Часть первая. Географическое положение Таврической губернии и общее понятие о ней Таврическая губерния находится на южной оконечности Европейской России. Границы ее: к северо-западу – Херсонская губерния, к северо-востоку – Екатеринославская губерния, к востоку – Азовское море и Керченский пролив, к югу и западу – Черное море. Она занимает 53501,9 квадратных верст, кроме внутренних вод, которых в губернии считается 2135,8 квадратных верст. По своему географическому положению она разделяется на две части: северную и южную. Северная состоит из материка и заключает в себе три уезда: Бердянский, Мелитопольский и Днепровский. Южная – Крымский полуостров: он соединяется с материком Перекопским перешейком в 7 верст длины и заключает в себе пять уездов: Симферопольский, Перекопский, Ялтинский, Феодосийский и Евпаторийский и два градоначальства: Керчь-Еникольское и Севастопольское 1 . Та и другая часть резко отличается одна от другой и пространством, и климатом, и народонаселением, и промышленностью и свойствами и почвою земли, и потому представляется более удобным рассмотреть отдельно с физической и топографической стороны северную и южную части Таврической губ. А. Северная часть Таврической губернии. Пространство ее, местность, почва земли, межевание, надел и ценность ее Северная часть губернии занимает 31173,8 кв. верст, именно Бердянский уезд, омываемый с юга Азовским морем, занимает 7564,8 кв. верст, Мелитопольский, омываемый с юга Утлюкским лиманом и лежащий между Бердянским и Днепровским уездами, занимает 11804 квад. верст, и Днепровский, омываемый с юго-востока Черным морем, представляющий длинную и к западной стороне суживающуюся полосу между морем и Днепром и оканчивающуюся Кинбурнской песчаной косой 2 , занимает 11805 кв. верст 3 . Местность эта представляет большею частью ровную, однообразную, скучную, почти безлесную степь, которую изредка разнообразят то поды, то балки, то небольшие возвышенности, то курганы и могилы. Подом здесь обыкновенно называется такая низменность, которая стоит до 5 саженей ниже против уровня общей почвы. Сюда стекается дождевая и снеговая вода, обыкновенно высыхающая в жаркое время. Некоторые поды носят особые название, наприм.: в Днепровском уезде – Збурьевка, в Мелитопольском – Елтуки, Зеленый, Кобзарев, Лисичий, Цыганский (в селении Верхнем Рогачике), Аишь-кажап, Лисья нора, Тумизла (в с. Новоалександровке) и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

В результате колонизации региона представителями различных национальностей и вероисповеданий, а также вслед. широкого распространения в посл. десятилетие ХХ в. на территории республик бывш. СССР многочисленных новых религ. образований в регионе сформировалась сложная конфессиональная ситуация. Благодаря переселению в Донбасс в XVIII-XIX вв. больших групп колонистов из Центр. Европы, прежде всего немцев, а также выходцев из Зап. Пруссии и Польши, большое распространение здесь получили протестант. течения. Среди переселенцев были лютеране (в 1897 в Мариупольском у. из 19 104 лиц, говоривших на нем. языке, 11 720 были лютеране), кальвинисты, а также меннониты. В Мариупольском у. существовало 5 меннонитских колоний, в которых жило 367 семей. Их число уменьшилось в посл. четв. XIX в., когда на иностранных колонистов была распространена военная повинность: поскольку военная служба запрещалась вероучением меннонитов, значительная их часть эмигрировала в Сев. Америку. В 50-60-х гг. XIX в. в нем. колониях начали образовываться братства штундер, повлиявшие на возникновение укр. штундизма . В 60-х гг. XIX в. под воздействием зап. проповедников среди меннонитов и штундистов, а также среди представителей др. конфессий распространился баптизм, вскоре вышедший за границы нем. поселений. В нем. колониях жило также основное число католиков Приазовья, принадлежавших к Тираспольской епархии (Бердянский и Екатеринославский деканаты), католицизм исповедовали в Приазовье также чехи, поляки. Нем. поселения стали базой для распространения на южноукр. землях в кон. 80-х гг. XIX в. адвентизма. После возникновения в 1846 г. старообрядческой Белокриницкой иерархии к ней присоединились донецкие старообрядцы. К нач. ХХ в. в Ольховатке наряду с поповцами жили также беспоповцы . Представлены были в Донецком регионе духовные христиане ( духоборцы , молокане , новоизраильтяне). Многочисленную группу населения составляли татары, преимущественно мусульмане, а также евреи, создававшие сельскохозяйственные общины, исповедовавшие как ортодоксальный иудаизм, так и хасидизм.

