4 . Память сотворил есть чудес Своих. С Евр.: «Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь». «Т.е. не переставал, не оставлял в каждом поколении творить чудеса и пробуждать людей грубых чудесными действиями» (Св. Злат.). По бл. Феодориту, «пророк – наказание врагов назвал напоминанием чудес, т.е., что истинны славные чудеса Твои, которые у неверных почитаются ложными, доказал Ты новым чудотворением (т.е. избиением врагов при Иосафате – 2Пар. 20:23 ), и напомнив нам, что совершил Ты при наших предках». 5 . Пищу даде боящымся Его. Пророк говорит о пище (духовной), которую дает преимущественно боящимся Его, т.е. поучение посредством слова, наставление, все любомудрие» (Злат.). «Пищу, т.е. мысленный хлеб, сшедший с небеси» (Св. Афан.). Бл. Феодорит разумеет добычу и пищу, взятые у неприятеля, после его поражения. Помянет в век завет Свой, т.е. завет с Авраамом ( Быт. 18:18 ), говорит св. Афанасий. «Хранит незабвенную память о данных отцам обетованиях, и ради оной сообщает нам блага» (Бл. Феод. и св. Злат.). 6 . Крепость дел Своих возвести людем Своим, дати им достояние язык. С Евр.: «Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников». «Т.е. Бог явил силу Свою, изгнав народы (Ханаанские) не просто, но таким образом, из которого Евреи особенно ясно могли видеть, хотя для этого достаточно было и предшествовавших событий, что поражение врагов нанесено было Богом, и что под Его предводительством решена была судьба их» (Св. Злат.). 7 . С Евр.: «Дела рук Его истина и суд: все заповеди Его верны». 8 . С Евр.: «Тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте». 9 . С Евр.: «Избавление послал Он народу Своему; заповедал на веки завет Свой. Свято и страшно имя Его»! 10 . Начало премудрости страх Господень. «Пророк говорит о премудрости, состоящей не в словах, а в делах, и языческие мудрецы определяют премудрость знанием вещей Божеских и человеческих. Этому познанию научает страх Божий, истребляя порок, насаждая добродетель, располагая презирать настоящее и стремиться к небу. Что мудрее такой души»? (Св. Злат. Под. Втор. 4:6 ; Притч. 6:10 ; Еккл. 1:20, 25 ; Иов. 28:28 ). Разум 598 же благ всем творящым и. Т.е. «для исполняющих правила премудрости, для показывающих ее на деле он есть разум благ» (Св. Злат.). Или: добрый истинный разум у тех, Которые его благость, доброту показывают на деле, оправдывают жизнию. С Евр.: «Разум верный у всех исполняющих заповеди Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

5 . Возненавидех церковь лукавнующих. С Евр.: «Возненавидел я сборище злонамеренных» 171 . Церковь лукавнующих есть общество или собрание, по Феодориту, идолопоклонников или вообще нечестивых. 6 . Умыю в неповинных руце мои и проч. С Евр.: «Буду омывать в невинности руки мои, и обходить жертвенник Твой, Господи». Омытие рук было предписано законом по разным причинам и в различных случаях: умывали руки, когда приступали к жертвоприношению, когда свидетельствовали о своей невинности в каком-либо преступлении и т.д. Т.е. я не буду участвовать с нечестивыми в их собраниях; напротив, вместе с чистыми людьми, омывши руки, буду приносить жертву Богу. По св. Афан., умыю в неповинных руце значит: «буду чист от скверных дел». Обыду жертвенник Твой, Господи, т.е. по очищении, по умовении рук, вместе с чистыми буду окружать Твой жертвенник. Под чистыми здесь разумеются, конечно, жрецы и певцы, которые окружали жертвенник во храме. См. Пс. 7:8 . 7 . Еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя. Т.е. для того я желаю окружать с певцами «жертвенник Твой, Господи, дабы внимать ушами моими Твоим песнопениям и научить неведущих величию чудес Твоих» (Бл. Феод.). С Евр.: «Чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои». 8 . Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея. С Евр.: «Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей». «Домом Божиим, – говорит бл. Феод., – наименовал скинию; потому что Божест. храм еще не был построен». «Благолепие дома, – говорит св. Афан., – украшающиеся в Церкви благочестием. Желаю, говорит псалмопевец, видеть Божественный дом, в котором сияет благодать Твоя» (Сн. Пс. 26:4, 83:1 . 9 . Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой. С мужи кровей, Симмах: с убийцами. Св. Афан. под нечестивыми разумеет Иудеев. С Евр.: «Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными». 12 . Нога моя ста на правоте. С Евр.: «Моя нога стоит на прямом (пути)». Т.е. пока жил с нечестивыми, я удалялся всякого порока и, утвердив ноги свои на правоте благочестия, стоял безопасно и твердо» (Бл. Феод.). В Церквах благословлю Тя, Господи. Бл. Феодорит в сих словах видит пророчество Давида о том, что его псалмы всегда будут петь или читать в Церквах христианских, и таким образом во всех Церквах по вселенной он будет песнословить и благословлять Господа, что и исполняется. «И на земле и на море великий Давид устами благочестивых песнословит Благодетеля Бога» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

5 . Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, т.е. мои беззакония с их последствиями – скорбями, бедствиями, мучениями, как бы потопили и покрыли меня; как воды, возвышаясь и окружая человека, потопляют его, т.е. я весь погружен в скорбях и мучениях; а тяжесть греховного бремени сделала согбенным, сокрушила меня. С Евр.: «Ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне». 6 . Воссмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. С Евр.: «Смердят, гноятся струпы мои от безумия моего», т.е. от греха моего; ибо безумием иногда называется грех, который и на самом деле есть безумие. См. Пс. 13:1, 21:3 . Св. Афанасий видит здесь раны греховные; «ибо всякий грех, говорит он, гнусен и зловонен». 7 . Пострадах и слякохся до конца и пр. С Евр.: «Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу». Слякохся – согбен, т.е. согбен под тяжестию греха и страданий. 8 . Яко лядвия моя наполнишася поруганий и пр. С Евр.: «Ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей». Лядвия 247 – чресла. Некоторые толковники под поруганиями разумеют беспорядочные движения похоти плоти (Бл. Феод., Иерон., Ориг.); другие – болезни, над коими насмехались враги Давида. Если читать: душа моя исполнилась поруганий, то можно разуметь грехи Давида; ибо всякий грех унижает, бесчестит человека. 9 . Озлоблен – угнетен, поруган своими беззакониями и врагами, потому смирихся до зела, уничижен до крайности; рыках от воздыхания сердца моего, т.е. сетуя и воздыхая о содеянных мною грехах, сильно вопиял ко Господу, моля о прощении. Св. Афан: «от вожделения оного (о котором было выше, ст. 9) я пожал то, что поник к земле, и непрестанно сетовал от болезней сердца своего... Бичуя совесть, принудил сердце свое к частым воздыханиям». С Евр.: «Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего». 10 . Господи, пред Тобою все желание мое. Т.е. «Господи! я всегда буду подчинять мои желания Твоим повелениям» (Бл. Феод.). 11 . Сердце мое смятеся и проч. «Я – смущен, утратил крепость, лишен обычного света и среди дня пребываю как во тьме. А сим означает как чрезмерную боязнь, по причине которой и свет ему кажется не светом, так и оставление без Божественного попечения, которое (т.е. Божественное попечение) справедливо наименовано светом очей» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, свет очей «есть Дух Божий, воссиявший очам ума Давидова»; по Амвр., бл. Август. и Иерониму, духовный свет – свет истины. Потерял свет истины, и впал во мрак беззакония; или: того света Божия, который доселе просвещал меня, уже нет во мне, не озаряет меня». С Евр.: «Сердце мое трепещет, оставила меня сила моя, и свет очей моих, – и того нет у меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Евр.4:5 .  