116 См. в конце 1 главы о Сыне человеческом и в особ. Григ. Богосл. послание к Квидонию л. 249 на обор. 135 В т. наз. “Histoire apostolique d’Abdias dans les Apochryptes (Bibl. Theol. De Migne) и. II сн. 19; col. 713. Апост. история Авдия, по-видимому, написана в X веке, но вероятно начертатель её пользовался древним преданием. 143 Biblia Sacra ставит точку и даже начинает стих 3-й словами, которые у нас во 2-м стихе. «Иду уготовати место вам». И Саси переводит, хотя не с тою же пунктуациею, но с тем же смыслом. Такой смысл дает и франц. реформ. Библия 1731 (La Науе). 148 Мы даем перевод Сперанского, но в подлиннике последняя фраза сильнее: vita quam sperare debes означает, что Господь вечная абсолютная Жизнь, и потому что Он Жизнь, даруется и тебе право надеяться на вечную неугасимую жизнь для тебя самого. 153 Митр. Филарет; Зап. на кн. Бытия III, 8. Ср. Феофилакта Болгар. на Иоан. на, лист 22 (изд. 1748). 162 Ср. в Ветхом Завете образ хождения Бога в раю (Филарет и св. Летопись in loco), мольбу Авраама о Содоме, видение Иакова, все видения пророческие. 179 демоны философских и атеистических теорий с одной стороны, и демоны сладострастия – с другой, овладели языческим миром. Мир лжи охватил Иудейство, которое прямо противилось Духу Святому, как укорял их первомученик Стефан ( Дeяh. VII, 51–53 ). 202 Славянский перевод относит частицу ся к двум глаголам: смущает (ся) и устрашает (ся). Ср. русский перевод и греческий оригинал. 219 Ср. об этом пути Иерусалим и Синай Норова второе путеш. изд. 1878, стр. 17–21, 23, 29 и др. Ср. еще Хитрово неделя в Палестине 1879, стр. 61–65. См. Smith’s Bibl. Dictionn. ad. voc. Gethsemane и прекрасный план Иерусалима на карте Фан-де-Вельде. У Уэсткотта в Speaker’s Bible есть предположение, что Господь по пути заходил еще в храм, но мы совершенно отрицаем это ни на чем не основанное предположение. 220 Uc. V, 1–7 . Таково, по-видимому, сопоставление текстов Ветхого и Нового Завета, могущее быть допущенным. Мы решительно восстаем против весьма распространенного у англ. богословов приема предполагать, что Господь брал Свои сближения из тех предметов, которые попадались на глаза. Так Westcott in loco думает, что виноградники по пути, по коему шел Господь с учениками, могли возбудить символизм лозы; или, при (неправильном) предположении, что Он заходил в храм, символистика виноградной лозы (как думает Уэсткотт) возникла от изображения золотой виноградной лозы на вратах храма, о чем говорит Фл. Иосиф, называя врата портиками в Др. Ист Иуд. кн. XV, глава XIV, § 4, и в Войне Иуд. кн. V, глава XIV (опис. храма) § 8. Точно также в X главе Иоан. Уэсткотт делает предположение о том, что вдали виднелись пастухи. Подобные мысли мы встречали и у других английск. богословов, но мы решительно отрицаем эти мнения, дающие как бы случайный характер символам и уподоблениям Господа, тогда как они вечные образы вечных истин.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Важнейшим историческим рубежом в истории России и ее искусства стала середина XIII века – начало татаро-монгольского нашествия на Русь. В 1240 году со всем своим богатством был разорен Киев – «матерь городов русских»; прекратилась связь с также порабощенной (но уже латинянами) Византией. Если до первой трети XI века Русь знала только один тип рукописей – драгоценный, изготовлявшийся, как правило, при княжеских дворах, то с началом нашествия татар появились и другие рукописи – скромные, без иллюстраций. Многократное механическое перерисовывание миниатюр делало их статичными. Особенно печально смотрятся результаты неумелой перерисовки изначально динамичных фигур, выполненных в стиле «комниновского маньеризма». Таковы миниатюры Спасского Евангелия. Как следствие, возросла роль орнамента и киноварных буквиц, ставших главным украшением манускриптов. Вместо чрезвычайно сложных для воспроизведения миниатюр появился весьма популярный тератологический орнамент – сложное гротескное переплетение людей, растений, животных и мифических существ, которое можно наблюдать в Псалтири Грозного. Однако уже в XIV веке восстановились связи с Византией; в Москву стали приезжать греческие и южнославянские мастера. У них русские художники перенимали лучшие приемы палеологовского искусства. В книжной миниатюре Руси начал складывается единый замечательный московский стиль, более иконописный, нежели иллюстративный. Русь, окрепшая духовно и политически, готовилась к XV веку – веку обретения собственной государственности и собственной Церкви. Литература Рейтинг: 5.6 Голосов: 106 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Исследователи XIX века насчитывали чуть более 500 сохранившихся рукописных (не одних только иллюстрированных) книг за период от XI до XIV века включительно. Заметим, что множество ценнейших рукописей, о которых писал ещё Карамзин в «Истории Государства Российского», погибло при пожаре Москвы 1812 года. Так, Г.С. Колпакова полагает, что Остромирово Евангелие написано не в Киеве, а в Новгороде; О.С. Попова считает преподобного Андрея Рублева автором миниатюр Евангелия Хитрово и т.п.

