26 . С Евр.: «В начале Ты (Господи) основал землю, и небеса – дело Твоих рук». 27 . Та погибнут. Ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. С Евр.: «Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся». Та погибнут, т.е. по св. Афан., «подвергнутся тлению. Но тление сие обратится для них в обновление; потому что свиются они (небеса), прелагаясь в совершеннейший вид». «Все видимое состареется и ветхостию уподобится одеждам; но Ты изменишь, обновишь и из тленного сделаешь это нетленным» (Бл. Феод.). Хотя пророк и сказал погибнут, но он же далее пояснил, что погибель эта состоит в изменении – изменятся. «Ясно показывается, – говорит бл. Иерон., – указывая на это место, что кончина и погибель мира означает не обращение его в ничто, но изменение на лучшее» 569 . См. 2Пет. 3:10 . 28 . С Евр.: «Но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся». 29 . Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится 570 . С Евр.: «Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицом Твоим». «Симмах перевел: пребудет. Это значит, – говорит бл. Феод., – что освобожденные от рабства будут обитать в Иерусалиме, а семя их пребудет в век, т.е. Христос Спаситель. Гал. 3:16, 19 ». Св. Афанасий относит к будущей жизни. «Когда небеса свиются и тварь обновится; тогда в вечных селениях будут сынове раб Твоих. А это суть уверовавшие чрез св. Апостолов. И семя их во век исправится. Семя св. Апостолов – евангельская и спасительная проповедь, которая пребудет во век» (Св. Афан.). 563 Вран νυκτικοραξ; по Еврейски: кос. LXX, Акила, V издание LXX перевели это слово: ночной ворон, Симмах – удод, VI издание сова. «С последним больше и мы согласны, говорит блажен. Иероним в письме к Суннии, заявляя впрочем, что переводят: филин. 564 Нырищи οικοπεδω – ος – всякое пустое место, развалины. «Сделался я, как сова на развалинах». Бл. Иерон. 566 Птица στρουθιον – passer – воробей и вообще малая птичка. Здесь разумеется одиноко живущая, – особящаяся; может быть, сова, как думает Бохарт.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

27 . Положи в них словеса знамений Своих, и чудес Своих в земли Хамове. С Евр.: «Они показали между ними слова знамений Его и чудеса (Его) в земле Хамовой», т.е. в Египте. Словеса знамений, т.е. Моисею и Аарону Господь дал дозволение, силу, власть совершать знамения и чудеса. Далее перечисляются чудесные действия или казни, совершенные чрез Моисея и Аарона: 1) страшная тьма, 2) превращение воды в кровь, 8) размножение жаб, коими кипела земля, 4) появление по всем Египетским пределам мух и мошек (песии мухи и скнипы), 5) град, 6) палящий огнь, 7) истребление винограда, смоковниц и деревьев, 8) появление саранчи (прузи), 9) гусеницы без числа, 10) убиение первенцев. Ст. 28–36. 28 . Яко преогорчиша словеса Его. С Евр.: «И не воспротивились слову Его», т.е. Моисей и Аарон. В Римском изд. LXX – без отрицательной частицы, но в других изданиях, наприм. Комплютенском, в Вульгате, в Еврейском, также у Акилы, Симмаха и Феодотиона читается с отрицанием: «не воспротивились» 582 . Так понимает и бл. Феодорит. «Сии блаж. служители Божии (Моисей и Аарон), – говорит он, – не воспротивились Божественным повелениям, но и сделали, что было повелено». 29 . Измори рыбы их. Следовательно, «не цвет только вод изменил, но и самое свойство вкуса, так что измерли все породы рыб» (Св. Афан. и бл. Феод.). 32 . Положи дожди их грады. С Евр.: «Вместо дождя послал на них град, палящий огнь на землю их». «Облака вместо дождей порождали град, а с градом неслись молнии и огненные шары; вода и огонь не вредили одно другому, ни огонь не растоплял отвердевшей воды в граде, ни вода не угашала огня: но, прекратив естественную борьбу, в согласии наказывали Египтян, и обличали их зверство» (Бл. Феод.). 37 . Изведе я с сребром и златом. Не вопреки справедливости Бог дозволил Евреям взять у Египтян сребро и злато, «как бы в некую плату, – говорит бл. Феод., – за тяжкое рабство, для вразумления обижавших и в утешение обиженных». И не бе в коленах их боляй. С Евр.: «И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего»; – «потому что Евреи не испытывали казней, налагаемых на Египтян» (Бл. Феод.). Этим само собою опровергается та клевета о Евреях, что они будто бы выгнаны были из Египта, как прокаженные 583 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

