Мих.3:5:10–11 . «Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими, и проповедуют мир, а кто ничего не кладёт им в рот, против того объявляют войну... Созидающие Сион кровью и Иерусалим – неправдой! Главы его судят за подарки, и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «Не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!». Объяснение. Здесь осуждаются израильские судьи и священники за взяточничество и несправедливый суд. Справедливая же плата за труд священника, как этим местом, так и другими ветхозаветными писаниями, не воспрещается: Чис.8:7–32 . Ветхий Завет даже в обязанность ставит приносить начатки и десятины в храм Господень: Исх.22:29–30:23:19 ; Лев.27:26–34 , и отдавать их священникам: Чис.18:12–32 . И в Новом Завете справедливая плата за труд священнослужителей не воспрещена: 1Кор.9:7:11, 14 ; 2Кор.11:8 . О священническом благословении Еф.1:3 . «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах». Объяснение. Апостол говорит здесь о благословении Божием духовном в небесах, но этим нисколько не исключается благословение пастырское для мирян в земной жизни: Чис.6:23–26 ; Лев.9:22–23 . Сам Господь во время земной своей жизни благословлял: Лк.24:50 ; Мк.10:16 , а апостол Павел свидетельствует о благословении, как обычае вполне известном у христиан, и только обще замечает о нём: Евр.7:7 . О названии Иерархии: отец, учитель и наставник Мф.23:7–8:10 . «И приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их; учитель, учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья... и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос». Объяснение. Единственным Учителем, Отцом и Наставником Господь называется в том смысле, что Он есть Источник, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле: Еф.3:15 . Передавая не своё, а Господнее истинное учение, в несобственном смысле пастыри называются учителями: Мф.28:19 ; Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 , отцами, или батюшками: 1Ин.2:1:3:18 ; 1Кор.4:14 ; Гал.4:19 ; Деян.7:2 , и наставниками: Евр.13:7:17 ; 1Кор.4:15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ст. 15. От лица народа, пророк просит Господа воззреть на него с неба, святого и славного жилища своего (ср. 66:1), подобно Моисею, указывает на ревность Господа о славе имени своего, на Его всемогущество, милосердие и человеколюбие (ср. Числ. 14:13–18 ). Слова пророка: где есть ревность твоя и крепостъ твоя бл. Иерон. сопоставляет с тем, что говорит Бог Иерусалиму у Езек. 16:42: и отимется рвение мое от тебе: и почию и ктому не попекуся. За свое лукавство и измену народ израильский стал ненавистным Богу на столько, на сколько бывает ненавистна преступная жена для своего мужа, когда она уже не возбуждает в нем чувства ревности и сопротивления из-за обладания ею. Евр. =в р.-с. ко мне, 70 , согласно коллективной личности говорящего, перевели в мн. ч. μν., ср. слав. Ст. 16. Дерзновение пророка, молящего Господа о милосердии к народу, основывается на той мысли, что этот народ в своей исторической жизни рожден Самим Голодом (ср. Исх. 4:22 ; Втор. 32:6 ; Ос. 11:1 ; Мал. 2:10 ). Евр. =в р.-с. “Искупитель наш“, 70 читали: (Piel jussiv.), почему: σαι μς=избави ны. 17. Что уклонил еси нас Господи, от пути твоего; и ожесточил еси сердца наша, еже не боятися тебе; обратися ради раб твоих, ради племен достояния твоего: 18. Да (поне) мало наследим горы святыя твоея, противницы наши попраша святыню твою: 19. Быхом яко исперва, егда не владел еси нами, ниже бе наречено имя твое на нас. 17. Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего. 18. Короткое время владел им народ святыни Твоей; враги наши попрали святилище Твое. 19. Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя твое. Ст. 17–19. Отступив от Господа, народ израильский лишился земли обетованной, взятой римлянами, и, ожесточившись в своем неверии ( Рим. 11:7 ; 2Кор. 3:14 ), он дошел до такого состояния, в каком он был, находясь в Египте, т. е. без царя, без князя, без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима ( Ос. 3:4 ). Так как они говорили: кровь Его на нас и на чадах наших ( Мф. 27:25 ), то, говорит бл. Иерон., проклятие пребывает вечным, Бог не владычествует над ними и Его имя не призывается на них, когда они уже не называются народом Божиим“. От лица народа пророк молит Господа обратиться к нему ради рабов Его, т. е., Авраама, Исаака и Иакова, и других угодников Его во всех коленах израилевых. В начале ст. 18, вместо мас. =в р.-с. владел народ 70 читали: , почему να ληρονομσωμεν το ρους=да наследим горы. Глава 64

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Состояние праведников в Священном Писании рассматривается как получение награды за добродетельную жизнь, например, у ап. Павла: ...готовится мне венец правды... ( 2Тим.4:8 ). Состояние праведников в раю или в Царстве Божием также именуется утешением (см.: Лк.16:9–31 ), оно есть пребывание в славе (см.: Откр.4:4, 6:9–11, 7:9 ), покой: ...они успокоятся от трудов своих... ( Откр.14:13 ). Ап. Павел сравнивает его с покоем Бога в седьмой день творения: Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих ( Евр.4:10 ). Но покой Божий по окончании дел творения не есть состояние бездействия, потому что Бог, хотя и не создает новых видов существ, тем не менее непрестанно промышляет обо всем мире. Поэтому состояние праведников не есть состояние праздного ожидания или бездеятельности, подобие сна; это состояние деятельное, оно предполагает молитву, личностное общение, познание, а в некоторых случаях и участие в жизни земной Церкви, например оказание помощи своим братьям, пребывающим на земле. О таком познании апостол говорит: ...теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан ( 1Кор.13:12 ). Состояние праведных предполагает их общение между собой: ...многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном ( Мф.8:11 ). Усопшие узнают друг друга, как, например, богач, Лазарь и Авраам. Праведники будут находиться в общении не только между собой, но и с ангелами (см.: Евр.12:22–24 ). 1.3.2. Состояние душ грешников после частного суда Место пребывания грешников после частного суда Евангелие называет адом ( Лк.16:23 ; Деян.2:51 ). Ад (греч. δης) – буквально «место, лишенное вида». В Писании оно также называется преисподними местами земли ( Еф.4:9 ), преисподней ( Флп.2:10 ), тьмой кромешной ( Мф.22:13, 25:30 ), темницей духов ( 1Пет.3:19 ). В «Православном исповедании» сказано, что грешники пребывают в местах «осуждения и гнева Божия» (член 68) 1334 . Священное Писание описывает это состояние прежде всего как удаление от Бога. Господь говорит грешникам: ...отойдите от Меня, делающие беззаконие ( Мф.7:23 ). Грешники, в отличие от праведников, не имеют покоя: ...червь их не умирает, и огонь не угасает ( Мк.9:44 ). Причина этих мучений – угрызения совести и неудовлетворимая страсть. Ап. Павел говорит об этом состоянии: Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое... ( Рим.2:9 ). Скорбь и теснота усиливаются ведением о блаженном состоянии праведников, сознанием невозможности выйти из места мучения, ибо между праведниками и грешниками утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут... ( Лк.16:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Итак, будем всем сердцем своим веровать во святую, единосущную, животворящую и нераздельную Троицу и твердо исповедовать ее. Следующий пример такого исповедания да научит нас тому. Святой Мелетий был поставлен архиепископом Антиохии в то время, когда большая часть жителей и самого духовенства этого города были заражены арианской ересью и отвергали Святую Троицу. Сожалея о заблуждении последователей столь гибельного учения, святой Мелетий в один праздник, по