3. Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его, и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение. Ст. 1–3. Стремящимся к правде ( Пс. 33:15 ) и ищущим Господа (ib. 5) иудеям, в сознании которых пророчество об отступлении от Господа естественных чад Сиона и разрушении Иерусалима должно было возбудить вопрос о дальнейшей участи Сиона и Иерусалима, обрекавшихся, по-видимому, на вечное запустенье, Господь повелевает вспомнить историю чудесного продолжения рода Еверова от Авраама и Сарры, чрез рождение Исаака в таком возрасте, когда по естественным законам жизни чадорождение невозможно (Вт.18:11–12). Подобно тому, как Авраам и Сарра, не смотря на естественные условия, препятствовавшие рождению от них сына, по особому благословению Божию, стали родоначальниками многочисленного племени и, как таковые, продолжали жить в произшедшем от них потомстве: подобно этому и Сион, не смотря на отступление от Господа естественных чад Сиона, повергавшее его в состояние запустенья и печали, по особому действию Божию, снова оживет и будет иметь жизнь, полную величия и красоты, как рай Господень. В 1 ст. евр. и в ват. и ал. т. поняты в ф. Пиэл, с чем согласен слав. пер. в строке, но в некоторых иных греч. сп., согласно с евр. м. т.. в ф. Пюал, с чем согласен слав. пер. под строкой. Во 2 ст. слова: и возлюбил его не имеют себе соотв. в евр. м. т. В 3 ст. начальные сл. по евр. м. т.: 70 читали: почему: α σε νν παρααλσω=и тебе ныне утешу; евр. м. =в р.-с. и степь его, 70 читали: , – от – вечер, почему: α τ προς υσμς υτς=и яже к западам его. 4. Послушайте мене, людие мои, послушайте, и царие ко мне внушите: яко закон от мене изыдет, и суд мой во свет языком. 5. Приближается скоро правда моя, и изыдет яко свет спасение мое, и на мышцу мою языцы надеятися будут: мене острови ожидати, и на мышцу мою уповати будут. 6. Воздвигните на небо очи вашы, и воззрите на землю долу, понеже небо яко дым утвердися, и земля яко риза обетшает, живущии же на земли якоже сия изомрут. спасение же мое в веке будет и правда моя не оскудеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

5 . С Евр.: «Ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева». 6 . Свидение во Иосифе положи е, внегда изыти ему от земли Египетския. С Евр.: «Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал». По бл. Феодориту, свидение здесь означает законоположение (то же, что повеление, определение) праздновать в новомесячие, а слово: во Иосифе – в народе Еврейском. Т.е. это повеление, чтобы праздновать в новомесячие, Бог дал Еврейскому народу, когда он вышел из земли Египетской, для того повелел, чтобы помнили Божии благодеяния в Египте и пустыне, помнили и благодарили Господа. Языка, егоже не ведяше, услыша. «Народ, – говорит св. Афан., – пришедши из Египта, услышал язык, которого прежде не знал. Какой же это язык? Не глас ли Божий к народу на горе?» Этот же глас Божий разумеет здесь и бл. Феод. под языком, которого Евреи прежде не знали. Приводится причина, почему должно праздновать или благодарить и славословить Господа, – потому, что повелел Сам Бог, даровав Евреям свободу и закон и оказав другие благодеяния. 7 . Отъят от бремене хребет его, руце его в коши поработасте. С Евр.: «Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин». В коши 488 – т.е. в корзине. Корзины употреблялись Египтянами и Евреями в Египте для делания в них кирпичей и для ношения их и других тяжестей – глины, соломы и т.п. Кошницы, полные тяжестей, носили на хребтах. Это была самая тяжелая работа, от которой жизнь Евреев в Египте была «горькою» ( Исх. 1:14 ). Псалмопевец напоминает, от какой тяжелой работы и жизни освободил Бог древле Евреев. «Разумеет, – говорит св. Афан., – что Бог освободил их от тяжестей, какия носили, строя города Фараону. Руце его в коши поработасте. Сказано это потому, что в корзинах носили брение и плевы для делания плинф». «Пророк выразил, – говорит бл. Феод., – труды в Египте, тяжкую работу и плинфоделание». 