9 . Неси мене затворил в руках вражиих. Т.е. хотя я и был окружен врагами, находился в их сетях, но Ты, Господи, не только не оставил меня в руках врагов, не предал меня им, но еще поставил на пространне нозе мои, т.е. соделал свободным от стеснений, – «освободил от скорби, дал мне покой и простор» (Св. Афан.). Можно разуметь здесь избавление Давида от опасностей во время гонений. В следующих стихах Давид говорит о настоящих новых бедствиях. 10 . Смятеся яростию 206 око мое, душа моя и утроба моя. «Как оком называет, – говорит св. Афанасий, – ум в душе, так утробою – память в душе, в которую, как в утробу, влагаем разумную пищу. С раздражением и великим гневом отвратил я око свое от народа Иудейского». «Утробою, – говорит бл. Феодорит, – пророк назвал здесь таибницу помыслов; потому что в смятение приведены были помыслы, а не утроба». С Евр.: «Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне: иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя». 11 . Яко исчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханиих. «Всю жизнь мою, говорит пророк, расточил я в болезнях и слезах». Изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася. Бл. Феодорит и св. Афанасий видят здесь намек на голод во время гонений, от которого страдали сильно Давид и сопутники его в пустыне, после бегства из Иерусалима ( 2Цар. 17:28–29 ). С Евр.: «Ибо истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; ослабела от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли». 12 . С Евр.: «От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня». 13 . Забвен бых яко мертв от сердца, бых яко сосуд погублен. Т.е. сердца людей забыли меня, как забывают мертвого, самая память о мне истребилась из сердец их; для них я был то же, что сосуд погублен – т.е. как негодный разбитый сосуд, о котором не думают, не обращают на него внимания. С Евр.: «Я забыт в сердцах как мертвый, я как сосуд разбитый». «Все отреклись от меня, говорит пророк, как от погибшего сосуда, как от мертвеца, вселившегося во гроб» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   Пречистая Кровь Господа нашего Иисуса Христа — это «Кровь завета вечного» (Евр.13:20), поэтому никто не может ни умалить, ни отнять у нее той Богочеловеческой чудоносной и чудодейственной силы, которая очищает, освящает и спасает всю тварь. Господь Иисус Христос любит нас и засвидетельствовал это тем, что омыл «нас от грехов наших Кровию Своею» (Откр.1:5). Очищающее действие Крови Спасителя простирается до самых неизведанных глубин человеческой совести, которая также помрачена и развращена грехом (см: Евр.9:14). Ибо и совесть наша, в своем греховном состоянии, не является надежным мерилом добра и зла, а еще менее — спасителем человека от зла. Памятуя о такой спасительной силе Божественной Крови Спасителя, великий Апостол благовествует, что самых страшных мук достоин тот, «кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета» (Евр.10:29).     