12 . Внегда быти им малым числом, малейшым и пришельцем в ней. С Евр.: «Когда их было еще мало числом, очень мало (в 1Пар. 16:19 : «были ничтожны»), и они были пришельцами в ней». Т.е. когда было дано обетование о земле Ханаанской, тогда избранный народ был весьма малочислен, ничтожен в сравнении с другими народами, и был в сие время только временным пришельцем в этой земле (Сн. Втор. 7:7 . Исх. 1:5–7 ). 13 . И преидоша от языка в язык, и от царствия в люди ины. С Евр.: «И переходили от народа к народу, из царства к иному племени», – Так напр. Авраам из Халдеи перешел в Харран, отселе в землю Ханаанскую, Иаков удалился в Месопотамию, потом в землю Ханаанскую, отселе в Египет. 14 . И обличи о них цари; напр. обличил царей Фараона и Авимелеха за Сарру, жену Авраамову ( Быт. 12:17, 20:3 ). С Евр.: «Никому не позволял обижать их, и возбранял о них царям». 15 . Не прикасайтеся помазанным моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте. С Евр.: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла». «Помазанные, – говорит св. Афан., – суть Авраам и подобные ему; потому что сподобились в видениях своих узреть явление Бога Слова». «Нарек же помазанными, – говорит бл. Феод., – не как помазанных елеем, но как соделавшихся избранными». Здесь пророками называются патриархи, наприм. Авраам ( Быт. 20:17 ), и Исаак, Иаков ( Быт. 27:28, 49:3 ). Но как в последствии, по повелению Божию, стали помазывать свящ. елеем царей, пророков и священников, то приведенные слова справедливо относятся и к ним; ибо сказано вообще на все времена. А потому и теперь справедливо цари наши называются помазанниками Божиими, к коим не должно прикасаться не только делом, но и словом не хорошим». 16 . Всяко утвержение хлебное сотры. С Евр.: «И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил». Т.е. «сделал редким, что может питать не только пшеницу, но и ячмень и овощи, и все прочее, чем поддерживают жизнь люди», – всяко утвержение (Бл. Феод.). Св. Афанасий замечает, что «по действию гнева Божия, в голодные времена обыкновенно бывает, что люди, вкушающие хлеб, не укрепляются».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

12 . Простре розги своя до моря, и даже до рек отрасли своя. С Евр.: «Она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки». «Розгами и отраслями винограда, – говорит св. Афан., – называется все множество народа, занимавшего всю страну от реки Евфрата до моря Индийского». Бл. Феодорит под розгами разумеет также «множество народа, а под отраслями – пришельцев, присоединившихся из язычников и научившихся Богопознанию». 13 . Вскую низложил еси оплот его, и объимают (обирают) и вси мимоходящии путем. С Евр.: «Для чего разрушил Ты ограды ее (виноградной лозы), так, что обрывают ее все, проходящие по пути»? Под оплотом св. Афанасий разумеет хранение Ангелов; бл. Феод. – Божие покровительство; под мимоходящими первый разумеет нечистых демонов, последний – вообще врагов. 14 . Озоба и вепрь от дубравы, и уединеный дивий (дикий) пояде и. С Евр.: «Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее», – т.е. виноградную лозу. «Врага винограда, – говорит бл. Феод., – наименовал диким вепрем, потому что этот зверь особенно вредит винограду; уединеным же дивиим называет вепря, живущего особо, который свирепее других вепрей»; и под сими зверями сей толковник разумеет врагов Еврейского народа Салманассара, Сеннахирима и особенно Навуходоносора. Последний «был свирепее других царей, а потому справедливо именует уединенным дивиим». 15 . С Евр.: «Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей». 16 . И соверши и, его же насади десница Твоя, и на сына человеческого, егоже укрепил еси Себе. С Евр. 15 : «Посети виноградник сей, 16 ст.: – охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе». Соверши и, т.е. «соделай готовым ко спасению, – приуготовь же к сему чрез Сына человеческого; ибо сказанное: на Сына человеческого – значит: чрез Сына человеческого. Кто же есть Сын человеческий, как не Сам Господь наш, Который так именует Себя в Евангелиях»? (Св. Афан.). По бл. Феодориту, «ради Сына человеческого – Владыки Христа, Который имеет произойти от сего же виноградника, призри, посети виноград сей и пощади его, сподоби страждущих уврачевания».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