http://pravenc.ru/text/178935.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ И ПАВЛОГРАДСКАЯ ЕПАРХИЯ (УПЦ), учреждена на территориях, присоединенных к России в результате русско-тур. войн, указом имп. Екатерины II 9 сент. 1775 г. как Славянская и Херсонская с центром в Полтаве (до 1797), с 1783 г. Екатеринославская и Херсонеса Таврического, с 21 дек. 1798 г. Новороссийская и Днепровская (кафедра в Новомиргороде), с 4 дек. 1803 г. Екатеринославская, Херсонская и Таврическая с перенесением кафедры в Екатеринослав (с 1926 Днепропетровск), с 9 мая 1837 г. Екатеринославская и Таганрогская, с 12 нояб. 1910 г. Екатеринославская и Мариупольская, с 1919 г. Екатеринославская и Новомосковская, с сент. 1926 г. Днепропетровская и Запорожская, с 26 июня 1992 г. Днепропетровская и Криворожская, с 27 июля 1996 г. Д. и П. е. Кафедральный собор в честь Преображения Господня в Днепропетровске. 1830–1836 гг. Архит. А. Д. Захаров. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Кафедральный собор в честь Преображения Господня в Днепропетровске. 1830–1836 гг. Архит. А. Д. Захаров. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Территория епархии включает следующие районы Днепропетровской обл. (Украина): Днепропетровский, Васильковский, Магдалиновский, Межевский, Новомосковский, Павлоградский, Петропавловский, Петриковский, Покровский, Синельниковский, Царичанский и Юрьевский. Разделена на 10 благочиннических округов: 1-й и 2-й Днепропетровские городские, Днепропетровский районный, округ больничных храмов Днепропетровска, Магдалиновский, Новомосковский, Павлоградский, Петропавловский, Синельниковский, Царичанский. Кафедральный город - Днепропетровск. Кафедральные соборы - во имя Св. Троицы, в честь Преображения Господня (оба в Днепропетровске), в честь Нерукотворного образа Спасителя (Павлоград). Правящий архиерей - митр. Ириней (Середний ; с 19 окт. 1993 в сане архиепископа, с 19 июня 2002 в сане митрополита). На 1 янв. 2007 г. Д. и П. е. насчитывала 302 прихода, 4 мон-ря (3 жен. и муж.), клир епархии составляли 292 священнослужителя (265 иереев, 27 диаконов).