е) Победа Богочеловека над грехом, смертью и диаволом    Грехи суть произведение диавола. Безгрешный Богочеловек победил не только грехи, но и самого творца грехов — диавола. Если бы Он этого не сделал, то Его победа над грехом не была бы ни полной, ни действительной, потому что Он уподобился бы останавливающему реку на середине течения или в устье, а не у самого истока. Всё Богочеловеческое домостроительство спасения имеет целью победу над диаволом как верховным творцом и самобытным отцом греха и зла. Посему богомудрый Апостол благовествует: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2:14). «Этими словами, — говорит Златоуст, — Апостол указывает на причину воплощения Спасителя. Здесь он выражает ту удивительную мысль, что диавол побежден именно тем, чем сам побеждал, и что Христос победил его тем же оружием, каким он был силен против вселенной (то есть смертью), что свидетельствует о великой силе Победителя».    Ведь диавол силен и страшен тем, что имеет силу смерти, могущество смерти и что господствует над смертью и повелевает ею. А сила смерти — это грехи. Каждый грех есть малая смерть; а все грехи вкупе составляют вторую смерть, смерть бессмертную и вечную. В своей исконной, коренной основе каждый грех — от диавола. Господь [воплотившись] явился в этом мире как человек, чтобы победить как диавола, так и его силу — грехи, а через них — и самую смерть. Возлюбленный Христом Апостол благовествует: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин.3:8), то есть грехи, а вместе с ними и вслед за ними — смерть и ад, ибо они неминуемо грехам сопутствуют (см. Откр.6:8). «Дела диавола», по слову святого Симеона Нового Богослова, — это «всякий грех: зависть, ложь, лукавство, ненависть, вражда, злопамятство, клевета, гнев, ярость, гордость, тщеславие, немилосердие, лихоимство, хищение, неправда, похоть злая, спорливость... пересмешки, клятьбы, богозабвение, бесчеловечие и всякое другое зло».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ам.4:8 .  И сходились два-три города в один город, чтобы напиться воды, и не могли досыта напиться; но и тогда вы не обратились ко Мне, говорит Го­с­по­дь. Голод, о котором говорит пророк, вызывался отсутствием позднего дождя, бывающего за три месяца до жатвы. Это отсутствие дождя создавало и второе бедствие – недостаток воды для питья. Так как это отсутствие дождя не было повсеместным, то в нем, по мысли пророка, израильтяне должны были узнать карающую десницу Божью. Но они не вразумлялись. Ам.4:9 .  Я по­ражал вас ржою и блекло­стью хлеба; множе­с­т­во садов ваших и виноградников ваших, и смоковниц ваших, и маслин ваших по­жирала гусе­ница, – и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Го­с­по­дь. Пророк указывает другие бедствия, постигавшие Израиля: гибель посевов от болезней и садов от гусеницы. Ржа – с евр. schiddaphon, собств. чернота, почернение колоса от восточного ветра (слав. «побих вы раждежением); блеклость – с евр. irakon желтизна, пожелтение хлеба ( Втор 28.22 ; 3Цар 8.32 ), бывающее от дующего в ноябре ветра (слав. «и златеницею»). Ам.4:10 .  Посылал Я на вас моровую язву, подобную Египетской, убивал мечом юношей ваших, отводя коней в плен, так что смрад от станов ваших поднимал­ся в ноздри ваши; и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Го­с­по­дь. После того как названные бедствия не достигали своей цели, Господь поражал Израиля новыми, более тяжкими, постигавшими непосредственно людей. – «Язву, подобную египетской», т. е. подобную той, которая постигла Египет при исходе евреев ( Исх. 9:3–5, 12:29–31 ) или в общем смысле – подобную эпидемическим язвам, бывающим в Египте. LXX евр. bedderech miziraim (подобную Египетской) перевели буквально; отсюда в слав. «послах на вы смерть на пути египетстем». – «Смрад от станов ваших поднимался в ноздри ваши»: причиною смрада являлось множество трупов. LXX евр. beasch (смрад) читали как baesch ( ν πυρ) «в огне», а beapechem («в ноздри ваши») как beapi ( εν τη οργη μου) «во гневе Моем»; отсюда в слав. «и изведох во огни полки ваша во гневе Моем». Перевод LXX дает мысль более соответствующую контексту речи. Вероятно, в ст. 11 пророк имеет в виду несчастные войны с сирийцами ( 4Цар 8:12, 13:3, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

