Скачать epub pdf Глава 16 Искушение Иисуса Христа фарисеями и саддукеями ( Мф.16:1–4 ). Закваска фарисейская и саддукейская ( Мф.16:5–12 ). Исповедание Петрово ( Мф.16:13–20 ). Предсказание Христа о Своих страданиях, смерти и воскресении ( Мф.16:21–23 ). Крест последователей Христовых ( Мф.16:24–28 ). Мф.16:1 . И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. «Фарисеи и саддукеи»: см. прим. к Мф.3:7 . – «Искушая Его, просили знамения»: «спрашивали Его не для того, чтобы уверовать, но чтобы уловить... Если бы веровали, то не просили бы знамения» (Злат.). Их просьба была лицемерная, почему Спаситель и называет их лицемерами ( Мф.16:3 ). Притворялись они, что желали бы веровать в Господа, а сами в душе и не думали верить; показывали вид, что сомнение относительно лица Иисуса Христа тяготит их, тогда как на самом деле оно им нравилось. Может быть, думали поставить Его в затруднение и в этом найти предлог взнести на Него хулу. – «Знамение» (ср. прим. к Мф.12:38 ) «с неба»: какое-либо особенное, необычайное явление на тверди небесной. Ветхозаветные пророки иногда творили такие чудеса. Так, по слову Самуила, произошел необычайный чудесный гром ( 1Цар.12:16–18 ); Исаия возвратил солнечную тень на 10 степеней ( Ис.38:8 ); Моисей свел манну с неба ( Исх.16:4 ; Ин.6:31 ); Навин остановил солнце ( Нав.10:12–14 ). Фарисеи и саддукеи и просили Господа показать им подобное знамение в надежде, что Он не покажет такого, не сможет; а если Он действительно Мессия, то удовлетворит их желанию. «А не знали, глупые, что Моисей в Египте совершил много знамений на земле, напротив, огонь, сошедший с неба на скот и на детей Иова, был от дьявола; из чего видно, что не все приходящее с неба – от Бога, равно и не все, бывающее на земле, – от бесов» (Злат.). Относительно неожиданного согласия двух, обыкновенно враждебных между собою, сект (фарисеев и саддукеев) в настоящем случае и требования ими знамения именно с неба, блаженный Феофилакт замечает: «хотя в учениях фарисеи и саддукеи не согласны были между собою, но относительно Христа были единодушны; знамения же с неба просили потому, что думали, что знамения на земле совершаются (Христом) посредством демонской силы и о веельзевуле».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   В соответствующем Евангелии (Мф. 25:1-13) приводится притча Господня о пяти мудрых и пяти неразумных девах, не приготовивших елея к встрече Жениха и оставшихся потому вне брачного пира – Царства Небесного. «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий», – призывает Господь в заключение этой притчи.    В шестом чтении Апостола – Гал. 5:22-6, 2 – апостол Павел исчисляет духовные плоды, внушая пастырям, чтобы они исправляли согрешающих в духе кротости. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов», – призывает он.    В Евангелии от Матфея (15, 21—28), читаемом затем, повествуется о великой вере жены хананейской, дерзновенным усилием испросившей здоровья своей дочери.    Ряд чтений из Посланий святого апостола Павла завершается отрывком из 1 Фес. 5:6-19, содержащим призыв апостола к верным утешать малодушных, поддерживать слабых, прощать зло. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте», – взывает он к нашим сердцам.    Наконец, святой евангелист Матфей (9, 9—13) повествует о том, как он был из мытарей призван Господом и соделался апостолом, и приводит слова Иисуса Христа роптавшим на Него фарисеям: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».    По совершении последнего помазания пресвитеры окружают постель больного или он сам становится посреди них и первенствующий, открыв Святое Евангелие, возлагает его письменами на голову принявшего Таинство и произносит молитву к Господу Иисусу, Царю Святому, не хотящему смерти грешника, но да обратится и жив будет: «... Не полагаю руку мою на главу пришедшаго к Тебе во гресех и просящаго у Тебе нами оставление грехов, но Твою руку, крепкую и сильную, яже во Святом Евангелии сем, еже сослужители мои, держат (или... еже аз держу) на главе раба Твоего (рабы Твоя, имярек) и молюся (с ними) и прошу милостивое и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже, Спасителю наш, пророком Твоим Нафаном покаявшемуся Давиду о своих согрешениих оставление даровавый и Манесиину еже о покаянии молитву приемый.