А о ветхозаветном священстве апостол сказал, что оно с приходом Иисуса Христа на землю, отменено. «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности» ( Евр. 7:18 ). О новозаветном священстве (и священниках) апостол говорит, что оно заменяет ветхозаветное (священство и ветхозаветных священников). «Итак, если бы священство достигалось посредством левитского священства (ибо с ним сопряжен закон народа), то какая бы еще нужда была восставать тому священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть и перемене закона» ( Евр. 7:12–12 ). О ветхозаветных священниках апостол говорит, что они отменены или заменены, а относительно новозаветных, он повелевает: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ). «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать почин, чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» ( Евр. 13:17 ). И вот этих то пастырей поставил Сам Господь Иисус: «И он поставил одних апостолами, иных пастырями и учителями. К совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и признания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христа» ( Евр. 4:11–13 ). А те пастыри, которые имеют рукоположение или посланничество ( Рим. 10:15 ) на проповедь от Христа через Его святых апостолов и их преемников и удостоились для этого пастырского служения Духа Святого ( Деян. 20:28 ), будут до второго пришествия Христова. Этих то собственно пастырей апостол называет своими преемниками (Тим. 1:5), и домоуправителями тайн Божьих ( 1Кор. 4:5 ). Ясно, что, отрицая иерархию, сектанты не понимают слов апостола, или умышленно искажают их, когда учат, что священников в Церкви Христовой не нужно, ссылаясь на 8 гл. послания к евреям, где речь идет о сравнении Первосвященника Господа Иисуса с еврейскими первосвященниками, которые ставили себя выше Самого Христа, но совсем не о том, нужны или нет в Церкви Христовой священнослужители.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

8. Якоже бо риза снедена будет временем, и яко сукно изъястся мольми, правда же моя в веки будет, и спасение мое в роды родов. 7. Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословья их не страшитесь. 8. Ибо как одежду съест их моль, и как волну съест их червь; а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое – в роды родов. Ст. 7–8. Любящим правду и имеющим закон в сердцах своих ( Пс.36:31 ) Господь говорит, что они не должны страшиться ожидающих их поношения и хулы от людей (ib.32, ср. 2Тим.3:12 ), так как таковые суть временны, даруемое же им от Бога оправдание и спасение – в роды родов. В ст. 8, вместо евр. =в р.-с. моль, 70 читали: , почему: π χρνου=временем; слово съест их 70 в обоих случ. читали без =суф. их. Согласно с евр. м. т., по слав. следует: якоже бо ризу изъяст я тля, и яко сукно изъяст я моль и дал. 9. Востани, востани иерусалиме, и облецыся в крепость мышцы твоея, востани яко в начале дне, яко род века: не ты ли еси победил гордаго, и расторгнул змиа; 10. Не ты ли еси опустошаяй море, воду бездны многу; положивый глубины морския путь прохода изъятым и избавленным; 11. Господем бо возвратятся, и приидет в сион с радостию и с веселием вечным: на главе бо их веселие и хвала, и радость приимет я: отбеже болезнь, и печаль, и воздыхание. 9. Восстанъ, восстань, облекись крепостию, мышца Господня! Восстанъ, как в дни древние, в роды давние! Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила? 10. Не ты ли иссушила море, воды великой бездны, превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные? 11. И возвратятся избавленные Господом, и приидут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселие; печаль и вздохи удалятся. Ст. 9–11. Для призвания Сиона к новой жизни, устроения вечной правды и спасения людей, чрезвычайным образом проявится мышца Господня, т. е., сила Божья (ср. выше), в действиях, подобных тем, в каких она проявилась в начале еврейской теократии, во время избавления евреев от рабства египетского и путешествия по пустыне. Избавляемые ею теперь чада Сиона придут в Сион и станут наследниками вечного веселья. В ст. 9 евр. м. =в р.-с. Господня, 70 читали: , почему: ερουσαλμ=Иерусалиме, что в ст. 9 и 10 принято за звательный падеж обращенья, почему относящиеся к нему глаголы по слав. стоят в муж. р. Такое чтение 70 здесь противно контексту речи. Согласно евр. м. т., слав, перевод здесь д. б. исправлен так: востани, востани, крепость, мышцэ Господня, востани... и далее глаголы должны стоять в женск. р.: победила, –расторгнула, – опустошающая, – положившая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Исх.9:12 , ср. 10:1 . «Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею». Объясн. По свойству ветхозаветного языка, эти слова означают то, что Бог предвидел состояние тех людей, допустил оное для Своих целей и назначил последствия их; само же состояние людей зависело от воли тех людей: Исх.7:15:22–23:8:15:19 ; 1Цар.6:6 ; 2Пар.36:13 ; Евр.3:8 ; Рим.2:5 . 