Во всех этих ст. речь идет о событиях прошедших. Употребление будущего вр. в ст. 38, 39 и 43 в слав. гр.-лат. (=халд. и сирск.) можно понимать как выражение Давидом уверенности в совершении при помощи Божией тех же подвигов и в будущем; но переводчиками оно принято собственно в соответствие евр. 2-му аор., который в русск. точнее переведен – временем настоящим. Вм. скорблю ст. 39) в древне-слав. Псалтирях (см. у Амфилохия) читалось сокрш (ср. 2 Ц. 22:39 и Пс.67:22 евр.-слав. ср. пораж Втор.33:11 и Суд.5:26 евр.-слав.). мд. Избавиши м поставиши м во глав зыквъ: ихже не вдхъ, работаша м, 44. Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; 44 . Господь Своею помощью избавлял Давида и от внутренних несогласий в его собственное народе ( – какие напр. были в начале царствования Давида при продолжавшемся еще господстве дома Саулова и разделении народа между двумя династиями ( 2Цар.3:1, 6–4:1 и след.), и потом, к концу его царствования, во время восстании Авессалома ( – 15:10 и сл.) и Савея ( – XX, 1–22). При такой помощи Божией к усмирению внешних и внутренних врагов царства евр., Давид соделался главою не только всего Израиля, но и соседних с ним иноплеменных народов ( зыквъ). Ему покорились и сделались его данниками ( работаша м ср. 2Ц.8:6: стали рабами, платящими дань) даже такие народы, которые до того времени были неизвестны ему, каковы вероятно были, по своей отдаленности и редким сношениям с Иудеей, народы Сирии и Месопотамии ( 2Цар.8:3–8 ; Пс.59:2 ). Но господство Давида над иноплеменниками не было так обширно и полно, чтобы его можно было прямо без ограничения назвать главою иноплеменников. В полном своем смысле эти слова представляют пророчество об обетованном Христе Спасителе (ср. Ис.55:3–5 ), который в земной жизни своей быв предметом пререкания ( Лк.2:34 ) между иудеями ( Ориген у Кордерия; ср. бл. Феодор. и Августин), в своем воскресении силою Божественною ( Деян.2:24:33 ) избавившись от рук их (Зигабен), распространением Евангелия во вселенной ( Мф.28:18–20 ) соделался превыше всех, главою Церкви Своей ( Еф.1:21–22 ) и воцарился над всеми языками (Афанасий и бл. Феодорит), и наведавшими прежде Господа, бывшими от Него далеко ( Еф.2:13 ) и как бы неведомыми Ему (Зигабен). При этом и будущее вр. глаголов избавиши.. поставиши м пер. евр. 2-го аор., который последовательность требовала бы передать прошедшим вр. (=русск. пер.), может указывать на пророческий смысл изречения.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

§ 111. В четвертую седмицу продолжается поклонение животворящему кресту, – в понедельник, среду и пятницу: от того вся четвертая седмица называется средокрестчою или крестопоклонною. В воскресный день ея Церковь назидает постящихся примером Святого, подобно нам обложенного некогда немощию плоти, но который «несением креста соделался и в телеси Ангел», и опыт великих крестных подвигов своих для наставления шествующих путем его изложил в сочинении: «Лествица рая », состоящем из 30 степеней, возводящих на высоту духовного совершенства. Этот подвижник есть преподобный Иоанн, живший в VI веке, родом Сирианин, по своему сочинению названный Лествичником. Чтение апостольское в четвертую неделю представляет крест, как верный и твердый якорь спасения ( Евр. 6:13–20 ); а евангельское – изображает могущество поста, молитвы и веры в Пострадавшего и Воскресшего ( Мк. 9:17–31 ). § 112. В пятую – Церковь ободряет верных к пощению и покаянию тем, что они перешли уже половину поста. Для побуждения к неослабному продолжению подвигов Церковь в четверг пятой седмицы на