Прощание с Патриархом Тихоном — воспоминание современника Перед литургией протоиерей провозгласил, обращаясь к гробу Святейшего: «Благослови, Святейший Владыко!» 7 апреля, 2015 Перед литургией протоиерей провозгласил, обращаясь к гробу Святейшего: «Благослови, Святейший Владыко!» Священник Сергий Сидоров в своих воспоминаниях описывает сцену прощания с почившим 90 лет назад Святейшим Патриархом Тихоном. Я ехал по ночной Москве. Первый ветер ранней весны колебал бледный свет фонарей, цоканье подков будило тишину. До Каменного моста людей не было. Будто погруженные в сон, проплыли мимо меня соборы Кремля, громада храма Спасителя, знакомые башни, высокие дома, темнеющие дерева Александровского сада… Я ехал на погребение Святейшего. Весть о его смерти неожиданно заставила меня нарушить мой сергиевский затвор, ГПУ любезно разрешило мне в качестве делегата от духовенства Сергиева поехать в Москву на погребение Патриарха, и я, не окончив Вербную всенощную, с последним вечерним поездом отправился на похороны. После Каменного моста стали попадаться группы людей, идущих к Донскому. Чем ближе к монастырю, тем эти группы все разрастались, и по громадной Донской улице уже непрерывно двигалась толпа. Здесь вереницы экипажей и автомобилей медленно двигались среди молчаливого людского потока. Я воспользовался тем, что передо мною шла депутация католического духовенства, и без труда проник в древний и торжественный Донской собор. Казалось, совершалось вечное торжество Церкви. В свете бесчисленных свечей на высоком пьедестале посреди собора стоял утопающий в венках и цветах гроб. У него двенадцать иподиаконов-юношей держали свечи. Царские врата были отворены, и на престоле сияли свечи. Толпа непрерывной лентой огибала гроб, кланялись и исчезали в темноте дверей, чтобы дать место новому людскому молчаливо-торжественному морю. У гроба непрерывно служились панихиды, и скорбно пели все молящиеся заупокойные песнопения. Я был горько поражен смертью Патриарха. Я не только жалел о Святейшем как о человеке и деятеле Церкви, но ясно сознавал те невзгоды, которые готовились верующим с его уходом в иной мир. Но, глядя на его последнее торжество, я ощутил трепетную радость прославления его как святого. Святые познаются по их кончине, и великая любовь к покойному Патриарху, которая охватила всех православных, как бы вскрыла тайны неба и указала им на светлый путь покойного святителя Церкви. Меня тотчас, когда я окончил панихиду, распорядитель попросил сказать слово и убедить народ временно покинуть храм, так как необходима была уборка его перед обедней. Мне без труда удалось это исполнить, и я по распоряжению ответственного за порядок при погребении, тогда еще православного епископа Можайского Бориса, стал читать последнее Евангелие над телом Патриарха.

http://pravmir.ru/proshhanie-s-patriarho...

Пьер Дюмулен (отв. ред.) (католический священник) IV. Тайна Святой Троицы Тройственная жизнь Бога – Тайна тайн веры. Наше христианское бытие началось с Крещения, данного нам во имя этой жизни; оно призвано с первого мгновения исповедовать Отца, Сына и Святого Духа; оно найдет вечное завершение, участвуя в этой жизни через блаженное видение. «Благодать Господа [нашего] Иисуса Христа, любовь Бога [Отца] и общение Святого Духа со всеми вами», – сказал Апостол Павел [ 2Кор 13, 13 ]. «А как вы Сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче», – писал он Галатам 6]. Эти провозглашения Троичности, в числе многих других, формулируют то, что засвидетельствовали евангелисты, каждый по-своему: тайну Бога Единого и Троичного, которую Церковь вначале пережила в своих Таинствах и молитве, прежде чем начать защищать ее от ересей и с помощью великих богословов пытаться глубже в нее проникнуть. Эти различия в Боге, которые одни выражают полную реальность неделимой сущности Божественной природы, – тайна. Три Лица составляют эту Божественную природу: Отец, Сын и Святой Дух. Вся Божественная природа со своими свойствами неделимо принадлежит каждому из них. Единственная основа их различия состоит во взаимных отношениях, через которые они, вследствие своего происхождения, обладают этой природой: Отец – не имеющий начала, первопричина Сына и Святого Духа; Сын – рожденный от Отца и ниспославший Святого Духа; Святой Дух – исходящий от Отца и Сына как от единого начала. Эти различия между Лицами, Их взаимоотношения являются реальными различиями, а не только понятийными. Однако Лица и природа являются одной и той же Реальностью. Поэтому сами Лица – сохраняя свои различия – взаимно проникают друг в друга самым полным образом, «настолько, что в целом... следует почитать и единство в Троице, и Троицу в единстве» (так называемый Символ Афанасия). Решения Церковного Учительства защищают залог веры в Троицу от двойных нападок. Одни отрицают реальность взаимоотношений Божественной природы с Божественными Лицами, либо устраняя реальное различие Лиц и настаивая исключительно на единстве природы (савеллианство), либо ущемляя единство природы за счет преувеличения различия между Лицами (тритеизм). Другие не согласны с католической концепцией взаимоотношений между Лицами, искажая либо то, каким образом Сын происходит от Отца (арианство), либо то, каким образом Святой Дух исходит от Отца и Сына (македонизм).