1Кор.15:10 . «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною». Объясн. Благодать Божия даётся человеку даром, без всякой заслуги с его стороны: Тит.3:4–6 , но этим не отрицается необходимость таинств, чрез которые преподаётся членам Церкви благодать Божия, и самодеятельность человека: Деян.19:1 ; Еф.3:2–3 ; Евр.10:29 . Когда человек постарается в таинствах свободно принять в себя благодать Божию: Откр.3:20 , тогда только она начинает производить в нём своё благодатное действие: Ин.14:23 ; Евр.3:7–8 . Человек может оказывать упорное сопротивление благодати Божией: Ис.5:4:65:2:66:4 . 2Кор.4:15 . «Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию». Объясн. Этими словами апостол внушает нам, что вся жизнь наша, полная борьбы и страданий, сопровождающаяся победами и благодатными дарами для нас, должна рождать в нас чувство глубокой благодарности прославления Бога: 1Фес.5:18 ; 1Пет.4:11 . Флп.4:13 . «Всё могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе». Объясн. Благодать Божия делала то, что апостол и не евши не голодал, и ничего не имея был как богач: ст.12; 2Кор.6:10 . Где сила Божия, там исчезают немощи: 2Кор.12:9:4:10–11 . В этом смысле и должно понимать слова апостола: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Евр.4:16 . «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Объясн. Здесь апостол преподаёт нам ясное учение о той таинственной силе, которая подаётся нам свыше, от престола Божия, где восседает прославленный Христос: Евр.1:3 . Эта сила именуется благодатью (Святого Духа) и ясно различается от просвещения проповедью или чтением Слова Божия; ибо апостол пишет людям, несомненно, уже просвещённым верой: Евр.6:4 , и однако убеждает их дерзновенно приступать, искать и обретать благодать, как неисчерпаемый и всегда обновляющий дар. Эта благодать и подаётся нам в таинствах Православной Церкви: Ин.3:5:6:53–54 ; Мф.18:18 ; Иак.5:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Дар Божий не может быть несовершенен, и предчувствия победы Ж. над смертью запечатлены уже в ВЗ: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис 26. 19); «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12. 2). Новый Завет Воскрешение Лазаря. Икона. Сер. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Воскрешение Лазаря. Икона. Сер. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Основанием веры в буд. вечную Ж. в НЗ служит факт воскресения Иисуса Христа (2 Кор 13. 4). Верующий во Христа имеет Ж. вечную (Рим 6. 8-11), потому что Христос есть Тот, Кто принес Ж. и нетление (2 Тим 2. 10). Он - «Начальник жизни» (ρχηϒς τς ζως - Деян 3. 15), в Его Ж., преодолевающей смерть, спасение человека (Рим 5. 10), Он - данная уже сейчас верующим Ж., к-рая сокрыта с Ним в Боге (Кол 3. 3-4), Ж. в Нем (Ин 5. 11; Рим 8. 2; 2 Тим 1. 1), Он есть «воскресение и жизнь» (Ин 11. 25), «путь и истина и жизнь» (Ин 14. 6), «истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин 5. 20). В языке НЗ понятие «Ж.» передается греч. словами ζω, ζ, βος, βιω, ψυχ (см. ст. Душа ) и др. Как и в ВЗ, в новозаветных текстах Ж. сопоставляется со смертью и противопоставляется ей. Ап. Павел пишет: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь...» (Рим 8. 38); «Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть...» (1 Кор 3. 22); «...возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью» (Флп 1. 20). В согласии с ветхозаветным языком о Ж. говорится и как о явлении, имеющем протяженность во времени: «Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое...» (Лк 16. 25; cp.: 1. 75; 2. 36; 12. 15; Деян 8. 33 (Ис 53. 8); Евр 2. 15). У Ж., понимаемой т. о., есть естественный предел: «Ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак 4. 14; ср.: Евр 9. 17; 1 Кор 7. 39; Рим 7. 1-3). Важнейшим признаком Ж. является способность к действию. Поэтому, так же как и в ВЗ, «жить» может иметь значение «быть здоровым»; исцелив сына царедворца, «Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров» (ζ - букв. живет - Ин 4. 50; ср.: Мк 5. 23). Соответственно предметы и явления, лишенные действия или не приводящие к результату, могут быть названы «мертвыми», как грех в отсутствие закона (Рим 7. 8), неправедные дела, которые очищает кровь Христова (Евр 9. 14) или бездеятельная вера (Иак 2. 17). Напротив, живы истинные и потому действенные слова (Деян 7. 38; Евр 4. 12; Ин 6. 63, 68), надежда (1 Петр 1. 3) и жертва (Рим 12. 1).

