Псалом 117 Аллилуиа. В сем псалме «новому народу, составившемуся из Иудеев и язычников, – говорит св. Афан., – преподается учение, что должно призывать единого только помощника, т.е. само вочеловечившееся Божие слово и, во время гонения, в Нем искать всякого для себя пособия – помощи, посылаемой с неба, и Ему приносить благодарение за победу, у Него просить указания путей, ведущих к добродетели, и сверх этого исповедаться Господу, Который именуется (ст. 22) камнем, отвергнутым зиждущими, но ставшим во главу угла». Бл. Феодорит видит здесь благодарственную песнь Евреев, по возвращении из плена и по избавлении от врагов, и вместе песнь христиан, победивших гонителей. 1 . С Евр.: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его». 2 . С Евр.: «Да скажет ныне (дом) Израилев: (Он благ), ибо вовек милость Его». 3 . С Евр.: «Да скажет ныне дом Ааронов: (Он благ), ибо вовек милость Его». 4 . С Евр.: «Да скажут ныне боящиеся Господа: (Он благ), ибо вовек милость Его». 5 . И услыша мя в пространство. Т.е. от тесноты скорбей вывел на широкое поле утешения, свободы. «Не только избавил от страдания, но и доставил великую безопасность» (Злат.). «Доставил мне утешение большее и самой скорби» (Бл. Феод.). Под. Пс. 4:2 . «Господь скорбь нашу изводит на великую широту; потому что за малые труды приимем великие награды» (Св. Афан.). С Евр.: «Из тесноты воззвал я к Господу, и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь». 6 . С Евр.: «Господь за меня, не устрашусь: что сделает мне человек»? 7 . Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя. «Владыку всяческих имея помощником, не боюсь нападения врагов. Надеюсь же, что, пользуясь Его помощию, весьма скоро увижу погибель их» (Бл. Феод.). Под. Пс. 111:8 . 9 . С Евр.: «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей». 10 . Вси языцы обыдоша мя, т.е. все соседние народы нападали на Еврейский народ по возвращении его из плена; или: все народы нападали на Церковь Христову (Бл. Феод.). Именем Господним противляхся 609 им. С Евр.: «Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

В современном христианском мире широко распространено явление, называемое «антиклерикализмом». Это явление существует в разных формах и особенно заметно в протестантской среде. Антиклерикалы, не отрицая Церкви как таковой, выступают против чрезмерной, с их точки зрения, концентрации церковной власти в руках клира, призывая к тому, чтобы как можно больше полномочий в деле управления Церковью было передано мирянам. Антиклерикализм уходит корнями в эпоху Средневековья, когда в Католической Церкви участие мирян в управлении было практически сведено к нулю. Тридентский Собор закрепил эту ситуацию, провозгласив деление Церкви на «учащую» (клир) и «учимую» (миряне). История ранней Церкви не оправдывает столь резкое разделение Церкви на клир и мирян. «Сакраментальное» священство (пользуясь современной терминологией, мало пригодной при рассмотрении истории древней Церкви) возникало постепенно, и оно вырастало отнюдь не в противовес мирянам и не с целью подчинения мирян внешнему авторитету духовенства. Служение епископов и пресвитеров стало продолжением того служения, которое Христос вверил всей Церкви, всему «новому Израилю». Ранее христианство, по замечанию протопресвитера Николая Афанасьева , было лаическим движением. В Ветхом Завете священство было замкнутой на самое себя корпорацией: священники происходили из колена Левиина, и доступ к священству был закрыт для представителей других колен. Христос же воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства ( Евр. 7:14 ). В Послании к Евреям Христос представлен как Первосвященник по чину Мелхиседека ( Евр. 5:10 ), священник без отца, без матери, без родословия ( Евр. 7:1–3 ). Священство Христа – не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей ( Евр. 7:16 ). В Ветхом Завете священников было много, а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее ( Евр. 7:24 ). Ветхозаветные священники приносили ежедневные жертвы за свои грехи и за грехи народа, а Христос совершил это однажды, принеся (в жертву) Себя Самого ( Евр. 7 ). Ветхозаветное священство было сосредоточено вокруг скинии завета и Иерусалимского храма, а Христос есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек ( Евр. 8:2 ). Ветхозаветные священники входили в скинию, принося кровь козлов и тельцов, а Христос со Своею Кровью однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление ( Евр. 9:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Евр.10:3–4 . Но ими (жертвами) напоминание грехов ежегодно бывает у них; ибо не могла кровь тельцов и козлов уничтожать грехи. —291— Евр.10:5–7 . Почему и Господь наш, когда входит в мир, говорит словами Давида: жертв и приношений 2748 Ты не восхотел, тело же уготовал Мне, дабы принесением его в жертву упразднить ветхозаветные жертвоприношения. И потом прибавляет, говоря: вот Я уже пришел, чтобы совершит волю Твою, Боже ( Пс.39:7–8 ). Евр.10:8–10 . Но в словах: иду совершить волю Твою, отменяет первое, чтобы второе постановить; так как тем самым Евангелием, которое упразднило приношения жертв, восхотел Он освятит нас посредством приношения тела Иисуса Христа, совершенного однажды. Евр.10:11–13 . Между тем как всякий священник, поставленный среди народа, одни и те же жертвы часто приносил, кои никогда не могли снять и очистить грехи: напротив Сын, однажды за грехи наши принесши себя в жертву, навсегда воссел одесную Бога, потом ожидая, доколе положатся враги Его ( Пс.2:8 ). Евр.10:14 . Ибо Он одним приношением Себя Самого (в жертву) соделал нас совершенными посредством крещения и освятил нас до кончины века (навсегда). Евр.10:15–17 . Свидетельствует о сем освящении грехов в Новом Завете, пророк Иеремия, говоря так: дам законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, – и грехов и беззаконий их уже не вспомяну более ( Иер.31:33–34 ). Евр.10:18 . Но где такое прощение обещал нам, т. е. отпустить грехи наши, там уже нет необходимости совершать приношения, предписанные законом, за грехи наши. —292— Евр.10:19–21 . Итак мы имеем, братья, дерзновение входить во святилище, которое есть вера наша, – которое посредством крови Его обновило нам сей путь веры; ибо и древние имели её, но бывшие потом (в средине между древними и нами) люди утратили её, а в настоящее время Он опять возобновил её в нас чрез завесу, то есть чрез плоть Свою: поскольку Он есть также и Первосвященник наш; ибо если Он умер за грехи наши, то Он есть для нас первосвященник, не над скинией временною, но нам домом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Псалом 101 Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое. С Евр.: «Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою». «Псалом содержит в себе, – говорит бл. Феодор., – предречение о бедственном состоянии народа Иудейского в Вавилоне и о возвращении оттуда, предрекает же вместе призвание и спасение язычников. Но приличен оный и всякому человеку, который борется с бедствием, потому что нищим пророк называет имеющего нужду в Божием о нем промышлении». Нищий по Богу это, по св. Афан., – «лик пророков, исполненный печали о гибельной судьбе народа первого, приступает к Богу, в посте и слезах воссылая моления о сем народе, чтобы и он был ущедрен; проповедует же и призвание язычников в пришествие Спасителя нашего Иисуса Христа». Св. Ап. Павел 26, 27 и 28 стихами сего псалма подтверждает учение о Божестве Спасителя. Сн. Евр. 1:10 . 2 . С Евр.: «Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе». 3 . С Евр.: «Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, (когда) воззову (к Тебе), скоро услышь меня». 4 . Кости моя яко сушило сосхошася. С Евр.: «Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены как головня». Акила перевел: «Кости мои, как пережженная земля, рассыпались». Т.е. «тело мое от печали сделалось сухим, как головня, как бы обожженное прирожением к нему какого огня» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, «вся сила того, чем поддерживалось подзаконное служение, расслабла и погибла, сила эта – первосвященство, храм, принесение животных в жертву, народная независимость». 5 . Уязвен 561 бых яко трава. «Я истреблен на подобие травы» (Бл. Феод.). С Евр.: «Сердце мое поражено, и иссохло как трава, так что я забываю есть хлеб мой». 6 . С Евр.: «От голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей». 7 . Уподобихся неясыти 562 пустынней, бых яко нощный вран 563 на нырищи 564 . С Евр.: «Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах». Т.е. находясь в бедствии, избегал людского общества, жил уединенно, как пеликан, как ночный ворон на развалинах. По св. Афанасию, «пророк говорит это по причине тьмы, объявшей народ, ибо пребывал он в неведении Бога. Свойство же ночного ворона не иное, как издавать голос ночью, от чего получил он себе и имя 565 . Посему-то псалмопевец, проводя целые ночи на молитве, справедливо уподобляет себя ночному врану» (Св. Афан.