мф.6:6–13:7:7–11 ; Ин.16:23–24 ; Лк.5:16:6:12:9:18:28–29 ). Об этом же учили и апостолы словом и примером. Непрестанно молитесь ( 1Фес.5:17 ). Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением ( Кол.4:2 ). Молитва укрепляет нашу веру, надежду и любовь ( Еф.3:14–21 ); она приобретает просвещение уму нашему ( Иак.1:5 ; Еф.1:16–18 ), укрепляет волю в делании добра ( Евр.13:20–21 ), утешает сердце в скорбях и страданиях ( Иак.5:13–15 ), содействует нам в борьбе с искушениями и врагом нашего спасения – диаволом ( Мф.26:41:17:21 ). Вообще молитва приобретает нам всё, что служит к истинному нашему благу. Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам ( Мк.11:24 ). Молитвы наши к Богу, по тесной связи у нас души с телом, естественно, выражаются в словах, поклонах и других внешних действиях и знаках, ибо от избытка сердца говорят уста ( Лк.6:45 ), Сам Христос Спаситель хотя и был духовен в высшей степени, но и Он духовную молитву Свою выражал и словами, и возведением очей на небо, и преклонением колен и лица на землю ( Лк.3:21:6:12 ; Мф.26:39 ; Лк.22:41–46 ; Ин.17:1 ; Евр.5:7 ). То же свидетельствует нам Слово Божие и об апостолах ( Деян.1:14:2:46–47:3:1 ; Еф.3:14 ; Деян.20:36 ). Апостол Павел заповедует верующим: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ) и выражает желание, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Вдумаемся в слова Апостола: говорит ли он здесь о церковной иерархии? Он говорит о том, что каждый христианин должен подражать Христу, о доброй христианской жизни, о принесении духовных жертв, которые состоят в сердечном расположении к раскаянию, в сетовании о грехах ( Пс.50:18–19 ), в славословии и молитве ( Пс.49:14–15 ), в милостыне ( Евр.13:15–16 ), в телесных подвигах ( Рим.12:1; 6:13 ) и в мученичестве за веру ( 2Тим.2:5 ). Эти жертвы должен приносить каждый христианин, и они не могут заменить те благодатные дары, которые подаются в святых Таинствах только через священников Церкви. Называя христиан родом избранным, царственным священством, народом святым, апостол Петр указывает на превосходство их нравственного состояния, как возрожденных в Таинствах, перед состоянием людей некрещеных и потому не возрожденных ( 1Пет.1:10; 9:25 ). В Ветхом Завете всему еврейскому народу Бог сказал: «вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх.19:6 ). Однако для жертвоприношения и совершения общественного богослужения были назначены особые лица из дома Аарона, поставленные на это особым образом, и когда против них восстал Корей, говоря, что «все святы, и среди их Господь» ( Чис.16:3–32 ), он был сурово наказан Богом. Так не заслуживают ли куда более сурового наказания те, кто отвергает священство, поставленное Самим Господом Иисусом Христом вместо священства Ааронова, которое было временным ( Евр.7:11–12 )? Христово же священство – вечно ( Евр.7:24 ). Протестанты ссылаются и на слова святого Иоанна Богослова из Апокалипсиса: «... соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему слава и держава во веки веков, аминь» ( Откр.1:6; 5:10 ; ср.20:6). Если понимать эти слова апостола в буквальном смысле, как это делают протестанты, т.е. что все христиане – священники, то нужно тогда считать их и царями, ибо сказано: «царями и священниками», но это невозможно. Из текста ясно, что апостол Иоанн Богослов, как и апостол Петр, называют христиан царями и священниками в духовном смысле, т.е. как людьми, освященными святыми Таинствами, царствующими над своими грехами и страстями, и приносящими себя в жертву хвалы, благотворения и общительности ( Евр.13:15–16 ), «в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения» ( Рим.12:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Веруйте, возлюбленные, что Господь «не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» ( 1Кор.10:13 ) и «как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь« ( Евр.2:18 ), – «только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраните до конца» (см.: Евр.3:6 ) и «не ожесточите сердец ваших в день искушения« ( Евр.3:8 ). В этом «увещавайте друг друга и назидайте один другого... Утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем». Не воздавайте «злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем« ( 1Фес. 5:11, 14–15 ). «Терпением и утешением из Писаний» сохраняйте «надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса« ( Рим.15:4–5 ), и «братство любить» (см.: 1Петр.2:17 ), как заповедовали нам апостолы. «Стойте в вере« ( 1Кор.16:13 ) на недвижимом камени Православия, по заветам святоотеческим, и легко для вас будет бремя испытания вашего, и будет «надежда