Глава IV Верующие во Христа ведутся к новому покою, к которому и должны стремиться (1–11). Слово Божие в своих угрозах, обетовании и благодатных действиях – как сильнейшее побуждение к послушание (12–13). При могущественном содействии такого Первосвященника, как Иисус Христос , мы все можем получить (14–16). Евр.4:1 .  Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. «Еще остается обетование войти в покой Его», – обетование и покой другого рода, отличные от обетования и покоя ветхозаветного Израиля, имевших преобразовательное значение и отношение к христианскому покою. Евр.4:2 .  Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. Смысл 2-й половины стиха таков: не принесло им (евреям) пользы слово слышанное, как не соединенное с тою верою, какую они должны бы были усвоить из того, что слышали. Евр.4:3 .  А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира. «Входим» – настоящее вместо будущего, еще ожидаемого – выражение сильнейшей уверенности в его наступлении. Как ветхозаветного покоя не удостоились не уверовавшие, так и мы входим в свой покой только «уверовавшие». – «Покой Мой» Об этом покое Божием и об участии в нем людей апостол повествует в девяти следующих стихах ( Евр.4:3–11 ), смысл которых можно передать яснее так: Бог завершил дела свои и успокоился задолго до произнесения приведенных слов, однако говорит об этом Своем покое как будущем для некоторых людей ( Евр.4:6 ), коим обещал в нем участие. Если бы званные оказались достойны обещания Божия, покой был бы достигнут ими. Но эти званные оказались недостойны. И мысль о покое Божием для них осталась как бы невыполненною. Посему назначен был для осуществления мысли Божией и достижения желающими покоя Божия новый срок ( «еще… субботство», Евр.4:9 ), который и должен быть использован, иначе участь нерадивых повторится в прежней грозности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

14 . Вышний даде глас, т.е. гром 119 . С Евр.: «Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные». 15 . Низпосла стрелы, и разгна я, и молнии умножи, и смяте я. С Евр.: «Пустил стрелы Свои, и рассеял их, множество молний, и рассыпал их». Стрелы, т.е. молнии. Подоб. Авв. 3:4–11 . 16 . И явишася источницы воднии; во 2-й кн. Цар. ( 2Цар. 22:16 ) – морстии 120 . И открышася основания вселенныя, от запрещения Твоего Господи, от дохновения духа гнева Твоего. Давид говорит так сообразно с понятиями Еврейского народа, который думал, что земля основана на водах (см. Пс. 23:2 ). Т.е. когда силою страшной и необыкновенной бури (что означают слова: дохновение духа гнева Божия) открылись источники вод или моря, тогда открылись и основания земли или, как говорит Давид, вселенной 121 . Может быть, псалмопевец имел в виду иссушение дна Чермного моря сильным южным или восточным ветром ( Исх. 14:22 ). С Евр.: «И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного (гласа) Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего». В духовном смысле св. Афан. Александрийский под водными источниками разумеет «евангельское слово», или св. пророков и св. апостолов, или св. крещение; а под основанием вселенной – «писания всепремудрого Моисея; потому что в них положены основания веры и Боговедения». 17 . Низпосла с высоты и прият мя, восприят мя от вод многих. Водами в Св. Писании называются иногда бедствия ( Пс. 31:6, 68:1–2 ; Ис. 28:2, 43:2 ) или множество врагов ( Апок. 17:15 ). Т.е. избавил меня от множества врагов и несчастий; по св. Афан. – от искушений. Ниспосла с высоты и прият мя, «т.е. всех удостоверил, что подал мне помощь с небеси, сподобил же сего промышления, увидев силу врагов» (Бл. Феод.). С Евр.: «Он простер руку с высоты, и взял меня, и извлек меня из вод многих». 18 . Избавит мя от врагов моих сильных (в 2Цар. 22:18 – избави, с Евр.: «избавил меня от врага»). От «врага», т.е. Саула или Авессалома; яко утвердишася паче мене, т.е. потому, что враги уже слишком усилились, и Давид доведен был ими до жалкого положения. С Евр.: «Избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