окончании богослужения, при многочисленном стечении народа, взошел на кафедру и начал проповедовать учение о Святой Троице. Еретики были поражены этой проповедью, и один из них, наиболее дерзкий, осмелился даже воспрепятствовать произнесению ее, и, подойдя к святому проповеднику, зажал ему уста. Но святой Мелетий простер к народу руку свою и, потрясая ею, громче языка проповедовал святую Троицу. Он показывал три перста, изображая Божественные лица; потом, пригнув два перста, одним показывал в трех лицах единое Божество. Тогда еретик, оставив уста, схватил архиепископа за руку, а святой Мелетий начал прославлять устами святую Троицу в Единице и Единицу в Троице. Борьба эта продолжалась несколько времени. Наконец другие еретики напали на святого исповедника и с ругательством выгнали из церкви. – Так святой Мелетий решился лучше принять бесчестие и лишиться места, чем отречься от исповедания Святой Троицы. Так же точно, повторяем, должны исповедовать изложенное выше учение о таинстве Святой Троицы и мы. Известна ли была в Ветхом Завете та истина, что единый по существу Бог троичен в лицах? Как в первый раз была раскрыта эта истина в Новом Завете? Каково взаимное отношение лиц Пресвятой Троицы? 16. Сотворение мира Ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог. Евр.3:4 . Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Евр.11:3 . Достоин Ты, Господи, приять славу и честь, и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено. Откр.4:11 . Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет. Пс.113:11 . Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано. Кол.1:16 . – Рим.1:19 ; Притч.3:19 ; Иер.10:12 ; Сир.39:26 . Небо – небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим. Пс.113:24 . Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. Пс.18:2 –4.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Всуе жруще (ες ενν ϑυμασαν). Первое слово основано на понимании соответствующего евр. слова , как наречия. Связи речи более соответствует разуметь здесь дательный падеж слова, имеющего смысл, тожественный с словом «суета», которое прилагается к идолам. Иер. 18:16 16. Еже положити землю свою в запстнїе, и в звизданїе вчное: вскъ, иже прейдетъ по ней, почдитс, и покиваетъ главою своею. 16. Чтобы сделать землю свою ужасом, всегдашним посмеянием, так что каждый, проходящий по ней, изумится и покачает головою своею. 16 . Последствием идолослужения иудеев было опустошение их страны (по греко-слав. переводу) (ср. Иер. 5:19 ) или (по русскому) то, что она стала ужасом и всегдашним посмеянием, т. е. предметом ужаса и всегдашнего посмеяния. Вторая половина стиха составляет объяснение слов первой: ужасом и посмеянием всегдашним. Вскъ, иже прейдетъ по ней, почдитс: разумеется удивление, смешанное с ужасом (евр. =и удивляться, и ужасаться), – удивление вследствие неожиданности того состояния, которое само по себе производит в смотрящем на него ужас. Покиваетъ главою своею – в знак изумления, смешанного с насмешкою (ср. Пс. 21:8, 108:25 ). Иер. 18:17 17. коже втръ палщїй разсю ихъ пред враги ихъ, хребетъ а не лиц покаж имъ в день погибели ихъ. 17. Как восточным ветром развею их пред лицем врага; спиною, а не лицем обращусь к ним в день бедствия их. 17 . В Иер. 4:11  враг, имеющий опустошить страну иудейскую, представляется, как жгучий ветер, несущийся с пустынных гор. Так как этот враг делает дело Господне (ср. толков. к Иер. 1:15 ; Иер. 4:6 ): то дело врага чрез это самое становится делом Господним. Господь сравнивает казнь, совершенную Им над народом иудейским, с действием «ветра восточнаго». Встретившись с врагом, иудеи разбежатся, подобно мякине, разлетающейся по ветру (ср. Пс. 1:4 ). Хребетъ, а не лиц покаж имъ: «в день погибели», «в день озлобления своего» они будут взывать к Господу: востань и спаси нас! ( Иер. 2:27 ). Они будут молить, чтобы Он пришел к ним на помощь, не отвратил лица Своего от них. Но так как они заслужили несчастие тем, что обратили к Нему хребты, а не лица свои ( Иер. 2:27 ), т. е. отступили от Него: то и Он обратит к ним хребет, а не лицо Свое, т. е. не прийдет к ним на помощь, оставит их. Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 18:18–23

