Псалом 81 Псалом Асафу. «Сказав, – говорит св. Афан., – в предыдущем псалме об отвержении народа, здесь яснее излагает причины, по которым Бог отверг Израильтян». Псалом вместе с сим убеждает судей быть справедливыми и защищать сирых и бедных. 1 . Бог ста в сонме богов, посреде же боги рассудит. С Евр.: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд». «Богами, – говорит св. Афан., – назвал князей Иудейских, именовавшихся сынами Божиими». «Поскольку, хотя в подлинном смысле Судия есть Бог, но и людям дает власть судить, то, кому вверено это, как уподобляющиеся в сем Богу, наречены богами» (Бл. Феодорит). Сн. Исх. 22:28 ; 2Пар. 19:6 ; Ин. 10:34–35 . 2 . С Евр.: «Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым»? 3 . С Евр.: «Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость». 4 . С Евр.: «Избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых». 5 . Да подвижатся вся основания земли. «Основаниями земли, – говорит св. Афан., – называет князей века сего (т.е. демонов), которые прежде народа Иудейского понесли наказание и, лишенные возможности мучительствовать над нами, изгнаны ( Ин. 12:31 ). И они подвигнулись с места прежнего своего состояния; потому что первые низложены крестом Спасителя». «По причине сей неправды (т.е. неверия и упорства Иудеев), жизнь полна смятения и волнений, и земля приводится в колебание непрерывными бедствиями» (Бл. Феод.). Когда нарушается правосудие, невинные и сирые не находят себе у судей защиты (о чем здесь и говорится), тогда колеблются основания земли, т.е. царств и народов, жизни общественной и частной – закон, безопасность, защита, обуздание зла и т.п. С Евр.: «Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются». 6 . С Евр.: «Я сказал: вы боги и сыны Всевышнего все вы». 7 . И яко един от князей падаете. «Каких князей? Не тех ли, которых не задолго пред сим наименовал подвигшимися основаниями земли (т.е. демонов)»? (Св. Афан.). «Не познав своей чести, подверглись вы (т.е. неправедные судии) тому же, чему подпал диавол, которому вверено было Мною начальство, и который не восхотел пользоваться данным ему, как должно, и утратил честь» (Бл. Феод.). С Евр.: «Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей». 8 . Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех. «Это прямо, – говорит бл. Феод., – дает разуметь суд Владыки Христа; ибо Ему, по человечеству Его, сказал Отец: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли ( Пс. 2:8 ). Его-то умоляет пророк вскоре явиться и судить праведно, а судей неправедных отрешить, и оставить достояние Иудеев, восприять же достояние язычников, и всем людям даровать спасение». Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Глава 5 Евр.5:1 .  Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи. Евр.5:2 .  Могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, по­тому что и сам обложен немощью. Евр.5:3 .  И посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. «Всяк бо первосвященник, от человек приемлемь, за человеки поставляется на службы яже к Богу, да приносит дары же и жертвы о гресех», «спострадати могий невежствующым и заблуждающым, понеже и той немощию обложен есть»: «и сего ради должен есть якоже о людех, такожде и о себе приносити за грехи». Апостол сказал: «Не имамы Архиереа, не могуща спострадати немощем нашым, но искушена по всяческим по подобию, разве греха». Посему по необходимости присовокупил и сие, научая, что и по закону не Ангел поставляем был священнослужительствовать за людей, но человек за человеков, который имеет то же естество, обложен теми же страстями, знает немощь природы, оказывает снисхождение претыкающимся, подает руку помощи согрешающим, по своим свойствам смотрит и на свойства в ближнем. А посему и узаконено ему приносить жертвы не за народ только, но и за себя, Евр.5:4 .  