утреннем Богослужении постановила произносить весь Великий канон св. Андрея критского и житие св. Марии египетской, поучительно представляющей в себе образец продолжительного, неослабного и истинного покаяния; а в субботу акафист или похвалу Богородице Одигитрии, т. е. путеводительнице, явившей некогда свою помощь в эти дни. К ободрению верных Церковь в пятую неделю напоминает чтением апостольским об очистительной силе крестной жертвы ( Евр. 9:11–24 ), а словами литургийного Евангелия – о приближающихся днях страданий, смерти и воскресения Спасителя ( Мк. 10:33–34 ). Глава XXV. Дни Страстной седмицы § 113. По царском своем входе в Иерусалим Христос до самой смерти своей ежедневно бывал во храме иерусалимском и преподавал спасительное учение. Для слушания Господа стекался ежедневно весь народ с самого утра ( Лк. 21:37–38 ). Таким образом дни Страстной седмицы Сам Господь освятил и своим ежедневным пребыванием и своею всенародною проповедию Евангелия во храме Божием и заповедию благоговейно бодрствовать преимущественно в сии дни ( Лк. 21:34, 36–38 ), и прославил своими спасительными страданиями. Согласно с примером и учением Христа, Прав. Церковь дни Страстной седмицы посвящает особенному благоговению и называет их седмицею Страстною и Великою.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Обратимся к мученикам. Замечательно, что в то время, как язычество на высоте своего мирского могущества, богатства и славы дало из среды своей множество самоубийц, – презренные, бедные, гонимые христиане готовы были идти и на костер, и в зубы львов, и под острие меча, и под железную пилу, но никогда не лишали себя жизни сами. Верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча… другие испытали поругания и побои, а также узы. и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли ( Евр.11:33-34; 36-38 ). За то и  победили они царства, получили обетования, были крепки на войне, прогоняли полки чужих ( Евр.11:34 ). Вот истинный героизм на земле – терпением течение на предлежащий нам подвиг, по вере в Начальника и Совершителя Иисуса Христа, Который вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление ( Евр.12:2 ). Пред этим истинным героизмом не меркнет ли, как тлеющая и издающая смрад головешка пред ясным заревом пожара, ложный героизм самоубийства? Не представляется ли оно, иногда выдаваемое за храбрость, пошлой трусостью, бегством с поля битвы, да какой битвы? Той, которая в конце концов должна дать венец праведности, право на наследие жизни вечной? И где любовь самоубийц к людям, о которой говорят иногда? Подлинно, это – любовь только языком, а не делом и истиной, ибо самоубийцы, вместо того, чтобы любить ближних на деле, безжалостно оставляют их в сей жизни, сами уходя в тот мир, из которого никто не возвращается. Из всего сказанного можно видеть, как противно духу Христовой истины самоубийство. Отцы и учители Церкви всегда с негодованием и порицанием относились к самоубийству, видя в нем преступление большее, чем убийство другого. «Как мы пришли на свет не по собственному желанию, так точно не имеем права и уйти из него без ведома и воли Того, Кто нас сюда прислал» (Августин), – говорили они. Посему же и Святая Церковь , верная учению и духу Христовой истины, с порицанием относится к самоубийству, лишая погребения сознательных самоубийц. Потому же, без сомнения, и всякому православному христианину, более или менее проникнутому духом Христовой истины, претит самоубийство, как дело преступнейшее, навлекающее на главу самоубийцы гнев Божий.

http://azbyka.ru/grex-kotoryj-ne-budet-p...

