2, 3 . Вси уклонишася, вкупе неключими Быша. Св. Апостол Павел ( Рим. 3:11 ) и все св. Отцы единогласно видят в сих словах псалмопевца всеобщее развращение рода человеческого, общую порчу человеческой природы 87 . С Евр.: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного». 4 . Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие? Т.е. неужели того, что есть Бог, что Господь видит дела человеческие и судит их, – не разумеют люди нечестивые, снедающие люди Моя в снедь хлеба, т.е. притесняющие и обижающие, как бы питающиеся притеснениями народа, как питаются хлебом? Господа не призваша. Призывать здесь значит – познавать, почитать. Св. Афанасий Ал. читает так: «Господа не призваша, снедающии люди Моя в снедь хлеба. Снедали людей Его, ибо убеждали поклониться твари вместо Сотворшего. И они-то, став для других советниками во зле, не призовут Господа. Вместо прошедшего времени (замечает при сем сей отец) должно читать будущее». В переводе с Евр.: «Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ Мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа»? 5 . Тамо убояшася страха, идеже не бе страх. С Евр.: «Там убоятся они страха» 88 . «Посему вы, небоязненно разглагольствующие и никого не страшащиеся, впадете в страх и боязнь, и предадитесь бегству, когда ни один человек не будет устрашать и преследовать» (Бл. Феод.). Или: нечестивые за оскорбление людей Божиих, в наказание за это, будут мучиться своею совестию, устрашаться там, где, по-видимому, нет ничего устрашающего, потерпят наказание там, где не ожидали. Так поступает Господь ради праведников; потому что Он пребывает в роде праведных, и защищая их, наказывает притеснителей. Бл. Феодорит под нечестивыми здесь разумеет Ассириян, которые, поражаемые невидимо Ангелом, убоялись там, где не было ничего страшного, а под родом праведным – царя Езекию и благочестно пасомый им народ. 6 . Совет нищего посрамисте, Господь же упование его есть. Т.е. «вы, злочестивые, пренебрегли род праведных, как ничего не стоющий, и посмеялись твердому его на Меня упованию. Ибо сие упование на Бога пророк называет советом» (Бл. Феод.). По св. Афан., «это сказано тем, которые будут упорствовать в неверии и гнать уверовавших во Христа». С Евр.: «Вы посмеялись над мыслию нищего, что Господь упование его».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

     Православие – это религия, которая ставит догматы выше заповедей. Почему? Потому что заповедь говорит, как спасаться, а догматы рассказывают о Том, Кто дал заповедь. Одно дело, если что-нибудь провозглашает человек, пусть даже и очень святой. Но совсем другое, если заповедует Сам Бог. Тогда и исполняться заповедь будет по-другому. И вопрос «Во что я верую?» стоит прежде вопроса «Как я спасаюсь?». Поэтому, например, на горе Преображения Бог Отец сначала дает догмат: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», а потом заповедь: «Его слушайте» (Мф. 17:5). Послание к евреям, выбранное Церковью для литургических чтений Великого поста, раскрывает нам главнейший из догматов христианства: божественность Иисуса Христа. В сегодняшнем Апостоле святой Павел вспоминает разные стихи из мессианских псалмов и показывает, что они свидетельствуют о Христе как о Боге. Христос – Творец мира, и человеческого, и ангельского: «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих» (Евр. 1:10). Он имеет жизнь в Самом Себе, неизменен и вечен: «Они погибнут, а Ты пребываешь… Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Евр. 1:11–12). Он равноправен Отцу, несоизмеримо выше ангелов, и все враги Его будут побеждены: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?”» (Евр. 1:13). Что дает нам это знание, братья и сестры? Духовную силу, твердость в вере и надежде. Например, сейчас время Великого поста. Только подумайте, христиане, во имя Кого мы постимся. Не во имя пророка, и не во имя Ангела, но во имя Господа неба и земли! Именем царя – так говорили в древности царские слуги, совершая нечто важное, простолюдину недоступное. Именем Иисуса Христа сегодня и мы поднимаем великопостный подвиг, непонятный и недоступный человеку нецерковному. Христос сотворил небо и землю, которые старше нас и нас переживут. Но и их Христос свернет, как одежду, и они как-то дивно изменятся. Сам же Христос меняться не будет, ибо Он уже совершенен, будучи Богом. А как человек Он открылся совершенным на Кресте, показав крайнюю степень любви и снисхождения к убивающему Его миру людей. Об этом пишет апостол Павел в том же Послании, говоря, что Иисуса Христа как Искупителя Бог Отец «совершил через страдания» (Евр. 2:10), т. е. через страдания Христос достиг цели Своего служения роду человеческому.