И еще здесь: «не войдут в покой Мой». «И в сем паки: аще внидут в покой Мой». Впрочем, Пророк, и это зная ясно, тем не менее возвещает иной покой. Евр.4:6 .  Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность. Евр.4:7 .  То еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших». «Понеже убо лишени нецыи внити в него, и имже прежде благовествовано бе, не внидоша за непослушание»: «паки некий уставляет день, днесь, в Давиде глаголя, по толицех летех, якоже прежде глаголася: днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, якоже в прогневании». Потом, научая, что Пророк говорит сие не о Палестине, Апостол умозаключает: Евр.4:8 .  Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. «Аще бо бы онех Иисус упокоил, не бы о инем дни глаголал по сих». Не об оной земле, говорит Апостол, сказано у Пророка, потому что в оную землю ввел их Иисус Навин, в ней был и божественный Давид, когда возвещал сей покой. Потом продолжает умозаключение свое Апостол. Евр.4:9 .  Посему для народа Божия еще остается субботство. «Убо оставлено есть субботство людем Божиим». Сие читать должно не как вопрос, но как речь положительную. «Субботством» же назвал Апостол упокоение от дел, потому что «в день седмый почи Бог от всех дел Своих» ( Быт.2:2 ), какие сотворил; в веке же грядущем будет жизнь беспечальная, свободная от трудов и забот. Посему Апостол «субботством» наименовал освобождение от дел телесных. Сие дают видеть и следующие за тем слова. Евр.4:10 .  Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. «Вшедый бо в покой Его, и той почи от дел своих, якоже от Своих» Бог. Как Бог всяческих, в день шестой довершив все творение, в седьмой день почил от дел мироздания, так исшедшие из этой жизни и вступившие в оную жизнь освободятся от настоящих трудов. Да и иудеям закон повелевал воздерживаться в субботу от дел телесных, прилагать же попечение об одних душах. Потом Апостол продолжает речь в виде совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

И в радостном свете Воскресения Христова, в свете той радости, которая «прииде Крестом – всему миру», и мы исповедуем нашу веру в священную тайну необходимости Креста: «Распятие бо претерпев», Христос «смертию смерть разруши», потому что мы – «дети», потому что мы «причастны плоти и крови», имеем плоть и кровь, то и Сын Божий Единородный «также воспринял оныя» ( Евр.2:14 ), сделался настоящим человеком, подобным нам, с Плотью и Кровью, воспринятыми Им от единокровной нам Девы Богородицы; «нас ради человек и нашего ради спасения» Он воплотился и вочеловечился, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» ( Евр.2:14 ), дабы своим вхождением в темную область нашей богооставленности превратить мрачную ночь нашей смерти в светлый «невечерний» день Своего Воскресения – «и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству» ( Евр.2:15 ). И мы «видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус», Который должен был, «по благодати Божией, вкусить смерть за всех» ( Евр.2:9 ). Да, поистине, надлежало, чтобы Бог Отец – Своего Единородного Сына, «приводящаго многих сынов в славу, Вождя спасения их», чтобы Бог Отец – Господа Иисуса Христа «совершил через страдания» ( Евр.2:10 ). На Кресте умирает Сын Божий Единородный, Тот, Который имел вечную славу у Своего Отца уже «прежде бытия мира» ( Ин.17:5 ), извечно является «сиянием славы и образом ипостаси» Отчей ( Евр.1:3 ), Он умирает с нами нашей человеческой смертью, как наш брат, чтобы обезвредить для нас нашу смерть, – «дабы Он был Первородным между многими братиями» ( Рим.8:29 ) – участниками по благодати в славе Его. Крест – великое знамение Его последней близости к нам. Крестом «даже до распятия и смерти Сам Себя излиявший» Христос нисходит «в преисподния места земли» ( Еф.4:9 ). А после Креста и Воскресения Он же и восходит «превышие всех небес, – дабы наполнить собою все» ( Еф.4:10 ). Поистине, мы видим, что приобрели новый смысл древние псаломские слова: «Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты… Скажу ли: может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла как день» ( Пс.138:7-12 )… Ибо теперь «вся исполнишися света: небо, и земля, и преисподняя»…

