Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником», но получил эту славу от Отца ( Евр.5:1–6 ). Однако священство Христа – не по чину Аарона, а по чину Мелхиседека, царя Салимского ( Евр.7:11 ). Упоминаемый в Библии Мелхиседек, который вышел навстречу Аврааму с хлебом и вином в руках ( Быт.14:18 ), является одним из самых загадочных персонажей Библии. Апостол Павел пишет о нем: «Ибо Мелхиседек, царь Салимский… без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священ- Прав. Мелхиседек. Роспись церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница, Сербия. Ок. 1320 г. ником навсегда» ( Евр.7:1–3 ). Он – прообраз истинного Первосвященника, «прошедшего небеса» ( Евр.4:14 ), «пребывающего вечно и имеющего священство непреходящее» ( Евр.7:24 ). В рассматриваемой нами молитве ничего не говорится ни о Мелхиседеке, ни о разнице между Аароновым священством и священством Христа. Напротив, Евхаристия мыслится как прямое продолжение того ветхозаветного культа жертвоприношений, в котором участвовали Авель, Ной, Авраам, Моисей и Аарон, Самуил. Имя Мелхиседека ни разу не будет упомянуто в молитвах Литургии Василия Великого , однако учение апостола Павла о священстве Христа, несомненно, известно автору этой Литургии: оно как бы незримо пронизывает собой все ее молитвы. Евхаристия является той единственной жертвой, которая необходима для спасения и которая заменяет все ветхозаветные жертвоприношения и всесожжения. Церковная община при совершении Евхаристии являет собой «дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» ( 1Пет.2:5 ). Прор. Моисей и праотец Аарон. Царские врата. Монастырь вмц. Екатерины на Синае. 1200–1250 гг. Третья часть молитвы В то же время, совершая Евхаристию, церковная община продолжает дело апостолов. Об этом говорится в заключительном разделе молитвы приношения: Якоже приял еси от святых Твоих апостол истинную сию службу, сице и от рук нас, грешных, приими Дары сия по благости Твоей, Господи, яко да, сподобльшеся служити без порока святому Твоему жертвеннику, обрящем мзду верных и мудрых строителей в день страшный воздаяния Твоего праведнаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Объясн. «Вы приняли Христа» – в таком же смысле, как Сам Господь говорил: кто принимает вас, принимает Меня: Мф.10:40 . Господа приняли Колоссяне и тем, что уверовали в Него, приняли святое Крещение: 1Кор.6:11 ; Ин.3:5 . Ходить во Христе Иисусе – значит ходить в вере в Него, в заповедях Его: Ин.15:10 , освящаться благодатью через таинства Его: Ин.6:53–54 , ходить во всём чине христианском. Евр.7:18 . «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности». Объясн. Этими словами поясняется, в чём состоит побудительная причина к перемене закона, или заповеди: заповедь является немощной и бесполезной и, как сказано далее в ст.9, ничего не доводит до совершенства, по немощи человеческой, следовательно, в той части, которая есть временная и как бы человеческая, стоящая в связи с условиями и обстоятельствами жизни: Евр.8:3 . Сама по себе заповедь свята: Рим.7:12 , а потому и бесполезность должна быть понимаема здесь относительно, в смысле меньшей её пользы сравнительно с той заповедью, которая её заменяет, например замена заповеди о ветхозаветных жертвах – новозаветною: Евр.10:3–7 , сравн.: Мф.26:28 ; Евр.10:9 . Евр.10:35 . «Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние». Объясн. Словами «не оставляйте упования вашего», которое имели вы доселе и имеете теперь, не только не стыдясь того, что поносят вас, но и открыто проповедуя благочестие в надежде на будущее воздаяние, апостол напоминает о заповедях Господних, заповедях блаженства и др.: Мф.5:11–12:10:28–33 . Откр.22:14 . «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами». Объясн. Поистине, достойны ублажения исполняющие заповеди Божии, ибо будут иметь власть успокоиться в непрестающей жизни, на древе жизни – Христе Боге нашем, и наслаждаться созерцанием Его, когда уже никакая лукавая сила не будет препятствовать тому. И апостольскими вратами, т.е. их учением ( Лк.10:16 ), войдут они в вышний град дверью истинной, не прелазя инуде, как пастыри наёмники ( Ин.10:1 ), но вводимые привратником жизни (Толков. на Апокал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Понимая, таким образом, под именем покоя Божия вечное блаженство – покой небесный, а под словом днесь (ст. 7) – все время пришествия на землю Мессии, Христа Иисуса, и всю вообще последующую жизнь каждого человека ( Евр.3:6,13–15, 4:7–10 и др.), мы – христиане – и в лице Того, голоса Которого слушать (аще глас Его услышите) побуждают нас и пророк и апостол, должны видеть, конечно, не иное лицо, как Того Пророка-Учителя, о Котором, вблизи горы Синайской, сказал Господь Иегова, чрез Моисея, народу