в) Единородный – таково ипостасное свойство Божественного Логоса – Слова, также указывающее на внутреннее единство в Боге. О Единородном Сыне: Ин. 1:14,18; 3:16,18 ; 1Ин. 4:9 ; Евр. 11:17 . – Одна жертва Единородный Сын Божий, воплотившись, единожды принес Себя в жертву за весь падший мир. Он «со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр. 9:12 ). «По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» ( Евр. 10:10 ). Прообразом этому было вхождение однажды в год ветхозаветного первосвященника во Святое Святых за грех народа ( Евр. 9:7 ). Эту единую жертву принес Он один: «Я топтал точило один» ( Ис. 63:3 ). «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками – человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим. 2:5–6 ). Так Он один объединил собою всех, бывших разделенными, т. е. бывших в грехе объединил всю тварь, соединив ее с Единым Творцом – Богом. Об этом так пишет апостол: «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою». Он единожды принес Себя в жертву, «дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста» ( Еф. 2:13,15–16 ). Крест – это собрание мира воедино. 4 – мир. Крест – собрание четырех в одно. – Едина Церковь Единую соборную Церковь исповедуем мы в никео-цареградском Символе веры . Это – вера в то, что Христос Собою все собрал воедино. Как и в Боге, это единство и нумерическое, и сущностное. Церковь одна, только она искуплена, только в ней единство твари с Богом. Сущностное же единство Церкви в её соборности, в том, что она – не сумма всех, а соединение всех, она – одно Тело. Отъединение от Церкви («собрания» воедино) есть отъединение от целого, а потому и существует много сект, а не одна. Об этом так говорит Св. Писание: «Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас: ибо Я призвал его одного и благословил его» ( Ис. 51:2 ). Авраам же – отец веры, родоначальник ветхозаветной Церкви. «Израиль живет безопасно один... Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе?» ( Втор. 33:28–29 ). О единстве новозаветной Церкви ясно учит апостол: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» ( 1Кор. 12:12–13 ). И в другом месте: «Одно тело и один дух... один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф 4:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава 20 1–28. Союзная война моавитян, аммонитян и идумеев против Иосафата и счастливое для последнего ее окончание. 29–37. Продолжительность, благочестие и слава царствования Иосафата; новый ошибочный союз его с домом Ахава и пророческое обличении ему. 2Пар.20:1 .  После сего Моавитяне и Аммонитяне, а с ними некоторые из страны Моанитской, пошли войною на Иосафата. 2Пар.20:2 .  И пришли, и донесли Иосафату, говоря: идет на тебя множество великое из-за моря, от Сирии, и вот они в Хацацон-Фамаре, то есть в Енгедди. Описываемый здесь поход Иосафата некоторые исследователи (например, Гезениус) отождествляли с рассказываемым в 4Цар.3 союзным походом Иосафата вместе с Иорамом и царем едомским против моавитян. Но, при некоторых чертах сходства обоих рассказов, каждый из них имеет и свои отличительные черты, не позволяющие отождествлять их. Здесь, таким образом, надо видеть самостоятельный факт, не отмеченный в книгах Царств. Указание на него не без основания находят в псалме ( Пс.82 ) (евр. 83), где стихи ( Пс.82:7–9 ) так же как во ( 2Пар.20:1 ), в числе врагов, ополчившихся против народа Божьего, называются Моав, Аммон, Едом, а также в псалме ( Пс.47:4–7 ) (евр. 48), где также можно видеть указания на победу Иосафата над союзниками (см. у Н. И. Троицкого , «Псалтирь. Последовательное изъяснение славянского текста», Тула, 1904, с. 226–227). Союзные силы, предпринявшие поход против Иосафата (ст. 1), состояли из моавитян, аммонитян (ст. 1), обитателей Сеира, т.