АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАССИАН I (Рыло; † 23 марта 1481), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 1717 - 1795), архиеп. Могилёвский, богослов, свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕФРЕМ († 1454), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/164699.html

В. Я. участвовал в наступательной политике отца на сев.-зап. рубежах Руси. В 1042 г. он во главе новгородского войска совершил поход на фин. племя емь (на сев. берегу Финского зал.). В 1043 г. В. Я. по воле отца возглавил рус. поход на К-поль - последний в череде масштабных военных предприятий Руси против Византии в период между сер. IX и сер. XI в. В науке ведется затянувшийся спор о причинах конфликта. Итоги этого похода не были утешительны для киевского князя. На подходе к Царьграду рус. флот разметала буря, в результате чего часть войска, выброшенная на берег, попала в плен. В. Я. с остатками флота после стычки с греч. кораблями был вынужден вернуться на Русь. Он скончался еще при жизни отца, его потомки оказались по древнерус. династической традиции князьями-изгоями, т. е. лишенными собственной вотчины и обреченными довольствоваться тем, что им выделено старшими князьями. Единственный известный сын В. Я.- Ростислав, кн. тмутараканский († 3 февр. 1067),- родоначальник 1-й ветви галицких князей. В. Я. был погребен в новгородском Софийском соборе, по археологическим данным, вероятно, у юж. стены Рождественского придела. Рядом, согласно описям 1617 и 1634 гг., находилась гробница кнг. Александры, якобы супруги В. Я., сведения о к-рой впосл. теряются. Получившая известное хождение в науке гипотеза Н. А. фон Баумгартена о браке В. Я. с Одой Штаденской (из рода маркграфов саксонской Сев. марки) неверна. А. В. Назаренко Почитание Поход на Ямь. Мор коней в войске кн. Владимира. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30.Л. 88 об.) Поход на Ямь. Мор коней в войске кн. Владимира. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30.Л. 88 об.) В 1439 г. свт. Евфимий II (Вяжицкий) , архиеп. Новгородский, «позлати гроб князя Володимера... и подписа... и покров положи, и память им (В. Я. и Анне.- Е. Р.) устави творити на всякое лето месяца октября в 4» (НПЛ. С. 420). Более подробно об этих событиях повествуется в «Сказании о гробнице Иоанна Новгородского» из Жития свт.

http://pravenc.ru/text/154991.html

Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Опись Новгородского Спасо-Хутынского мон-ря 1642 г. СПб., 1856; Овчинникова Е. С. Московский вариант «Богоматери Боголюбской»//ДРИ. М., 1975. [Вып.:] Зарубежные связи. С. 343-353; Герасимов Н. Н. Фрески ц. Симеона Богоприимца в Новгородском Зверине мон-ре//ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 249, 264-265; Бекенева Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ//Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация. М., 1984. Вып. 9(39). С. 91-95; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Вел. Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 519. Ил. 417; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 396-399, 456-457; Т. 2. С. 132, 306-307; Игнашина Е. В. Древнерус. лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Вел. Новгород, 2003; Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 24. Кат. 4. М. А. Маханько, Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359)