И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. «И никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон». Ибо тот законный первосвященник, кто от Бога приемлет рукоположение. Так приял сан сей и Аарон, первый первосвященник. Изрек же сие божественный Апостол не с намерением указать нам теперь правила первосвященства, но предуготовляя нас к учению о Владычнем первосвященстве. Посему вслед за этим премудро присовокупил: Евр.5:5 .  Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя. Евр.5:6 .  Как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. «Тако и Христос не Себе прослави быти первосвященника», «но Глаголавый к Нему: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя». «Якоже и инде глаголет: Ты еси священник во век по чину Мелхиседекову». поскольку Христос был из другого колена, так как по человеческому естеству произошел от Давидова рода, то Апостол, зная упорность сердец неверующих иудеев, прибег к пророческим свидетельствам и премудро подтвердил ими собственное свое слово, а также премудро показал, что Христос наименован не только Первосвященником, но и Сыном и приял некое новое первосвященство. Поскольку же Апостол сказал, что первосвященником за человеки для того поставляется человек, чтобы сострадал «невежствующым и заблуждающым, понеже и той немощию обложен есть», то доказывает, что и Владыка Христос приял на Себя, кроме греха, все страдания естества человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

12; ср.: Лк 6. 23). Ап. Иаков пишет о «различных» И., в к-рые впадают верующие, не ограничивая эти испытания только страданиями. Испытания укрепляют веру, учат терпению, к-рое ведет душу к совершенству (Иак 1. 2-4). В Послании к Евреям цитируются слова псалма «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне» (Пс 94. 8) и говорится о том, что все посылаемые испытания нужно переносить без ропота (Евр 3. 7-19); в И. нужно уповать на Бога, по примеру Авраама, который, принося в жертву сына, верил, что Бог «силен и из мертвых воскресить» (Евр 11. 19). Если Сам основоположник веры, Христос, вместо радости терпел страдания и был во всем искушен (Евр 4. 15), то Он «может и искушаемым помочь» (Евр 2. 18). Христиане, следуя по стопам Господа, принимают участие в Его страданиях и как следствие - в святости Его (Евр 12. 10). В Евр 12. 5-11 речь идет о воспитательном значении И. Эту же роль И. отмечает ап. Петр, приводя классический образ очищения огнем золота (1 Петр 1. 7). В Первом послании Петра И. христиан рассматривается как часть Божественного промысла о Церкви и приобретает эсхатологический смысл: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь... Ибо время начаться суду с дома Божия» (1 Петр 4. 12-17). Орудием этого вселенского испытания является диавол, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5. 8). Христиане должны противостоять И. диавола с помощью «всеоружия Божия», т. е. веры, молитвы, праведной жизни (Еф 6. 11-17), и в особенности трезвения и бдительности (1 Фес 5. 6; 2 Тим 4. 5; 1 Петр 1. 13; 4. 7), потому что никто не знает «ни дня, ни часа», в к-рый придет Судия (Мф 25. 13), но очевидно, что конец близок (1 Петр 4. 7). Чем ближе Второе пришествие Христа, тем активнее силы зла. Сохранение верности Богу в последнем испытании, к-рое постигнет землю в конце времен,- центральная тема Откровения Иоанна Богослова: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас...