http://pravoslavie.ru/30762.html

Но довольно. Поработай усердно только год, а там дело уже само собой пойдет работаться так, что не нужно будет тебе и рук прилагать. Разбогатеешь ты как Крез, в противность тем подслеповатым людям, которые думают, будто выгоды помещика идут врознь с выгодами мужиков. Ты им докажешь делом, а не словами, что они врут и что если только помещик взглянул глазом христианина на свою обязанность, то не только он может укрепить старые связи, о которых толкуют, будто они исчезнули навеки, но связать их новыми, еще сильнейшими связями — связями во Христе, которых уже ничего не может быть сильнее. И ты, не служа доселе ревностно ни на каком поприще, сослужишь такую службу государю в званье помещика, какой не сослужит иной великочиновный человек. Что ни говори, но поставить 800 подданных, которые все, как один, и могут быть примером всем окружающим своей истинно примерною жизнью, — это дело не бездельное и служба истинно законная и великая. Адресат письма не установлен. Имеются в виду слова апостола Павла из Послания к Римлянам: “…ибо нет власти не от Бога” (гл. 13, ст. 1). В первом издании вместо этих слов цензором было вставлено: “и сделай так”. Речь идет о выражении из Библии: “В поте лица твоего будешь есть хлеб…” (Бытие, гл. 13, ст. 19). В уцелевших главах второго тома “Мертвых душ” помещик Костанжогло так обосновывает “законность” хлебопашества: “Возделывай землю в поте лица своего. Это нам всем сказано; это недаром сказано. Опытом веков уже это доказано, что в земледельческом звании человек чище нравами”. (См. также коммент. к с. 437). Имеются в виду следующие слова из Евангелия: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам” (Евангелие от Матфея, гл. 6, ст. 33; см. также Евангелие от Луки, гл. 12, ст. 31). В первом издании вместо “всем” стоит “вам” (очевидно, поправка II. А. Плетнева). Е. А. Хитрово рассказывает в своем дневнике, как Гоголь в январе 1851 г. в Одессе читал у Репниных проповедь митрополита Московского Филарета на стих: “Ищите Царствия Божия…” При этом Гоголь говорил: “Когда внутренне устроен человек, то у него все ладится. А внутренне чтоб устроенным быть, надобно искать Царствия Божия, и все прочее приложится вам” (Русский архив. 1902. 3. С. 551).

http://azbyka.ru/fiction/vybrannye-mesta...

