—266— IV Евр.4:1 . Посему будем бояться также и мы, чтобы не оказался кто из нас 2690 отставшим и чтобы нам, благодаря нашему нерадению, не лишиться возможности войти в покой, – не в ту землю обетования, но в истинный покой Божий, который есть царство небесное. Евр.4:2 . Ведь и мы имеем обетование чрез веру и духовное житие войти в царство, как и они получили заповедь чрез закон, чтобы таким именно образом могли овладеть данною им землею тою: но не принесло им пользы слово закона слышанное, поскольку не было растворено 2691 верою слышавших. Евр.4:3 . Мы же 2692 войдем 2693 в самый покой. – Мы, уверовавшие 2694 во Христа и наделенные дарами (благодати) Его. Они же не вошли в этот покой, согласно клятве, которую дал Он чрез Давида, говоря: Я поклялся в гневе Моем, не войдут в покой Мой ( Пс.94:11 ). Евр.4:4–5 . Суббота же и есть тот именно покой, о коем возвещено, ибо, когда в день седьмой совершены были все дела, сказано: покоиться заставил Бог в день седьмой дела все. 2695 Поэтому, если Евреи не упокоились, как и дела их, в седьмой —267— день, то очевидно о них сказано: не войдут в покой Мой. Евр.4:6 . Но субботний покой Апостол поставил прообразом истинного и вечного покоя, почему и сказал: остается некоторым войти в него, то есть уже не в тот покой (субботний), который служил преходящим прообразом, но в тот истинный покой, который прообразовательно был благовествован евреям, но они не вошли, поскольку не уверовали. 2696 Евр.4:7 . А что должны быть две субботы, одна – прообраз, а другая – истинная, это видно из слов: опять другой день определяет выражение «ныне» в устах Давида, говорящего после столького времени от того времени, когда дана первая суббота: ныне когда глас Его слышите, не ожесточите сердец ваших, как те, кои погибли в пустыне и не вошли в покой Его. Евр.4:8–10 . Ведь если бы Иисус сын Нави, давший им наследовать землю (обетованную), устроил бы их и дал бы им покой, то теперь (при Давиде) никоим образом не следовало бы говорить еще о покое какого-то другого дня: ибо вот Иисус дал им упокоение, введши их в обетованную землю, а между тем они не успокоились на этом совершенно, как Бог совершенно почил от дел Своих, если они находились в больших трудах и должны были долго воевать. Итак, если покой

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8 Суета сует, сказал Екклесиаст, все – суета! 12 .7. Здесь нет исповедания веры в бессмертие (ср. 3.19–21), но лишь утверждается, что жизнь и душа получены человеком от Бога (см. Быт 2.7, 3.19 ). Откровение о будущей жизни будет дано ветхозаветным людям позднее (III-II вв. до Р. Х.). По мнению большинства библеистов, эпилог составлен другим автором и проникнут духом Книги Притчей. 9 Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил еще народ знанию. Он все испытывал, исследовал, и составил много притчей. 10 Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны им верно. 11 Слова мудрых – как иглы и как вбитые гвозди, и составители их – от единого пастыря. 12 А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела. 13 Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; IV. Псалтирь Псалмы слагались в ветхозаветной Церкви с самых ранних времен (см. Исх 15 ). Первые псалмы были написаны еще до Давида ( Пс 28 ), а часть из них – самим царем (2, 17, 23), большинство же псалмов с надписью «Давидов» (евр. «ле-давид», слав. «Давиду») принадлежит, однако, не ему. Надпись означает, что эти псалмы пелись во время богослужения в присутствии царя из рода Давидова. Книга Псалмов получила свою окончательную форму около II в. до Р. Х. Она состояла из пяти частей и являлась литургическим сборником. Пение псалмов сопровождалось музыкой, что отмечено во многих местах книги. Нумерация псалмов в евр. Библии не совпадает с нумерацией LXX и Вульгаты (принятой в русском переводе). Псалом 9 в греческом и латинском переводах соответствует 9 и 10 псалмам в евр. Библии. Пс 113 в греческом и латинском переводах соответствует 114–115 псалмам в евр. Библии. Псалмы 114–115 в греческом и латинском переводах в евр. Библии составляют один 116 псалом. Псалмы 146–147 в евр. Библии составляют один 147 псалом. Совпадают номера псалмов 1–8, 148–150, а от псалма 10 до 147 включительно нумерация в указанных переводах евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Глава 10 Евр.10:1 .  Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. «Сень бо имый закон грядущих благ, не самый образ вещей, на всякое лето темиже жертвами, ихже приносят выну, никогдаже может приступающих совершити. Вещами» называет Апостол будущую жизнь, а «образом вещей» – евангельское житие, «сению» же «образа вещей» – Ветхий Завет . Ибо образ яснее представляет первообразное; оттенок же образа слабее дает это видеть. Ему-то уподобил Апостол немощь Ветхого Завета. Ибо говорит: «Принося многие жертвы, и притом ежегодно, не могут совершити живущих по закону». Евр.10:2 .  Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. «Понеже престали бы быти приносимы, ни едину ктому имущым совесть о гресех служащым, единою очищенным». Посему-то приемлют они конец, как не имеющие силы соделать совесть чистою. Евр.10:3 .  Но жертвами каждогодно напоминается о грехах. «Но в них воспоминание грехов на коеждо лето бывает». Апостол показал и немощь, и пользу закона, потому что хотя отъять грехов не может, но осуждает их, внушает страх и понуждает прибегать к благодати. Евр.10:4 .  Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. «Невозможно бо крови юнчей и козлей отпущати грехи». Ибо какого человекоубийцу или отцеубийцу освободила от ответственности кровь бессловесных? Посему-то и блаженный Давид взывал: «Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши» ( Пс. 50, 18 ). А божественный Апостол приводит и другое свидетельство. Евр.10:5 .  Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Евр.10:6 .  Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Евр.10:7 .  Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. «Темже входя в мир, глаголет: жертвы и приношения не восхотел еси, тело же совершил Ми еси»: «всесожжений такожде о гресе не благоволил еси». «Тогда рех: се, иду: в главизне книжней написася о Мне, еже сотворити волю Твою, Боже» ( Пс. 39, 7–9 ). Потом Апостол толкует сие свидетельство.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 4 Евр.4:1 . Посему будем бояться также и мы, чтобы... не оказался кто из нас отставшим и чтобы нам, благодаря нашему нерадению, не лишиться возможности войти в покой, – не в ту землю обетования, но в истинный покой Божий, который есть царство небесное. Ведь и мы имеем обетование чрез веру и духовное житие войти в царство, как они получили заповедь чрез закон, чтобы таким именно образом могли овладеть данною им землею тою: Евр.4:2 но не принесло им пользы слово закона слышанное, поскольку не было растворено верою слышавших. Евр.4:3 . Мы же войдем в самый покой, мы, уверовавшие во Христа и наделенные дарами (благодати) Его. Они же не вошли в этот покой, согласно клятве, которую дал Он чрез Давида, говоря: Я поклялся в гневе Моем,.. не войдут в покой Мой ( Пс.94:11 ). Суббота же и есть тот именно покой, о коем возвещено, ибо, когда в день седьмой совершены были все дела, сказано: Евр.4:4 покоиться заставил Бог в день седьмый... дела все. Поэтому, если евреи не упокоились, как и дела их, в седьмой день, то очевидно о них сказано: Евр.4:5 не войдут в покой Мой. Но субботний покой Апостол поставил прообразом истинного и вечного покоя, почему и сказал: Евр.4:6 остается... некоторым... войти в него, то есть уже не в тот покой (субботний), который служил преходящим прообразом, но в тот истинный покой, который прообразовательно был «благовествован» евреям, но они не вошли, поскольку не уверовали. А что должны быть две субботы, одна – прообраз, а другая – истинная, это видно из слов: Евр.4:7 опять другой день... определяет выражение «ныне» в устах Давида, говорящаго после столькаго времени от того времени, когда дана первая суббота: «ныне когда... глас Его ...слышите,.. не ожесточите сердец ваших», как те, кои погибли в пустыне и не вошли в покой Его. Ведь если бы Иисус сын Навин, давший им наследовать землю (обетованную), устроил бы их и дал бы им покой, то теперь (при Давиде) никоим образом не следовало бы говорить еще о покое какого-то другого дня: ибо вот Иисус дал им упокоение, введши их в обетованную землю, а между тем они не успокоились на этом совершенно, как Бог совершенно почил от дел Своих, если они находились в больших трудах и должны были долго воевать. Итак, если покой тот не был упокоением, так как даже сам Иисус, давший им этот покой, трудился в сражениях, – если это так, то есть, говорю, и существует, и «остается субботство» Бога, Который дает упокоение входящим в него,

