Елевферий вернулся в город и появился рядом с домом бывших хозяев перед давними товарищами, но они его не узнали. В день Преображения он решил предать себя на мученичество после литургии, но встретил одного монаха из лавры, который разубедил его и посоветовал вернуться на Святую Гору, дабы прежде последней мученической битвы пройти испытание подвижничеством. По возвращении на Афон Елевферий, обойдя несколько монастырей, пришел в скит Предтечи Господня Иоанна, на подворье монастыря Ивирон. Там его поручили духовному руководству старца Акакия. За короткое время молодой человек двадцати лет постом, бдением и полным отречением от своей воли сумел умертвить в себе всякое плотское вожделение. Он вызывал удивление всех монахов, потому что казался уже перенесенным за пределы этого мира и не мечтал более ни о чем, кроме славы мученика и благ небесных. Чем более он возрастал в подвиге, тем более лицо его, бывшее прежде сумрачным, озарялось сверхъестественной радостью. «Меня печалит лишь то, – говорил он, – что я не обладаю множеством тел, дабы принести их в жертву за любовь ко Христу». Когда Бог дал его старцу уверение в том, что ученик готов к мученичеству, тот облек юношу в великую схиму, изменив его имя с Елевферий на Евфимий, и позволил ему готовиться к битве. Ученик часто изумлял наставника тем, что упражнялся подставлять свой затылок под топор. В другой раз, когда старец спросил его, что означают числа 5000, 3000, 2000, которые он написал на табличке, Евфимий ответил, что, поскольку он не сможет исполнять молитвенное правило и класть земные поклоны на пути к месту мученичества, он выполняет их заранее. Воину Христову явилась Пресвятая Матерь Божия и уведомила, что настал желанный день. Он попрощался с братиями, которые заметили, что он уже источает благоухание, какое обычно исходит от святых мощей. Затем он отплыл в Константинополь вместе с монахом Григорием, водителем прочих святых мучеников. В Вербное воскресенье 1814 года Евфимий надел вместо монашеского облачения турецкие одежды, взял в руку, как оружие битвы, крест и пальмовые ветви, которые благословили в этот день, и направился во дворец к визирю. Здесь он громким голосом исповедал свое отречение и последующее обращение, поправ ногами свой головной убор мусульманина.

http://pravoslavie.ru/52660.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня мученик Евфимий   Мученик Евфимий     Св. новый преподобномученик Евфимий               Отечество этого нового подвижника Христова, Св. преподобномученика Евфимия, было селение Димитцани в Пелопонессе. Он происходил от благочестивых родителей Панагиота и Марии. Кроме Евфимия у Панагиота было еще три сына: Георгий, Христ и Иоанн, и одна дочь - Екатерина; из них Евфимий был младший и во Св. крещении назван был Елевферием. Когда Елевферий достиг возраста, способного понимать книжную грамоту, тогда родители отдали его учиться в начальное сельское училище. Обладая от природы прекрасными дарованиями и при неослабном прилежании он в короткое время выучился начальной грамоте, потом оттуда перешел в высшее эллинское училище, где уже учился вместе с родным своим братом Иоанном грамматике и другим преподаваемым здесь предметам. Пробыв в этом учебном заведении определенное время, они оба перешли в Константинополь, в училище Куручешме. Окончив курс здесь, они оставили Константинополь и отправились в Яссы к своему отцу, находившемуся там по торговым делам со старшими двумя их братьями. После двухлетнего пребывания в Яссах в душе Елевферия родилась благая мысль - отправиться на Св. Афонскую Гору и сделаться монахом; вследствие этого, скрывшись от отца и братьев, он как птица быстро полетел из суетного мира в тихое пристанище подвижников Христовых, пребывающих на Святой Горе. Но прежде чем он достиг желанной цели, Богу угодно было испытать его терпение большими затруднениями. Так, желая пройти на Святую Гору через Константинополь, он встретил на этом пути непредвиденные препятствия по случаю войны между Россией и Турцией, а потому отправился в Одессу в надежде пробраться оттуда как-нибудь на Афон. Но и тут он встретил препятствие и со скорбью возвратился в Бухарест. Здесь он сделался известным французскому консулу и некоему русскому чиновнику, при которых оставался полтора года, пользуясь их покровительством. Были в то время в Бухаресте со стороны Турции посланники для переговоров о мире с Россией; явившись к ним, Елевферий пристал к одному из этих турок. Это сделал он потому, что надеялся с турком достигнуть Константинополя.