1Кор.15:10 . «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною». Объясн. Благодать Божия даётся человеку даром, без всякой заслуги с его стороны: Тит.3:4–6 , но этим не отрицается необходимость таинств, чрез которые преподаётся членам Церкви благодать Божия, и самодеятельность человека: Деян.19:1 ; Еф.3:2–3 ; Евр.10:29 . Когда человек постарается в таинствах свободно принять в себя благодать Божию: Откр.3:20 , тогда только она начинает производить в нём своё благодатное действие: Ин.14:23 ; Евр.3:7–8 . Человек может оказывать упорное сопротивление благодати Божией: Ис.5:4:65:2:66:4 . 2Кор.4:15 . «Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию». Объясн. Этими словами апостол внушает нам, что вся жизнь наша, полная борьбы и страданий, сопровождающаяся победами и благодатными дарами для нас, должна рождать в нас чувство глубокой благодарности прославления Бога: 1Фес.5:18 ; 1Пет.4:11 . Флп.4:13 . «Всё могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе». Объясн. Благодать Божия делала то, что апостол и не евши не голодал, и ничего не имея был как богач: ст.12; 2Кор.6:10 . Где сила Божия, там исчезают немощи: 2Кор.12:9:4:10–11 . В этом смысле и должно понимать слова апостола: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Евр.4:16 . «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Объясн. Здесь апостол преподаёт нам ясное учение о той таинственной силе, которая подаётся нам свыше, от престола Божия, где восседает прославленный Христос: Евр.1:3 . Эта сила именуется благодатью (Святого Духа) и ясно различается от просвещения проповедью или чтением Слова Божия; ибо апостол пишет людям, несомненно, уже просвещённым верой: Евр.6:4 , и однако убеждает их дерзновенно приступать, искать и обретать благодать, как неисчерпаемый и всегда обновляющий дар. Эта благодать и подаётся нам в таинствах Православной Церкви: Ин.3:5:6:53–54 ; Мф.18:18 ; Иак.5:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1Кор.15:50 . «Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления». Объясн. Из предшествующих и последующих слов этой же главы видно, что апостол разумеет здесь тело, «сеемое в тлении»: ст.42, «в уничижении и немощи»: ст.43; «тело душевное»: ст.44, тело, созданное по образу перстного Адама, а не по образу Господа с неба: ст.47–49. Вот какая плоть не наследует царствия Божия, вот почему настоящее наше тело должно измениться: ст.51. Но плоть и Кровь Господа в таинстве Евхаристии нетленны, славны, как неразрывно соединённые с Божественным животворящим Духом Христа: ст.45; Ин.6:53 , и посему уничтожать их есть безумная дерзость: Евр.10:29 . Евр.10:19–22 . «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путём новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, т.е. плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полной верой, кроплением очистивши сердца от порочной совести и омыв тело водой чистой». Объясн. Кропление кровью Христовой совершается в таинстве Евхаристии, в котором тело Христово преломляется и кровь разделяется для множества верующих, чтобы каждый из них сделался причастником Божественного естества: Ин.6:56 . Здесь также речь идёт о телесном омовении, под которым нельзя разуметь ничего иного, как только крещение: 1Кор.6:11 ; Ин.3:5 . Омовение тела не может совершиться верой, для него требуется чувственная вода. Соответственно этому и кропление должно пониматься как видимое, телесное действие, посредством которого каждому христианину подаётся в Евхаристии часть Крови: 1Кор.10:16–17 . Евр.13:9–10 . «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии». Объясн. О Причащении здесь и речи нет. Под «яствами» разумеются ветхозаветные жертвы, которые сами были бессильны спасти людей от грехов и сделать их совершенными: Евр.9:8–12 . Под «жертвенником» – Голгофа и честный Крест: Евр.9:28 . На Голгофе распятым телом Христовым никто не питался, но питались и питаются все верующие Телом и Кровью Христовой под видом хлеба и вина: 1Кор.10:16:11:24–25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