еврейскому: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты (Моисей), и вложу слова Мои в уста его, и Он будет говорить им все, что Я повелю ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» ( Втор.18:18–19 ). Голос Иеговы, действительно, после Синайского законодательства, замолк к народу непосредственно, и до тех пор замолк, пока «Бог, многократно и многообразно говоривший отцам, через пророков, снова, в последние дни, не заговорил к людям в Сыне» ( Евр.1:1–2 ). Три раза с неба Отец Небесный свидетельствовал о Сыне Своем Единородном, побуждая тем человеческий род «послушать гласа Его»: после Крещения ( Мф.3:17 ; Мк.1:11 ; Лк.3:22 ), после Преображения ( Мф.17:5 ; Мк.9:7 ) и после торжественного Входа Спасителя нашего в Иерусалим ( Ин.12:28,30 ). И Спаситель наш учил людей истине, свидетельствовал об истине ( Ин.18:37 ), и «кто от истины, тот слушал и слушает гласа Его», как Сам Он сказал ( Ин.18:37 ; ср. Ин.10:16 ). Таким Он даст жизнь вечную и доставит им покой вечный ( Мф.11:28–29 ), а отвергающий Его и не принимающий слов Его имеет судию себе: «слово, которое Он говорил, оно будет судить такового в последний день» ( Ин.12:48–50 ). Итак, увещание и страшная угроза, заключающаяся в последних стихах 94-го псалма, относятся не к одним только неверным иудеям, они еще более относятся к нам – христианам, вкусившим благ мирно-благодатного Царства Христова. Не избавило ветхого Израиля от отвержения Богом имя иудеев, как народа Божия, или же имя «чад Авраамовых», которым они любили хвалиться ( Мф.3:9 ); не спасет и нас от вечного наказания носимое нами имя христиан, если мы, «соделавшись причастниками Христу, не сохраним начатой (благочестивой) жизни твердо до конца» ( Евр.3:14 ); ибо, по слову апостола Петра, «лучше бы нам не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной святой заповеди» ( 2Пет.2:21 ). Будем же внимательно, усердно и благоговейно слушать и исполнять голос Иисуса Христа – слова Святого Евангелия Спасителя нашего и глаголы возлюбленных учеников Его, пока еще длится наша жизнь, пока еще можно слышать нам: «Ныне (днесь) не ожесточите сердец ваших, обольщаясь грехом» ( Евр.3:13 ), пока еще, в случае падения, возможно покаяние и обращение к Богу, – и Господь дарует нам жизнь вечную – блаженную, доставит нам «покой Божий» ( Евр.4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Однако священство Христа – не по чину Аарона, а по чину Мелхиседека, ибо, подобно Мелхиседеку, Христос как первосвященник не имеет преемника (7:11–25) и, в отличие от Аарона, безгрешный Христос не имеет нужды приносить жертву за самого себя (7:26–28). Третий тезис: преимущество Христовой жертвы над левитскими жертвоприношениями, совершаемыми по Закону Моисееву (8:1–10:18). Здесь аргументация выстроена следующим образом. 1) Евр.8:1–6 . Христос – служитель в новой скинии на небесах. 2) Евр.8:7–13 . Посредничество Христа основано на условиях нового Завета, который приходит на смену ветхому Завету. 3) Евр.9:1–10 . Краткое описание Моисеева святилища с его регулярными жертвоприношениями. 4) Евр.9:11–10:18 . Автор говорит о вечной силе жертвы Христовой, очищающей совесть и приводящей грешника к Богу. Он, в частности, подчеркивает, что Иисус принес жертву не в земном святилище (как совершаются левитские жертвоприношения), но на небе (9:5–24), причем эту жертву нет нужды повторять (9:27–28), тогда как левитские жертвоприношения по большому счету неэффективны (10:1–4). Особенно же явствует превосходство Христовой жертвы над жертвоприношением безмолвных животных из того, что Христос совершил свободный нравственный акт; он пошел на смерть добровольно (10:9–10). В заключительной части послания автор зовет читателей открыться дарам, которые приносит им Христово первосвященство (10:19 – 12:29). Он просит их держаться христианской веры и предупреждает, что сознательных отступников ждет суд Божий (10:26–31). Чтобы укрепить читателей, автор говорит о вере как доверии Богу и приводит многочисленные ветхозаветные примеры того, как вера торжествовала над самыми трудными обстоятельствами ( Евр.11:1–40 ). Перечислив героев веры, он пишет: Поэтому и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, сверг нем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса, который, вместо предлежавшей ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия (12:1–2). В заключительном увещании автор противопоставляет мрак и ужас жизни под Законом Моисеевым той радости, которая сопутствует вознесению в общение со святыми ветхого и нового Израиля, чьи имена записаны на небесах (12:12–29). Соотнося веру с повседневной жизнью, он далее призывает к взаимной любви, чистоте жизни, свободе от жадности, уважению к доФ рым руководителям и особенно – верности Иисусу Христу (13:1–19). В последних строках послания мы находим личные приветствия, а также молитву о том, чтобы читатели вняли написанному (13:20–25). 2. Послание Иакова