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Таким образом, Св. Предание совершенно необходимо. Кто отвергает изустное предание апостольское, тот идет против самих апостолов, тому-то и приходится мудрствовать по своему произволу сверх написанного ( 1Кор.4:6 ), тому-то и приходится прилагать к Писанию от своей головы ( Откр.22:18 ). Так отвергают апостольские Предания и от своей головы мудрствуют отступники. 2. Толкование Св. Писания Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр.4:12 ). Никакого пророчества нельзя разрешить самому собою ( 2Пет.1:20 ). Он (ап. Павел) говорит во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают как и прочие Писания ( 2Пет.3:16 ). Филипп подошел, и, услышав, что он (Ефиоплянин) читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли что читаешь ? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня ? и просил Филиппа взойти и сесть с ним ( Деян.8:30, 31 ). Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель… Держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать ( Тит.1:7, 9 ). Это заповеди Господни. А кто не разумеет, пусть не разумеет ( 1Кор.14:38 ). Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобресть мудрость. Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом , гоняет волов и занят работами их, и которого разговор только о молодых волах ( Сир.38:24, 25 ). Читать Слово Божие, особенно Св. книги Нового Завета, с разумением спасительно для человека ( 2Пет.1:19 ), но только при чтении он твердо должен помнить следующее. В Св. Писании есть весьма не мало неудобовразумительного ( 2Пет.3:16 ); самому человеку нельзя изъяснить никакого пророчества в Св. Писании ( 2Пет.1:20 ). Поэтому Слово Божие есть как бы меч обоюдоострый ( Евр.4:12 ), Чтение Слова Божия спасительно для человека тогда, когда он читает с благоговением и за объяснением обращается к людям для сего поставленным, подобно вельможе Эфиопскому ( Деян.8:30–35 ). Поставленные от Бога и закона лица суть верные люди или отцы Церкви ( 2Тим.2:2 ) и пастыри ( Тит.1:7–9 . Деян.20:28 ). Когда же при чтении за объяснение самовольно берется невежда и человек для сего не поставленный, то он к своей погибели превращает или повреждает Писания ( 2Пет.3:16 ). Потому-то слово Божие и предостерегает, чтобы никто самозванно не брался за толкование и проповедание из Писания ( Иак.3:1 ; 1Кор.8:2 ). Человеку подобает просить у Господа только той мудрости, которая есть доброе поведение, скромность и послушание ( Иак.1:5 . Сравни 3:13–17). Относительно изложенного в Писании сказано, что если человек не разумеет, пусть не разумеет ( 1Кор.14:37–38 ); он не должен браться за то, что выше его разумения и сил ( Сир.3:21–24, 38:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

13–14. Вера и любовь ко Христу Иисусу есть драгоценный залог Духа Святаго, живущего в нас. Гл. 2. Ст. 3–4. Добрый Христов воин переносит все страдания со всяким смиренномудрием и терпением, воздерживаясь от всего для получения венца нетленного ( 1Кор.9:25 ). 5. Кто не принадлежит к воинам Христовым, страдающим по вере в Него, и за веру; тот, как страдающий не по воле Божией, не получит обещанной Богом награды ( 1Пет.2:20 – 4:19 ). 6–7. Если ты учитель, старайся представить себя Богу достойным и неукоризненным ( 2Тим.2:15 ), пребывая в правде, благочестии, вере, любви, терпении и кротости ( 1Тим.6:11 ); вникай в себя и в учение твое, занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя ( 1Тим.4:16 ). 