http://pravoslavie.ru/111201.html

Ам.4:8 .  И сходились два-три города в один город, чтобы напиться воды, и не могли досыта напиться; но и тогда вы не обратились ко Мне, говорит Го­с­по­дь. Голод, о котором говорит пророк, вызывался отсутствием позднего дождя, бывающего за три месяца до жатвы. Это отсутствие дождя создавало и второе бедствие – недостаток воды для питья. Так как это отсутствие дождя не было повсеместным, то в нем, по мысли пророка, израильтяне должны были узнать карающую десницу Божью. Но они не вразумлялись. Ам.4:9 .  Я по­ражал вас ржою и блекло­стью хлеба; множе­с­т­во садов ваших и виноградников ваших, и смоковниц ваших, и маслин ваших по­жирала гусе­ница, – и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Го­с­по­дь. Пророк указывает другие бедствия, постигавшие Израиля: гибель посевов от болезней и садов от гусеницы. Ржа – с евр. schiddaphon, собств. чернота, почернение колоса от восточного ветра (слав. «побих вы раждежением); блеклость – с евр. irakon желтизна, пожелтение хлеба ( Втор 28.22 ; 3Цар 8.32 ), бывающее от дующего в ноябре ветра (слав. «и златеницею»). Ам.4:10 .  Посылал Я на вас моровую язву, подобную Египетской, убивал мечом юношей ваших, отводя коней в плен, так что смрад от станов ваших поднимал­ся в ноздри ваши; и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Го­с­по­дь. После того как названные бедствия не достигали своей цели, Господь поражал Израиля новыми, более тяжкими, постигавшими непосредственно людей. – «Язву, подобную египетской», т. е. подобную той, которая постигла Египет при исходе евреев ( Исх. 9:3–5, 12:29–31 ) или в общем смысле – подобную эпидемическим язвам, бывающим в Египте. LXX евр. bedderech miziraim (подобную Египетской) перевели буквально; отсюда в слав. «послах на вы смерть на пути египетстем». – «Смрад от станов ваших поднимался в ноздри ваши»: причиною смрада являлось множество трупов. LXX евр. beasch (смрад) читали как baesch ( ν πυρ) «в огне», а beapechem («в ноздри ваши») как beapi ( εν τη οργη μου) «во гневе Моем»; отсюда в слав. «и изведох во огни полки ваша во гневе Моем». Перевод LXX дает мысль более соответствующую контексту речи. Вероятно, в ст. 11 пророк имеет в виду несчастные войны с сирийцами ( 4Цар 8:12, 13:3, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В первом было только утверждение, во втором добавлена клятва, которую святой Апостол в послании к евреям толкует следующим образом: «Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:11 ). И еще: «Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их» ( Евр.6:16 ). «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою» ( Евр.6:13 ), «И сказал: Мною клянусь, говорит Господь» ( Быт.22:16 ). Клятва Бога не вызвана необходимостью, ибо кто может потребовать от Него клятвы? Но, как объясняет апостол Павел, этим Он показывает верующим «непреложность Своей воли» (ср. Евр.6:17 ). Так и в другом месте Писания пророк говорит: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Пс.109:4 ). Во времена первого обещания не указывалась причина, почему оно дано, а только сказано: «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков» ( Быт. 15:5 ). Но теперь Он говорит о причине, по которой Он с клятвой подтверждает Свое непреложное обетование. Ибо Он говорит: «Так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего» ( Быт.22:16 ). Он показывает, что благодаря жертве и страданиям Его Сына это обетование непреложно, и ясно обнаруживает его непреложность страданиями Христа за язычников, «по вере потомков Авраама» ( Рим.4:16 ). Но тверже ли второе утверждение первого только в этом отрывке? Ты откроешь тайны во многих подобных местах Священного Писания . Моисей разбил и выбросил первые скрижали закона, выраженного в букве. Второй закон он получил в духе, и он – тверже первого. И опять же, тот же Моисей, когда заключил весь закон в четырех книгах, пишет Второзаконие, то есть второй закон. Измаил – первый, Исаак – второй, но преимущество имеет второй. Примерами этому служат Исав и Иаков, Ефрем и Манассия и тысячи других. 