«…живот твой – круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино» ( Песн.7, 3 ), – то есть, что такое живот? Это, как говорит Христос: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» ( Ин. 4, 34 ). Живот – знак деятельной силы человека. Вся деятельность человека стремится к кругу, стремится приобрести вечный аспект, вечное измерение, и в ней никогда не истощается сила Божия. То есть, человек непрерывно находится в процессе деятельности. Христианин – не йог, сидящий в позе лотоса и созерцающий непонятно что (скорее всего, самого себя). А человек – христианин – это предельно деятельный человек, но его деятельность направлена на вечное, а не на временное. Поэтому в ней не истощается «ароматное вино» благодати Божией. «…чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями» ( Песн.7, 3 ). Теперь внутреннее содержание глубины человеческой природы, недра человека, «чрево», становится похожим на ворох, стог пшеницы, обставленный лилиями. Стог пшеницы – значит, внутренность вся переделана евангельскими догматами, «хлебом жизни», и внутри человека нет ничего не-Христового. И со всех сторон эти евангельские добродетели, собраны в некоторый итог, то есть красиво сформулированы. Надо помнить, что евангельские добродетели надо делать не абы как, в кучу наваливать, а нужно их делать уместно, красиво, иначе они будут не добродетелями, а просто «тяп-ляп». В христианстве нет ничего такого «тяп-ляпистого», а все делается красиво. И даже книга такая есть – «Любовь к красоте», то есть «Добротолюбие», то есть – искусство, умение добрые дела делать уместно, справедливо, богоугодно и красиво. Внутренность человека вся пронизана евангельскими добродетелями, и ограждены эти добродетели лилиями – чистыми евангельскими догматами. Надо помнить, что без истинных догматов невозможны истинные добродетели жизни. Многие люди думают: во что бы ни верить, главное – добрые дела делать, а во что верить – неважно. Надо помнить, что для человека, если он верит неправильно, добрыми делами будет то, что с обычной точки зрения будет злом. Убийство, например, может быть добрым, блуд, воровство и т.д.. Потому что вера – она определяет всю жизнь человека, поэтому этот стог пшеницы должен быть огражден со всех сторон чистыми лилиями евангельских догматов. И второе значение слова «лилии» в данной ситуации – это отсутствие планов. Помните, как Господь говорил: «Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» ( Лк. 12, 27 ). То есть, человек, который полагается полностью на Бога, может собрать этот Сион добродетелей. А когда человек полагается на Бога, он подражает тем лилиям, которые расцветают перед лицом Божиим, не заботясь о насущном.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним. Евангельские сети Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодняшнее евангельское чтение на первый взгляд может показаться довольно простым. Оно не содержит в себе никакой притчи, но повествует об одном из многих сотворенных Господом Иисусом Христом чудес. Иные чудеса, описанные в Евангелии, гораздо более удивительны. Тем не менее Святая Православная Церковь предлагает нам сегодня обратить особенное внимание именно на это чудо, с той целью чтобы мы нашли для себя нечто назидательное в этом по видимости простом повествовании. «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети» (ст. 1–2). Это озеро существует и по сей день. Оно само и природа вокруг него необыкновенно красивы и в пасмурную, и в ясную погоду, и на закате, и на восходе солнца. Даже сам воздух там кажется особенным. И сейчас, как и в апостольские времена, местные жители занимаются тем же промыслом — ловлей рыбы. Рыбу, которую ловят, и христиане, и не христиане, называют, основываясь на предании, «рыбой апостола Петра» — такова достопримечательность тех мест. «Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки» (ст. 3). Столь много было народа, так сильно люди Его теснили, что Ему необходимо было от них несколько отдалиться. «Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (ст. 4–5). Конечно же, апостол Петр, которого в то время звали Симон, как профессиональный, знающий свое дело рыбак, понимал: никакого улова быть не может. Ведь если его не было ночью, то тем более не будет днем. Зная это и по личному опыту, и по опыту своих наставников в рыболовстве, он, однако, смирился перед Господом Иисусом Христом, поскольку к тому времени уже испытывал к Нему почтение.