Монах: Но почему за ним не последовали другие? Иеромнимон: Потому, что они не были бесстрастными, как он» 69 . В это время названный Император Иоанн Палеолог, от отчаяния впав в безумие и ни во что вменив отеческие наставления Мануила, оставил Бога, сотворившего его и возведшего на царствие. Он замыслил погибель: отправиться вместе с Восточным Собором в Италию и созвать Вселенский Собор с латинянами, чтобы соединить долгое время разделённые Церкви. Тогда Папа будет вынужден оказывать военную помощь правящему под его началом Императору. Иоанн Палеолог созывает специальными посланиями епископов из различных епархий в Константинополь и убеждает их в том, что будет восстановлено начальное единство Церкви. Он отправляет послов и к правителю Грузии, в Великое Княжество Руси, к Императору Трапезундскому и к господарю Влахии, чтобы те прислали своих представителей на Собор. Когда архиереи собрались по императорскому повелению, то должны были быть определены представители Патриархов на будущем Соборе. Патриарх Александрийский, не упомянув о самых значительных и чтимых митрополитах, отличившихся уже многими деяниями, назначил божественного Марка своим представителем. Вот такой славы и такого почёта достиг священный Марк ещё до своего архиерейства, живя в исихии в монастыре Манганов. Он был избран представителем и от Иерусалимской Церкви. Затем по каноническому решению Священного Собора и по настоятельному требованию, а точнее приказу Императора Иоанна Палеолога Марк возводится на высокую кафедру Эфесской Митрополии. Ибо к тому времени митрополит Эфесский Иоасаф преставился к вечной жизни. Так Священный Собор поставил освещать Эфесскую кафедру великим светом добродетели и премудрости святого Марка. А лучше сказать, святой Марк стал светочем всей Вселенной и новым столпом света, предводительствующим Православным народом. И наконец, по единомысленному решению всех Восточных Патриархов святой Марк был назначен экзархом всего Восточного Собора. Возведение священного Марка на такую высочайшую должность состоялось, главным образом, благодаря тому, что в его лице все видели живой дух Афанасиев Великих , Василиев Великих , Иоаннов Златоустов , Григориев Богословов и Фотиев Великих. И поистине, не обманулась Церковь в своей надежде, но прославил её сей благородный (евгеник) сердцем сын Константинополя, при этом отличавшийся простотой нравов своих христианских. Ибо священный Марк единственный до конца пребывал глашатаем вселенского Православия, и храбро до самого конца противостоял всем коварным уловкам и всем соблазнам, которые предпринимал на Флорентийском Соборе Папа Евгений. Из всех присутствующих только священный Марк явился на этом лжесоборе двуострым мечом против всех лукавых терний, посеянных на поле священных догматов Церкви, как будет ясно из дальнейшего повествования.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви КАЛЛИСТ (Опарин Кузьма Мокеевич; 1864-1918), мон., прмч. (пам. 17 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) КАЛЛИСТА мц. Кесарие-Каппадокийская (пам. 6 февр.) - см. в ст. Дорофея, Христина, Каллиста и Феофил, мученики Кесарие-Каппадокийские КАЛОДОТА мц. Александрийская (пам. 6 сент.) - см. в ст. Кириак, Фавст пресвитер, Авив диакон и др. мученики Александрийские КАЛУТИНСКИЕ МУЧЕНИКИ (пам. 28 сент.) - см. Александр, Алфей, Зосима, Марк пастырь, Никон, Неон, Илиодор и др. мученики КАНДИД (Канидий), мч. Трапезундский (пам. 21 янв.) - см. в ст. Евгений, Кандид, Валериан и Акила, мученики Трапезундские КАРП (I в.), ап. от 70 (пам. 26 мая, 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 26 мая и 30 июня; пам. зап. 13 окт.) КАРП Карпович Эльб (1869 - 1937), сщмч. (пам. 11 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Эстонской земли святых), протоиерей КАРТЕРИЙ мч. (пам. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики КАССИАН Босой (1438 или 1439 - 1532), Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) КАССИАН Грек (1432 (?) - 1509 или 1504), Учемский, Угличский, прп. (пам. 21 мая и 2 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КАССИАН († ок. 1534), игум. Корнилиева Комельского мон-ря, прп. (пам. 16 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КАССИАН (XIV-XVI вв.?), прп., Киево-Печерский (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), затворник КАССИАН († после 1573), Муезерский, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) КВАРТ (I в.), ап. от 70 (пам. 10 нояб., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70, пам. визант. 10 нояб., 3 авг. и 30 июня; пам. зап. 3 нояб.) КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.) КЕСАРЬ (I в.), ап. от 70 (пам. 8 дек., 30 марта; пам. визант. 29 марта, 30 июня - в Соборе 70 апостолов)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_51.html