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) …многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. ( Деян.14:22 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Деян.14:20-27 ) продолжает знакомить нас с самыми яркими моментами первого путешествия апостола Павла. Мы слышали, что апостол Павел вместе с Варнавою проповедовал Святое Евангелие в Дервии и приобрел в этом городе много учеников и последователей Христовых. Обратно проходили они Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Новоначальные христиане нуждались в опытном духовном окормлении. Умное наставническое слово помогало им укрепляться в истинной вере и вести жизнь по заповедям Божиим. Оставляя своих учеников в разных городах и странах, апостол Павел предупреждал их о предстоящих трудностях. Такое отношение было честным и искренним. Никто не обещал последователям Христа «золотые горы», материальный достаток или земное благополучие. Не ради всего этого вступали они на путь спасения, а ради Божественной любви, исповедания имени Господа Иисуса Христа и наследования блаженной вечности в Царствии Небесном. Люди понимали, что в этом, погрязшем в грехе и разврате мире, им надлежит претерпеть немало горестей и скорбей только лишь по той простой причине, что они более не хотят жить так, как живут все окружающие, что их души просвещены неизреченным светом Христовым. И это благо, которое, по милости Божией, им довелось познать, не сравнимо ни с какими преимуществами и достоинствами временной, земной жизни! Ведь главное богатство, нетленное и вечное сокровище, которое обретают верующие, есть Господь наш Иисус Христос — Путь, и Жизнь, и Истина, и Спасение.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Вступление Каждому пастырю, чтобы быть продолжателем великого дела Христа Спасителя — спасения людей, необходимо, по заповеди Господней: “Идти в мир и проповедовать Евангелие всей твари” (Мк. 16:15), т.е. быть проповедником. Гомилетика призвана помочь пастырю стать проповедником. Эта наука изучает теорию проповедничества и историю христианской проповеди. В семинарском курсе гомилетики, наряду с теоретическими основами проповеди (3й кл.), изучалась и история христианской проповеди в России с Х по ХХ вв. (4й кл.). В настоящем курсе лекций будет предложена история христианской проповеди с Iro до XI-ro beka. Условно христианская проповедь в первые десять веков может быть разделена на следующие периоды: 1. Основоположная Проповедь (I bek). Проповедь Христа Спасителя. Проповедь свв. Апостолов. 2. Проповедь Мужей Апостольских (II bek). 3. Проповедь III-ro века (III bek). 4. “Золотой Период” Христианской Проповеди (IVV bb.). 5. Византийская Проповедь (с VI по Х вв.). Изучая христианскую проповедь, каждый студент должен попытаться, наряду с внешней изменяемой формой, постигнуть и вечное живое, никогда не стареющее содержание христианской проповеди, которое в полноте содержится в Святой Православной Церкви. Каждый из изучаемых периодов имеет свои особенности, каждая эпоха выдвигала свои запросы, свои требования; и христианская проповедь, идя навстречу нуждам слушателей, всегда отвечала на запросы времени. Неизменным же в проповеди всегда было и будет то, что человек — существо богоподобное, но падшее, поражённое грехом, что нашего ради спасения второе Лицо Св. Троицы Бог Сын воплотился и совершил Свой искупительный подвиг, что спастись от греха и вечного осуждения может только тот, кто уверует во Христа и всей своей жизнью приобщиться к Его спасительному подвигу. Совершив искупление человеческого рода, Христос Спаситель основал на земле Церковь, которой вверил дело спасения человеческих душ. Церковь во все времена в чистоте хранит учение Христово и через своих пастырей возвещает его всем желающим следовать за Истиной.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

