В том и другом известии вовсе не упоминается о великой княгине Евдокии. Но указанное нами место из ее жития ясно свидетельствует об ее участии в этом деле. И действительно, Евдокия, бывши еще при жизни своего супруга несколько раз свидетельницею татарских нашествий, теперь, как уже наученная опытом, всех скорее могла подать благой совет искать помощи свыше. 74 Сказание о блаженной в. княгини Евдокии... Ст. кн. ч. 1. стр. 511–514. Житие ее в Прологе, под 7-м числом Июля. 77 Предполагаемая нами, старая церковь Вознесения была, вероятно, деревянная. В древней Руси каменные церкви были так редки, что построение каждой из них составляло целое происшествие и непременно вносилось в летописи. 81 См. выше примеч. 42. Но известию летописей при жизни преподобной Евдокии для сооружения заложенной ею новой церкви, сделано очень немного. Начатое ею продолжала София, супруга Василия Димитриевича; но скоро еще не достроенная церковь Вознесения повреждена была пожаром и, как мы выше заметили, стояла в таком виде 60 лет. Наконец, Мария, супруга Василия Василиевича Темного решилась возобновить ее и к 1487-му году окончила (Кар. VI. пр. 629). После многократных пожаров церковь Вознесения возобновляема была вместе с монастырем еще несколько раз, именно в царствование Василия Иоанновича, Иоанна Грозного, Михаила Феодоровича, Петра Великого и наконец после пожара 1737 года. Последнее возобновление ее начато по повелению Анны Ивановны и окончено в царствование Елисаветы Петровны. После 1812 года, уцелев от пожара, храм Вознесения был очищена, и приведен в настоящий вид. Пам. Моск. Древ. стр. 206. 208 и 209. 82 По сходству начертания на письме названия месяцев Июня и Июля во многие летописи при обозначении дня кончины преподобной Евдокии вкралась ошибка. Так сказание о житии прей. Евдокии, помещенное в печатной Степенной книге (Ч. 1.стр. 514) Соф. Врем. (I. 435) и другие летописи (напр. Пол. соб. Т. 1. стр. 233. Т. V. стр. 256. Кар. V. пр. 254.) относят кончину преподобной Евдокии к 7-му Июня, а не Июля. Но в этом случае, по нашему мнению, гораздо вернее следовать преданию церкви, которая празднует память блаженной Евдокии 7-го Июля, чем и указывает день ее кончины. С этим указанием согласно и житие Евдокии, помещенное в Прологе. Замечательно, что в сказании о Блаженной Евдокии, помещенном в синодальном сборнике под 850 (473) кончина ее также обозначена 7-м числом Июля, а не Июня. Каких лет скончалась преподобная Евдокия? Время вдовства ее продолжалось 18 лет. След., если принять, что она осталась вдовою, бывши 35-ти лет, (Сличи прим. 35), то год кончины ее был 53-м, или 54-м годом ее жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

В Мосгордуме прошел круглый стол в рамках 600-летия со дня кончины преподобной Евфросинии Московской 24 апреля 2007 г. 12:23 23 апреля в Московской городской думе прошел круглый стол, посвященный жизни и деятельности преподобной Евфросинии, великой княгини Московской Евдокии. Возглавил круглый стол председатель Комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. В числе участников встречи были: настоятель строящегося храма преподобной Евфросинии Московской священник Алексий Ладыгин, председатель фонда великой княгини Евдокии Московской Любовь Акелина, профессор Московской Духовной академии архимандрит Макарий (Веретенников), председатель комиссии Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям Игорь Елеференко, депутат столичной думы Татьяна Партнова. В ходе встречи участники круглого стола поднимали рад важных и актуальных вопросов, касающихся исторической роли женщин вообще и святой Евдокии в частности. В своем выступлении депутат Мосгордумы Татьяна Партнова особо подчеркнула, что в последние годы идеал женского служения, женской ответственности и святости во многом потерян, а где-то и откровенно попран. По ее словам, если мы сейчас не будем обращаться к таким примерам как святая великая княгиня московская Евдокия, то нам вряд ли удастся решить многие глобальные общественные проблемы, такие, например, как наркомания, детская беспризорность и проституция. Поэтому для нас преподобная Евдокия не далекое прошлое, а наше реальное сегодня, живой пример любви, мудрости и милосердия, отметила депутат. Великая княгиня Евдокия (в монашестве Евфросиния) была супругой великого князя Дмитрия Донского. Вместе с ним она возводила белокаменный Кремль, отстраивала Москву после разрушительных пожаров, страшных болезней и жестоких набегов врагов. После смерти своего мужа великая княгиня Евдокия, согласно его завещанию, стала соправительницей своему сыну — великому князю Василию. Так начался двадцатилетний период первого управления женщиной Московской Русью. Еще при жизни москвичи называли ее матерью, а после смерти — покровительницей Москвы и Московской Руси. По итогам круглого стола депутатами Мосгордумы были приняты предложения о проведении ряда мероприятий, посвященных великой княгине Евдокии — преподобной Евфросинии Московской. Пресс-служба храма прп. Евфросинии Московской/Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/231955.htm...