3Цар.12:15 . «И не послушал царь народа; ибо так суждено было Господом, чтобы исполнилось Слово Его, которое изрёк Господь...». Объясн. Опять-таки эти слова означают, что Бог предвидел ожесточение тех людей, попустил оное по упорству и нераскаянному состоянию их, каково, например, было ожесточение Фараона: Исх.7:15 , или Навуходоносора: 2Пар.36:13 ; ср. Евр.3:8 ; Рим.2:5 . 21) О труждающихся и обремененных Мф.11:28–30 . «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко». Объясн. Найдут покой душам своим те, которые подвергаются бедствиям не за преступления заповедей, а за любовь к Господу: 1Кор.15:30–31 ; Рим.8:35–39 ; и для всех людей не всегда бывает легка земная жизнь: Еккл.1:13–14 , но пользу от тяжёлых условий жизни приобретают взявшие на себя «иго Христово», последователи за Христом: Мф.19:28 . 22) О сохранении христианского звания Тит.3:8 . «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам». Объясн. Здесь указывается, что однажды получивши (в крещении) избавление и очищение от всякого беззакония, т.е. получивши возрождение и обновление, мы должны затем с помощью данной нам благодати, путём подвигов и добрых дел: Иак.2:22–24 , показать себя достойными своего звания: Еф.4:1–3 , чтобы в противном случае не отпасть от Него: Евр.6:4–6 . 23) О хождении прямым путём Евр.12:13 . «И ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Глава XI Сущность веры и примеры ее в лице первых патриархов (1–7). Примеры веры от Авраама до Моисея (8–22). Примеры веры за время Моисея (23–31). Позднейшее время (32–40). Евр.11:1 .  Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Сущность веры полагается прежде всего в осуществлении ожидаемого, причем под этим ожидаемым подразумеваются обетованные блага будущего. В отношении к невидимому вера есть то же самое, что осязание и непосредственное созерцание в отношении к видимому. «Вера есть созерцание неявного и ведет к такому же полному убеждению в невидимом, как в видимом. Как невозможно не верить видимому, так невозможно быть вере, когда кто не убежден в невидимом вполне также, как в видимом. Предметы надежды представляются не имеющими действительности, но вера поставляет им действительность; так, напр., воскресения еще не было и нет в действительности, но надежда делает его действительным в нашей душе» (Злат.). Евр.11:2 .  В ней свидетельствованы древние. «Древние» – греч. πρεσβτεροι – все множество великих людей былых времен, руководствовавшихся верою и являющихся образцом для нашего подражания. Евр.11:3 .  Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. «Верою познаем» «Откуда, говорит, известно, что Бог сотворил все «глаголом»? Разум не внушает этого, и никого не было тогда, когда это происходило. Известно по вере; это познание есть дело веры. Потому он и сказал: «верою разумеваем» (Злат.). – «Из невидимого произошло видимое» – в этом явлении мира из области невидимого в область видимого нельзя не отмечать особую преднамеренность Божию, чтобы видимый мир произошел не из таких явлений, которые по своему существу видимы, но посредством воли Божией, чтобы происхождение мира было осязательно только для веры. Евр.11:4 .  Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. «Жертву лучшую» – отличнейшую, достойнейшую.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Евр.11:5 .  Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. «Верою Енох преложен бысть не видети смерти: и не обреташеся, зане преложи его Бог. Прежде бо преложения его свидетелствован быст, яко угоди Богу». Бог преложил благоугодившего; а благоугодил, уверовав, что Бог подвигоположник благочестия. Потом Апостол выражается положительно. Евр.11:6 .  А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. «Без веры же невозможно угодити Богу». Привел же и доказательство положения и представил оное уже в виде несомненного изречения. «Веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающым его мздовоздаятель бывает». Кто не уверовал, что сие действительно так, тот не приемлет на себя трудов добродетели. Ибо и земледелец не стал бы проливать пот, возделывая землю, если бы не уверен был, что соберет плоды трудов; так и кормчий, имея в виду пристань, переносит всякого рода опасности. Евр.11:7 .  Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере. «Верою ответ приим Ное о сих, яже не у виде, убоявся, сотвори ковчег во спасение дому своего: еюже осуди мир, и правды, яже по вере, бысть наследник». Вера настроила Ноя приготовить ковчег. Если бы некрепко веровал в Повелевшего сделать сие, то, подобно другим людям, возлюбил бы лукавство. «Осуди же мир» тем, что один из всех людей шел путем прямым. «И правды, яже по вере, бысть наследник», то есть преуспевал в правде, потому что не подзаконную вел жизнь, но, сделавшись питомцем веры, удостоился похвал. Евр.11:8 .  Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. «Верою зовом Авраам послуша изыти на место, еже хотяше прияти в наследие, и изыде не ведый, камо грядет». Сие: «зовом Авраам», сказал Апостол по причине перемены имени. Ибо, называясь Аврамом, наименован Авраамом. Поверив же Призвавшему, оставил отеческий дом и последовал, не зная, какую землю обещает дать ему; ибо Призвавший сказал ему: «Иди в землю, юже ти покажу» ( Быт. 12, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Притч.18:11 .  Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен. Притч.18:12 .  Имение богатого – крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении. Притч.18:13 .  Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе. Притч.18:14 .  Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему. Притч.18:15 .  Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух – кто может подкрепить его? Притч.18:16 .  Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания. Притч.18:17 .  Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его. Указывается с одной стороны на непоколебимую твердыню имени Иеговы, как несомненного оплота для надеющихся на Него (ст. 11), с другой стороны – на обманчивость, призрачность надежд богатого на помощь богатства (ст. 12); если в Притч 10.15 говорилось о том горделивом приподнятом самомнении, какое внушает человеку обладание богатством – в противоположность угнетенному состоянию духа бедняка, то здесь (ст. 12; евр. 11) говорится о ничтожестве надежд богача, как факт опыта (правильно передает русск. перев – синод. и Архим. Макария – евр. бемаскито – «в его воображении». Принятый текст LXX и Vulg. не выдерживают этого значения). Ст. 13 сн. Притч 16.18 и Притч 15:33 . Указываемый в ст. 14 признак глупца – манера отвечать, не выслушав вопроса, – считался у древнееврейских мудрецов весьма типичным для человека глупого и необразованного, тогда как противоположное свойство признавалось признаком ученого и мудрого ( Сир 11.8 ; Мишна, Авот, V, 7). По ст. 15 дух человека может быть и источником силы, мужества для всего существа человека, но также – при унынии – источником слабости (по евр. т. в первой половине стиха руах, «дух», муж. р., а во второй – женск.). В ст. 16 (евр. 15) заключается указание на то, что учение мудрости, прежде всего, самая Тора, преподавалось всегда устно, и от степени внимания ученика зависела мера научения его мудрости (ср. Притч 15.31 ; Авот VI, 5). Ст. 17 отмечает типичную черту восточных нравов, согласно которым без подарка нельзя ни представиться высшему лицу, ни выиграть дело в суде (ср. Притч 19.8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иоил.1:10   Опустошено по­ле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина. Иоил.1:11   Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пше­нице и ячмене, по­тому что по­гибла жатва в по­ле, Иоил.1:12   засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в по­ле по­сохли; по­тому и веселье у сынов человеческих исчезло. Пророк говорит о тяжести постигшего страну бедствия для земледельцев, виноградарей и всех жителей вообще. Не вполне ясно, говорит ли пророк здесь об одном только бедствии, о нашествии саранчи, или же в Иоил.1:9–12 он разумеет и другое бедствие засуху, постигшую страну вслед за нашествием саранчи. На последнем понимании настаивает Креднер. Но блаженный Иероним и большинство новых толкователей видят в рассматриваемых стихах только речь о последствиях нашествия саранчи. «Гранатовое дерево»: евр. rimmon. Так как это дерево имеет на ветвях шипы, то в слав. т. оно называется «шипки». «Пальма» «и финикс»: в евр. gamtamar, также пальма. Палестина в древности изобиловала пальмами. Пальмы росли у Иерихона, который назывался городом пальм ( Втор 34.3 ), в Этедди, у берегов Мертвого моря и Генисаретского озера. « Яблоня»: собств. евр. tappuach, – дерево, которое приносит наливные плоды. По Песни Песней ( Песн 2:3, 7:9 ) плоды эти весьма сладки и благовонны; цвет их золотой ( Притч 25.11 ). Полагают что tappuach есть собственно Pyrus Cidonia. Вероятно, от обилия этих деревьев получили свое название Таппуах два города, из которых один лежал в колене Иудовом ( Нав 12.17, 15.34 ), а другой на границе Ефремова и Манассиина колена ( Нав 16.8, 17.8 ). «Веселие у сынов человеческих исчезло», т. е. радость, соединившаяся с уборкой жатвы. Иоил.1:13   Препояшьтесь вретищем и плачьте, священ­ники! рыдайте, служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! ибо не стало в доме Бога вашего хлебного при­ноше­ния и воз­лияния. Пророк указывает средство для отвращения постигшего страну бедствия: именно, он повелевает священников назначить пост и молитву. «Препояшьтесь»: при гл. chigru (от chagar) нет дополнения; но оно ясно из последующего; в некоторых кодексах (у Кениинства и Росси) даже прямо добавлено слово sak или sakim, рус. вретище. «Плачьте», слав. «бийтеся», евр. vesiphdu (от saphad). собств. бейте в грудь для выражения скорби ( Ис. 32.12 ; Наум 2.7 ). «Ночуйте во вретищах служители» Бога моего. Не снимайте печальных одежд даже ночью – служило у евреев вообще выражением сильнейшей скорби ( 3Цар 21.27 ; 4Цар 19.1 ). А священникам, в частности, законом разрешалось надевать траурные одежды только при величайших несчастиях ( Лев. 21:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

8. И послшахомъ словес Інадава оца нашег, єже не пити вїна вс дни живота нашег, мы и жены наш, и снове наши, и дщери наш, 8. И мы послушались голоса Ионадава, сына Рехавова, отца нашего, во всем, что он завещал нам, чтобы не пить вина во все дни наши, – мы, и жены наши, и сыновья наши, и дочери наши, 9. И же не сограждати храминъ жити там: и вїнограда, и нивы, и смене не бысть намъ. 9. И чтобы не строить домов для жительства нашего; и у нас нет ни виноградников, ни полей, ни посева. 10. И жихомъ в кщахъ, и послшахомъ, и сотворихомъ по всмъ, елика заповда намъ Інадавъ оцъ нашъ. 10. А живем в шатрах, и во всем слушаемся и делаем все, что заповедал нам Ионадав, отец наш. 11. И бысть, егда прїиде Навходоносоръ црь Вавлнскїй на землю наш, и рекохомъ: вшедше да внидемъ во Іерсалимъ лица Халдейска, и лица силы Ассрійскї, и вселихомс т. 11. Когда же Навуходоносор, царь Вавилонский, пришел в землю сию, мы сказали: «пойдем, уйдем в Иерусалим от войска Халдеев и от войска Арамеев, и вот, мы живем в Иерусалиме». В комнате Анании Иеремия предлагает рехавитам пить вино. Но они, отступив от одной заповеди Ионадава ради спасения своей жизни, не хотят нарушить другой заповеди, предписывающей не какое-либо опасное для жизни лишение. Они остаются таким образом верными завету отца их, насколько эта верность не исключала достижения цели завета, состоявшей в том, чтобы «пожить дни многи на земли». В домъ Рихавль (ср. Остр. «в дом Рихавин»), стих Иер. 35:2 , – чтение, в первой своей половине следующее греч. ες οαν или ες οον. Но если вторая половина согласнее с лат. чтением Rechabitarum, чем с греч. ρχαβεν: то и первая половина в лат. вульгате точнее выражает смысл соответствующего евр. текста: ad domum Rechabitarum=к дому рихавлю. – Во единъ дворвъ, греч.·ες μαν τν αλν. Последнее слово значит не только двор, огороженное или неогороженное, не покрытое сверху, место пред домом или внутри дома, но и жилище вообще. Последнее значение в настоящем случае совпадало бы с значением соответствующего евр. слова: «во едино от жилищ» или «во едину от келлий». – Стрегщаг дворъ, – το φυλσσοντος τν αλν. Последнее слово в Комплют. и Альд. издд. и в сирско-гекз. переводе заменено словом τν δν (путь), стоящим в этой же связи речи в Иер. 52:24 . Евр. чтению соответствовало бы буквальнее даже τν οδν (праг). – Силы Ассрійскї. Последнее слово соответствует евр. , по-гречески в других случаях обыкновен. переводимому словом Συρα. Но Συρα у греков возникло путем сокращения из σσυρα.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