2 . Но давайте вернемся на прежнюю стезю нашу и во всех подробностях рассмотрим нравственную сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Вдумаемся в слова Апостола: говорит ли он здесь о церковной иерархии? Он говорит о том, что каждый христианин должен подражать Христу, о доброй христианской жизни, о принесении духовных жертв, которые состоят в сердечном расположении к раскаянию, в сетовании о грехах ( Пс.50:18–19 ), в славословии и молитве ( Пс.49:14–15 ), в милостыне ( Евр.13:15–16 ), в телесных подвигах ( Рим.12:1; 6:13 ) и в мученичестве за веру ( 2Тим.2:5 ). Эти жертвы должен приносить каждый христианин, и они не могут заменить те благодатные дары, которые подаются в святых Таинствах только через священников Церкви. Называя христиан родом избранным, царственным священством, народом святым, апостол Петр указывает на превосходство их нравственного состояния, как возрожденных в Таинствах, перед состоянием людей некрещеных и потому не возрожденных ( 1Пет.1:10; 9:25 ). В Ветхом Завете всему еврейскому народу Бог сказал: «вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх.19:6 ). Однако для жертвоприношения и совершения общественного богослужения были назначены особые лица из дома Аарона, поставленные на это особым образом, и когда против них восстал Корей, говоря, что «все святы, и среди их Господь» ( Чис.16:3–32 ), он был сурово наказан Богом. Так не заслуживают ли куда более сурового наказания те, кто отвергает священство, поставленное Самим Господом Иисусом Христом вместо священства Ааронова, которое было временным ( Евр.7:11–12 )? Христово же священство – вечно ( Евр.7:24 ). Протестанты ссылаются и на слова святого Иоанна Богослова из Апокалипсиса: «... соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему слава и держава во веки веков, аминь» ( Откр.1:6; 5:10 ; ср.20:6). Если понимать эти слова апостола в буквальном смысле, как это делают протестанты, т.е. что все христиане – священники, то нужно тогда считать их и царями, ибо сказано: «царями и священниками», но это невозможно. Из текста ясно, что апостол Иоанн Богослов, как и апостол Петр, называют христиан царями и священниками в духовном смысле, т.е. как людьми, освященными святыми Таинствами, царствующими над своими грехами и страстями, и приносящими себя в жертву хвалы, благотворения и общительности ( Евр.13:15–16 ), «в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения» ( Рим.12:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

всякий знает, что меньший благословляется большим. Следовательно, прообраз Христов был выше и этого, кто имел обетования. " И здесь десятины берут человеки смертные, а там - имеющий о себе свидетельство, что он живет " (Евр.7:8). А чтобы не сказали: для чего ты обращаешься к давним временам? - какое отношение к нашим священникам того, что Авраам дал десятину? - скажи о том, что касается нас, - для этого (апостол) продолжает: " И, так сказать " . Прекрасно выражается не высказывая мысли своей ясно, чтобы не поразить слушателей. " Сам Левий, принимающий десятины, в [лице] Авраама дал десятину " (Евр.7:9). Каким образом? " Ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его " (Евр.7:10), т.е. в нём был Левий и, еще не родившись, через него дал десятину. И смотри, не сказал: левиты, но Левий, с намерением - через это ещё более доказать превосходство. Ви­дишь ли, какое различие между Авраамом и Мелхиседеком - прообразом нашего первосвященника? Здесь видно преимуще­ство по власти, а не по необходимости. Тот дал десятину, что следует священнику; а этот благословил, что свойственно высшему. Это преимущество переходит и на потомков. Удиви­тельно победоносно (апостол) опроверг всё иудейское; потому он и сказал прежде: " вы сделались неспособны слушать " (Евр. 5:11), что хотел предложить эти истины, -чтобы они не отвратили слуха. Такова мудрость Павлова: он наперед предуготовляет, а потом уже приступает к тому, что намерен говорить. Род человеческий не скоро убеждается и требует многих попечений, даже больше, нежели растения. Там свойство тел и земли, которое уступает рукам земледельцев; а здесь свободная воля, которая допускает частые перемены и избирает то одно, то другое, потому что удобопреклонна ко злу. Он не предупреждает нашего желания, чтобы не наруши­лась наша свобода; когда же мы изберём, тогда Он подаёт нам великую помощь. Почему же, если это зависит и от нас, Павел говорит: " Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего " (Рим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Дан. 8:17, 19, 26, 10:14, 