http://isihazm.ru/1/?id=576

  Житие преподобных и богоносных отцов наших Евфимия и Неофита Имена родителей преподобного отца нашего Евфимия неизвестны, равно как и значение их в свете. Достоверно только то, что сам Евфимий был из числа византийских вельмож, современник преподобного Афанасия Афонского, друг еще в мире, постриженник его в иночество и ученик его в иноческой Живя с Афанасием довольно долго еще до основания Великой лавры, он видел, как устроял преподобный священную киновию, и с благоговением удивлялся собранию добродетельных и преподобных мужей в единую ограду, будто расточенных овец, под бдительное попечение единого пастыря. Он питал глубокое благоговение ко всем этим святым мужам, но более всего – к великому отцу своему Афанасию, по причине добродетельной и изумительной подвижнической его жизни. За примерное братолюбие, за достохвальную кротость и скромность, за особенное рвение к ангелоподобной подвижнической жизни святой Евфимий удостоен был Афанасием первой по нем степени в братстве и назначен проходить должность дохиара: на нем лежала забота о всем продовольствии, о всех вещественных нуждах братства – и он проходил ее с таким усердием, верностью и честностью, как если бы она возложена была на него Самим Богом, а не отцом его духовным. Но блаженная душа святого дохиара хотела больших подвигов – горела желанием безмолвия. Как истинный послушник, предлагает он свою мысль на обсуждение своего друга, наставника и отца. Святой Афанасий, предвидя духом, что он сделается примером подвижнической жизни и будет виновником вечного спасения многих душ, не только благоволил святому его желанию, но позволил идти с ним в безмолвие и другим, кто пожелает, из священной его дружины. Итак, святой Евфимий с несколькими братиями, выйдя из лавры, создал в месте, называемом Дафна, монастырек (монидрион) во имя святого Николая и в память своего послушания, проходимого им в лавре святого своего отца, назвал его Дохиаром. Внимательно смотрел святой Евфимий за всеми движениями своей души на новом, отшельническом, пути к небу, старательно обходил сети коварного врага, расставляемые им на пути нашем ко спасению, усугубил здесь и пост, и молитву.