Рассказы о праздниках православной церкви с приложением тропарей с русским переводом и объяснением указания литургийных евангельских чтений и особенной поучительности праздничных событий и с разъяснением праздничных обрядов и обычаев Источник Предварительные понятия о праздниках 1 Какие дни называются праздниками? Каждый день года обыкновенно посвящается воспоминанию о делах Божиих для нашего спасения, напр. о рождении Христа Спасителя, и о Святых Божиих, о делах их, напр. о рождении, успении (т. е. преставлении, смерти) Пресв. Богородицы, о рождении, усекновении главы Иоанна Крестителя Господня. И дни, которые посвящены воспоминаниям о более важных из сих дел Божиих для нашего спасения и о особенно чтимых Святых Божиих, называются праздниками, или праздничными днями. Что значит название некоторых дней праздничными, и отчего происходит название сие? Название «праздник» происходит от слова «праздный», т. е. свободный от дел и занятий: так как в большие праздники, по 4-й заповеди закона Божия, не должно заниматься мирскими и житейскими работами и делами, а должно заниматься духовными и святыми, напр. молитвою, чтением и слушанием слова Божия и проч. Как называются дни непраздничные? Дни непраздничные, т. е. дни, которые посвящены воспоминаниям о менее важных из дел Божиих для нашего спасения и о менее чтимых Святых Божиих, называются днями будничными, буднями. Что значит название известных дней будничными? Название «будни» происходит от слов «будущие дни», т. е. следующие за праздничными, дни непраздничные, напр. прочие шесть дней недели, следующие за праздничным воскресным днем, когда в эти дни не бывает никаких праздников. Что нужно заметить о делах Божиих для нашего спасения, воспоминанию коих посвящены дни года? О делах Божиих для нашего спасения, воспоминанию коих посвящены дни года, должно заметить следующее: Человек создан был для вечного блаженства в раю, под условием всегда и во всем исполнять волю своего Бога-Творца. Не исполнил человек сего условия – нарушил заповедь Божию в раю; лишен за то райского блаженства, и осужден на скорби и страдание. Навеки погиб бы человек, если бы Господь по человеколюбию своему не спас его. За сознание его во грехе, не то, что падшие ангелы, Бог-Отец, соизволил на его спасение; Сын Божий сошел с неба, принял на себя естество человеческое – душу и тело, родился от Пресв. Девы, как человек жил на земле, научил людей спасению, оставил им для того свое Евангелие, страдал и умер мучительнейшею и поноснейшею смертию на кресте, в удовлетворение правосудию Божию за грехи людей, и таким образом исходатайствовал людям прощение и примирил их с разгневанным правосудием Божиим; Дух Св. всякому верующему во Христа-Спасителя, в св. таинствах, сообщает свои дары, т. е., силу, которая при вере, желании спасения и старании исполнять заповеди Христовы, спасает человека и снова возвращает его в рай на вечное блаженство. Дни, посвященные воспоминанию о таких делах Божиих для спасения людей, посвящены именно сим воспоминаниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) февраля Священномученик Иоанн Артоболевский Священномученик Иоанн родился 9 января 1872 года в селе Проказна Лунинской волости Мокшанского уезда Пензенской губернии в семье священника Алексея Артоболевского. Иван Алексеевич окончил духовное училище и Пензенскую Духовную семинарию. В 1891 году, как лучший ученик семинарии, он был послан для продолжения образования в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1895 году . Иван Алексеевич еще в юности обнаружил талант проповедника, и одна из его проповедей привлекла особенное внимание студента академии Ивана Васильевича Успенского, впоследствии архиепископа Тверского Фаддея, который счел нужным записать ее содержание в своем дневнике: «Каждому из нас также предстоит призвание, но так ли мы настроены, как были настроены апостолы при призвании? Апостол Петр, который был опытен в своем деле, в лове рыбы, после чудесного лова, будучи призван, сознал полное свое бессилие. Мы при призвании слышим два голоса – голос разума и голос сердца. Первый говорит о нашей силе: мы изучили не одну лишь внешнюю сторону жизни, изучая историю, но и внутреннюю, изучая психологию, историю педагогики, предохраняющую от ошибок воспитания. Голос сердца говорит нам о нашем бессилии: готовы ли мы к самоотвержению, к признанию неважными интересы собственной личности, а важными дела других. Выходит разлад, который поможет разрешить Священное Писание. Подобно апостолу Петру, мы должны оставить мысль подольше остаться в воспитанном в нас неведении, уяснить себе, что книги не вечное наше достояние: необходимо удовлетворить голосу сердца – развивать в себе самоотвержение, любовь и сострадание». В 1896 году Иван Алексеевич стал помощником секретаря Совета и Правления Московской Духовной академии и преподавателем Священного Писания в Вифанской Духовной семинарии и географии во втором классе Филаретовского училища при Александро-Мариинском доме призрения в Сергиевом Посаде. В 1899 году он был удостоен звания магистра богословия за работу «Первое путешествие апостола Павла с проповедью Евангелия». В том же году постановлением педагогического собрания семинарского Правления он был избран на должность преподавателя еврейского языка в Московской Духовной академии .

