Евгений Поселянин 148 . Леонтьев. Воспоминания Грядущего ко Мне не изжену вон. Евангелие Tu ne Me chercherais pas, si tu ne M " avais pas trouve. Pascal 149 Девять лет прошло с тех пор, как 12 ноября 1891 г. мирно почил в Сергиевском Посаде один из выдающихся оригинальных русских мыслителей и писателей Константин Николаевич Леонтьев . Леонтьева самым решительным образом замалчивали при жизни. Он не имел и малейшей доли успеха, какой заслуживали его искренность, тонкий, сверкающий ум, его идеи, с которыми могли не соглашаться люди иных взглядов, но блестящую самобытность коих нельзя было не оценить. Кажется, после его смерти судьба будет к нему снисходительнее. Его едва ли забудут. Желая сохранить некоторые черты его характера, я здесь предлагаю воспоминания, записанные со слов одного лица, знавшего покойного в последние годы его жизни. I Летом 1888 года я случайно был в Оптиной. Мы приехали туда с семьей одной моей тетки из деревни за 200 верст, в большой коляске четверней, на своих. Мы ехали отчасти для развлечения таким необычно долгим на лошадях путешествием; отчасти чтоб повидать молодого родственника, бывшего в Оптиной послушником. Пред отъездом нашим один господин, рассказывавший нам о Пустыни и ее достопримечательностях, назвал в числе их Леонтьева, писателя-националиста и восторженного поборника Православной Церкви, советуя познакомиться с ним. Он добавил, что Леонтьев известен в Пустыни под именем «консула». Мы приехали в Оптину в ночь на большой праздник, и я за позднею обедней увидал в соборе на клиросе бокового придела старого видного господина с манерами человека хорошего общества, совсем необычного на вид. Очень выразительное лицо, с оттенком глубокой грусти и пытливости, живые глаза более пристально, чем быстро, смотревшие на все. Он был высок, и рост скрывал его полноту. Он стоял за обедней без особых внешних знаков усердия и от времени до времени с большою любознательностью разглядывал толпу. Я догадался, что это «консул». Но в этот приезд я у него не был.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Евгений Поселянин. Вера и пути к вере. Душа-христианка В области всех высших движений человеческого духа мы встречаемся с одним ярким явлением — прирожденною способностью известных людей к какой-нибудь особой деятельности духа. Что, по-видимому, сложнее, отвлеченнее, недоступнее для ребенка, как мир звуков, гармонии — музыка? Между тем встречаются постоянно дети, которые в еще бессознательные годы как-то невольно тянутся к звукам, точно отыскивают в мире таящуюся в нем гармонию. Разве слышна она в мире? Разве природа сама по себе дает слышать людям те изумительные сочетания звуков, какие великие музыканты улавливают откуда-то внутренним таинственным слухом своим и облекают в ту красоту, которая потом веками трогает, утешает, восхищает людей? Кто научил, кто объяснил в заброшенной глуши, хотя и богатой помещичьей усадьбе, какому-то неповоротливому ребенку, Глинке, будущему создателю русской национальной музыки, что есть известные сочетания звуков, которые погружают душу в какое-то счастливое созерцание, дают ей то прилив бодрости, веселья, то навевают сладкую грусть, то дают радостное предчувствие, то вызывают картины далекого и милого прошлого. Ребенок и говорить еще не умеет. Но он уже чувствует какое-то волшебство звуков. Звон металлической посуды привлекает его внимание с той же полнотой, как пленяет внимание другого, обыкновенного ребенка, вид блестящей вещи, каких-нибудь золотых часов, которые он схватит на чьей-нибудь груди и не желает выпустить из рук. В окно ворвется песня крестьянок, возвращающихся в село из лугов, с покоса, — и маленький дичок весь насторожился. Он живо ловит новые для него и в то же время словно знакомые ему звуки. Он слов еще не знает, а звуки понимает, и они говорят ему. А позже он сам заговорит такими звуками, которые примет, полюбит, поймет вся его родная страна, потому что в этих звуках выражена будет народная душа. Мне пришлось слышать замечательного маленького скрипача, венгерца Франца Вечея. Этот восьми-девятилетний мальчик в первых годах нашего века восхищал весь музыкальный Петербург и Москву.