http://pravenc.ru/text/578254.html

Царь весьма обрадовался, получив такое известие, и повелел митрополиту Аффонию освидетельствовать мощи преподобного Александра. В том же году, 29 августа, по царскому повелению, в обитель Святой Живоначальной Троицы и преподобного Александра прибыл новгородский митрополит Аффоний в сопровождении Хутынского архимандрита Пафнутия, Духова монастыря игумена Евфимия, Николаевского Вяжицкого монастыря игумена Иосифа и всего духовенства Софийского собора. А наутро 30 августа, в день памяти преподобного и богоносного отца нашего Александра, митрополит со всем Освященным Собором совершил всенощное бдение в церкви святителя Христова Николая Чудотворца, где находились многочудесные мощи преподобного Александра. С наступлением дня и времени Божественной литургии святитель начал водо-святный молебен и по освящении воды велел перед всем духовенством открыть гроб преподобного Александра. Когда гроб был открыт, святитель благоговейно приблизился к нему и увидели все преподобного отца, не как почивающего многие годы, но как новоположенного, и весьма ужасались; святитель велел звонить во все колокола, а сам, склонясь к святому, своими руками раскрыл лицо его и снял с его главы святую схиму и параманд. Когда святитель и все духовенство увидели лицо преподобного, то исполнились страха и сильного удивления, и пролили множество слез. Архимандрит Пафнутий и игумен Евфимий раскрыли святому грудь и руки до локтей, желая подлинно увидеть святого. Святитель долгое время внимательно смотрел на мощи преподобного и на бывший тут образ его с чудесами, написанный в очень давнее время. Затем архиерей и весь Освященный Собор возгласили: «Воистину сей есть преподобный отец Александр Чудотворец!» После чего митрополит опять возложил на главу его параманд и схиму. Архимандрит и игумены сильно просили святителя, чтобы он взял некоторую часть от мощей святого на благословение благочестивому царю. Он едва согласился на просьбу их, отрезав небольшую часть от нижнего края схимы преподобного. Затем повелел установить по прежнему гроб его и совершил по чину Божественную литургию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Но соображения не всегда являются у людей очень скоро и не всегда они прилагают их к делу тотчас же. 994   ↓ До XV века право местной канонизации принадлежало у нас епархиальным епископам (в 1439г. архиепископ Новгородский Евфимий Вяжицкий установил местно в Новгородском Софийском соборе праздновать строителю последнего князю Владимиру Ярославичу и его матери, – 1 Новгородская летопись под нашим годом), но в XVI веке мы видим право это принадлежащим уже только самому митрополиту (Макарию Калязинскому и Пафнутию Боровскому установил местно праздновать митрополит Даниил, и если Боровск принадлежал, может быть, к его собственной епархии, то Калязин не принадлежал). – (Местное празднование прежде канонизации, – История Иерархии IV, стр. 771). 995  В Лаврентьевской летописи под 1263г. стр. 455, cfr статью И. И. Малышевского („Когда и где впервые установлено празднование памяти св. Владимира”, напечатанную в Трудах Киевской духовной Академии, 1882г., книга 1). 997  На Москве списки Патерика Печерского пошли от двух списков Кассиановских, о которых см. I т. 1 половину стр. 634/764 . – (Службу Антонию Печерскому написал Пахомий Сербин по повелению Ионы архиепископа Новгородского, – Описание Лаврских рукописей, стр. 914). 999  Под 1448г. Исаия действительно ещё не упоминается как святой, см. Акты Исторические т. I, стр. 87, col. 1 и Памятники Павлова col. 538. 1000  Макарий VIII, 34, примечание 2. (Архиепископ Вассиан в своём послании к великому князю на Угру, писанном в 1480г., молитвенно поминает Исаю, вместе с Леонтием, как великого Ростовского чудотворца, – Собрание летописей VIII, 213). 1002  2 Софийская летопись в Собрании летописей VI, 184 fin. (рассказ о самом чуде ibid. стр. 320 fin.). 1003  Макарий IV, 259 fin.. – (Память князя Михаила Черниговского как праздник, – в Обиходнике Лавры XV в. у архимандрита Леонида стр. 17). 1004  В повествовании о чудесах преподобного Никиты есть позднейший рассказ о том, что митрополит Фотий имел особенную веру к нему и пытался было открыть его мощи, – Ключевский стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Наши святые, о которых говорим, или были общерусскими святыми в собственном смысле этого слова (как официально канонизованные в этом именно смысле) или же добровольно признавались таковыми в большей или меньшей степени. Но вместе с этими общерусскими святыми совсем или не совсем так сказать настоящими в продолжение рассматриваемого нами времени были и местные святые в точном и собственном смысле этого последнего слова, или святые, которые, быв канонизованы как местные, таковыми и оставались до Макария. Как велико было число этих собственных местных святых, и кто именно такие они были после трёх указанных нами: митрополита Ионы, Макария Калязинского и Пафнутия Боровского, мы не имеем возможности сказать. В житии митрополита Ионы, в котором сообщается список святых, признававшихся общерусскими до митрополита Макария, и в котором передаётся о канонизациях, совершённых последним, говорится о святых, канонизованных при нём (Макарии) так, что как будто до него всем им было празднуемо местно: „и праздновати же повсюду сим великым светильником (канонизованным при Макарии) не узаконено бысть, но идеже коегождо их честные раки со святыми мощьми бяху, ту и славими быша” 1016 . Может быть, что всем святым, канонизованным при Макарии, действительно празднуемо [было] до него местным образом; но весьма может быть и то, что автор жития допускает неточность и что под всеми должно разуметь у него только некоторых 1017 . Как бы то ни было, во всяком случае, нам положительно известно, что до Макария было празднуемо местным образом и таким святым, которые не были канонизованы при нём ни к празднованию общерусскому ни подтверждены к празднованию местному. Так, архиепископ Новгородский Евфимий Вяжицкий установил в 1439г. местное празднование в Новгородском Софийском соборе строителю последнего князю Владимиру Ярославичу и его матери 1018 ; но в списках святых, канонизованных Макарием к общему или местному празднованию наших местно-софийских святых нет. Существуют полные списки святых, не только канонизованных к общецерковному празднованию, но и не канонизованных; но эти списки, во-первых, относятся к позднейшему времени, во-вторых, – ни для какого времени совершенно ни к чему не служат: помещаемые в них не канонизованные святые не представляют собой тех святых, которым действительно празднуемо было местным образом, а представляют собой святых, которых угодно было набрать и наделать самим составителям списков единственно по их собственному (и в некоторых случаях крайне неудачному) 1019