http://fond.ru/kalendar/118/ioann/

Речь, сказанная 6-го декабря 1866 года по прибытии в Смоленск и вступлении в кафедральный собор Благословен Бог , благоустроивший путь мой к вам, братия. С благодарением Богу и преданностью воле Его, я принял настоящее мое назначение; с доверием и любовью спешил к вам. Я уже слышал издали много доброго о здешней пастве, и в том, что вижу теперь, по прибытии сюда, я с первого раза нахожу добрые признаки, оправдывающее и молву, и те чувства мои, с которыми я шел к вам. Я слышал о собрании многих в архиерейской церкви в ожидании моего прибытия, когда я еще медлил в пути; по прибытии меня утешило немедленное посещение почетных граждан и лиц местной гражданской администрации; я вижу и в этот не ранний час, уже после общего церковного собрания к праздничному богослужению настоящего дня, это новое многочисленное стечение народа в соборном храме, чтобы соучаствовать в особой молитве о новом пастыре. Все это служит залогом добрых соотношений между паствою и пастырем. Я не смею такую внимательность приписывать одному любопытству, одному понятному, но мимолетному желанию видеть нового архиерея; я не даю себе права относить это к своей личности: и вы меня еще не знаете, и я еще ни чем не заслужил вашего особенного внимания. Нет; я вижу здесь добрый дух народа, преданного своей вере и Церкви, уважающего сан святительский готового внимать своим пастырям и любить их. Да, братия мои, великое дело любовь и единение духа между пастырем и паствою; это сила, сила нравственная, которая много может сделать и в духовной и в общественной жизни нашей, и в делах веры и в нравах народных, и в пользах Церкви и в благе гражданском. Ничто не может одолеть этой силы, когда твердая в своих основаниях, положенных для неё Христовым евангелием, чистая в своем духе, она идет верным путем и действует правильными средствами к цели духовного развития народа. Что такое епископ-пастырь Церкви в истинном смысле слова? Не учитель только, хотя и высший, в предметах веры и благочестия, не совершитель только торжественного богослужения и рукоположитель священства, не судия только главный дел совести и дел официально церковных, наконец не начальник только духовного сословия. Пастырь-епископ есть высший руководитель народа на всем пути духовной жизни, наблюдатель общественной нравственности, хранитель и защитник высших духовных потребностей и польз народа, представитель за его душу и совесть и благо вечное пред Богом и человеком, на небе и земле; это наконец представитель Церкви православно-кафолической в данном месте, её законов, её прав, её сил, её целей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Санкт-Петербург. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. По преданию, одними из первых обрели вечное упокоение на берегах Черной речки, как тогда называлась Смоленка, артельные работные люди из Смоленска. Громадные постройки потребовали большого числа рабочих рук, и на Васильевском острове поселились те, кого монаршая воля призвала в Петербург. Однако жить было негде. Первое время ночевали под открытым небом; к тому же, из-за дороговизны не хватало съестных припасов. Непривычный образ жизни, тяжкие труды свели в могилу многих. Место захоронения строителей Петербурга нарекли Смоленским полем. Официальной датой рождения кладбища можно считать 23 октября 1738 года, когда Святейший Синод постановил: " В С.-Петербурге погребению быть надлежит на Васильевском острове у Черной речки, между 18 и 23 линиями, к какому месту дорогу расчистить от вновь наросшего кустарнику и поделать канальцы " . В 1756 году стихийно росшее кладбище было благоустроено и обнесено " городьбой " . Первая деревянная церковь на кладбище была была построена заботами императрицы Елизаветы Петровны и освящена после двух лет постройки 30 сентября 1760 года во имя Смоленской иконы Божией Матери. Затем к ней был пристроен освященный 6 ноября 1772 года теплый Михайловский придел. Каменная церковь была построена в 1786-1790 годах по проекту архитектора профессора Алексея Иванова. Четкость плана, гармоничность пропорций здания отличают архитектуру раннего русского классицизма. 2 июня 1786 года митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил прибыл на Смоленское кладбище и сам назначил место для построения нового храма. Многие купцы бесплатно доставляли песок, кирпич, лес. Все материалы подвозились по Смоленской речке к самому месту постройки. Спустя четыре года строительство закончилось. Первым 26 сентября (9 октября) 1790 года был освящен придел во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, где установили иконостас из упраздненной Богословской церкви на Выборгской стороне. Через пять дней, 1 октября 1790 года был освящен ее главный придел во имя иконы Смоленской Божией Матери. В облике церкви отразилось влияние принципов зрелого классицизма. Прямоугольное в плане здание увенчивал один большой круглый барабан, плавно переходящий в низкий и широкий купол византийского типа. К главному объему с запада примыкали трапезная и невысокая двухъярусная колокольня со шпилем. Все здание отличали простота форм, скупость деталей, скромность архитектурного образа, отвечавшие настроению окружения.

