5 Так, их Писание говорит: “И был день, и пришли ангелы Божии предстать пред Богом; и диавол пришел между ними, обойдя землю и исходив ее 146 ”, называя “диаволом” враждебную силу, а “ангелами Божиими” добрые [силы]. Эти добрые силы оно именует “божественными духами” и “служителями Божиими”, когда говорит: “Ты творишь ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.” ( Пс.103:4 (= Евр.1:7 )) 7 А вот как представляет противоборство враждебных сил тот, кто сказал: “Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы сей 147 , против духов злобы поднебесных.” ( Еф.6:12 ) 8 Похоже, что Платон перефразировал моисеево изречение, которое гласит: “Когда Всевышний разделял народы, чтобы рассеять сынов адамовых, Он поставил пределы народов по числу ангелов Божиих 148 ”; на основании чего он и определил, что весь род человеческий есть ‘достояние богов и демонов’. Глава 27. Евреи и Платон: о бессмертии души 1 В своих представлениях, касающихся бессмертия души, Платон также ни в чем не отличается от Моисея, который первым определил, что человеческая душа есть бессмертная сущность, назвав ее образом Божиим, а точнее, что она была создана по образу Божию. “И сказал Бог, – говорит он – сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Нашему). И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его” ( Быт. 1:26–27 ) 2 И затем, словом разделяя сложную субстанцию на видимое тело и умопостигаемую душу он прибавляет: “И взял Бог персть от земли, и создал человека, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.” ( Быт.2:7 ) 3 Он также утверждает, что человек был облечен властью и царским достоинством, чтобы управлять всеми живыми существами на земле; так, он говорит: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею . И сотворил Бог человека по образу Своему 149 , по образу Божию сотворил его.” ( Быт.1:26–27 ) 4 Образ же Божий и подобие как иначе могут мыслиться, если не в соотнесенности с силами Божиими и с подобием [Ему по] добродетели? Теперь послушай, что Платон, словно научившись у Моисея, говорит в Алкивиаде:

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

   Видишь ли, что мы избегаем ваших ухищрений, как ни хотелось вам одолеть нас? Но поскольку мы узнали уже, сколь непреоборимы твои умозаключения и ухищренные доводы, то посмотрим, какова крепость твоих доказательств из слова Божия, если станешь убеждать нас и ими.    Ибо мы и познали, и проповедуем Божество Сына, руководствуясь великими и высокими словами. Какими же? Следующими: Бог, Слово, в начале, с началом начало («В начале было Слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). И: «с Тобой начало» (Пс.103:4). И еще: «Кто от начала (Ис.41:2-4). вызывает роды» (Ис.41:4). А также наименования: Сын единородный («Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18); Путь, истина, Жизнь, Свет («Я есть путь, истина и жизнь» (Ин.14:6); и еще: «Я свет миру» (Ин.8:12)), Премудрость, Сила («Христос Божия сила и Божия премудрость» (1Кор.1:24)), Сияние, Образ (χαρακτηρ, εικν), Печать («Сей будучи сияние славы и образ (χαρακτηρ) ипостаси Его» (Евр.1:3); и еще: «Образ (εικν) благости» (Прем.27:6); и еще: «Отец на нем положил печать свою, Бог» (Ин.6:27)); Господь, Царь, Сущий, Вседержитель («и Господь полил дождем огонь от Господа» (Быт.19:24); и еще: «жезл правоты, жезл царства Твоего» (Пс.44:7); и еще: «который есть и был и грядет, Вседержитель» (Апок.1:8)) ясно приписываются Сыну, равно как и другие имеющие с этими одинаковую силу и принадлежащие к числу тех, из которых ни одно не есть приобретенное и впоследствии присвоенное Сыну или Духу, так же как и самому Отцу, потому что Он совершен не через приращение, и не было, когда бы Он был без Слова, не было, когда бы Он был не Отец, не было, когда бы Он был не истинен, или не премудр, или не всемогущ, или лишен жизни, или светлости, или благости.    Перечисли же и ты в противоположность этим словам те, которые отыскивает твоя неблагодарность! Таковы суть: «Бог мой и Бог ваш» (Ин.20:17), «бо­лее» (Ин.14:28), «создал» (Прит.8:22), «сотворил» (Деян.2:36), «освя­тил» (Ин.10:36). А если угодно, и следующие: «раб» (Ис.49:3), «послу­шен» (Фил.3:7), «отдал» (Ин.5:22, 10:29), «навык» (Евр.5:8), «запове­дал» (Ин.14:31), «послал» (Ин.10:36, 17:3), «не может от себя ничего тво­рить» (Ин.5:30), или говорить (Ин.12:49), или судить (Ин.12:47), или даровать (Мф.20:23), или хотеть (Мф.26:39).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