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 118 Аллилуиа. «В псалме сем, – говорит св. Афан., – пророк описывает житие святых, подвиги их, скорби, труды, также восстания демонов, тысячи внушаемых помыслов, сети и прочие средства к уловлению, а вместе и то, чем святые одерживают победу: закон, словеса Божии, помощь свыше и, наконец, что последует за трудами – награды, венцы, воздаяния». По бл. Феодориту, «Давид собрал в сем псалме все опыты своей жизни, все нравственные уроки, так что сего псалма достаточно к тому, чтобы желающих совершенной добродетели усовершить в ней». По св. Амвросию Медиоланскому , псалом сей есть как бы солнце между псалмами; есть похвала закону Божию, который здесь называется путем, свидетельством, заповедию, повелением, словом, судом, истиною, оправданием и т.п.; по количеству стихов (176-ть) более всех псалмов; в Еврейском тексте расположен по порядку алфавита, так что каждая буква сряду повторяется 8 раз, а после 8 стихов другая буква, и таким образом весь Евр. алфавит повторяется восемь раз. 1 . Блажени непорочнии в путь: ходящии в законе Господни. Блаженны живущие без порока. Это общее предложение для всего псалма. Далее показывается, кто эти блаженные. 2 . С Евр.: «Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его». 3 . С Евр.: «Они не делают беззакония, ходят путями Его». 4 . С Евр.: «Ты заповедал повеления Твои хранить твердо». 5 . Дабы исправилися путие мои, сохранити оправдания Твоя. С Евр.: «О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих»! 6 . Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя. С Евр.: «Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои». Здесь взирая означает то же, что: сохранив. Тогда я не стал бы стыдиться, сохранив Твои заповеди. 7 . С Евр.: «Я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей». Т.е. тогда только я могу достойно исповедаться Тебе, славословить, благодарить Тебя, когда на опыте познаю законы Твои (Бл. Феод.). 8 . Не остави мене до зела. С Евр.: «совсем». Т.е. буду хранить уставы Твои, посему не лишай вовсе промышляющей благодати (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 134 Аллилуиа. По бл. Феод. – псалом сей есть хвалебная песнь, вознесенная Богу Евреями, получившими освобождение из плена. 1 . С Евр.: «Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни». 2 . С Евр.: «Стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего». 3 . Пойте имени Его, яко добро 653 . С Евр.: «Пойте имени Его, ибо это сладостно». Т.е. спасительно и сладостно воспевать имя Божие, славословить Господа. «От сего произойдет много пользы для вас» (Бл. Феод.). 4 . Яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние 654 Себе, с Евр.: – «в собственность Свою». Т.е. Господь Бог избрал Еврейский народ в богатство, в собственность Себе, «взирая не на малочисленность его, а на добродетели, к которым Он хотел руководить Евреев» (Злат.); избрал для достижения Своих великих целей о спасении человеческого рода, соделал его как бы сокровищницею Своих даров, обетований, благодеяний, потому особенно и заботился о нем ( Втор. 32:8–9 ). «Назвав достоянием Божиим, – говорит св. Злат., – пророк выражает Божию к ним любовь, промышление, попечение, благоволение». 5 . С Евр.: «Я познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов». 6 . Во всех безднах. «Безднами пророк назвал, – говорит бл. Феод., – безпредельное множество вод», или, по св. Златоусту, – «преисподния места земли». С Евр.: «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах». 7 . Возводя облаки от последних земли. С Евр.: «Возводит облака от края земли», – от пределов земли; «потому что, – говорит бл. Феод., – облака составляются из морских вод, а морские заливы – пределы земли». «Удивительно, – говорит св. Злат., – не только то, что облака с водою поднимаются – тяжелое носится на легком, – но и то, что идут как бы в горних жилищах, нося в себе (от пределов земли) тяжесть такого множества вод». Молнии в дождь сотвори, т.е. во время дождя. С Евр.: «Творит молнии при дожде». Т.е. соединил несоединимое, по природе противоположное, молнии с дождем, огонь с водою, «что молниеносный огонь, пробегая по водам, и вод не согревает и сам не угасает» (Бл. Феод. и Злат.). Изводяй ветры от сокровищ Своих. «Словами: от сокровищ Своих, – говорит св. Злат., – пророк выражает не то, будто есть сокровищницы ветров, но то, как легко Бог управляет ими»; – «едва даст Свое мановение Бог, повсюду являются ветры» (Бл. Феод.). «Словом: сокровища, – говорит св. Афан., – пророк изобразил непостижимость для людей природы ветров».