11:27, 35 ). Но при этом оно «спешит, буквально дышит, жадно стремится, влечется само собою, чтоб не опоздать (как параллельно говорится в самом конце стиха): истинное пророчество, как слово живого, всеведущего и всемогущего Бога, как бы одушевлено желанием своего конца, исполнения, подобно тому, как зачавшаяся здоровая жизнь одушевлена желанием рождения, исканием окончательного развития, – чего нет в пророчестве ложном – обмане» (проф. Голубев, с. 871). Не обманет – как обманывали людей ложные пророки, обещавшие слушателям разные блага в близком будущем (ср. Мих 2.11 ). «А если случайно, вследствие твоей, читатель, нетерпеливости и пылкого желания тебе показалось бы, что обещанное несколько замедлило исполниться, то не отчаивайся в его наступлении, но терпеливо ожидай» (блаж. Иероним, с. 156). «Истинно слово предречения сего, посему не сомневайся, хотя и по прошествии многого времени не увидишь конца; потому что непременно совершится и не останется неисполненным» (блаженный Феодорит, с. 28). «Непременно сбудется, не отменится», евр.: бо ябо лой еахер, Vulg.: veniens veniet, et non tardabit. LXX: ερχομενος ηξει, και ουμη χρονιση). LXX, а также Вульгата, понимали евр. бо не как infin. absolut, а как participium (евр. ба), и в этом причастии ( ερχομενος) видели указание на личного Мессию, который несомненно придет, как судия мира. В таком смысле рассматриваемые слова ст. 3 приведены и в послании к евреям, Евр 10.37 «грядый приидет, и не укоснит». Такое понимание, по своей идее и по существу, конечно, вполне приемлемо и совершенно правильно, но форма евр. выражения бо ябо благоприятствует более абстрактному, чем конкретному пониманию субъекта при этом предикате («грядый» было бы габба). Авв.2:4–5 . Вот, душа надмен­ная не успоко­ит­ся, а праведный своею верою жив будет.: Надмен­ный человек, как бродящее вино, не успокаивает­ся, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он не­на­сытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Душа, услышавшая слово Божие и соуслаждаемая с Богом, да воздвигнет себя, и да возбудится в любовь вожделенного Господа, и да возгорится в любовь Жениха. Как огонь, разжигаемый в обильном веществе, увеличивает пламя, да возжелает и она наконец удостоиться неизреченного явления и до смерти да подвизается, чтобы, победив, получить вечную жизнь по предшественнику нашему, Христу, до смерти предавшему Себя за нас. Потому что Господь стал всем указанием, чтобы как Он, посредством бесславия и бесчестия и последней смерти, победил врага, так и мы, живущие в страданиях и смирении и бесславии и во смерти, презревшие стыд, смогли победить диавола и получить жизнь и стяжать «многоценный жемчуг», Он же есть Христос, по сказанному: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр. 12, 4). Смертью победим смерть, не сочетаясь со злом, не падая вместе с помыслами. Постыдно же купцам переплывать такие пучины и пренебрегать смертоносными опасностями ради возрастания и прибавки богатства, а нам, вожделеющим держаться за вечную жизнь и хотящим стяжать нетленный свет самого лучшего жемчуга и желающим приторговать куплю истинного сокровища, не презирать временной смерти, (то есть) мирских наслаждений. Итак, прошу вас, братья, презирать смерть, и за ничто считать свою душу, и до смерти стать подражателями Господа, бывшего во всем нам образом и примером и смертью победившего смерть. 2. Ибо в Законе таинственно, «образом и тенью» (Евр. 8, 5) Моисей, добрый угодник Божий, загадочно относительно смерти Господа повелел приносить в жертву телицу «вне стана» (Евр. 13, 11) в пустынном месте, и ее пепел и окропляемая кровь освящают весь народ, и священников, и богослужебные сосуды, и самую Книгу и скинию. Как и Апостол, беседуя с евреями, разъяснил истинное изображение таинства: «Ибо если кровь тельцов, пишет он, и козлов и пепел телицы через окропление освящает для чистоты тела оскверненных, то тем более Кровь Христа, Который Духом Своим принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному» (Евр. 9, 13–14). А то, что «вне стана» телица приносится в жертву, понимается двояко: или что — так как души пустынны и не имеют в себе гласа или пути Божия, но наполнены страшными колючками — Господь пострадал, чтобы очистить и примирить; или что души, исходящие из их отечеств и от родства и из страшного содружества злых духов тьмы, в коих они пребывали и жили, должны изойти силою Господа и удалиться в чистую землю жизни, где нет голосов злобы и шороха злых духов и толпы нечистых бесов. Неподъяремной же была телица, потому что ярма греха и рабства Господь не понес, но умер за нас. И мы сможем превзойти их, шествуя путем Господа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Евр 2:11–18 26 декабря, Собор Пресвятой Богородицы. 