7, 27). Жертву Христа нельзя и не имеет смысла повторять: Христос вошел… не для того, чтобы многократно приносить Себя… иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею (Евр. 9, 24–26). «Аватары»-«спасители» Индии вынуждены приходить регулярно. Каждый раз, когда в мире затмевается память «кармического закона», они должны приходить и напоминать о нем. Они говорят о космическом круговороте, и в этом круговороте они должны принимать участие сами. Но в Библии – линейная история; каждое мгновение времени единично, уникально и ответственно. В библейском времени возможны неповторимые события. Самым важным из них и было Пришествие Христа. Христос воздействует не на рассудок, не на память людей – и поэтому плоды Его Пришествия несравнимо богаче. Собою Он изменил вообще всю космическую структуру. Потому что Он пришел не с книгами и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление… Кровь Христа… очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! (Евр. 9, 12, 14). Теперь – имеем дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым (Евр. 10, 19). Если бы в то святилище, где человек обретает Бога, можно было войти путем жертв, совершаемых самим человеком, то можно было бы предположить позитивное значение иных, внехристианских, религиозных путей. Если бы в это святилище человек входил посредством расширения своего знания о Реальности, т.е. путем накопления гнозиса, то можно было бы ожидать появления новой религии, учитывающей «эволюцию достижений человеческой культуры». Но вход в это святилище Бог обусловил иным: Своей Любовью и Своей Жертвой. Она уже принесена. Однажды и вовеки. Не надо бояться необычности Божия решения. Не надо убегать от Христа и Его Церкви в Шамбалу, в Индию или в «Третий Завет». Бог уже давно ждет нас рядом с нашим домом в обычной приходской церквушке на соседней улице, где каждое воскресное утро совершается Таинство Любви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В числе Апостолов, получивших власть прощать грехи людям, был и ап. Петр, трижды отрекшийся от Христа. Епископы и пресвитеры Церкви, конечно, тоже – люди грешные, но им дано такое великое право, какого не имеют не только миряне, но даже и Ангелы, ибо никому из Ангелов не сказал Бог: «кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Если бы власть прощать грехи имели только безгрешные люди, то этой властью никто на земле никогда и не пользовался бы, ибо все люди грешны, один Бог без греха ( Откр. 15:4 ; Евр. 4:15 ). Приступая к исповеди, мы должны не чужие грехи считать, а свои, и смотреть не на достоинства или недостатки пастырей, а на священный их сан, который дан им от Бога через святительское рукоположение преемственно от Апостолов вместе с данной им властью прощать людям грехи. За свои грехи пастыри сами ответят. Людям же нужно помнить, что пастыри отпускают им грехи не своей властью, а властью, данной им от Бога в таинстве священства, и что «сокровище сие они носят в глиняных сосудах, чтобы преизбыточествующая сила была приписываема Богу, а не им» ( 2Кор. 4:7 ). 