http://pravenc.ru/text/674970.html

Кол. 1:15  с 1Кор. 15:23,42,49 , срав. Рим. 5:14  и дал.), между женой первого человека, созданной из ребра его (сл. Быт. 2:2–23 ) и между невестой Христовой – церковью, произшедшей «от плоти Его и от костей Его» ( Еф. 5:30–32 ). «И почил Бог в день седьмый от всех дел Своих» ( Евр. 4:4 ; Быт. 2:2 ). Таинственное толкование покоя седьмого дня (σαββατισμς) по св. апостолу Павлу в Ев. 3–4 мы изложим при изложении новозаветного толкования ветхозаветного закона о субботе. А теперь только скажем, что в смысле апостола, после того, как тело последнего Адама ( 1Кор. 15–45 ) – Христа т. е. церковь (срав. Еф. 4:12, 16:25; 5:23 ; Колос. 1:18; 2:17,19 ; 1Кор. 12:12,13,27 ; Рим. 12:5 ), благодатью Св. Духа будет завершено созданием в меру возраста исполнения Христова ( Еф. 4:13 ), настанет то вечное субботство ( Евр. 4:9 ), которое прообразовательно указал Творец, почив от всех дел Своих и обещав этот грядущий покой ветхозаветным людям ( Псал. 95:11 ; Евр. 4:1–11 ). Ветхозаветные люди, не удовлетворяясь покоем субботнего дня, ожидали в царстве Мессии – покоя от беспокойств исторической жизни (см. напр. Исаии 60:15 и дал. 66:12; Соф. 3:15  и др.). Как царь благодатного мира человека с Богом и самим собой ( Евр. 7:2,14 и дал. Рим. 5:1 ; 1Кор. 7:15  и др.), Господь Иисус Христос уже осуществляет это ожидание ветхозаветных верующих (Мф. 11:28–29), но полный мир, всецелое, блаженное упокоение на вечность наступит только тогда, когда все враги будут покорены под ноги Его ( 1Кор. 15:24  и дал.) и будет Бог всяческая во всех (ст. 28) т. е. в царстве славы 124 . 2. Толкование истории первозданного человека и первобытного его состояния 1 . В первом отношении истолкование апостола мы находим главным образом в 1Кор. 15:44–45; 47–49 и Евр. 2:5–9 . В первом месте мы читаем: первый человек – Адам стал душой живущей ( Быт. 2:7 ); а последний Адам есть дух животворящий. Первый человек из земли перстный; второй человек – Господь с неба. А во втором месте св. апостол, доказывая превосходство Христа перед ангелами, между прочим говорит: «не ангелам Бог покорит будущую вселенную, о которой говорим; напротив, некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь Его? Или сын человеческий, что Ты посещаешь Его? Немного Ты унизил Его перед ангелами: славой и честью увенчал Его и поставил Его над делами рук Твоих: все покорил под ноги Его» ( Псал. 8:5–7 ; Евр. 2:5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   Христос, без сомнения, есть Бог и Господь, ибо Он гораздо славнее Ангелов; ведь Ангелы суть Его служители, а Его Престол вечен, ибо Он всегда Тот же и не преходит (см. Евр.1:4—14, 7:24). Апостол благовествует об Иисусе: «Как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2:14). Приводя эти слова святого апостола, святой Кирилл Александрийский поясняет их так: «Слово Божие приняло удел в нашей плоти и крови, чтобы, предав на смерть Свое собственное тело, вновь его оживить, потому что как Бог Оно есть Жизнь по природе. Ибо как иначе была бы разрушена смерть, если бы плоть, снисшедшая в смерть и ожившая, не была собственной плотью Жизни по природе, то есть Слова Божия?». Иисус — вечный Первосвященник, Иисус имеет вечное священство, Иисус может «всегда спасать приходящих чрез Него к Богу», Иисус живет присно, чтобы мог о них молиться; как тогда Он — не Бог и не Господь (Евр.7:24—26, 8:1—3)? Если Христос не Бог и не Господь, то разве мог Он Своей Кровью соделаться вечным искуплением; разве Его Кровь могла бы очистить нашу совесть от мертвых дел, чтобы мы служили Богу Живому и Истинному; разве истребил бы Он грех Своей Жертвой (Евр.9:12, 14—15, 26, 28)? Как Иисус — не Бог, если Он Божественно совершенен и неизменен, ибо Он «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8)? Если Христос — не Бог, то разве мог Он быть Творцом завета вечного, т. е. Нового Завета (Евр.13:20, 8:10—12, 9:15—16)?    