В дальнейшем в отечественной литературе разные писатели пытались переосмыслить и даже приукрасить образ Иуды, который весьма скупо рисуют евангельские строки. Евангелист Иоанн описывает негодование Иуды, когда Мария, одна из учениц Христа, когда уже приближались часы Голгофских страданий, помазала ему ноги благовонным миром (маслом): «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12: 4–6). Евангелист Матфей передает нам ответ Иисуса Христа на этот ропот: «Что смущаете женщину?.. Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26: 10, 12). На Тайной же вечери Господь Сам умывает ноги ученикам. События, произошедшие на Тайной вечери, в Гефсиманском саду, на Голгофе воспоминаются на утрени Великой пятницы (служба 12 Евангелий). На этом богослужении читаются двенадцать отрывков из Священного Писания, в которых описаны арест, суд, Крестная смерть, погребение Господа Иисуса Христа. Они перемежаются вдохновенными песнопениями, раскрывающими духовный смысл евангельских событий. Следуя за Священным Писанием, в этих песнопениях главным мотивом предательства Иуды называются не интриги, не политические убеждения, не недостаток к нему душевного внимания, но его неблагодарный нрав и сребролюбие. «Днесь Иуда притворяет благочестие и отчуждается дарования, сый ученик бывает предатель: во обычном лобзании лесть покрывает, и предпочитает Владычния любве, несмысленно работати сребролюбию, наставник быв соборища беззаконного: мы же имуще спасение Христа, Того прославим» – «Сегодня Иуда изображает благочестие и отвергает (апостольское) достоинство, будучи учеником, бывает предатель: скрывает обман обычным лобзанием и предпочитает любви Владыки неразумно работать сребролюбию, быв проводником беззаконного соборища. Мы же, имея Спасителем Христа, Того прославим» . Вот что пишет о грехе пристрастия к богатству преподобный Иоанн Лествичник (его главный труд – «Лествицу» – чрезвычайно ценил Н.В. Гоголь): «Сребролюбие есть и называется “корнем всех зол” (1 Тим. 6: 10), и оно действительно таково, ибо производит ненависть, хищения, зависть, разлучения, вражды, смущения, злопамятство, жестокость и убийства» (Слово 17. О нестяжании). Самое же главное, что оно поражает дух любви и согласия. Этим-то недугом и был ослеплен Иуда, когда совершил предательство Христа.

http://pravoslavie.ru/92862.html

В Коране читаем: «Мариам сохранила девственность свою, и мы вдохнули в нее Духом Нашим и сделали ее саму и Сына ее знамением для всех миров» (21: 91). У мусульман бытует мнение, что указанный в данном эпизоде Корана Дух – это Архангел Гавриил. Однако это опровергается самим Кораном, который, как и Библия, указывает, что Архангел Гавриил был всего лишь вестником Бога, который сообщил Деве Марии о предстоящем рождении Иисуса. Согласно Корану, когда Архангел Гавриил в виде человека предстал перед Мариам, жившей целомудренно при храме, то вызвал у нее довольно сильное смущение. «Если ты богобоязнен, – молвила она, – то не приближайся ко мне ни на шаг» (19:16–21). Как видим, это полностью совпадает с Евангельским сюжетом: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнешь в чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида (Дауда), отца Его. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; и посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:26-35 ). Из этого отрывка явственно следует, что Архангел Гавриил, выступающий лишь вестником Бога, и Святой Дух, от Которого родился Иисус, – это не одно и то же. С. Путилов пишет в своей книге «Крест в мире полумесяца»: «В действительности, Коран … тоже делает такое различие, указывая на то, что Дух Святой – это некая творческая субстанция. Но вовсе не ангел-хранитель или вестник Аллаха, каковым Архангел Гавриил выступает хотя бы в истории с Благовещением. Действительно, открываем Коран и читаем: И сказал Господь: “О Иисус, сын Марии! Вспомни о благоволенье Моем к Тебе и? к матери твоей: Я укрепил тебя Духом Святым (Рух ал-Куддус), и ты говорил с людьми, находясь в колыбели, и в зрелые годы” (5:110). То есть, как мы видим, священная книга мусульман также признает, что Святой Дух – это не помощник Бога, каковыми являются Ангелы, а некое творческое и животворящее начало, которое исходит от Всевышнего и которое Он может давать людям по своему усмотрению…» 2) Мусульмане считают Библию искаженной

http://azbyka.ru/oshibki-musulman-v-poni...