25 марта, Благовещение Пресвятой Богородицы. Великая Пятница на 6 часе. Малое освящение воды. Послание к Евреям, зачало 307 Братья святые, общники небесного звания, воззрите на Посланца и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса, Который верен Поставившему Его, как и Моисей, во всем доме Его. Ибо Он был удостоен большей славы по сравнению с Моисеем, поскольку построивший дом имеет большую честь, чем сам дом. Ибо всякий дом имеет строителя, а строитель всего – Бог. Евр 3:1–4 На освящение храма. Послание к Евреям, зачало 308 Братья, Моисей верен во всем доме Его, как служитель для свидетельства о том, что должно было быть сказано, то Христос, как Сын – над домом Его. И дом Его – мы, если сохраним твердыми до конца дерзновение и похвалу надежды. Поэтому, как говорит Дух Святой: “Сегодня, если услышите голос Его, не ожесточите сердец ваших, как при возмущении в день искушения в пустыне, где искусили Меня отцы ваши, подвергнув испытанию, и видели дела Мои сорок лет. Поэтому Я вознегодовал на этот род и сказал: “Всегда они заблуждаются сердцем; и они не познали путей Моих”. И так Я поклялся в гневе Моем: не войдут они в покой Мой”. На кого негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Кому поклялся Он, что не войдут в покой Его, как не оказавшим непокорность? И мы видим, что не могли они войти из-за неверия. Евр 3:5–11; 17–19 Понедельник 29 седмицы. Послание к Евреям, зачало 309 Братья, смотрите, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверующего и не отступил он от Бога Живого, но увещайте друг друга каждый день до тех пор, пока говорится “сегодня”, чтобы не был ожесточен кто из вас обольщением греха. Ибо мы сделались общниками Христа, если только основу нашей уверенности мы сохраним твёрдой до конца, по сказанному: “Сегодня, если услышите голос Его, не ожесточите сердец ваших, как при возмущении”. Ибо кто, услышав, возмутились? Не все ли, вышедшие из Египта благодаря Моисею? Евр 3:12–16

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

О скинии сказано во многих местах Божественного Писания, и в них, как кажется, сказано о том, к чему слух человека едва ли способен. Однако апостол Павел особо обращает наше внимание на определенные указания в понимании скинии, но по некоторым неведомым причинам, возможно, учитывая немощь своих слушателей, утаивает, так сказать, то, что открывает. Так, обращаясь к евреям, он говорит: «Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». За второю же завесою была скиния, называемая «Святое-святых», имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета» ( Евр.9:2–4 ). Но к этому добавляет: «О чем не нужно теперь говорить подробно» ( Евр.9:5 ). Одни считают, что сказанное «о чем не нужно теперь говорить подробно» относится ко времени написания послания к евреям. Другие же думают, что Павел утверждает, что всей нынешней жизни не хватит, чтобы объяснить все, ибо тайны эти слишком велики. Но Апостол не оставляет нас в безнадежном отчаянии и по своему обыкновению открывает нечто из многого, так что оно остается скрытым для равнодушных, но открывается ищущим и отворяется стучащим (ср. Мф.7–8 ; Лк.11:10 ). Поэтому он, возвращаясь к скинии, говорит: «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, через завесу, то есть плоть Свою» ( Евр.9:24, 10:20 ). Таким образом, тот, кто толкует внутреннюю завесу как плоть Христа, святилище – как небо или небеса, первосвященника – как Господа Иисуса Христа и говорит, что Он «вошел во святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр.9:12 ), из этих нескольких слов тот, кто знает, как понимать Павла, может увидеть, какой безбрежный океан разумения открывает он перед нами. Однако те, кто слишком любит букву закона Моисея, но бегает ее духа, с недоверием относятся к подобным толкованиям апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010