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

1Кор.15:10 . «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною». Объясн. Благодать Божия даётся человеку даром, без всякой заслуги с его стороны: Тит.3:4–6 , но этим не отрицается необходимость таинств, чрез которые преподаётся членам Церкви благодать Божия, и самодеятельность человека: Деян.19:1 ; Еф.3:2–3 ; Евр.10:29 . Когда человек постарается в таинствах свободно принять в себя благодать Божию: Откр.3:20 , тогда только она начинает производить в нём своё благодатное действие: Ин.14:23 ; Евр.3:7–8 . Человек может оказывать упорное сопротивление благодати Божией: Ис.5:4:65:2:66:4 . 2Кор.4:15 . «Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию». Объясн. Этими словами апостол внушает нам, что вся жизнь наша, полная борьбы и страданий, сопровождающаяся победами и благодатными дарами для нас, должна рождать в нас чувство глубокой благодарности прославления Бога: 1Фес.5:18 ; 1Пет.4:11 . Флп.4:13 . «Всё могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе». Объясн. Благодать Божия делала то, что апостол и не евши не голодал, и ничего не имея был как богач: ст.12; 2Кор.6:10 . Где сила Божия, там исчезают немощи: 2Кор.12:9:4:10–11 . В этом смысле и должно понимать слова апостола: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Евр.4:16 . «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Объясн. Здесь апостол преподаёт нам ясное учение о той таинственной силе, которая подаётся нам свыше, от престола Божия, где восседает прославленный Христос: Евр.1:3 . Эта сила именуется благодатью (Святого Духа) и ясно различается от просвещения проповедью или чтением Слова Божия; ибо апостол пишет людям, несомненно, уже просвещённым верой: Евр.6:4 , и однако убеждает их дерзновенно приступать, искать и обретать благодать, как неисчерпаемый и всегда обновляющий дар. Эта благодать и подаётся нам в таинствах Православной Церкви: Ин.3:5:6:53–54 ; Мф.18:18 ; Иак.5:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Евр 4:15.  Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. «Не имамы бо Архиереа, не могуща спострадати немощем нашым, но искушена по всяческим по подобию, разве греха». Веровавшие подвергались в то время многим треволнениям искушений. Посему Апостол утешает их, научая, что наш Архиерей не только, как Бог, знает немощь нашего естества, но и, как человек, изведал на опыте наши страдания, пребыв непричастным одного только греха. Зная же, говорит Апостол, сию немощь нашу, Он подает помощь, соответственную оной, и, когда будет судить нас, по сей немощи произнесет и приговор. Евр 4:16.  Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. «Да приступаем убо с дерзновением к престолу благодати, да приимем милость и благодать обряшем во благовременну помощь». Владыка Христос, как Бог, по естеству имеет царское достоинство, вечный престол, ибо сказано: «Престол Твой, Боже, в век века» ( Пс 44:7 ), а как человек, «и святитель и посланник исповедания нашего» слышит: «Седи одесную Мене» ( Пс 109:1 ). Сей-то престол божественный Апостол назвал «престолом благодати». Думаю же, что подразумевает и человеколюбие, с каким Христос будет судить. Ибо присовокупил и сие: «да приимем милость и благодать обрящем во благовременну помощь»; потому что, приступая к Нему в настоящей жизни и являя чистую и искреннюю веру, в день Суда улучим человеколюбие. Потом Апостол объявляет и причину священства, почему иные удостаиваются оного, и что прилично архиерею. Евр 5:1.  Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи. Евр 5:2.  Могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, по­тому что и сам обложен немощью. Евр 5:3.  И посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. «Всяк бо первосвященник, от человек приемлемь, за человеки поставляется на службы яже к Богу, да приносит дары же и жертвы о гресех», «спострадати могий невежствующым и заблуждающым, понеже и той немощию обложен есть»: «и сего ради должен есть якоже о людех, такожде и о себе приносити за грехи». Апостол сказал: «Не имамы Архиереа, не могуща спострадати немощем нашым, но искушена по всяческим по подобию, разве греха». Посему по необходимости присовокупил и сие, научая, что и по закону не Ангел поставляем был священнослужительствовать за людей, но человек за человеков, который имеет то же естество, обложен теми же страстями, знает немощь природы, оказывает снисхождение претыкающимся, подает руку помощи согрешающим, по своим свойствам смотрит и на свойства в ближнем. А посему и узаконено ему приносить жертвы не за народ только, но и за себя,

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-v...