наша о вас тверда» ( 2Кор.1:7 ). Чада мои. Ведомо вам, что не впервые Литовскую Церковь постигает испытание веры под чужеземной властью и проповедью «иного упования». Но, верные заповедям Христа Спасителя, заве- там апостольским и наставлениям святых отцов и учителей Церкви Православной, предки ваши «во всеоружии Божием» смогли «противостать всем козням вражиим« (см.: Еф.6:11 ) и сохранили вам в драгоценное наследие веру святую. В крепком стоянии за истину Православия как святыню народа русского они не щадили своей жизни и сияют ныне немеркнущими и путеводными для вас звездами исповедников и мучеников – на небе Церкви Литовской. Во дни испытания вашего «горе имейте сердца», возведите духовные взоры ваши к этому небу, и вы узрите путь ко спасению: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). Поминайте святых мучеников, первенцев Антония, Иоанна и Евстафия. Воодушевляемые их святым примером, предки ваши оставили вам в святое наследие и крепости веры, под кров и во ограде коих вы можете укрыться в дни испытания и найти надежные средства обороны от козней диавольских: это братства Церкви Литовской – древнее виленское Свято-Духовское и позднейшие ковенское Свято-Николаевское, гродненское Софийское и иные западнорусские братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Евр.2:15 .  и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. «От страха смерти… были подвержены рабству», т. е. переживали крайне мучительное состояние, находясь под всегдашним страхом смерти, являвшейся единственным господином людей. Евр.2:16 .  Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Стих указывает более глубокое обоснование необходимости вочеловечения Избавителя нашего от смерти. Не Ангелы нуждались в избавлении, а люди, почему и Он восприемлет не ангельскую природу, а человеческую – для избавления. Вместо «семя Авраамово» – следовало бы, по-видимому, ожидать употребление апостолом «семя Адамово » как вообще человеческое. Авраамово имя предпочитается потому, что это ближе указывало евреям на обетования, данные «семени Авраама», которое являлось как бы менее страдавшим от ужасающих последствий греха Адамова и более достойным, чтобы от него заимствовал свое родство с людьми Избавитель людей. Евр.2:17 .  Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Евр.2:18 .  Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь. Чтобы спасти человека страдающего, Избавитель должен был не только воспринять человеческую природу, но и пострадать Сам в ней, так сказать, практически изучить страдания человечества, и притом так пострадать, чтобы этих страданий Его было достаточно раз навсегда для умилостивления Бога за грехи всего народа. Такие страдания, превосходящие всякое человеческое страдание, и понес Господь, движимый к тому и Своим милосердием, и требованиями правды Божией ( «милостив и верен первосвященник»). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 7: Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./Послание святого апостола Павла к Евреям. 1093-1167 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как Сын Божий, имеющий сделаться Сыном Человеческим, Иисус Христос, «входя в мир, по свидетельству Св. Писания, говорит «Отцу Небесному: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне» ( Евр.10:5–6 ), и «не Ангелов восприемлет Он, говорит Апостол, но восприемлет семя Авраамово» ( Евр.25:16 ); воспринимая же естество человеческое ( Евр.2:14 ; Ин.1:14 ), Иисус Христос, чрез свою всемирноискупительную жертву, становится Примирителем человека с Богом, Искупителем греха и вечным Предстателем со креста пред Богом за грешное человечество ( Кол. 1:19–20 ; Еф. 2:14–16 ; Евр.7:25–27 ): «Он и одесную Бога, говорит Апостол Павел, Он и ходатайствует за нас» ( Рим. 8:34 ). На этой же священной основе единства рода человеческого и как бы отражения одного человека в другом утверждается пред Богом и вера, заступающая одних в лице других: Авраам молит Господа за содомлян, и Господь обещает помиловать грешных жителей даже ради десяти праведников ( Быт.18:32 ); Моисей, предстательствуя пред Богом на Синае, заступает собою весь сонм народа израильского, и Господь не только удерживает Свой гнев от истребления согрешившего народа, но и обещает продолжить все особые благодеяния, сему народу бывшие от Бога ( Исх.32:3–34; 33:1–14 ); перед разрушением Иерусалима царем вавилонским Господь говорит устами прор. Иеремии к народу иудейскому: «походите по улицам Иерусалима и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, и не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим» ( Иер.5:1 ). В Евангельских