Наконец отцы базельские избрали и посвятили на место Евгения папу Феликса V, который носил папский титул около десяти лет, хотя власть его признавали немногие, большинство же императорских князей оставалось к обоим папам нейтральным. Опять зарождался раскол в Римской Церкви, ввиду чего Карл VII французский, указывая Евгению на слова Спасителя, требовавшего от Своих учеников смирения: «Князья языков господствуют над ними, вы же не так, но первый из вас да будет всем слуга», увещевал его созвать новый Вселенский Со бор, более удовлетворительный, нежели Базельский и Флорентийский. Евгений наконец, поддерживаемый римским императором Фридрихом, примирился с имперскими князьями, приняв поставленные ими условия: созвать новый Собор и сохранить касательно папской власти постановления Базельского. Выполнить это условие ему не пришлось, ибо он вскоре скончался. На папский престол вступил Николай V, который восторжествовал над соперником своим Феликсом, заставив его отказаться от папского престола, а также и над Собором Базельским, который, перейдя в Лозанну и постепенно угасая, признал Николая V, избрав его снова, как бы от себя. Так кончился опять зарождавшийся раскол в Римской Церкви, но не кончились ее внутренние беспорядки, результатом которых было появление Гуса, Лютера, Цвингли и Кальвина. Нелишне отметить, что злосчастная Флорентийская уния коснулась своим черным крылом не всех православных стран. Король сербский не посылал своих послов на Флорентийский Собор, не принял и его определений; так же поступил и воевода молдавлахийский по возвращении своих послов из Флоренции. То же сделали властитель трапезундский и царь грузинский со всеми подвластными им христианами. Энергично восстали против навязанной унии и епископы Константинопольской патриархии. Собравшись в Софийском храме, они не только отвергли унию, но и предали анафеме Флорентийский Собор. За ними последовали восточные Патриархи: Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Собравшись в 1443 г., т.е. через четыре года после объявления унии, в Иерусалим, они не только отвергли флорентийское соглашение, но и отлучили от Церкви Патриарха Константинопольского Митрофана, ревностного защитника унии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Император Юстиниан посредством соборного совещания старался склонить к миру с Церковью последователей ереси Евтихиевой. Он собрал в 532 году в Константинополь некоторых православных епископов, именно: Ипатия ефесского, Стефана селевкийского, Аноима трапезундского и других; вызвал и шесть епископов со стороны еретиков. Император желал, чтобы епископы православные представили еретикам доказательство их неправоты и убедили их отказаться от несправедливого предубеждения против Собора халкидонского и отринуть осужденное Собором лжеучение. Православные пастыри в продолжение трех заседаний действительно представили еретикам все доказательства их неправоты. Так как еретики, в защиту своего лжеучения и против халкидонского Собора, хотели в особенности ссылаться на учение и писания некоторых отцов, как – то: святых Афанасия и Кирилла александрийских и других, то православные пастыри показали им, что писания и места из писаний отеческих, приводимые ими, или злонамеренно искажены, или умышленно перетолковываются ими. Какие были следствия Собора, об этом мы можем узнать из описания его деяний, составленного одним из православных епископов присутствовавших на нем, именно – Иннокентием маронийским. В заключение своего повествования о соборных прениях он говорит: «несмотря на все наши доводы и убеждения, предложенные со всею кротостью и терпением, был вразумлен ими только достоуважаемый епископ Филоксен (Дулихийский). Что же касается до остальных, то Бог , видя развращение сердец их, связал им уста, чтобы не могли они ни представить оправдания со своей стороны, ни изъявить своей покорности истине. Но, – продолжает повествователь, – если не епископы, которые и до сих пор пребывают в своем иномыслии, то по крайней мере, многие из клириков и монахов, приходивших с ними (на Собор), с радостью возвратились к святому общению православия в своих церквах и монастырях» 42 . В Строгие меры правительства Греко-римской империи против еретиков частью были направлены против целых обществ еретических, частью против известных лиц, отпавших от православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В истории человечества нам известно великое множество примеров ограждения святыни от поругания. Сам Господь наш Иисус Христос опрокинул столы меновщиков, которые сделали святой храм Божий вертепом разбойников, и бичом изгнал из храма торговцев. Святые пророки Божии, такие как Моисей и Илия, уничтожали идолов. Святые апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, как читаем мы в их житиях, разрушали языческие капища. Святые мученики, такие как великомученик Георгий Победоносец, мученик Евгений Трапезундский, мученик Полиевкт, мученицы Параскева, Татьяна, равноапостольная Нина повергли на землю богомерзких бездушных истуканов. Их примеру последовал равноапостольный император Константин Великий и великий князь Владимир. Святая мученица Феодосия дева сбросила с лестницы воина-иконоборца, который намеревался осквернить святую икону на городской стене. Неужели у кого-то повернется язык, чтобы обвинить Господа и Его святых в вандализме и хулиганстве? Если только найдутся люди, подобные тем иудеям, которые «как будто на разбойника» вышли на Христа в Гефсиманском саду с кольями и мечами. А затем кричали Пилату: «Распни, распни Его». Об этом можно говорить до бесконечности. Мы обратим внимание только на то, что враги Христовы просчитались, полагая, что им не будет дан надлежащий отпор. С юридической точки зрения они совершили преступление, наказуемое по статье 282 УК РФ «Разжигание межнациональной и межрелигиозной вражды». В этом смысле наши ребята исполнили то, что должен сделать каждый гражданин. И мы обязаны были их защитить. Но если смотреть глубже, не мы их защитили, а они защитили нас. Если бы не нашлось в нашем городе шести праведников, он сгорел бы дотла в этом адском пламени. Благодаря этому неожиданному противодействию сатанисты не получили прямой власти делать то, что они хотят. Подобными акциями они стремились все дальше расширять границы дозволенного — как наглые хулиганы, которые при отсутствии отпора терроризируют целые районы и города. И пока они еще не взяли в свои руки все рычаги, необходимо было дать им отпор. Любой человек понимает, что бесполезно обращаться к преступникам с одними увещеваниями — должна быть реакция, адекватная их действиям.