http://pravenc.ru/text/178625.html

Одесса - центр Херсонско-Одесской епархии В результате русско-тур. войн к Российской империи во 2-й пол. XVIII в. были присоединены обширные территории на юге, составившие Новороссийскую и Азовскую губернии. 9 сент. 1775 г. в пределах этих губерний (кроме земли Войска Донского, оставленной под управлением Воронежского архиерея) была учреждена Славянская и Херсонская епархия с центром в Полтаве. Церкви, отошедшие Славянско-Херсонской епархии, ранее принадлежали Переяславской (см. Переяславская и Бориспольская епархия УПЦ), Киевской, Воронежской (см. Воронежская и Лискинская епархия ) и Белгородской (см. Белгородская и Старооскольская епархия ) епархиям. 28 нояб. 1786 г., после упразднения Новороссийской и Азовской губерний и образования вместо них Екатеринославского и Таврического наместничеств, епархия была переименована в «Екатеринославскую и Херсонеса Таврического». В результате новой реформы административно-территориального деления 21 дек. 1798 г. кафедра стала называться Новороссийской и Днепровской , ее центром стал Новомиргород (ныне город в Кировоградской обл., Украина). 4 дек. 1803 г. епархия вновь получила название «Екатеринославская, Херсонская и Таврическая», ее центр был в Екатеринославе (в 1797/98 - 1802 Новороссийск, с 1926 Днепропетровск, с 2016 Днепр). 9 мая 1837 г. Екатеринославская епархия была разделена на 2 епархии: Херсонскую и Таврическую 2-го класса и Екатеринославскую и Таганрогскую 3-го класса. Местопребыванием Херсонско-Таврического архиерея была назначена Одесса (основана в 1794) - центр Новороссийского и Бессарабского генерал-губернаторства (1822-1874), объединявшего Херсонскую, Екатеринославскую и Таврическую губернии, а также Одесское, Таганрогское, Феодосийское и Керчь-Еникальское градоначальства. 20 июля 1837 г. Херсонско-Таврический архиеп. Гавриил (Розанов) прибыл в Одессу. Его резиденция должна была находиться в одесском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре (близ Б. Фонтана), но удаленность мон-ря от города делала его непригодным для размещения епархиального управления, поэтому архиерей поселился при Покровской ц. Впосл. под архиерейскую резиденцию был передан дом гр. Потоцкого на Софиевской ул. Кафедральным стал Спасо-Преображенский собор в Одессе (построен в 1794-1808). В 1837 г. в Одессе были созданы органы епархиального управления и попечительство о бедных духовного звания. В состав 1-й Херсонской консистории вошли настоятель одесского Успенского монастыря архим. Порфирий (Успенский), благочинный одесских церквей прот. Иаков Сотниченко, настоятель одесской институтской церкви прот. Михаил Павловский, прот. Михаило-Архангельской ц. Петр Казанский, прот. одесской греч. церкви Иоанн Родостат.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

на территории Днепропетровской обл. была учреждена Криворожская и Никопольская епархия . С этого времени Днепропетровская епархия занимает совр. территорию и имеет совр. название. История и современное положение XVIII в. - 1917 г. До создания Екатеринославской кафедры земли Новороссии, являясь частью Киевской епархии, находились под властью Киевского митрополита, который до 1760 г. управлял ими при посредстве полтавских протопопов, с 1760 г.- при посредстве старокодакских наместников. Земли, вошедшие в 1775 г. в состав Азовской губ., в церковном отношении с 1770 г. находились под управлением Воронежских архиереев. Первоначально Екатеринославская епархия делилась на 7 духовных правлений: Кременчугское, Полтавское, Кобелякское, Елисаветградское, Новомиргородское, Славянское и Херсонское. В 1776-1777 гг. на территории Азовской губ. было учреждено еще 5 духовных правлений: Екатеринославское, Самарское (существовало до 1778), Бахмутское, Павловско-Павлоградское и Новоростовское. 7 марта 1787 г. для управления храмами на юге епархии и в Крыму было учреждено Феодосийское и Мариупольское вик-ство Екатеринославской епархии с центром в г. Ст. Крым (упразднено 16 окт. 1799). Екатеринославская и Мариупольская епархия в 1914 г. Екатеринославская и Мариупольская епархия в 1914 г. Первоначальная история епархии тесно связана с историей Новороссийского края, начальником к-рого после подписания 10 июля 1774 г. Кючюк-Кайнарджийского мира с Турцией стал кн. Г. А. Потёмкин. 3-й Екатеринославский епископ - Амвросий (Серебренников ; 1786-1792) сопровождал армию кн. Потёмкина в русско-тур. войне 1787-1791 гг., после занятия рус. войсками Молдавии по ходатайству Потёмкина в 1789 г. еп. Амвросий был назначен местоблюстителем Молдо-Влахийского Экзархата . Будучи в Молдавии, архиерей посетил Новонямецкий мон-рь и возвел в сан архимандрита подвизавшегося в нем прп. Паисия (Величковского) . К времени учреждения епархии на ее территории действовали 232 церкви, неск. мон-рей (ближайшими к Екатеринославу были Самарский Пустынный во имя свт.