Продолжается непогодье, хотя в воздухе 14°. По вчерашнему, в 7 ч. обедня, длившаяся до 10. Кончили Евангелие от Матфея. На чаю оказалась нежданная именинница. Несмотря на дурную погоду, Ллойд принес свою урочную почту. От г. Хитрово nichts 594 . Генерал «так себе» разочаровывает в присылке на дела Миссии сестриных 10 тысяч рублей. Должна по-видимому повториться история с завещанием Хожева 595 . Какие-то «merci» присланы ценою в 22 флорина, м б , опять чулки и холст с нитками. Отречение от всяких внешних дел и сосредоточение мозгов на проповеди . Шихашири с листом пожертвований на юбилей канцлера 596 . Как же! Его Лучезарность 597 закрыл в минувшем году ясную Миссию в пользу темного консульства и мрачной Комиссии 598 , а я возблистаю в пользу его сияющего 25-летия светленькими наполеончиками! Ожидай. Патриарший диакон с приглашением на умовение ног в четверток 599 . В 3 ч. служба, а после оной обед с двумя теплыми блюдами. Недопущенный бритоголовик 600 . Усиленное писанье и зеванье. К полночи кое-как дошел до аминя. Дебелеет 601 глава моя. Правило. Ясное небо. Beau temps 602 . Вел Среда, 8 апр Встал в некотором кураже… чего ради, не вем 603 . Разве от прощания с св. Ефремом 604 ? Служил последнюю Преждеосвященных даров обедню 605 . После чаю принялся за почту, но все дело ограничилось «номером» 606 к Товарищу Обер-Прокурора о Стефано-Парфении и письмом к г. Тимофееву. Еще поклонники, и в числе их некий юный иеромонах Киевский Пахомий нового фасона, да еще и не один, а с каким-то нигилообразным верзилой в очках. Покл Поздоровкина, пожертвовавшая о. Спиридону 607 на маслинки 30 р., а нам уделившая только 15 608 . Значит, держись табели о рангах. Вечерня в свое время. За день значительно просохло, и посланец из Патриархии сказал, что ниптир будет ξω 609 . Он же принес жалобу на некоего русского священника из Тамбова, Евгения, затесавшегося в Патриархию и занявшегося исповедию поклонниц. У проходимца отняли наисповеданные деньги, требник и епитрахиль 610 . Оказывается, что наш старец, что с Афона, аскет с подвижными манерами, недаром показавшимися мне подозрительными. О, «Афон, Афон! Как много дум наводит он»! Баня отличная. Чай с К°. Правило. Вел четверток, 9

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

743 B. Weiss, Das Johannes-Evangelium. 1893. S. 161. Gheyne, Encyclopaedia bibb. IV, 4829. Montgomery, The Samaritans p. 21. Boehmer, Studien zur Geogr. Pal. в Zeit. neutest. Wiss. 1908 H. 3. S. 221. 744 Lightfoot, Horae hebraiace ed. Carpzow p. 937. Reland, Diss. misc. p. 141. Robinson, Palastina III, 342. Hengstenherg, Authentie Pent. S. 25 Guerin, Sam. 1, 402. Raumer, Palastina. S. 162. Keim, Geschichte Jesu v. Nazarah. 1867–72. Bd. III, 17. А. Мансур полагает, что Сихарем называлась часть Сихема, лежавшая за городской стеной и служившая местом выделки вина или продажи его. По мнению Мансура, такою частью был с-в квартал города называемый ныне Нагет el-Hableh. Mansur, Jacobs Well. Pal. Expl. Fund 1910, p. 132. Сближение имени Сихарь с schikkor пьяный делается в виду Ис. 28:1–6 . Но в данном месте речь не о Сихеме, а о Самарии. 746 Прав. Пал. Сборник, т. вып. 2-й. 1882. Стр. 24. К приведенным словам В. Н. Хитрово делает такое примечание: „что касается до Сихара, то имея в виду рассказ евангельский, путник мог этим именем назвать ю-з часть Сихема, лежащую на склоне Гаризима, где ныне селение Велата. Это последнее предположение кажется тем справедливее, что тот же путник несколько ниже говорит: „откуда спустилась»; это заставляет предполагать, что Сихарь находился на спуске горы и ближайшим к нему колодцем был колодец Иакова, что вполне совпадает с местностью Велата». 748 Zahn, Zur Heimatkunde des Evang. Johannes. IV. Sychar. Neue Kirchliche Zeitschrift. 1908. H. 3. S. 215. 749 Raumer, Palaestina S. 163. Neubauer, Geogr. 170. Riess, Bibl. Geograpie 1872. S. 84. Conder, Tent work 1, 75. Smith, Hist. geogr. 370 Buhl, Geogr. 203. Edersheim, The life and times Jesus v. II (1887) p. 767. Weiss, Johan, ev 161; Williams в Hastings Dictionary IV, 635 Олесницк ий , Св. Земля 2, 345 и мн. др. 758 Robinson, II. 333. Riess, 21. Smith, 256. 264. 325. 352. Schlatter, Zur Topographie Palastina 1893. 273. Buhl, 177. Zahn, Evang. Johannes. 1908. 488. 767 Neubauer, La geogr. 57. В Jer. Abodah Zarah V, 4, читается: „вино из Огдора запрещено пить по причине соседства с Кефар-Пагешем; вино из Боргаты вследствие соседства с Бират-Сарика; вино Ен-Кушит по причине соседства с Кефар Салемом“. Нейбауер (р. 274), а за ним Монтгомери (р. 146), полагают, что города, ради соседства с которыми запрещается употребление вина, были населены самарянами или язычниками. Боргату Нейбауер отождествляет с Воркеем И. Флавия. Но, по-видимому, трудно из приведенного места извлечь определенные географические указания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

