Поэтому многие ветхозаветные прообразы, особенно связанные с храмом и жертвами, могут быть правильно поняты лишь в свете первосвященнического служения Спасителя. Так, свт. Григорий Нисский называет образом Христа всю ветхозаветную скинию: «Нерукотворная по своей природе, эта скиния становится тварной, когда ей нужно быть воздвигнутой посреди нас. Поэтому она одновременно и нетварна, и тварна: несотворенная в предсуществовании, она становится сотворенной, когда принимает материальное устроение» . Итак, земная и небесная скиния для свт. Григория показывают два естества Христа — божественное и человеческое. Такое толкование подтверждает и послание к Евреям, где сказано, что Христос пришел с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною (Евр. 9:11). Конечно, это была Его нерукотворенная плоть, с которой Он пришел . Именно в Своей плоти Он совершал священнодействие, принеся Себя в жертву, почему и назван священнодействователем святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек (Евр. 8:2). Нисский святитель подчеркивает, что Слово стало плотью (Ин. 1:14), устроив среди нас Свою скинию, в которой обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9) . Прообразовательное значение ветхозаветного священства и жертв объясняется тем, что невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи (Евр.10:4). Поэтому-то законные жертвоприношения лишь напоминают о грехах (Евр. 10:3). Будучи единственным, Его Приношение не может ни повториться, ни как-то улучшиться или увеличиться, потому что Он тем самым уже освятил нас, навсегда сделал совершенными освящаемых (Евр. 7:27; 9:12, 26, 28; 10:10, 12, 14). С самого начала Он отдал Себя Самого за грехи наши (Гал. 1:4). Мы должны были понести наказание, но произошло невероятное: наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53:5), вместе с тем удовлетворив и божественному правосудию . Первосвященство Христа связано с переменой закона (Евр. 7:12), что опровергает идею адвентистов о вечном Декалоге . Новый Завет заключен в Крови Христа, Который принес в жертву Себя Самого (Евр. 7:28), возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Еф.5:2).

http://bogoslov.ru/article/5350843

7 . От запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся. «По Твоему мановению пред силою Твоею, которая означается словом: гром, оне (воды) отступят» (Св. Афан.). Или: воды, повинуясь Твоему запрещению, во время бури бушуют, но боятся преступить пределы, им назначенные; приблизившись к берегу, как бы в страхе отступают, бегут назад. 8, 9 . Восходят горы, и низходят поля, в место еже основал еси им. «Возвысившиеся воды уподобляются горам, а потом опадшие от страха Твоего делаются как бы полем и земною равниной; ибо основал им место, которого не могут преступить. Это означает сказанное: предел положил еси, егоже не прейдут; потому не могут наводнить землю – ниже обратятся покрыти землю» (Св. Афан. Под. Иов. 38:11 ). С Евр. 8 стих: «Восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них». Стих 9: «Ты положил предел, которого не прейдут, и не возвратятся покрыть землю». 10 . Посылаяй источики в дебрех, посреде гор пройдут воды. С Евр.: «Ты послал источники в долины; между горами текут (воды)». 11 . Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою. С Евр.: «Поят (воды) всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою». И Симмах слова: ждут онагри в жажду свою – перевел так: утолит онагр (или дикий осел) жажду свою. Онагр отличается необычайной быстротой бега, любит высокие горы, но и там, утомившись, находит воду для утоления жажды, по устроению Божию. 12 . На тых птицы небесныя привитают, от среды камения дадят глас. С Евр.: «При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос». На тых, т.е. на (или: при) источниках, реках, морях; от среды камения, т.е. и на горах, на скалах поют птицы, утолив свою жажду. 13 . Напаяй горы от превыспренних Своих: от плода дел Твоих насытится земля. От превыспренних, с Евр.: «с высот», т.е. из облаков орошаешь горы, подаешь земле обильные дожди, «и плодами дел Твоих насыщается земля». 14 . С Евр.: «Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвесть из земли пищу». 15 . С Евр.: «И вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Первосвященническое служение Христа имело своей целью искупление от преступлений (Евр.9:15), примирение людей с Богом через принесение Им Себя в жертву за нас, проданных греху (Рим. 7:14). Это служение началось с Его Воплощения. Смысл священнического служения — приносить дары и жертвы за грехи (Евр. 5:1), и мы уже освящены единократным принесением тела Иисуса Христа (Евр. 10:10). Поэтому следующее за Распятием и Воскресением Вознесение Христа на небо не начинает, а продолжает первосвященническое служение Христа, вместе с тем являясь кульминацией царского Его служения. Господь не в 1844 г., а ныне предстал за нас пред лицо Божие. Немедленно по Вознесении Спаситель воссел одесную престола величия на небесах (Евр. 8:1) и там Он уже не приносит жертв. Победив смерть и ад, Господь как человек вошел в славу, принадлежавшую Ему от века как Сыну Божию, и открыл путь на небо всем верным (Евр. 6:20). Свт. Иоанн Златоуст подчеркивает, что совершенное в Вознесении явление нашего естества на небесах завершает примирение с Отцом и является основанием для ниспослания Святого Духа . Конечно, по Вознесении Христос не перестал действовать в мире, но если вначале Он действовал через храм Своего Тела, то потом — через апостолов , хотя и Тело Христово преподается верным в таинстве Евхаристии. Первосвященническое служение Христа связано с Его ходатайством за нас перед Отцом (Рим. 8:34). В послании к Евреям, как и вообще в Новом Завете, мы не видим адвентистской идеи о ходатайстве Христа лишь за тех, кто соблюдает субботу и гневе Божием в отношении отвергающих субботний покой . Наоборот, это послание излагает учение о субботстве (Евр. 3–4) как будущее состояние, а не еженедельный день отдыха: Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, постараемся войти в покой оный (Евр. 4:9–11). Субботство народа Божия в своей основе имеет именно Первосвященство Христа (4:14) и предостерегает нас против непокорности Богу (4:11).