е. идумеев (ст. 10–23), и «некоторых из страны Моанитской» (ст. 1). Последнее выражение в еврейском, в Vulgata и славянском текстах читается: некоторые из аммонитян (евр.: Mehaammonim, Vulgata: de Ammoniis, слав.: «от аммонитов»), что не дает удовлетворительного смысла: об аммонитянах есть упоминание ранее в том же стихе. LXX передают: κ τν Μιναων (впрочем, в кодексах 44, 74, 106, 120, 121, 134, 234: κ τν μμαντων). Минеями назывались жители округа Маон, находившегося в южной части удела Иудина колена, к юго-востоку от Хеврона ( ( Нав.15:55 ; 1Цар.23:25,25:2 ); «Толковая Библия», т. II, с. 98, 285 и 287; Onomasticon, 696). В этом округе оставались еще потомки прежних обитателей, которые, при случае, возмутились против покоривших их иудеев. Признавая, таким образом, правильность чтения LXX, а также русского синодального перевода – «из страны Моанитской», разницу между ними и еврейско-масорецком тексте, можно объяснить из перестановки одной евр. буквы: и (см. у проф. Гуляева, с. 540–541; Ср. Fr. Böttcher, «Neue exegetisch-kritische Aehrenlese zum Alten Testamente», 1865, s. 233).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И в той же главе говорит: «ибо надлежит исполниться всему, написанному о Мне, в законе Моисеевом, и в пророках, и псалмах» ( Лк. 24:44 ). Отсюда правильно заключить, что и в Ветхом Завете проповедовалось святое Евангелие. Ибо все, что в том Завете обещало отпущение грехов, наше с Богом примирение и благодать возрождения, – то относится ко Христу и Евангелию. И сами те жертвы, как предзнаменовавшие Христа, заклавшегося за спасение мира, означают Евангелие. Ибо не сами собой жертвы те очищали грехи людские, но очищал Христос, предзнаменованный теми жертвами. «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи», – говорит апостол ( Евр.10:4 ). «Иисус Христос вчера и сегодня, Тот же и во веки». Агнец (Иисус Христос) заклан в жертвах «от сложения мира» (силою и действием, не самим делом) ( Евр. 13:8 ; Откр.13:8 ). " Когда же пришла полнота времени» ( Гал.4:4 ), явился проповеданный от начала мира и всем миром ожидаемый не иначе, как дождь жаждущей землею, Мессия Христос, «сияние славы и образ ипостаси Отца» ( Евр.1:3 ), и, как солнце, всю поднебесную Своим явлением просветил и согрел. Этот великий «Посланник и Святитель исповедания нашего» ( Евр. 3:1 ), и «великого совета Ангел» ( Ис. 9:6 ) возвестил нам всю благость, милость и человеколюбие Божие к нам, и призывает всех грешников: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:15 ). Призывает к Себе всех труждающихся и обремененных: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные», – и обещает покой душам: " и обретете покой душам вашим» ( Мф.11:28–29 ). Блудникам, мытарям, разбойникам и прочим грешникам, приходящим к Нему с покаянием и верою, отворил двери милосердия Божия и рай, грехом закрытый, и получают его по благодати Христовой мытари, и прелюбодеи, и разбойники кающиеся (см. Мф.21:31 ; Лк 23:43 ). Это богатство благости Божией пронести в весь мир повелел Он Своим апостолам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ). «Они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» ( Мк.16:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Как и прочие обрядовые представления Ветхого Завета, обязанность субботнего покоя не возлагается на христиан. Православные христиане в своем отношении к воскресному дню делают акцент не на бездеятельности, а на посвящении его Богу – в евхаристическом собрании и в доброделании. Получается, что адвентисты полемизируют с богословски второстепенным представлением о воскресенье как дне покоя 29 , а не с основным