Депутат Госдумы Наталья Нарочницкая говорила о значении примера св.Евдокии для сегодняшней России, в которой начало третьего тысячелетия ознаменовалось «жгучим чувством необходимости восстановления преемственности духовно-нравственных традиций». В то же время в Совете Европе была принята резолюция, «запрещающая воспитывать девочек на системе ценностей, основанной на религиозной доктрине», и депутат сама была свидетелем этого «омерзительного события». По ее словам, «нагляделась» она в Европе и на то, «насколько отвратителен феминизм». Пример же св. вел. княгини Евдокии может « вдохновить современных женщин, т.к. это подвиг без всякой претензии на равность», но в то же время, он «развенчивает миф о бесправии и рабстве женщин в Древней Руси», считает Н. Нарочницкая. Она предложила провести в Госдуме круглый стол, посвященный памяти великой княгини Евдокии. Подобный же круглый стол - «О роли женщин в строительстве Российского государства» - предложил провести в стенах Московского парламента депутат Мосгордумы Евгений Герасимов. Он также считает, что для увековечения памяти великой княгини Евдокии надо воздвигнуть в Москве монумент в честь «первой женщины - правительницы земли Московской». Идею строительства памятника готов поддержать председатель Попечительского совета Фонда вел.княгини Евдокии Московской, заместитель мэра Москвы Валерий Виноградов. Выступая на конференции, он говорил также о необходимости создания книг и фильмов, посвященных русским святым. Житие вел.княгини Евдокии было подробно рассказано профессором Московской духовной академии, архимандритом Макарием (Веретенниковым). Настоятель строящегося храма преп.Евфросинии, священник Алексий Ладыгин (он был также представлен как доцент Московской финансово-юридической академии, академик Академии проблем безопасности и правопорядка) сделал доклад о духовном состоянии русского общества в период формирования Российской государственности. Выступавшие на конференции историки и филологи касались разных сторон жизни великой княгини и ее великих современников: митрополита Московского Алексия, преп. Сергия Радонежского, преп. Димитрия Прилуцкого, преп. Крилла Белозерского и других. Среди докладчиков был и профессор из университета Калифорнии (Лос-Анджелес) Гейл Ленхофф, который выступил с сообщением «Народное почитание вел. княгини Евдокии».