В приведённых словах Спасителя ничего не говорится о главенстве ап. Петра или вообще об отношении его к другим апостолам. Здесь Христос говорит об основании Церкви. Но Церковь основана не на одном Петре. Ап. Павел в послании к Ефесянам ( Еф. 2:20 ), обращаясь к христианам, говорит: «Вы утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем»; а в первом послании к Коринфянам ( 1Кор.3:10–11 ), говоря о создании Церкви Христовой, ап. Павел выражается так: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ». В Апокалипсисе, где Церковь сравнивается с городом, говорится: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» ( Откр. 21:14 ). Но вернёмся к главному месту Евангелия от Матфея, по которому католики пытаются доказать главенство ап. Петра над другими апостолами и через него, папы римского над всей Церковью. В этом евангельском отрывке связь речи ясно показывает, что исповедание ап. Петром Иисуса Христа Сыном Божиим заключало в себе мнение не его одного, но и всех апостолов, а потому и обещание Спасителя, в действительности, относится ко всем. Вопрос Спасителя «а вы за кого почитаете Меня?» – был задан совершенно неожиданно, и прежде чем другие ученики успели ответить, ап. Пётр опередил их, как наиболее импульсивный, что нередко происходило и в других случаях, и первый ответил Спасителю. Далее. В словах Господа «Ты – Пётр, и на сем камне Я создам церковь Мою» католики отождествляют слова «Пётр» и «камень» и делают вывод, как будто Спаситель хотел основать Церковь на самом Петре, как на личности, и на нём только одном. Но здесь смешение понятий – собственное имя смешивается с нарицательным. Собственное имя этого апостола, по-еврейски – Симон. Спаситель, видя твёрдость его веры, даёт ему новое имя или, точнее, прозвище (как это Он сделал и по отношению к Иакову и Иоанну, назвав их «Воанергес», то есть сыны Громовы, ( Мк. 3:17 ), – по-еврейски – Кифа, по-гречески – Петрос. Здесь своего рода игра слов, которой и пользуется католическая схоластика.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В пятницу 5й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. ( Ин.10:17 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Каким глубоким смыслом наполнено для нас каждое слово Святого Евангелия. В отрывке, прочитанном сегодня за Божественной литургией (см. Ин.10:17-28 ), Господь наш Иисус Христос раскрывает тайну великого значения Своей смерти и искупительного жертвенного подвига. Прежде всего, мы узнаем и осознаем, что совершается это событие добровольно и по великой любви. Именно любовь к роду человеческому побуждает Небесного Отца пожертвовать ради спасения человечества Единородным Сыном. Именно любовь приводит Сына Божия к добровольному, осознанному самопожертвованию на пользу верующих, которых через искупительную смерть Свою на Кресте спасет Он от вечной погибели. Господь наш Иисус Христос говорит: Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего. Загадочные слова. Как можно отдать жизнь, чтобы потом опять принять ее? А меж тем Господь говорит о своей добровольной грядущей смерти и преславном Воскресении. Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Так как часто замышляли убить Его, то Он говорит: без Моего соизволения напрасен ваш труд.» Господь говорит, что Отец любит Его за готовность по Собственному желанию, без принуждения жертвовать Своей жизнью. Настоящая любовь всегда жертвенна, любящий человек решается на любой подвиг, на любое, даже самое страшное и тяжелое лишение ради любимого. Ради спасения людей Спаситель готов отдать жизнь и претерпеть смертные муки. Но нужно помнить о том, что так заявляет не просто чудотворец и пророк. Эти слова произносит Господь, Сын Божий, Который имеет жизнь Сам в Себе: Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе ( Ин.5:26 ). От Небесного Отца Господь наш Иисус Христос облечен властью и силой распоряжаться жизнью.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

