Глава 51 1–64. Пророчество на Вавилон. Иер.51:1–46 . Продолжая свою речь о судьбе Вавилона, пророк снова говорит, что Господь наказывает Вавилон за Израиля: Господь окончательно разрушает это могучее царство, бывшее прежде в Его руках орудием наказания разных народов. Пророк ясно называет здесь и разрушителей Вавилона – царей Мидии, царства Араратские, Минийские и Аскеназсские (1–34), Израиль сам признает в погибели Вавилона дело отмщения Божия за обиды, причиненные Израилю вавилонянами (35–46). И все будут радоваться гибели этого страшного царства, (47–58). В конце главы говорится о том, как Иеремия поручил Сераии прочитать это пророчество и потом бросить свиток с пророчеством в Евфрат (59–64). Иер.51:1 .  Так говорит Го­с­по­дь: вот, Я подниму на Вавилон и на живущих среди него про­тивников Мо­их. «Среди него противников Моих» – по переводу с евр.: (не живущих) в сердце (средоточном пункте) Моих противников. – В русском переводе нет дополнения к слову: подниму, но в еврейском тексте это дополнение имеется. Там стоит выражение: ruach maschehil – ветер губительный или: дух губителя. Иер.51:7 .  Вавилон был золотою чашею в руке Го­с­по­да, опьяняв­шею всю землю; народы пили из нее вино и безум­с­т­во­вали. Золото обозначает великолепие жизни в Вавилоне, которым наслаждались разные народы дружественные с Вавилоном. Они пили из чаши Вавилона и заражались его нечестием. За это они должны разделить и его наказание. Иер.51:10 .  Го­с­по­дь вывел на свет правду нашу; пойдем и воз­вестим на Сионе дело Го­с­по­да Бога нашего. Здесь выводятся говорящими иудеи. Иер.51:11 .  Острите стрелы, наполняйте колчаны; Го­с­по­дь воз­будил дух царей Мидийских, по­тому что у Него есть намере­ние про­тив Вавилона, чтобы истребить его, ибо это есть отмще­ние Го­с­по­да, отмще­ние за храм Его. «Наполняйте колчаны» – правильнее с евр.: «надевайте щиты» – Мидянами здесь пророк мог называть вообще сирийских обитателей Ирана, включая сюда и персов. Иер.51:14 .  Го­с­по­дь Саваоф по­клял­ся Самим Собою: истин­но говорю, что наполню тебя людьми, как саранчою, и поднимут крик про­тив тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Два св. апостола удостоверяют нас в этом, св. Иоанн и Павел. Ныне видим все как сквозь тусклое стекло, а тогда все увидим ясно. Но и там будут степени умственного просветления, ибо область ведения Божия беспредельна. На земле же откровение Божие уже завершено; нечего и мечтать о высшем; все имеем, что нужно; усвой и живи тем. Христианское откровение впереди не обещает нового откровения, но только то, что Евангелие будет узнано во всем мире и что эта повсюдность и всеобщность ведения Евангелия есть предел бытию настоящего порядка вещей. Тогда вера ослабеет, любовь иссякнет, жизнь станет тугою, — и благость Божия положит конец миру.   Среда. (Евр.10, 1–18; Мр.8, 30–34). Пригласив следовать за собою с крестом, Господь указывает при этом путь сей, устраняя главные к нему препятствия не внешние, а внутренние, коренящиеся в сердце человеческом. Хочешь, как бы говорит Он, идти вслед Меня, — во–первых, не жалей себя, ибо кто будет жалеть себя, тот погубит себя; во–вторых, не связывайся корыстолюбием, ибо “какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?” В–третьих, не стесняйся тем, что скажут или как смотреть на тебя будут другие: “ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами”. Саможаление, корыстолюбие и стыдение лица человеческого — главные цепи, которыми держится человек в жизни небогоугодной, на пути страстей и греха. Они — главные препятствия к обращению грешника; они же — главный предмет борьбы духовной в человеке кающемся и в начавшем уже приносить плоды покаяния. Пока эти нити не отрезаны, жизнь христианская в нас ненадежна, полна преткновений и падений, если не всегда внешних, то внутренних. Вот и присмотрись всякий к себе хорошенько, и если есть что в нем из сказанного — позаботься отрешиться от того: иначе не надейся взойти к совершенству о Христе, хоть внешне будешь и очень исправен.   Четверг. (Евр.10, 35–11, 7; Мр.9, 10–16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