повествованиях мы находим много примеров веры заступающей, предстательствующей пред Иисусом Христом за одних в лице других: дочь хананеянки получает исцеление по вере своей матери ( Мф.15:28 ); сын царедворца исцеляется ( Ин.4:50–53 ), а дочь Иаира из мертвых воскрешается ( Мк.5:36 ) по вере своих родителей; по вере сотника получает исцеление его любимый слуга ( Лк.7:3–10 ); наконец, в Евангельском повествовании об исцелении разслабленного в Капернауме, которого принесли к Иисусу Христу четверо на одре, мы читаем: Иисус Христос, «видя веру их – принесших – сказал человеку тому: «чадо, прощаются тебе грехи твои! " » И потом, в силу той же веры принесших, исцелил разслабленного от его телесного недуга ( Мк.2:35 ; Лк.5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

Но человеку не дано проникнуть в последние замыслы Творца. «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (55. 8-9). Поэтому люди должны довериться Промыслу. После опустошения земли народы вновь соберутся на горе Сион (41. 27; 46. 13; 49. 22). Если в 1-й ч. прор. Исаия предсказывал суд над Сионом (Ис 1), то во 2-й печаль сменяется радостью. «Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение» (51. 3; ср.: 51. 11, 16; 52. 1, 7-8). IV. Отрок Господень - Мессия. Образ Отрока является своего рода кульминацией всех мессианских чаяний ВЗ. Его личность описана в неск. речах Исаии (42. 1-7; 49. 1-6; 50. 4-9; 52. 13 - 53. 12). Слово   встречается в 40-55-й главах 20 раз: 13 раз - в отношении к народу Израиля, остальные 7 - в 4 т. н. песнях Раба Господня (42. 1-7; 49. 1-6; 50. 4-9; 52. 13-53. 12) и в стихах, связанных с ними (45. 5-7; 50. 10-11). В Свящ. Писании словом   обозначались: слуги или рабы (Быт 20. 14; 24. 35), храмовые служители (Езд 2. 55; Неем 7. 57), всякий благочестивый человек, как, напр., Моисей (Числ 12. 7-8; ср.: Пс 104(105). 26), Иов (Иов 1. 8; 42. 7), царь Давид (3 Цар 11. 34; Пс 88(89). 4), прор. Иеремия (Иер 26. 5; ср.: Пс 18. 2; 2 Цар 7. 18-29), израильский народ (Ис 41. 8-10; 42. 19; 44. 21-22). Библейское выражение «Раб Господень» коренится в представлении о теократических началах жизни евр. народа, согласно к-рым Господь есть Царь Израиля. Поэтому выражение может обозначать всякого, кто находится в завете с Господом ( Орфанитский. 1881. С. 604). Очень часто оно также передает идею послушания и избранничества: Пс 33(34). 23; 68(69). 36; 78(79). 2; 104(105). 25 ( Zimmerli. 1997. P. 763-769). В греч. переводе И. п. к. (LXX) с учетом многозначности евр. слова   оно передается как πας -«отрок, юноша, сын» (41. 8-9; 42. 1; 44. 21; 52. 13) и как δολος - «раб, слуга» (49. 3), что соответствует букв. значению евр.   ( Zimmerli. 1997. P. 763-769). Помимо слова   наиболее значимые эпитеты, используемые прор. Исаией для характеристики образа Отрока Господня,- «избранник» (   Ис 42. 1; 43. 20; 45. 4), «свет для язычников» (     Ис 42. 6), «праведник» (   Ис 53. 11).

http://pravenc.ru/text/674802.html

19. Моисеев закон ничего не довел до совершенства; ибо служил для нас только детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою в Него ( Гал.3:24 ). 25–27. Иисус Христос, принесши Себя самого в жертву вместо жертв, приносимых первосвященниками сперва за свои грехи, а потом и за грехи народа, соделался для нас вечным Первосвященником, дабы всегда ходатайствовать за нас пред Богом. Гл. 8. Ст. 2. Ветхозаветные первосвященники были земные и грешники, и служили за грешников ( Евр.7:27 ); но Первосвященник Иисус есть великий Священник в доме Божием ( Евр.10:21 ), то есть, служитель спасению и грешников, и святых, не на земле только, но и на небе ( Евр.9:24 ). 10. Закон благодати есть закон духовный, действующий в мыслях и в сердце нашем; кто повинуется сему закону, тот есть храм Бога живаго ( 2Кор.6:16 ). Не закон, но благодать Божия управляет нашими мыслями и сердцем ( 2Кор.3:5 ). Гл 9. Ст. 9. Ветхозаветные жертвы хотя были и дары Богу, но без веры во Христа они не могли вполне успокоить совести приносящего жертву. 15. Иисус Христос есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира ( 1Ин.2:2 ). 25–26. Никто, кроме Бога, не может простить нам грехов наших; следственно никто не может и удовлетворить Богу за грехи всех людей, кроме Самого же Бога. Гл. 10. Ст. 18 и 10. Смертью И. Христа прощаются все грехи рода человеческого, ибо для сего достаточно было бы и одной капли крови Богочеловека, если бы Правосудие Божие не требовало самой смерти ( Евр.9:28 ); а где прощение грехов, там не нужно уже другое приношение (жертва) за них. Посему все освящаемся едпнократным принесением тела Иисус Христова. 16–17. Благодатное отпущение грехов по силе смерти И. Христа проповедано было и в Ветхом Завете. 36. Терпение есть воля Божия, и кто исполняет сию волю Божию, тот спасется. 37. Не медлит Господь исполнением обетования скорого на суд пришествия, как некоторые почитают то медлением: но продолжает терпеть нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. ( 2Пет.3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