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Lectio VI Прокимен, глас 6: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей. Стих: Чистое сердце создай во мне, Боже, и вновь всели в меня Дух правды Твоей. Чтение Послания святого апостола Павла к Галатам (5:22 — 6:2) Братия! Плоды Духа таковы: Любовь, радость, мир, долготерпение, честность, доброта, верность, кротость и умеренность. Против этого всего нет закона. Принадлежащие же Иисусу Христу и вовсе распяли свою плоть вместе с ее страстями и вожделеньями. Если мы живем Духом, то Духом да и руководствуемся. Не станем тщеславиться, раздражать друг друга и друг другу завидовать. Братия, если и впадёт какой человек в некий проступок, то вы, духовные, исправляйте такого в духе кротости, наблюдая каждый за собой, чтобы и самому тебе не впасть в соблазн. Сносите бремена друг друга и тем самым преисполните закон Христа. Аллилуарий: Счастлив муж, боящийся Господа, крепко держащийся за заповеди Его. Священник: Чтение святого Евангелия от Матфея (15:21–28) Народ: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Иисус дошел до окрестностей Тира и Сидона. И вот женщина хананеянка из округи той шла за Ним и кричала: Помилуй меня, Господи, сын Давида! Дочь моя одержима злым демоном. Но Он не отвечал ей ни слова. Тогда сопровождавшие Его ученики упрашивали Его, говоря: Отпусти её, ведь она с криком преследует нас. И Он ответил им: Я не послан ни к кому, кроме как к пропащим овцам из дома Израиля. Она же, догнав их, поклонилась Ему, говоря: Господи, помоги мне. И Он ответил ей: Не хорошо забирать хлеб у детей и бросать псам. И она сказала Ему: Да, Господи! Но ведь и псы подбирают крошки, которые падают со стола хозяев их. И тогда воскликнул Иисус: О, женщина! Велика твоя вера! Да будет тебе то, чего ты хочешь. И дочь ее исцелилась в тот же час. Народ: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Священник: Господу помолимся. Молитва Благодарим Тебя, Господа Бога нашего, человеколюбивого врача душ и телес наших, без труда несущего недуги наши, ранами Своими всех исцелившего! Добрый Пастырь, пришедший, чтобы отыскать заблудившуюся овцу. Подающий малодушным утешенье и сраженным возвращающий Жизнь! Двенадцать лет кровоточившую исцеливший и дочь женщины Ханаанской от свирепого демона освободивший. Двум должникам долги простивший и грешницу прощеньем одаривший. Паралитику исцеленье даровавший вместе с отпущением грехов его. Мытаря словом оправдавший и принявший последнюю исповедь разбойника. Грех мирозданья на Себя возложивший и ко кресту пригвоздивший!

http://predanie.ru/book/221410-posledova...

   О трех Божеских Лицах в Ветхом Завете говорится:    1) в Книге Бытия (Быт.1:26) — что Бог, желая сотворить человека, сказал во множественном числе: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему»;    2) пророк Исаия отмечает песню Ангелов: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис.6:3).     57. Какие имеются главные свидетельства Нового Завета о трех Божеских Лицах?    Главные свидетельства Нового Завета о трех Божеских Лицах следующие:    1) при крещении Господа Иисуса Христа Бог Отец свидетельствовал о Сыне Своем словами: «Ты Сын Мой возлюбленный», а Дух Святой появился в виде голубя, что и является доказательством троичности Божией (Мк.1:11; Лк.3:21—22);    2) в Евангелии от св. Матфея приведены слова Иисуса Христа, сказанные апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19);    3) в Первом послании св. Иоанна сказано: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино» (1Ин.5:7).     Пояснение:    Второе Лицо Божества, Бог Сын, в Священном Писании часто именуется Словом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Или же: «И Слово стало плотию и обитало с нами... и мы видели славу Его, славу, как Единороднаго от Отца» (Ин.1:14).     58. Каким общим именем поименованы три Лица Божества?    Три Лица Божества поименованы общим именем «Пресвятая Троица», или «Триипостасный Бог».     59. Нужна ли нам вера в три Лица Божества?    Вера в три Лица Божества нам крайне необходима, иначе Пресвятая Троица не открылась бы миру; а Бог открывает только то, что для спасения необходимо, а не то, что является лишним.     60. Кто учит веровать в Бога, но не в Пресвятую Троицу?    Веровать в Бога, но не в Пресвятую Троицу учат евреи и магометане.     61. Может быть христианином тот, кто не верует в три Лица Божества?    Кто не верует в три Лица Божества, тот не может быть христианином.     Пояснения:    I. Человеческий разум не постигает многих вещей ни в природе, ни во вселенной, а Бог, сотворивший вселенную и природу, гораздо больше природы; Он бесконечно возвышен над человеческим умом. В своем Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень?» (Рим.11:33—34).