В современном словоупотреблении — донос — сообщение начальству о чьих-то действиях, предосудительных с точки зрения начальника, но не с точки зрения общества (либо о таких, которые, с точки зрения общества, являются мелкими проступками и частными конфликтами, в которые безнравственно вмешивать власть).  В данном случае нет признаков доноса. С точки зрения христианского вероучения, а значит всей общины, та прихожанка сеет зло и погибель. Если Вы не сообщите предстоятелю, то будете сообщницей в этом гнусном деле. Скажите открыто той женщине, что она служит дьяволу сама и втягивает в это служение других прихожан, поэтому Вы не будете покрывать её, а сообщите настоятелю. Если она не считает свои увлечения злом, то ей нечего волноваться. В Евангелие есть по этому поводу четкое указание: “Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.” ( Мф.18:15–17 ) Нет, не подходит. В этом евангельском отрывке даётся наставление о “согрешивших против тебя”: Лопухин прямо уточняет, что “под этими наставлениями понимаются не вообще грехи, а именно частные грехи обид и оскорблений”. Увлекающаяся оккультизмом чтец, чрез которую много может зла случиться со многими людьми — это явно не случай частного оскорбления одного лица. Олесь, трудно отделить грех “против тебя” от греха против Церкви, так как мы являемся частью Церкви (разумеется, если являемся). Думаю, что в том, чтобы рассказать священнику, нет греха, ведь эта прихожанка губит свою душу, и Вы хотите ей, погибающей, помочь. И выбрали для этого оптимальный путь. Разумеется, если это опытный, заслуживающий доверия священник, который не поставит Вас в неудобное положение. Иногда людей приходится спасать от беды даже против их воли.

http://azbyka.ru/vopros/budet-li-donosom...

«В утверждении «я ему (Петру) открыто противился» 807 Павел не отвергает примат Петра; один коллега указывает другому, чтобы последний, учитывая свой большой авторитет, действовал бы более последовательно и разрешил христианам свободу от законов синагоги, что Петру и так было хорошо известно. Это было определенное напоминание Апостолу Петру, не настоящее разногласие или отказ в послушании». 808 Сравнение Для выяснения смысла события необходимо привести весь отрывок с контекстом: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по–язычески, а не по–Иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по–Иудейски?» 809 Текст говорит только о том, что Павел обличил Апостола Петра в лицемерии, что возможно только при равных отношениях и свидетельствует против наличия примата. Католические выводы, сделанные на основании этого отрывка, совершенно противоречат контексту и не имеют ни малейшего основания в тексте послания и являют собой разительный пример неправильного обращения с контекстом, надуманности и необоснованности выводов. Святоотеческие высказывания. Католическое учение Петр – «избранный, выбранный, первый среди учеников, за кого Христос, не считая Себя, как единственного заплатил налог» 810 . Отцы Церкви признавали Петра высшим из Апостолов, ибо на нем Христос хотел строить Свою Церковь : «Он руководитель и глава Апостолов». 811 Сравнение По учению Православной Церкви безусловный авторитет имеет только Священное Писание, мнения св. отцев, если не совпадают с Писанием, не являются правильными и не принимаются в качестве аргументов при формировании вероучения. На утверждении Климента Александрийского , что Христос заплатил подать за Себя и за Петра нельзя строить оснований для какого – то выделения Петра из среды учеников: – Христос указал, что Он свободен от подати на храм, но, чтобы избежать соблазна, распорядился заплатить статиром, взятым изо рта пойманной рыбы. 812 Само Евангельское повествование говорит о будничном эпизоде, а на об уплате подати, имеющей какое – то особое значение. Здесь опять не учтен контекст.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