http://isihazm.ru/1/?id=1832

Когда, в молодости, преподобный Евфимий новый, Фессалонитский, решившись посвятить себя исключительно на служение Богу, оставил родину и достиг неприступных высот Олимпа; то прежде всего для того, чтобы лучше приготовить себя к иночеству, подчинил себя великому Иоанникию. – Но во избежание славы, ушел от Иоанникия; но и в новом месте не сам собою начал жить, а тотчас подчинил себя другому старцу, по имени Иоанну, который и облек его в иноческий образ. Когда Евфимий хорошо научился у него безмолвию и подвижничеству, то старец велел ему идти в киновию, именуемую Поссидон и Евфимий повиновался. Но зачем он послан был в Поссидон? Затем, как сказано в житии его, чтобы, упражняясь в послушаниях киновии, еще более научиться иночеству от старцев ея. Тут игумен сперва назначил ему разные послушания низкия; и Евфимий удивил всех смирением и терпением. Проходя сии послушания, он ни разу не возроптал на сопряженные с ними великие труды, ибо считал их истинным врачеством для юного своего тела. К чему же привело его – послушание? Да к тому, что он сделался выше страстей, изгнал из души своей уныние, покорил себе чрево, обуздал язык, очистил слух и руки, так что преподобно воздевал их на молитву, и приготовил ноги свои, да течет невозбранно во дворы Бога нашего (Пат. ч. 1, стр. 43–45). Родителей, имеющих малолетних детей, часто преследует мысль: «как будут жить мои дети, если я умру, не успев вырастить их? С кем они останутся после меня? Кому будут нужны? Кто призрит их?» и т. п. Как смотреть на эту мысль? Да, с одной стороны, если эта мысль не переходит границ, она есть мысль естественная. Кому же и заботиться о судьбе детей, как не родителям? Но если эта мысль переходит границы, например, доводит человека до уныния, или ведет его к корысти, то она есть мысль греховная. Ты чрезмерно заботишься о том, как будут жить дети после тебя? Но разве ты забыл, что у твоих детей есть еще Отец Небесный, Который и больше тебя любит твоих детей и все может сделать для них? Поручи их Ему, и дети твои проживут хорошо и после тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Афанасий Зоитакис. Святая обитель Дохиар, что на Святой Горе Афонской (версия для печати)/Православие.Ru Святая обитель Дохиар, что на Святой Горе Афонской Православие.Ru , 30 декабря 2004 г. Афанасий Зоитакис ПРЕПОДОБНЫЙ ЕВФИМИЙ – ОСНОВАТЕЛЬ МОНАСТЫРЯ Дохиар - вид с пристани Во времена, когда преподобный Афанасий на краю Святой Горы строил Великую Лавру, среди братии был и некто Евфимий, известный своей добродетелью, он был экономом или, как тогда было принято говорить, дохиаром. Когда в 963 году Никифор Фока, друг святого Афанасия, оставил намерение принять постриг и стал императором, Афанасий, расстроенный этим обстоятельством, покинул Лавру и отбыл на Кипр, предварительно указав императору на Евфимия как на достойного стать игуменом. Евфимию не удалось справиться с делами Лавры и, устав от суеты, он испросил у вернувшегося в Лавру Афанасия благословение удалиться в пустыню. Преподобный благословил его и дал в дорогу икону Божией Матери. Евфимий обосновался в гористой местности неподалеку от Дафни (ныне — главного Афонского порта) и посвятил себя молитве и трудам. Постепенно привлеченные рассказами о его благочестии вокруг него собираются и другие монахи. Монастырские ворота Вскоре (в 967 году) на высокой скале он строит величественный монастырь, посвященный святителю Николаю. В 972 году, когда новый император Иоанн Цимисский созвал игуменов всех афонских монастырей в Карею для составления первого типикона, среди них находился и Евфимий, также подписавший его. Новый монастырь быстро разрастался и получил на попечение имущество за пределами Афона. В его владение перешел большой участок около залива Сигитик, известный как Пиргадикья. Позднее, в 1037 году, правитель Волеру (местность между реками Нестос и Стримонас) Константин освободил обитель от налогов. Монастырь Святого Николая Дохиара (как он тогда назывался) переживал расцвет, о чем может свидетельствовать такой факт: в типиконе, составленном в 1045 при Константине Мономахе, подпись игумена этого монастыря Феодула стоит шестой среди тридцати одной подписи игуменов, принявших участие в его составлении.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Евфимию в переводах книг. Сохранилась дарственная от 10 нояб. 996 г., к-рую на имя И. С. дал его духовный сын, бывш. мандатор (офицер) Захария, сын Михаила. Преподобному, а также Великой Лавре были пожертвованы имения Захарии на о-ве Лемнос: ферма, 10 домов, мельница, виноградники, пахотная земля, пастбища, скот (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 11). Прп. Афанасий Афонский перед кончиной (ок. 1000) назначил И. С. эпитропом Великой Лавры (Диатиносис прп. Афанасия см. в: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 240-243). К 1005 г. братия мон-ря насчитывала свыше 200 чел. По письменному завещанию преподобного (не сохр.), к-рое цитируется в Житии, настоятелем Иверского мон-ря должен был стать прп. Евфимий, а после его кончины - прп. Георгий Строитель , с тем чтобы традиция назначения уходящим настоятелем своего преемника не прерывалась. И. С. был погребен в кафоликоне Иверского мон-ря: над его могилой прп. Евфимий выстроил ц. во имя св. Архангелов (ныне Всех святых). В предисловии к переводу Толкования свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (Ath. Iver. georg. 13-4-10, 1008 г.) прп. Евфимий написал о роли отца в его образовании и избрании поприща, а также привел список переведенных им при жизни И. С. книг. Среди названий Иверского мон-ря долгое время употреблялось и «Лавра Ивера» (Λαρα το Ιβηρος), т. е. И. С. Настоятель Иверского мон-ря прп. Георгий Святогорец (1044-1056) перенес в юж. часть нартекса кафоликона мощи И. С., прп. Евфимия и прп. Иоанна-Торникия, а позже свт. Арсения Ниноцминдского и прп. Иоанна (Грдзелисдзе) и распорядился, чтобы возле рак горели 3 неугасимые лампады. Во время его настоятельства были зафиксированы случаи исцеления от мощей И. С. и преподобных. Ист.: Хаханашвили А. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. 1074 г. с агапами. Тифлис, 1901 (на груз. яз.); Георгий Мцире. Житие и подвижничество святого и блаженного отца нашего Георгия Святогорца// Хаханашвили А. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. 1074 г. с агапами. Тифлис, 1901. С. 279-351 (на груз. яз.); То же// Кубанеишвили.