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

21) Общецерковное празднование сщмч. Филиппу II, митр. Московскому и всея Руси († 23.12.1569, пам. 9 янв.), установлено в 1652 г. (на 17 июля) в связи с перенесением мощей свт. Филиппа из Соловецкого мон-ря в Москву (в 1669 г. празднование перенесено на 3 июля). В 1591 г. гроб с телом сщмч. Филиппа был перенесен из Твери в Соловецкий монастырь. Е. Е. Голубинский полагал это установлением местного празднования (с. 118). При Патриархе Иоасафе I (1634–1640) служба свт. Филиппу была включена в богослужебные Минеи. Местное празднование на переложение мощей установлено 31.05.1646 (грамота Патриарха Иосифа в Соловецкий мон-рь от 29.04.1646). 22) 21.02.1657 Патриарх Никон перенес часть мощей прав. Иакова Боровичского († ок. 1540, пам. 23 окт.) в Валдайский Иверский монастырь, что, вероятно, явилось основанием к установлению общецерковного почитания. «Панихидная память» святому была установлена 6.10.1544, а 8.02.1572, вероятно,— местное празднование. 23) Общецерковное празднование свт. Арсению, архиеп. Тверскому, вероятно, установлено в 1665 г. в связи с перенесением мощей по благословению Патриарха Никона . Местное празднование было установлено Собором 1547 г. Имена названных святых включены в месяцесловы Уставов 1682-го и 1695 гг. (за исключением прп. Корнилия Комельского, блгв. кн. Георгия Владимирского, блж. Прокопия Устюжского, прп. Кирилла Новоезерского, свт. Арсения Тверского, отсутствующих в месяцеслове Устава 1682 г.). Установление соборной памяти «всех святых новых чудотворцев Российских» послужило примером для установления местных соборных памятей, одни из которых складывались задолго до сер. XVI в., а другие стали образовываться позже: ок. 1549–XVII в.— Собор Новгородских святителей (4 окт., в день памяти блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, и 10 февр., в день памяти блгв. кнг. Анны Новгородской). Начало соборного празднования восходит к 1439 г., когда архиеп. Новгородский Евфимий (Вяжицкий) установил местное почитание свт. Иоанна, архиеп. Новгородского († 7.09.1186), и уставное панихидное поминовение кн.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Должен убо есть сицевый Архимандрит Евфимий священно Архимандрическая действовать, и всё церковное управление управлять, монастырские строения строить, по преданию и по правилам святых Апостолов и святых Отцов и по нашему Святительскому благословению и наказанию жить, тем и к нам иметь ему во всём о Христе свою любовь духовную, и послушание и покорение якоже Первосвятителю, Пастырю, и учителю, и отцу отцам и о ваших единородных и бессмертных душах печься, и попечение иметь и направлять еже ко спасению о всяком деле благе. Достоит же Архимандриту Евфимию проповедать слово Господне всем православным Христианам, дабы православные Христиане жили по заповедям Божьим. И сего убо ради дана бысть ему сия наша настольная грамота на утверждение его. А милость святой Софии Премудрости Божьей и великих чудотворцев: Никиты, и Нифонта, Епископов: Иоанна и Евфимия и Ионы и Серапиона, Архиепископов Новгородских и всех святых молитвы и нашего смирения благословение да есть и будет с тобой, сыну, и на сущих яже о Христе братии под твоей паствой всегда и во веки, аминь. Писана в Великом Новгороде в доме святой Премудрости Божьей лета зр (7160) году, Сентября: во в (2) день. Внизу грамоты подписано полууставом так: Смиренный Никон Божьей милостью Митрополит Великого Новгорода и Великих Лук. У грамоты печать красного воска величиной с грошевик на красном шнуре; на одной стороне печати изображение Божьей Матери с предвечным младенцем, на другой – благословящая рука и кругом Слова: Божьей Милостью смиренный Никон, Митрополит Великого, а в средине печати около руки в трёх строках Новгорода и Великих Лук. На обороте грамоты написано также полууставом: Смиренный Макарий Божьей милостью Митрополит Великого Новгорода и Великих Лук. Преимущества, в грамоте сей означенные, подтверждены были Вяжицким Архимандритам ещё в 1730 году, Февраля 19 Преосвященным Феофаном, а потом в 1740 году, Декабря 19 Преосвященным Амвросием, Архиепископами Новгородскими через посланные в этот монастырь из конторы их Преосвященств Указы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Иосиф , 1598. Авраамий , 1612–14. Евфимий , 1615, 1618 и 19. Моисей , 1619?, 1633–43. Митрофан , 1645–49. Иона , 1652–54, уволен. Афанасий , в июле 1657. Дионисий , в авг. 1659. Савватий 17 февр. 1661 перев. из Суздальского Васильевского монастыря, а 1662 – в Коломенский Спасский. Нил , в 1662–74. Галактион , в 1676–92. Архимандриты Иоасаф , 1708–24. Никита , 1732 и 33. Виктор , 1735 и 36. Григорий , 1740–44. Софония , 1744–47. [Так ли? Митрофан Шеинков 1747 перев. из Курского Знаменского и 3 авг.