В этом евангельском отрывке связь речи ясно показывает, что исповедание ап. Петром Иисуса Христа Сыном Божиим заключало в себе мнение не его одного, но и всех апостолов, а потому и обещание Спасителя, в действительности, относится ко всем. Вопрос Спасителя «а вы за кого почитаете Меня?» — был задан совершенно неожиданно, и прежде чем другие ученики сообразили, ап. Петр опередил их, как наиболее импульсивный, что нередко происходило и в других случаях, и первый ответил Спасителю. Далее. В словах Господа — «Ты — Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою» католики отождествляют слова «Петр» и «камень» и делают вывод, как будто Спаситель хотел основать Церковь на самом Петре, как на личности, и на нем только одном. Но здесь смешение понятий — собственное имя смешивается с нарицательным. Собственное имя этого апостола, по-еврейски — Симон. Спаситель, видя твердость его веры, даёт ему новое имя или, точнее, прозвище (как это Он сделал и по отношению к Иакову и Иоанну, назвав их «Воанергес», то есть сыны Громовы, ( Мк.3:17 ), — по еврейски — Кифа, по-гречески — Петрос. Здесь своего рода игра слов, которой и пользуется католическая схоластика. Что же касается упоминания о ключах Царства Небесного и праве вязать и решить, то здесь, в лице ап. Петра Господь даёт обещание всем апостолам, — тем более, что в том же Евангелии от Матфея, несколько позднее (18:18), Он повторяет то же самое обещание и в тех же выражениях по отношению ко всем ученикам; а после Своего воскресения Христос исполнил это обещание, сказав всем ученикам: «примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:22-23 ). Теперь обратимся к тому месту в Евангелии от Иоанна, на которое католики ссылаются, пытаясь доказать Богоустановленность главенства ап. Петра над прочими апостолами. В 21й главе Евангелия от Иоанна (15–17) мы читаем: «Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-inoslavie

В этом отрывке не видеть указания на то, что Христос смотрел на Себя как на Сына Божия, может только одна отрицательная критика 569 . Выходя из того, что Иисус Христос „строго“ приказал ученикам Своим никому не говорить о том, что Он есть Сын Божий, как торжественно исповедал Его Петр ( Лук. 9:21 ; Марк. 8:30; 16:20 ), отрицательная критика думает, что Христос Сам испу­гался (erschrocken) исповедания Петрова, что приложение учениками к Его лицу имени Сына Божия для Него Самого было неожиданным, и Он не мог его объяснить Себе естественно (плотию и кровию), что Он сам лично не давал повода к такому исповеданию, почему и не мог понять его иначе как только в форме сверхъестеетвенного откровения Отца. Вот как можно истолковывать прямой смысл евангельского текста! Впрочем, для всякого беспристрастного исследователя евангельской истории должно быть ясно, что Христос запретил ученикам Своим говорить о Нем народу при Своей жизни как о Сыне Божием не потому, что „испугался“ приложения к Своему лицу имени Сына Божия, а по совершенно другим причи­нам. Обвинения в „богохульстве“ Он не мог страшиться, по­тому что после исповедания Петра Он, по свидетельству евангелистов, уже „открыто начал говорить ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников и быть убиту и в третий день воскреснуть“ ( Матф. 16:21 ; Марк. 8:31 ; Лук. 9:22 ). При­ложения к Своему лицу имени Сына Божия Он также не мог „страшиться“, потому что Он указывал на Себя как на Сына Божия еще в то время, когда Ему было только двенадцать лет от роду ( Лук. 2: 49 ). Если же в данном случае Христос запретил ученикам Своим говорить о Нем народу, как о Сыне Божием, то это Он сделал потому, что не хотел подобного исповедания навязывать народу чисто внешним образом, желая, напротив, чтобы, народ уверовал в Него как Сына Божия исклю­чительно по своему внутреннему убеждению выработанному на осно­вании находившихся в его распоряжении данных, т. е. на основа­нии убеждения в сверхъестественности учения и дел, совершенных Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Важно помнить, что в православной традиции под Пятидесятницей понимается не только день Святой Троицы, но и промежуток в 50 дней от Пасхи до этого праздника. Таким образом, преполовение в данном случае означает 25-й день по Воскресении Христовом. Примечательно словосочетание «преполовившуся празднику». Оно состоит из причастия и существительного в дательном падеже и является специфическим церковнославянским оборотом, носящим название «дательный самостоятельный». В данном случае на русский язык он может быть переведен придаточным предложением времени: «когда было преполовение праздника» . Реки воды живой В тропаре мы просим Господа напоить нашу душу водами благочестия. Этот образ связан с евангельским отрывком, о котором речь шла выше. Христос сказал Своим ученикам: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7: 37–38). Слово «водами» в оригинале выражено древнегреческим «νματα» и переводится как «что-нибудь текущее, ручей или родник» , то есть в буквальном смысле речь идет о питьевой, проточной воде. Однако после слов Христа о живой воде евангелист Иоанн уточняет: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7: 39). Так Христос говорит ученикам о грядущей Пятидесятнице. Примечательно, что в тропаре сказано о водах благочестия. Слово «благочестие» является переводом древнегреческого «εσβεια»: «ε» – «благо, добро» , а «σβομαι» – «почитать, чувствовать страх перед Богом» . Этими словами мы просим Бога даровать нам благодатную помощь в деле нашего спасения, просим Его научить жить в благочестии, то есть в соответствии с евангельскими заповедями. Такую помощь Господь нам посылает действием Духа Святого, через наитие которого «в душе человека снова возобновляется та духовная, благодатная жизнь, которая была утрачена в Адаме, и союз между Богом и человеком восстанавливается в полной своей гармонии» .