http://pravenc.ru/text/178625.html

13 . Екатеринославская (с 1775 года – Славянская епархия с кафедрой в Полтаве, в 1783–1798 годах – Екатеринославская, в 1798–1803 годах – Новороссийская, с 1803 года – Екатеринославская). 14 . Кишиневская (1813 г.). 15 . Саратовская (1828 г.). 16 . Донская (1829 г., кафедра в Новочеркасске). 17 . Томская (1832 г.). 18 . Херсонская (1837 г., кафедра в Одессе). 19 . Симбирская (1838 г.). 20 . Литовская (1839 г., кафедра в Вильне). 21 . Камчатская (1840 г., в 1898 году переименована в Благовещенскую). 22 . Варшавская (1840 г., с 1840 по 1905 годы – Холмско-Варшавская с кафедрой Варшаве, с 1905 года – Варшавская). 23 . Кавказская (1842 г., кафедра – Ставрополь, в 1886 году переименована в Ставропольскую). 24 . Рижская (1850 г.). 25 . Самарская (1850 г.). 26 . Уфимская (с 1799 по 1858 годы в Уфе – кафедра Оренбургской епархии, с 1858 года – самостоятельная Уфимская епархия). 27 . Таврическая (1859 г., кафедра в Симферополе). 28 . Енисейская (1861 г., кафедра в Красноярске). 29 . Якутская (1869 г.). 30 . Туркестанская (1871 г., кафедра с 1871 по 1916 годы в Верном, с 1916 года – в Ташкенте). 31 . Екатеринбургская (1885 г.). 32 . Финляндская (1892 г., кафедра в Гельсинфорсе (Хельсинки). 33 . Владикавказская (с 1875 года во Владикавказе, викариатство Грузинского экзархата, с 1894 года – самостоятельная епархия). 34 . Забайкальская (1894 г., кафедра в Чите). 35 . Владивостокская (1898 г.). 36 . Олонецкая (1898 г., кафедра в Петрозаводске). 37 . Гродненская (1900 г.). в) епархии Грузинского экзархата 1 . Карталинская (епархия экзарха) (1811 г., кафедра в Тифлисе). 2 . Имеретинская (1821 г., кафедра в Кутаиси). 3 . Сухумская (1885 г.). 4 . Бакинская (1907 г.). VII. АРХИЕРЕИ ВАЖНЕЙШИХ ЕПАРХИЙ а) митрополиты Новгородские (с 1721 г. первенствующие в Синоде) 1 . Иов (1697–1716 гг.). 2 . Феодосий (Яновский) (1721–1725 гг.) (архиепископ). 3 . Феофан (Прокопович) (1725–1736 гг.) (архиепископ). 4 . Амвросий (Юшкевич) (1737–1745 гг.) (архиепископ). 5 . Стефан (Калиновский) (1745–1753 гг.) (архиепископ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В Днепропетровской епархии прошли торжества, посвященные победе над Наполеоном 21 июля 2007 г. 14:34 По благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея в Днепропетровске и нескольких городах области прошли торжественные мероприятия в память Великой Победы в Отечественной войне 1812 года над французской армией Наполеона. Организаторами праздника выступили представители возрожденного Екатеринославского казачества и Днепропетровская епархия . По историческим данным всего в войне 1812 года участвовало 107 казачьих полков. 7 из них были украинскими, и 3 — входили в состав Екатеринославского казачества. Почетными гостями, принявшими участие в торжествах, были консул Российской федерации генерального консульства в Украине Игорь Строке, советник губернатора Тульской области РФ А.В. Берестнев и другие гости из России и Украины. Праздник начался с Божественной литургии в Свято-Николаевском храме районного центра Синельниково. Богослужение, за которым молились множество казаков и гостей, возглавил духовник епархии и благочинный Синельниковского округа протоиерей Николай Фесенко. Присутствующие молились о павших героях, солдатах, казаках и офицерах, которые положили свои жизни в освободительной войне 1812 года. Затем консул РФ Игорь Строке и руководство Екатеринославского казачества встретились с представителями районной власти города Синельниково. Во время официальной беседы были подняты вопросы о заключении соглашения по взаимодействию мэрии города, администрации района и силовых структур с «Екатеринославской есаульской службой» в деле охраны гражданского порядка в районе. Также были рассмотрены предложения о шефстве казаками над школой-интернатом и спортивной школой. Важным поднятым вопросом при беседе был вопрос о создании благотворительного фонда для возрождения Свято-Николаевского храма в селе Кислянка (древнее название — Хорошево), построенного по указу императора Александра I в честь победы над французами в 1812 году и в память о погибших воинах-освободителях. Мемориальный храм воздвигли за два года в центре поселка в 1814 году. Но за годы советской атеистической власти он пришел в запустение и в 1982 г. был разрушен. На сегодняшний день на месте бывшей святыни установлен мемориальный поклонный крест. Недавно краеведами была обнаружена нижняя часть храма, где были найдены останки погребенных священнослужителей и благочестивых мирян. По утверждению старожилов под землей находятся тайные ходы, протяженностью в несколько километров, которые расходятся на четыре стороны. Узнав о существовании такого храма, атаман Екатеринославского казачества Геннадий Чумак испросил благословение правящего архиерея на возрождение важной для казацкого войска святыни.

