Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Слово Евангелие (от греч. εαγγλιον — благая весть, благовестие) — 1) Благовестие Христово (апостольское, христианское ( 1Кор.15:1 )) о наступлении Царства Божия , о спасении человеческого рода от греха и смерти; 2) Книга (всего таких Книг — четыре), излагающая эту весть в форме повествования о воплощении, земной жизни, учении, обетованиях, спасительных страданиях, крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа . Первоначально, в греческом языке классического периода, слово евангелие имело значение «воздаяние (награда) за радостную весть», «благодарственная жертва за радостную весть». Далее так стала называться сама радостная весть. Позднее слово евангелие приобрело религиозный смысл. В Новом Завете оно стало употребляться в специфическом смысле. В нескольких местах евангелие  обозначает проповедь самого Иисуса Христа ( Мф.4:23 ; Мк.1:14-15 ), но чаще всего евангелие – это христианское провозвестие, весть о спасении во Христе и проповедь об этой вести. Евангелие – книги Нового Завета , в которых присутствует описание жизни, учения, смерти и воскресения Иисуса Христа . Евангелие – это четыре книги, названные по именам авторов-составителей – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В числе 27 книг Нового Завета Евангелия считаются законоположительными . Состав канонических книг Библии определяется совокупностью правил в Православной церкви: 85 Апостольское правило (IV век), 60 правило Лаодикийского собора (364 год), 39-ое послание Афанасия Великого о праздниках (IV век), Стихи святого Григория Богослова (IV век), Стихи святого Амфилохия Иконийского (IV век), 33 правило Карфагенского собора. Однако структура из четырёх Евангелий была признана христианами уже к концу II века. В дальнейшем Святые Отцы и Учители Церкви написали толкования на Евангелия. Среди толковников Евангелия можно отметить, например, святителя Иоанна Златоуста , жившего в IV веке, а также блаженного Феофилакта Болгарского , жившего в XI веке. Вынос Евангелия и его чтение — один из самых торжественных моментов православного богослужения, согласно заповеди Иисуса Христа «проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ), оно читается во время утрени, всенощного бдения, Божественной Литургии, молебнов на некоторых церковных Таинствах и требах. Для этой цели используется специальное богослужебное (напрестольное или требное) Евангелие. Богослужебное Евангелие разделено на фрагменты (зачала). В Евангелии по Матфею церковных зачал 116, по Марку – 71, по Луке – 114, по Иоанну – 67. Всё ли разрешено, что не запрещено в Евангелии?

http://azbyka.ru/evangelie

Глава 8 1–11. Жена-грешница, прощенная Христом. – 12–59. Речь Господа о Себе как об истинном Мессии и обличение неверия иудеев. Повествование о прощении жены грешницы многими из новейших издателей Евангелия Иоанна (Лахман, Тишендорф и др.) и толкователями признается вставкой в Евангелие, сделанной в позднейшее время. В обоснование такого утверждения указывают, во-первых, на то, что этого рассказа нет во многих древних рукописях Евангелия. Во-вторых, находят невозможным, чтобы этот рассказ каким-нибудь способом мог быть опущен, если он действительно когда-либо имелся в Евангелии Иоанна. В-третьих, говорят, что сам стиль этого рассказа не соответствует стилю всего Евангелия. По поводу такого утверждения нужно сказать следующее. Действительно, древние толкователи Евангелия Иоанна не имели в бывших у них под руками кодексах этого рассказа (например, Ориген , свт. Иоанн Златоуст , блж. Феодорит). На востоке в сирийском переводе Евангелия этот рассказ появляется только в VI веке. Точно так же в VI веке этот рассказ появляется и в греческих кодексах Евангелия, а толкования на него начинаются только с VII века (у блж. Феофилакта). Но зато на западе блаженный Иероним еще в начале V века писал, что этот рассказ находится во многих кодексах, как латинских, так и греческих («Против Пелагия», II, 17). Блаженный Августин также защищает его подлинность, объясняя при этом опущение его во многих кодексах тем, что маловерующие из страха пред злоупотреблениями, к которым мог повести этот рассказ их жен, исключили его из принадлежавших им рукописей Нового Завета («Против прелюбодеев», II, 7). Кроме того, упоминание об этом рассказе встречается в Апостольских постановлениях, письменном памятнике III века («Апостольские постановления», II. 24, 4). По содержанию же этот рассказ был известен еще Папию, епископу Иерапольскому, ученику Иоанна Богослова (Евсевий. Церк. ист., III, 39, 16). Таким образом, и принятый у нас текст имеет за собой известные основания. Прочие же выставляемые критиками новозаветного текста основания весьма субъективны. То, что кажется этим критикам не соответствующим стилю Иоаннова