12 . Внегда быти им малым числом, малейшым и пришельцем в ней. С Евр.: «Когда их было еще мало числом, очень мало (в 1Пар. 16:19 : «были ничтожны»), и они были пришельцами в ней». Т.е. когда было дано обетование о земле Ханаанской, тогда избранный народ был весьма малочислен, ничтожен в сравнении с другими народами, и был в сие время только временным пришельцем в этой земле (Сн. Втор. 7:7 . Исх. 1:5–7 ). 13 . И преидоша от языка в язык, и от царствия в люди ины. С Евр.: «И переходили от народа к народу, из царства к иному племени», – Так напр. Авраам из Халдеи перешел в Харран, отселе в землю Ханаанскую, Иаков удалился в Месопотамию, потом в землю Ханаанскую, отселе в Египет. 14 . И обличи о них цари; напр. обличил царей Фараона и Авимелеха за Сарру, жену Авраамову ( Быт. 12:17, 20:3 ). С Евр.: «Никому не позволял обижать их, и возбранял о них царям». 15 . Не прикасайтеся помазанным моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте. С Евр.: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла». «Помазанные, – говорит св. Афан., – суть Авраам и подобные ему; потому что сподобились в видениях своих узреть явление Бога Слова». «Нарек же помазанными, – говорит бл. Феод., – не как помазанных елеем, но как соделавшихся избранными». Здесь пророками называются патриархи, наприм. Авраам ( Быт. 20:17 ), и Исаак, Иаков ( Быт. 27:28, 49:3 ). Но как в последствии, по повелению Божию, стали помазывать свящ. елеем царей, пророков и священников, то приведенные слова справедливо относятся и к ним; ибо сказано вообще на все времена. А потому и теперь справедливо цари наши называются помазанниками Божиими, к коим не должно прикасаться не только делом, но и словом не хорошим». 16 . Всяко утвержение хлебное сотры. С Евр.: «И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил». Т.е. «сделал редким, что может питать не только пшеницу, но и ячмень и овощи, и все прочее, чем поддерживают жизнь люди», – всяко утвержение (Бл. Феод.). Св. Афанасий замечает, что «по действию гнева Божия, в голодные времена обыкновенно бывает, что люди, вкушающие хлеб, не укрепляются».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Евр.10:5 .  Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Евр.10:6 .  Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Евр.10:7 .  Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. Показав недостаточность Ветхозаветных жертв, апостол теперь доказывает и окончательную бесплодность их принесения после принесения единой жертвы Христовой. Приводимое в подтверждение этого места Св. Писания заимствовано из Пс.39:7–9 , где Давид выражает мысль, что, так как Бог не хочет от него никаких внешних жертв, то сам певец желает принести Богу иную жертву: свое исполнение воли Божией и Закона Его, начертанного в известных священных книгах и в сердце Псалмопевца. В чем именно состоит это исполнение воли Божией, Псалмопевец определенно не говорит; но видно только, что он имеет в виду – совершить нечто положительное, а не удержаться от чего-то (как думали некоторые – исполнить запрещение строить храм). Наконец, кем, и когда, и где объявлена была эта воля Божия, которую хочет исполнить пророк, тоже указывается неопределенно – «в главизне книжной» ( ν χεφαλδι γραμματιχ, буквально с еврейского – в свитке книжном), т. е. по мнению некоторых – в самом первом псалме самого Давида, где прославляется именно блаженство праведника, воля которого в Законе Господнем. Приведенное место псалма Давидова апостол применяет в отношении ко Христу, Который пришел в мир исполнить волю Божию относительно принесения другой истинной жертвы Богу за человечество, отменив неугодные Богу прежние жертвы. Это исполнение воли Божией Мессиею – Христом состояло в Его воплощении и обречении Себя на вольные страдания и смерть, будучи предопределено в совете Божием тотчас же по падении первых людей ( «в главизне книжной», о чем повествуется в начале всех книг). Евр.10:8 .  Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех , – которые приносятся по закону, – Ты не восхотел и не благоизволил», Евр.10:9 .  потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Старайтесь, – говорит, – иметь мир со всеми и святость», и прибавляет: «без которой никто не увидит Господа»; а тут: «блудников же и прелюбодеев судит Бог»; наперед сказал: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно», а потом прибавил угрозу наказания, показывая, что он справедливо сделал дальнейшую прибавку. Ведь, если супружество дозволено, то блудник спра­ведливо наказывается и прелюбодей справедливо подвергается мучению. Здесь он направляет речь против еретиков. Притом не сказал: никто не должен быть блудником, но, уже сказав о том прежде один раз, присовокупляет это, как общую заповедь, не направляя прямо против них. «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть». Не сказал: ничего не приобретайте, но: «Имейте нрав несребролюбивый», т.е. пусть ум ваш будет свободен, пусть мысли ваши будут выражать любомудрие; а это обнаружится, если мы не станем искать лишнего, если будем довольны только необходимым. Выше он говорил: «и расхищение имения вашего приняли с радостью» ( Евр.10:34 ); а здесь увещевает не быть сребролюбивыми; «довольствуясь, – говорит, – тем, что есть». Далее присовокупляет и здесь утешение, чтобы они не отчаивались: «так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» ( Евр.13:6 ). Вот опять утешение в искушениях! «Поминайте наставников ваших» ( Евр.13:7 ). Это он старался внушить и выше, когда говорил: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость»; то же заповедовал и фессалоникийцам, когда говорил, чтобы они почитали наставников «с любовью» ( 1Сол.5:13 ). «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). Какая здесь последовательность мыслей? Весьма хорошая; взирая, говорит, на их «жизни», т.е. на жизнь, подражайте вере их, потому что вера – от чистой жизни. Или же верою называет он здесь твердое убеждение. Каким образом? Они, говорит, твердо веровали в будущее, и потому вели превосходную жизнь; они не вели бы чистой жизни, если бы сомневались или колебались касательно будущего. То же самое он внушает и здесь. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими»( Евр.13:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Евр.13:5 .  Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, Евр.13:6 .  так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек? «Имейте нрав не сребролюбивый», т. е. пусть ум ваш будет свободен, пусть мысли ваши будут выражать любомудрие; а это обнаружится, если мы не станем искать лишнего, если будем довольны только необходимым… Присовокупляет и утешение, чтобы не отчаивались (Злат.), напоминая слова Божии в Быт 28:15 ; Нав.1:5 и слова Псалмопевца – Пс 117:6 . Евр.13:7 .  Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Какая здесь последовательность мыслей? Весьма хорошая; взирая, говорит, на их «жительство», т. е. на жизнь, подражайте вере их, потому что вера – от чистой жизни (Злат.). Что значит – взирая? Постоянно обращаясь к тому, рассуждая в самих себе, размышляя, тщательно исследуя и испытывая, как угодно. Хорошо сказал он: «на кончину их жизни», т. е. жизнь до конца, потому что жизнь их имела добрый конец (Злат.). Евр.13:8 .  Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Здесь словом вчера апостол означает все прошедшее время; словом «днесь» – настоящее; словом «во веки» – будущее, не имеющее конца. А смысл слов его следующий: вы слышали первосвященника, но первосвященника не временного. Он всегда тот же. Может быть, тогда некоторые говорили, что Распятый не есть ожидаемый Христос, но придет другой; потому и говорит: «вчера и днесь, тойже и во веки», выражая, что придет опять пришедший Христос, что Он один и тот же, и прежде был, и есть, и будет во веки (Злат.). Евр.13:9 .  Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь…» Желает, чтобы они не увлекались не только чуждыми, но и различными учениями; он знал, что от тех и других происходит гибель для увлекающихся (Злат.). – «Хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами» Здесь он намекает на тех, которые, исходя из своих странных учений, наблюдали суеверное различие яств. Для веры все чисто; нужна вера, а не яства (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010