Если бы Христос не был Богом, то Он не смог бы Своим Воскресением возродить нас «к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах» (1Пет.1:3—5). «Он не сделал никакого греха, и не было льсти в устах Его... Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо... ранами Его вы исцелились» (1Пет.2:22, 24; ср.: Ис.53:9; Ин.8:46; 1Ин.3:5); значит, Он — Истинный Бог и Господь. Вера в Иисуса как Бога и Спасителя и познание Его даруют человеку все Божественные силы, необходимые для вечной жизни, при содействии которых человек делается «причастником Божеского естества» (2Пет.1:1—4); а это свидетельствует о том, что Иисус есть воистину Бог, воистину Господь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В ст. 5–10 (евр. 6–11) описывается: 1) взятие Ниневии (ст. 5–7) и 2) разграбление ее (8–10). Наум.2:5 .  Он вызывает храбрых своих, но они спотыкаются на ходу своем; поспешают на стены города, но осада уже устроена. Наум.2:6 .  Речные ворота отворяются, и дворец разрушается. Наум.2:7 .  Решено: она будет обнажена и отведена в плен, и рабыни ее будут стонать как голуби, ударяя себя в грудь. (евр. 6–8). В самый момент наступающей роковой опасности царь Ассирии вспомнит о своих славнейших сподвижниках (евр. аддирав), отличающихся рассудительностью и мужеством вместе, соберет их всех, чтобы они, при содействии лучших воинов, сумели отразить от стен города неприятеля, готового вторгнуться уже в центр его. Но все герои Ниневии окажутся ничтожными: потеряв присутствие духа, толкая друг друга и спотыкаясь на пути, ринутся они к городским стенам, осаждаемым неприятелем, но будет уже поздно: страшные осадные стенобитные машины (евр. гасохех, Vulg.: umbtaculum) с сокрытыми в ней воинами уже в полном боевом порядке готовы двинуться на своих колесах к стенам Ниневии. «Здесь разумеется, – говорит Симашкевич (преосвящ. Митрофан, цит. соч. С. 196 примеч. ) известная ассириянам и вавилонянам особенного рода деревянная машина, наподобие огромной башни, утвержденная на 4 или 6 колесах, под которою находился таран (aries) или машина для разбивания стен (карим у Иез 4.2 др., κρος 2Мак 12.15 )... Стрелки, расположенные в верхнем ярусе машины, с страшной быстротой, градом метают стрелы, как с вершины этой башни, так в из боковых ее отверстий; но сами они и таран совершенно защищены, что вполне соответствует названию машины «сохех». Ср. P. Kleinert, s. 114. Наум.2:6 .  Речные ворота отворяются, и дворец разрушается. Стих 6-й (евр. 7), именно первые два слова его: «ворота потоков», «речные ворота» (евр. шааре-ганегарот) всегда вызывали недоумение толкователей, высказывавших несколько взаимно противоречивых толкований этого стиха. Ввиду очевидной трудности, даже кажущейся невозможности буквального понимания начального выражения, многие древние и новые толкователи допускали метафорическое изъяснение его: так блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Первосвященническое служение Иисуса состояло в принесении Им Себя в жертву для удовлетворения правды Божией за сделанный человеком грех . Оно выражалось в перенесении Иисусом всякого рода унижений, гонений, поруганий и, наконец, страшных мучений на Кресте, и – смерти. Ибо хотя Он и был Сын Божий, – говорит Апостол, – однако страданиями навык послушанию: и совершившись сделался для всех послушных Ему (уверовавших в Него) виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека ( Евр.5:8,10 ). Но так как всякий первосвященник для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи ( Евр.5:1 ): то нужно было, чтобы и Христос также имел что принести ( Евр.8:3 ); – и Он действительно принёс Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, и вошел не в рукотворённое святилище, но в самое Небо, чтобы предстать за нас перед лицом Божие, и не с кровию козлов и тельцов, но со Своею Кровию вошел в святилище, и приобрел вечное Искупление ( Евр.9:28,24,12 ). Он, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, и этим одним принесением навсегда сделал совершенными