http://pravoslavie.ru/2049.html

2 Евгений Николаевич Погожев (1870–†1931) – русский публицист и духовный писатель, подписывавшийся псевдонимом Е. Поселянин. Автор книг, статей и очерков православной направленности. В числе известных его работ выделяют: «Старец Иларион Троекуровский» (1895), «Поэзия веры и А.Н. Майков как поэт Православия и России» (1898), «Святыни Земли Русской» (1899), « Константин Николаевич Леонтьев » (1900), «Сказание о святых вождях Земли Русской» (1900), «Воины Христовы. Рассказы из жизни святых» (1902), «Петербургские святыни» (1903), «Письма о монашестве» (1911), «Герои и подвижники лихолетья XVII в.», «Краса русской армии братья Панаевы» (1917). В 1931 г. Е. Поселянин был репрессирован и 13 февраля – расстрелян [приведено по 56]. 4 Архивная работа с источниками (Извлечениями и Отчетами выявила целый ряд особенностей первичных документов, потребовавших значительной предварительной работы для приведения имеющихся данных к виду пригодному для сопоставления. Тем не менее, невозможно утверждать, что полученные данные являются вполне количественно достоверными. Однако возможно принять к сведению, что выявленная качественная аналитическая картина позволяет, с достаточной степенью точности, оценить происходящие в РПЦ и ее монастырях процессы в их временной динамике. Приведем перечень основных вскрытых проблем источниковой статистической информации: наличие методологических недостатков и неточностей, включая изменение методологии учета некоторых показателей и их состава (системы суммирования частей); изменение форм (шапок) таблиц (ведомостей) и их информационного содержания, нумерации (порядка расположения) ведомостей; присутствие счетных арифметических ошибок с погрешностью до 15% и до 100 тыс. ед., расхождение данных Отчетов с данными иных статистических источников, и опечатки; не обнаружено в Отчетах табличных данных (ведомостей) за 1887 и 1899 гг.; издание отчетов с задержкой в 2–3 года, иногда за два-три года в одном томе; отсутствие данных в разные годы по разным епархиям. Сведения не доставлялись не только по дальним епархиям: Алеутской, Грузинского экзархата, Енисейской, Камчатской, Тобольской, Туркестанской, но и по центральным: Киевской, Московской, Смоленской, Тульской, Ярославской. При задержке в выходе в свет на год–три данные могли бы быть истребованы. Часть приведенных выше проблем, в более общих формулировках, была отмечена ранее в с. 18].

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/evolyu...

Да, действительно, в области разных изобретений мы далеко ушли вперед, но стало ли лучше жить людям? Увы, наоборот, стало еще хуже. В 1884-1885 годах была в Париже выставка. Ее посетил один профессор Оксфордского университета. Возвратясь домой, он говорил студентам: " Видел я всевозможные машины, только одной, притом простой машины, я не видел, и на мой вопрос, будет ли такая изобретена, дают отрицательный ответ. - Какая же это машина? - удивленно спросили студенты. - Машина, делающая счастье, - ответил он. Действительно, счастья нет, так как его хотят создать без Христа - и горько ошибаются. Вот вы занимаете скромное положение, но имеете веру и любовь ко Господу, а потому и обладаете миром душевным. Теперь многие неверы кричат: " Не нужно нам Неба, мы и на земле устроим счастье " . А болезни? На это доктора. Хорошие доктора говорят, что медицина отстала, а болезни прогрессируют с удивительной силой. Появляются все новые и новые болезни, и доктора решительно не знают, как их лечить. Например, недавно появилась новая болезнь: кость становится хрупкой, в ней как бы образуется песок. Отчего это происходит - неизвестно, только больной испытывает адские муки, а медицина бессильна облегчить его страдания. Если приглашают доктора, то не может же он сказать больному: " Я не понимаю вашей болезни " или " Вы должны умереть " . Нет, он начинает лечить, как ему Бог на душу положит! Нет, непрочно земное счастье, и благо человеку, который за ним не гонится, но возлагает все упование свое на Христа Спасителя. Он не будет посрамлен. Сегодня как раз у меня человек, которого сильно обмануло счастье, - это Евгений Николаевич Погожев, пишущий под псевдонимом Поселянин. Евгений Николаевич происходит из старинного дворянского рода, получил хорошее образование, но сначала был неверующим. Привел его ко Господу случай. Однажды он с тетей собрался в Крым, а та перед этим путешествием захотела побывать у батюшки отца Амвросия. - Вы, тетушка, поезжайте, а я вас в Калуге подожду, - решительно заявил он.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/179/...