http://pravoslavie.ru/139510.html

Великий  языческий гимн любви с  окончанием печальным и темным, как поздняя осень... Так чувствовали себя лучшие люди древнего мира. Они знали, что искать, но ведали, что никогда не обретут искомое. Истиной для них был сам Путь. Из сегодняшнего дня, освященного Евангельским светом, понимаешь, что это была не просто мудрость, высказанная в потоке времени, а точное математическое понимание смертной онтологии, нечеловеческих условий жизни, «обдержащих» человека со всех сторон. Но «вино новое не вливают в мехи ветхие», и поэтому языческая самая «испещренная» мудрость не может тягаться с простыми глаголами апостольскими. Павел не менее «книжный», чем Конфуций не был осведомлен в творчестве древнекитайского философа, но тем удивительнее смысловые, да и  структурно-языковые параллели, проходящие через стихотворный отрывок апостола язычников, посвященный  сущности любви. Обращаясь к Коринфской общие христиан он « проповедует с кровли» (Мф.10,27): «Если я имею всякое пророчество и знаю все тайны и имею всякое сокровенное познание, так что могу и горы переставлять, а любви не имею, то я - ничто; если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею - нет во мне никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует; любовь не ищет своего, не завидует; любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла, все покрывает, всему верит, всему надеется, все переносит. Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится, ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем. Когда же настанет Совершенное, т.е. любовь, тогда то, что отчасти - прекратится. А теперь пребывают все три: вера, надежда и любовь, но любовь из них – большее». Возможно, что читатель, торопливо сравнивший в уме эти два отрывка, скажет: да они похожи, как листья с одного дерева!  В чем же здесь разница? В существенном: конфуцианский человек был оставлен сам на себя, не было ему помощи Божьей, болящий дух не врачевала таинственная власть благодати Святой Троицы, путь Неба, как говорит древний мудрец,  был закрыт для всякого живущего под небесами. В Новозаветном же гимне, напротив,  апостол Павел воспевает Любовь не как недостижимый идеал, а как  совершенную реальность, могущую войти в сердце каждого человека. Говоря языком китайского учителя, Небо Само спустилось на землю и открыло Себя человекам. Путь Его завершается у дверей человеческого сердца, «се стою у двери и стучу» (Откр.3,20). В нашей власти остается  открыть их и выйти навстречу «Другу, любящему во всякое время» (Притч.17,17).

http://pravoslavie.ru/1795.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010