12–13. Обетования Божии непреложны и воля Божия касательно спасения нашего непременна; если Бог отрекается нас, то потому, что мы сами отрекаемся от Него. Кто сам себе верен, тот от слов своих не отрекается. 15. Держись в учении истинного Слова Божия, чтобы здравым учением наставить в вере, и противящихся обличать ( Тит.1:9 ). 16–17. Учение еретиков есть заразительная для членов Церкви болезнь ( Тит.1:14 ; 2Пет.2:2 ). Еретики, как злые люди и обманщики, будут преуспевать более и более во зле, заблуждая и вводя в заблуждение (ниже 2Тим.3:13 ). 18–19. Отступающие от истины испровергают веру многих; но Господь хранит от нечестия преподобных Своих. 19–20. Церковь есть Божий дом ( Евр.3:6 ), но к сему дому принадлежат не только праведники, но и грешники, очищающие себя истинным покаянием. 20–21. Берегитесь псов (еретиков), берегитесь злых делателей (лжеучителей – Флп.3:2 ); они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши; то остались бы с нами: но они вышли, и через то открылось, что не все суть наши ( 1Ин.2:19 ). И так отступи от нечестия (от нечестивых) всякий исповедающий имя Господа ( 2Тим.2:19 ). 23–25. Не состязания о вере и словопрения, но мудрое и кроткое наставление обращает противников к познанию истины. Гл. 3. Ст. 2–5. Не сообщайся с людьми развращенного ума и с невеждами в вере, имеющими один только вид благочестия; худые сообщества развращают добрые нравы ( 1Кор.15:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прор. Авдий. Миниатюра из Книги пророков. 1489 г. (РГБ) [евр.  ,   - раб, служитель Господа, греч. ρδβλθυοτεΑβδιος, лат. Abdias] (пам. 19 нояб., в Неделю праотец, в 1-ю неделю Великого поста), 4-й в ряду 12 малых пророков . О жизни и времени служения пророка Свящ. Писание ничего не сообщает. Позднее иудейское предание считает его обратившимся из идумеев (см. Едом ) и отождествляет с богобоязненным домоправителем правившего в IX в. до Р. Х. израильского царя Ахава (см. 3 Цар 18. 3-16) (Сангедрин. 39б). Прп. Ефрем Сирин (Толкования. С. 140) писал, что А. был родом из Сихема и являлся современником пророков Осии , Иоиля , Амоса и Исаии (кон. IX-VIII в. до Р. Х.). Блж. Иероним Стридонский утверждал, что А. родился в Иорамаре (колено Ефремово) и был при дворе Ахава, затем последовал за прор. Илией и скончался в Самарии; у его гробницы происходило много чудес. Это же предание, относящее А. к пророкам IX в., принято свт. Димитрием Ростовским . Основным источником для определения времени служения А. остается упомянутое в его книге нашествие идумеев на Иерусалим (ст. 11). В евр., слав. и рус. Библии Книга пророка Авдия занимает четвертое место среди книг малых пророков (между Амосом и Ионой), в Септуагинте - пятое (между Иоилем и Ионой) и является самой маленькой по объему среди книг ВЗ, состоящей из 21 стиха. Подразделяется на две части: стихи 2-14 - пророчества о предстоящей гибели Едома; стихи 15-21 - провозвестие суда над всеми народами и обетование о спасении Израиля. Господь через А. объявляет Едому, народу (Авд 1-3), к-рый как орел «поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо», о его предстоящей гибели: «...и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь» (Авд 4). В последующих стихах (Авд 5-9), прибегая также к сравнениям и иносказаниям, А. изображает крайнюю степень опустошения страны идумеев. Уничтожение Едома представляется как Божие возмездие «за притеснение брата твоего... в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий об Иерусалиме, ты был как один из них» (Авд 10-11). В 15-м стихе пророк возвещает наступление Дня Господня . Это будет день возмездия за совершенные дела, день суда над народами и спасения для Иуды (Авд 16-18). Далее следует обетование об установлении нового большего по размерам теократического царства (Авд 19-20). Заканчивается книга словами: «И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа» (Авд 21).