II . Они говорят: «Если он не Бог , почему тогда без отца и без матери?» В этом случае с их слов получается, что Мелхиседек – Отец, а не Сын. Они возражают: «Мы не называем его Отцом, но Божиим Словом, существовавшим прежде воплощения и рождения от Марии». О суемудрые, как [может быть] Бог Слово без Отца!? Поймите, что сказанное блаженным Павлом относится к воплощенному Христу. Ведь он говорит: «Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену... Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина» ( Евр.7:13–14 ). «Но скажи, – спрашивают они, – как Христос воссиял из колена Иудина, без отца и без матери по чину Мелхиседека?» Они не знают, что говорят. Ведь Павел сказал «по чину» относительно священства, а не относительно выражения «без отца». Поэтому он не говорит: «ты без отца и без матери по чину Мелхиседека», но: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Евр.5:6 ). Что значит «по чину»? Значит по сходству, а не по Закону. Ведь по Закону было положено священствовать колену левитов, Мелхиседек же священствует не по Закону, но по чину пророческому, прообразуя тем самым Христа. Поэтому говорит: «Ты священник вовек», не по чину левитов, не по чину Аарона, который из того же племени, но «по чину Мелхиседека», который священствовал помимо Закона. III . Но о чем они снова нас спрашивают? «Если Мелхиседек человек, то каким образом он “пребывает священником навсегда”» ( Евр.7:3 )? Они рассуждают об этом исходя из отрывка, пропуская другое из этой главы. Ведь сказано: «уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» ( Евр.7:3 ). Подобие и реальность – не одно и то же, поскольку одно есть образ, а другое – истина. Например, как пророк Иона по причине трехдневного погребения ( Мф.12:39–40 ) уподобляется Христу оставаясь пророком, как Моисей уподобляется Ему, поскольку был предводителем народа, оставаясь навсегда вождем, точно так же уподобляется Христу и Мелхиседек, поскольку был священником для язычников, и «остается навсегда священником». Поэтому [Писание] говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Евр.5:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Дело искупления человека началось с самого изгнания его из рая и с первоевангелия о будущем его блаженстве. Праведники Ветхого Завета умерли в вере, не получив обетований (т.е. их исполнения), а только издали видели это и радовались ( Евр.11:13 ), т.е. радовались будущему торжеству правды Божией, нравственного закона, которому они служили. Итак, обетование Божие, что семя жены сотрет главу змия, давало прародителям уже некоторую силу в их борьбе со злом и надежду на освобождение; затем последовал ряд воспитательных мер Божественного промысла для приготовления человечества к принятию воплотившегося Бога – Слова, для воспитания человека в Божиих повелениях, чтобы никто не имел сердца лукавого и неверного, дабы не отступить от Бога живого ( Евр.3:12 ). Это очищение сердца и было целью жизни людей до пришествия И. Христа; это составляло их знание, мудрость и приобретение; поэтому и Иисус Христос в Ветхом Завете прикровенно именуется лишь премудростью, дающей наставления, ведущие человека к блаженству ( Притч.8 ): эти наставления имели целью убедить людей в том, что они странники и пришельцы на земле, ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества (т.е. души своей), стремятся к лучшему, т.е. небесному ( Евр.11:14–16 ). Поэтому все, кто до пришествия, воплощения Христова на землю слушал Бога, бодрствовал, т.е. ходил всегда пред Богом, тот был блаженным и находил премудрость ( Притч.8:34–35 ). Но мы из кн. Бытия знаем, каких нравственных жертв стоило человеку это служение Премудрости (Авраам); лишь посредством страшных усилий воли человек, «как бы видя Невидимого» ( Евр.11:27 ), и зная, «что верен Обещавший» ( Евр.11:11 ), достигал жизни и блаженства, насколько это возможно на земле, и таким образом в своих страданиях вспоминал о Боге, о своих грехах и через страдания научался возводить свои сердце и ум к небу и очищался от земных привязанностей. Так премудрость Божия, которую Господь имел началом пути Своего и прежде созданий Своих искони, от века рожденная, которая была художницею при творении Богом мира ( Притч.8:22–23, 30 ), Она же спасала Адама от его собственного падения, сохраняла праведника во время потопа, нашла и соблюла праведника неукоризненным перед Богом и сохранила мужественным в жалости к сыну: вообще Премудрость, как называется Сын Божий в ветх. Зав., была полной руководительницей истории дохристианских народов, хранительницей их добродетели и поборницей их праведной жизни ( Прем.10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Духовное значение субботы Спаситель показывает в словах «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин. 5:17 ). Бог содержит Своим Промыслом мир во все