14 . Яко слышах гаждение многих живущих окрест. Гаждение 207 – порицание. Прияти душу мою совещаша – т.е. враги мои злословили и злоумышляли погубить меня (См. 1Цар. 19:1 ). Так, Саул приказывал Ионафану и рабам своим умертвить Давида. С Евр.: «Ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою». 16 . В руку Твоею жребии 208 мои. С Евр.: «В Твоей руке дни мои». Т.е. напрасно замышляют погубить меня, преждевременно лишить жизни; ибо жизнь моя, моя участь в руках Твоих. С Евр.: «В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих». 17 . Просвети 209 лице Твое на раба Твоего: спаси мя милостию Твоею. С Евр.: «Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостию Твоею». Т.е. воззри на меня милостиво, явись мне с благостию и помощию Твоею. «С Твоим пришествием тотчас прекратится все скорбное» (Св. Афан. и бл. Феод. Под. Пс. 4:7, 66:2, 117:27, 118:135 ). 18 . Да постыдятся нечестивии и снидут во ад. Это не зложелание, а пророчество, предсказание о том, что сбудется с нечестивыми гонителями Давида, – гонители снидут во ад, т.е. в могилу, умрут; ибо ад (шеол) означает, между прочим, и могилу. С Евр.: «Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде». 19 . Немы да 6удут устны льстивыя, глаголющыя на праведного беззаконие, гордынею и уничижением. С Евр.: «Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое, с гордостию и презрением». Праведником называет себя Давид по отношению к Саулу и его нечестивым советникам, пред коими Давид был прав, невинен. «Пророк, – говор. бл. Феод., – предрекает здесь смерть Ахитофелу, который, будучи другом и советником Давида, обнаружил давнее притворство, подвиг язык на несделавшего ему обиды. Совет же его справедливо назвал гордынею и уничижением; потому что сына возбуждал противу отца к совершению убийства». 20 . Коль многое множество благости Твоея Господи, юже скрыл еси боящымся Тебе, соделал еси уповающым на Тя пред сыны человеческими. Т.е. какое множество благ духовных, благодатных сокрыл (или сокрываешь, хранишь) Ты у Себя для тех, которые боятся Тебя, и которые Ты соделал явными пред людьми, надеющимися на Тебя. Акила и Симмах перевели так: «Велико благо Твое, которое сокрыл Ты, уготовав боящимся Тебя». «Изречение сие, – говорит бл. Феод., – имеет такой смысл: награды и воздаяния боящимся Тебя, хотя они и многочисленны, и велики, и чудны, сокрываешь Ты, Владыко; а попускаешь, чтобы они боролись с трудами и бедствиями. Впрочем, иногда и явными делаешь воздаяния за победу, одобряя тем подвижников». По мнению св. Афанасия, здесь Давид, просвещенный Духом, приносит благодарение за будущее. Т.е. «велика благость Твоя, какую сберегаешь и хранишь для нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

18 . И во благоволении Твоем вознесется рог наш, т.е. вознесется сила или слава наша. «Рогом пророк назвал, – говорит бл. Феод., – крепость и державу». Св. Афанасий разумеет славу, которую получили верующие, «воскреснув со Христом и с ним воцарившись». С Евр.: «Ибо ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш». 19 . С Евр.: «От Господа щит наш, и от Святого Израилева царь наш». 20 . Тогда глаголал еси в видении сыновом 510 Твоим. «Тогда, т.е. древле в пророческих видениях, глагогал еси сыновом Твоим, разумеет призванных к тому, чтобы сподобиться сыноположения» (Св. Афан.). Под сынами Божиими ближе разуметь здесь пророков, которым Господь говорил о Давиде и о Мессии-Царе: – Самуила ( 1Цар. 13:14, 16:1 ) и Нафана ( 2Цар. 7:5 ; 1Пар. 11:2, 17:3, 10 ). «Знаем Твои обетования, данные чрез пророков, а их именовали прозорливцами и видящими» (Бл. Феод.). И рекл еси: положих помощь на сильного, вознесох избранного от людей Моих. «Т.е. Я дал сильную помощь, чтобы немощные и преобладаемые сатаною могли прибегнуть к Сильному. И Сильный, Которого дал нам в помощь Отец, есть Христос» (Св. Афан.). По бл. Феодориту, «сильного преспеянием добродетели – Давида – Господь сподобил Своей помощи, избрал, помазал св. елеем 511 и поставил царем». 21 . С Евр.: «Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его. 22 . С Евр.: «Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его». 23 . Сын беззакония не приложит озлобити Его. Хотя Давида и Мессию гнали и оскорбляли враги, но погубить не могли. Потому слово: озлобити – здесь значит то же, что в конец погубить. «Козни врагов Ты соделаешь суетными, а ему (Давиду) дашь победу над покушавшимися ему вредить» (Бл. Феодор.). «Безуспешен был замысел сатаны и Иудеев (т.е. погубить Спасителя), и предприятие их оказалось неудавшимся, потому что Спаситель воскрес в третий день» (Св. Афан.). С Евр.: «Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его». 24 . Иссеку от лица Его враги Его, то есть врагов Спасителя; «потому что, – говорит св. Афан., – преданы римскому воинству, и погибли в конец». Но и Давиду споборал Господь Бог, и даровал ему победы над врагами. С Евр.: «Сокрушу пред ним врагов его, и поражу ненавидящих его».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

