4 . Обрати ны – «освободи от рабства и даруй возвращение» (Бл. Феод.). С Евр.: «Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся». 5 . С Евр.: «Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего». 6 . Напитаеши нас хлебом слезным, и папоиши нас слезами в меру. С Евр.: «Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами, в большой мере». – «Здесь, – говорит бл. Феод., – переменено время, и другие переводчики представили сие, как уже совершившееся: напитал, напоил. Говорит же пророк: пищу и питие нам растворил Ты слезами; потому что, сетуя и воздыхая, вкушаем необходимую пищу. Соделал же Ты это, соразмеряя наказание с грехами». 7 . И врази наши подражниша 486 ны, т.е. неприязненные нам соседние народы смеялись над нами. С Евр.: «Положил нас в пререкание соседам нашим, и враги наши издеваются над нами». 8 . С Евр.: «Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся». 9 . Виноград из Египта принесл еси. «Пророк разумеет Израиля», говорит св. Афанасий. Еврейский народ, как виноград, перенес Господь из Египта и насадил в земле Ханаанской (Бл. Феод.). Еврейский народ нередко изображается под видом винограда, далеко и широко разросшегося в земле обетованной ( Ис. 5:1 ; Ос. 10:1 ; Иер. 2:21 ; Иез. 17:6 ; Мф. 20:2, 21:33 и в других местах). Здесь (9–13 ст.) – изображением величественного и любезного Богу виноградника псалмопевец умоляет Господа спасти Еврейский народ от плена и рабства. С Евр.: «Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы, и посадил ее». 10 . Путесотворил еси пред ним – открыл и уготовлял Евреям удобный путь из Египта в Палестину; но с Евр.: «Очистил для нее (виноградной лозы) место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю», т.е. обетованную. 11 . Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия. С Евр.: «Горы покрылись тенью ея и ветви ея как кедры Божии». Продолжается сравнение Еврейского народа с виноградом. Св. Афанасий под сению разумеет служение по закону, под горами – «горы Силомскую и Сионскую, потому что в сих двух местах водружена была скиния», под ветвями – «пророков, под кедрами – небесные силы». Бл. Феодорит под горами разумеет крепость окрестных народов, под сению – владычество Израиля над сими народами, под кедрами – превознесенных народоправителей, под ветвями – царство Израильское». Сн. Пс. 71:8–11 . «Давид брал дань не только с Филистимлян, Идумеев, Аммонитян и Моавитян, но и с обеих Сирий» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 85 Молитва Давиду. С Евр.: «Молитва Давида». Давид, находясь в скорби (ст. 7) и гонении от людей гордых (ст. 14), в сем псалме умоляет Господа о помощи, и вместе пророчествует об обращении и спасении всех народов (ст. 9), «предвозвещает же, – говорит бл. Феод., – и нападение Ассириян на Иерусалим и упование Езекии на Бога». Ко временам царя Езекии относит и св. Афанасий. «Давид и Езекия, – говорит он, – оба стяжав богатство праведности, не взирали на оное, но имели в виду убожество своей природы и умоляли Бога умилосердиться к нищете ея» (Толк. на 1 ст.). 1 . Приклони, Господи, ухо Твое. «Взято это, – говорит св. Афан., – в переносном смысле с больного, который, по немощи, не может говорить громко, и убеждает врача приклонить слух к устам его. Начало молитвы сей – смиренномудрие». С Евр.: «Приклони, Господи, ухо Твое, и услышь меня; ибо я беден и нищ». 2 . Сохрани душу мою, яко преподобен есмь 501 . «Пророк не впал в противоречие, наименовав себя и Езекию вместе нищим и преподобным. Смысл же слов его таков: сам я по себе нищ есмь и убог и не имею достатка в добродетели, но в сравнении с врагами окажусь преподобным; потому что они злочестивы и беззаконны, а я имею познание о Тебе; они утесняли меня не справедливо, а я терплю неправедное нападение». С Евр.: «Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя». 3 . С Евр.: «Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день». 4 . Яко к Тебе взях 502 душу мою, т.е. вознес душу мою. С Евр.: «Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою». 5 . С Евр.: «Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя». 6 . С Евр.: «Услышь, Господи, молитву мою, и внемли гласу моления моего». 7 . С Евр.: «В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня». 8 . Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим. Эти слова, по мнению бл. Феод., служат как бы ответом на богохуление Рапсака, который говорил: «Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского?.. Так неужели Господь спасет Иерусалим от руки моей»? ( 4Цар. 18:33–35 ). Т.е., «те боги совершенно неодушевлены, и сами себя не могут защитить, а Твое велелепие не выразимо языком человеческим» (Бл. Феод.). По св. Афан. – певец «богами называет свят. пророков, к которым было Божие слово. Говорит же, что никто из пророков не мог избавить людей от греха, кроме Единого Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