богословским и этическим аспектом воскресенья как дня сугубого посвящения себя Богу. Для примера, адвентистский богослов Н. Галли употребляет даже такое странное словосочетание, как «сатанинская воскресная суббота», и утверждает, что «нигде в Новом Завете не сказано, что воскресенье должно стать субботой в честь воскресения Христа» 30 . Далее, адвентисты любят цитировать Евр. 4:9  («Посему для народа Божия еще остается субботство») как доказательство того, что ап. Павел якобы заповедует здесь еженедельно соблюдать субботний покой. В действительности этот стих надо читать в контексте всей четвертой главы. В начале главы ап. Павел говорит: «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим» ( Евр.4:1 ). Мы видим, что это обетование относится к будущему времени. Равно и толкование цитаты из псалма («и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», Пс. 94:11 ) отнесено не к прошедшему, а к будущему времени. Суббота – божественный покой, предназначенный верным, и последний день недели выступает лишь ее тенью, прообразом. В Евр. 4 мы видим два противопоставления прообразов и образов: ветхозаветного «закона дел» и божественной работы (творение мира и странствование евреев в пустыне), Нового Завета и субботы (покой Бога и вступление евреев в обетованную землю при Иисусе Навине). Невозможно к обычной субботе отнести слова «Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» ( Евр. 4:10 ). Поэтому общий вывод апостола в 11-м стихе обращен не к необходимости соблюдения еженедельного субботнего покоя, а в будущее, противопоставляя верных неверным из псалма 94: «Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Разоренные сирийскими войсками города (ст. 20), после окончательно отнятые у Израильского царства ассирийским царем Феглаффелассаром ( 4Цар.15:29 ), расположены были почти все в Неффалимовом колене: «Аин» (евр.: Ийон, LXX: Αιν, слав.: «Аина», Vulg.: Ahion, Onomast. 41), по Робинзону (Palasm. III, s. 611), находился на северной границе Палестины, в обильной водой местности Merg-ajjun близ истоков Иордана, нынешнее селение Tell-Dibbin. О Дане см. прим. к ( 3Цар.12:29 ). «Авел-Беф-Мааха» (ср. 2Цар.20:14–18 ) – на крайнем севере Израиля, близ Дана, вероятно, нынешний Abil-el-Kamh, вероятно в древности при потоке, впадавшем в верхний Иордан, отсюда в ( 2Пар.16:4 ) назван: авел-маим (Авел водный); LXX: ´Αβλ οκου Μααχ, Vulg.: Abel-domum-Maacha, слав.: «Авеля, дому Маахина». «Кинкероф» (евр. киннерот, ед. ч.: Киннерет, в Талмуде: гиносар, у И. Флав. Иуд. война III, 10, 7), сл.: Γεννησρ, в Евангелии Γεννησαρτ ( Лк.5:1 ): область и город ( Нав.19:35,11:2 ) этого имени лежали в плодороднейшей местности к западу от Галилейского (позже Геннисаретского, Тивериадского) озера. – Разорение этих пограничных городов израильских, заставившее Ваасу прекратить сооружение крепости в Раме, дало возможность Асе воспользоваться строительным материалом, собранным Ваасою для укрепления Рамы, – для возведения крепостей в двух иудейских пограничных городах: Геве или Гиве Вениаминовой (ср. ( Нав.18:24 ; 1Цар.14:5 ; Ис.10:29 ); Onomast. 312), теперь Dscheba (Badeker, Palast, s. 116), и Мицпе или Массифе – также в Вениаминовом колене ( Нав.18:26 ; 1Цар.7:5 ); ср. ( 4Цар.25:23 ); Onomast 689, ныне Hebi Sanwil (Robinson, Palastina, II, 361 ff. ); оба города были на расстоянии одного часа и менее от Рамы, часа на два пути от Иерусалима. 3Цар.15:23 .  Все прочие дела Асы и все подвиги его, и всё, что он сделал, и города, которые он построил, описаны в летописи царей Иудейских, кроме того, что в старости своей он был болен ногами. 3Цар.15:24 .  И почил Аса с отцами своими и погребен с отцами своими в городе Давида, отца своего. И воцарился Иосафат, сын его, вместо него.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010