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В Евангелии от Матфея (28:19) Господь дает поручение ученикам: “Шедше научите вся народы, крестяше их во имя Отца и Сына и Свята го Духа”. Прежде всего, это было поручение научению: шедше научите вся народы. Чему необходимо было научить? Церковное предание говорит о том, что это должно быть научение, прежде всего, правильному представлению о Боге: что Бог един в трех Лицах, затем правильное Богопочитание, что выражалось в том, что “крестяща их во имя Отца и Сына и Святаго Духа”. Эти слова – не просто указание таинство крещения, которое мы знаем; они имеют еще тот смысл, что человек предается полностью Богу, а не какому-то промежуточному земному или небесному покровителю, причем равными называются все три Лица Пр. Троицы – Отец, Сын и Дух Святый. Здесь можно сделать ссылки на Послание к Римлянам (6:3), 1 Послание к Коринфянам (1:13), 1 Послание ап. Петра (3:21). Все эти цитаты свидетельствуют о поклонении Отцу и Сыну и Св. Духу, о служении Им, как подобает служить Богу. Мы видим в посланиях ап. Павла пожелание всего лучшего тем, кому он пишет, но не простое пожелание, а именно “благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога Отца, и общение Св. Духа да будет со всеми вами” ( 2Кор.13:13 ). Здесь, конечно, тоже говорится о том, что для ап. Павла несомненными являются три Лица Божественной Троицы, от их Имени он и говорит, желая благодати Божией тем, кто находится в Церкви. Теперь место из 1 Послания Иоанна – 5:7. Там говорится: “Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино”. Вы, вероятно, знаете, что относительно этих слов существует большая полемика: есть они или нет в первоначальном тексте послания ап. Иоанна Богослова. Как показывает опыт, в греческом тексте этих слов не было, а были они в латинских текстах. Даже в славянский текст это попало только в XVI веке. Поэтому одни из аргументов в пользу неподлинности этих мест состоит в том, что во время арианских споров это место никогда никем из святых отцов не приводилось. Сразу замечу, что наши рационалистические рассуждения на этот счет имеют довольно зыбкое основание.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Возможно, что, услышав подобный, более чем конкретный ответ, юноша обиделся или даже оскорбился. И действительно, если священник на исповеди даст совет кому-либо из нас не убивать людей и не насиловать женщин, то, возможно, подобное оскорбит и выведет из равновесия кого-либо из нас. Разве это не очевидно? Но в действительности многим людям необходима именно такая конкретика, она необходима и каждому из нас. Ибо что пользы для христианина рассуждать о нетварных божественных энергиях и при этом блудить, воровать, поносить ближних последними словами, курить и пьянствовать? Если дело с богатым юношей обстоит именно так, то он просто-напросто грешник, который не понял этого до конца. Но в Толковой Библии Лопухина предлагается и несколько иное истолкование, там сказано: «Нельзя предполагать также, что указание Христом таких-то, а не других заповедей было просто делом случайным, то есть, иначе говоря, простым набором слов. Таким образом, остается только одно – предположить, что, наоборот, юноша особенно сильно, особенно ревностно заботился об исполнении тех именно заповедей, на какие указывал ему Христос, и ответ Его, если можно так выразиться, был прямо рассчитан на то, чтобы не сказать ничего нового сравнительно с тем, что уже было хорошо известно из ветхозаветного закона. Это толкование во всяком случае хорошо подтверждается дальнейшим заявлением юноши (ст. 20), что все это он “сохранил”. Чего еще недостает ему? – Самые заповеди, перечисленные Христом, есть сокращенное изложение Десятословия и других мест ветхозаветного закона» 127 . Если следовать за толкованием преемников Лопухина, то получается, что Христос ищет для юноши не просто спасения на положении меньшего в Царствии Небесном, но предлагает ему нечто иное – и несравненно большее. И действительно, далее мы читаем: Мф.19:20 . «Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?». Такой ответ юноши нельзя воспринимать как что-то безусловное. Конечно, он мог исполнить внешнюю сторону Закона, но если бы он постиг и внутренний смысл каждой заповеди, то без сомнения почел бы себя грешником. Апостол Павел писал о себе: «Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками…» ( Гал.2:17 ). То есть, он посмотрел на Закон Божий через призму Нового Завета, и увидел себя грешным и оскверненным. Сказано: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной… Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:21–22, 27–28 ). Иными словами, иногда грешник не совершает грех только потому, что обстоятельства, не зависящие от него, не позволяют ему это сделать, и неужели его только за это надо считать праведным? Конечно, НЕТ!