дни недели, и эта божественная благая деятельность является образцом для всех нас. Ап. Павел так объясняет причину отмены ветхозаветных заповедей: «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» ( Евр. 7:18, 19 ). Перемену закона он ставит в непосредственную связь с отменой ветхозаветного священства и установлением благодатного вечного священства Иисуса Христа: «С переменой священства необходимо быть перемене и закона» ( Евр. 7:12 ). Господь потому упразднил закон заповедей учением ( Еф. 2:15 ), что «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» ( Гал. 2:21 ). Неправильна ссылка адвентистов на то, что заповедь о субботе дана как завет вечный. В Исх. 31:16–17 эта заповедь указана как обязательная лишь для иудеев, как «знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки» 26 . Суббота, как знамение Ветхого Завета, должна была уступить место Новому Завету ( Иер. 31:31–34 , Евр. 8:8–13 ). По словам прот. Д. Владыкова , «слова “навеки” и “вечный”, употребляемые в Священном Писании , когда идет речь о ветхозаветных установлениях, обозначают время существования их не навсегда, а только до времени исправления ( Евр. 9:10 ), т.е. до наступления благодатного Царства Христова, так как закон ветхозаветный, будучи тенью грядущих благ ( Евр. 10:1 ), и не мог продолжаться далее пришествия Христова ( Гал. 3:25–26 )» 27 . Как замечает в этой связи Д. Балашов, Новый Завет осуждает многие пороки (он указывает 1Кор. 5:1–7  и  Гал. 5:19–20 , хотя можно было добавить как минимум 1Пет. 4:3 , 1Кор. 6:9–10 , Еф. 5:3–5  и  2Тим. 3:2–5 ), но нигде нет речи о несоблюдении субботы 28 . В этом свете следует рассматривать адвентистские построения о праздновании субботы. Сама по себе суббота (а равно пища, питие, праздники и новомесячия) является «тенью будущего, а тело – во Христе» ( Кол. 2:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Евр.1:10 .  И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих. Евр.1:11 .  Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза. Евр.1:12 .  И как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся. «И (паки): в начале Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса»: «та огибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза, обетшают», «и яко одежду свиеши их, и изменятся: Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют». Апостол показал, что Бог Слово – Создатель всего; наименованием неба и земли объял все, что на них; научил, что Он непреложен и неизменяем. Все сие означают слова: «Та погибнут. Ты же пребываеши». Дал видеть изменение твари в лучшее, которое совершено будет Им, и Его безначальность и негиблемость. Ибо говорит: «Ты тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют». Не пришел Он в бытие, но существует; никакого не приемлет изменения, потому что всегда «тойжде». А сим означается и бесстрастие Божества. Ибо если бы Бог пострадал, то как был бы тойжде? Страждущий изменяется. И если бы три дня пребыл в смерти, то оскудели бы лета. Но и Пророк, написавший свидетельство, и Апостол, воспользовавшийся оным, научают нас, что Он всегда есть «тойжде, и лета» Его «не оскудеют». Так сказав о Божественном естестве, Апостол переходит снова к человеческому. Евр.1:13 .  Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? «Кому же от Ангел рече когда: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих?» Не как Богу говорит: «седи одесную Мене». Ибо как воссесть Богу? «Престол Его в век века». Посему как человек приемлет честь сию, а как Бог имеет вечный престол. Евр.1:14 .  Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? «Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?» Достаточно показал различие и по естеству человеческому. Ибо говорит: Христос «седит одесную», Ангелы же, как служители, посылаются для спасения человеков. Потом обращает речь свою в увещание и говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Если же Отец почтил Сына прежде всего тем, что провел Его через страдания, то поистине принять плоть и претерпеть то, что Он претерпел, есть гораздо большее дело, нежели сотворить мир и привести его из небытия в бытие; и последнее есть дело человеколюбия, но первое - гораздо более, как и сам (апостол) объясняет это, когда говорит: " … дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей " , " … воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе " (Еф. 