http://radonezh.ru/2023/01/19/protoierey...

(Ibid. P. 308-335). В правление имп. Андроника I Великого Комнина Гида (1222-1235) трапезундский корабль был захвачен сельджуками в Синопе. В результате этого инцидента султан Иконии Ала ад-Дин Кей-Кубад I (1220-1237) послал против Трапезунда войско во главе со своим сыном Меликом. Осадив Трапезунд, турки неск. раз шли на штурм, но их атаки были отбиты. Тогда Мелик решил осквернить храм Е. и расположился на ночь возле раки с мощами. Во сне ему явились 4 чел. и повелели подняться на холм. Там Мелику явился Е. как простой юноша и, предложив ключи от города, убедил сына султана войти с армией в Трапезунд. Заручившись поддержкой астрологов, Мелик собрал войско и двинулся к городу, но тут началась страшная гроза с градом. Турки, ничего не видя, бежали вперед и падали со скал в пропасть, а часть их рассеялась по горам. Наутро Мелик, отошедший с остатками войска в местность Капалис, возле гор Тавр был взят в плен. В Трапезунде Андроник подписал с Меликом мирный договор. Увидев икону Е., султан признал, что именно этот человек явился ему ночью и предопределил поражение турок. Император в благодарность за избавление Трапезунда пожертвовал мн. дары в собор Богородицы Златоглавой и в мон-рь Е. Чудо 24. Исцеление Иоанна Лазаропула (Ibid. P. 334-339). Когда Иоанн Лазаропул был юношей, он оказался в мон-ре Св. Софии на празднике Преображения Господня, после к-рого была роскошная трапеза. На ней присутствовал также Константин Лукит. Из-за зимних штормов не было свежеприготовленной морской рыбы, зато было много копченой рыбы из Газарии (Сев. Причерноморье), к-рой Иоанн сильно отравился. Когда он находился в метохе мон-ря, ему явился Е., сказав, что по молитвам родителей и родственников Иоанна он его исцеляет. Чудо 25. Явление Е. Иоанну Лазаропулу (Ibid. P. 338-341). Когда Иоанн находился в изгнании в К-поле, имп. Иоанн VI Кантакузин (1341-1354) поручил ему вернуться в Трапезунд и способствовать буд. восхождению на престол имп. Алексея III Великого Комнина (1349-1390). Лазаропул боялся плыть по морю в зимнюю пору и волновался за данное ему поручение. Но после молитвы Е. Иоанн увидел во сне икону святого, к-рый его ободрил перед предстоящим путешествием. Чудо 26. Исцеление переписчика