От старца своего он слышал, что привычки телесной нечистоты подобны собакам, которые привыкают ходить в мясные лавки, пока им бросают там кости. Но если несколько раз ничего им оттуда не бросили, они перестают ходить. Так и демон нечистоты возвращается туда, где ему подают, и уходит оттуда, где его запирают. Шесть лет Моисей, чувствуя особые искушения ночью, простаивал посреди кельи на ногах, не закрывая глаз, в постоянной молитве. Мы вернемся еще впоследствии к жизни Моисея как образца великого покаяния и святости, приобретенных с величайшими усилиями. Он ждал от Бога одной величайшей милости — чтобы собственною кровью омыться от былых своих душегубств. Однажды он предсказал нашествие на скит, в котором жил, варваров и советовал другим монахам бежать: «Я, — сказал он, — уже давно жду этого дня, чтобы оправдалось на мне слово, сказанное Господом Иисусом Христом: “вси бо приимшии нож ножем погибнут”». Свидетелем смерти Моисея был один инок, спасшийся под пальмовыми циновками. Он видел оттуда, как семь венцов сошли с неба и опустились на голову Моисея и шести убитых с ним иноков, которые не хотели оставить его в опасности. Столь же замечательна история разбойника Варвара. Однажды после особенно удачного разбоя он позднею ночью с дикой радостью любовался своей добычей, и в эту минуту вдруг благодать Божия коснулась его сердца. Он понял всю низость своей жизни, все милосердие Господа, слезы полились из его глаз, и он решил оставить свое страшное ремесло. Едва забрезжил день, он уже стоял пред священником на исповеди и говорил: — Я убил до трехсот человек, и среди них двух священников, осквернил себя грабежом и другими грехами и теперь хочу покаяться. Прими меня на исповедь или этим мечом моим умертви меня. Священник призвал его к себе в дом, и тут Варвар в тоске покаяния, наполнявшей его сердце, решил с тех пор ходить ползком, как собака, и с собаками стал жить. У священника он пробыл со псами три года, а потом двадцать лет жил в соседней роще, не вставая с земли и питаясь, как скот, травами целых двадцать лет.

http://pravoslavie.ru/2187.html

И, прежде чем лик этого пустынника нарисован на иконе, с обводящим его главу сиянием, — луна в эту тихую ночь плетет ему венец из своих лучей. И стало бы понятно, что такое святость для того, кто мог бы взглянуть теперь на этого человека, с лица которого стерто все земное и выражено все небесное. Он выше Ангелов, раб и друг Христов, начинающий свой подвиг чудотворец и Боговидец. Слава же, слава тебе, с детских лет услышавшему зов Божий и пришедшему к Нему своими детскими стопами. Слава дням благословенного детства, и светлой юности, и годам зрелости, и честной старости твоей. Слава рождению и отшествию твоему, слава земным дням и небесному ликованию. Слава тебе, Богом избранный, благодатью осиянный, с небес на землю светящий Сергий великий!.. Перенесемся во время, много к нам ближайшее, вспомним о другой молодой душе, на которую Господь рано наложил печать свою. Чудны Божии дела. Как в мироздании Своем Господь воздвиг недоступные для людей высокие горы и они, сверкающие белизной своей, проповедуют неизъяснимое величие Творца, устремляют мысли человека в высоту, дают ему трепетное сознание безграничного величия Божиего творчества и промыслительства, так бывает и с величайшими святыми. Словно создавая в них Себе источник радости, Господь с детства образует их по Своему подобию, влагает в них святую ревность имени Своего, распаляет их жаждой по Себе, раздувает в них такое пламя огня Божественного, что они светят пред Ним не робко горящими светильниками, а пылают заревом, как великие костры, зажженные на холмах в ночном просторе степей. И горят они в дни земной жизни своей, и всякий приходящий к ним ясно чувствует: здесь небо действует, небо сияет, небо говорит. И когда потухнут на земле, оставляют по себе чудный негаснущий свет, и всякий приходящий к месту их подвигов, склоняющийся к их ракам, опять ощущает: тут небо шлет живую весть о себе, здесь врата вечности раскрылись. Так взглянуло око Господне на мальчика Прохора из семьи Мошниных, живущих в Курске, и избрало его, излив на него струи благодати.