Евангелия, на самом деле не представляет какого-либо резкого разногласия с этим стилем, и есть немало солидных ученых, которые признают этот рассказ подлинно принадлежащим Иоанну Богослову (Бегель, Шольц, Клее, Штир, Эбрард и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Евангелие от Иоанна, который, по особенной глубине учения о Боге, проименован Богословом, – Евангелие, которое, по своей особенной возвышенности, получило издревле название Евангелия духовного 329 , в новое время подверглось, со стороны внутренних признаков его подлинности, особенно сильным нападениям разных направлений отрицательной критики евангельской, – не всех впрочем. Очень замечателен факт, что целая школа (Шлейермахера), идущая отрицательным путем в отношении к первым трем Евангелиям, признает подлинность происхождения четвертого Евангелия в настоящем его виде от апостола Иоанна, и усиленно защищает оную, отвергая подлинность прочих Евангелий, по крайней мере в их настоящем виде. Видно, есть в самом Евангелии такие сильные доказательства происхождения его от возлюбленного ученика Господня Иоанна, что отрицать сего нельзя даже любящим отрицание, несмотря на то, что с признанием подлинности этого Евангелия соединены некоторые неудобства для их целого философски-богословского воззрения, наприм. надобно признать действительность чудес и пророчеств, что они и делают, толкуя впрочем их своеобразно. Факт, говорим, замечательный – уступка целой отрицательной школы церковному учению и воззрению. Но за то другие направления отрицательной критики, особенно школа Баура, с каким-то странным ожесточением нападают на подлинность и достоверность этого Евангелия, и какая-то особенная ярость выражается у них, когда заговорят они об этом Евангелии. Мы представили некоторые примеры сего в устранении ими внешних свидетельств о подлинности этого, Евангелия в гл. II. – Более, впрочем, нежели на мнимой недостаточности внешних свидетельств о подлинности этого Евангелия, они думают опираться на внутренних признаках мнимой неподлинности его, не потому, чтобы в самом деле эти внутренние признаки свидетельствовали действительно против происхождения его от апостола Иоанна, а потому, что внутренние признаки, если отрешить их от внешних исторических свидетельств, более им пригодны, как мы прежде заметили; ими можно пользоваться с большим удобством для оправдания предвзятой мысли их, чем строгими историческими данными церковного предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

Закрыть itemscope itemtype="" > Соборнаго послания святаго Иоанна Богослова чтение: «Бог есть любовь!» 9 октября - Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова 07.10.2016 761 Время на чтение 3 минуты «Любите друга - в этом весь Закон и все пророки» - говорил апостол Иоанн Богослов. Он прожил более ста с лишним лет, и умер своей смертью. Однако, как у всех учеников Спасителя, его жизнь постоянно висела на волоске. Все апостолы страха ради иудейского, разбежались, когда Учителя схватили в Гефсиманском саду и повели на суд к первосвященникам. Апостол Петр, не понаслышке зная жестокость иудеев, трижды отрекся от Христа. Иоанн Богослов вместе с Божией Матерью был на Голгофе и слышал обращенные к Богородице слова Господа: " Жено, се сын Твой " и обращенные к нему: " Се Мати твоя " (Ин. 19, 26, 27). Как любящий сын, апостол Иоанн заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Богородице до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Божией Матери апостол Иоанн вместе со своим учеником Прохором отправился в Ефес. Корабль, на котором они плыли, стал во время сильной бури тонуть. Путешественников выбросило на сушу, и только апостол Иоанн остался в бушующем море. Убитый горем Прохор пошел в Ефес один и на четырнадцатый день его пути - случилось чудо. Прохор шел вдоль берега моря и вдруг увидел, что волна выбросила на берег человека. Это был Иоанн Богослов, жизнь которого среди бушующей стихии оберегал Господь. По всей Римской империи начались жестокие гонения на христиан. Из Ефеса, где проповедовал и совершал чудеса апостол Иоанн, его под конвоем отправили в Рим, и там приговорили к смерти. Палачи заставили апостола выпить чашу со смертельным яд ом: он же остался жив. Его бросили в котел с кипящим маслом, и опять - он выжил. Господь хранил своего избранника для великих подвигов. Потом была ссылка на остров Патмос, куда ссылались со всей Римской империи самые опасны е преступники. Здесь он прожил много лет. Горячая проповедь Иоанна Богослова привлекла к нему всех жителей острова. Он изгонял бесов из идольских капищ, исцелял больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями пытались препятствовать апостольскому служению. Но великий Иоанн - Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати разрушил все бесовские ухищрения.