«В прежний приезд ваш в Палестину, – писал он к В. Н. Хитрово 5 авг. 1880 г., – вас преследовало тут знойное лето и самое, так сказать, сердце лета, клавшее на все свой жгучий и ослепляющий колорит. Я не нарадуюсь тому обстоятельству, что преднамереваемое вами вторичное посещение Земли Обетованной припадет на осень. Т. е., прежде всего, вообще не нарадуюсь тому, что буду иметь редкое удовольствие видеть вас здесь, показать вам все, достойное внимания вашего, и наговориться с вами обо всем, а потом, конечно, нельзя не признать, что октябрь месяц есть самое пригодное для подобной экскурсии время. В этом месяце дождь есть еще редкость, а знойный хамсин бывает по нескольку дней сряду. Но, вообще говоря, это самое благоприятное для поездок по горам иудейским время. За лучшее счел бы я высадиться вам в Бейруте, но только для того, чтобы побывать в Бальбеке и Дамаске. Ехать же сухопутьем из Дамаска в Назарет я бы не посоветовал. Великий князь Николай Николаевич со свитой избрал этот самый путь, но, помню, никто не остался доволен от этого. 9 октября (старый стиль) вы можете, отплывши из Бейрута, высадиться в Кайфе, уведомивши из Бейрута телеграфом тамошнего нашего вице-консула г. Селима Хури о своем прибытии. Из отличных отличный (sic) человек этот проводит вас в коляске (6 часов) в Назарет, а затем наймет вам верховых лошадей в Кану Галилейскую, Тивериаду, на Фавор, в Севастию, Самарию и Иерусалим. Погостивши здесь, вы декабрь можете израсходовать на Египет, а в январе даже побывать в Индии, чтобы избыть совсем холодных ласк землячки зимы. В Бейрут же пожалуете из Царя-града или на русском или на ллойдовом пароходе, смотря по тому, какой окажется более подходящим к термину вашему, долженствующему пасть на конец сентября месяца. Мы тоже обираемся с консулом и в Бальбек и в Назарет, да, пожалуй, даже в самый Египет, только сборы-то наши никак не минуют долгого ящика. Если бы вы в свое время уведомили меня из Константинополя телеграммой о своем выезде в Бейрут, может быть, и я бы (один или с консулом) сделал вам компанию, так как уже целых 15 лет брежу Бальбеком, а в Назарет или собственно Тивериаду имею неотложную надобность съездить не замедляя, ибо и на евангельском «лице галилейском» миссия успела уже обзавестись недвижимой собственностью, да еще не одной... Но о сем еще рано шуметь».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Единственное руководство – Евангелие русское и арабское. На нем учатся читать и писать. Кроме того, преподается только арифметика. И это все в девять месяцев! Эти успехи оказались еще большими, когда я впоследствии посетил Бейт-Джальскую школу. Здесь из 70 девочек едва 4 – 5 умеют читать односложные русские слова, из арабского он не дальше бейрутских, т. е. умеют читать, но тоже может быть 10 – 15 девочек, остальные на складах. Пресловутая система косточек с буквами араби-москови оказывается пуфом. Но что более всего поражает, эта разница обращения в Бейруте и Бейт-Джале начальниц. Там – чисто мать, дети к ней относятся любовно, еще любовнее Марья Александровна к ним, такое же отношение между Марьей Александровной и учительницами. Тут Аделаида Олимпиевна разыгрывает роль строгой классной дамы... Мы с отцом архимандритом пошли на такой компромисс: на деньги графа Орлова-Давыдова строить второй этаж и всю эту часть отдать под пансион, сзади же возвести постройку для приходящих детей с особым входом на наши средства». Относительно назаретских школ В. Н. Хитрово в письме к М. П. Степанову от 22 июня 1888 г. сообщает не менее утешительные известия. «Начну с пансиона Кезмы. Осмотрел я его подробно, проделал экзамены Закона Божия и русского, гулял с учениками и, насколько возможно, познакомился с ними. Что касается пройденного, это дело относительное и его можно будет требовать, когда будет установлена программа. Экзамен Закона Божия происходил на