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

Псалом 129 Песнь степеней. По св. Афан. – «псалом сей содержит в себе молитву мучеников и учение исповедания народу новому (т.е. христианам)». 1 . Из глубины воззвах к Тебе, Господи, т.е. «из глубины сердца, с великим усердием и ревностию, из самых оснований души» (Злат.). 2 . С Евр.: «Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих». 3 . Кто постоит? Т.е., если Ты, Господи, будешь судить нас только по Твоему правосудию, то никто не устоит, не оправдается на Твоем суде. Яко у тебе очищение есть. В человеке всецело нечистом и грешном нет ничего очищающего грехи его. Сила, очищающая грехи людские, – в Боге, в Его беспредельном человеколюбии, в Его искуплении, в смерти на кресте ( 1Ин. 2:2 ; Ис. 43:25 ). Вот почему никто из людей не может устоять на суде Божием. С Евр.: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония; Господи! кто устоит»? «Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою». Последних слов нет у LXX. 4 . Имене 642 ради Твоего потерпех 643 тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое. С Евр.: «Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю». «Смысл этих слов, – говорит св. Злат., – следующий: ради человеколюбия Твоего, ради закона Твоего я ожидал спасения, ибо если бы я смотрел на свои дела, то давно отчаялся бы, давно потерял бы надежду, но теперь, внимая закону Твоему и слову Твоему, я питаю добрые надежды. Какому слову? Слову человеколюбия ( Ис. 53:9 . Пс. 102:11–12 )». 5 . От стражи утренния до нощи, т.е. во всю жизнь, во всякую ночь и день (Зл.); «потому что последний час ночи есть утренняя стража и до сего времени стоят на страже последние стражи» (Бл. Феод.). С Евр.: «Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи (ждут) – утра, более, нежели стражи утра». 7 . С Евр.: «Да уповает Израиль на Господа; ибо у Господа милость и многое у Него избавление». 8 . С Евр.: «И Он избавит Израиля от всех беззаконий его». 642 Имене. Так в Римском издании LXX, но в Компл. и других изданиях: του νομου – ради закона Твоего. Так и в Вульгате: «ргортег legem Тиат». Симмах перевел: «закона»; Акила и Феодот: «страха». Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 148 Аллилуиа, Аггеа и Захарии. Последних слов: Аггеа и Захарии – нет в Еврейском тексте, но есть в Греческом Римского издания и в некоторых древних Псалтирях, также у Августина и Иеронима 708 . Певец, пламенея ревностию к песнословию, всю вселенную, все твари призывает славословить Господа. 1 . Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Здесь, по мнению бл. Феод., пророк разумеет два неба, – небо, сотворенное вместе с землею, и другое посреде вод и названное твердию. Пророк приглашает петь Ангелов, обитающих в том и другом небе. «Он разумеет здесь, – говорит св. Злат., – Херувимов, Серафимов, Господства, Начала, Власти». 2 . С Евр.: «Хвалите Его все Ангелы Его, хвалите Его все воинства Его». 3 . С Евр.: «Хвалите Его солнце и луна, хвалите Его все звезды света». 4 . Хвалите Его небеса небес. «Пророк, – говорит св. Злат., – не означает здесь множество небес, но выражает одно и то же небо небесе ( Пс. 113:24 ). На Еврейском языке небо обыкновенно называется небесами. Бессловесная тварь прославляет Бога своею красотою, расположением, величием, свойствами, употреблением, служением, постоянством, пользою». 5 . С Евр.: «Да хвалят имя Господа, ибо Он (сказал, и они сделались), повелел, и сотворились». 