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 144 Хвала Давиду. Псалом сей и за ним следующие остальные суть благодарственно-хвалебные песнопения. «Настоящий псалом, кроме сего, содержит, – говорит бл. Феод., – и пророчество о призвании и Богопознании язычников»; в Еврейском тексте расположен по порядку букв Еврейского алфавита. Сей псалом особенно уважается Евреями. «Кто будет читать его ежедневно три раза, говорят они, тот получит несомненную надежду на блаженную вечность 699 ». 1 . Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой. «Возносит на высоту не потому, что не был на высоте, но чтобы другим показать, что на высоте» (Св. Афан., бл. Феод.). С Евр.: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю (мой), и благословлять имя Твое во веки и веки». 2 . С Евр.: «Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки». 3 . С Евр.: «Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо». 4 . Род и род восхвалят дела Твоя. Т.е. по Злат. – род настоящий и следующий за ним, и следующий за тем, и опять следующий – твари, течение природы, дела, совершающиеся в каждом поколении, чудеса, знамения, бывшие прежде и особенно при Апостолах – все это проповедует славу Божию. «Здесь, – говорит бл. Феод., – пророк предвозвестил Богопознание у язычников». «Разумеет Церковь , – говорит св. Афан., – собранную из обрезанных и язычников». С Евр.: «Род роду будет восхвалять о могуществе Твоем». 5 . Великолепие славы святыни Твоея возглаголют. С Евр.: «А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих». 6 . И силу страшных Твоих рекут. С Евр.: «Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих». Т.е. возвестят силу страшных дел в природе и в роде человеческом, напр. великие дела и казни в Египте, в пустыне, в плену Вавилонском и др. (Св. Злат. и бл. Феод.). 7 . Память множества благости Твоея отрыгнут. С Евр.: «Будут провозглашать память великой благости Твоей». Будут возвещать о бесчисленных Твоих благодеяниях. И правдою Твоею возрадуются. Симмах перевел: «и милости Твои восхвалят». У Злат. С Евр.: «И будут воспевать правду Твою».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 85 Молитва Давиду. С Евр.: «Молитва Давида». Давид, находясь в скорби (ст. 7) и гонении от людей гордых (ст. 14), в сем псалме умоляет Господа о помощи, и вместе пророчествует об обращении и спасении всех народов (ст. 9), «предвозвещает же, – говорит бл. Феод., – и нападение Ассириян на Иерусалим и упование Езекии на Бога». Ко временам царя Езекии относит и св. Афанасий. «Давид и Езекия, – говорит он, – оба стяжав богатство праведности, не взирали на оное, но имели в виду убожество своей природы и умоляли Бога умилосердиться к нищете ея» (Толк. на 1 ст.). 1 . Приклони, Господи, ухо Твое. «Взято это, – говорит св. Афан., – в переносном смысле с больного, который, по немощи, не может говорить громко, и убеждает врача приклонить слух к устам его. Начало молитвы сей – смиренномудрие». С Евр.: «Приклони, Господи, ухо Твое, и услышь меня; ибо я беден и нищ». 2 . Сохрани душу мою, яко преподобен есмь 501 . «Пророк не впал в противоречие, наименовав себя и Езекию вместе нищим и преподобным. Смысл же слов его таков: сам я по себе нищ есмь и убог и не имею достатка в добродетели, но в сравнении с врагами окажусь преподобным; потому что они злочестивы и беззаконны, а я имею познание о Тебе; они утесняли меня не справедливо, а я терплю неправедное нападение». С Евр.: «Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя». 3 . С Евр.: «Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день». 4 . Яко к Тебе взях 502 душу мою, т.е. вознес душу мою. С Евр.: «Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою». 5 . С Евр.: «Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя». 6 . С Евр.: «Услышь, Господи, молитву мою, и внемли гласу моления моего». 7 . С Евр.: «В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня». 8 . Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим. Эти слова, по мнению бл. Феод., служат как бы ответом на богохуление Рапсака, который говорил: «Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского?.. Так неужели Господь спасет Иерусалим от руки моей»? ( 4Цар. 18:33–35 ). Т.