2Фес.2:1–2 . «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами (посланного), будто уже наступает день Христов». Объясн. Апостол предупреждает Фессалоникийцев, что они могут быть приведены в смущение духом, не тем Духом, Который наставляет людей на всякую истину: Ин.16:13 , но духом заблуждения, который иногда производит в человеке обманчивое вдохновение и сообщает ему ложные откровения, почему апостол Иоанн и пишет: не всякому духу верьте: 1Ин.4:1 . Как дух заблуждения выдавал свои ложные внушения за божественные откровения, так находились и лживые люди, которые свои выдумки и своё сочинение выдавали за слово и писание апостолов. Так между Фессалоникийцами были люди, которые, ссылаясь на апостолов, говорили, будто уже наступает день Христов: ст.1. Об этих же людях апостол Пётр говорил, что они введут пагубные ереси: 2Пет.2:1–2 ; ср. 1Тим.4:1 . Евр.3:8 . «Не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне». Объясн. Здесь указывается на известный ропот Израиля против Бога в пустыне по случаю недостатка воды: Исх.17:7 ; Пс.77:17 ; за это-то они и погибли: Чис.14:28–29 . Погибают и теперь те, кто отпадает от истинного вероучения: Евр.6:4–6 , и не почитает за святыню Кровь завета: Евр.10:29 . Евр.10:25 . «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного». Объясн. В ст.18–32 10-й главы настоящего послания апостол Павел убеждает верующих в твёрдости веры, не уклоняться от исповедания веры и не оставлять собрания для богослужения, ибо если отречение от закона Моисеева наказывалось смертью, то попрание Сына Божия и непочитание за святыню Крови завета будет наказано ещё страшнее Самим Богом. Таким образом, приведённые слова апостола всецело обвиняют тех, кто оставил православное исповедание веры, Святую Церковь и не почитает за святыню Кровь Христову в таинстве Евхаристии; поэтому их ожидает (если не покаются) страшное наказание Божие: ст.27–29. Срав. 2Пет.2:13–21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

7 . Вхождаше видети, всуе глаголагие сердце его и проч. «Это говорится об Иуде, и имеет такой смысл: получив доступ ко Мне, как включенный в число учеников, был он двоязычен и пронырлив; всуе глаголаше, т.е. не было в нем истины; сердце его собра беззаконие себе – решился предать Меня завистникам; исхождаше вон, глаголаше вкупе, – именно следующее: что ми хощете дати, и аз вам предам Его?» ( Мф. 26:15 ) (Св. Афан.). «Иуда входя и исходя, вместе с Иудеями замышлял смерть» (Бл. Феод.). С Евр.: «И если приходит кто видеть меня, говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, вышедши вон, толкует». 8 . С Евр.: «Все, ненавидящие меня, шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло». 9 . Слово законопреступное возложиша на Мя: еда спяй не приложит воскреснути? С Евр.: «Слово велиала 274 пришло на него, он слег; не встать ему более». «Слово законопреступное, т.е. составили противу Меня беззаконное обвинение» (Бл. Феод.). По Афан. – определение распять на кресте. Еда спяй и проч. Это говорит Христос распинателям: «ужели думаете жизнь одолеть смертию? что постражду, то для Меня – сон; за успением необходимо следовать восстанию. Но и смерть есть успение; посему и за смертию необходимо последует воскресение» (Св. Афан.). «Если и смерть потерплю: то разве не воскресну, и не рассею уготовавших оную»? (Бл. Феод.). 10 . Ибо человек мира Моего, на негоже уповах, ядый хлебы Моя, возвеличи на Мя запинание (у св. Евангелиста: ядый со Мною хлеб, воздвиже на Мя пяту свою, – Ин. 13:18 ). Человек (Иуда Искариотский), который был со Мною в мире, и которому Я вверился, который разделял Мою трапезу, и тот возвеличи на Мя запинание – т.е. решился уронить, погубить Меня. Сравнение взято с людей, состязующихся в скорости бега, которые стараются запнуть и уронить пятою бегущих с ними (Бл. Феод.). Выражения: возвеличи на Мя запинание, и: воздвиже на Мя пяту означают одно и то же 275 , – запинание. С Евр.: «Даже человек мирный со Мною, на которого Я полагался, который ел хлеб Мой, поднял на Меня пяту». «Человеком мира, – говорит св. Афан., – называет Иуду; потому что принадлежал, по-видимому, к числу благорасположенных и друзей, как ученик».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010