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Желая расположить евреев к принятию христианских истин верой, ап. Павел дает вначале теоретическое определение веры: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр.11:1 ) (то же определение веры дает и катехизис: «Вера есть осуществление ожидаемого, как настоящего, и уверенность в невидимом как видимом»). Апостол здесь указал два свойства веры: а) «осуществление ожидаемого» достигнуто верой в то, что обетование древних о пришествии в мир Мессии осуществилось теперь в Лице вочеловечившегося Сына Божия ( Евр.11:2 ). б) Верой достигается «уверенность в невидимом» как видимом и действительном, того, что для неверующих остается невидимым и непознаваемым. Так, «верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» ( Евр.11:3 ). Сила веры заключается в том, что она вводит верующего в Богообщение и он уже в Боге и силой благодати Божией познает все. На вере основано не только познание обетований Божиих, но и истинное Богопочитание: «А без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает» ( Евр.11:6 ). Вера открывает свойства Бога как Творца, Вседержителя, Промыслителя и Мздовоздаятеля, а из этого уже следует и то, как Ему служить. Поэтому богопочитание теснейшим образом связано с верой в Бога. Ищущий Бога может убедиться в Его бытии не иначе как на пути веры, а не извне, как испытующий сторонний зритель. а) Примеры веры древних, до потопа (Евр.11:4–7) Раскрыв вкратце сущность и значение веры, ап. Павел приводит длинный ряд славных предков евреев, достигших праведности именно верой. Апостол начинает не с Адама и Евы, а с их сыновей, потому что сами прародители жили не верой, а непосредственным видением сверхчувственных предметов, которого уже не имели их потомки. «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин» ( Евр.11:4 ); Авель уверовал в исполнение тех обетований, которые Бог объявил прародителям, заповедав им приносить жертвы, т. е. веровал в Искупителя мира, страдания Которого изображались заколанием агнца и пылающей жертвой. Сам Бог засвидетельствовал превосходство Авелевой жертвы, воспламенив ее небесным огнем ( Быт.15:7 ) (принципиально иной была жертва Каина. Принесенная от плодов рук своих, она была прообразом идеи самоспасения, крайним выражением «правды от закона», граничащей с заклинательством и шаманством). Верою «он и по смерти говорит еще«( Евр.11:4 ) – говорит своим подвигом веры, за которую и стал первым мучеником и прообразом Христа, Агнца непорочного, закланного за грехи мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Псалом 142 Псалом Давиду, егда гоняше его Авессалом сын его. «В некоторых списках, – говорит бл. Феод., – я нашел эти слова: егда гоняше его Авессалом сын его: в Еврейском же тексте и у других переводчиков не найдено мною сего прибавления. Но оно близко к истине; потому что псалом точно имеет такое содержание». 1 . Услыши мя в правде Твоей. «Правдою, – говорит св. Злат., – пророк называет здесь человеколюбие. А чтобы видеть, что именно это он выражает, пророк присовокупляет: и не вниди в суд с рабом Твоим». С Евр.: «Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей». 2 . С Евр.: «И не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих». 3 . Яко погна враг душу мою: смирил есть в землю живот мой. С Евр.: «Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою». «Можно думать, – говорит св. Злат., – что это сказано о Сауле, который был врагом Давиду и преследовал его. Можно, в переносном смысле, разуметь и врага – диавола; ибо он непрестанно преследует людей Божиих. Смирил есть в землю. Здесь пророк говорит о смирении от несчастий». По мнению бл. Феод. – «слова: смирил в землю – значат: унизил, лишивши престола, изгнав из отечества». Посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. С Евр.: «Принудил меня жить во тьме, как давно умерших». «Изгнанный и принужденный проводить время в местах пустынных, ничем не отличаюсь от мертвеца, заключенного во тьму» (Бл. Феод.). По Злат. – «пророк говорит о двояком несчастии: о том, что – в темных, и что – яко мертвыя века, означая тем и другим тогдашний плен... или крайность бедствий». 4 . С Евр.: «И уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое». 5 . Помянух дни древния, поучихся. Т.е. «сделал для себя занятием и тщательно старался размышлять в самом себе о том, что случилось в древности» (Злат.). С Евр.: «Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих». 6 . Душа моя яко земля безводная Тебе. С Евр.: «Простираю к Тебе руки мои; душа моя к Тебе, как жаждущая земля». Как земля изсохшая жаждет дождя, так и я желаю быть постоянно с Тобою» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 146 Аллилуиа. В Римском издании LXX-mu прибавлено: Аггеа и Захарии; в Еврейском нет никакого надписания. Псалом сей, повелевая хвалить Господа, вместе предсказывает возвращение Иудеев из Вавилона и, по возвращении, построение Иерусалима при Зоровавеле (Бл. Феод.). 