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/08/...

иером. Макарий Симонопетрский Память ста тысяч мучеников Тбилисских 851 В 1227 г. войско Джелал ад-Дина (1220–1231), шаха среднеазиатского государства Хорезм 852 , с помощью предателей овладело столицей Грузинского царства Тбилиси. Тысячи жестоких убийств утопили город в крови. Шах приказал снять купол с Сионского собора и заменить его своим троном, а также заставил бросить иконы Христа и Пресвятой Богородицы на мост через р. Куру. Собрав оставшихся в живых, безбожники приказали им идти по мосту и плевать на иконы. Все те, кто отказался осквернить святые образа, были немедленно обезглавлены, а их тела брошены в реку. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ Книги Священного Писания в алфавитном порядке: BETXIЙ ЗАВЕТ Авв – Книга пророка Аввакума Книга пророка Малахии Книга пророка Авдия Книга пророка Михея Книга пророка Аггея Книга Иисуса Навина Книга пророка Амоса Книга пророка Наума Книга Неемии Книга пророка Варуха Книга пророка Осии Второзаконие Первая книга Паралипо- Книга пророка Даниила Первая книга Ездры Вторая книга Паралипо- Вторая книга Ездры Третья книга Ездры Песнь песней Соломона Книга Екклесиаста, или Плач Иеремии Проповедника (Соломона) Послание Иеремии Книга Есфири Книга Премудрости Соло Книга пророка Захарии Книга пророка Иезекииля Притч – Притчи Соломона Книга пророка Иеремии Псалтирь Книга Иова Книга Руфи Книга пророка Иоиля Книга Премудрости Иису Книга пророка Ионы са, сына Сирахова Книга пророка Исаии Книга пророка Софонии Книга Судей израилевых Иудифь – – Книга Иудифи Книга Товита Первая книга Царств Первая книга Маккавейская Вторая книга Царств Вторая книга Маккавейская Третья книга Царств Третья книга Маккавей Четвертая книга Царств НОВЫЙ ЗАВЕТ Послание к галатам Евангелие от Матфея Деяния апостолов Откровение Иоанна (Апо Послание к евреям калипсис) Послание к ефесянам Первое послание Петра Послание Иакова Второе послание Петра Евангелие от Иоанна Послание к римлянам Первое послание Иоанна Первое послание к солуня- Второе послание Иоанна нам (фессалоникийцам) Третье послание Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из всех священных книг, как в древние, так и в новейшие времена, Евангелие Иоанна обращало на себя особенное внимание. Отцы и учителя церкви именовали его: одни – духовным 1 , в ознаменование его возвышенности, другие – столпом вселенской церкви 2 , по исключительной важности истин, в нем содержащихся. Сами язычники смотрели на него с удивлением 3 . В самом деле в этом Евангелии проявляется какой-то особенный характер, который с первого раза дает заметить в нем что-то Божественное. И (да позволено будет сказать) едва ли которая из священных книг представляет сама в себе столько ясных свидетельств о своей Богодухновенности, сколько Евангелие Иоанна. Если качество Богодухновенности в священных писаниях уподобить свету, освещающему ум и согревающему сердце внимательного читателя: то о Евангелии Иоанна без преувеличения можно сказать, что оно на тверди церкви есть солнце между звездами. «Никто», говорит в благоговейном удивлении св. Амвросий, «никто со столь высокою мудростью не созерцал Божественную славу и не выразил нам более приличным словом (как Иоанн). Он вознесся превыше облаков, вознесся превыше сил небесных, вознесся превыше Ангелов, обрел в начале Слово, и зрел (Его) у Бога» 4 . Но сказанное отличие представляется гораздо разительнее, коль скоро мы сравниваем Иоанна с прочими евангелистами. Все они описывали Иисуса Христа в состоянии земной Его жизни. Но, читая книгу Евангелий, когда приступаем к последнему, мы встречаем здесь много особенного: здесь, по-видимому, новый мир, новые понятия, как бы другие лица, свой язык; и читатель, который сколько-нибудь мог выдерживать до сих пор положение наблюдателя отдаленных происшествий, здесь сам, так сказать, увлекается в круг описываемых событий. Здесь как будто ко мне именно обращены все слова, как будто меня наставляют, меня судят, обнаруживают тайны моего сердца, движут именно мое чувство. Как определить себе эту особенность? И от чего бы могло родиться такое различие? У всех евангелистов предмет один – Христос; все они люди не книжные и простые; все равно были тростью Великого Книжника, органом Духа Святого. Не кроется ли в этом отличии особенного намерения Духа Божия относительно этого Евангелия? Не имеет ли оно какого особенного назначения? Не открывает ли собою чего-либо нового в плане домостроительства Божия? Не представляет ли с новых сторон премудрость все деятельного Промысла? Вот вопросы, которые легко могут представиться внимательному читателю.