http://pravenc.ru/text/187017.html

Факт празднования рождества святого в визант. литургической практике весьма необычен: как правило, празднуется день кончины святого или обретения его мощей, и лишь в исключительных случаях (св. Иоанн Предтеча, свт. Николай Мирликийский) отмечается также и день рождения святого. Кроме того, Розенквист высказывает сомнения относительно исторической достоверности самого праздника 24 июня и сведений о нем в изложении митр. Иосифа Лазаропула ( Rosenqvist. 1996. P. 76-81). В Типиконе мон-ря Е. подробно описывается праздник 21 янв., и нет ни слова о праздновании дня рождения Е. Гимнографические тексты, изданные О. Лампсидисом ( Λαμψδης. 1984. Σ. 113-126, 129-135, 143-160), также обходят эту дату молчанием. 24 июня упоминается только Рождество Иоанна Предтечи. К тому же для большого всенародного праздника в Трапезунде летнее время было наиболее благоприятным, в первую очередь экономически, т. к. в янв. на понтийское побережье трудно добираться и по земле и по воде. Вполне вероятно, что рассказ Иосифа Лазаропула о змее (60-е гг. XIV в.) составлен на основании знаменитого чуда вмч. Георгия Победоносца (BHG, N 687-687m, в рукописной традиции - с XII-XIII вв., в иконографической - с 1-й пол. XI в.). Город Ласия, в к-ром произошло чудо вмч. Георгия, иногда ошибочно отождествлялся с Трапезундом. Змей, побежденный вмч. Георгием, жил в озере; после постройки церкви на этом месте появился источник. На горе Митрион также находилось оз. Скилолимни, а поблизости от мон-ря Е.- источник вмч. Георгия. В Трапезундском синаксаре XIV-XV вв. рассказывается о победе над змеем с помощью мощей свт. Афанасия Демонокаталита, бывшего в Трапезунде архиепископом. Иконографический образ всадника, поражающего змея, пользовался большой популярностью в Трапезунде и на всем черноморском побережье в эпоху правления Великих Комнинов и особенно с нач. XIV в. Такое изображение регулярно встречается на монетах - т. н. комниновских аспрах (aspra komnenata). Было ли это прямым заимствованием иконографии вмч. Георгия на коне, трудно сказать, поскольку образ всадника, поражающего дракона, широко использовался в имп. пропаганде и в иконографии др. святых, в частности, вмч. Димитрия Солунского (а текст Иосифа Лазаропула имеет ярко выраженную панегирическую направленность, включая в себя краткий энкомий почившему имп. Алексею II). Т. о., история с установлением праздника Е. 24 июня и особенно чудо о змее из Слова на рождество мч. Е. могут быть позднейшей интерполяцией ( Rosenqvist. 1996. P. 80).

http://pravenc.ru/text/187017.html

Изображение иконы Евгений Трапезундский, мч. #16143 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Евгений Трапезундский, мч. #16143 Эта страничка относится к разделу   Евгений Трапезундский, мч. Скачать или распечатать изображение 16143.jpg 485x1280, 0.62 MPix, 124 Kb. 4.1x10.8cm @ 300DPI (6.2x16.3cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 7 (399) , 1 (14) . в этом году (за прошлые годы с 2012-02-08) Происхождение изображения: Загружено 2012-02-08 участником [ apolinarije ]. Описание: sveti evgenije trapezuntski.JPG Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Евгений Трапезундский, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-16143

Акила Трапезундский, мч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Акила Трапезундский, мч. - житие Эта страничка относится к разделу   Акила Трапезундский, мч. Святые мученики Евгений, Кандид, Валериан и Акила пострадали за веру во Христа в царствование Диоклитиана и Максимиана (284–305) от полководца Лисия. Валериан, Кандид и Акила во время гонений скрылись в Гранезондских горах, предпочтя жизнь со зверями пребыванию среди язычников. Но и здесь они были скоро найдены и приведены в Гранезонд. За смелое и твердое исповедание веры Христовой святых мучеников били воловьими жилами, строгали железом, посыпали раны солью и палили огнем. Через несколько дней был взят и Евгений, его подвергли тем же мучениям. После истязаний четырех мучеников бросили в раскаленную печь; когда же они вышли из нее невредимыми, им отсекли головы. Приняли святые мученическую кончину в конце III в. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Акила Трапезундский, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1675

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Греция. До 1577.] Мчч. Кандид, Евгений, Валериан, Акила Трапезундские (фрагмент). Икона. Греция. До 1577 г. 47 х 32. Монастырь Дионисиат (Афон). Файл 5645.jpg:   Размер: 291x1195, 0.35 MPix, 106 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (268) , (16) . Описание: [Византия. 1375.] Мчч. Кандид, Евгений, Валериан, Акила Трапезундские (оборотная сторона иконы " Алексей III Комнин и св. Иоанн Предтеча " ). Икона. Византия. 1375 г. 72,5 х 50,5. Монастырь Дионисиат (Афон). Файл 5646.jpg:   Размер: 844x1200, 1.01 MPix, 214 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (219) , (10) . Описание: [Греция. До 1577.] Мчч. Кандид, Евгений, Валериан, Акила Трапезундские. Икона. Греция. До 1577 г. 47 х 32. Монастырь Дионисиат (Афон). Файл 5647.jpg:   Размер: 1387x1857, 2.58 MPix, 508 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (320) , (13) .

http://pravicon.com/icon-1678-photo

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010