27 . С Евр.: «Низложить племя их в народах, и рассеять их по землям». 28 . И причастишася Веельфегору, и снедоша жертвы мертвых. С Евр.: «Они прилепились к Ваалфегору, и ели жертвы бездушным» ( Числ. 25:3 ). «Это, – говорит св. Афан., – идол Аммонитский, у Еллинов называемый Кроном. По бл. Феодориту: «Беелфегор есть идол, чтимый Моавитянами; Фегором называлось место, где стоял идол 584 , а самый идол именовался Ваалом. Говорят же, что на языке Эллинском он называется Кроном. Жертвами мертвых пророк именует так называемые у Эллинов возлияния, которыя они имели обычай приносить мертвым. Но не погрешит, кто и самых, так называемых ими богов, наименует мертвыми» 585 (Бл. Феод.). 29 . С Евр.: «И раздражали Бога делами своими, и вторглась к ним язва». 30 . И преста сечь 586 . С Евр.: «И восстал Финеес, и произвел суд, – и остановилась язва». За гнусное служение Ваалфегору Бог приказал повесить всех военачальников Еврейского народа, а прилепившихся к идолу побивать. Таким образом погибло 24.000. Финеес своею ревностию отвратил гнев Божий, тогда поражение (сечь) прекратилось ( Числ. 25:1–14 ). 31 . С Евр.: «И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки». 32 . И прогневаша Его на воде пререкания, т.е. Евреи прогневали у вод Меривы. Так названо место, где Евреи роптали на отсутствие воды, и где Моисей потерпел за них гнев Божий. См. след. ст. 33. 33 . И разнствова устнама своима. Когда на требование воды, не без сомнения, Моисей сказал непокорным: еда из камене сего изведу вам воду ( Числ. 20:10 ), и ударил в скалу дважды вместо того, чтобы только сказать скале, и она дала бы воду без ударения (ст. 8), за что Бог осудил Моисея и Аарона и не дал им ввесть Еврейский народ в землю обетованную. Это и значит: разнствова устнама своима, т.е. сказал, чего не следовало говорить; не устоял, допустил то, чего, конечно, и не думал допускать – разнствовал, как бы разделился сам в себе; по бл. Феод. – «сказал не без сомнения». Но кто и сомневается только, тот уже разнствует в душе своей. С Евр.: «Ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

е. небесному, Бог не стыдится называть Себя их Богом, ибо Он приготовил город» ( Евр. 11:16 ), то, очевидно, что как Авраам, так и его верующее потомство живы в очах Божиих не почему-либо другому, как только именно потому, что они «стремились к лучшему» т. е. .жили и на земле, живут и по смерти чаянием этого лучшего верой в это лучшее – небесное, т. е. новозаветное, «да не без нас совершенство приимут» в уготованном им городе – небесном Иерусалиме Нового Завета (сн. Евр. 11:16,40 с 12:22 и др.). А этим открывается новый свет на личность Авраама как отца верующих, что его личная вера в обетование не ограничивалась только одним, так сказать, моментом обетования о его потомстве ( Рим. 4 , Евр. 11:11–12 ) и об обладании через это потомство и в нем миром ( Рим. 4:13 ), а проникала всю его земную, как и небесную жизнь, потому что вся эта жизнь была не иное что, как стремление к получению обетованного, была, – стало быть, некоторым скитальничеством для искания этого небесного града, в котором он успокоился бы со своим потомством ( Евр. 11:10  сн. 13:14). Отсюда, т. е. из этой веры именно как такой, а не иной, вытекали все его и другие жизненные отношения. «Верой Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие; и пошел, не зная куда идет» ( Евр. 11:8  сн. Быт. 11:1,4 и Деян. 7:2  и дал.). «Верой обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, со наследниками того же обетования. Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» ( Евр. 11:9–10 сн. Быт. 12:5–7; 17:8; 26:2  и дал., 28:23 сн. Деян. 7:45  срав. 6). «Так как уверовавшие из иудеев», толкует Златоуст, смотрели на праотцов, как на получивших бесчисленные блага; то апостол и говорит, что никто из них ничего не получил. Авраам оставил отечество и дом и вышел, сам не зная куда идет. Впрочем, что удивительного, если он сам так поступил, когда и потомство его жило так же? Видя, что обещание не исполняется, Авраам не унывал, ибо Господь сказал ему: тебе дам землю и семени твоему ( Быт. 13:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Евр.7:11 .  Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, – ибо с ним сопряжен закон народа, – то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Евр.7:12 .  Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. С 11 стиха апостол переходит к выяснению превосходства священства Христова пред Левитским, делая из вышесказанного соответствующие выводы. Необходимость явления особого священника по чину Мелхиседека доказывает недостаточность священства Левитского для достижения совершенства полнотой вечного общения с Богом (ср. Евр.11:40, 12:23 ), и прямо обусловливается этой недостаточностью. А между тем, это Левитское священство в свое время имело столь важное значение. – «Ибо с ним сопряжен закон народа…», т. е. народу и закон дан под условием существования Левитского священства, составлявшего, таким образом, центральный пункт всего закона. Очевидно, если бы народ Ветхого Завета мог быть приведен к совершенству, то лишь при посредстве Левитского священства, на котором был обоснован весь закон. И тогда не было бы нужды в другом священстве. Но так как этого не совершилось, то потребовалось иное священство, а с ним и иной закон на место прежнего, падавшего вместе со своим священством (12 ст.). Евр.7:13 .  Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. Ст. поясняет выражение Евр.7:11 об ином священнике – не из рода Аарона, а по чину Мелхиседека. Этот Иной, т. е. Христос, был настолько иной, что и происходил из совсем другого колена – Иудина, «из которого никто не приступал к жертвеннику». Евр.7:14 .  Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. «Господь наш восстал из колена Иудина…» – греч. ανατταλκεν – собственно восстал, а о светилах – и воссиял (по восходе): – здесь, таким образом, можно видеть намек и на Звезду Иакова ( Чис 24:17 ; Ис 60:1 ; Мал 4:2 ), и на отрасль, произрастание которой предсказывалось не раз пророками ( Иер 23:5, 33:15 ; Зах 3:8, 6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Евр.9:9–10 . Итак, внешняя скиния была подобием и притчею или символом, относящимся к некоторому времени, поскольку в ней 2737 дары и жертвы приносились такие, кои не могли совершенным сделать народ, равно и совесть тех, кои совершали службу, но заключались они в пище и питии и разных омовениях рук и сосудов и других предметов, – ибо это были уставы (касающиеся) плоти 2738 или заповеди священства, а не божества. Евр.9:11 . И это всё, как я сказал, так исполнялось сверх закона немощными священниками даже до того времени, когда Бог совершил исправление, – когда пришел Христос, первосвященник не жертв, —288— но благ. И вошел Он в скинию, не малую и рукотворную, но в большую и совершенную, которая не создана руками людей, то есть не сего (такового) творения, поскольку и она также из ничего создана, а не так, как та скиния, которая сооружена была из вещей, похищенных у Египтян ( Исх.12:35–36 ср. 25:1 сл.). Евр.9:12 . И не пришел Он для того, чтобы войти, подобно их священникам, с кровью козлов и тельцов, но, придя (на землю), с собственною кровью вошел Он. Господь наш вошел не так, как ежегодно входил первосвященник, ибо Он вошел однажды не в то святилище, которое пришло вместе со священством их, но во Святое Святых на всегда, и Кровью Своею совершил очищение всех народов. Евр.9:13–14 . Ибо если кровь тельцов и козлов, 2739 и пепел телицы, кропившийся на 2740 оскверненных или проказою или нечистотой сна, освящал их: то сколь более кровь Христа, Который не так, как кропление ихнее – бессильное и ежедневно требовавшееся, но посредством Духа Святого, 2741 то есть духовного жития, Себя принес в непорочную жертву Богу, – очистит совесть нашу, 2742 посредством крещения, от дел мертвых, чтобы в святости служили мы Богу живому? Евр.9:15 . И потому Он есть Посредник Нового Завета, дабы чрез смерть Его совершилось искупление тех, кои оказались преступниками в прежнем —289— завете, – и дабы получили обетование (т. е. обетованное) призванные к вечному наследию. Евр.9:16–18 . Дав нам завет (завещание) по требованию Своей правды и для нашего оправдания, Он Сам однако-же должен был подвергнуться смерти, ибо завещание получает силу только тогда, когда умрет