Притч.18:11 .  Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен. Притч.18:12 .  Имение богатого – крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении. Притч.18:13 .  Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе. Притч.18:14 .  Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему. Притч.18:15 .  Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух – кто может подкрепить его? Притч.18:16 .  Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания. Притч.18:17 .  Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его. Указывается с одной стороны на непоколебимую твердыню имени Иеговы, как несомненного оплота для надеющихся на Него (ст. 11), с другой стороны – на обманчивость, призрачность надежд богатого на помощь богатства (ст. 12); если в Притч 10.15 говорилось о том горделивом приподнятом самомнении, какое внушает человеку обладание богатством – в противоположность угнетенному состоянию духа бедняка, то здесь (ст. 12; евр. 11) говорится о ничтожестве надежд богача, как факт опыта (правильно передает русск. перев – синод. и Архим. Макария – евр. бемаскито – «в его воображении». Принятый текст LXX и Vulg. не выдерживают этого значения). Ст. 13 сн. Притч 16.18 и Притч 15:33 . Указываемый в ст. 14 признак глупца – манера отвечать, не выслушав вопроса, – считался у древнееврейских мудрецов весьма типичным для человека глупого и необразованного, тогда как противоположное свойство признавалось признаком ученого и мудрого ( Сир 11.8 ; Мишна, Авот, V, 7). По ст. 15 дух человека может быть и источником силы, мужества для всего существа человека, но также – при унынии – источником слабости (по евр. т. в первой половине стиха руах, «дух», муж. р., а во второй – женск.). В ст. 16 (евр. 15) заключается указание на то, что учение мудрости, прежде всего, самая Тора, преподавалось всегда устно, и от степени внимания ученика зависела мера научения его мудрости (ср. Притч 15.31 ; Авот VI, 5). Ст. 17 отмечает типичную черту восточных нравов, согласно которым без подарка нельзя ни представиться высшему лицу, ни выиграть дело в суде (ср. Притч 19.8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Сынов Ассура». Замечательно, что и ассирияне упоминаются. – «Красивых юношей, областеначальников и градоправителей» – см. объяснение ст. 6. – «Сановных», слав. «тристаты», евр. «шелишим» см. объяснение ст. 15, где оно по-русски переведено «военачальников», а по слав. «вид троякий». – «Именитых», слав. «нарочитыя» – прибавка к исчислявшемуся в ст. 6 и 12, показывающая, что пророк не любил переписывать себя. Иез.23:24 .  И при­дут на тебя с оружием, с конями и колесницами и с множе­с­т­вом народа, и обступят тебя кругом в латах, со щитами и в шлемах, и отдам им тебя на суд, и будут судить тебя сво­им судом. «С оружием» – предположительный перевод еврейского «гоцен». Созвучное талмудическое слово означает «сноп», «куча». LXX читали «цафон»: «от севера». – «С конями и колесницами» – так страшными для не имевших их евреев и так привлекавшими их (ст, 6, 12). – «В латах», слав. «сулицы». Слав. «и поставят стражбу (осаду) крест тебе» – лишнее против евр. и «стражбу» составляет другую передачу (дуплет) евр. «коваг» переведенного ранее «шлем». – «Будут судить тебя своим судом» – по своим варварским законам, присуждающим такие жестокие наказания, какие описываются в следующем стихе. Иез.23:25 .  И обращу ревность Мою про­тив тебя, и по­ступят с тобою ярост­но: отрежут у тебя нос и уши, а остальное твое от меча падет; возьмут сыновей тво­их и дочерей тво­их, а остальное твое огнем будет по­жрано; «Отрежут у тебя нос и уши». Такие жестокости проделываются над пленниками и поныне на Востоке (Winer по Сменду), а в древности сплошь и рядом ( Дан 2.5 ; Herod. III, 69, 154). Может быть Иезекииль знал и имел здесь в виду египетский обычай отрезания носа у прелюбодейцы, с целью, должно быть, обезображения ее. Слав. «ноздри» точно с евр., как назывался нос в других языках, напр. лат. nares. «А остальное твое от меча падет» – те, которые не будут отведены в плен в столь обезображенном виде. «Возьмут, т. е. в плен (ст. 10) сыновей и дочерей твоих», уже не обезображивая их, чтобы выгоднее продать, как молодых и красивых. «А остальное твое огнем будет пожрано». Случайно оставшиеся в городе жители, напр., не отысканные завоевателями, погибнут в пожаре от сожжения города. Пророк почти оставляет аллегорию (сравнение Иерусалима с блудницей) и переходит к прямой речи о судьбе Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 12 1–12. Отступление Ровоама от Иеговы и наказание нашествием египтян; временное раскаяние Ровоана. 