http://pravenc.ru/text/471496.html

Самыми известными грузинскими монастырями в границах Византийской империи были Петрицхонский монастырь, расположенный к югу от Филиппополиса во Фракии, и Иверский монастырь на северном побережье Афонского полуострова. Петрицхонский монастырь основал лично византийский полководец Григорий Пакуриан. Его семья, вероятно, принадлежала к разнородной «армяно–иверийской халкидонской аристократии» 296 восточной Анатолии. И хотя монастырь, расположенный близ современного Бачково, по–прежнему существует, его насельниками с конца XIV века стали болгары. Однако вначале состав братии был исключительно грузинским. В знаменитом типиконе, или уставе, составленном Пакурианом в 1083 году на грузинском и греческом языках, четко оговаривается строго грузинский характер братии 297 . Первыми насельниками монастыря были ветераны, служившие под началом Пакуриана. Примечательно, что один из самых известных за пределами своей страны грузинских ученых, Иоанн Петрици, провел в монастыре Пакуриана около 30 лет, прежде чем отправился в Грузию и в начале XII столетия поселился в монастырском комплексе Гелати. Как и следовало ожидать, богатый и благочестивый основатель позаботился о том, чтобы отстранить членов своей семьи от вмешательства в дела монастыря. Он также известен своей щедростью в отношении Иверского монастыря на Афоне. Начало организованному монашеству на Афонском полуострове положила Великая Лавра, в 963 году основанная св. Афанасием. Вскоре на Афоне появились первые грузины – Евфимий Иверский и его отец Иоанн Афонский. Они оба поселились в киновийном монастыре св. Афанасия. Спустя короткий промежуток времени на Афон прибыл Иоанн Торник [торникэ – воевода (груз.)], верно служивший императору Василию II в качестве полководца и посла. Он также был грузинского происхождения и в 979–980 годах основал Иверон, или, по первоначальному названию, «монастырь иверийцев» 298 . Иоанн Афонский сразу же был избран первым игуменом монастыря; он руководил обителью до 1005 года, когда его сменил сын Евфимий. Иверский монастырь – третий по старшинству на Афоне после Великой Лавры и Ватопеда. Одно время его обширные владения превышали земли Великой Лавры. Однако значение монастыря определяется не размерами земельной собственности. Этот знаменитый грузинский монастырь был одним из главных центров грузинской культуры и учености в рамках собственно византийского мира и играл важную роль в культурном взаимодействии между Грузией и Византией. Основатели монастыря с самого начала создали при нем скрипторий, где переписывались греческие и грузинские тексты. (Иверский монастырь располагает сегодня действительно большим рукописным собранием.) Не менее важно и то, что в этом центре книгописания переводились на грузинский язык греческие богословские, агиографические и богослужебные тексты. Возможно, плодовитый игумен Евфимий был автором греческой версии «Повести о Варлааме и Иоасафе». Он, вероятно, сделал перевод с грузинской версии, которая в свою очередь основывалась на арабском источнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Литература: Житие Василия Мангазеиского и повествование о начале Туруханского Троицкого монастыря. Под ред. П. Е. Островских. СПб., 1910; Н. Абрамов. Блаженный мученик Василий Мангазейский. – «Странник». СПб., 1866, Н. Н. Оглоблин. Мангазейский чудотворец Василий. М., 1890; Е. К. Ромодановская. Легенда о Василии Мангазейском и Туруханская литературная традиция. – В сб.: «Вопросы истории Сибири досоветского периода». Новосибирск, 1973; Протодиакон Борис Пивоваров. Святой праведный Василий Мангазейский. – Журнал Московской Патриархии, 1977, с. 59–68. Преподобномученика Евфимия Константинопольскаго (Службу зри 1-ого мая) Тропарь, глас 4: Постнически предподвизався на горе,/умная врагов ополчения всеоружием креста погубил еси, всеблаженне,/паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси,/убив Копронима мечем веры/и обоих ради венчался еси от Бога,/преподобномучениче Евфимие приснопамятне. Кондак, глас 2: Яко постника благочестна и искусна/и страдальца произволением