http://pravenc.ru/text/62666.html

1Цар.16:1–14 . В этих стихах повествуется о помазании на царство Давида и о том, что от Саула отступил Дух Господень и возмущал его злой дух от Господа. Объяснение. Злая воля в человеке не может потушить полученной им силы Божией: Ин.11:51 , равно как без рукоположения не может человек возгреть дар Божий, например диаконский до силы дара епископского. Благодать священства есть талант, который можно пустить в дело или закопать: Мф.25:14–30 ; сам по себе дар Божий всегда жгуч: Евр.12:29 ; Откр.3:15 . Ис.28:7–8 . «Но и эти шатаются от вина, и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются. Ибо все столы наполнены отвратительной блевотиной, нет чистого места». Объяснение. Этими словами пророчества осуждаются ветхозаветные пастыри за пьянство. Нет ничего удивительного, если в пьяном состоянии они допускали много ошибок и разных безобразий, но за это на них легла страшная кара Божия: Иер.48:10 . Кто дерзает относить эти слова к православным пастырям, тот, вопреки Слову Божию, становится судьёй голословным: 1Тим.5:17–19 . Иер.6:13 . «Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника – все действуют лживо». Объяснение. Из связи речи видно, что здесь говорится о пастырях ветхозаветных и книжниках и фарисеях, которые отвратили людей от веры во Христа, или евреях, не уверовавших Христу. Если апостол запрещает осуждать чужого раба: Рим.14:4 , то какова же дерзость людей, позволяющих себе осуждать всё новозаветное пастырство. Забывают эти люди следующие слова Священного Писания: 1Тим.5:19 ; Евр.7:7 . Иер.10:21 . «Ибо пастыри сделались бессмысленными и не искали Господа; а потому они и поступали безрассудно, и всё стадо их рассеяно». Объяснение. Мысль о возможности всем пастырям заблудиться противоречит обетованиям Христа о вечности Церкви на земле до Его второго пришествия на землю: Мф.16:17–18 . Господь предвидел, что не будет того, чтобы все пастыри заблудились: Еф.4:11–14 . И в ветхозаветной Церкви пастыри никогда все не могли отступить от истинной веры: Втор.17:8–12 ; Агг.2:11 ; Мал.2:7 . Да, наконец, Господь повелел слушать учение и недостойных пастырей, запретив только поступать по делам их: Мф.23:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Но твердое основание Божие стоит, имея печать ( 2Тим.2:19 ). Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего ( Откр.7:3 ). Равно и в постановлениях Апостольских Миропомазание называется утверждением исповедания (βεβαιωτς τς μολογας, – confirmatio confessionis) 320 . Св. Григорий Богослов (в слове о св. Крещении) говорит: «помазание и при жизни доставит тебе великую безопасность. Ибо смелее похищают овча, неимеющее на себе знака, нежели то, на котором есть примета». Св. Кирилл Иерусалимский пишет: «соделавшись причастниками Христу ( Евр.3:14 ), вы достойно именуетесь Христианами, то есть помазанными, и о вас Бог сказал: не прикасайтесь к помазанным Моим ( Пс.104:15 ). Как Христос, по Крещении и наитии Св. Духа изшед, победил супостата ( Мф.6:1 ); так и вы по Крещении и по таинственном Миропомазании, облекшись во всеоружие Св. Духа, стали против силы супостата и оную побеждаете, восклицая: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе ( Флп.4:13 ) 321 . Время Миропомазания Подобно Ветхозаветной Церкви, которая, по окроплении водой, помазала посвящаемых св. миром ( Лев.8 ), Православная Христианская Церковь постановила совершать Миропомазание тотчас по Крещении. Основанием этого правого обычая может служить, во-первых, пример Самого Иисуса Христа, Которого помазал елеем радости более соучастников Его ( Евр.1:9 ), абие после Крещения Его ( Мф.4:16 ; Мк.1:10 ), и во-вторых, пример св. Апостолов, которые вскоре по Крещении духовно помазали чрез рукоположение – жителей Самарии ( Деян.8:16–17 ), Евнуха ( Деян.8:38–39 ) и 12 Ефесян ( Деян.19:5–7 ). Ап. Петр, своей проповедью приведши Израильтян в умиление, сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа ( Деян.2:38 ). Здесь в словах Апостола заключается ясное указание на таинства – Крещение и Миропомазание, чрез которое дары Св. Духа тотчас по Крещении сообщаются верующим. – О совершении Миропомазания немедленно по Крещении упоминается в постановлениях Апостольских 322 , в писаниях Дионисия Ареопагита 323 , Тертуллиана , Оптата 324 , св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010