3) Какие грехи могут быть прощены на Исповеди, а какие нет? 3) «Всякий грех и хула простятся человеку, а хула на Духа Святого не простится человекам» (Мф. 12:31–32). «Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» ( 1Иоан. 5:16 ). «Ибо невозможно однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновят покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» ( Евр. 6:4–6 ). Из приведенных мест св. Писания видно, что «всякий грех», как бы ни был он велик, может быть прощен Богом человеку, при искреннем его покаянии, ибо «Кровь Иисуса Христа, Сына Его очищает нас от всякого греха» ( Иоан. 1:7 ). Не простится человеку только «хула на Духа Святого», или «грех к смерти», то есть такое греховное состояние человека, когда он грешит сознательно и произвольно, грешит не по слабости своей воли, а не считая грех грехом, отрицая Бога и Его святые законы: «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи; но некоторое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» ( Евр. 10:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Вместо «утвердить», как в Гр. и Сир., Евр. читает «научить»; но это чтение произошло, по-видимому, из «он укрепит», – последнее, по свидетельству переводов, и следует считать первоначальным. Господь укрепить твое сердце, чтобы ты мог успешно выдержать испытания, соединенные с исканием мудрости (ср. 4, 18–22), и не пасть. Последняя фраза стиха в Сл. неясна, как и в Гр.: «и желание твое мудрости («твое» опускают А. S, С, 70, 106, 155, 157, Cpl, как и Сл.) дано будет тебе», т. е., будет исполнено; в Евр. же читается буквально: «и чего ты желал, Он умудрить тебя», т. е. «и по желанию твоему сделает тебя мудрым», так же и в Сир.: «и чего ты желал, Он научить тебя». Гр. есть свободный перевод того же Евр. текста.   Разные правила нравственности и житейского благоразумия ( Сир. 7 гл.) Глава 7, 1. Не делай зла, и тебя не постигнет зло. 2. удаляйся от греха, и он уклонится от тебя; 3. не сей на бороздах неправды, чтобы не пожать с них в семь раз более. 4. Не проси у Бога власти и у царя почетного места. 5. Не оправдывай себя перед Господом и не мудрствуй пред царем. 6. Не просись быть начальником. Если нет у тебя силы прекратить беззаконие, чтобы не убоятся тебе сильного человека, и чтобы не положить пятна на свою справедливость. 7. Не выставляй себя беззаконником на собрании у ворот и не роняй себя в глазах общества. 8. Не замышляй снова повторить грех, так как и за один грех ты не останешься безнаказанным. Не говори: Господь увидит множество даров моих, и когда я буду приносить жертвы Всевышнему, Он примет. 10. Не будь нетерпелив при молитве и не медли в делах милосердия. 11. Не презирай человека, находящегося в несчастии, так как есть Возвышающий и Смиряющий. 12. Не замышляй зла на брата, также и на друга и на ближнего. 13. Не желай говорить какую бы то ни было ложь. ибо надежда на нее не принесет добра. 14. Не будь многоречив на собрании старших и при просьбе не повторяй слов. 15. Не тяготись трудностью работы и земледелием, предназначенным от Бога, 16. Не цени себя выше сограждан, (18) помни, что гнев Божий не замедлить. 17. Глубоко-глубоко смири душу свою, 19. так как надежда человека – гробовой червь   20. Не променивай друга на деньги и брата родного на золото офирское. 21. Не отвергай умной жены: она прекрасна добротою своею больше жемчуга. 22. Не обижай раба, трудящегося усердно, или наемника, преданного тебе; 23. умного раба люби, как душу свою. и не откажи ему в свободе. 24. Есть ли у тебя скот, – смотри за ним сам, и если он надежен, держи его. 25. Есть ли у тебя сыновья, – воспитывай их и возьми им жен еще в юности их; 26. есть ли у тебя дочери, – наблюдай за телом их и не показывай им веселым лица своего; 27. выдай дочь – и выйдешь из хлопот, а человеку разумному подари ее. 28. Есть ли у тебя жена, – не презирай ее, а если не любишь, не доверяйся ей. 29. Всем сердцем своим чти отца своего и не забывай болезней матери; 30. помни, что без них тебя не было бы,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Помни всегда о своем странничестве на этой земле, об отечестве небесном и о вечном блаженстве праведных, и тебя не будут обольщать кратковременные земные блага. Предложенные примеры показывают, как мы должны преодолевать