http://pravenc.ru/text/Жизнь.html

Евр.3:8 .  не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, Имеется в виду история, рассказанная в Исх.17:1–7 . Евр.3:9 .  где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. «Искушать» Бога – περαζαν – показывать дерзкую уверенность, вызывая Божию силу и благость на чудо тогда, когда дело могло обойтись и без этого. – «Испытывать – δοκιμζει ν – проявлять недоверие и требовать подтверждений для веры тогда, когда для нее таковых вполне достаточно. То и другое имеет в своей основе недостаток живой веры – не по вине со стороны Бога, а по ожесточению человека, почему он и карается: – «Видели дела Мои, т. е. карающие Божественные действия, сорок лет…» Евр.3:10 .  Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; «Путей Моих». О путях Божиих в Св. Писании говорится в двояком отношении: или это пути, по которым поступает Сам Бог, т. е. дела величия, правды и благости Божией ( Пс 24:10 ). Или это пути, по которым Он ведет людей. В последнем значении они и упомянуты в данном случае. Евр.3:11 .  посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой. О клятвах Божиих (ср. Чис.14:21 и д., Чис.32:10 и д.; Втор.1:34 и др.). – «Покой Мой» – спокойствие и безопасное обладание Землею Обетованною, ср. Втор.12:9 . В переносном смысле – покой в Боге, даруемый нам через Христа. Евр.3:12 .  Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Апостол увещает и предостерегает от «неверия» и источника неверия – «сердца лукавого». Последнее – прежде всего, ибо злое, развращенное грехом сердце есть главная причина и источник неверия (ср. Рим 1:21 ). Неверие влечет за собою, как дальнейшее следствие, полное «отпадение от Бога живого». Наименование Бога «живым» означает здесь, во-первых, что слово Его, прежде сказанное, никогда не теряет своей силы и во всякое время готово привести в исполнение свои угрозы; во-вторых, наименованием живый дается понять, что отпадение от этого Бога равносильно смерти и полной гибели, ибо вне Бога не может быть ничего живого и благополучного.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Феод.). Сей толкователь начинает 7-й стих: положи в юдоль плачевную, т.е. земную жизнь обращает в юдоль плачевную. С Евр.: «Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением». 8 . Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе. Т.е. «ежедневно возрастают крепостию, и с приращением добродетелей приобретают великую силу. Сию же во всем перемену произвел, вочеловечившись, Бог-Слово, явившийся людям во плоти, а прежде явление Свое совершивший в Сионе» (Бл. Феод.). По св. Афан. – певец здесь разумеет восхождение от здешнего жития к Богу – в горний Иерусалим, в котором узрят Бога, яко же есть ( 1Ин. 3:2 ). С Евр.: «Приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе». 9 . С Евр.: «Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев». 10 . Призри на лице христа Твоего. «Христом, – говорит св. Афан., – именует здесь народ, призванный в царское священие ( 1Пет. 2:9 )». Тоже и бл. Феодорит. С Евр.: «Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего». 11 . Яко лучше день един во дворех Твоих, паче тысящ, – «ибо что пожнет здесь (в храме Божием, в церкви) человек в один день, того не соберет в другом месте, употребив на то многие тысящи дней» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, «под днем единым во дворех Божиих, т.е. в церквах, разумеется день воекресения Спасителева, а тысящами или тысячею называет подзаконное служение». Изволих приметатися 498 в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих. С Евр.: «Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия». «Как бы так говорит: лучше желаю быть малым и незначительным в числе принадлежащих к Церкви, нежели великим в народе грешном» (Св. Афан.). «Столько мне любезен дом Божий, что желательнее быть поверженным в нем на помосте и лежать при вратах его, нежели проводить время в великих и светлых домах у живущих в беззаконии» (Бл. Феод.) 12 . Господь не лишит благих, ходящих незлобием. Т.