13–16. Продолжительность и общий характер царствования Ровоама, его преемник. 2Пар.12:1 .  Когда царство Ровоама утвердилось, и он сделался силен, тогда он оставил закон Господень, и весь Израиль с ним. Неверность Ровоама Иегове (ср. стихи 5 и 14) подробнее изображена в ( 3Цар.14:21–24 ), «Толковая Библия», т. II, с. 436. 2Пар.12:2 .  На пятом году царствования Ровоама, Сусаким, царь Египетский, пошел на Иерусалим, – потому что они отступили от Господа, – 2Пар.12:3 .  с тысячью и двумя стами колесниц и шестьюдесятью тысячами всадников; и не было числа народу, который пришел с ним из Египта, Ливиянам, Сукхитам и Ефиоплянам; 2Пар.12:4 .  и взял укрепленные города в Иудее и пришел к Иерусалиму. О нашествии Сусакина, как наказании за беззакония Ровоама, говорится и в ( 3Цар.14:25–26 ) (см. «Толковую Библию», т. II, с. 436–437), но во 2 Паралипоменон рассказ этот является восполненным несколькими частностями. Так показана (ст. 3) численность колесниц (1 200) и всадников (60 000) войска Сусакимова, а также отмечен разноплеменный состав этого войска: кроме собственно египтян, в нем были еще представители других народностей, очевидно африканских, подчиненных Египту: Ливитяне, Сукхиты и Ефиопляне. Ливийцы (евр.: лувим или легавим), ( Быт.10:13 ; Наум.3:9 ; Дан.11:43 ) обитали по северному побережью Африки, вблизи нынешнего Алжира и далее к востоку (ср. «Толковая Библия», т. I, с. 326). Ефиоплянами (евр.: кутим) обычно называются в Библии жители страны, соответствовавшей нынешней Нубии и Абиссинии, хотя иногда это имя означает территорию и народность к северу от Персидского залива. (См. «Толковую Библию», т. I, с. 71; т. II, с. 549). Сукхиты евр.: сухкиим, недостаточно известные (LXX, Vulgata, слав.: «троглодитяне»), обитатели пещер и шатров, по наиболее принятому мнению – кочевое племя на западном берегу Чермного моря (родственное ефиоплянам). 2Пар.12:5 .  Тогда Самей пророк пришел к Ровоаму и князьям Иудеи, которые собрались в Иерусалим, спасаясь от Сусакима, и сказал им: так говорит Господь: вы оставили Меня, за то и Я оставляю вас в руки Сусакиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2) – В обязанностях своего великого служения, и именно, – а) как законодатель Ветхого Завета (сн. цит. места из речей Господа и к тому еще срав. Ин. 1:17 ; Деян. 7:38 ), «Моисей был прообразом истинного Законоположника 322 , который есть однако же (свойство типа). Законоположник не для одного народа, но для целой вселенной» 323 . Замечательно, что в одном случае Господь Сам в Своей речи прямо утверждает это Свое истинное Законоположничество в сравнении с Моисеевым законодательством, когда говорит: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с вашими женами; а с начала не было так. Но Я говорю вам: кто разведется с женой своей не за прелюбодеяние, и женится на другой, тот прелюбодействует» и пр. (Мф. 19:8–9 срав. подобное безличное сравнение в 5:21 и дал. срав. также о превосходстве славы Христа, как новозаветного Законодателя Духа, а не буквы перед славой Моисея как Законодателя у св. Апостола во 2Кор. 3:6,13 ). б) как посредник (μεστης) Ветхого Завета (сл. Гал., 3:19) он служит прообразом новозаветного посредника (μεστης) между Богом и людьми – Господа Нашего Иисуса Христа Евр. 8:6  сн. 5; 12:24 в конт. срав. толков. отцов и учителей церкви на эти места. Но тот был посредник лишь в качестве верного передатчика требований Бога народу и желаний последнего Богу (срав. Деян. 7:38  и Евр. 3:25 ) и, следовательно, как служитель только Божий ( Евр. 3:25 ), а Христос как Домовладыка в Своей церкви 324 , очевидно, есть влаственный Посредник, как Единый ходатай Бога и человеков, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим. 2:5 ) и потому есть Ходатай Лучшего Завета ( Евр. 8:6 ) 325 . в) Как пророк, провозвестник воли Божией вообще и в частности о грядущем, – Деян. 3:22–23; 7:37  сн. Втор. 18:15–18 : это тот Моисей, говорит к иудеям св. апостол и первомученик Стефан, Который сказал сынам Израилевым: пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте ( Втор. 18:15 ; Деян. 7:37  сн. 3:22–23. «Мне кажется», говорит в объяснение этого приведенного Апостолом пророчества св. Златоуст, «на это изречение указывал и Христос, когда сказал: спасение от иудеев ( Иоан. 4:22 ), разумея Самого Себя» 326 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В Новом Завете неоднократно подчеркивается совершенная непричастность воплотившегося Сына Божия какому-либо греху. Святой апостол Павел учит, что «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной» ( Рим. 8:3 ), и «не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех» ( 2 Кор 5:21 ). Иисус Христос «подобно нам искушен во всем, кроме греха» ( Евр. 4:15 ), «святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников» ( Евр. 7:26 ), Он «Духом Святым принес Себя непорочного Богу» ( Евр. 9:14 ). Святой апостол Иоанн Богослов говорит о Спасителе, что «в Нем нет греха» ( 1 Ин. 3:5 ). Любые рассуждения православного богослова по данному вопросу должны учитывать вполне определенно выраженное учение Святой Церкви.   Православное учение о спасении А.И. Осипов главным образом рассматривает через его полемически заостренное сравнение с католическим учением, которому свойственен крайне юридический подход к тайне спасения и искупления. Однако, критикуя католичество, уважаемый профессор не раскрывает в полной мере православное учение об этом предмете, что необходимо делать, опираясь на догматы веры и обращаясь к святоотеческому наследию в его целостности. Православное богословие, не принимая крайностей юридической теории Искупления, всегда признавало догмат Искупления одной из фундаментальных основ христианского учения о спасении. Раскрытие этого догмата содержится как в творениях отцов и учителей Древней Церкви, так и в святоотеческом наследии позднейшего периода, а также в авторитетных вероучительных сочинениях XVII-XIX веков. В Священном Писании Нового Завета подвиг спасения человеческого рода, совершенный Господом Иисусом Христом, неоднократно именуется Искуплением: «так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф. 20:28 ); «мы имеем искупление Кровию Его» ( Еф. 1:7 ; Кол. 1:14 ); «Христос искупил нас» ( Гал. 3:13 ); «однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр. 9:12 ); «ибо вы куплены дорогою ценою» ( 1 Кор.

http://azbyka.ru/news/otvet-na-pismo-ver...

И не удивляйся, если самоволие признается нами неуместным и нелепым, когда и о Самом Христе Павел пишет, что «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему:... Ты священник вовек во чину Мелхиседека» (Евр.5:5-6). Итак, образом именуемого по отношению ко Христу звания может служить мудро сказанное Моисею: «и ты приведи к себе Аарона брата твоего и сыны его»; ибо «приведи» что иное обозначает, как на сие сродни и призови? Зван же как бы в первосвященника Христос волею Отца. А вместе с Ним некоторым образом званы и поставлены споспешниками в священнодействии и божественные ученики Его. Поэтому-то они и говорили весьма ясно: «мы соработники у Бога» (1Кор. 3:9, ср. Рим. 16:3). И они обошли всю подсолнечную, свяннодействуя Евангелие Христово между язычниками: ибо они званы к Апостольству чрез Христа и о сем истинно слово; но дело это было вполне угодно и Отцу, потому что одно у них решение на все совершаемое, так как и совет, и мудрость, и хотение Отца есть Сын. Таким образом, Аарон был образом Христа и как бы предуказанием в тенях еще неясных священства, мыслимого в духе и истине. Заметь также что Моисею повелевается привести Аарона к себе, ибо немощен как бы и несовершен закон, если он отрешается от Христа: «ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр.10:4). Христос же «одну» о грешниках «принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евр.10:12, 14). Итак, пусть знают любители сени и письмени и крепко держащиеся заповедей Моисеевых, что если они не приведут к себе «Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр.3:1), то тщательность служения преобразовательного окончится для них ничем; ибо какая похвала жизни подзаконной может быть пред любодобродетельным Богом? Посему и премудрый Павел говорит, что мирское он «все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса», а предпочел ему духовное (Флп.3:8). И вот что разумеется в том, чтобы привести к себе Аарона.     П.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