http://bogoslov.ru/article/5350843

—266— IV Евр.4:1 . Посему будем бояться также и мы, чтобы не оказался кто из нас 2690 отставшим и чтобы нам, благодаря нашему нерадению, не лишиться возможности войти в покой, – не в ту землю обетования, но в истинный покой Божий, который есть царство небесное. Евр.4:2 . Ведь и мы имеем обетование чрез веру и духовное житие войти в царство, как и они получили заповедь чрез закон, чтобы таким именно образом могли овладеть данною им землею тою: но не принесло им пользы слово закона слышанное, поскольку не было растворено 2691 верою слышавших. Евр.4:3 . Мы же 2692 войдем 2693 в самый покой. – Мы, уверовавшие 2694 во Христа и наделенные дарами (благодати) Его. Они же не вошли в этот покой, согласно клятве, которую дал Он чрез Давида, говоря: Я поклялся в гневе Моем, не войдут в покой Мой ( Пс.94:11 ). Евр.4:4–5 . Суббота же и есть тот именно покой, о коем возвещено, ибо, когда в день седьмой совершены были все дела, сказано: покоиться заставил Бог в день седьмой дела все. 2695 Поэтому, если Евреи не упокоились, как и дела их, в седьмой —267— день, то очевидно о них сказано: не войдут в покой Мой. Евр.4:6 . Но субботний покой Апостол поставил прообразом истинного и вечного покоя, почему и сказал: остается некоторым войти в него, то есть уже не в тот покой (субботний), который служил преходящим прообразом, но в тот истинный покой, который прообразовательно был благовествован евреям, но они не вошли, поскольку не уверовали. 2696 Евр.4:7 . А что должны быть две субботы, одна – прообраз, а другая – истинная, это видно из слов: опять другой день определяет выражение «ныне» в устах Давида, говорящего после столького времени от того времени, когда дана первая суббота: ныне когда глас Его слышите, не ожесточите сердец ваших, как те, кои погибли в пустыне и не вошли в покой Его. Евр.4:8–10 . Ведь если бы Иисус сын Нави, давший им наследовать землю (обетованную), устроил бы их и дал бы им покой, то теперь (при Давиде) никоим образом не следовало бы говорить еще о покое какого-то другого дня: ибо вот Иисус дал им упокоение, введши их в обетованную землю, а между тем они не успокоились на этом совершенно, как Бог совершенно почил от дел Своих, если они находились в больших трудах и должны были долго воевать. Итак, если покой