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Итак, Священное Предание – источник и корень двух Заветов: Ветхого и Нового, и поэтому мы называем его источником Божественного Откровения, так как оно имеет тот же вес, что и Священное Писание. Вопрошающий: Но ведь известно, что Священное Писание, как Слово Божие, не может быть заменено Преданием, которое является словом человеческим, как написано в Евангелии: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?.. Вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия: народ этот устами Меня чтит, сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Мф. 15:3, 6–9 ; Мк. 7:13 ). Так что нам нет никакой нужды заменять или добавлять Предание человеческое к закону Божию, который содержится в Священном Писании. Старец Клеопа: То, что сказали вам ваши друзья, неверно, так как закон Божий содержится не только в Священном Писании. Послушайте, что говорит святой евангелист Иоанн: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» ( Ин. 21:25 ). И тот же евангелист заявляет в одном из своих посланий: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» ( 2Ин. 1:12 ). Как видите, святой евангелист, когда он имел возможность, учил своих учеников больше живым голосом, чем посланиями. Пока ваши друзья настойчиво продолжают воспринимать только то, что написано, они упускают из виду, что и Сам Спаситель, и большинство Его апостолов не оставили ничего в письменной форме, а учили устно, живым голосом Предания. Вопрошающий: А как, в таком случае, христианам понимать заповедь не соблазняться лжеучениями, основанными на предании? Ведь апостол пишет: «Остерегайтесь, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» ( Кол. 2:8 ). Это наша обязанность – оградить себя от ложных учений. Старец Клеопа: Возлюбленный о Христе, вы не видите разницы между учениями, основанными на человеческом предании, и учениями, которые исходят от апостольского и евангельского Предания. Приведенный вами отрывок относится к человеческому преданию и псевдофилософии, которая не имеет никакого отношения к евангельскому и апостольскому Преданию Церкви Иисуса Христа. Священное Предание не является ни человеческим преданием, ни философией, ни каким-то обманом, но это слово Бога, которое Он передал нам лично. Великий апостол Павел учит и призывает нас держаться силы Предания, говоря: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ). Вопреки этим словам некоторые советуют слабым в вере христианам обольщаться и отказываться от апостольского и евангельского Предания, не понимая, что Священное Писание само по себе является плодом Духа Святого, который вырос из корней и ствола Священного Предания.

http://azbyka.ru/o-svyashhennom-predanii...

Кроме того, наше заключение в словах, не допускающих перетолкования, подтвердил и Сам Христос. В книге Деяний мы читаем: перед вознесением Господа ученики Его спрашивали – «не в сие ли время, Господи, возстановляешь Ты Царство Израилю?» «Не в сие ли время»... Явно, что не о днях или часах спрашивали Апостолы, а вообще о времени более или менее близком к настоящему. Господь же, отвечая им, сказал: «не ваше дело знать времена или сроки, которые отец положил в Своей власти» ( Деян. 1:6,7 ). Итак, не часы и дни лишь, а всякие времена и сроки, которые определил Отец до второго пришествия Христова на землю, люди не могут высчитывать, по своему желанию. Стало быть, предприятие Бейнингена в полном смысле похоже на то праздное занятие, которому предаются люди в отставках, за неимением живого дела: порой, они сидят на берегу реки и от скуки что–то пишут по воде... Что? О том никто из посторонних не знает, да часто не ведают того и сами писатели. Но они пишут, убивая время. Нужно ли мешать им? Нет, пусть пишут, но не нужно с серьезным видом наблюдать за тем, что делают эти тоскующие люди; не надо и времени тратить на то, чтобы следить за праздными занятиями таких праздных людей... То же отношение следует применить к Бейнингену. Слышно, ему стало прискучивать забавляться своими вычислениями только в Петербурге; и вот он начал ими удивлять иногороднюю публику. Там, конечно, тьмы еще больше, чем в столице. Там уж, наверное, слушатели под журчанье скучной речи Бейнингена не только дремлют, но и удивляются... Вот тут и нужно сказать всем: стойте и шагу не делайте, чтобы ходить слушать разглагольствия Бейнингена! Это – праздный человек, который сам не отдаст себе отчета в своих речах. Помните одно, что Христос указал на невозможность людям вычислять точное время Его пришествия. Значит, не о том надобно думать, как бы забавлять себя бейнингенскими пустяками, а о том, чтобы жить всегда так, как живут люди в ожидании пришествия Господина своего... Заключение Из сказанного о пашковцах, баптистах и адвентистах