http://pravoslavie.ru/21702.html

Депутат Госдумы Наталья Нарочницкая говорила о значении примера св. Евдокии для сегодняшней России, в которой начало третьего тысячелетия ознаменовалось «жгучим чувством необходимости  восстановления преемственности духовно-нравственных традиций». В то же время  в Совете Европе была принята резолюция, «запрещающая воспитывать девочек на системе ценностей, основанной на религиозной доктрине», и депутат сама была свидетелем этого «омерзительного события». По ее словам, «нагляделась» она в Европе и на то, «насколько отвратителен феминизм». Пример же св. вел. княгини Евдокии может «вдохновить современных женщин, т.к. это подвиг без всякой претензии на равность», но в то же время, он «развенчивает миф о бесправии и рабстве женщин в Древней Руси», считает Н. Нарочницкая. Она предложила провести в Госдуме круглый стол, посвященный памяти великой княгини Евдокии. Подобный же круглый стол — «О роли женщин в строительстве Российского государства» — предложил провести в стенах Московского парламента депутат Мосгордумы  Евгений Герасимов. Он также считает, что для увековечения памяти великой княгини Евдокии надо воздвигнуть в Москве монумент в честь «первой женщины — правительницы земли Московской». Идею строительства памятника готов поддержать председатель Попечительского совета Фонда вел. княгини Евдокии Московской, заместитель мэра Москвы Валерий Виноградов. Выступая на конференции, он говорил также о необходимости создания книг и фильмов, посвященных русским святым. Житие вел. княгини Евдокии было подробно рассказано профессором Московской духовной академии , архимандритом Макарием (Веретенниковым). Настоятель строящегося храма преп. Евфросинии, священник Алексий Ладыгин (он был также представлен как доцент Московской финансово-юридической академии, академик Академии проблем безопасности и правопорядка) сделал доклад о духовном состоянии русского общества в период формирования Российской государственности. Выступавшие на конференции историки и филологи касались разных сторон жизни великой княгини и ее великих современников: митрополита Московского Алексия, прп. Сергия Радонежского, прп. Димитрия Прилуцкого, прп. Кирилла Белозерского и других. Среди докладчиков был и профессор из университета Калифорнии (Лос-Анджелес) Гейл Ленхофф, который выступил с сообщением «Народное почитание вел. княгини Евдокии».

http://patriarchia.ru/db/text/228494.htm...

В Зале Церковный соборов храма Христа Спасителя состоялся торжественный заключительный акт, посвященный 600-летию успения преп. Евдокии (Евфросинии), Великой княгини Московской Москва, 13 ноября 2007 г. В Зале Церковных соборов храма Христа Спасителя состоялся торжественный заключительный акт, посвященный 600-летию успения преп. Евдокии-Евфросинии, Великой княгини Московской, сообщает пресс-служба Московской Патриархии Торжественный акт по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возглавил епископ Бронницкий Амвросий. В своем слове к собравшимся владыка Амвросий отметил роль женщины в истории России — женщины были как хранительницами семьи, так и мудрыми управительницами государства, многие из них явили в своей жизни пример жертвенного милосердного служения близким и высоту монашеского делания. Председатель Попечительского совета фонда Евдокии Московской, заместитель мэра г. Москвы В.Ю. Виноградов вручил награды фонда — памятный знак в  память 600-летия преставления преподобной Ефросинии, великой княгини Московской. Среди награжденных — игумения Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального монастыря Екатерина (Чайникова), удостоенная знака за большую социальную работу с молодежью. После официальной  части состоялся концерт, в котором приняли участие творческие коллективы г. Москвы. Торжественный Акт подготовлен совместными усилиями Московской Патриархии, Правительства Москвы, Префектуры ЮЗАО, Фонда Великой княгини Московской Евдокии и прихода храма преп. Евфросинии Московской. Великая княгиня Евдокия была супругой Дмитрия Донского. Вместе с ним она возводила белокаменный Кремль, отстраивала Москву после разрушительных пожаров и набегов врагов. За ее любовь и милосердие москвичи еще при жизни называли ее матерью. После смерти своего мужа Дмитрия Донского Великая княгиня стала соправительницей своему сыну, Василию I. Евдокия была первой женщиной-правительницей Московской Руси. Именно Великой княгине принадлежит заслуга возвращения митрополита Киприана на первосвятительскую кафедру и утверждение за Москвой статуса столицы. Так же с именем Евдокии связана история перенесения в Москву Владимирской иконы Божией Матери во время нашествия Тамерлана.