6 . Постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет. С Евр.: «Поставил их на веки и веки, дал устав, который не прейдет». «Этим пророк показывает, что Бог и поддерживает сотворенное» (Злат.). «Не только создал, но не перестает и промышлять о сем; потому и продолжают твари бытие, сколько Ему угодно». Под повелением разумеются непреложные законы, коим неуклонно повинуются твари (Бл. Феод.). 7 . Змиеве и вся бездны, т.е. киты и водные бездны ( Пс. 103:26 . Злат. и бл. Феод.). С Евр.: «Хвалите Господа от земли великие рыбы и все бездны». 8 . Дух бурен – сильный ветер (Бл. Феод.). Творящая слово Его. Т.е. «приводит Божие повеление в исполнение с великою покорностию» (Злат.). «Покорствуют Божию мановению, последуя Его изволению» (Бл. Феод.). С Евр.: «Огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 84 В конец, сыном Кореовым, псалом. С Евр.: «Начальнику хора. Кореевых сынов. Псалом». «Псалом сей, – говорит бл. Феод., – предвозвещает и возвращение Иудеев из Вавилона, и спасение целой вселенной:, потому что Бог всяческих в том, что было с Израилем, предъизобразил спасение всех человеков». По мнению св. Афан. – «в сем псалме также изображается призвание язычников и за обращение их к Богу дарованное им оставление грехов; молитва Иудеев о прощении, в чем они согрешили, и о милости чрез Христа». 2 . Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль. Т.е. «благоугодною явилась пред Тобою, Господи, земля Твоя» (бл. Иерон. 499 ), земля не только Иудейская, но и вся земля, весь мир; ибо «здесь заключается, – говорит св. Афан., – пророчество и о возвращении сынов Израилевых из Вавилона, и о спасении вселенной; и все оно толкуется двояко в таком смысле: Бог благоволит к доброму и рачительному сердцу, которое стало землею Его; потому что приемлет в себя семя Его и приносит сторичный плод». С Евр.: «Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова». 3 . Оставил еси беззакония людей Твоих, т.е. «чрез веру соделавшихся людьми Твоими. Разумеет же, – говорит св. Афан., – обратившихся из язычников ( Зах. 2:11 )». Освободил от рабства и простил прегрешения Еврейского народа (Бл. Феод.). 4 . С Евр.: «Отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего». 5 . Возврати нас, Боже спасений наших. «Начинает воссылать молитву от лица народа Иудейского, который просит и его сподобить благодати» (Св. Афан.). По бл. Феод. – здесь и Иудеи и язычники представляются приявшими благовестие о свободе, но еще не получившими оной; потому и умоляют, чтобы совершенно сподобиться им человеколюбия». С Евр.: «Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твое на нас». 6 . С Евр.: «Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род»? 7 . С Евр.: «Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе»? 8 . Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам. «Поспеши, говорят пленные Иудеи, явить нам благость Твою, да сподобимся спасения Твоего и освобождения отсюда» (т.е. из Вавилона) (Св. Афан. и бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   Если бы Господь Иисус не был истинным человеком, то как мог Он умереть и пролить Свою кровь для спасения людей (Рим.5:6—10; ср.: Еф.1:7, 2:13—16; Кол.1:14, 20, 22; Евр.1:3, 2:9—10, 9:12, 15, 17, 27, 10:12; 1Пет.1:18—19; 1Ин.1:7, 2:2)? Господь наш Иисус Христос — столь же подлинный и реальный, человек, как и Адам; и как через Адама грех вошел в мир и через грех — смерть, так «по благодати одного Человека, Иисуса Христа» изобильно излилась на многих Божия благодать и вечная жизнь (Рим.5:12, 15, 19, 21). Если Господь Иисус — не истинный человек, то ложна и Его смерть, ложно и Его Воскресение; а если ложна Его смерть, то ложно и крещение в Его имя, ложно и спасение (ср. Рим.6:3—5, 8, 10:9). Будучи истинным человеком, Господь Христос «и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми» (Рим.14:9; ср.: 2Кор.6:16; 1Фес.4:14).    