следует, что они ни в каком случае не евангельские христиане. Евангельские христиане составляли из себя Церковь Божию, о которой сказано, что ее «врата адовы не одолеют» ( Мф. 16:18 ). Между тем пашковцы, баптисты и адвентисты зародились в христианстве почти на наших глазах и ни с одною истинно Апостольской Церковью не могут поставить себя в преемственную связь по жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Митрополит Сурожский Антоний (Великобритания) Постскриптум Этот постскриптум появился после того, как моя книга несколько месяцев обсуждалась в Интернете на четырех форумах: Православный форум диакона Андрея Кураева (http://www.kuraev.ru/forum), Форум Евангельских христиан-баптистов(http://www.baptist.org.ru), Межконфессиональный Христианский Форум (http://www.evangelie.ru/forum) и Открытый христианский форум (http://jesuschrist.ru/forum). Я просил всех желающих высказать свое мнение. Особенно меня интересовало мнение евангельских христиан-баптистов – насчет достоверности тех или иных сведений о них в книге. Естественно, первая реакция с их стороны часто была негативная («ну, вот, перешел в православие, сейчас начнет нас грязью поливать»). Однако по мере чтения книги народ успокаивался. Несколько баптистов на разных форумах назвали мою книгу уникальной, когда увидели, как я отзываюсь о своих бывших единоверцах. А один служитель из Первой Славянской Баптистской Церкви г. Сакраменто (США) вызвался даже помочь мне оформить два сайта, на которых поместил мою книгу. Во всяком случае, в недостоверности фактов о баптистах книга за все это время замечена не была. Итак, несколько заметок после форумов. Можно ли исцелиться от иконы и святых мощей? Я не буду прямо отвечать на этот вопрос. Просто поделюсь с вами, уважаемые читатели, мыслями по поводу некоторых мест Библии. «И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова» ( Мф.9:20-22 , см. также Мф.14:36 ; Мк.6:56 ; Лк.8:43-48 ). Удивительно! Христос должен был упрекнуть женщину за то, что она, пробираясь сквозь толпу, старалась только об одном – прикоснуться к краю Его одежды. Христос должен был научить женщину, что ей надо было не дополнять давку, а стоять в стороне и молиться Христу «в духе и истине». Разве нужно ей было для обращения к Богу посредство материального предмета – какого-то плаща? Но вместо всего этого Христос говорит женщине: «Вера твоя спасла тебя!».

http://azbyka.ru/operaciya-na-serdce-ili...

На последний ваш вопрос, в котором вы спрашиваете меня о том, как возможно спастись вам, живущим в мире с женами и детьми, отвечаю: кто может обнять кратким словом все относящееся к делу спасения? Я могу только дать вам мой совет, чтобы вы с величайшим усердием читали Божественное Писание и учение святых отцов наших, которым дано разуметь тайны Царствия Небесного, т. е. истинный смысл Священного Писания; в их духопросвещенном учении в совершенстве находятся все наставления, необходимые для душевного спасения, побуждающие каждого желающего спастись принуждать себя на всякое доброе дело и убегать от всякого дела, противного Богу. Усердно и прилежно, с верой и любовью, со страхом Божиим и всяким вниманием читая их учения, вы будете иметь постоянное вразумление на всякое доброе дело, необходимое для спасения. Я же, при всем своем недостоинстве, принимая во внимание, что вы от меня ищите наставления, могу ответить вам следующее: премилосердный Бог совершает спасение душ православных христиан православной верой, добрыми делами и своею благодатью. Вера православная есть та, которую содержит Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь , и без этой веры никак невозможно спастись кому бы то ни было. Дела добрые суть евангельские заповеди, без которых, как и без веры православной, также невозможно никому спастись: вера православная без добрых дел мертва есть, и дела добрые без веры православной мертвы суть. Хотящему спастись необходимо соединять и то, и другое, и таким образом благодатью Христа Бога, сказавшего – «Без Меня не можете творить ничего», достигать спасения. Следует же знать, что Христос Спаситель одинаково узаконил добрые дела для всех православных христиан, как монахов, так и мирских людей, среди мира живущих с женами и детьми, и ищет и требует от всех самого усердного исполнения Своих заповедей, так что нарушающие их и о том не кающиеся не будут иметь извинения и не могут дать ответа в страшное и второе Его пришествие И все православные христиане мужского и женского пола, всякого возраста и чина, здоровые и в различных недугах на одрах лежащие, слабые и престарелые, все могут при содействии