http://pravoslavie.ru/24812.html

20 июля Русская Православная Церковь празднует день памяти преподобной Евфросинии (в миру великой княгини Евдокии Московской), супруги благоверного князя Димитрия Донского, котораясочетала в своей жизни государственное и семейное служение, широкую благотворительность, а в конце жизни и монашеское делание. Она скончалась в 1407 году на 54-м году жизни. Через год 20 июля исполнится 610 лет со дня ее кончины. Также день ее памяти праздновался 30 мая. О почитании этой великой русской святой, о храме и сестричестве, носящих ее имя, мы беседуем с Оксаной Сиваковой, редактором единственного в России православного женского журнала «Славянка», прихожанкой московского храма Евфросинии Московской. Оксана любит повторять слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева о том, что «государство состоит не из миллионов людей, а из миллионов семей», ведь от крепости семьи зависит крепость и величие нашей страны. – Оксана, 8 июля вся Россия праздновала День семьи, любви и верности. Для верующих это еще и день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. А 1 июня мы встречались с Вами на праздновании Дня детей и родительского счастья, который впервые прошел в храме Евфросинии Московской. Что значат для Вас имена великих княгинь Евдокии Московской и Февронии Муромской? – Я очень почитаю этих великих русских княгинь. В иночестве они обе носили имя Евфросиния, что означает «Радость». Их жизни были радостью для всей земли Русской. Обе были верными женами и помощницами своим мужьям – князю Петру (в иночестве Давиду) и князю Димитрию Донскому. По церковному календарю день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии отмечается в один день – 8 июля, а празднование памяти другой великокняжеской четы в церковном календаре ранее приходилось на разные дни. День памяти преподобной Евфросинии (в миру Евдокии) Московской отмечался 30 мая и 20 июля, а память благоверного великого князя Димитрия Донского совершалась 1 июня. Но теперь по решению Священного Синода установлен День общей памяти святых Димитрия Донского и Евфросинии (Евдокии) Московской – 1 июня . Очень отрадно, что теперь мы почитаем их вместе как символ доброго супружества, родительства, семьи.

http://pravoslavie.ru/95508.html

Супруга Президента России посетила строящийся храм прп. Евфросинии Московской в Котловке 30 мая 2009 г. 19:16 30 мая, в день памяти преподобной Евфросинии Московской, Светлана Медведева посетила место строительства храма в честь святой в районе Котловка г. Москвы, на Нахимовском проспекте. Супругу Президента России встречали настоятель храма прп. Евфросинии протоиерей Алексий Ладыгин, заместитель мэра г. Москвы В.Ю. Виноградов, префект ЮЗАО А.В. Челышев, председатель Фонда Евдокии Московской Л.С. Акелина, а также представители администрации района и округа. С.В. Медведева ознакомилась с ходом строительства, поинтересовавшись предстоящими этапами возведения церкви. Настоятель прихода рассказал супруге Президента о жизни и подвиге святой великой княгини Евдокии, в монашестве Евфросинии, а также представил проект памятника святым благоверным супругам Димитрию Донскому и Евдокии Московской, который планируется установить на территории храма. С.В. Медведева выразила благодарность всем, кто принимает участие в трудах по возведению храма и прославлению имени святой московской государыни. Затем супруга Президента вписала свое имя, имя супруга и сына в «именные кирпичи», которые будут в ближайшее время вложены в стены храма. Напомним, что в январе 2008 года С. Медведева была награждена Патриаршим знаком «Евдокии Московской» за труды во благо Церкви и Отчества. После этого С.В. Медведева и сопровождавшие ее лица направились в районную библиотеку на встречу со студентами Московской финансово-юридической академии, где уже второй год читается курс «Основы духовно-нравственного образования». Этот курс был введен благодаря тесному сотрудничеству МФЮА в лице ректора А.Г. Забелина и прихода храма прп. Евфросинии Московской в лице настоятеля храма. Открывая встречу, о. Алексий рассказал об истории введения этого предмета, его целях и задачах, а также о том успехе курса, который превзошел самые смелые ожидания. «Сегодня для всех нас крайне важно повысить в человеке его духовное состояние, и в первую очередь в молодом поколении», — отметила С.В. Медведева. Поэтому, по ее словам, введение подобного курса видится делом весьма актуальным и значимым.

http://patriarchia.ru/db/text/662551.htm...