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Мф.6:28. И о одежди что печетеся; Смотрите крин селных, како растут: не труждаются, ни прядут И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как ом растут: ни трудятся, ни прядут;    Кринами в этом месте назвал всякие цветы, что видно из слов: «Яко един от сих» (Мф. 6:29). Но почему Он говорит о произрастании, между тем как речь зашла об одежде? Потому что выражение «растут» Он употребил ради листьев которые служат одеждою каждому цветку. Обратите внимание, говорит, на полевые цветы, как они растут в листьях, которые сколько растут, столько и украшают. Мф.6:29-30. Глаголю же вам, яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих: аще же сено селное, днесь суще и утре в пещь вметаемо, Бог тако одевает, не много ли паче вас».но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас,…    Почему опять не представил в пример птиц, или других животных? Мог Он назвать много разукрашенных и прекрасных. Потому, что желает здесь показать ничтожность травы, так разукрашенной Богом, и блеск красоты, данной такой ничтожной траве. И смотри, что, усиливая ничтожество цветов, назвал их далее травою, и сказал еще более: «днесь суще, и утре в пещь вметаемо», — что сказано для усиления ничтожества. Равным образом, возвышая силу их красоты, не сказал просто, что Бог из одевает, но: «тако одевает». Слово тако указывает здесь на усиление красоты.    Поставил Соломона, как любителя красоты и мудрого в понимании ее. «Пещь» — место для печения хлебов. Местоимение «вас» понимай как выражающее почтение. Говорит вопросительно, как бы так: не гораздо ли больше вас, драгоценное Свое стяжание, у которых облагодатствовал тело, душу и ум, для которых сотворил мир, за которых предал и единородного Своего Сына? Мф.6:30. Маловери маловеры!    Это — слово порицания. Показав то, что желал, порицает затем их, называя маловерами, так как они не вполне верили, что Бог заботится о них, и потому сами заботились. Так порицая, Он стыдит их и делает более послушными. Указанным примером научил не гордиться роскошными одеждами, потому что травные цветы роскошнее и красивее. Подобно тому, как выше сказав о птицах, что они не сеют, не запретил сеять, как мы сказали там, — так и здесь не запретил трудиться и прясть, но сказал так, желая только показать, что Бог одевает их. Почему Он одел в такую красоту цветы? Потому что желает, чтобы ты и из этого узнал величие Его мудрости и могущества. Если полевые цветы, созданные ради тебя, Он так великолепно одел, то не гораздо ли лучше оденет тебя, для которого Он сотворил их? Сам будучи Творцом и Промыслителем, относит, однако, творение и промышление обо всем к Отцу, указывая этим на равную с Ним волю и могущество. Еще не время было явно открыть о Своем Божестве, как мы пояснили при толковании слов: «Слышасте, яко речено бысть древним: не убиеши» (Мф. 5:21).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Что есть три Божеские Лица – Отец, Сын и Святой Дух – мы знаем из Божественного откровения, изложенного в Священном Писании. В Ветхом Завете уже говорится о Св. Троице, только не так ясно, как в Новом Завете, где прямо поименованы все три Лица Пресвятой Троицы. 56. Что говорится в Ветхом Завете о трех Божеских Лицах? О трех Божеских Лицах в Ветхом Завете говорится: 1) в Книге Бытия ( Быт.1:26 ) – что Бог, желая сотворить человека, сказал во множественном числе: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему»; 2) пророк Исаия отмечает песню Ангелов: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» ( Ис.6:3 ). 57. Какие имеются главные свидетельства Нового Завета о трех Божеских Лицах? Главные свидетельства Нового Завета о трех Божеских Лицах следующие: 1) при крещении Господа Иисуса Христа Бог Отец свидетельствовал о Сыне Своем словами: «Ты Сын Мой возлюбленный», а Дух Святой появился в виде голубя, что и является доказательством троичности Божией ( Мк.1:11 ; Лк.3:21–22 ); 2) в Евангелии от св. Матфея приведены слова Иисуса Христа, сказанные апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ); 3) в Первом послании св. Иоанна сказано: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино» ( 1Ин.5:7 ). Пояснение: Второе Лицо Божества, Бог Сын, в Священном Писании часто именуется Словом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин.1:1 ). Или же: «И Слово стало плотию и обитало с нами... и мы видели славу Его, славу, как Единороднаго от Отца» ( Ин.1:14 ). 58. Каким общим именем поименованы три Лица Божества? Три Лица Божества поименованы общим именем «Пресвятая Троица», или «Триипостасный Бог». 59. Нужна ли нам вера в три Лица Божества? Вера в три Лица Божества нам крайне необходима, иначе Пресвятая Троица не открылась бы миру; а Бог открывает только то, что для спасения необходимо, а не то, что является лишним. 60. Кто учит веровать в Бога, но не в Пресвятую Троицу? Веровать в Бога, но не в Пресвятую Троицу учат евреи и магометане.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