е. блаженны те, которые получили такое желание всегда находиться в доме Божием, и живут в чистоте сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Ос.11:6 . И падет меч на города его, и истребит затворы его, и по­жрет их за умыслы­ их. Вместо слов: «и падет (chalah) меч» в слав. «и изнеможе ( ησθνησεν) оружие»: LXX евр. chalah приняли в значении заболевать, изнемогать. «И истребит затворы его», в слав. «и умолче в руку его». Ос.11:7 . Народ Мой закоснел в отпаде­нии от Меня, и хотя при­зывают его к горнему, он не воз­вышает­ся единодушно. Мысль стиха ясна. Но евр. т. передан в нашем переводе свободно ( «закоснел» ­­ с евр. повешен). Новейшие комментаторы (Велла, Новак, Гоонакер) считают текст стиха испорченным и, предлагая свои корректуры, различно передают мысль стиха. В греч. тексте стих имеет отступления, произошедшие от иного чтения подлинника. Ос.11:8 . Как по­ступлю с тобою, Ефрем? как пред­ам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Сево­иму? Повернулось во Мне сердце Мое, воз­горелась вся жалость Моя! Ос.11:9 . Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я Бог , а не человек; среди тебя Святый; Я не войду в город. Адама и Севоим – города долины Сиддим, погибшие вместе с Содомом и Гоморрою ( Быт 19.24, 25 ; Втор 29.23 ). Участь этих городов заслужил и Израиль. Но по любви своей к избранному народу Господь умилосердится над ним. – Конец стиха «Я не войду в город», ve lo abo beir, переводят и толкуют различно. Некоторые комментаторы (Бродович) под городом разумеют общество израильского народа и всему выражению придают тот смысл, что Господь не войдет в общество Израиля для предания его погибели, подобно тому, как некогда он вошел в Адаму и Севоим. Другие (Кейль, Новак) принимают слово ir (город) в значении жар, пыл, гнев и видят указание на прекращение гнева Божия на Израиля. Гоонакер исправляет евр. т. выражения, читая velo obeh aveir и переводит, «и Я не люблю уничтожать». Ос.11:10 . Вслед Го­с­по­да пойдут они; как лев, Он даст глас Свой, даст глас Свой, и встрепенут­ся к Нему сыны с запада, Ос.11:11 . встрепенут­ся из Египта, как птицы, и из земли Ассирийской, как голуби, и вселю их в домы их, говорит Го­с­по­дь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6 . Вознесися на небеса, Боже – по бл. Феодориту: «покажи всем людям высоту Твою». Св. Афанасий разумеет вознесение Спасителя на небо, исполнившее всю землю славою Божиею. С Евр.: «Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя»! 7 . Сеть уготоваша ногам моим, и слякоша 353 душу мою и проч. С Евр.: «Приготовили сеть ногам моим: душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее». Слякоша душу, т.е. жизнь мою подвергали опасности, низлагали меня. «Устроив мне козни и поставив засады, сами уловлены были нами, и запутались в собственных сетях» (Бл. Феод., св. Афан.). 8 . Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою 354 и пою 355 во славе моей 356 . С Евр.: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить». Т.е. «готов и усердно расположен следовать словам Твоим и воспевать Твои благодеяния» (Бл. Феод.). «Готово сердце мое к приятию Св. Духа» (Св. Афан.). 9 . Востани, слава моя, востани, псалтирю и гусли. «Славою своею, – говорит бл. Феод., – пророк называет пророчественный дар, а псалтирью и гуслями – себя, как соделавшегося орудием Духа». «Псалтирем, – говорит св. Афан., – именует душу, а гуслями называет тело. Востану рано, т.е. ощутив мысленный свет, восстану на песнопение» (Св. Афан.). Или: «когда воссияет истинный свет, рассеет долгую ночь неведения и покажет утро ожиданного дня, буду ликонаставником всех языков и народов, и устами их, как бы на некиих струнах, возглашу благодарственную песнь» (Бл. Феод.). 10 . С Евр.: «Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен». 11 . Яко возвеличися до небес милость Твоя, и даже до облак истина Твоя, т.е. потому буду песнословить Тебя, Господи, что милость и правосудие Твое беспредельны, необъятны как облака и небеса. Подоб. Пс. 25:6, 107:5, 79:3, 35:8 . Под облаками св. Афанас. разумеет св. Апостолов, возвещавших истину; бл. Феод. – сподобившихся Бож. благодати, т.е. пророков и Апостолов, которые своими вещаниями прославили Бога по всей земле. – Ст. 12. С Евр.: «Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя»!