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Молитвы Евхаристии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста (в чине православной Литургии) Источник Восточная Православная Церковь в настоящее время имеет во всеобщем употреблении две литургии. Одна из них приписывается св. Василию Великому , а другая – столь же славному отцу Церкви, св. Иоанну Златоусту . Литургия св. Василия совершается 10 раз в году: в связи с вечерней накануне великих праздников Рождества Христова и Богоявления, как бы открывая собой торжества этих праздников 1 , в пять воскресных дней Великого поста, также выделяя торжественность этих дней в ряду дней Четыредесятницы, в Великий Четверг, когда воспоминается установление Евхаристии Господом, в Великую Субботу – опять же в связи с вечерней этого дня, вводя нас, подобно литургии навечерия Рождества Христова и Богоявления, в предстоящее торжество торжеств праздника праздников – Воскресения Христова. Десятая литургия совершается в день кончины св. Василия – 1 января. Редкое, но связанное с особо торжественными праздниками церковного года, совершение литургии св. Василия выделяет эти дни от прочих дней года, когда полагается литургия св. Иоанна Златоуста . Не исключена возможность, что когда-то литургия Василия Великого совершалась и в другие торжественные дни церковного года. Так можно полагать потому, что в более древних евхологионах она помещается прежде литургии Иоанна Златоуста . В евхологионе IX века, хранящемся в Ленинградской государственной публичной библиотеке под Гр. 226 и известном под названием Порфирьевского, после литургии Василия Великого даны особые заамвонные молитвы на праздники Сретения, Богоявления, недели Мясопустной, 1, 2, 3, 4 и 5-й недель Великого поста, Недели ваий, Великого Четверга, Пасхи, Антипасхи и для праздников вообще 2 . Впрочем, обе литургии – и Василия Великого , и Иоанна Златоуста  – не отличаются одна от другой ни в обрядовых действиях, ни в самой конструкции чинопоследования в целом. Обе литургии имеют один и тот же чин проскомидии, одно общее начало, малый вход, молитву Трисвятого, чтение посланий апостольских и Евангелия, молитвы об оглашенных и верных, великий вход. Обеим свойствен один и тот же порядок благословения освящаемых Даров, возношения их, причащения и окончания богослужения. Более того, в обеих литургиях имеются одни и те же молитвы. Такова молитва в конце чина проскомидии «Боже, Боже наш, небесный хлеб», молитвы антифонов, молитва Трисвятого «Боже Святый, Иже во святых почиваяй», молитва перед чтением Евангелия «Воссияй в сердцах наших», молитва прилежного моления «Господи Боже наш, прилежное сие моление», молитва перед великим входом «Никтоже достоин», молитва перед возношением Даров «Вонми, Господи» и, наконец, заамвонная молитва. В силу изложенного естественно возникает вопрос: в чем же, собственно, заключалось литургическое творчество этих святителей?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

На преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (I) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, сегодня Святая Православная Церковь светло празднует день отшествия ко Господу одного из первых Апостолов, одного из любимых учеников Христовых, святого Иоанна Богослова. Святой Иоанн, сын галилейского рыбаря Зеведея и Саломии, до своего обращения ко Христу был учеником Иоанна Предтечи. После же обращения ко Христу святой Иоанн никогда уже не отходил от Господа, потому что полюбил Его своим чистым сердцем больше всего на свете. Во время земной жизни Спасителя Иоанн в числе трех ближайших учеников Его удостоился быть свидетелем явления Божественной славы на горе Фаворе, присутствовал при воскрешении дочери Иаира; на Тайной Вечере Господь открыл ему Своего предателя – Иуду. Проникнутый любовью к своему Господу