все искушения и все трудности, встречаемые на пути настоящей жизни. Они показывают, что источник твердости, великодушия, непоколебимого мужества в преодолении всех трудностей на поприще благочестия и добродетели – есть твердая и непоколебимая вера. Она укрепляла в подвигах древних патриархов, она воспитала в Моисее такое мужество, такую непоколебимую решимость и твердость, что он поношение Христово – все скорби и тяжкие труды, какие должен был переносить с народом Божиим, предпочел всем египетским сокровищам. и удовольствиям: взираше бо верою на мздовоздаяние ( Евр.11:26 ) и не убоялся гнева царского; ибо он, как бы видя Невидимого был тверд (ст. 27). Братия! взирайте всегда верою на невидимого Бога, какбы видя Его пред собою, – и никакие скорби, никакие беды не будут устрашать вас. Помышляйте всегда о вечной жизни и вечных благах, уготованных любящим Бога и соблюдающим Его заповеди, – и никакие соблазны не увлекут вас, никакие земные блага и удовольствия не обольстят вас; потому что вы будете любить Бога более всего и, по слову Господа Спасителя, всегда будете искать прежде царствия Божия и правды его ( Мф.6:33 ). Аминь. Беседа 50 в навечерие Рождества Христова (Зачала 303 и 304.) ( Евр.1:1–12 ). Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, его же положи наследника всем, имже и веки сотвори ( Евр.1:1–2 ). «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, которого поставил наследником всего, чрез которого и веки сотворил». Так начал апостол Павел свое послание к Евреям, которое написал он с тем, чтобы раскрыть Божественное величие Иисуса Христа, и чрез то показать великое превосходство христианской веры в сравнении с иудейскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Слова «сия пишу» нужно относить ко всему предшествующему, раньше сказанному Апостолом, начиная с 1Ин1:5 , а не связывать их только с 1Ин.1:10 . Апостол пишет, что Бог есть свет и тьмы в Нём нет никакой, что поэтому общение с Богом необходимо предполагает хождение во свете, а не хождение во тьме, что хождение во свете для нас возможно, потому, что хотя все мы имеем грехи и было бы клеветою на Бога и Его откровение утверждать, что мы не творим греха, но чистосердечное исповедание своих грехов пред Богом соделает то, что Бог, по своей святости и провосудию, простит нам грехи наши и очистит нас от всякие неправды. Всё это, говорит Апостол, я пишу вам, да не согрешаете, т. е. чтобы, помня о необходимости и условиях освящения, вы старались быть свободными от греха, не работали греху ( Рим.1:6 ), грех не обладал над вами ( Рим.6:14 ), а вы были мертвы для греха ( Рим.7:11 ). Но если кто, при всём своём противлении греху и стремлении к освящению, все-таки впадает в грех, он не должен унывать, так как мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа Праведника, Святителя исповедания нашего. Иисус Христос называется Ходатаем, «единым Ходатаем» ( 1Тим.2:5, 6 ), потому что Он умилостивительная жертва за грехи всего мира ( 1Ин.2:2 ), Он примирил кровью креста Своего нас с Богом ( Кол. 1:20 ; Еф.2:14–18 ; Рим.3:25 ). Иисус Христос есть великий Первосвященник, иже не имать по вся дни нужды, якоже первосвященницы, прежде о Своих гресех жертвы приносити, потом же о людских: сие бо сотвори единою, Себе принес ( Евр.7:27 ); Он единою в кончину веков, во отметание греха, жертвою своею явися ( Евр.9:26 ). Но ходатайство Иисуса Христа не исключает несравненно отличных от Него ходатаев – святых Божиих, которые являются ходатаями чрез Христа, чрез превосходнейшее усвоение принесенных Им благодатных средств спасения. Так как Церковь Христова едина, все верующие суть члены единого тела Христова, то почему, спрашивается, члены сильнейшие, достойнейшие не могут предстательствовать о членах немощнейших, слабейших? Такое ходатайство необходимо вытекает из закона христианской любви, связующей нас воедино и не позволяющей, чтобы мы думали только о своём спасении, чтобы, достигши