благодати Божией без всякого затруднения исполнять Христовы заповеди одним добрым своим произволением и душевным смирением и таким образом спасаться Евангельские заповеди, по крайней мере главнейшие из них и самые общие, настолько необходимы для спасения, что, если бы даже одна из них оказалась невыполненной, не может быть душе спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Непреложный закон: пока Церковь воинствует на земле с миром, греховною человеческою плотью и диаволом, до тех пор будет необходимость в особом учительстве церковном. А так как по лукавству человеков и по хитрому искусству обольщения нездоровые ветры учения отовсюду проникают в мир сей и волнуют корабль Христов, то более чем очевидна та истина, что в вечно воинствующей Церкви (земных) необходимы не только «доблии воини», но и исполненные духовного опыта правители – правила веры, образы кротости и учителя воздержания. Еще далеко не все люди в мире пришли в единство веры и познания Сына Божия, не все исповедующие Христа достигли в меру полного возраста Христова, в мужа совершенного (мужа озаренного полным светом евангельской истины, стяжавшего непреклонную волю в исполнении всех заповедей Христовых и исполненного беспредельной любви к Богу и безграничной любви ко всему созданию человечу); между христианами есть много младенцев, колеблющихся и готовых увлечься всяким ветром учения. Таким образом и все мы, именуемые христианами, но тлеющие в страстях и похотях плотских и уклоняющиеся ежечасно с пути истины, требуем (нуждаемся) постоянного руководителя в духовной жизни; и языческий мир, до ныне пребывающий во тьме и сени смертней, чает благовестников евангельской истины для освобождения от рабства греху; а этот недостаток воинствующей нашей Церкви и восполняет приснодействующая всесильная благодать Христова, неоскудно дающая каждой Церкви (т. е. каждому собранию верующих) духовный светильник, прогоняющий тьму греховную, – или что тоже земного ангела, священнодействующего небесная и путеводящего человеков в вечное Царство Божие. Перейдем к объяснению слов ап. Павла ( 1Кор.14:26 ), приводимых лжеучителями в оправдание той мысли, что право учительства в Церкви Христовой принадлежит всякому верующему во Иисуса Христа. Св. ап. Павел написал это послание, имея в виду устранить происходившие нестроения в Коринфской Церкви. Св. ап. Петр свидетельствует: «во всех посланиях ап. Павла есть нечто неудобовразумительное, что невежды и не утвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» ( 2Пет.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Обратимся теперь к характеристике нравственного состояния первенствующих христиан – нравственного в строгом смысл сего слова. Постараемся, как и раньше быть краткими. Нельзя отрицать того, что и в этом отношении христиане не стояли на высоте своего евангельского призвания. В доказательство наших слов приведем прежде всего некоторые места из послания апостола Павла к Коринфянам. Он пишет: «вы (т. е. некоторые христиане) сами обижаете и отнимаете (апостол не говорит что именно), и отнимаете притом у братьев», 23 т. е. у таких же христиан. И затем угрожает: «или не знаете, что неправедные царства Божия не наследуют?» В послании к Коринфянам тот же апостол пишет: «я опасаюсь, чтобы мне не найти вас такими, какими не желаю, чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков, и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали». 24 Очевидно, апостол, хотя точно и не знает, есть ли перечисленные грехи и пороки среди коринфян, но не сомневается, что они могут быть и вероятно бывают. Что некоторые нарушения христианских нравственных правил, и притом важнейших, в самом деле встречались среди коринфян, об этом довольно ясно дает понять апостол Павел, когда говорит: «я писал вам, чтобы вы не сообщались с тем, кто, называясь братом (христианином), остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницей, или хищником». 25 Апостол Павел в послании к Филиппийцам говорит: все (т. е. христиане) ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу». Положим, здесь апостол говорит гиперболически: «все». Мы должны помнить, что в то время, когда писалось это послание, апостол был под стражею в Риме 26 и естественно на многое смотрел преувеличенно. Но тем не менее, принимая во внимание вышеизложенные нами недостатки религиозного и общественного характера, мы вправе утверждать, что по крайней мере некоторые христиане того времени искали не того, что нужно, искали своих си. 27