http://patriarchia.ru/db/text/272220.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОНСКАЯ И НОВОЧЕРКАССКАЯ ЕПАРХИЯ Освящение Вознесенского войскового собора в Новочеркасске. Фотография. 1905 г. (ГПИБ) Освящение Вознесенского войскового собора в Новочеркасске. Фотография. 1905 г. (ГПИБ) РПЦ, учреждена 5 апр. 1829 г. как Новочеркасская и Георгиевская, с 17 июля 1842 г. Донская и Новочеркасская, упразднена в 1935 г. Кафедральный город - Новочеркасск. Кафедральный собор - в честь Вознесения Господня. Имела вик-ства: Аксайское (1871-1928), Каменское (ок. 1920-1933), Нижнечирское (1921-1923), Усть-Медведицкое (1917-1927). При открытии епархии ее территория включала землю Войска Донского (с 1870 обл. Войска Донского), Кавказскую обл. и земли Черноморского казачьего войска (Черноморию). Указом от 17 июля 1842 г. из Новочеркасской епархии на землях Черноморского казачьего войска и Сев. Кавказа была выделена Кавказская и Черноморская епархия (см. Ставропольская и Владикавказская епархия ). 19 мая 1887 г. решением Гос. совета к обл. Войска Донского были присоединены входившие в Екатеринославскую губ. города Ростов-на-Дону и Нахичевань, посад Азов, бывш. Ейское укрепление, Ростовский у. и Таганрогское градоначальство, включавшее Таганрог и волости Мыс-Добронадеждинскую, Никольскую, Троицкую, Покровскую и Преображенскую. Присоединенные местности образовали Ростовский и Таганрогский округа, в церковном отношении оставшиеся в юрисдикции Екатеринославского архиерея. Войсковое правительство и Донское епархиальное управление неоднократно поднимали вопрос о передаче этих территорий Донской епархии, но положительного решения не последовало. 1 апр. 1911 г. было учреждено Таганрогское викариатство (см. Приазовское и Таганрогское вик-ство ) Екатеринославской епархии. Предлагалось создать на территории Ростовского и Таганрогского округов самостоятельную кафедру с центром в Ростове-на-Дону. В ответ на этот проект Екатеринославского владыки донское духовенство направило в Синод прошение «открыть викарийство при Донском архипастыре» (Донские ЕВ. 1916. 35). Синод не удовлетворил оба ходатайства. В 1917 г. на данной территории была создана Ростовская епархия (см. Ростовская и Новочеркасская епархия ). Христианство на территории Д. и Н. е. до образования епархии