оправдания, приступивши к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному и тмам Ангелов, торжеству и Церкви первородных на небесех написанных ( Евр.12:22, 23 ), не помышляли о спасении, введении в горний Иерусалим и своих ближних. В Откровении определенно говорится, что «четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Откр.5:8 ). В другом месте Тайнозритель видит, что «пришел иной Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Откр.8:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сколько лиц заключал каждый род, здесь не указано. Но если разделить 8600 на четыре, то получится 2150, т.е. приблизительное среднее число взрослых лиц мужеского пола, приходящееся на каждый род. Если к этому числу мужчин присоединить еще женщин и детей, то 2150 придется возвысить до 6450. Такое число лиц должен был заключать род Амрама. Но кроме Моисея, Библия из детей Амрама знает только Аарона и Мариам ( Исх.6:20 ). В виду этого отождествление Амрама, отца Моисея, с Амрамом, сыном Каафа, приводит к невероятному заключению, что от четырех представителей (Амрам, Моисей, Аарон, Мариам) в один род произошло 6450 человек. Единственным исходом из этого затруднения является вполне достоверное предположение, что Амрам, отец Моисея, не одно и то же лицо с Амрамом, сыном Каафа, а одноименный с ним позднейший потомок Левия. Мать Моисея – Иохаведа называется теткой своего мужа Амрама, а сообразно с этим в Чис. 26:59 – «дочерью Левия, которую родила ему жена его в Египте». Но что касается термина «тетка» (евр. «дода»), то он может быть понят иначе, что и доказывается переводом LXX: « θυγατρα το δελφο το πατρς ατο» – двоюродная сестра с отцовской стороны, «дщерь брата отца своего». Как тетка Амрама, Иохаведа – дочь Левия (от Левия Кааф и сестра его Иохаведа, от Каафа Амрам, племянник Иохаведы). Но раз Иохаведа, жена Амрама, – его двоюродная сестра, то она уже не может быть дочерью Левия. И что действительно греческие переводчики не считали ее таковой, это видно из их чтения ( Чис.26:59 ). Вместо еврейского: «Иохаведа дочь Левия, которую родила жена Левина в Египте», они ставят: « θυγτηρ Λευι, τεκεν τοτους τ Λευι ν Αγπτ», – «дщи Левиина, яже роди сих 7 Левии во Египте». Следовательно, и со стороны своей матери Моисей не был ближайшим потомком Левия. Исх.6:26 .  Аарон и Моисей, это – те, которым сказал Господь: выведите сынов Израилевых из земли Египетской по ополчениям их. Исх.6:27 .  Они-то говорили фараону, царю Египетскому, чтобы вывести сынов Израилевых из Египта; это – Моисей и Аарон. Исх.6:28 .  Итак в то время, когда Господь говорил Моисею в земле Египетской, Исх.6:29 .  Господь сказал Моисею, говоря: Я Господь! скажи фараону, царю Египетскому, всё, что Я говорю тебе. Исх.6:30 .  Моисей же сказал пред Господом: вот, я несловесен: как же послушает меня фараон? Изложив родословие Моисея и Аарона и отметив их положение в качестве богоизбранных вождей народа еврейского ( Исх.6:26–27 ), священный писатель возвращается к тому, на чем прервала его нужда внести родословие Моисея и Аарона, именно к ответу первого на приказание идти к фараону ( Исх.6:12 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Исход. 386-554 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Цар.21:26 .  он поступал весьма гнусно, последуя идолам, как делали Аморреи, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых. Ахав уже по опыту знает, что означает внезапное появление пред ним пророка Илии ( 3Цар. 17:1, 18:17 ). На обличение пророка он выставляет на вид (ст. 20); сн. 3Цар. 18:17 личную вражду к нему пророка, но последний указывает, что виною всему безвольная преданность Ахава греху (евр. гитмаккер: продан (греху), ср. 4Цар. 17:17 ; Puм. 7:14; LXX и слав. добавляют: μτην, «всуе продан»; кара Божия, постигнет Ахава и дом его, как и дом Иеровоама ( 3Цар. 14:10–11 ) и дом Ваасы ( 3Цар. 16:3–4 ) – черты истребления во всех случаях рисуются до буквальности одинаково, (ст. 21, 22); сн. ( 4Цар. 9:8–9 ); постыдная смерть угрожает особенно Иезавели, главной виновнице нечестия в Израиле при Ахаве (ст. 23); сн. ( 4Цар. 9:10, 36 ); нечестия, состоявшего в официальном введении культа Ваала (ст. 25–26), в чем Ахав оказался хуже всех предшественников своих (ср. 3Цар. 16:31–33 ): те поддерживали неугодный Иегове культ тельцов, а Ахав ввел чистое язычество. 