В современном христианском мире широко распространено явление, называемое «антиклерикализмом». Это явление существует в разных формах и особенно заметно в протестантской среде. Антиклерикалы, не отрицая Церкви как таковой, выступают против чрезмерной, с их точки зрения, концентрации церковной власти в руках клира, призывая к тому, чтобы как можно больше полномочий в деле управления Церковью было передано мирянам. Антиклерикализм уходит корнями в эпоху Средневековья, когда в Католической Церкви участие мирян в управлении было практически сведено к нулю. Тридентский Собор закрепил эту ситуацию, провозгласив деление Церкви на «учащую» (клир) и «учимую» (миряне). История ранней Церкви не оправдывает столь резкое разделение Церкви на клир и мирян. «Сакраментальное» священство (пользуясь современной терминологией, мало пригодной при рассмотрении истории древней Церкви) возникало постепенно, и оно вырастало отнюдь не в противовес мирянам и не с целью подчинения мирян внешнему авторитету духовенства. Служение епископов и пресвитеров стало продолжением того служения, которое Христос вверил всей Церкви, всему «новому Израилю». Ранее христианство, по замечанию протопресвитера Николая Афанасьева , было лаическим движением. В Ветхом Завете священство было замкнутой на самое себя корпорацией: священники происходили из колена Левиина, и доступ к священству был закрыт для представителей других колен. Христос же воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства ( Евр. 7:14 ). В Послании к Евреям Христос представлен как Первосвященник по чину Мелхиседека ( Евр. 5:10 ), священник без отца, без матери, без родословия ( Евр. 7:1–3 ). Священство Христа – не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей ( Евр. 7:16 ). В Ветхом Завете священников было много, а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее ( Евр. 7:24 ). Ветхозаветные священники приносили ежедневные жертвы за свои грехи и за грехи народа, а Христос совершил это однажды, принеся (в жертву) Себя Самого ( Евр. 7 ). Ветхозаветное священство было сосредоточено вокруг скинии завета и Иерусалимского храма, а Христос есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек ( Евр. 8:2 ). Ветхозаветные священники входили в скинию, принося кровь козлов и тельцов, а Христос со Своею Кровью однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление ( Евр. 9:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

прот. Николай Куломзин Глава VII. Послание к Евреям Введение Современная критика о подлинности Евр. 1). В отличие от всех прочих посланий апостола Павла, Послание к Евреям не содержит обращения, то есть имен автора и получателей оно сразу начинается как богословский трактат. 2). Язык и стиль Евр. Не характерны для апостола Павла: этот факт отмечали еще древние авторы: например, Ориген , писавший, что «выбор слов и склад речи» не типичны для апостола Павла. 33 3). Хотя многие мысли в Евр. вполне могут претендовать на авторство апостола Павла, центральный образ послания – Христос как Первосвященник по чину Мелхиседекову не встречается больше ни в одном тексте апостола. (Добавим также, что Павел получил образование в среде фарисеев, для которых было не характерно представление о священническом служении Мессии). 4). Вызывает удивление и место Евр. в перечне канонических текстов апостола Павла: послания апостола расположены согласно убыванию их длины; начинается ряд Рим., самым длинным посланием, а заканчивается Флм., самым коротким. Послание же к Евреям, будучи довольно пространным текстом, стоит на последнем месте, после Флм., как приложение ко всему Павлову корпусу. 5). В отличие от восточных Церквей, на Западе вплоть до IV в. не признавали подлинность Евр. Все эти соображения, объективность которых нельзя отрицать, вынуждают большинство современных критиков просто отрицать авторство апостола Павла в отношении Евр. Вместе с тем существует одно немаловажное, на наш взгляд, обстоятельство: если сосредоточить свое внимание на последних стихах Послания, то возникает отчетливое ощущение, что они принадлежат перу апостола Павла. Приведем этот отрывок: «Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам. Знайте, что брат наш Тимофей освобожден; и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас. Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские. Благодать со всеми вами. Аминь» (Евр. 13:22–25). Кто мог быть автором этого краткого увещания принять довольно пространные «слова» Послания? Возможно, сам апостол Павел. Чьим братом был Тимофей, с которым автор намеревался вместе совершить путешествие? Вероятно, апостол Павел. Наконец, кто обычно завершал все Послания пожеланием благодати: «Благодать со всеми вами» (Евр.13:25)? По свидетельству самого апостола Павла эти слова являлись отличительным знаком его авторства: в конце 2Фес., одного из первых посланий апостола, читаем: «Приветствие моею рукою, Паловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» (2Фес. 3:17–18; см. комментарий sub loco).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Псалом 118 Аллилуиа. «В псалме сем, – говорит св. Афан., – пророк описывает житие святых, подвиги их, скорби, труды, также восстания демонов, тысячи внушаемых помыслов, сети и прочие средства к уловлению, а вместе и то, чем святые одерживают победу: закон, словеса Божии, помощь свыше и, наконец, что последует за трудами – награды, венцы, воздаяния». По бл. Феодориту, «Давид собрал в сем псалме все опыты своей жизни, все нравственные уроки, так что сего псалма достаточно к тому, чтобы желающих совершенной добродетели усовершить в ней». По св. Амвросию Медиоланскому , псалом сей есть как бы солнце между псалмами; есть похвала закону Божию, который здесь называется путем, свидетельством, заповедию, повелением, словом, судом, истиною, оправданием и т.п.; по количеству стихов (176-ть) более всех псалмов; в Еврейском тексте расположен по порядку алфавита, так что каждая буква сряду повторяется 8 раз, а после 8 стихов другая буква, и таким образом весь Евр. алфавит повторяется восемь раз. 1 . Блажени непорочнии в путь: ходящии в законе Господни. Блаженны живущие без порока. Это общее предложение для всего псалма. Далее показывается, кто эти блаженные. 2 . С Евр.: «Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его». 3 . С Евр.: «Они не делают беззакония, ходят путями Его». 4 . С Евр.: «Ты заповедал повеления Твои хранить твердо». 5 . Дабы исправилися путие мои, сохранити оправдания Твоя. С Евр.: «О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих»! 6 . Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя. С Евр.: «Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои». Здесь взирая означает то же, что: сохранив. Тогда я не стал бы стыдиться, сохранив Твои заповеди. 7 . С Евр.: «Я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей». Т.е. тогда только я могу достойно исповедаться Тебе, славословить, благодарить Тебя, когда на опыте познаю законы Твои (Бл. Феод.). 8 . Не остави мене до зела. С Евр.: «совсем». Т.е. буду хранить уставы Твои, посему не лишай вовсе промышляющей благодати (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 134 Аллилуиа. По бл. Феод. – псалом сей есть хвалебная песнь, вознесенная Богу Евреями, получившими освобождение из плена. 1 . С Евр.: «Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни». 2 . С Евр.: «Стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего». 3 . Пойте имени Его, яко добро 653 . С Евр.: «Пойте имени Его, ибо это сладостно». Т.е. спасительно и сладостно воспевать имя Божие, славословить Господа. «От сего произойдет много пользы для вас» (Бл. Феод.). 4 . Яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние 654 Себе, с Евр.: – «в собственность Свою». Т.е. Господь Бог избрал Еврейский народ в богатство, в собственность Себе, «взирая не на малочисленность его, а на добродетели, к которым Он хотел руководить Евреев» (Злат.); избрал для достижения Своих великих целей о спасении человеческого рода, соделал его как бы сокровищницею Своих даров, обетований, благодеяний, потому особенно и заботился о нем ( Втор. 32:8–9 ). «Назвав достоянием Божиим, – говорит св. Злат., – пророк выражает Божию к ним любовь, промышление, попечение, благоволение». 5 . С Евр.: «Я познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов». 6 . Во всех безднах. «Безднами пророк назвал, – говорит бл. Феод., – безпредельное множество вод», или, по св. Златоусту, – «преисподния места земли». С Евр.: «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах». 7 . Возводя облаки от последних земли. С Евр.: «Возводит облака от края земли», – от пределов земли; «потому что, – говорит бл. Феод., – облака составляются из морских вод, а морские заливы – пределы земли». «Удивительно, – говорит св. Злат., – не только то, что облака с водою поднимаются – тяжелое носится на легком, – но и то, что идут как бы в горних жилищах, нося в себе (от пределов земли) тяжесть такого множества вод». Молнии в дождь сотвори, т.