http://pravoslavie.ru/2187.html

Думается, что его жизнь в Оптиной Пустыни лучше всего показать с разных точек зрения, не в каких-то итогах, а в быстрой смене его переменчивых настроений. Постараемся поближе ознакомиться с оптинским бытом Леонтьева. Об этом, и более подробно, чем Александров, рассказывает тот из его молодых друзей, который написал о нем воспоминания под псевдонимом Поселянина: это Евгений Николаевич Погожев, консервативный публицист, сотрудник «Московских ведомостей», разных церковных изданий и поэт. Его заметки – несколько наивные, не всегда верные, но все же незаменимые 762 . 2 763 Двухэтажный дом, покрытый белой штукатуркой, – такие бывали и в помещичьих усадьбах, и в провинциальных городах, даже в Москве, в арбатских переулках. Никакого стиля, но много уюта – это веселый белый дом. За домом сад, высокие клены. Золотая осень, шуршат листья. Молодой человек встречает в саду высокого, слегка сгорбленного старика. Это Константин Николаевич. Они входят в дом. За большой передней – просторная комната во всю ширину дома. С одной стороны виден осенний сад, а с другой – река Жиздра. Хозяин садится в высокое кресло, напоминающее трон; начинается беседа. Здесь редко бывают гости, но здесь всегда рады новому собеседнику. Молодой человек остается погостить. По деревянной лестнице он подымается в кабинет. Отсюда дальше видно, чем в нижнем этаже: не только забор, проезжая дорога, река, но и заречный простор, луга, деревня. Над диваном акварельные портреты родных Леонтьева и его собственный, уже знакомый нам: это большеголовый тонкий юноша, затянутый в студенческий мундир 764 . Как-то Константин Николаевич признался, что этим своим портретом иногда любуется. Он и в старости был очень привлекателен, но, по его убеждению, – красивы только молодые, а все старики – безобразны! Константин Николаевич говорит красочно, выпукло и лучше, чем Владимир Соловьев, с которым молодой гость прежде встречался. Иногда хозяин «задавал такую работу мозгам» собеседника, что тот переставал понимать и просил отпустить его на отдых... Все отвлеченное ему не запомнилось, но зато он хорошо передает воспоминания Леонтьева о прошлом и разные его мелкие замечания.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Но откуда в ней такое удивительное терпение и мужество? Что одушевляло ее среди ужасов смерти? Конечно, все это вследствие того, что она имела утешение свыше, или то «упование», которое, по слову апостола, «не посрамит». Иначе ни она, да и никто из последователей Христовых не мог бы явить столь изумительных подвигов самоотвержения. Ибо терпеть и в тоже время не иметь утешения невозможно. Кто сотворил красоту? Евгений Поселянин Есть какая-то особая высота и святыня в той душе, которая приходит к Богу по внутреннему влечению, которой Бог открывается Сам. Таким именно путем внутреннего чудесного озарения пришла ко Христу великомученица Варвара. Отец ее не мог надышаться на свою дочь. Красота ее, по мере того, как она подрастала, расцветала так, что отцу казалось, что глаза людей не достойны видеть Варвару, и для нее была выстроена высокая башня с великолепными палатами. Лучшим утешением Варвары в ее затворничестве было смотреть с высоты на природу. Она любила уходить взорами в вечернюю пору в небо, горевшее мигающими звездами, словно возвещающими о каких-то великих, скрытых за этим загадочным шатром, иных мирах. Наблюдала она и красоту земли: праздники юных зорь, роскошь заката, изумрудный всход молодых посевов, колеблемые в летнюю пору ветром волны золотистых нив, немолчно шумящие вершины деревьев. Захотелось ей, смотря на красоту мироздания, знать, кто же создал всю эту вселенную, украсил ее, как невесту для неведомого жениха. Как-то она спросила одну из своих воспитательниц, указывая на красоту неба: – Кто это сотворил? Потом, взглянув на красоту земли, на поля и рощи, на сады в их весенней свежей зелени, на возвышающиеся к небу горы, на тихие задумчивые воды, она опять спросила: – Чьей рукой создана вся эта красота? – Все это создали боги, – ответили ей. Варвара стала расспрашивать, какие именно боги. – Да те боги, – ответили ей, – которым поклоняется твой отец и которые стоят у него – золотые, серебряные, деревянные. Они все создали. Варвара была вдумчива не по летам. И несообразность ответа бросилась ей в глаза. Она возразила:

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

#lx_718113 #lx_718113 .lx_home_button #lx_718113 .lx_home_button svg #lx_718113 .lx_home_button svg path #lx_718113 .lx_home_button:hover #lx_718113 #lx_718113 .lx_close_button #lx_718113 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718113 .lx_no_click #lx_718113[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Краса русской конницы» Братья Панаевы — герои Первой мировой войны 03:01 30.03.2015 1430 Время на чтение 4 минуты Дорогие друзья! Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию тридцатый выпуск цикла исторических миниатюр «Русские герои», созданный усилиями сотрудников «Русской народной линии» и посвященный подвигу сразу трех героев Первой мировой войны. «Как одна звезда горит ярче другой, так и в общем изумительном подвиге доблестной Русской армии выделяются высотой и святостью подвига некоторые отдельные лица. И к числу таких лиц, о подвиге которых в умилении и в счастливом изумлении узнала вся Россия, принадлежат приснопамятные братья Панаевы» . Эти проникновенные слова писатель Евгений Поселянин посвятил трем братьям-гусарам — Борису, Гурию и Льву Панаевым , вписавших свои имена в славную летопись героизма нашей армии времен Первой мировой войны.

http://ruskline.ru/rnl_tv/2015/06/26/kra...

Вырубова (Танеева) Анна Александровна (14.7.1884–20.07.1964) – фрейлина и ближайшая подруга императрицы Александры Феодоровны. После революции приняла монашеский постриг с именем Мария, скончалась в Гельсингфорсе (Финляндия). Автор мемуаров. – 276, 277 Вязигин Андрей Сергеевич (15.10.1867–05.1919) – писатель и политический деятель, профессор. Депутат III Гос. Думы от Харьковской губ., председатель фракции правых. Окончил Харьковский университет, где был профессором по кафедре всеобщей истории, с 1898 г. – магистр всеобщей истории, член «Союза русского народа». В Думе выступал против «посягательства Думы» на права монарха, был против принятия законопроекта о переходе из одного вероисповедания в другое, за укрепление религиозного образования, в 1902–1914 гг. – редактор журнала «Мирный труд». Научные работы по истории папства в XI в. и др. Выступал как сторонник сочетания сильной самодержавной власти с децентрализацией и развитием местного управления на сословном основании. См. библ. – 343, 344 Гальвас Генрих Генрихович (1853–?) – землевладелец. Депутат III Гос. Думы от Таврической губ., окт. Поселянин-колонист Перекопского уезда. Окончил четырехклассное русско-немецкое училище. Член перекопской уездной земской управы. Член церковного совета в Нейманском приходе. Редактор журнала «Мирный труд». – 322 Ганжулевич Евгений Яковлевич (1862–?) – священник. Депутат III Гос. Думы от Волынской губ., нац., прав. Окончил в 1883 г. Волынскую духовную семинарию. Служил священником с. Денеши Житомирского уезда. – 99, 319, 344, 352 Гарусевич Ян Семенович (1863–?) – поляк, потомственный дворянин, уездный врач. Депутат I, II, III и IV Гос. Дум от Ломжинской губ., народный демократ, польское коло. В 1888 г. окончил медицинский факультет Варшавского университета. Член многих благотворительных и сельскохозяйственных обществ. Сотрудник местных газет. – 206, 334, 351 Гашкевич Михаил Иванович (1865–?) – священник. Депутат II Гос. Думы от Могилевской губ., к.-д. После окончания в 1890 г. Могилевской духовной семинарии был учителем, затем 6 лет преподавал в Мстиславском духовном училище. В1890–1893 гг. служил в Кишиневе. В 1899 г. был рукоположен во иерея. – 319, 352

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010