1 . Хвалите Господа, яко благ 700 псалом. Т.е. хвалите Господа, потому что «самое славословие есть благо, самое песнопение бывает источником бесчисленных благ» (Злат. и бл. Феод.). Богови нашему да усладится хваление. Т.е. да будет благоприятно Господу. С Евр.: «Хвалите Господа, ибо благо, петь Богу нашему, ибо это сладостно, – хвала подобающая». 2 . Зиждай Иерусалима Господь: рассеяния 701 Израилева соберет 702 . С Евр.: «Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля». «Хотя пленных Евреев отпустил Кир, но отпустил по изволению Божию, собирались они после отпуска мало-помалу» (Злат.). 3 . Исцеляяй сокрушенные сердцем, и обязуяй сокрушения их. С Евр.: «Он исцеляет сокрушенных сердцем, и врачует скорби их». По Злат. – Бог утешает несчастных, смиряющих себя и сокрушающихся душою своею. 4 . Исчитаяй множество звезд, и всем им имена нарицаяй. «Словом: исчитаяй, – говорит бл. Феод., – выразил здесь ведение, а именами звезд означил их различия, взаимное положение, размещение и отношение одной к другой». «Я думаю, – говорит св. Злат., – что это сказано об Израильтянах. Т.е. никто из них не погибнет; но как (собирают) называющие по именам, так и Бог соберет всех в точности, ибо Он знает бесчисленное множество звезд, следовательно, знает и нас». 5 . С Евр.: «Велик Господь наш и велика крепость (Его), и разум Его неизмерим». 6 . С Евр.: «Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли». 7 . Начните Господеви во исповедании, пойте Богови нашему в гуслех. С Евр.: «Пойте поочередно славословие Господу, пойте Богу нашему на гуслях». Т.е., «зная такую благость и премудрость и силу Божию, начните песнопение, употребив обычные для сего орудия» (Бл. Феод.). 8 . С Евр.: «Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву (и злак на пользу человеку)».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 149 Аллилуиа. «Песнь сию, – говорит бл. Феод., – пророк повелевает произнести тем, которые по возвращении (из Вавил. плена), при Божией помощи, победили многие народы. Псалом содержит в себе предречение о доблестных делах при Маккавеях». 1 . Воспойте Господеви песнь нову. «В переносном смысле, – говорит св. Злат., – новою здесь названа песнь нового завета, потому что тогда обновилось все... А в историческом смысле здесь разумеется славная и торжественная песнь, которую Иудеи должны были петь за победы, за успешные деяния, за трофеи. Хваление Его в Церкви преподобных, т.е. хвала Богу в собрании добродетельно и в согласии живущих, ибо Церковию называется соединение, собрание». С Евр.: «Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых». 2 . Возрадуются о Царе Своем, о Господе, о Христе. Бог был Царем Евреев не только по сотворению, но и по усвоению (Злат. и бл. Феод.). С Евр.: «Да веселится Израиль о Создателе своем; сыны Сиона да радуются о Царе своем». 3 . Да восхвалят имя Его в лице 709 . Т.е. да восхвалят в собрании с согласием, с чистотою жизни (Злат.); – и «на всяком мусикийском орудии» (Бл. Феод.). С Евр.: «Да хвалят имя Его с ликами; на тимпане и гуслях да поют Ему». 4 . С Евр.: «Ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением». 5 . С Евр.: «Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих». 6, 7 . Возношения Божия в гортани их. С Евр.: «Да будут славословия Богу в устах их». «Возношениями, – говорит св. Злат., – называет пророк славословия, песнопения, благодарения». И мечи обоюду остры в руках их: сотворити отмщение во языцех, обличения в людех. С Евр.: «И меч обоюду острый в руке их для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами». «Так как враги, победившие Иудеев, – говорит св. Злат., – во все время (плена) оскорбляли их, то пророк обещает обличить врагов делами и показать посредством дел, что не недостаток силы в Боге, но грехи Иудеев доставляли победу врагам их». «Пророк предсказывает, – говорит бл. Феод., – мужество Маккавеев, с каковым они усмиряли соседственные народы, и поборали Македонян».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 81 Псалом Асафу. «Сказав, – говорит св. Афан., – в предыдущем псалме об отвержении народа, здесь яснее излагает причины, по которым Бог отверг Израильтян». Псалом вместе с сим убеждает судей быть справедливыми и защищать сирых и бедных. 