архим. Кирилл (Павлов) О уповании на промысл Божий. Слово на акафисте преподобному Сергию Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте их вере ( Евр. 13:7 ), – говорит в своем послании христианам святой апостол Павел. И, действительно, подражать святым угодникам, учиться у них всему потребному ко спасению души весьма необходимо и полезно для каждого христианина, потому что у святых угодников Божиих и мысли, и чувствования, и поступки – все свято и весьма назидательно для хотящих спасения. Из жизнеописания Преподобного особенно обращают на себя внимание его твердое упование и вера в Бога. Несмотря на всевозможные лишения, скорби, искушения бесовские, преподобный Сергий оставался непоколебимым в своем уповании на Божию помощь, и это упование никогда его не посрамляло. Только твердою верою преодолевал он все искушения. Без веры угодить Богу невозможно, – говорит святой апостол Павел, – ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает ( Евр. 11:6 ). Вера... есть уверенность в невидимом и осуществление ожидаемого ( Евр.11:1 ), – говорит он же. Все угодившие Господу ветхозаветные праведники имели твердую веру, благодаря которой они побеждали царства, заграждали уста львов, угашали силу огня, были сильны на войне, прогоняли полки чужих, освобождались от немощи и т. д. ( Евр.11:33–34 ). А в Новом Завете Спаситель дал верующим еще большие обетования, говоря, что все возможно человеку, если будет просить с верою ( Мф. 21:22 ). И святой апостол Иаков пишет: Да просит (всякий) с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями, – не тверд во всех путях своих ( Иак. 1:6–8 ). Таким образом, верою были богаты все угодники Божии. В житии преподобного Сергия повествуется, как однажды в обители три дня не было ни хлеба, ни других продуктов питания, братия пришла в сильное смущение и негодование. Надо добавить, что по уставу монастыря братия не должна была даже и в случае нужды выходить в близлежащие селения для испрашивания подаяния и милостыни, но должна была терпеливо пребывать в обители, молиться и ожидать милости от Бога. Это было тяжелое правило, потому что обитель очень часто терпела недостаток в потребном. И вот так случилось однажды, что нужда была особенно острой, братия зароптала, некоторые даже собирались уйти из обители, но преподобный Сергий, видя, что ими овладевает дух уныния, стал их утешать, убеждая возложить все упование на Бога, ибо Он не оставит места сего без пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Глава 4 1–5. Пророчество о возвышении горы Господней и собрании к ней всех народов. 6–8. Воцарение Господа на Сионе. 9–11. Предстоящий Иуде плен. 12–11. Будущее прославление дщери Сиона. Мих.4:1 .  И будет в по­следние дни: гора дома Го­с­по­дня по­ставлена будет во главу гор и воз­высит­ся над холмами, и по­текут к ней народы. От печального настоящего пророк обращается в гл. IV-V к светлому будущему, которое осуществится в последние дни, т. е. в мессианские времена. Речи гл. IV-V произнесены пророком позже предшествующих речей гл. I-III. Угрозы, изреченные пророком в гл. I-III ввиду предстоящего разрушения Самарии, не были приведены в исполнение, так как раскаявшийся народ был помилован Господом ( Иер 26.18 ). После взятия Самарии Саргоном, нашествия которого можно было ожидать в Иерусалиме, занятые военными предприятиями против Вавилонии и, таким образом, непосредственная опасность нашествия на Иудею пока миновала. Но дух народа не был спокоен за будущее. Пророк и обращается теперь (после 722 г. ) к народу с утешительными речами. Пророк возвещает, что гора дома Божия – Сион, которому угрожала опасность быть распаханным ( Мих 3.12 ), будет поставлен некогда во главу гор, получит пред ними преимущество чести и славы. Пророк говорит, конечно, не о физическом изменении горы (Марти), а о духовном прославлении ее. К гл. vehajah, и будет, в греч. добавлено пояснительное εμφανς, в слав. «явлена»; вместо евр. -рус. «гора дома Господня» у LXX в слав. сокращенно «гора Господня», хотя у Кирил. Ал., в компл. изд. в во многих списках есть и полное чтение евр. текста; евр. nakon berosch haharim, рус. поставлена во главу гор у LXX и в слав. передано: «уготована ( εοιμος, как переводится nakon и в Исх 15.17 ; 3Цар 8.13–39–43 ) над верхи гор». Мих.4:2 .  И пойдут многие народы и скажут: при­дите, и взойдем на гору Го­с­по­дню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Сво­им, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Го­с­по­дне – из Иерусалима.: В ст. 2-м пророк объясняет причину собрания народов к Сиону, – именно возвещение закона от Сиона и слава Господня от Иерусалима, и цель собрания – научение путям Божиим. Пути Божии – заповеди Господни ( Пс 5.9, 17.22, 24.4 ). «Закон» – вообще повеления Господни, а не Тора в позднейшем техническом смысле. Евр. vejorenu и научит нас (Господь) у LXX, хотя в не во всех списках, передается множ. числом – δεξουσιν, слав. «и покажут».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010