е. уничтожит вообще царскую власть в десятиколенном царстве. Низложение дома Ииуя совершилось вскоре по смерти Иеровоама в факте убийства Саллумом Захарии на шестом месяце царствования последнего. Но это было и началом конца, т. е. той анархии, которая водворилась в десятиколенном царстве и через 50 лет закончилась завоеванием его. В нашем слав. тексте соответственно греч. вместо слов с дома Ииуева читается «на дому Иудове». Это чтение ошибочное; оно опровергается и древними переводами, и контекстом. Вместо слов: «положу конец царству» в слав. «упокою», καταπασω вследствие букв. перевода LXX-ю евр. vehischbathi (от sehabath). Ос.1:5 .  и будет в тот день, Я сокрушу лук Израилев в долине Изреель. «И будет в тот день», т. е. в день наказания дома Израилева. Я сокрушу лук Израилев в долине Изреель. Лук – образ военной силы (ср. Быт 10.24 ; 2Цар 1.4 ; Иер 1.35 ). Пророк, таким образом, говорит о предшествующем падению царства поражении Израильского войска на войне, в битве на долине Изреельской. В повествовании о завоевании десятиколенного царства ассириянами не говорится о битве на Изреельской равнине. Но ввиду того, что равнина эта с одной стороны была ключом к обладанию всей страной, а с другой представляла надежные средства для сопротивления, вполне естественно, что именно на Изреельской равнине израильтяне в последний раз пытались остановить наступление ассириян. Ос.1:6 .  И зачала еще, и родила дочь, и Он сказал ему: нареки ей имя Лорухама; ибо Я уже не буду более мило­вать дома Израилева, чтобы про­щать им. Вместо слов «чтобы прощать им» (ki nasa essa lachem, чтобы я прощая, прощал им) в слав. по тексту LXX: «противляяся, возсопротивлюся им»: преполагают, что LXX слова nasa essa читали nasi aschith, ντιτασσαμενος αντιταξομαι. Ос.1:7 .  А дом Иудин по­милую и спасу их в Го­с­по­де Боге их, спасу их ни луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками. Одновременно с наказанием Израиля проявится милость Божия к Иуде, который будет за свою верность Иегове спасен всемогущею силою. Пророк, нужно полагать, имеет ввиду предстоящие нашествия ассириян, во время которых обнаружилось различное отношение Иеговы к Израилю и Иуде: десятиколенное царство было разрушено ассириянами, а под стенами Иерусалима чудесною силою было истреблено ассирийское войско. ( Ис 36.1 ). «Дом Иудин»: в греч. слав. «сыны же Иудины»; LXX нередко евр. beith переводят через υο – сыны (ср. Быт 45.11 ; Нав 17.17, 18.5 ), а слова banim, сыновья, словом οκος дом. Ни войною, т. е. не военным искусством. Ос.1:8 .  И, откормив грудью Непомилован­ную, она зачала, и родила сына. Ос.1:9 .  И сказал Он: нареки ему имя Лоамми, по­тому что вы не Мой народ, и Я не буду вашим [Богом].

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, поэтому ненавидит вас мир» ( Ин. 15:18–19 ср. 18:36–37). Однако, если первые люди здесь последние, то за то они будут первыми в будущей жизни. И. Христос относил новое мздовоздаяние ко второму Своему пришествию. Так же учили о временных страданиях и апостолы. Они смотрели на здешнюю жизнь, как на временное жилище человека, как на гостиницу, ожидая полного воздаяния после воскресения ( 1Пет. 2:11 ср. Евр. 13:13–14 ; 2Кор. 4:17–18; 5:1–10 и др.). Апостол Павел в ярких красках везде рисует участь добрых, зная ее по собственному опыту, он фактами подтверждает ту свою мысль, что все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь ( 2Тим. 3:12–13 ), говоря, что добрые люди замучены были. Другие испытали поругание и побои, а также узы и темницы; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пыткам, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостаток, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по темницам и ущельям земли ( Евр. 11:35–38 ). Апостолу Павлу принадлежит также характерное учение о том, что жизнь истинных последователях Христа, должна во всем представлять подобие жизни Христовой, и быть смертью для греха, как и Христос страдал и умер для умерщвления греха и оживления добра, и что только под этим условием вменяются людям заслуги Христовы ( Гал. 2:16–20 ; Кол. 3:3 ; 2Кор. 4:10–12 ; Рим. 6; 7:1–6 ; Гал. 5:13–25 ; Рим. 8:1–13 . Ключ ко всем подобным местам – 2Кор. 5:14–17 ). Апостол Петр страдание добрых людей считает их призванием, потому что, это страдание за правду, угодное Богу ( 1Пет. 2:19–21; 3:14–17 ). Поэтому, не должно бояться или стыдиться страдания, напротив, должно принимать его с радостью, лишь бы это было честное страдание за правду ( 1Пет. 4:14–16 ). Страдания эти неизбежны для всякого истинного последователя Христова, который непременно должен разделить участь Христа, вступив на указанный Им путь доброй жизни, т.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