«Ибо известно, что Господь» Иисус Христос «воссиял из колена Иудина» [ Евр.7:14 ]. Следуй вере Павла и не приписывай пророчащим того, о чем они пророчески провозглашают, и не приписывай образам того, на что они указывают. К какому племени принадлежал Мелхиседек, что сказанное о нем ты считаешь прообразовательным или осуществившимся? Так заблуждаясь, ты и прообразовательно закалаемого агнца непременно будешь признавать Богом, говоря: «Если бы он не был Богом, то как бы отогнал своею кровию ангела-губителя? [ср. Исх.12:5–6 и др.]». Возможно, что ты сделаешь себе богом и медного змея, думая и говоря: «Если бы он не был Богом, то как излечивал бы ужаленных змеями [ Числ.21:9 ]?». Мы же скажем вместе с апостолом: «о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену» [ Евр.7:13 ]. Ведь все они действовали не своею силою, но Христом, Которого они прообразовали. Так и Мелхиседек именуется «царем правды», не по природе, ведь как поясняет Писание: «о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену» [ Евр.7:13 ]. VII . Захотел и я узнать у обольстителей: «Почему пророки и апостолы не провозгласили Мелхиседека Богом?» Если по зависти или страху, то тогда без зависти и без страха не явили бы Рожденного от Марии. Если по незнанию, то они младенцы по сравнению с вами, вы же совершеннее их, поскольку вам открылось то, что было скрыто от них. Но что говорят эти опасные люди (ο Λοιμο) 1 ? «Неудивительно, что апостолы не знали эту тайну, если она и Павлу открывалась с трудом, как он сам говорит: “О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать” [ Евр.5:11 ]». О кичливые, считающие себя разумнее апостолов, не разумеющие «ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» [ 1Тим.1:7 ]. Если они действительно верят, что о Мелхиседеке можно много говорить и трудно истолковать, пусть тогда скажут, какое суждение труднее истолковать? Наше или их? Для нас, кто говорит, что Мелхиседек прообразует Господа нашего Иисуса Христа, и сказанное обширно, и трудно для истолкования, как и апостол говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Сказанного, представляется нам, достаточно, чтобы ответить на вопрос: как же относиться к примеру Христа Спасителя – Пастыреначальника? Прежде всего пастырь должен усвоить из этого примера существенное и вечное, то есть, если сказать языком великого апостола Павла, – «чудотворения, какие были во Христе Иисусе» ( Флп. 11,5 ) и «ум Христов», какой имели Апостолы (1кор. 11, 16), то есть, то настроение любви и самоотвержения, с которым Христос совершал пастырство, и Его учение, которые дают основу и материал для пастырского подражания, душепопечения и душеводительства. При наличии существенного и главного второстепенное само собой становится ясным. Человеку, имеющему ясное мировоззрение и определенное настроение, меньше приходится колебаться в выборе решений, чем не имеющему ни того, ни другого. Все же и во второстепенном, и во временном пастырь не может не искать руководства и образца в примере Пастыреначальника. Как можно чаще, при каждом недоуменном случае он должен задавать себе вопрос: а как бы поступил в таком случае Иисус Христос? И дальше в Евангельской истории искать ответа на этот вопрос. Это вторая обязанность. И третья: не присваивать себе тех прав, которые принадлежащи Богочеловеку и которые, если и даются когда частично людям, то всякий раз Самим Богом, по Его особой милости и изволению. а) Чаяние Мессии и пришествие в мир Искупителя Ветхозаветное священство вместе с Синайским Законодательством явилось только «тенью будущих благ» ( Евр. 10, 1 ). Оно не могло «сделать совершенным ветхозаветного человека. Устами праведного Иова этот человек вопиял: «О, если бы я знал, где найти Его… Я изложил бы пред Ним дело мое» ( Иов. 23,3–4 ). Устами пророка Давида он покаянно и сокрушенно взывал: «Для чего, Боже, отринул нас» ( Пс. 73, 1 ), «Тебя жаждет душа моя» ( Пс. 62, 2 ). Устами пророка Исаии он жаждал «Еммануила» ( Исх. 7,14 ), Который «взял бы на Себя немощи его, понес болезни» и «раной Которого исцелился бы» ( Исх. 53,4–5 ). И вот «в последние дни», сказав: «се, иду» ( Евр. 10, 9 ), пришел наконец Христос Первосвященник… и со Своею кровию однажды вошел во Святилище и приобрел вечное искупление ( Евр. 9, 11–12 ;, сделав «совершенными освящаемых» ( Евр. 10, 14 ), то есть, верующих в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Господь Иисус Христос учил: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное» ( Мф.5:3–16 ). «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» ( Мф.5:48 ). «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк.6:36 ). Таков идеал нравственного совершенства, указанный Господом христианину. Если он пошел за Христом, то должен стремиться и приближаться