освящаемых ( Евр.10:12,14 ). Царское служение Иисуса Христа выразилось, главным образом, в совершении величайших чудес: исцелении всякого рода больных одним словом или прикосновением руки и одежды, изгнании бесов, воскрешении мёртвых и повелевании силами природы; особенно же в поражении диавола и разрушении его царства: ибо Своею смертью Он лишил силы диавола имевшего дотоле державу смерти, и избавил всех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству ( Евр.2:14,15 ). Для сего Он нисходил прежде в преисподняя места Земли (в ад) и, поразив там диавола, восшел на высоту (на Небо), пленив плен ( Еф.4:9,8 ), то есть извёл из ада всех держимых там от века праведников. За Его смирение, простиравшееся даже до крестной смерти ( Флп.2:8 ), Бог воздействовал в Нём державною силою Своею и, воскресив Его из мёртвых, посадил Его одесную Себя на Небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства – и всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего главою Церкви ( Еф.1:19–22 ), и дал Ему имя (право, власть, славу) выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено Небесных, земных и преисподних ( Флп.2:9,10 ). В силу этого права Иисус основал на Земле несокрушимую Церковь Свою, или Царство, в которое призвал всех верующих и, даровав им Духа Святого, соделал всех чадами Божиими, наследниками Божиими и сонаследниками Своими, подавая им вся Божественные силы, яже к животу и благочестию ( 2Пет.1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Псалом 138 В конец Давиду, псалом Захариин, в рассеянии 661 . С Евр.: «Начальнику хора. Псалом Давида». Прочих слов надписания нет ни в Еврейском, ни в Греческом тексте – Римского издания, но есть в издании Комплютенском. По св. Афан. – псалом сей изображает Божию о нас попечительность, и описывает, как Бог промышляет не только о целой вселенной, но и о каждой части ее, так что не оставлены без Его промысла и движения и помышления наши, указует на призвание язычников и неверие Иудеев, почему и надписан: в конец. По бл. Феод. – псалом этот изображает благочестивого царя Иосию, которые молится и изумлен предведением о нем. 1 . Господи, искусил мя еси, т.е. «совершенно знаешь меня» (Злат.). С Евр.: «Господи, Ты испытал меня, и знаешь». Ты познал еси седание мое и востание мое, т.е. «всю жизнь, – поясняет св. Злат., – потому что в этом проходит наша жизнь – в делах, движениях, входах и выходах». 2 . С Евр.: «Ты знаешь, когда я сажусь, и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали». 3 . Стезю 662 мою и уже 663 мое Ты еси изследовал, и вся пути моя провидел еси. Всякую тропинку мою и жребий мой Ты исследовал, т.е. совершенно знаешь все мои действия, направления, все помыслы, короче: все пути. «Уже, – говорит св. Афан., – имеет здесь значение определенной меры пути. Пророк же разумеет, что Богу известно всякое движение помысла, ибо словом: пути – означает движения». «Пророк, – говорит бл. Феод., – путем и стезею называет деяния, а ужем – прямоту их, взяв образ речи с строющих домы, которые по веревке выравнивают стены». С Евр.: «Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе». 4 . 5. Яко несть льсти 664 в языце моем. «Заметь, – говорит св. Злат., – пророк не сказал: я имел и отверг лукавство; но: никогда его не было у меня, никогда эта болезнь не касалась языка моего». С Евр.: «Еще нет слова на языке моем, Ты, Господи, уже знаешь его совершенно». Се, Господи, Ты познал еси; ст. 5: вся последняя и древняя. С Евр. 5 стих: «Сзади и спереди Ты объемлешь меня и полагаешь на мне руку Твою». «Не помышление только, говорит, знаешь Ты, и не дела мои и пути мои только, но все, что было и будет» (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Сектант: 1) Не нужно в Церкви никакого священства, «ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр. 4:14 ) и ( Евр. 7:26–28 ). Объяснения православного: 1) То верно, что един ходатай и посредник между Богом и всем человечеством, всем