1 . Бог ста в сонме богов, посреде же боги рассудит. С Евр.: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд». «Богами, – говорит св. Афан., – назвал князей Иудейских, именовавшихся сынами Божиими». «Поскольку, хотя в подлинном смысле Судия есть Бог, но и людям дает власть судить, то, кому вверено это, как уподобляющиеся в сем Богу, наречены богами» (Бл. Феодорит). Сн. Исх. 22:28 ; 2Пар. 19:6 ; Ин. 10:34–35 . 2 . С Евр.: «Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым»? 3 . С Евр.: «Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость». 4 . С Евр.: «Избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых». 5 . Да подвижатся вся основания земли. «Основаниями земли, – говорит св. Афан., – называет князей века сего (т.е. демонов), которые прежде народа Иудейского понесли наказание и, лишенные возможности мучительствовать над нами, изгнаны ( Ин. 12:31 ). И они подвигнулись с места прежнего своего состояния; потому что первые низложены крестом Спасителя». «По причине сей неправды (т.е. неверия и упорства Иудеев), жизнь полна смятения и волнений, и земля приводится в колебание непрерывными бедствиями» (Бл. Феод.). Когда нарушается правосудие, невинные и сирые не находят себе у судей защиты (о чем здесь и говорится), тогда колеблются основания земли, т.е. царств и народов, жизни общественной и частной – закон, безопасность, защита, обуздание зла и т.п. С Евр.: «Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются». 6 . С Евр.: «Я сказал: вы боги и сыны Всевышнего все вы». 7 . И яко един от князей падаете. «Каких князей? Не тех ли, которых не задолго пред сим наименовал подвигшимися основаниями земли (т.е. демонов)»? (Св. Афан.). «Не познав своей чести, подверглись вы (т.е. неправедные судии) тому же, чему подпал диавол, которому вверено было Мною начальство, и который не восхотел пользоваться данным ему, как должно, и утратил честь» (Бл. Феод.). С Евр.: «Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей». 8 . Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех. «Это прямо, – говорит бл. Феод., – дает разуметь суд Владыки Христа; ибо Ему, по человечеству Его, сказал Отец: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли ( Пс. 2:8 ). Его-то умоляет пророк вскоре явиться и судить праведно, а судей неправедных отрешить, и оставить достояние Иудеев, восприять же достояние язычников, и всем людям даровать спасение». Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Сравнение с учением ап. Павла напрашивается еще и потому, что к аргументации в Иак. и в Павловых посланиях привлекается сходный ветхозаветный материал. Особенно поражает то, как много общего между Иак. и Евр., причем как будто в ключе осознанной, целенаправленной дискуссии . Ведь Евр. свидетельствует о явном желании найти как можно больше точек соприкосновения Павлова Благовестия с его акцентом на вере с Ветхим Заветом (особенно Евр. 11). Иаков делает ответный ход: он обращается к тем же ветхозаветным примерам, но выводы у него другие. Так, если в Евр. 11, 17-19 в очередной раз говорится о вере Авраама (ср. Гал. 3, 6 и др.), которая позволила ему выдержать испытание жертвоприношением Исаака, то в Иак. 2, 21-23 мы читаем: 21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? 22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? Если в Евр. 11, 31 говорится о вере иерихонской блудницы Раав (см. Ис. Нав. 2), которая «с миром приняв соглядатаев, не погибла с неверными», то в Иак. 2, 25: Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Если в Евр. 6, 1 и 9, 14 говорится о «мертвых делах», то в Иак. 2, 17. 20. 26 говорится о «мертвой вере». Но самый показательный пример — это сопоставление классических Павловых утверждений в Гал. 2, 16 и Рим. 3, 28 , с одной стороны, и утверждения в Иак. 2, 24, с другой. Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа (Гал. 2, 16); Человек оправдывается верою, независимо от дел закона (Рим. 3, 28). Читая Иак. 2, 24: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?», невозможно отделаться от мысли, что Иаков спорит с цитированными строками из посланий ап. Павла. На это указывает даже стилистическая форма, включающая противопоставление «а не верою только». Примерно так же можно охарактеризовать соотношение Гал. 3, 6; Рим. 4, 3 и Иак. 2, 23. И все же из таких, очень даже похоже, что намеренных полемических выпадов никак нельзя делать вывод о противопоставлении учения апостола Иакова учению апостола Павла, из чего вытекала бы необходимость выбрать какую-то одну позицию, отвергнув другую как ложную или не соответствующую христианскому учению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010