3Цар.21:27 .  Выслушав все слова сии, Ахав [умилился пред Господом, ходил и плакал,] разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально. 3Цар.21:28 .  И было слово Господне к Илии Фесвитянину [об Ахаве], и сказал Господь: 3Цар.21:29 .  видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его. Обличение пророка Илии и на этот раз, как и после кармильского события ( 3Цар.18:45–46 ) произвело сильное действие на Ахава. Ахав, видимо, был склонен принимать воздействие проповеди пророка, но слабохарактерность и подчинение влиянию язычницы жены парализовали спасительное действие личности и проповеди пророка: (полная аналогия с Иродом, с удовольствием слушавшим Иоанна Крестителя и все же умертвившем его по навету злой Иродиады), ( Мк.6:20–26 ): Ахав (по LXX: слав.: «умилися от лица Господня, и идяше плачася», – добавление, едва ли первоначальное, но вполне выражающее мысль текста) наложил на себя траур, обычный в печали (ср. 3Цар.20:31–32 ) и подверг себя покаянному посту (ср. 2Цар.12:16,21–23 ; Ис.58:3–11 ), почему Господь через пророка Илию смягчил Свой суд над Ахавом (ст. 29): грозное пророчество исполнится во всей силе не на Ахаве, а на сыне его Иораме ( 4Цар.9:24–26 ). Так, «бездна благости – Владыка Бог за убийство угрожал конечною гибелью; и за слезы об убийстве даровал замедление наказания» (блаженный Феодорит, вопр. 62). «Покаяние, конечно, не притворное, но временное; почему и временным сопровождалось помилованием» (Филарет, с. 246).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Будучи образцом совершенного «смирения», Господь Иисус Христос в Своем Евангелии спасения возвестил учение о смирении как спасительной Богочеловеческой силе. Человеческий дух не в состоянии даже себе представить, какой и сколь великий подвиг личного смирения, личного уничижения подъял Единородный Сын Божий и Бог, воплотившись, сделавшись человеком и подвергнув себя крестной смерти (см. Флп.2:5-8). Вся жизнь Спасителя на земле знаменует собой и на самом деле есть невиданное смирение. Разве не есть это невиданное дотоле смирение, если Он, всемогущий Бог, ради нас подъемлет людские немощи (см. Мф.4:2, 21:18; Мк.11:12; Лк.4:2; Ин.4:6, 7, 11:35; Евр.5:7), терпит искушения (см. Мф.4:1; Мк.1:13, Лк.4:2; Евр.2:18, 4:15), бедствует (см. Мф.8:20; Лк.8:3, 9:58; 2Кор.8:9), становится для людей рабом (см. Мф.20:28; Мк.10:45; Лк.22:27; Флп.2:7), омывает ноги ученикам (см. Ин.13:4-14), позволяет Себя оскорблять (см. Мф.9:34; Мк.15:18-20; Лк.23:35; Ин.7:12, 8:48, 50, 10:20), оплевывать (см. Мф.26:67; Мк.15:19), бить (см. Мф.26:67; Мк.15:19; Лк.22:63) и предать смерти (см. Мф.27:35, 50; Мк.15:25, 37; Лк.23:33, 46)? Как воплотившееся смирение и олицетворившееся все-смирение Спаситель справедливо говорит о Себе, что Он «смирен сердцем» (Мф.11:29). И вся жизнь Спасителя на земле протекла во всесовершенном смирении, о котором пророчествовали пророки и на которое взирали Его современники (см. Ис.42:3-4; Мф.12:19-20).    Так как Своей Пресвятой Личностью и Своей безгрешной жизнью Спаситель явил образец и пример Богочеловеческого смирения, то и от Своих последователей требует Он такого же смирения, потому что оно есть источник силы, спасающей людей от мятежа греха и вводящей их в отдохновение святости: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29). «Вы называете Меня Учителем и Господом», — говорит Спаситель ученикам Своим, — «и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин.13:13-15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010