е. во время дождя. С Евр.: «Творит молнии при дожде». Т.е. соединил несоединимое, по природе противоположное, молнии с дождем, огонь с водою, «что молниеносный огонь, пробегая по водам, и вод не согревает и сам не угасает» (Бл. Феод. и Злат.). Изводяй ветры от сокровищ Своих. «Словами: от сокровищ Своих, – говорит св. Злат., – пророк выражает не то, будто есть сокровищницы ветров, но то, как легко Бог управляет ими»; – «едва даст Свое мановение Бог, повсюду являются ветры» (Бл. Феод.). «Словом: сокровища, – говорит св. Афан., – пророк изобразил непостижимость для людей природы ветров».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 139 В конец, псалом Давиду. «Блаж. Давид, гонимый Саулом, призывает в помощь Бога всяческих». Бл. Феод. Так думают и др. толк. 673 . Псалом сей сходен с 5 и 50 псалмами. 1 . Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. «Неправедный есть Саул», говорит бл. Феодорит; по Злат. – вообще люди злые. С Евр.: «Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя». 2 . Весь день ополчаху брани. Во всю жизнь, всякий день, устраивали нападения (Св. Злат. и бл. Феод.). С Евр.: «Они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань». 4 . Иже помыслиша запяти стопы моя. Запяти – запнуть, уронить. «Пророк, – говорит св. Злат., – разумеет коварные замыслы» (нечестивых). С Евр.: «Соблюди меня, Госноди, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои». 5 . Скрыша гордии сеть мне и ужы 674 , препяша сеть ногама моима. С Евр.: «Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть». При стези соблазны положиша ми. С Евр.: «По дороге тенета разложили для меня». «Гордым пророк называет самого Саула, а сетью, ужами и соблазнами – различные злоумышления, подстережения и засады», говорит бл. Феод. 8 . Осенил еси над главою моею в день брани. С Евр.: «Ты покрыл голову мою в день брани». Осенил – «поставил в такой безопасности и вместе с безопасностию доставил такое удовольствие и спокойствие, что я не чувствовал даже никакого неприятного жара, но наслаждался тению, т.е. избавлением и свободою от бедствий» (Св. Злат.). «Как щитом ограждал меня Своею помощию» (Бл. Феод.). 9 . Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику. С Евр.: «Не дай, Господи, желаемого нечестивому». Симмах и Феодотион перевели: «Не дай, Господи, по желаниям беззаконного». «Смысл слов, – говорит св. Злат., – следующий: не дай по желанию против меня, т.е. чего желает он против меня, того не дай ему исполнить. Не сказал: чего желает; но: от желания моего, выражая нечто подобное следующему: не дай исполниться ни малейшей части того, что он желает». «Желаю, Господи, вожделевать спасения; посему не оставь меня и не попусти, чтобы уклонившись от сего желания, предан я был грешнику, т.е. диаволу» (Св. Афан.). «Я желаю спастись, а он (Саул) желает убить меня; поэтому не предавай ему моего желания» (Бл. Феод.). Помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся. С Евр.: «Не дай успеха злому замыслу его; они возгордятся». «Весь помысл устремляют к тому, чтобы убить меня. Посему не лишай меня промышления Твоего, чтобы не подать им повода к похвальбе» (Бл. Феод.). Под. Злат. и св. Афан.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 144 Хвала Давиду. Псалом сей и за ним следующие остальные суть благодарственно-хвалебные песнопения. «Настоящий псалом, кроме сего, содержит, – говорит бл. Феод., – и пророчество о призвании и Богопознании язычников»; в Еврейском тексте расположен по порядку букв Еврейского алфавита. Сей псалом особенно уважается Евреями. «Кто будет читать его ежедневно три раза, говорят они, тот получит несомненную надежду на блаженную вечность 699 ». 1 . Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой. «Возносит на высоту не потому, что не был на высоте, но чтобы другим показать, что на высоте» (Св. Афан., бл. Феод.). С Евр.: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю (мой), и благословлять имя Твое во веки и веки». 2 . С Евр.: «Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки». 3 . С Евр.: «Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо». 4 . Род и род восхвалят дела Твоя. Т.е. по Злат. – род настоящий и следующий за ним, и следующий за тем, и опять следующий – твари, течение природы, дела, совершающиеся в каждом поколении, чудеса, знамения, бывшие прежде и особенно при Апостолах – все это проповедует славу Божию. «Здесь, – говорит бл. Феод., – пророк предвозвестил Богопознание у язычников». «Разумеет Церковь , – говорит св. Афан., – собранную из обрезанных и язычников». С Евр.: «Род роду будет восхвалять о могуществе Твоем». 