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Мф.4:2 ; Лк.4:2 ). Кроме того, сказано – «не хлебом одним»: следовательно, при слове Божием человек может духовно жить и хлебом (ср. Втор.8:3 ). В словах – «старайтесь не о пище тленной, но о пище пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» – под «пищею тленною» разумеется простой хлеб и рыба ( Ин.6:27 ср. ст. 9–13, 26), а под «пищею, пребывающей в жизнь вечную» разумеется преподаваемая в св. причащении «Плоть» Сына Человеческого ( Ин.6:27 ср. ст. 48, 51). В словах – «плоть не пользует ни мало; слова которые говорю Я вам суть дух и жизнь» – высказывается, что плотским разумением люди никогда не поймут того, каким образом Господь (в хлебе) преподает им для вкушения Свою Плоть ( Ин.6:63 ср. ст. 52–61). В словах – «хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили (прошедшее время) пользы занимающееся ими» – под яствами разумеются ветхозаветные жертвы, которые сами бессильны были спасти людей от грехов и сделать их совершенными ( Евр.13:9 ср. 9:8–12); те же ветхозаветные жертвы разумеются и в словах апостола относительно «яств и питий, установленных до времени исправления» ( Евр.9:10 ср. ст. 9:13). В словах – «мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» – под жертвенником разумеются Голгофа и честной крест ( Евр.13:10 ср. 9:28); на Голгофе распятым Телом Христовым действительно никто не питался, но питались и питаются все верующие христиане Телом и Кровию Христовыми под видом хлеба и вина ( 1Кор.10:16, 11:24, 25 ). Применяя все сии места Писания к благословенному хлебу и вину, которые становятся Телом и Кровию Христовыми (см. 1Кор.10:16 ), сим самым сектанты «попирают Сына Божия», так как «не почитают за святыню Кровь завета» ( Евр.10:28, 29 ). Благословляемые во св. причащении хлеб и вино сектанты, на основании 1Кор.11:26 , готовы считать не самым Телом и Кровию Христовыми, а простою пищей, которая служит образом Тела и Крови Христовых, и вкушением которой только «смерть Господня возвещается, доколе Он приидет».

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

6 . Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих. Неразумные сердцем или, по бл. Иерон., гордые Ассирияне, при появлении Ангела истребителя, пришли в смятение, все погибли; и таким образом эти мужи богатства и силы ничего не получили, чего домогались. С Евр.: «Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих». Св. Афанасий относит вообще к неразумным или нечестивым, которые будут в смятении и волнении, и «окажутся ничего не имеющими в руках своих, по своей беспечности и нерадению, когда откроется суд Божий». 7 . Воздремаша вседшии на кони, т.е. погибли Ассирийские всадники. «Словом: воздремаша, – говорит бл. Феод., – пророк изобразил скоропостижность смерти. Как дремлющий, захотев, легко засыпает, так и они прияли скорый конец жизни». Воздремаша – «предались они как бы сну и оцепенению, т.е. не в силах были восклонить главу» (Св. Афан.). С Евр.: «От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь». 8 . Ты страшен еси, и кто противостанет Тебе? Оттоле гнев Твой. В Римск. издании 467 LXX: кто противостанет Тебе от (или противу) гнева Твоего? С Евр.: «Ты страшен, и кто устоит пред лицом Твоим во время гнева Твоего». 9, 10 . Земля убояся, и умолча. «Землею, – говорит св. Афан., – называет здесь все естество человеческое, которое и придет тогда (в день страшного суда Божия) в боязнь». Бл. Феодорит относят к поражению Ассириян, которое всех поразило ужасом, и спасло кроткия земли. С Евр.: «С небес Ты возвестил суд: земля убоялась и утихла». Ст. 10: «Когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли» 468 . 11 . Яко помышление человеческое исповестся Тебе, и останок помышления празднует Ти/. Т.е. «всякое слово, всякий помысл, – говорит св. Афан., – всякое движение ума исповеданы будут Господу во время суда. Останок помышления есть помысл, доведенный до чистоты сообразно с останком благодати избрания. Посему, ежели в оное время (в день страшного суда) помысл окажется чистым, то соделается тогда причастником Твоего празднества». «Насладившись сими благами (о которых было выше), песнопению посвящаем помыслы, не обращая на другое попечение и малой части их» (Бл. Феод.). С Евр.: «И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