Итак, для чего извращать учение о домостроительстве Божием, искажать истину, позволяя себе говорить против Божественного Писания, которое учит, что Бог Сын вочеловечился и таким везде Его представляет? Ибо Слово Божие и по Воплощении Своем пребыло в образе Отца, разумеется, духовным, Божественным естеством Своим и неизменяемой природой. Посему-то и Сам Сын Божий, в намерении показать, что Он и во плоти есть образ Ипостаси Отца, сказал Филиппу: видевший Меня видел Отца ( Ин. 14:9 ); а когда в храме нашел слепорожденного, которого исцелил, и спросил его: веруешь ли в Сына Божия? на слова его: кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? отвечал: видел ты Его, и Он говорит с тобою ( Ин. 9:35–36 ). Слепорожденный, без сомнения, видел не бесплотное существо, а человека, подобного нам – во плоти, и уверовал в того, кого видел, не как в сына, представлявшего собою двух сынов, а как в Сына единого, явившегося нам, земнородным, с обыкновенной человеческой плотью. С другой стороны, можно ли сомневаться, что Единородное Слово Божие, по Своем вочеловечении, соделалось нашим первосвященником, когда читаем у апостола: уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего Иисуса Христа, Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его ( Евр. 3:1–2 ). Хотя звание первосвященника прилично только человеку и ниже естества и славы Бога Слова, однако, оно не неприлично Богу Слову, соделавшемуся человеком. Итак, Сын не был иным прежде дней плоти Своей и иным, явившись с плотию от семени Давида, как дерзают говорить некоторые, но – одно лице, прежде – только бесплотное Слово, а потом – от Святой Девы, по исповеданию отцов, воплотившееся и вочеловечившееся. Но, что воплощенное Слово восседит на престоле Отца и, несмотря на то, что во плоти, имеет равную славу с Отцом, ибо не перестало быть единым Сыном и по Своем вочеловечении, – это объясняет апостол Павел дальнейшими словами: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах ( Евр. 8:1 ), Далее, согласно нашему упованию, что Сын человеческий опять придет к нам, апостол Павел пишет: явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:11–13 ); и в другом месте, говоря о потомках Израиля, учит: их же отцы, и от них же Христос по плоти, сый над всеми Бог благословен во веки ( Рим. 9:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Мк 8:34; 10:39; ср. также у Павла восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых (Кол 1:24). Любящий душу свою погубит ее — греч. yuc» ‘душа’, так же как и евр. может означать и жизнь, и ту часть человека, которая, будучи соединена с плотью, делает его живым. В синоптических параллелях душа несомненно означает ‘жизнь’, (смысл Мк 8:35 может быть передан как “желающий спасти свою шкуру погибнет”); у Иоанна в ст. 25 смысл, по-видимому, более широкий: ‘желающий жить сам по себе и для себя — умрёт’. Ненавидящий душу свою — ‘тот, для которого его жизнь и желания — не самое главное’. Слово со значением ‘ненавидеть’ в семитских языках может означать всего лишь ‘относиться с равнодушием’; ‘ставить на второе место после кого-то или чего-то’: когда в Быт 29:31,33 сообщается, что Лия была нелюбима мужем, в отличие от Рахили (и то же во Втор 21:15), употребляется глагол n’ ‘ненавидеть’. В мире сем — ср. Мк 10:30; как и евр. ha‘olam hazeh ‘мир сей’, это выражение обозначает в первую очередь время, но не чуждо и некоторого метафорического пространственного значения, см. 8:23. Сохранит ее в жизнь вечную — предлог e„j ‘в’ здесь означает не только ‘для (жизни вечной)’, но и ‘имея целью достичь (жизни вечной)’. Человек сохранит свою yuc» не для поддержания эфемерной временной жизни, а для жизни вечной, которая не отнимется у него. Ст. 26 также изобилует синоптическими параллелями: во-первых, Мк 8:34=Мф 16:24=Лк 9:23; во-вторых, Мк 9:35; 10:43–45 и Лк 22:26–27. Кто Мне служит, Мне да последует — поскольку это изречение идёт прямо за словами о ненависти к своей душе, ясно, что служение, о котором говорит Иисус, предполагает несение Креста, о чём и сказано в указанных параллелях у синоптиков. Где Я, там и слуга Мой будет — то есть в жизни и в смерти, в унижении и в славе. Ср. 14:3; 17:24. Того почтит Отец Мой — ср. Мк 10:30 о награде тех, кто оставил всё ради Иисуса. Ст. 27–30 соответствуют синоптическому рассказу о гефсиманском борении, хотя сам этот эпизод у Иоанна отсутствует (вторая параллель: неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? в 18:11).