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

53. Слово в Неделю Крестопоклонную 136 «Аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе» ( Ин. 12, 32 ). Невольно, братие, воспоминаются в сей день эти слова Господа Кресту Христову, «ныне возносиму». Должно было вознесену быть от земли на Крест Сыну Человеческому, прежде чем Он вошел в ту небесную славу, которую имел у Отца «прежде бытия мира» ( Ин. 17, 5 ). Он должен был отдать душу Свою в жертву умилостивления за грехи людские ( Ис. 53, 10 ), прежде чем увидеть многих сынов Божиих, возводимых в небесную славу ( Евр. 2,10 ). Он должен был «во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принести молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти и потом уже услышанным быть за благоговение. Хотя Он и Сын, однако страданиями должен был навыкнуть послушанию и, свершив это, сделаться для всех послушных Ему Виновником спасения вечного» ( Евр. 5, 7–9 ). Почему же было необходимо быть вознесенным на Крест Сыну Божию? Потому ли, что Бог, оскорбленный неправдами человеческими, не хотел принять людей в общение с Собою без столь великой и ценной жертвы? Но Сам Он говорит чрез пророка: «Гнева нет во Мне» ( Ис. 27, 4 ), и не Он прекратил Свое общение с нами, а мы неправдами жития своего удалились от Него. Превосходящая всякое человеческое разумение любовь Божия ( Еф. 3, 19 ) – она была причиною, по которой должен быть «искушен по всяческим, кроме греха» ( Евр. 4, 15 ), Сам Сын Божий. Когда мы все «ходили путями своими» ( Деян. 14, 16 ), «блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу» ( Ис. 53, 6 ), что делает любовь Божия, чтобы уврачевать наше непослушание, чтобы «рассеянных собрать воедино» ( Иез. 34:11, 24 ; Ин. 10, 16 ) и всем концам земли дать «увидеть спасение Бога нашего» ( Ис. 52, 10 )? Когда среди людей не нашлось никого, кто мог бы уврачевать их отпадение, происшедшее чрез непослушание, Сын Божий говорит Отцу: «Се, прииду; в главизне книжне писано есть о Мне, еже сотворити волю Твою, Боже Мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева Моего» ( Пс. 39, 8–9 ; Евр. 10, 7 ). Какую же волю? «Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил Ми еси», – говорит об этом Сын Божий Отцу ( Пс. 39, 7 ; Евр. 10, 8–9 ). Это и есть «священство по чину Мелхиседекову» ( Пс. 109, 4 ; Евр. 5, 10 ). Он должен был, сделавшись «причастным плоти и крови», по всему подобитися братии, да милостив будет и верен Первосвященник в тех, яже к Богу, во еже очистити грехи людския ( Евр. 2:14, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

8 . Яко Тебе ради претерпех поношение, покры срамота 427 (стыд) лице мое. «Исполняюсь стыда, слыша, как Тебя поносят, а надо мною часто издеваются враги» (Бл. Феод.), или: ради Тебя терпел я поношения от врагов, когда они смеялись над моим упованием на Тебя. 9 . Чужд бых братии моей. С Евр.: «Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей». По св. Афан. – это говорит Господь, оставленный всеми во время страдания; по бл. Феод. – говорят Вавилонские пленники. 10 . Яко ревность дому Твоего снеде Мя. Ученики Спасителя вспомнили сии слова, когда Он изгонял торжников из Иерусалимского храма ( Ин. 2:17 ); а потому можно понимать сии слова, как предсказание о сем событии. По св. Афан. – говорит Господь, т.е. «потому отреклись от Меня, что обличал Я их (Иудеев) в нечестии к дому Твоему». С Евр.: «Ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня». 11 . И покрых 428 постом душу мою – в посте сокрыл душу мою, т.е. смирил, уничижил себя. Другие переводят: «в посте оплакал душу мою» (Акила), «терпел поношение, когда, постясь, оплакивал душу мою» (Симм. у Калм.). С Евр.: «Плачу, постясь душею моею; и это ставят в поношение мне». 12 . С Евр.: «И возлагаю на себя вместо одежды вретище, – и делаюсь для них притчею». 13 . О мне глумляхуся седящии во вратех и проч. Т.е. «и в собраниях и на пиршествах разглашают и осмеивают мои бедствия. В древности же народные сходбища бывали у городских ворот» (Бл. Феод.). С Евр.: «О мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино». 14 . С Евр.: «А я с молитвою моею к Тебе, Господи: во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей, услышь меня в истине спасения Твоего». 15 . Спаси мя от брения, да не углебну – спаси меня от тины или болота, да не увязну в нем. С Евр.: «Извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод». Т.е. спаси от бедствий, да не погибну я. Ст. 3. От глубоких вод. «Глубиною вод пророк назвал налагаемые врагами наказания», говорит бл. Феодорит. То же, что – спаси от множества бедствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