2:7,6). " Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания " (Евр.2:10). Надлежало, говорит, Ему, промышляющему о всем и привед­шему все в бытие, дать Сына для спасения других, одного за многих. Впрочем он не сказал так, но говорит: " совершил через страдания " , выражая, что страдающий за кого-нибудь не ему только приносит пользу, но и сам становится славнее и совершеннее. И это, говорит, для верующих, - для того, чтобы ободрить их. И Христос был прославлен тогда, когда пострадал. Впрочем, когда я говорю, что Он прославлен, то не подумай, будто Он получил приращение славы; ту славу, которая свойственна Ему по существу, Он всегда имел, ни­сколько ее не прибавляя. " Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями " (Евр. 2:11). Вот как опять он соединяет их (со Христом), воздавая им честь, утешая и называя их братьями Христовыми потому, что " все - от Единого " ; но вместе с тем определяет (слова свои) и показывает, что он говорит о Христе по плоти, выражаясь так: " освящающий и освящаемые " . Видишь ли, какое различие (между Им и нами)? Он освящает, а мы освящаемся. И выше Он назван начальником спасения их. " У нас один Бог Отец, из Которого все " (1 Кор. 8:6). " Поэтому Он не стыдится называть их братиями " . Видишь ли, как опять показывает Его превосходство? Выражением: " не стыдится " он показывает, что все это зависит не от сущности предмета, но от милосердия и великого сми­ренномудрая того, кто не стыдится. Хотя и от единого, но Он освящает, а мы освящаемся. Великое различие! Он от Отца, как Сын истинный, т.е. из сущности Его; а мы, как твари, т.е. из ничего; следовательно между Им и нами великое различие. Потому (апостол) и говорит: " Он не стыдится называть их братиями, говоря:  возвещу имя Твое братиям Моим " (Евр. 2:11-12). Приняв плоть, Он принял и братство; вместе с плотью превзошло и братство. Это сказано правильно; но что означают следующие слова: " Я буду уповать на Него " (Евр. 2:13)? И дальнейшие за ними (сказаны) не напрасно: " вот Я и дети, которых дал Мне Бог " ; в них Он называет себя отцом, как там называл братом, когда говорил: " возвещу имя Твое братиям Моим " . Здесь опять выражается превосходство Его и великое различие (между Им и нами), равно как и в следующих словах: " А как дети причастны плоти и крови " (Евр. 2:14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

любовь основаны на «надежде (δι τν λπδα) на уготованное... на небесах» (Кол 1. 5), в то время как неверующие живут, не имея такой Н. (λπδα μ χοντες - Еф 2. 12). Христиане призваны «к одной надежде (ν μι λπδι)» (Еф 4. 4); эта «надежда призвания» (λπς τς κλσεως) - ожидание богатства «славного наследия», к-рое Бог уготовал «для святых» (Еф 1. 18). Христианину следует уповать (λπικναι) «не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим 6. 17). Н. верующих, «надежда наша ( λπς μν)»,- Сам Господь Иисус Христос (1 Тим 1. 1); «блаженное упование ( μακαρα λπς)» - Н. на «явление славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит 2. 13). Верующих в Иисуса Христа Бог возродил «из мертвых к упованию живому (ες λπδα ζωσαν)» (1 Петр 1. 3). Видевшие славу Воскресшего из мертвых будут иметь «упование (λπδα) на Бога» (1 Петр 1. 21). Это упование должно стать основой проповеди и ответом на вопрошания людей, не просвещенных еще светом веры: «...будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчетав вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр 3. 15). Христиане, «дети Божии», знают, «что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть». Эта Н. важна для самого человека: «...всякий, имеющий сию надежду (λπδα τατην) на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Ин 3. 2-3). В Послании к Евреям Н. придается особое значение: она «для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр 6. 18-19); верующим следует неуклонно исповедовать свою Н., «ибо верен Обещавший» (Евр 10. 23). Христиане составляют дом Божий, если только твердо сохраняют «дерзновение и упование (λπς)» (Евр 3. 6); посредством «лучшей надежды (κρεττονος λπδος)», к-рая дарована людям благодаря пришествию в мир Христа, священника по чину Мелхиседека, «мы приближаемся к Богу» (Евр 7. 19) Н. в христианской традиции О христ. Н. в Свящ. Писании говорится: «…закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр 7.

http://pravenc.ru/text/2564604.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010