Если Господь Иисус не умер и не воскрес как истинный человек, то тщетна вера наша: мы еще во грехах, и никто из нас не может спастись (ср. 1Кор.15:14—18). Как через человека Адама была смерть, так через человека Иисуса — воскресение мертвых (1Кор.15:21). «Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба» (1Кор.15:47). Если бы Господь наш Иисус Христос не был совершенным человеком, то разве могло быть человеческим новозаветным идеалом — «прийти в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13; ср.: Флп.3:8—14; Кол.1:28). Если Господь Иисус — не истинный человек, то разве мог бы богомудрый Павел написать Тимофею: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5)?    Тайна Христовой Личности заключается в том, что Он — Бог во плоти (Θες ν σαρ), в истинной плоти (1Тим.3:16). Как люди «причастны плоти и крови», так и Сын Божий «воспринял оные», сделался истинным человеком, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2:14; ср.: Евр.2:16—18). Так как Он истинный человек, Господь Иисус был, как и мы, искушен во всем, кроме греха, поэтому Он может «сострадать нам в немощах наших и искушаемым помочь» (Евр.4:15, 2:18, 5:7—9). Если бы Господь наш Иисус Христос как Начальник и Совершитель веры не претерпел добровольно Крест за спасение мира, то разве люди с радостью устремлялись бы на борьбу с грехом и смертью и переносили бы за Него самые лютые страдания (ср. Евр.12:1—4; 1Пет.2:21, 23, 24, 3:1, 13; 2Пет.3:15)? Особо подчеркивая реальность и истинность человеческого естества Спасителя, святой Сын громов свидетельствует, что это то, что Апостолы видели своими глазами, слышали своими ушами и осязали своими руками (1Ин.1:1), и потому — от антихриста всякий отвергающий пришествие Господа Иисуса Христа во плоти: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1Ин.4:3; ср.: 2Ин.7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Евр.7:4 .  Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. «Видите же, елик сей, емуже и десятину дал есть Авраам патриарх от избранных». О достоинстве Авраама упомянул Апостол не просто, но с намерением показать что самый корень священников, основание благ, чрез кого делаются причастниками благословения все народы, Мелхиседеку принес десятину добычи. Евр.7:5 .  Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. «И приемлющии убо священство от сынов Левиин заповедь имут одесятствовати люди по закону, сиречь, братию свою, аще и от чресл Авраамовых изшедшую». Достоинство священства, говорит Апостол, таково, что подзаконные священники собирают десятины даже с своих однородцев и соплеменников, хвалящихся, что имеют того же предка. Евр.7:6 .  Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. «Не причитаемый же родом к ним, одесятствова Авраама и имущаго обетования благослови». Подзаконные священники требуют себе десятин с соплеменников. А Мелхиседек, будучи иноплеменником, взял десятины от самого патриарха и приявшему Божии обетования воздал благословением. Протолковал же Апостол и сие: без причта рода; ибо сказал, что не причитается к ним Мелхиседек родом. Посему явно, что он без причта рода не в действительности, но как прообраз. Евр.7:7 .  Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. «Без всякаго же прекословия меншее от болшаго благословляется». Неоспоримо и крайне несомненно, что обыкновенно большие благословляют меньших. Евр.7:8 .  И здесь десятины берут человеки смертные, а там – имеющий о себе свидетельство, что он живет. «И зде убо десятины человецы умирающии приемлют: тамо же свидетелствуемый, яко жив есть». Из пророческого свидетельства взял это Апостол, ибо сказано: «Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» ( Пс.109:4 ). Поскольку же вправе были сказать иудеи, что Авраам не был священник и ему справедливо было принести десятины и приять за то благословение, но Аарон приял сан священства, а после него и род его стал причастен Божией благодати, то Апостол предусмотрительно показывает, что и Аарон с родом своим принес десятины в лице патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010