http://pravenc.ru/text/178954.html

Именным указом от 22 января 1784 года после окончательного присоединения к России всего Крыма с островом Таманью и всей Кубанской страной (8 апреля и 28 июля 1783 г.) учреждено было одно Екатеринославское наместничество вместо двух губерний Новороссийской и Азовской. Наместничество разделялось на 15 уездов. Губернским городом должен быть новый город Екатеринослав, намеченный к постройке на правой стороне р. Днепра у Кайдака. В апреле 1784 г. Екатеринославское наместничество было открыто. Город Кременчуг явился временным губернским городом. 10 октября 1786 г. особым ордером князя Потемкина екатеринославскому губернатору Синельникову велено было немедленно приступить к постройке Екатеринослава на месте деревни Половицы. Город посвящался славе имени Великой Самодержцы Екатерины. В то время как в Новороссийском крае произошло крупное гражданское переустройство с заменой административного центра, епархиальное устройство в нем оставалось прежним и самая епархия, обнимавшая новое Екатеринославское наместничество, называлась, по-прежнему, Славянской и Херсонской, хотя недолго – только до 28 ноября 1786 года. Помимо православных русских, греков и славян в пределах Славянской епархии жило много армян и католиков. 753 По составу национальностей Славянская епархия, по-прежнему, оставалась исключительной. Мало этого, на её территории некоторое время существовала целая иностранная греческая митрополия Готфийская и Кафийская. Готфийская и Кафийская митрополии 754 образовалась из переселенцев-греков, вышедших из Крыма вместе с своим митрополитом Игнатием. Мысль о переселении крымских греков в Новороссийский край поддерживал архиепископ Евгений Булгарис в своем письме от 22 ноября 1775 г. к своему двоюродному брату священнику на острове Занте. Он считал весьма возможным и полезным образование в Новороссии особой новой колонии из греков, молдаван и сербов. Между прочим, он сообщал, что много иностранцев уже переселилось на юг России. Когда архиепископ Евгений писал свое письмо, в Крыму после Кучук-Кайнарджийского мира шли смуты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

8 окт. 1802 г. Новороссийская губ. разделена на Николаевскую (с 1803 Херсонская), Таврическую и Екатеринославскую губернии. 4 дек. 1803 г. от Н. и Д. е. отделена часть территории для присоединения к новооткрываемой Полтавско-Переяславской епархии (см. Полтавская и Миргородская епархия ). 16 дек. 1803 г. указом Синода Н. и Д. е. переименована в Екатеринославско-Херсонско-Таврическую. Тем же указом Новороссийский архиерейский дом с консисторией и семинарией предписывалось перенести из Новомиргорода в Екатеринослав. Это решение было следствием указа Синода от 25 июня 1803 г. о переводе епархиальных центров и семинарий в центры губерний. Консистория переехала в Екатеринослав 24 мая, семинария и штат архиерейского дома - в июле 1804 г. Архиеп. Афанасий и епархиальная канцелярия уехали из Новомиргорода 22 июня 1804 г. Ист.: О перемещении Новороссийского архиерейского дома с консисторией и семинарией//Летопись Екатеринославской УАК. Екатеринослав, 1910. Вып. 6. С. 123-124. Лит.: Гавриил (Розанов), архиеп. Отрывок повествования о Новороссийском крае//ЗапООИД. 1853. Т. 3. С. 79-129; 1863. Т. 5. С. 420-490; Краткие сведения о местночтимой иконе Божией Матери, находящейся в Самарском Пустынно-Николаевском мон-ре//Екатеринославские ЕВ. 1872. Ч. неофиц. 18. С. 289-296; 19. С. 303-311; 20. С. 319-327; Никольский М. И. Записка о Екатеринославской семинарии//Там же. 14-16; 1874. 11-12; 1876. 9-14; 1877. 6-8, 22-23; 1878. 7-8, 10, 17-21; он же. Столетие Екатеринославской епархии//Там же. 1876. 14-19; 1877. 1-4; Феодосий (Макаревский), еп. Самарский Екатеринославской епархии Пустынно-Николаевский мон-рь. Екатеринослав, 1873; он же. Краткие сведения о Екатеринославской епархии вообще и о епископах ее//Екатеринославские ЕВ. 1875. Ч. неофиц. 8. С. 114-117; 9. С. 129-139; он же. Мат-лы для ист.-стат. описания Екатеринославской епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII ст. Екатеринослав, 1880. Вып. 1: Нынешние уезды Екатеринославский, Верхнеднепровский, Новомосковский и Павлоградский; Корольков К. Н. Столетний юбилей г. Екатеринослава: 1787 9 мая - 1887 гг. Екатеринослав, 1887; Беднов В. А. Столетний юбилей существования архиерейского дома и семинарии в Екатеринославе//Екатеринославские ЕВ. 1904. 23. С. 685-700; он же. Перенесение архиерейской кафедры из Новомиргорода в Екатеринослав//Летопись Екатеринославской УАК. Екатеринослав, 1908. Вып. 4. С. 273-314; он же. Док-ты, относящиеся к истории Екатеринославской ДС//Там же. 1912. Вып. 8. С. 185-260.

http://pravenc.ru/text/2577857.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010