миром есть Христос, Сын Божий, «предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим. 2:6 ), «ибо нет другаго имени под небом, даннаго человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:12 ), почему Он ходатайствует за нас одесную Бога на небе ( Рим. 8:34 ); на небе же и Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим. 8:26–27 ), а на земле ходатайствуют пред Богом друг за друга люди, ибо всякая молитва к Богу одного христианина за другого и есть ходатайство, а апостол Иаков говорит: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведнаго» ( Иак. 5, 16 ). Не нужно нам никаких пастырей-ходатаев за нас пред Богом, ибо «мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника» ( 1Ин 2:1 ), еще: ( 1Тим. 2:5 ), ( Евр. 7:24–25 ), ( Евр. 9:15 ), ( Евр. 12:24 ) и ( Рим. 8:34 ). Апостол Павел просил христиан молиться за него Богу, «чтобы избавиться ему от неверующих в Иудее» ( Рим. 15:30–31 ); и получив избавление от «близкой смерти», приписывает это молитвенному ходатайству за него пред Богом христиан, когда пишет, что он надеется, что Господь и еще его избавит, «при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» ( 2Кор. 1:8–11 ), ( 1Фес. 5:25 ), ( 2Фес. 3:1–3 ), ( Евр. 13:18 ). Итак, Христос – единый ходатай за весь мир, а все люди пред Ним – ходатаи друг за друга. Тем более пастыри Церкви могут и должны быть ходатаями пред Христом за вверенных их пастырству людей. Сектант: 2) На земле все христиане равны, все и священники: «вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшаго вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 ) и ( Откр. 1:6 ), ( Откр. 5:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

18 . И во благоволении Твоем вознесется рог наш, т.е. вознесется сила или слава наша. «Рогом пророк назвал, – говорит бл. Феод., – крепость и державу». Св. Афанасий разумеет славу, которую получили верующие, «воскреснув со Христом и с ним воцарившись». С Евр.: «Ибо ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш». 19 . С Евр.: «От Господа щит наш, и от Святого Израилева царь наш». 20 . Тогда глаголал еси в видении сыновом 510 Твоим. «Тогда, т.е. древле в пророческих видениях, глагогал еси сыновом Твоим, разумеет призванных к тому, чтобы сподобиться сыноположения» (Св. Афан.). Под сынами Божиими ближе разуметь здесь пророков, которым Господь говорил о Давиде и о Мессии-Царе: – Самуила ( 1Цар. 13:14, 16:1 ) и Нафана ( 2Цар. 7:5 ; 1Пар. 11:2, 17:3, 10 ). «Знаем Твои обетования, данные чрез пророков, а их именовали прозорливцами и видящими» (Бл. Феод.). И рекл еси: положих помощь на сильного, вознесох избранного от людей Моих. «Т.е. Я дал сильную помощь, чтобы немощные и преобладаемые сатаною могли прибегнуть к Сильному. И Сильный, Которого дал нам в помощь Отец, есть Христос» (Св. Афан.). По бл. Феодориту, «сильного преспеянием добродетели – Давида – Господь сподобил Своей помощи, избрал, помазал св. елеем 511 и поставил царем». 21 . С Евр.: «Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его. 22 . С Евр.: «Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его». 23 . Сын беззакония не приложит озлобити Его. Хотя Давида и Мессию гнали и оскорбляли враги, но погубить не могли. Потому слово: озлобити – здесь значит то же, что в конец погубить. «Козни врагов Ты соделаешь суетными, а ему (Давиду) дашь победу над покушавшимися ему вредить» (Бл. Феодор.). «Безуспешен был замысел сатаны и Иудеев (т.е. погубить Спасителя), и предприятие их оказалось неудавшимся, потому что Спаситель воскрес в третий день» (Св. Афан.). С Евр.: «Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его». 24 . Иссеку от лица Его враги Его, то есть врагов Спасителя; «потому что, – говорит св. Афан., – преданы римскому воинству, и погибли в конец». Но и Давиду споборал Господь Бог, и даровал ему победы над врагами. С Евр.: «Сокрушу пред ним врагов его, и поражу ненавидящих его».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010