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Одна вера «вмещается» в более чем десяток разных ритуалов. Есть ещё одна деталь в Евангелии, которая по-настоящему потрясает. О ком говорит Спаситель в Писании? Об овцах. О птицах, которые продаются за ассарий, не сеют, не жнут и не собирают в житницы, укрываются в ветвях горчичного дерева. О курице, которая собирает птенцов к себе под крылья. Об овце, ушедшей в горы и потерявшейся. О полевых лилиях. О детях, которые играют на каком-то органчике, пляшут и поют то весёлые, то печальные песни. О женщине, которая кладёт закваску или ищет потерянную в тёмной хижине монетку… Из мира древних рукописей, из мира Закона, установлений и запретов, из мира мнений, точек зрения, положений, различных канонов и т. д. Иисус зовёт нас в тот мир, который нас окружает, в тот реальный мир, который наполнен пением птиц, запахом цветов, детскими играми, звоном монет и светом солнца. В Первом Послании апостол Иоанн говорит.- «Не любите мира, ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире – это похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин.2:15–16). О чём здесь говорится? Дело в том, что мир (в Евангелии это слово космос) как раз и означает то, что мы теперь определяем как общество; мир законов, запретов, установлении, мнений, точек зрения, того, о чём написано в разных книгах по юриспруденции, логике, истории, философии и т. д. Живите в мире реальном, а не в мире, вычитанном из книги, живите в мире, наполненном пением птиц и запахом полевых цветов, а не в мире, который вы сами построили из своих умозаключений. Это очень важный и часто забываемый нами момент евангельской проповеди. Спасительность христианства в этом и заключается, а мы об этом забываем. И в этой связи очень важно вспомнить о той евангельской притче, где рассказывается, как Господь, формально нарушая Закон, исцеляет в субботу женщину, которая в скорченном виде прожила восемнадцать лет. Начальник синагоги негодует на то, что Иисус исцелил больную в субботу. «Есть шесть дней, в которые надо делать; в те дни и приходите исцеляться, а не в день субботний», – наставляет он страждущих. Начальник синагоги не отрицает того, что Иисус может исцелить, но требует не нарушать при этом Закона. А Спаситель ему говорит: «Не отвязывает ли каждый из нас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведёт ли поить?» (Лк.13:11–15). Он обращается к опыту реальной жизни. Именно в этой устремлённости к реальной жизни и заключается отличие христианства от любой другой религии, от того, что говорили и чему учили современники Спасителя. Часть III Тайная Вечеря

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

Распространением христианства в Самарии и обращением ко Христу прозелита-евнуха эфиопской царицы положено было начало перенесения евангельской проповеди за пределы чистого иудейства. Скоро после того, по плану Божия домостроительства, предстояло апостолам еще далее расширить область евангельской проповеди перенесением ее в мир языческий. И вот Господь избирает Себе сосуд, чтобы возвещать имя Свое в этом мире. Этот благопотребный для Евангелия сосуд Господь усмотрел в Своем жесточайшем враге – Савле. Савл, тот самый, который принимал такое деятельное участие в убийстве первомученика Стефана и начавшемся после того гонении на христиан в Иерусалиме (7, 58; 8, 1, 3), не довольствуясь этим, решился перенести свои злобные преследования учеников Господних и за пределы Иерусалима. А чтобы ему, частному человеку, иметь законное на это право, он выправил у первосвященника письмо в Дамаск к синагогам, которые, в силу этих писем, должны были оказывать Савлу всякое содействие в преследовании евреев, последовавших учению Христову. В Дамаск же, а не в другой какой-либо город, направил он свой путь, вероятно, потому, что до него и до синедриона дошли слухи о большом числе христиан среди евреев именно в этом городе. 3 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. 4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? 5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. 6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! Что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. 3–6. Душевное состояние Савла в то время, когда он шел в Дамаск, было такого рода, что, при естественном течении событий, исключало всякую возможность изменения того направления, в каком решительно утвердилась его воля. Как говорит дееписатель, он дышал угрозами и убийством на учеников Господних (ст. 1); страсть ненависти к христианам была в нем, следовательно, в самом распаленном состоянии и неутомимо жаждала крови христианской.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010