http://sobory.ru/article/?object=00742

священник Владимир Вукашинович Заключение Стремление к литургическому возрождению появляется тогда, когда приходят к выводу, что в богослужебной жизни Церкви наступил застой. Это осознали пионеры литургического движения на Западе. Основной идеей, которой они руководствовались, было богословское возрождение Церкви, целостное и глубокое возвращение к преданию, новое открытие литургии как центра церковной жизни 913 , о чем кардинал Чикониани, открывая конгресс в Ассизи, говорил так: Ошибаются те, кто в различных литургических реформах и реставрациях видят ностальгию по древним формам, своего рода эстетически или мистически мотивированный романтизм, сентиментальную привязанность к прошлому. Реформы основаны совсем не на этом. Главный и, можно сказать, единственный мотив, который привел к этим реформам и преобразованиям, основывается на горячем желании увидеть людей, которые действительно живут жизнью Христовой 914 . Когда видна пропасть, которая пролегла между вечно живым евангельским посланием Господа Иисуса Христа и христианами, не принимающими активного участия в этой священной тайне, которая связывает Бога и человека, тогда осознается необходимость возрождения духовной жизни верующих. Литургическое движение стремится приблизить богослужение (Самого Бога и Его Слово) к человеку своей эпохи. Цель каждой литургической реформы заключается в том, чтобы наступило возрождение, чтобы лучше служить потребностям людей и чтобы поднять их духовный уровень 915 . Литургические изменения возможны благодаря тому факту, что литургия Церкви это богочеловеческая реальность, включающая и человеческий исторический компонент, который по определению подвержен изменениям 916 . Это делает возможным и в то же время подтверждает живой характер предания 917 . Не следует бояться перемен. Конкретные формы богослужения и их порядок нельзя воспринимать как нечто богооткровенное, вечное и неизменное, – они, несомненно, таковыми не являются. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить реформы времени патриарха Мефодия I Исповедника и сразу после него 918 . Церковь должна оставаться живой и избегать постоянного искушения свести христианство к процессу исполнения внешних правил, норм и ритуалов, которые потеряли смысл и значение 919 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Глава 14 Прощальная беседа Господа с учениками после тайной вечери (продолжение: ст. 1–31). 1. Ин. 14:1 . Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. Ин. 14 д.; Ин. 12:44 ; Мк. 11:23 . 2. Ин. 14:2 . В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. Ис. 63:15 ; Евр. 13:14 ; 2Кор. 5:1 ; Лк. 14:22 . Да не смущается сердце ваше: от Петра Господь обращается ко всем прочим ученикам с успокаивающей речью относительно Своего отшествия от них. Всем им Он сказал, что теперь они не могут прийти туда, куда Он идёт (13:33), Петру сказал, что он после пойдёт за Ним (13:36); теперь это обетование Петру Господь обобщает, относит ко всем ученикам и поясняет, как оно будет исполнено в отношении к ним. Мысль о близости отшествия от них Господа не должна смущать сердца их (ср. 12:27), потому что это отшествие есть только средство привести их в постоянное, вечное (вместо временного на земле) общение их с Христом в состоянии Его прославления. Для успокоения их сердца, чтобы не смущалось оно, Господь требует от них веры в Бога и в Себя: веруйте в Бога и в Меня веруйте. Разумеется вера не в общем смысле слова, каковую имели ученики Господа, но нравственное доверие к истине того, что говорит и имеет сказать им Господь о Своём отшествии к Отцу и взятии их к Себе, и – в непреложность такого именно действования Отца Небесного в отношении к ним. Веруйте в Бога, у Которого готовы для вас небесные обители, и в Меня, Который готов сделать всё, чтобы привести вас в сии обители. – В доме Отца Моего обителей много: речь, очевидно, иносказательная. Образ заимствован от великолепных царских палат восточного царя, в которых много покоев не только для царей и наследников трона, но и для всех, столь многочисленных на Востоке, при особых условиях семейной жизни, царских детей. Или, может быть, от храма иерусалимского, как дома Отца Небесного на земле (2:16), в пристройках которого также много было отдельных помещений (обителей).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010