1. 7), который сам в свою очередь оказывается образом грядущей, открывающейся во Христе добродетели ( Tertull. De resurr. 61) и служит прообразом грядущих искушений Христа в пустыне ( Ambros. Mediol. In Luc. 4. 20; Aug. Ep. 55. 2). В любом случае христ. авторы подчеркивали, что речь не может идти о прямом, непосредственном созерцании Бога: М. не мог видеть Его плотскими очами ( Aug. De Trinit. 2. 15). Поскольку Бога нельзя увидеть телесными очами, то «очищенный изнутри» М. мог познавать Его зрением сердца и чувством ума, и то только отчасти; сказано: он смог увидеть Бога только «сзади» (Исх 33. 23), что следует понимать не буквально, а таинственным образом - как указание на то, что духовная божественная природа доступна только познанию ( Orig. De princip. II 4. 3). И хотя М. желал встречи с Богом, Которого нельзя увидеть, и остаться жить (Исх 33. 20-22), то Сам Бог Слово являлся к нему и говорил с ним, «как бы говорил кто с другом своим» (Исх 33. 11). И все же полностью возможность такого богообщения была раскрыта в эпоху НЗ и продемонстрирована наглядно в событии Преображения, когда Иисус Христос беседовал с М. лицом к лицу на горе (Мф 17. 3 - Iren. Adv. haer. IV 20. 9; Orig. In Exod hom. 12. 3). Покрывало на лице М. символически показывает, что в эпоху закона полное приобщение к божественной славе еще не было возможным. Снятие покрывала М. с лица во время беседы с Богом символизировало переход от неясного, буквального толкования постановлений закона к духовному созерцанию таинственного смысла Писания ( Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 21; Orig. De princip. I 1. 2). Евр. народ слышал голос пророка, но не мог под покрывалом видеть его лицо, отражавшее божественную славу, подобным образом они слышат голос Христа, говорящий им посредством пророчеств ВЗ, но не видят Его ( Aug. Serm. 74 5//PL. 38. Col. 474; ср.: 2 Кор 3. 13). В то же время снятие М. покрывала при вхождении «пред лице Господа» (Исх 34. 34) символизирует народы, к-рые обратятся к Богу в будущем, как и христ.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

31 Глагол бара употреблен в повествовании и творении в стихе 1-м, в ст. 21-м и в ст. 27-м, след. из ничего сотворены «небо и земля», т. е. ангелы и материя неорганическая, души животных и дух человека по образу Божию. 32 Только на рыб и птиц, а не земных животных, вот, что земля назначена для размножения человека. 33 Указание на лица св. Троицы св. отцы видят в выражении: «сотворим»... «нашему» (1:26; сн.2:18; 3:22; 11:7). 34 Адам-слово еврейское; оно означает существо подобное Богу, подобный, уподобляющийся: »сотворим адам-я, т. е. подобие Нам, по образу Нашему и по подобию» (но евр. демут женск. род. от дам-подобие). Имя «Адам» происходить от евр. слова «дам» подобие, или " дама» быть подобным. мыслить, а не от «адама» – земля (красная). Слово «адама» само происходить уже от «Адам», и означает адамова, (т. е. собственность). На такое происхождение имени Адам указывает. ( Быт.5:1–2 ). 37 В этих стихах ясно указывается на производство имени Адам от «демут-подобие». «Когда Бог сотворил человека (евр. «адам») по подобию («би-демут») Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: «человек» ( " адам»), в день сотворения «их«. 38 Потоп начался в 2262 г. от сотворения мира, во «вторый месяц, в двадесять седьмый день месяца» ( Быт.7:11 ) нашего Ноября. Этот второй месяц нужно считать от осеннего равноденствия, когда начинался еврейский гражданский год ( Исх.23:16; 34:22 ); а не от весеннего равноденствия, т. е. месяца Нисана, который положен в начало священного года только при исходе Евреев из Египта. 39 Для определения размеров ковчега библейский локоть нужно принимать на нашу меру в 10½ вершков. 40 В ст. 3-м славянское выражение: «брение вместо мела» есть неточный перевод греческого – σφλτος (земляная смола) ν ατος πηλς (глина, известь). 41 К этому времени относят начало и развитие идолопоклонства и суеверия, вместо допотопного безбожия и неверия. В подтверждение этого можно указать на древнее значение имени Бабель (Вавилон), которое, происходя от Ба-бель – «Дом Бела», указывает на вавилонское божество, бога Бела, и на Вавилон, как столицу и рассадник язычества и идолопоклонства. Некоторые в выражении: «и соделаем себе имя» ( – знак) хотят видеть указание на намерение вавилонских строителей сделать изображение Божества и вообще учредить чувственный культ богослужения, «изменивши славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека» ( Рим.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