9 . Вси языцы, елики сотворил еси, приидут, и поклонятся пред Тобою Господи, и прославят имя Твое. «Истину сего пророчества, – говорит бл. Феод., – показало время, последовавшее по вочеловечении Бога и Спасителя нашего». 10 . С Евр.: «Ибо Ты велик, и творишь чудеса; Ты, Боже, един Ты». 11 . Да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего. С Евр.: «Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей, утверди сердце мое в страхе имени Твоего». Т.е. да возвеселится сердце мое, но так, чтобы вместе оно боялось Тебя, дай радость благочестивую, богобоязненную. «Кто приобрел благоговение к Богу, – говорит св. Афанасий, – тот любит житие, согласное с законом, а таковая жизнь есть матерь веселия. А потому пророк справедливо предполагал, что сердце его возвеселено будет страхом». То же и бл. Феод. 12 . С Евр.: «Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим, и славить имя Твое вечно». 13 . Избавил еси душу мою от ада преисподнейшего. С Евр.: «Ибо велика милость Твоя ко мне; Ты избавил душу мою от ада преисподнего», т.е. избавил от смертных опасностей. Подоб. Пс. 29:4, 77:4, 93:17 . «Сим изобразил пророк, – говорит бл. Феод., – великость опасностей, ибо и Бож. Давид многократно подвергался таковым опасностям, когда преследовал его войною Саул, и когда гоним был Авессаломом; да и нападение Ассириян угрожало очевидною погибелью; посему-то таковые опасности наименовал крайнею смертию и адом преисподнейшим». 14 . Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных 503 взыскаша душу мою. С Евр.: «Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей; не представляют они Тебя пред собою». Т.е. враги Давидовы искали смерти его, а Ассирияне искали смерти Езекии. Св. Афанасий под законопреступными разумеет полчище демонов, восставших на Давида. Не предложиша Тебе пред собою – «не привели себе на мысль Твоего промысла» (Бл. Феод.). 15 . С Евр.: «Но Ты, Господи, Боже щедрый, и благосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный». 16 . Даждь державу Твою отроку Твоему, т.е. дай рабу Твоему силу противустоять притеснителям. С Евр.: «Призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

·          Как, по словам учеников, мог согрешить человек до своего рождения? (расскажите какой-нибудь случай) ·          Нужно ли мне что-то изменить в своей жизни для того, чтобы быть со Христом в этой жизни и в будущей? (Мф. 10, 32-38; 19, 27-30; Ин. 10:9-16)  ·          Что из этого мне больше помогает поступать угодно Богу? (Мф. 10, 32-38; 19, 27-30; Ин. 10:9-16)  ·          Прочитайте отрывки. Перечитайте про себя. На что вы обратили внимание, когда читали? (Мф. 10, 32-38; 19, 27-30; Ин. 10:9-16) ·          В чем состоит слава Отца? ( Евр.11:33–12:2; Мф. 10, 32-38; 19, 27-30; Ин. 10:9-16)  ·          В чем состоит жизнь вечная? (как Вы понимаете этот вопрос) ·          Что самое главное Иисус совершил на земле? ( Евр.11:33–12:2; Мф. 10, 32-38; 19, 27-30; Ин. 10:9-16)  ·          Что Иисус говорит о Своих взаимоотношениях? (Мф. 10, 32-38; 19, 27-30; Ин. 10:9-16) ·          Есть ли у меня опыт получения во сто крат уже в этой жизни того, что я оставил ради Христа? (Мф. 10, 32-38; 19, 27-30; Ин. 10:9-16)  ·          Для меня важнее обещанные награды или наказания? (Мф. 10, 32-38; 19, 27-30; Ин. 10:9-16)  ·          О чем в первую очередь Иисус молится, когда молится об учениках? (Мф. 10, 32-38; 19, 27-30; Ин. 10:9-16)  ·          Как вы понимаете слова «…кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;.»? (Мф. 10:32) ·          Как вы понимаете слова «…те, которых весь мир не был достоин, скитались»? (Евр. 11:38) ·          Относите ли вы к себе слова «потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства…»? (расскажите какой-нибудь случай) ·          Как можно человеку родиться от Бога? (расскажите какой-нибудь случай) ·          Что говорится о Христе в Мф. 10:32–33, 37–38; Мф. 19:27–30; Ин. 10:9-16? ·          Какие чувства вызывают у вас текст? ·          Зачем Христос говорит, что любящий мать или отца больше, чем Его, недостоин Его? (Мф. 10, 32-38; 19, 27-30; Ин. 10:9-16)  ·          Бывает ли в моей жизни, что я упускаю возможности, которые Господь дает мне, потому что жду подходящих обстоятельств?  (ответьте, опираясь на текст)

http://bible.predanie.ru/Nedelya-1-aya-p...