Arhiva La Moscova a avut loc o conferin de pres dedicat preconizatei inaugurri a monumentului cuviosului cneaz Dimitrie Donskoi i cuvioasei Eufrosina de Moscova 14 noiembrie 2013 14:17 13 ноября 2013 года в пресс-центре РИА «Новости» состоялась пресс-конференция, посвященная предстоящей церемонии открытия и освящения памятника святому благоверному великому князю Димитрию Донскому и великой княгине Евдокии, принявшей в монашеском постриге имя Евфросинии. Участниками пресс-конференции стали настоятель столичного храма преподобной Евфросинии в Котловке протоиерей Алексий Ладыгин, председатель Отдела религиозного образования и катехизации г. Москвы иеромонах Онисим (Бамблевский) , председатель правления благотворительного общественного Фонда имени Великой княгини Евдокии Московской Л.С. Акелина. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на территории храма преподобной Евфросинии на Нахимовском проспекте столицы будет установлена бронзовая скульптурная группа, изображающая святых благоверных князя Димитрия Донского, княгиню Евдокию, их сына Василия и еще одного младенца на руках у княгини. Автор памятника — скульптор Дмитрий Кукколос. Высота монумента — около 4 метров. Церемония открытия и освящения памятника состоится 19 ноября в 16.00. Чин освящения совершит руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк , сообщает сайт храм прп. Евфросинии Московской в Котловке Председатель правления благотворительного общественного Фонда имени великой княгини Евдокии Московской Л.С. Акелина во время пресс-конференции рассказала о месте образа святой Евфросинии в сознании ее современников и потомков, видевших в ней национальный идеал женского служения Отчизне. Иеромонах Онисим (Бамблевский), автор жития преподобной Евфросинии, подчеркнул, что образ святых Димитрия и Евфросинии, пример их жизни очень важны для воспитания подрастающих поколений. Протоиерей Алексий Ладыгин отметил, что великие князья Димитрий и Евдокия числятся в ряду тех, кто закладывал основы национальной державности. Являясь глубокого религиозными людьми, они еще при жизни стали совестью своего народа и ярким живым примером православного благочестия, воплотив идеал супружеской жизни. Для москвичей преподобная Евфросиния стала небесной покровительницей города. В царской российской армии она считалась также покровительницей воинства. Глубоко почитал преподобную Евфросинию приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II , способствовавший возрождению общецерковного почитания святой. Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/3367773...