– в Пафнутиев]. Феоктист , 1754–56. Вениамин , 1756–60. Товия , 1761–65. Вонифатий Борейко в 1766 перев. из Коломенского Спасского монастыря, а 1771 – в Рыльский Николаевский. Иоакинф Карпинский в 1771 перев. из Рыльского Николаевского, а 16 янв. 1774 – в Новгородский Вяжицкий мнтрь. Арсений Тодорский 6 апр. 1774 перев. из Коломенского Спасского, а 1784 – с Цареконстантинов мнтрь. Тихон в 1784 перев. из Цареконстантинова монастыря; † 1788. Наркис Кветка в 1788 перев. из Куряжа, а в 1789 уволен на покой в Харьковский Покровский, где † 23 мар. 1792. Иоанн Островский 15 дек. 1789 перев. из Гамалеевского, а 6 мая 1795 – в Новгородский Антониев мнтрь. Агапит Скворцов , бывший игум. Перервинский, в 1795, перев. в Трегуляев мнтрь. Варлаам , в 1796–1802; † … Анания перев. из Высоцкого в 1802; † 1817 … Гермоген Сперанский 28 февр. 1817 перев. из Серпуховского Высоцкого монастыря, а 19 авг. 1818 – в Спасо-Андрониев. Никанор Клементьевский в 1818 перев. из Вифании, а 19 апр. 1819 – в Высокопетровский. Арсений Козиоров 4 июня 1819 перев. из Дмитровского Борисоглебского, а 7 июня 1829 – в Иверский. Иосиф 7 апр. 1830 перев. из Московского Златоустова; † 1838. Арсений Нагибин в 1838 перев. из Нового Иерусалима; но в мнтре не был. Иоаким 29 дек. 1838 перев. из Московского Знаменского монастыря; до 1846. Тихон в 1846 перев. из Дмитровского Борисоглебского монастыря; † 7 февр. 1871. По преобразовании в общежительный: Игум. Сергий перев. из Староголутвина в июне 1871. [Старо-Голутвина: Строитель Самуил , 1800–1829; † 29 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я грешный инок Лазарь состарился старостью и явился мне друг мой, великий господин Василий, епископ великого Новгорода и объявил мне о конце жизни моей. Возблагодарив Бога и епископа Василия за такое видение, призвал и братию и сказал: «братия! сами вы видите, что пришел конец жизни моей, да и сказано мне о кончине. Выберите из среды вашей вождя и учителя богоизбранному стаду своему». Они единодушно в один голос сказали: «не оставь нас, отче, сирыми; поставь нам сам пастыря и учителя». Я благословил Феодосия святой горы, чтобы был он по смерти моей старейшиной и учителем всей братии». Тем оканчивается завещание преп. Лазаря. Феодосий присовокупил к тому несколько слов о кончине преподобного. Святой авва Лазарь, причастившись св. таин, благословил братию и предал дух свой Господу. Братия погребли его за алтарем церкви Воскресения друга Божьего Лазаря. Авва преставился марта 8 6899 (1301 г.); лет жизни его было 105. 561 Мощи его почивают под спудом в часовне, подле Успенской церкви давно закрытого Лазарева монастыря. 562 11 ч. Преставление св. архиепископа новгородского Св. Евфимий, в крещении Иоанн, сын молитвы бесплодных благочестивых родителей, новгородцев, священника Михея и Анны 563 , на 15 году вступил в вяжицкую обитель: это была тогда обитель новая. Благочестивые пустынники Евфросин, Игнатий и Галактион, избрал себе место для подвигов в лесу и на болоте. Они поставили сперва часовню в честь свят. Николая. Когда же пришел к нам священник Пимен, в иночестве Пахомий: устроен был храм св. Николая в 1411 г., и Пахомий был первым игуменом. 564 Один новгородский боярин много прибавлял скорбей к суровой жизни пустынников, пока не получил исцеление в обители св. Николая. В это-то дикое и суровое место пришел Иоанн и принял иночество стал вести жизнь подвижническую. Узнав о строгой жизни инока Евфимия, архиепископ Симеон взял Евфимия в свой дом и поручил ему заведовать церковным имуществом; это был первый казначей из иноков, а до того времени казначеи дома избирались из мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010