5 . Великолепие славы святыни Твоея возглаголют. С Евр.: «А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих». 6 . И силу страшных Твоих рекут. С Евр.: «Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих». Т.е. возвестят силу страшных дел в природе и в роде человеческом, напр. великие дела и казни в Египте, в пустыне, в плену Вавилонском и др. (Св. Злат. и бл. Феод.). 7 . Память множества благости Твоея отрыгнут. С Евр.: «Будут провозглашать память великой благости Твоей». Будут возвещать о бесчисленных Твоих благодеяниях. И правдою Твоею возрадуются. Симмах перевел: «и милости Твои восхвалят». У Злат. С Евр.: «И будут воспевать правду Твою».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 77 Псалом разума Асафу. С Евр.: «Учение Асафа». См. Псал. 31 . «Псалом сей, – говорит св. Афан., – воспевает Асаф, увещевая народ новый внимать закону евангельскому, и народ древний Иудейский обвиняя в том, что, после многих благодеяний, ничего не сохранил в памяти, лучше же сказать, вместо благодарности воздал Благодетелю неблагодарностию». По бл. Феодориту, псалом увещевает поучаться в законе Божием и надпоминает Израильтянам и «потомкам их, что соделано Богом, какие блага, и с каким неблагодарным сердцем приняты ими». 1 . С Евр.: «Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих». 2 . Провещаю ганания исперва. Ганания 473 , т.е. вопросы, проблемы, краткие изречения или загадки, сохранявшиеся от древних времен, какие мы видим в книгах Притчей и Иисуса сына Сирахова и других. У Евреев учить притчами и загадками было дело самое обыкновенное и общее. С Евр.: «Открою уста мои в притче, и произнесу гадания из древности». 4 . С Евр.: «Не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил». 5 . Воздвиже свидение во Иакове. «Свидением называет, – говорит бл. Феодорит, – сооруженную в пустыне скинию; потому что имела в себе скрижали свидения». «Отцам их (Евреев) Бог дал закон и скинию свидения, руководя их законом к познанию Спасителя» (Св. Афан.). С Евр.: «Он постановил устав в Иакове, и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их». 6 . С Евр.: «Чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям». Ст. 7. С Евр.: «Возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его». 8 . И не увери с Богом духа своего. «Т.е. Бог дал закон Евреям, дабы они не подражали своим отцам, – этому строптивому роду, который был неверен Богу духом своим». «Не приобрели они твердой веры в Бога» (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «И не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 93 Псалом Давиду, в четвертый субботы, т.е. в четвертый день недели. «Надписан псалом, – говорит св. Афан., – в четвертый субботы потому, что в четвертый месяц (под днем разумеется месяц) начались бедствия града Божия, осажденного Вавилонянами, как повествует о сем Иеремия». По уверению бл. Феодорита, «псалом сей не надписан у Евреев. Очевидно, – говорит он, – что надпись сия сделана кем-либо другим, а не пророком и не переводившими псалом в начале». «В сем псалме Давид ведет речь о промысле, уча не скорбеть и не тревожиться, если и бывает на время грешникам благоденствие, а благочестивым гонение; потому что то и другое непостоянно» (Св. Афан.). По блаж. Феодориту, «псалом учит о промысле Божием, а в следствие оного о наказании живущих порочно, притеснителей и судей неправедных. Представляется же псалом произнесенным от лица воспитанных в благочестии, которые терпят неправду от властителей». 1 . Бог отмщений не обинулся 546 есть, т.е. прямо, открыто поступил, или (прошедшее вместо настоящего): Бог прямо действует, т.е. справедливо. «Словом: не обинулся есть, – говорит св. Афан., – указывает на тот приговор, который произнесет на Бож. суде. Мф. 25:41 ». С Евр.: «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя»! Так перевел Акила и другие толковники, говорит бл. Феодорит: «явись». «Услыши и приими прошение мое, говорит пророк» (Бл. Феод.). 2 . С Евр.: «Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым». 3 . С Евр.: «Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут»? 4 . С Евр.: «Они изрыгают дерзкие речи величаются все делающие беззаконие». 5 . С Евр.: «Попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое». 6 . Пришельца убиша. Под пришельцами здесь, по бл. Феод., разумеются пришедшие из язычников и пожелавшие жительствовать по законам Божиим», иначе: прозелиты. С Евр.: «Вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют». 7 . С Евр.: «И говорят: не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев». 8 . С Евр.: «Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды»?

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010