е., «те боги совершенно неодушевлены, и сами себя не могут защитить, а Твое велелепие не выразимо языком человеческим» (Бл. Феод.). По св. Афан. – певец «богами называет свят. пророков, к которым было Божие слово. Говорит же, что никто из пророков не мог избавить людей от греха, кроме Единого Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 93 Псалом Давиду, в четвертый субботы, т.е. в четвертый день недели. «Надписан псалом, – говорит св. Афан., – в четвертый субботы потому, что в четвертый месяц (под днем разумеется месяц) начались бедствия града Божия, осажденного Вавилонянами, как повествует о сем Иеремия». По уверению бл. Феодорита, «псалом сей не надписан у Евреев. Очевидно, – говорит он, – что надпись сия сделана кем-либо другим, а не пророком и не переводившими псалом в начале». «В сем псалме Давид ведет речь о промысле, уча не скорбеть и не тревожиться, если и бывает на время грешникам благоденствие, а благочестивым гонение; потому что то и другое непостоянно» (Св. Афан.). По блаж. Феодориту, «псалом учит о промысле Божием, а в следствие оного о наказании живущих порочно, притеснителей и судей неправедных. Представляется же псалом произнесенным от лица воспитанных в благочестии, которые терпят неправду от властителей». 1 . Бог отмщений не обинулся 546 есть, т.е. прямо, открыто поступил, или (прошедшее вместо настоящего): Бог прямо действует, т.е. справедливо. «Словом: не обинулся есть, – говорит св. Афан., – указывает на тот приговор, который произнесет на Бож. суде. Мф. 25:41 ». С Евр.: «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя»! Так перевел Акила и другие толковники, говорит бл. Феодорит: «явись». «Услыши и приими прошение мое, говорит пророк» (Бл. Феод.). 2 . С Евр.: «Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым». 3 . С Евр.: «Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут»? 4 . С Евр.: «Они изрыгают дерзкие речи величаются все делающие беззаконие». 5 . С Евр.: «Попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое». 6 . Пришельца убиша. Под пришельцами здесь, по бл. Феод., разумеются пришедшие из язычников и пожелавшие жительствовать по законам Божиим», иначе: прозелиты. С Евр.: «Вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют». 7 . С Евр.: «И говорят: не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев». 8 . С Евр.: «Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды»?

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Евр.2:11 . Ибо Тот, Кто освящал их и кои освящались Им, от одной были природы, – по каковой причине не стыдится... брать ями... их... называть, ибо истинно родным им соделался по плоти, которую восприял от них. Но дабы вам не казалось это странным, то уже издревле предвозвестил сие пророк, – говоря: Евр.2:12 возвещу имя твое братиям Моим, посреди церкви [собрания верующих] восхвалю ( воспою) Тебя ( Пс.21:23 ). Евр.2:13 . И опять Исаия сказал: вот Я и дети Мои, коих дал Мне Бог ( Ис.8:18 ). Евр.2:14 . Итак, поскольку дети, названные так по обетованию, приобщились плоти и крови, то есть греху, который обозначается плотью, – и Он подобным же образом стал причастен тому же состоянию страдания, «в подобии плоти» ( Рим.8:3 , Флп.2:7 ), и воспринял их (плоть и кровь с страданиями), дабы быть для людей образцом добра, – и потом предал Себя смерти, чтобы чрез смерть свою упразднить того, кто имел у себя над смертию державу,.. то есть диавола, навлекшего на тварей смерть по случаю вкушения плода ( Быт.3:1 ). Итак Он умер для того, чтобы смертью Своею освободить тех , над коими царствовал Евр.2:15 страх... смерти и кои во всю жизнь повинны были... рабству вечной смерти. Евр.2:16 . Итак, не от Ангелов приемлете вы это животворное врачество жизни вашей, но от Самого Семени Авраама, коему сказано: «в Семени твоем... благословятся все народы» ( Быт.22:18 ). Евр.2:17 Посему Он должен был во всем уподобиться брать ям Своим, сынам Авраама, чтобы... милостив был Он, как Моисей, который во образ Сына предавал себя за сынов народа своего ( Исх.32:31–32 ), и чтобы был Он верен [Первосвященник] и спас все народы от смерти, как Аарон, который, будучи таинственным прообразом Его, отвратил смерть от сынов рода своего посредством кадильницы, с которою он стал против смерти ( Числ.16:48 ). «Первосвященником» же назвал Его не ради того, что сообщается нам посредством жертвоприношений, но по причине того, что в Нем дается нам духовно, то есть тем, чтобы Он был Очистителем нас чрез крещение (погружение), а не окропление.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010