32,20-21).Приведенные примеры, кажется, достаточны для того, чтобы ими подтвердилась истина слов наших о том, что вера и молитва, подлинно, не только спасали воинов во время битв, но даже победу над врагами им доставляли. Но этого мало, в той же истине уверяет нас и апостол Павел, говоря о ветхозаветных судьях и пророках: Верою побеждали они царства... избегали острия меча... были крепки на войне, прогоняли полки чужих (Евр. 11,33-34).Итак, несомненно, что вера и молитва имеют великую силу в бранях. А если так, то и держитесь их. Твердо веруйте, что один Господь есть Владыка жизни и смерти нашей и потому один лишь Он может избавить нас от последней и сохранить нам первую. Твердо веруйте в то, что Господь Ангелам Своим заповедает сохранять нас на всех путях наших (см.: Пс. 90,11), и наконец, в то, что Ангел Господень всегда ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их (Пс. 33,8).А веруя так, вместе с тем и молитесь. И молитесь прежде всего о том, чтобы Господь простил вам грехи ваши, а затем уже, чтобы охранил вас Своею всемогущею силою от огня и меча, сокрушил бы силу вражию и покорил под ноги ваши всех ваших врагов. Молясь же так, утешайте себя мыслью, что молитва ваша перед битвами, как молитва скорбная, скорее дойдет до Бога и скорее будет услышана Им, как и Сам Он говорит: призови Мя в день скорби своея, и изму тя (Пс. 49,15). Молитесь же и спасены будете. Аминь. О святых, живших в пустынях и любивших уединенное житие Многие из святых любили уединенное житие. Одни из них скитались в горах, вертепах и пропастях земных (см.: Евр. 11,38), другие на островах морских имели свое пребывание, а третьи, как ласточки или голуби, свивающие себе гнезда около жилищ человеческих, поселялись в лесах около своих обителей, где они приняли иночество.Что это такое? По закону одиночное заключение считается одним из тяжких наказаний, иные от этого наказания даже с ума сходили. А тут люди идут в пустыню, живут в ней и уйти из нее не хотят. Неужели же и от пустыни они получали пользу? Неужели же и в пустынях они находили радость и покой? Что ответить на это?Ответ на это мы находим в житии преподобного Серафима Саровского, где приводятся следующие слова святого Василия Великого: " О, уединенное житие, дом учения небесного и Божественного разумения училище, в котором Бог есть все, чему учимся! Пустыня – рай сладости, где и благоуханные цветы любви то пламенеют огненным цветом, то блестят снеговидною чистотою, с ними же мир и тишина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1221...

е. нечестивый) и Феодотиона (у св. И. Злат.: «да взыщется...»), заключается также мысль о совершенном истреблении нечестивых: «если взыщешь грех лукавого, то не обрящется; потому что лукавый погибнет от греха» (св. Афанасий); «он не может устоять, но погибнет, исчезнет, скроется совершенно, когда будут исследованы дела его“ (св. И. Злат.=бл. Феодорит и Зигабен). Подобная мысль в Пс.36:36 ; Ис.41:12 ; Иов.20:8–9 ). лз. Гдь црь во вкъ и въ вкъ вка: погибнете, зыцы, земл 37. Господь – царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его. 37 . Верным ручательством за исполнение молитвы о прекращении злодейств и насилия язычников и вообще нечестивых (ср. Иер.9:26 ; Иез.16:3 и сл.) в земле израильской служит псалмопевцу убеждение, что Господь есть вечный царь Израиля (ср. Исх.15:18 ). Часть Господа народ Его; Иаков наследственный удел Его ( Втор.32:9 ); один Иегова ( – 12) имеет в нем всегдашнее и неотъемлемое право владычества; а не может допустить владычествовать над ним язычникам; а вели так, то язычники, временно поработившие народ Его, как и все вообще нечестивые угнетатели верных рабов Его, неизбежно должны исчезнуть с земли Его, т. е. из земли израильской, которую Он, благоволивши избрать в удел народа Своего ( Числ.34:2 и сл.), тем самым по преимуществу сделал Своею землею (ср. Втор.32:43 ). Но вместе с тем слова эти могут иметь и более обширный смысл пророчественного предуказания на откровение на земле, с пришествием Христа Спасителя, вечного всемирного царства Божия (св. Афан. и Зигаб.), с распространением которого рано или поздно язычники должны исчезнуть с земли ( Мф.28:18 ), или побеждённые верою Христовою ( Рим.9:24 и сл. 10:12–13; 11:25 и др.), или же пораженные гневом Божиим за неверие и противление ( Рим.1:18 и сл. Еф.5:6 ; 2Сол.2:8–12 ; Апок.19:15–21 ; ср. бл. Феодор.). ли. убогихъ услышалъ гди, сердца ихъ внтъ ухо тво. 38. Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, л. Сд сир и смирен, да не приложитъ ктом величатис человкъ на земл. 39. чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле. 38–39. Твердо уверенный в помощи Божией, псалмопевец заключает свою скорбную песнь мольбою к Господу, благосердно внимающему желаниям смиренных рабов Своих, укрепить разбитые скорбью сердца пострадавших от вражеского насилия упованием на помощь Его и праведным судом Своим восстановить права угнетённых и усмирить угнетателей их, чтобы они, помня немощную природу созданного из земли человека ( человкъ на земл, – букв. с евр.: «немощный из земли», ср. Пс.8:5 и 9:20–21) не смели более надмеваться своею силою и тем наводить страх на смиренных рабов всемогущего Царя Израилева (ср. ст. 37), престол которого на небесах ( Пс.10:4 ; ср. Ис.33:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

У Луки ( Лк.23:27–32 ) добавлена речь Христа к иерусалимским женщинам, которой не встречается у других евангелистов. Мф.27:33 .  И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, Мф.27:34 .  дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. (Ср. Мк.15:22 ; Лк.23:33 ; Ин.19:17 .) Слово «Голгофа» есть эллинизированная форма еврейского «гулголет» – «череп» ( Суд.9:53 ), также «голова» в значении «человек», «лицо», «особа» ( Исх.38:26 ; 1Пар.23:3 ). Это слово прилагалось к горам и холмам, которые по внешнему виду походили на человеческий череп. Где находилась Голгофа, на которой распят был Христос, с точностью неизвестно. На основании Евр.13:12 выводят заключение, что она была вне Иерусалима ( «вне врат»), но недалеко от него ( Ин.19:20 ). По-арамейски место это называлось «гогальта». Одно «л» выпало в слове «Голгофа», вероятно, в народном произношении этого слова. Все четыре евангелиста толкуют слово «Голгофа», называя его κρανου τπος, κρνιον, что значит «место черепа» или «череп». Вероятно, это был закругленный голый холм. В 366 году по Р.Х. на месте, где предположительно была Голгофа, построили церковь , которая стояла здесь до 614 г., когда сожжена была персами. После этого здесь были построены новые церковные здания. Но в 936 г. все опять погибло от пламени. В октябре 1810 года на месте предполагаемой Голгофы греками был построен храм Воскресения Христова. Евангелисты не сообщают подробностей о том, как совершилось распятие Христа, ограничиваясь только сообщениями, что Он был распят. Отсюда можно заключить, что Он был распят обычным способом, каким производилась эта самая страшная из всех казней. Крест был не так высок, как пишут его живописцы. Он обыкновенно возвышался над землей на одиннадцать футов и редко – на двенадцать. Ноги распятого были не выше четырех футов от земли. Неизвестно, прибиты ли были ко Кресту руки и ноги Спасителя раньше или после того, как Крест водрузили в землю. При распятиях бывало то и другое. В первом случае распинаемый привязывался ко Кресту, затем или с земли, или, может быть, с подставки или лестницы ему прибивали руки и ноги.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Поэтому деятельность Духа Св. не была бы возможна без Сына Божия и как бы обусловлена Им. С другой стороны Сам Бог Отец пребывает в Сыне в Духе Святом ( Деян. 10:38 ). Имея в Себе Духа Отца, Христос может даровать Его людям. «Быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Св. Духа, Он излил то, что вы ныне видите и слышите», говорит ап. Петр в самый день Пятидесятницы ( Деян. 2:33 ). Ниспослание Св. Духа Сыном Божиим от Отца не означает Его отдаления от Них или того, что Он Им не равнобожественен. Дух Св. во всем подобен другим Ипостасям; действия Его в Церкви подобны действиям Сына Божия, хотя и имеют свой особенный образ и назначение. Бог един и неразделен. Поэтому явления Св. Духа неотделимы от Сына Божия и Бога Отца, как и явления Сына Божия неотделимы от Отца и Св. Духа. Сын Божий рождается, как человек, Св. Духом и крестится Духом во Иордане. Свой духовный и крестный подвиг Христос совершает также силою Св. Духа ( Мф. 4:1 ; Евр. 9:14 ). Христос был Помазанником, т.