арабском языке, в присутствии митрополита. Сказать могу только, что отвечали довольно бегло, своими словами (не в долбежку), и, как оказывалось, по моим вопросам толково. Русский экзамен производил я лично. Каждый воспитанник читал по-русски и славянски (для экзамена был взят Новый Завет ), затем перевод русского прочитанного на арабский, грамматический русский разбор, перевод с арабского на русский. В конце была им продиктована страница русского, ошибок было у каждого от 2 до 6. Вы видите, что экзамен произведен досконально. Результаты оказались более чем удовлетворительными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Рамала . Небольшая община квакеров содержит школу при 1 учителе и 2 учительницах из туземцев, в последнее время начинает тут действовать церковное миссионерское общество. Рене и Шефа-Амр. Небольшие общины, в которых миссионеры содержатся церковным миссионерским обществом. Яффа . Близь города община храмовников поселена в двух колониях: американско-германской – 126 и Сароне – 162 человека, в этой последней школа, которую посещали в 1879 г. – 25 и в 1880 г. – 21 ученик и содержимый на средства г. Устинова, госпиталь, в котором в 1880 г. оказано медицинское пособие 23 больным. Для полноты очерка считаю необходимым присовокупить сведения об, известных мне, частных европейских обществах, исключительно или преимущественно занимающихся протестантскою пропагандою в Святой земле. В Англии: Лондонское общество для распространения христианства между евреями (London society for promoting Christianity among the Jews) основано в 1809 г. с целью обращения евреев в протестантство. Ежегодный доход его превосходит 50 т. ф. ст., из которых 6 т. ф. ст. расходуются на одну Палестину. Церковное миссионерское общество (Common church missionary society) с целью распространения вообще протестантства. Ежегодные доходы его превосходят 150 т. ф. ст. Миссионерский капитал епископа Гобата (Bischop Gobat’s fund for missions) Общество это основано в 1852 г. с целью поддерживать миссионерские учреждения епископа Гобата и состоит под покровительством архиепископа кантербюрийского. Расходы его в 1867 г. составляли 3285 ф. ст. Дамское общество для социального и религиозного развития сирийских женщин (Ladie’s association for the social and religious improvement of Syrian females) основано в 1860 г. и действует преимущественно в Сирии, но в настоящее время включило Палестину в круг своей деятельности. Единбургское медицинское миссионерское общество (Medical missionary society of Edinburg) имеет целью посылать врачей, как миссионеров. В 1868 г. оно содержало 3 врачей-миссионеров на востоке, в том числе одного в Назарете. Палестинское общество (Palestine society) основано в 1876 г. с целью колонизации Святой земли. Общество исследования Палестины (Palestine exploration fund) основано в 1865 г. с целью научного исследования Святой земли, чуждое непосредственной религиозной пропаганды. Оно состоит под покровительством королевы и под председательством архиепископа иоркского. Средний ежегодный доход его составляют 4500 ф. ст. Кроме нескольких сочинений, оно издало лучшую карту Палестины и издает журнал: «Quartely statement of Palestine exploration fund». В Германии. Иерусалимский союз (Jerusalems Verein) основан в Берлине 2 декабря 1852 г. для распространения и поддержания евангелической общины. В 1868 г. ему разрешен ежегодный церковный сбор и дарованы корпоративные права. Доходы его составляли в 1857 г. – 4065 м., в 1858 г. – 18600 м., в 1877 г. – 20794 м., в 1878 г. – 18218 м., в 1879 г. – 18181 м. и в 1880 г. – 17504 марки. Он издает журнал: «Neueste Nachrichten aus dem Morgenlande».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