7 . Днесь аще глас Его услышите. С Евр.: «Ибо Он есть Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его». «Здесь, – говорит св. Афан., – Сам Господь начинает увещевать, чтобы они (Евреи) были благопокорны (Отцу небесному), а не таковы, какими показали себя отцы их в пустыне». Слово: днесь или ныне – св. Ап. Павел прямо относит ко времени евангельской проповеди ( Евр. 3:7 ). 8 . Не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании. С Евр.: «Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне». «Не просто сказал: не ожесточайтесь, но не ожесточите сердец ваших, давая знать, что сами сделали таким сердце свое. В прогневании – не подражайте нерешительному и упорному нраву отцев; ибо прогневанием пророк назвал неодпократное их прекословие в пустыне» (Бл. Феод.). Так, наприм., Евреи укоряли Моисея в пустыне Син и в Рефидиме за недостаток воды, почему и место это названо: Масса и Мерива, что значит: «искушение и укорение» ( Исх. 17:7 ); по той же причине Евреи роптали в Кадесе, где изведена была вода, – «это вода Меривы, у которой вошли в распрю сыны Израилевы с Господом», замечает Моисей ( Числ. 20:13 ); роптали в пустыне Фаран, узнав от соглядатаев о сильных народах, которых нужно было победить ( Числ. 14:2 ). 9 . С Евр.: «Где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое». 10 . С Евр.: «Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающий сердцем; они не познали путей Моих». 11 . Яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой. «Писание указывает нам на троякий покой: – первый покой плотской, покой субботний, второй покой – вшествие в землю обетования, каким упокоил их Иисус Навин, и третий покой небесный, который и имеет здесь в виду (пророческое) слово. Да и не было нужды упоминать о других, если этот есть истинный покой. Посему дается разуметь, что истинный покой есть, по исшествии из мира сего, вселение в горних обителях» (Св. Афан.). Бл. Феодорит под покоем разумеет успокоение в земле обетования. Но можно разуметь тот и другой покой. Т.е. за то, что Евреи искушали и раздражали Меня в пустыне, говорит Господь, Я поклялся во гневе Своем, что не будут они наслаждаться покоем ни в земле обетованной, ни в жизни будущей. Известно, что Евреи, роптавшие на Моисея и Бога, все перемерли в пустыне, не увидав земли обетованной.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

7 . Отечествия язык. С Евр.: «Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь». «Отечествиями, – говорит св. Афан., – именует вождей церковных, т.е. иереев и предстоятелей». 8 . Возмите жертвы 551 , и входите во дворы Его. С Евр.: «Воздайте Господу славу имени Его, несите дары, и идите во дворы Его». «Пророк разумеет, – говорит бл. Феод., – словесныя жертвы, которыя, как видим, непрестанно приносятся и священнодействуются иереями. А множество дворов означает церкви». Св. Афанасий под дворами также разумеет церкви христианские, а под жертвами – жертвы духовные. 9, 10 . Да подвижится от лица Его вся земля. С Евр.: «Трепещи пред лицем Его вся земля»! «Акила и Симмах перевели: «Поболит от лица Его вся земля». «Пророческое слово, – говорит бл. Феодор., – повелевает язычникам, приявшим в себя спасительныя семеиа, поболеть и родить благочестие, и подвигнуться от места первого стояния, основаться же и утвердиться на Бож. законах». По св. Афанасию, да подвижится земля; «потому что проповедь будет слышима в целой вселенной, и земля как бы подвигнется от места прежнего своего стояния. Ибо исправи вселенную, яже не подвижится; потому что основал Церковь на камне, и врата адовы не одолеют ея. Судит людем правостию. Ибо пришел и рассудил прю нашу, и изгнал лукавых мучителей, разумею, нечистых демонов» (Св. Афан.). По бл. Феодориту: ибо исправи вселенную – т.е. вселенная, прежде предававшаяся заблуждению, пременена, и из мятущейся туда и сюда соделана незыблемою. Так, говорит он, перевел и Симмах: «Господь воцарился 552 , и соделал вселенную неподвижною». С Евр.: «Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде». 11 . Да возвеселятся небеса, т.е. «небесные силы – Ангелы» (Св. Афан. и бл. Феод.). Да подвижится море и исполнение его. «Морем, – говорит св. Афан., – означает здесь множество народов. Оно и подвиглось, т.е. возбуждено к принятию проповеди». С Евр.: «Да веселятся небеса, и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010