е. Тем, Кто во всей Своей жизни был исполнен Св. Духом ( Лк. 4:14 ; Ин. 3:34–35 ). Духом Св. Он изгоняет бесов ( Мф. 12:28 ). Подобное же значение Св. Дух должен иметь и в нашей жизни: и мы возрождаемся от Духа, и наш подвиг может совершаться только с помощью Божией, и мы должны иметь «помазание Духа» и побеждать диавола и всякое зло Духом Божиим… Христиане, как рожденные от Духа, должны быть духовны ( Ин. 3:6 ) и стать источниками духовности для других: Сам Дух Св. как бы протекает сквозь человеческие души, от одного христианина к другому ( Ин. 7:37–39 ). Дух Св. открывается в христианах как Дух святости, любви, мира и радости, как начало духовной власти ( Ин. 20:22 ), как Дух молитвы ( Иуд. 1:20 ). Дух Св. есть «Дух благодати» ( Евр. 10:29 ), т.е. духовных дарований, которые даются нам непосредственным явлением и действием в нас Св. Духа. Одна из главных тем послания к Римлянам и Галатам есть благодатная жизнь, которую апостол противопоставляет жизни по закону. Благодатная жизнь есть жизнь в постоянном богообщении, богосозерцании, жизнь в любви и истине Божьей ( Еф. 6:24 ; Кол. 1:6 ). Благодатная жизнь есть жизнь в духовной реальности, открытой Богу и проникнутой Его Духом, а жизнь по закону есть простое исполнение правил поведения из послушания заповедям или ради доброй репутации в мире. «Соединяющийся с Господом есть един дух с Господом» ( 1Кор. 6:17 ) и храм Св. Духа. Дух Божий в благодати живет и трудится вместе с человеком ( 1Кор. 15:10 ; 2Кор. 1:12 ). «Бог производит в нас и хотение и действия по Своему благоволению» ( Фил. 2:13 ). Христианин может «стоять» в благодатной жизни ( 1Пет. 5:12 ), возрастать в ней ( 2Пет. 3:18 ), соучаствовать в ней с другими ( Фил. 1:7 ) или строить общую благодатную жизнь ( Еф. 3:2 ). И благовестив «неисследимого богатства Христова» есть благодатная деятельность ( Еф. 3:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

26. В этот перечень св. Игнатий включает также Никифора Астраханского. 27. Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т.4. 3-е изд. СПб., 1905. С.460 (письмо 22). 28. Там же. С.444 (письмо 10). 29. Пс.118:25. 30. Лк.12:32. 31. 2Кор.4:10. 32. Ин.12:25; Лк.17:33. 33. Ср.: " Прежде не безопасным почиталось сказать одно лишнее слово " (Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольскаго. Ч.2. М., 1844. С.234 (Слово 23-е)). 34. Ин.8:44. 35. " Прелесть " (одно из основных понятий христианской антропологии) есть усвоение человеком, естество которого повреждено первородным грехом, лжи под видом истины; в более узком смысле - состояние мечтательности, видений, галлюцинаций, порождаемое усиленным молитвенным подвигом, но без необходимого самоконтроля, очищения, смирения. 36. Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т.4. 3-е изд. СПб., 1905. С.524-526 (письмо 58). 37. Епископ Игнатий. Плач мой//Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т.1. 3-е изд. СПб., 1905. С.640. 38. Евр.12:23.  Письмо двадцатое 31 декабря 1927 г. После всенощной и новогоднего молебна Со святыми днями Рождества Христова, Обрезания Господня и памятями святых Василия Великого и Преподобного Серафима, Саровского чудотворца (2 января), поздравляю вас, друзья мои. Святые дни дорогих нам воспоминаний совпадают ныне с особенно значительными событиями церковными. Не ошиблись те, кто год тому назад предсказывал, что 1927-й год будет чрезвычайно тяжек для Церкви Божией. Из множества ударов, нанесенных ей в этом году, достаточно указать два, чтобы признать правильными эти предсказания: кощунственный разгром Сарова и жестокое опустошение Дивеева Нужно ли разъяснять, что потеряли православные русские люди с уничтожением этих обителей? Кто хоть однажды побывал там и в прилегавшей к ним, также опустошенной, обители Понетаевской, тот сердцем чувствует, какого источника религиозного воодушевления, духовной бодрости, особенно необходимых в наше тяжкое время, он лишился. Насколько мне известно, лица, предрекавшие исключительную бедственность для Церкви Христовой в 1927-м году, разумели бедствия именно подобные указанным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1123...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010