и Небесному Учителю, Иоанн один из всех учеников стоял у Креста во время страданий Господних, и ему, как чистому девственнику, Господь со Креста поручил в предсмертные Свои минуты заботу о Своей Пречистой Матери. До Успения Божией Матери Апостол жил в Иерусалиме, а после Ее Успения – в городе Ефесе, где и проповедовал Евангелие Христово. За проповедь эту он был сослан сперва в Рим, где его подвергли пыткам. Когда же яд и кипящее масло не повредили ему, император Домициан сослал его на остров Патмос, где он и написал Апокалипсис, в котором изложена будущая судьба Христианской Церкви и всего мира. При добром преемнике Домициана, Нерве, святой Иоанн был освобожден и опять возвратился в Ефес, где и скончался мирно, едва ли не один из всех Апостолов. Кроме Апокалипсиса, им написано Евангелие и три соборных послания. Апостола Иоанна Богослова обычно именуют Апостолом Любви, потому что он преимущественно проповедовал взаимную друг ко другу любовь. Святой Иоанн, сам проникнутый глубокой любовью к жившим при нем христианам и ко всем христианам вообще, очень желал, чтобы между ними распространялись мир и любовь, а не вражда и ненависть. Он придавал заповеди о любви самое высокое значение и считал, что исполнения ее одной достаточно для спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Седмица 4-я по Пятидесятнице 18.03.2013 Рубрика: Евангелие дня Метки: Седмица 4-я по Пятидесятнице Понедельник Мф, 40 зач., 11, 2—15 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне. Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. Кто имеет уши слышать, да слышит! В Евангелии от Матфея четырежды говорится об Иоанне Предтече, и всякий раз — по отношению ко Христу. Иоанн Предтеча проповедует Царство Божие и крестит Христа. После взятия Иоанна Предтечи под стражу Спаситель начинает проповедовать. Иоанн из своей темницы задает вопросы о Христе, и Христос задает вопросы народу об Иоанне. Об этом — сегодняшнее Евангелие. И, наконец, мученическая смерть Иоанна открывает вторую половину служения Спасителя. «Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» Некоторые святые отцы говорят, что таким образом Предтеча, будучи сам непоколебимым в вере, употребляет пастырскую педагогику: он хочет, чтобы его ученики сами убедились, что перед ними — подлинный Мессия.

http://moral.ru/седмица-4-я-по-пятидесят...

протоиерей Лев Липеровский Скачать epub pdf ПРИТЧИ ГОСПОДНИ, ИЗЛОЖЕННЫЕ В ЕВАНГЕЛИИ ОТ ИОАННА Все вышеизложенные притчи Господни, собраны евангелистами-синоптиками. У Иоанна этих притч нет. Но у него есть другие притчи. Их немного и по характеру своему они очень отличаются от притч синоптических. Собственно говоря, в полном смысле слова «притч» у Иоанна имеется только две: «О Пастыре Добром» и «О виноградной лозе». Остальные притчи не имеют законченного сюжета и являются только краткими сравнениями высших духовных истин с земными предметами и понятиями, каковые Господь постоянно употреблял в своих беседах о Царствии Божием и о путях к нему. Так, можно отметить у Иоанна следующие изречения: О ХРАМЕ ТЕЛА СВОЕГО «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус». ( Ин.2:19–22 ). О ВОДЕ ЖИВОЙ «Всякий, пьющий воду сию, – сказал Христос самарянке, пришедшей черпать воду из колодца, – возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную...» ( Ин.4:13–14 ). О ЗЕРНЕ ПШЕНИЧНОМ «Истинно, истинно, говорю вам, – сказал Господь еллинам, пришедшим на праздник, – если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». «Любящий душу свою» (т. е. земную жизнь), «погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем, сохранит ее в жизнь вечную» ( Ин.12:24–25 ). ПРИТЧА О ПАСТЫРЕ ДОБРОМ Эта притча была сказана Иисусом Христом в Иерусалиме, на празднике «Обновления», вскоре после дарования зрения слепорожденному. От века неслыханное чудо всколыхнуло умы всех иерусалимлян и, одновременно, возбудило новый взрыв зависти и ненависти ко Христу со стороны книжников и фарисеев. Фарисеи считали себя истинными духовными вождями народа, «зрячими» пастырями, ведущими свою паству к Царствию Божию. Но популярность их в массах народа все ослабевала, а влияние Христа непрестанно возрастало.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010