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Наконец, что Бог наказывает или накажет грешников за все их злодеяния, в подтверждение этого Священное Писание: а) представляет с одной стороны многократные опыты казни Божией, совершившиеся прежде, каковы: изгнание наших падших прародителей из рая, участь Каина, судьба Содома и Гоморры, всемирный потоп, смерть Богочеловека за грехи людей, а с другой — будущий страшный суд, где за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Матф. 12:36), и нечестивые услышат тяжкий приговор нелицеприятного Судии: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Матф. 25:41). Кроме того Священное Писание — б) свидетельствует, что Проклятие Господне на доме нечестивого (Притч. 3:33; срав. 15:25), и о братит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш (Пс. 93:23); в) называет Бога огнем поядающим: потому что Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12:29; Втор. 4:24), и г) человекообразно приписывает Ему гнев и мщение: открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим. 1:18; срав. Исх. 32:10; Числ. 11:10; Пс. 2:5,12; 87:17; Иов. 7:14); Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим. 12:19; Евр. 10:80; Втор. 32:35); Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя (Пс. 93:1). Святые Отцы и учители Церкви, когда рассуждали о правосудии Божием, между прочим, старались решать недоумения, обыкновенно предлагаемые касательно этого свойства, каковы преимущественно два: Первое: как примирить правду в Боге, казнящую грешников, с Его бесконечной добротой? Некоторые из древних еретиков (гностиков), считая это непримиримым, вздумали признавать двух богов: бога верховного — благого, и бога подчиненного ему — правосудного. Против такой мысли пастыри древней Церкви замечали, что истинный Бог непременно должен быть вместе и благ и правосуден; что благость Его — благость праведная, и правда Его — правда благая; что Он остается правосудным даже тогда, когда прощает нам грехи и милует нас; остается и благим, когда наказывает нас за грехи, ибо наказывает, как Отец, не из гнева или мщения, а для исправления нас, для нашей нравственной пользы; и след. самые казни Его суть более свидетельства Его отеческой доброты к нам и любви, нежели правды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Но не мы к Нему, а Он сам снизошёл к нам и принял наше естество не в дар, повод к примирению, а чтобы посредством плоти явно с нами беседовать ( Ин. 14:19 ), так как мы не могли видеть Невидимого. И спас нас не за дар этот, но Сам от Себя по собственной благости и человеколюбию, как по естеству благий, милосердый и многомилостивый, по многой Своей милости спас нас, освятивши и примиривши с Собою, Отцом и Духом наше грехом пленённое и отступившее от Него естество чрез единение с Ним или восприятие Его. А таким образом даровал нам и всыновление, а чрез него даровал и Духа Своего, которым взываем: Авва, Отче! ( Рим. 8:15 ), и для сего-то Он сделался причастным плоти и крови ( Евр. 2:14 ), не погнушавшись называть нас братьями ( Евр. 2:11 ). Но и ни прежде Сам примирился с нами, а уже впоследствии исходатайствовал нам примирение посредством принесения собственной крови, потому что как же говорил прежде страдания и смерти: никто не приходит ко Мне, если не привлечет его Отец ( Ин. 6:44 )? Ещё не примирившись, как бы Он привлекал к примирившемуся уже? Не ясно ли, что нет промежутка ( χρ νος μσος) как между бытием Отца и Сына и Св. Духа, так и действованием и благоизволением? Посему и об Отце говорится, что Он влечёт приходящих к Сыну, и о Сыне, что Он путеводствует к Отцу, потому что и об этом говорит: никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня ( Ин. 14:6 ). Путеводствует же к Обоим и Дух Святой, потому что и Он – свет ( Еф. 5:8–9 ), а лучше сказать каждый из Трёх – свет, а без света нельзя ходить не заблуждаясь. Ходящий во тьме, говорит Спаситель, не знает куда идет ( Ин. 12:35 ); и пророк Дух Твой благий наставить Меня ( Пс. 142:10 ), и во свете Твоем узрим свет ( Пс. 35:10 ). Следовательно, Троица едина ( περηνωμνη) и неразлучна, вместе и есть, и хочет, и действует, вместе и освящает, и примиряется. И потому не должно допускать ни двух освящений, ни двух примирений Единой Троицы, или удвояющий каждое из них пускай допустит и третье. Да, скажет, пожалуй 39 , есть и третье; это – сошествие Духа после домостроительства Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