– «Что слышите и видите» и пр.: ев. Лука говорит, описывая то же событие, что Иисус в это время многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение ( Лк.7:21 ). Указывая на сии чудотворения Свои, Господь тем самым отвечает на вопрос Иоанна утвердительно, т.е. что Он есть действительно Тот, который должен прийти – Мессия: ибо такие дела, по пророчеству Исаии ( Ис.35:5 и дал. Ис.61:1 и дал.), должен творить Мессия. Пророки, хотя творили чудеса, но не столь поразительные и не в таком обилии; при том же Господь творил их во Свое имя и Своим собственным могуществом, тогда как пророки творили их во имя Божие и силою Божиею. Он посему творил такие чудеса и так, какие и как мог творить только Мессия. – «Нищие благовествуют»: нищие – бедные, несчастные, по мнению мира, труждающиеся и обремененные ( Мф.11:28 ). Таковые по преимуществу собирались вокруг Господа, возвещавшего им наступление Царства Божия; им принадлежало участие в сем царстве, если они, как нищие духом, глубоко чувствовали потребность спасения, с любовью и усердием слушали слово Его и передавали оное другим. Блаженный Феофилакт под нищими разумеет также «апостолов, которые, как рыбари, действительно были нищи и презираемы за свою простоту». – «Не соблазнится о Мне»: соблазниться о ком значит усомниться в чьем-либо достоинстве, иметь ложные, уничижительные представления по какому-либо поводу, вследствие сего – не доверять таковому лицу или глумиться над ним (ср. Мф.13:57, 26:31,33 ). Блажен, кто не соблазнится Моим уничижением или бедностью Моей жизни до того, чтобы из-за сего не верить Мне или отвергать Мое учение. Блажен, кто, сквозь покров смирения, по делам Моим видит и признает во Мне истинного Мессию. Конечно, это относится не к Иоанну, который еще в то время, когда Господь не творил чудес, исповедал Его истинным Мессиею, Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира. Слова сии относятся к обличению соблазна учеников Иоанна. «Ибо как они соблазнялись о Нем, то, обнаружив их болезнь и никого не сделав свидетелем сего обличения, кроме их самих, которые одни понимали сие, тем более привлекал их к себе, говоря: «блажен, кто не соблазнится о Мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Воля пославшего Меня в том, чтобы всякий видящий Сына и верующий в Него имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». «Никто не сможет придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня, и воскрешу его в последний день». «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Все эти тексты относятся преимущественно к воскресению, более, чем к суду, так же как ив 11:24, слова Марфы о Лазаре, обращенные к Спасителю: «знаю, что воскреснет, в воскресение, в последний день». (Таким образом эсхатология содержит не учение о втором пришествии Христа на суд, но лишь о всеобщем воскрешении, с некиим имманентным самосудом). «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (5:28, 29). В такую отвлеченную форму здесь облечены пламенные образы речи о Страшном Суде евангелия от Матфея (25). Конечно, не надо забывать, что Четвертое Евангелие находится в контексте с синоптиками и их эсхатологию подразумевает. Оно является к ней в известном смысле комментарием или дополнением, но само по себе оно не является в точном смысле эсхатологическим. Потому Четвертое Евангелие вообще не содержит в себе глав или даже только отдельных текстов характера чисто эсхатологического. И в последних его главах также имеется рассказ лишь о явлениях Воскресшего, и лишь только в последних словах Христа мы находим некое общее обетование – «пока прииду» (21:22, 23) – во всей его неопределенности, и слово это звучанием своим как бы уносится в небеса. По Иоанну суд имманентный, связанный с богоявлением или боговоплощением, Отцом отдается Сыну, подобно тому, как и у синоптиков пришествие в мир Сына является и судом над ним. Именно неприятие Его одними, хотя и «своими», с приятием другими полагает основание этому различению внутреннего суда. «Во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти» (1:11, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010