к тому идеалу. Это дело не только всей его земной жизни, но и беспредельной вечности. Кто из христиан может сказать когда-либо о себе, что он «совершен и милосерд, как Отец Небесный?» – «Входите тесными 98 вратами» ( Мф.7:13–14 ; Лк.13:24 ). Теснота спасительного пути, по которому должен идти христианин, зависит не от внешних только лишений и скорбей, но главным образом от необходимости стеснять свои душевные стремления, сердечные пожелания, противные требованиям Евангелия, от необходимости непрестанной борьбы с греховными вожделениями ( Рим.8:5, 8 ; Гал.5:16–17, 19–21 ). Для этой борьбы требуются от самого человека усилия, труды, и труды не малые: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 ). «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (отвергни все, к чему привязался) и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь (для земных наслаждений, во всем ей уступать, исполнять ее желания и прихоти), тот потеряет ее (для Царствия Небесного); а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия (будет подавлять ее прихоти), тот сбережет ее (для вечной радости в Царствии Небесном)» ( Мк.8:34–35 ; ср. Мф.10:38–39; 16:24 ; Лк.9:23, 14:27 ). О том же учили святые апостолы: «удалившись от господствующего в мире растления похотью... вы, прилагая к сему все старание , покажите в вере добродетель... более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание» ( 2Пет.1:4–5:10 ). «Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире» ( 2Пет.3:14 ). «Всякий, имеющий сию (стих 2) надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» ( 1Ин.3:3 ). «Итак, возлюбленные, имея такие обетования (богообщение – 2Кор.6:16, 18 ), очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню (πιτελοντες γιωσνην – достигая святости) в страхе Божием» ( 2Кор.7:1 ). «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ; ср. 1Кор.9:27 ; Еф.4:22–24 ; Кол.3:5–10 и др.). «Со страхом и трепетом (пред опасностью погибели через грех) совершайте свое спасение» ( Фил. 2:12 ). «Мы сделались причастниками Христу (не сказал апостол, что будем такими причастниками вечно, но) если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» ( Евр.3:14 ; ср. Кол.1:22–23 ). «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» ( Евр.12:4 ; ср. Евр.12:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

226. …Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание (Евр. 13:12–13). 227. Ср.: сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:5–6). 228. …Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2:21). 229. …если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны (1 Пет. 2:20–21). 230. 1 Пет. 4:12. 231. 1 Пет. 4:13. 232. 1 Пет. 4:17. 233. 1 Пет. 4:18. 234. 1 Пет. 4:17. 235. 1 Пет. 4:18. 236. 1 Пет. 5:5. 237. …смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1 Пет. 5:6–7). 238. 1 Пет. 5:9. 239. Евр. 12:8. 240. 2 Кор. 12:7. 241. С особенною ясностию видно это из книги Иова. Праведник сперва исчислял свои добродетели и представил их в прекрасной, живописной картине; когда же он очистился и усовершился скорбями, тогда изменилось в нем понятие о себе: он увидел себя как бы исчезнувшим пред величием Божества, признал себя землею и пеплом. 242. Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня (Пс. 118:75). 243. …суды Твои благи (Пс. 118:39). 244. Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим (Пс. 118:71). 245. Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои (Пс. 118:30). 246. …от судов Твоих не уклонюсь (Пс. 118:102). 247. Вспоминал суды Твои, Господи, от века, и утешался (Пс. 118:52). 248. …я уповаю на суды Твои (Пс. 118:43). 249. …суды Твои да помогут мне (Пс. 118:175). 250. Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей (Пс. 118:164). 251. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор. 11:32). 252. …земля и вся дела на ней сгорят (2 Пет. 3:10). 253. Каллиста Катафигиота. Добротолюбие. Ч. 4, гл. 3. 254. Брат просил преподобного Сисоя Великого сказать ему слово на пользу. Старец отвечал ему, что монах должен быть ниже идолов. На вопрос же брата, что бы значило «быть ниже идолов», старец сказал: «Писание говорит об идолах, что они уста имут и не глаголют, очи имут и не видят, уши имут и не слышат: таковым должен быть и монах. И как идолы суть мерзость, так и монах да помышляет о себе, что он — мерзость». Патерик Скитский, буква С.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010