В 2004 г. в Москве была освящена домовая ц. во имя Е. Д. (Севастопольский проспект, дом 15/1). В р-не Котловка (на месте с. Котлы, у к-рого Е. Д. с Василием I встречала в 1390 митр. Киприана) идет строительство каменного храма, посвященного святой. 11 апр. 2007 г. в храме Христа Спасителя в Москве прошла международная научная конференция «Великая княгиня Московская Евдокия и другие русские женщины в историческом формировании российской государственности». На заседании Свящ. Синода РПЦ 21 авг. 2007 г. были учреждены посвященные Е. Д. награды - орден и медаль прп. Евфросинии Московской. Ими награждают женщин за особые заслуги в деле укрепления духовно-нравственных традиций в обществе и развития социального служения Церкви. В 2007 г. Региональный благотворительный общественный фонд им. вел. кнг. Евдокии Московской учредил общественную награду - знак вел. кнг. Евдокии Московской, к-рый вручается Патриархом Московским и всея Руси женщинам, внесшим особый вклад в возрождение России. 13 июля 2015 г. постановлением Свящ. Синода РПЦ установлено празднование общей памяти святых благоверных князя Димитрия Иоанновича Донского и кнг. Евдокии 19 мая Ист.: Муравьёв А. Н. Житие св. блгв. кнг. московской Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1871; Акафист св. блгв. вел. кнг. Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1893; Введенский Д. И. Знаменательные дни под сению кремлевских святынь. Серг. П., 1907; АСЭИ. Т. 2. 223; Т. 3. 92а; ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 408-411 [«Въмале сказание»]; Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконстр. текста. СПб., 20022. С. 384, 443-444, 445, 465; Московский патерик: Древнейшие святые Моск. земли. М., 2003. С. 232-234, 276-288; Покровительница: Прп. Евфросиния, вел. кнг. Московская: Житие, акафист/Сост.: Л. Бамблевский. М., 2005. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Июль. С. 43-51; СИСПРЦ. С. 90-91; Беляев И. В. Блгв. Евдокия, вел. кнг. Московская, во инокинях Евфросиния. М., 1866; Барсуков. Источники агиографии. С. 176; Пшеничников А. И., свящ. Соборный храм Вознесения Господня в Вознесенском девичьем мон-ре в Москве. М., 1886; Св. блгв. кнг. Евдокия, во инокинях прп. Евфросиния, основательница Вознесенского девичьего мон-ря. М., 1886; Леонид (Кавелин). Св. Русь. Стб. 128-129; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Июль. С. 73-76; Голубинский. Канонизация святых. С. 323, 572-573; Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1962. Т. 2; Lenhoff G. D. Unofficial Veneration of the Danilovichi in Muscovite Rus,//Московская Русь (1359-1584): Культура и ист. самосознание. М., 1997. С. 411-414; Мазуров А. Б. Средневековая Коломна в XIV - 1-й трети XVI в.: Комплексное исслед. регион. аспектов становления единого Рус. гос-ва. М., 2001 (по указ.); Панова Т. Д. Кремлевские усыпальницы: История, судьба, тайна. М., 2003. С. 98-100, 114-118, 194-195.

http://pravenc.ru/text/187095.html

«Прославлена была от Бога…» К 600-летию со дня преставления великой княгини Московской преподобной Евдокии (Евфросинии) Аркадий Тарасов Илья Глазунов. Княгиня Евдокия в храме. Из цикла «Поле Куликово». 1979 2007 год от Р.Х. богат для Русской Православной Церкви на юбилеи, кратные ста. В их числе 500-летие со дня рождения митрополита Московского и всея Руси Филиппа (Колычева), истинного ревнителя Православия, не побоявшегося выступить против произвола Ивана Грозного и впоследствии принявшего мученическую смерть; 600-летие преставления одного из ближайших учеников и первых последователей Сергия Радонежского преподобного Саввы Сторожевского, который, как и его учитель, имел огромный авторитет у современников, в том числе у представителей правящего в Москве рода Даниловичей; 900-летие «хождения» игумена Даниила в Палестину — паломничества, открывшего Руси Святую Землю… Среди этих заметных событий и 600-летие со дня преставления великой княгини Московской преподобной Евдокии (в иночестве — Евфросинии), супруги Дмитрия Донского. Она была дочерью суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича — правнука родного брата Александра Невского Андрея и его жены Анны. Новорожденную княжну нарекли Евдокией, что в переводе с греческого означает «благоволение». Точное время рождения Евдокии неизвестно. В исторической литературе можно встретить указание на 1353 год. Также полагают, что когда 18 января 1366 года она выходила замуж за московского князя Дмитрия Донского ей было 12 или 13 лет. Однако достоверных исторических сведений, которые бы свидетельствовали о рождении Евдокии, пока не обнаружено. Ничего неизвестно и о ее детских годах. Брак Евдокии с Дмитрием Донским закреплял связи между двумя могучими княжествами — суздальским и московским, которые в течение длительного времени боролись за великое княжение владимирское, и должен был впредь обеспечить мирные отношения между ними. В 1371 году Евдокия родила старшего сына Василия, впоследствии великого князя московского Василия I Дмитриевича (1389–1425). Всего же великокняжеская пара имела восемь сыновей и четырех дочерей, включая умерших во младенчестве. В 1373 году Сергий Радонежский, уже при жизни особенно почитаемый Дмитрием Донским и являвшийся наставником Евдокии, крестили в Переславле их второго сына Юрия. Близкая духовная связь соединяла Евдокию так же и со святителем Московским Алексием.

http://pravoslavie.ru/3334.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010