и в первый же год в нем лечилось 91 дитя и при них 16 матерей, в 18 76 / 77 – 31 дитя и 4 матери, в 18 77 / 78 г. – 43 дитя и 5 матерей, кроме того, в том же году оказана помощь 204 приходящим больным; приюта прокаженных, основанного в 1866 г. баронессою Кеффенбрик-Ашераден, пожертвовавшей на этот предмет 45 т. мар., из которых 15 т. употреблены на постройку дома, в 1867 г. в нем призревалось 11 прокаженных, в 1873 г. – 13, в 1877 и 1878 г. 18, в настоящее время число призреваемых дошло до 20, с самого основания смотрителем его состоит член базельского миссионерского общества Таппе; странноприимного дома основанного также кайзервертскими диаконисами, перешедшего на попечение иерусалимского союза, а с 1 апреля 1858 г. передан прусскому ордену Иоаннитов, в 1877 г. в нем останавливались 67 человек. Храмовники имеют в Иерусалиме лицей и академию, в каждом по 50 учеников. Подобно англичанам и немцы устроили литературно-музыкальное общество, председателем которого состоит германский консул. Кайфа. Община храмовников считает до 200 человек, и имеет две школы, одну специально для девочек, а другую вообще для приходящих детей. Осенью 1878 г. удалось пастору Рейнике присоединить к евангелической общине одно семейство храмовников, затем около пасхи 1879 г. перешли в евангелическую общину 10 семейств и после пасхи столько же. Наблус. Община состоит едва из 20 человек. Тем не менее в 1880 г. приступлено к построению церкви и школы. Назарет. Протестантская община здесь ежегодно и значительно возрастает под руководством миссионера Целлера. В 1856 г. считалось только 70 протестантов, число их дошло в 1864 г. до 100, в 1870 г. – до 160 и в 1878 г. – до 300 человек. Община имеет отдельный храм и две школы для мальчиков и девочек, в которых учились в 1856 г. – 40 детей, в 1867 г. – 70, а в 1880 г. в одной только женской школе – 50 девочек. Все эти учреждения содержатся на средства церковного миссионерского общества. Кроме того, женское миссионерское общество (Ladie’s association for the social and religious improvement of Syrian females) содержит в Назарете сиротский приют, в котором под руководством 3 учительниц воспитываются до 50 девочек, а единбургское медицинское миссионерское общество (Medical missionary society of Edinburg), врача.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

Молитвенник Гертруды (Чивидале, Италия. Cod. CXXXVI). Христос на троне, коронующий князя Ярополка и его жену Ирину Древнерусская книжная миниатюра имеет свойство влюблять в себя всех, кто начинает ею заниматься. Образовавшись «плоть от плоти» византийской книжной культуры, она развила собственные особенные черты и вошла в сокровищницу мирового искусства. Из-за татаро-монгольского нашествия, опустошившего в 1240 году Киев, мы потеряли огромное количество памятников великой культуры: от XI века до нас дошло лишь три иллюминированных манускрипта. С другой стороны, к XV столетию – веку возвышения Московской Руси – русское книжное искусство стало окончательно самобытным, успев вобрать в себя опыт лучших византийских, сербских и болгарских изографов. Именно поэтому мы ограничимся рассмотрением русской книжной миниатюры от раннего ее шедевра – Остромирова Евангелия (XI в.) до другого шедевра – Евангелия Хитрово (начало XV в.). Русских иллюстрированных книг XI–XIV веков сохранилось немного . Их легко перечислить и оттого нелегко, охарактеризовав, обобщить. Представляется разумным век за веком описать наиболее характерные манускрипты, указав исторический и культурный контекст эпохи, их породившей. Исключительное влияние на Русь и её культуру почти всегда имела Византия, поэтому мы будем говорить не только о Средневековой Руси, её истории и культуре, но и об истории и культуре Византии и её окраин, южных славян, а отчасти и Запада. При описании памятников культуры мы не вдавались в тонкие рассуждения об их датировках, авторстве и месте создания, принимая на веру положения, разделяемые большинством искусствоведов . Что же представляла собой рукописная книга XI–XIV веков? Напомним, что, как и сейчас, она состояла из скрепленных между собою тетрадок, вложенных в переплет. Материалом всех древнейших славянских книг и грамот служил пергамен – особым образом обработанная кожа животных, преимущественно телят. До XIII века пергамен привозили из Греции, по качеству он ничем не отличался от того, на котором сделаны лучшие греческие рукописи XI–XII веков; с XIII века пергамен изготавливался на Руси. Бумага вошла в оборот на Руси лишь с XV века. Для записи текста использовали чернила и гусиные перья. Практически все древнерусские рукописи орнаментально украшены. Заглавия (особый вид орнамента, предваряющий книгу, главу или статью книги) и начальные буквы писались киноварью – краской ярко-красного цвета. В самых роскошных русских книгах, таких как Остромирово Евангелие, Изборник Святослава, Мстиславово Евангелие, заглавия и начальные буквы писались золотом .

http://pravoslavie.ru/30762.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010