8 . Услышах тя в тайне бурне 489 , т.е. в таинственной буре, бывшей на Синае ( Исх. 19:16 ) или в Египте ( Исх. 9:23 ), Я, говорит Господь, услышал Тебя. По бл. Феодориту, «Господь означает сим следующее: не явив Себя, но имея невидимое естество, соделал Я спасение видимым для всех человеков, как бы громом каким – Египетскими казнями дав всем разуметь, какое имею о тебе промышление». По св. Афан., «Я избавил тебя от великой и чрезмерной скорби». Искусих тя на воде пререкания. С Евр.: «При водах Меривы испытал тебя». Т.е. испытал веру твою, когда ввел в Рефидим ( Исх. 17:1–2 ; Числ. 20:12 ). Здесь, как известно, Евреи возмутились против Моисея, не видя и не имея воды. По изведении воды из скалы, место это названо: Масса и Мерива, т.е. «искушение и укорение». С Евр.: «В бедствии Ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя; при водах Меривы испытал тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

III. Увещание к христианам, адресатам послания «держаться исповедания упования неуклонно», стараться «поощрять друг друга к любви и добрым делам» и хранить свою веру ( Евр. 10:19–12,29 ). Адресаты послания являются частью народа Божия, который через многочисленные преграды идет к исполнению данного им Богом «обетования». Героические примеры веры святых Ветхого Завета (гл. 11) вдохновляют их на подвиг и возлагают на их плечи огромную ответственность. Адресатов окружает целое «облако свидетелей». Они должны с верой взирать на «начальника и совершителя» Господа Иисуса Христа, Который Сам так же испытал «крест поношения», но ныне находится одесную престола Божия. Адресаты послания в настоящее время терпят скорби, но они не должны забывать, что «всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» ( Евр. 12:11 ). IV. Различные увещания ( Евр. 13:1–21 ); упоминание о предстоящем посещении Тимофея и самого автора послания, приветствия, благословение (13, 22–25). 22.2. Об авторе Послания к евреям   На всём протяжении Послания евреям автор ни разу не упоминает своего имени, вопреки твёрдому обыкновению апостола Павла начинать свои письма с указания автора (или, в некоторых посланиях, соавторов) и адресатов. Автор называет своё произведение «словом увещания» ( Евр. 13:22 ) и упоминает в конце Тимофея (13, 23), хорошо известного сотрудника апостола Павла. Но эти признаки сами по себе отнюдь недостаточны для определения личности автора. Язык и стиль Послания евреям разительно отличаются от языка и стиля других Павловых посланий. Прерывистый образ мыслей и незаконченные предложения, так свойственные стилю апостола, уступают здесь место ровному, последовательному, синтаксически безупречному греческому языку, лучшему из всех книг Нового Завета. Этот язык выдает в его авторе выпускника хорошей греческой школы, напоминает такие образцы эллинистической письменности, как Премудрость Соломонову или труды Филона Александрийского. Некоторые места Послания евреям могут быть сопоставлены с образцами речи аттических авторов (напр., Евр. 12, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Духовное значение субботы Спаситель показывает в словах «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин. 5:17 ). Бог содержит Своим Промыслом мир во все дни недели, и эта божественная благая деятельность является образцом для всех нас. Ап. Павел так объясняет причину отмены ветхозаветных заповедей: «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» ( Евр. 7:18, 19 ). Перемену закона он ставит в непосредственную связь с отменой ветхозаветного священства и установлением благодатного вечного священства Иисуса Христа: «С переменой священства необходимо быть перемене и закона» ( Евр. 7:12 ). Господь потому упразднил закон заповедей учением ( Еф. 2:15 ), что «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» ( Гал. 2:21 ). Неправильна ссылка адвентистов на то, что заповедь о субботе дана как завет вечный. В Исх. 31:16–17 эта заповедь указана как обязательная лишь для иудеев, как «знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки» 26 . Суббота, как знамение Ветхого Завета, должна была уступить место Новому Завету ( Иер. 31:31–34 , Евр. 8:8–13 ). По словам прот. Д. Владыкова , «слова “навеки” и “вечный”, употребляемые в Священном Писании , когда идет речь о ветхозаветных установлениях, обозначают время существования их не навсегда, а только до времени исправления ( Евр. 9:10 ), т.е. до наступления благодатного Царства Христова, так как закон ветхозаветный, будучи тенью грядущих благ ( Евр. 10:1 ), и не мог продолжаться далее пришествия Христова ( Гал. 3:25–26 )» 27 . Как замечает в этой связи Д. Балашов, Новый Завет осуждает многие пороки (он указывает 1Кор. 5:1–7  и  Гал. 5:19–20 , хотя можно было добавить как минимум 1Пет. 4:3 , 1Кор. 6:9–10 , Еф. 5:3–5  и  2Тим. 3:2–5 ), но нигде нет речи о несоблюдении субботы 28 . В этом свете следует рассматривать адвентистские построения о праздновании субботы. Сама по себе суббота (а равно пища, питие, праздники и новомесячия) является «тенью будущего, а тело – во Христе» ( Кол. 2:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Нужно заметить, впрочем, что современная лингвистика 308 производит μκαρ от √maç, – иметь силу, мочь, производить, породившего также слово μακρς – длинный. Но, несомненно одно, – то именно, что Шеллинг правильно передает по меньшей мере одну сторону в содержании μακαρα. Μακαρα есть вечный покой, как следствие озарения души немеркнущим светом самой Истины. Идеей этого «покоя», «жизни», или «жизни вечной» пронизано все Писание и все святоотеческое и литургическое творчество. «Войти в покой Божий, εσελθν ες τν κατπαυσιν –» – такова тема Евр.4 . В этом вхождении – долгожданное обетование народа Божьего, его «субботство, σαββατισμς» ( Евр.4:9 ). «Ибо кто вошел в покой Его [Бога], тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог – от Своих» ( Евр.4:10 ). В Крепости пресв. Троицы, на Утверждении Истины нет мятения и кружения лукавых помыслов; кто в Духе, – завершающем дело Божие, – тот успокоился от дел своих, – не от «дела» жизни, а от дел, от тех дел, про которые сказал Проповедник: «Суета сует, суета сует, все суета. Одно поколение отходит, другое поколение приходит, а земля во веки пребывает. Восходит солнце и заходит солнце и, на место свое поспешая, восходит оно там. Идет к югу и поворачивает к северу, кружится, кружится на ходу своем ветер, и на круги свои возвращается ветер. – Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» ( Еккл.1:2–9 ). – Но кто не успокоился в Завершителе-Духе, тот, должен будет дать отчет пред всепроникающим Словом Божиим ( Евр.4:12–13 ). Таинственным отсечением дел тленных приобретет тогда покой подсудимый, – получит метафизическое субботствование. Скажет себе: «Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя» ( Пс.114:7 , по евр. счету 116:7). «И отрет Бог всякую слезу с очей его, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» ( Откр.21:4 ): наступила μακαρα. Блаженство, как отдых от неустанно-жадного и никогда не удовлетворенного хотения, как само-заключенность и само-собранность души для вечной жизни в Боге, – одним словом, как полновластное и потому вечно осуществленное повеление себе самому: « мá-хар – не ешь себя» – такова задача аскетики. Только построив себя в земной жизни, только пресуществив помыслы в высшее созерцание, только соделав дольнее символом горнего можно получить блаженство (см. Откр.21:27, 22:14–15 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Нужно заметить, впрочем, что современная лингвистика  производить μκαρ от √mac. — иметь силу, мочь, производить, породившего также слово μακρς — длинный. Но несомненно одно, — то именно, что Шеллинг правильно передает по меньшей мере одну сторону в содержании μακαρα. Μακαρα есть вечный покой, как следствие озарения души немеркнущим светом самой Истины. Идеею этого «покоя», «жизни», или «жизни вечной» пронизано все Писание и все свято–отеческое и литургическое творчество. «Войти в покой Божий, εσελθειν ες τν κατπαυσιν …» — такова тема Евр. 4. В этом вхождении — долго–жданное обетование народа Божиего, его «субботство, σαββατισμς» (Евр. 4). «ибо кто вошел в покой Его [Бога], тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог — от Своих» (Евр. 4, 10). В Крепости пресв. Троицы, на утверждении Истины нет мятения и кружения лукавых помыслов; кто в Духе. — завершающем дело Божие, — тот успокоился от дел своих, — не от «дела» жизни, а от дел, от тех дел, про которые сказал Проповедник: «Суета сует, суета сует, все суета. Одно поколение отходит, другое поколение приходит, а земля во веки пребывает. Восходит солнце и заходит солнце и, на место свое поспешая, восходит оно таме. Идет к югу и поворачивает к северу, кружится, кружится на ходу своем ветер, и на круги свои возвращается ветер. — Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1, 2–9). — Но кто не успокоился в Завершителе–Духе, тот должен будет дать отчет пред все–проникающим Словом Божиим (Евр. 4, 12, 13). Таинственным отсечением дел тленных приобретет тогда покой подсудимый, — получит метафизическое субботствование. Скажет себе: «Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя» (Пс. 114, 7, по евр. счету 116, 7). «И отрет Бог всякую слезу с очей его, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21, 4): наступила μακαρα. Блаженство, как отдых от неустанно–жадного и никогда не удовлетворенная хотения, как само–заключенность и само–собранность души для вечной жизни в Боге — одним словом, как полно–властное и потому вечно осуществленное повеление себе самому: « ма-хар  — не ешь себя» — такова задача аскетики. Только построив себя в земной жизни, только пресуществив помыслы в высшее созерцание, только соделав дольнее символом горнего можно получить блаженство (см. Откр. 21, 27; 22, 14, 15 и др.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Псалом 43 В конец, сынов Кореовых, в разум. Т.е. поучительный псалом потомков Корея, содержащий в себе события отдаленных времен. С Евр.: «Начальнику хора. Учение. Сынов Кореевых». (См. Введение). «Этот псалом, – говорит св. Златоуст, – хотя произносит пророк (т.е. Давид), но он произносит не от собственного лица, а от лица Маккавеев, предвозвещая и изъясняя имевшее быть в их время», и относит ко временам Антиоха Епифана. Также думает и бл. Феодорит, присовокупляя, что «псалом изречен от лица победителей Маккавеев, предварительно научая, какие слова надлежит произносить им во время опасности». По мнению св. Афанасия, псалом сей того же содержания, как и предыдущие. «Певцы (т.е. сыны Кореевы) описывают древние благодеяния Божии и просят помиловать их; потому что Его признают упованием своим, и исповедуются о имени Его». Так как в 12 ст. сего псалма говорится о рассеянии Евреев между народами, то некоторые из толковников относят псалом ко временам плена Вавилонского; бл. Иерон., Август., св. Амвросий видят пророчество о христианских временах мученичества, на основании послания к Римлянам ( Рим. 8:13 ), где приводятся слова из 23 стиха сего псалма. 2 . Дело, еже соделал еси – т.е. изгнание и истребление Хананеев, поселение Евреев в Палестине. С Евр.: «Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние». 3 . С Евр.: «Ты рукою Своею истребил народы, а их насадил; поразил племена, и изгнал их». 4 . Не бо мечем своим наследиша землю и проч. Хотя Евреи сражались и побеждали Хананеев, но побеждали при помощи Божией. Главною причиною их побед было не воинское оружие, а десница и мышца, т.