Евр.10:25 .  Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. «Что значит: «не оставляюще собрания своего»? Он имеет в виду, что от собрания и взаимного общения происходит великая сила ( Мф 18:20 ; Ин.17:11 ; Деян 4:32 )… от него умножается любовь; за умножением же любви необходимо следуют и дела по Боге…» (Злат.). – «Как есть у некоторых обычай». Здесь апостол предлагает не только увещание, но и укоризну, с запрещением. – «Приближение дня оного…» В подлиннике настоящего места нет слова «оный» и, по-видимому, не должно быть, так как здесь разумеется собственно вообще наступление светлого для христиан времени – нравственно светлое состояние их и полное торжество их в великий день славы Церкви Христовой (ср. Евр.8:8 ; Рим 13:12 ; 1Кор 3:13 ; 1Сол.5:4–8 ). Впрочем, если принять во внимание Евр.10:27 , то можно сказать, что и здесь отчасти должно разуметь «день оный» – для одних светлый и радостный, а для других страшный и гибельный. Евр.10:26 .  Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, «Не остается более жертвы за грехи…» – т. е. нет второй жертвы, нет второго креста. «Потому он и говорил неоднократно о жертве, что она одна и одна, – с целью показать не только то, что она отличается от иудейских, но и предохранить слушателей, чтобы они не ожидали другой жертвы по закону иудейскому» (Злат.). Евр.10:27 .  но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Доселе спокойное рассуждение апостол прерывает грозным указанием на страшный суд Божий и огонь геенский, сопоставляя это грозное последствие измены Новому Завету с тоже грозным – за измену Ветхому, но так, что показывает при этом и большую ответственность за измену Новому, и более грозное за это наказание, и, так сказать, его сообразность и справедливость. Евр.10:28 .  Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Чтобы больше убедить читателей твердо держаться веры, Апостол изображает печальные последствия отступления от веры во Христа тех, кто получил познание истины и произвольно грешит: для них уже «не остается больше жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» ( Евр.10:26–27 ; ср. 6, 4–6). Христианин, сознательно отступающий от Христа после того, как познал Его величие, славу, благодать и истину, не имеет уже другой жертвы, которая могла бы его оправдать и загладить его грех отступления. Такой человек отрицает именно ту единственную жертву, которая заглаживает всякий грех . Поэтому ему больше не остается ожидать ничего, кроме страшного наказания. Ап. Павел призывает малодушных к мужеству именно в то тяжелое время, когда христиане несли «великий подвиг страданий», «среди поношений и скорбей служа зрелищем для других» ( Евр.10:32–33 ). Одновременно он хвалит верных за то, что в этих скорбных условиях они как раз и показали великое мужество и силу веры: «принимали участие в других, находившихся в таком же состоянии», «сострадали» и Апостолу в его узах и «расхищение имения своего принимали с радостью», ибо, как настоящие верующие, надеялись на небесные, вечные блага ( Евр.10:33–34 ). Апостол высоко ценил мужество палестинских христиан, ставил их в пример другим ( 1Сол.2:14 ). Апостол ободряет верующих, говоря, что осталось немного времени терпеть, как «Грядущий приидет и не умедлит» ( Евр.10:37 ) (по мысли свт. И. Златоуста, пришествие Господне и кончина действительно близки, ибо признак Его пришествия – проповедь Евангелия по всему миру – уже исполнился. «Но предел жизни и кончина каждого человека гораздо ближе» (еп. Никанор, Толк. Апостол, ч. III, стр. 313). Вера в том и состоит, чтобы уметь среди скорбей ждать обетования Царствия. Вера есть также залог вечной жизни, как говорит Апостол словами пророка Аввакума: «Праведный верою жив будет, а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя» ( Евр.10:38 ; Авв.2:3–4 ). 2. Определение и значение веры (Евр.11:1–3, 6)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010