«Острова будут уповать на Меня». О суде над «островами», об их оправдании и спасении пророк уже подробно говорил выше (см. наши комм. на Ис.41:1, 5 ; Ис.42:4, 10, 12 ; Ис.49:1 ). Ис.51:6 . Поднимите глаза ваши к небесам, и по­смотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут; а Мое спасе­ние пре­будет вечным, и правда Моя не пре­станет. «Поднимите глаза ваши к небесам... а Мое спасение пребудет вечным». В этом стихе дано сильное удостоверение непреложности Божественных планов о спасении людей. Оно очень напоминает известное изречение Спасителя: «небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут» ( Мф.5:18 ; Лк.21:33 ). Вместе с тем, в них молчаливо (implicite) дается понять, что имеющее со временем открыться вечное «Царство Божие» носит, по преимуществу, духовный характер; оно не связано безусловными узами с настоящим чувственным миром, а имеет свое собственное самостоятельное значение, так как будет продолжать свое существование и после их уничтожения (ср. Ис.40:8 ; Ис.50:9 ; Мф.24:35 ; 2Пет.3:13 ; Евр.1:11 ; Откр.21 и др.). Ис.51:7–8 . Третье обращение Мессии к Его слушателям, которые на этот раз названы уже овладевшими той правдой, о стремлении к которой говорилось раньше (1 с.). Настоящее обращение переходит, собственно говоря, в утешение или ободрение тех, которые смущались следовать за Рабом, из-за ложного стыда общественного мнения, т. е. того большинства Израиля, которое отвергло Мессию. Ис.51:7 . Послушайте Меня, зна­ю­щие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь по­ноше­ния от людей, и злословия их не страшитесь. «Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой». В повторных обращениях пророка к слушателям есть своего рода градация – постепенное восхождение от низшего к высшему: и вот на этот раз он доходит до вершины своей лестницы и говорит к народу, уже знающему «Правду» и носящему закон, написанным на скрижалях его собственного сердца. А этими именами в Священном Писании, обыкновенно, обозначаются уже деятели новозаветного царства – верующие христиане ( Иер.31:31–34 ; Евр.8:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Писания заключают в себе следующие положения, подтверждаемые бытом и историей жизни сынов человеческих: во-первых, присуще есть истории сынов человеческих пролитие невинной праведной крови: в чем, спрашивается, «суд» сей крови добра над злом! во-вторых, присуще есть быту сынов человеческих пролитие крови рукой злодея-убийцы, подстерегшего свою жертву и «осквернившего землю пролитием крови» ( Чис.35:33–34 ): в чем, спрашивается, «суд» сей крови в среде людей? в-третьих, присуще есть быту людей страдание одних от угнетения других: в чем, спрашивается, «суд» сих страданий? в-четвертых, присущи суть быту и истории сынов человеческих такие массовые – общие страдания и бедствия, которые «огненно», так сказать, и обнимают всех, и вконец низводят всех в племенах, коленах и народах: в чем, спрашивается, «суд» сих страданий и бедствий? наконец, в-пятых, удел самой жизни человека суть «труд, скорбь и болезни», кончаемые «смертию»: в чем, спрашивается, «суд» самого «удела человеческой земной жизни»? . Ап. Павел, говоря о «вечном искуплении» рода человеческого Иисусом Христом, как «Первосвященником, вошедшим во святилище не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию», и как «Ходатаем нового завета» ( Евр.9:11 ...15), делает следующее знаменательное сопоставление «крови вечного искупления» Спасителя мира с невинной кровию праведника: «Вы, – говорит Апостол христианам, – приступили... ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (κα αματι αντισμο, κρετονα λαλοντι παρ τòν βελ – Евр.12:22–24 ). Итак, если «кровь» Спасителя мира «говорит» свое – могущественнейшее – «лучшее», именно – «вечное спасение», и «говорит сие лучшее» сверх того и больше – «лучше» того, что говорит «кровь Авеля»: то, значит, есть нечто такое и за кровью Авеля, как принадлежащее сей «крови», что «говорить» пред Богом, пред Церковью небесной и пред Церковью Божиею земною.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010