е. сила и могущество Божии, и просвещение лица Божия, т.е. Его защищение, промышление (Злат.) и Божие благоволение, яко благоволил еси в них. С Евр.: «Ибо они не мечем своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца, и свет лица Твоего; ибо Ты благоволил к ним». 5 . Заповедаяй спасения Иаковля. Т.е. Ты, Господи, Сам заповедал, определил даровать Иакову, т.е. потомкам Иакова все эти спасения или победы над врагами; или: «Тебе слова достаточно для нашего спасения, нужно только мановение Твое, – и народ будет спасен». Так перевел и Симмах: «заповедуй спасение Иакова» (Бл. Феод.). С Евр.: «Боже, царь мой! Ты тот же; даруй спасение Иакову».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Феод.). Сей толкователь начинает 7-й стих: положи в юдоль плачевную, т.е. земную жизнь обращает в юдоль плачевную. С Евр.: «Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением». 8 . Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе. Т.е. «ежедневно возрастают крепостию, и с приращением добродетелей приобретают великую силу. Сию же во всем перемену произвел, вочеловечившись, Бог-Слово, явившийся людям во плоти, а прежде явление Свое совершивший в Сионе» (Бл. Феод.). По св. Афан. – певец здесь разумеет восхождение от здешнего жития к Богу – в горний Иерусалим, в котором узрят Бога, яко же есть ( 1Ин. 3:2 ). С Евр.: «Приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе». 9 . С Евр.: «Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев». 10 . Призри на лице христа Твоего. «Христом, – говорит св. Афан., – именует здесь народ, призванный в царское священие ( 1Пет. 2:9 )». Тоже и бл. Феодорит. С Евр.: «Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего». 11 . Яко лучше день един во дворех Твоих, паче тысящ, – «ибо что пожнет здесь (в храме Божием, в церкви) человек в один день, того не соберет в другом месте, употребив на то многие тысящи дней» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, «под днем единым во дворех Божиих, т.е. в церквах, разумеется день воекресения Спасителева, а тысящами или тысячею называет подзаконное служение». Изволих приметатися 498 в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих. С Евр.: «Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия». «Как бы так говорит: лучше желаю быть малым и незначительным в числе принадлежащих к Церкви, нежели великим в народе грешном» (Св. Афан.). «Столько мне любезен дом Божий, что желательнее быть поверженным в нем на помосте и лежать при вратах его, нежели проводить время в великих и светлых домах у живущих в беззаконии» (Бл. Феод.) 12 . Господь не лишит благих, ходящих незлобием. Т.е. блаженны те, которые получили такое желание всегда находиться в доме Божием, и живут в чистоте сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Эта идея «личности как жертвы» распространяется на священническое служение всякого истинного пастыря. Ап. Павел говорит о себе как о жертве: «Я соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей» ( Флп. 2:17 ) – и тем самым дает пример своему стаду, дабы они «представляли тела свои в жертву живую, святую, благоугодную Богу» ( Рим.12:1 ). В Новом Завете содержится идея «духовной жертвы», суть которой – во внутренней самоотдаче личности в ее отношениях с Богом и другими личностями 568 . Персонифицированное освящение В Ветхом Завете кровь животных очищала и освящала людей. Эта идея «персонифицирована» в Иисусе. В Самом Христе мы видим высший и абсолютный пример святости, и Он становится источником святости для всех верующих. Он есть «вождь», «начальник» (ρχηγς) – начало нового человечества. Он «сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» ( Евр. 5:9 ). Именно на этом «личностном» уровне Христос делает их «совершенными» (τλειοι), как и Он Сам «совершен» (τλειος): «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» ( Евр. 10:14 ). Абсолютный характер Христова освящения означает, что Он стал причиной онтологического изменения всего человечества. Он приводит человечество к совершенству: термин τλειος (и его синонимы) играет очень важную роль в христологии Послания к Евреям. Совершенна не только Его Божественная природа, но и Его человеческая природа. Это совершенство абсолютно, и именно поэтому автору Послания к Евреям важно сказать о «человеческих искушениях» Христа, которые Он преодолел, «кроме греха» ( Евр.4:15; 7:26; 9:14 ). Автор всячески хочет подчеркнуть полноту человечества Иисуса, которая является источником освящения Его собратьев. Он «сам обложен немощью» ( Евр.5:2 ), «с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти» и «страданиями навык послушанию» ( Евр. 5:7–8 ). Персонифицированное представительство Если во времена ветхозаветных патриархов отец представлял перед Богом всю семью, а позднее первосвященник и левиты представляли весь народ, то теперь Христос представляет все человечество. Идея представительства здесь достигает абсолютного измерения. В Послании к Евреям об этом говорится посредством различных богословских терминов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Дар Божий не может быть несовершенен, и предчувствия победы Ж. над смертью запечатлены уже в ВЗ: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис 26. 19); «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12. 2). Новый Завет Воскрешение Лазаря. Икона. Сер. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Воскрешение Лазаря. Икона. Сер. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Основанием веры в буд. вечную Ж. в НЗ служит факт воскресения Иисуса Христа (2 Кор 13. 4). Верующий во Христа имеет Ж. вечную (Рим 6. 8-11), потому что Христос есть Тот, Кто принес Ж. и нетление (2 Тим 2. 10). Он - «Начальник жизни» (ρχηϒς τς ζως - Деян 3. 15), в Его Ж., преодолевающей смерть, спасение человека (Рим 5. 10), Он - данная уже сейчас верующим Ж., к-рая сокрыта с Ним в Боге (Кол 3. 3-4), Ж. в Нем (Ин 5. 11; Рим 8. 2; 2 Тим 1. 1), Он есть «воскресение и жизнь» (Ин 11. 25), «путь и истина и жизнь» (Ин 14. 6), «истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин 5. 20). В языке НЗ понятие «Ж.» передается греч. словами ζω, ζ, βος, βιω, ψυχ (см. ст. Душа ) и др. Как и в ВЗ, в новозаветных текстах Ж. сопоставляется со смертью и противопоставляется ей. Ап. Павел пишет: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь...» (Рим 8. 38); «Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть...» (1 Кор 3. 22); «...возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью» (Флп 1. 20). В согласии с ветхозаветным языком о Ж. говорится и как о явлении, имеющем протяженность во времени: «Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое...» (Лк 16. 25; cp.: 1. 75; 2. 36; 12. 15; Деян 8. 33 (Ис 53. 8); Евр 2. 15). У Ж., понимаемой т. о., есть естественный предел: «Ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак 4. 14; ср.: Евр 9. 17; 1 Кор 7. 39; Рим 7. 1-3). Важнейшим признаком Ж. является способность к действию. Поэтому, так же как и в ВЗ, «жить» может иметь значение «быть здоровым»; исцелив сына царедворца, «Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров» (ζ - букв. живет - Ин 4. 50; ср.: Мк 5. 23). Соответственно предметы и явления, лишенные действия или не приводящие к результату, могут быть названы «мертвыми», как грех в отсутствие закона (Рим 7. 8), неправедные дела, которые очищает кровь Христова (Евр 9. 14) или бездеятельная вера (Иак 2. 17). Напротив, живы истинные и потому действенные слова (Деян 7. 38; Евр 4. 12; Ин 6. 63, 68), надежда (1 Петр 1. 3) и жертва (Рим 12. 1).

http://pravenc.ru/text/Жизнь.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010