написавший это завещание. Смерть претерпел Он также и для того, чтобы это завещание Его не было таким же, как первое, которое без крови не имело силы, ибо кровь телицы кропилась на него, а не кровь завещателя ( Исх.24:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Павла, что всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощию; и посему он должен как за народ, так и за себя приносить (жертвы) о грехах – Евр. 5:1–3 . То, что говорит вдохновенный Павел о многих избираемых из людей архиереях, не менее прилично говорить и о наших, как и о бывших в законе древнем. Посему и всем священнотаинникам в молитвах вменяются и слова о них самих. И тогда как их много и различаются они между собою как временем и местом, так и числом и другими признаками, всех их апостол включает в понятие одного архиерея, великого, прошедшего небеса. Здесь многие приносят, иной в одном месте, тот в другом, таким же образом и приношений много; а на небе за нас всех являющий Себя лицу Божию, а лучше – самого Себя Себе являющий (потому что Он и лицо Божие, и образ ипостаси Отчей), есть один первосвященник, сам Христос, Который однажды принесши одну за грехи жертву ( Евр. 9:26 ), всесвятое тело Свое, навсегда воссел одесную Бога ( Евр.10:12 ). А и десница Божия есть Он сам, потому что под десницею Божией не должно разуметь места. Воссел, то есть воспринятое от нас естество сделал общником божественного царства, одесную Бога, то есть с Сыном и Словом, с которым оно соединено ипостасно, одним сим приношением навсегда делая совершенными здесь живущих многих ( Евр. 9:28 ), освящаемых ( Евр.10:14 ) чрез приношения чувственные ( πρς ασθησιν), часто и во многих местах совершаемые, при всех всюду невидимо присутствуя, многих объединяя и возводя к Себе общением единого Своего хлеба и пития, претворяемых ( μεταστοιχειουμνον) действием вседетеля Духа в пресвятое Его тело и честную кровь. И пояснивши это, тотчас прибавляет: итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть плоть Свою, и имея великого священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою ( Евр. 10:19–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Сравнение с учением ап. Павла напрашивается еще и потому, что к аргументации в Иак. и в Павловых посланиях привлекается сходный ветхозаветный материал. Особенно поражает то, как много общего между Иак. и Евр., причем как будто в ключе осознанной, целенаправленной дискуссии . Ведь Евр. свидетельствует о явном желании найти как можно больше точек соприкосновения Павлова Благовестия с его акцентом на вере с Ветхим Заветом (особенно Евр. 11). Иаков делает ответный ход: он обращается к тем же ветхозаветным примерам, но выводы у него другие. Так, если в Евр. 11, 17-19 в очередной раз говорится о вере Авраама (ср. Гал. 3, 6 и др.), которая позволила ему выдержать испытание жертвоприношением Исаака, то в Иак. 2, 21-23 мы читаем: 21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? 22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? Если в Евр. 11, 31 говорится о вере иерихонской блудницы Раав (см. Ис. Нав. 2), которая «с миром приняв соглядатаев, не погибла с неверными», то в Иак. 2, 25: Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Если в Евр. 6, 1 и 9, 14 говорится о «мертвых делах», то в Иак. 2, 17. 20. 26 говорится о «мертвой вере». Но самый показательный пример — это сопоставление классических Павловых утверждений в Гал. 2, 16 и Рим. 3, 28 , с одной стороны, и утверждения в Иак. 2, 24, с другой. Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа (Гал. 2, 16); Человек оправдывается верою, независимо от дел закона (Рим. 3, 28). Читая Иак. 2, 24: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?», невозможно отделаться от мысли, что Иаков спорит с цитированными строками из посланий ап. Павла. На это указывает даже стилистическая форма, включающая противопоставление «а не верою только». Примерно так же можно охарактеризовать соотношение Гал. 3, 6; Рим. 4, 3 и Иак. 2, 23. И все же из таких, очень даже похоже, что намеренных полемических выпадов никак нельзя делать вывод о противопоставлении учения апостола Иакова учению апостола Павла, из чего вытекала бы необходимость выбрать какую-то одну позицию, отвергнув другую как ложную или не соответствующую христианскому учению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010