честна,/и пустыни жителя сообразна,/в песнех достойно восхвалим Евфимия приснохвальнаго:/той бо змия попрал есть. Преподобномученик Евфимий Новый, Афонский Преподобномученик Евфимий Новый, Афонский в миру Елевферий, родился в 1794 году в семье благочестивого торговца в селении Димитцани в Пелопоннесе (Греция). Окончив училище в Константинополе, уехал в г. Яссы, чтобы помочь своему отцу в делах торговли. За два года пребывания в Яссах у юноши появилось желание принять иночество. С этой целью он решил отправиться на Святую Гору Афонскую, но из-за военных действий между Россией и Турцией (1811 г.) оказался сначала в Одессе, а затем в Бухаресте. В Бухаресте юноша не выдержал плотских искушений и впал в пучину разврата, а затем, пристав к туркам, принял мусульманство. Через некоторое время, уже в Константинополе, он опомнился и, терзаемый угрызениями совести и глубоким раскаянием, бежал из дома своего турецкого господина в Русское посольство. Здесь его приветливо приняли и помогли ему добраться до Святой Горы Афонской. После 40 дней покаянных молитв в Лавре святого Афанасия Елевферий был возвращен в Православие через миропомазание. Впоследствии он ревностно подвизался на Афоне в скиту святой Анны, в Дохиарской, Эсфигменской, Иверской, Ставроникитской и других обителях, слезами покаяния, постом и молитвой, усердными трудами иноческими искупая грех вероотступничества. В скиту Иоанна Предтечи Елевферию явилась Пресвятая Богородица, после чего он принял монашество с именем Евфимий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Архивы Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря таят в себе бесценные богатства» Источник: Богослов.Ru 24-25 января в рамках ХХ Международных Рождественских чтений в Храме Христа Спасителя и в Институте российской истории РАН состоялась научая конференция «Русский Афон как фактор духовного просвещения России: к 1000-летию русского присутствия на Афоне (1016-2016 гг.)» Подвести итоги этой конференции, а также рассказать о дальнейших планах изучения афонской темы мы попросили заместителя председателя Издательского совета Русской Православной Церкви игумена Евфимия (Моисеева). Игумена Евфимий (Моисеев). Фото с сайта Московской Духовной Академии Гордонова Ольга: Отец Евфимий, расскажите пожалуйста, почему Издательский совет обратился к афонской теме, почему именно Русскому Афону была посвящена конференция Издательского совета, ставшая, по мнению специалистов, одним из наиболее ярких событий Международных Рождественских чтений? Игумен Евфимий (Моисеев): Мне хотелось бы отметить, что наряду с рецензированием и экспертной оценкой произведений Издательский совет видит одной из своих основных задач развитие общецерковных издательских проектов, то есть таких проектов, которые невозможно осуществить силами одного даже очень крупного издательства. Первым из таких проектов для нас стала подготовка полного собрания творений святителя Феофана Затворника — «Феофановский проект». Именно в поисках творений святителя Феофана мы и посетили в прошлом году Пантелеимонов монастырь. Скажу сразу, действительность намного превзошла все наши ожидания – мы нашли архив святителя Феофана, который после его смерти был передан на Афон. Конечно, со временем что-то потерялось, что-то не удалось сохранить, но тем не менее в настоящее время – это самый полный архив святителя, содержащий бесценные рукописи и документы. Однако наряду с этим сокровищем мы обнаружили огромное количество иных редчайших, никогда до сих пор не публиковавшихся рукописей, которые открывают нам глаза на историю Русского Афона XIX–XX веков и во многом меняют наши представления о его истории.

http://pravoslavie.ru/51335.html

И другое знамение явил Авва. Гора афонская стонала вся от бездождия; помолился Евфимий, и, как некогда по гласу пророка Илии, разверзлось раскалённое небо обильными потоками дождя. Вся братия афонская издавна имела обычай собираться на вершину горы, для празднования там светлого дня Преображения Господня. Евфимий избран был всеми, как более достойный, для совершения Божественной службы, и когда возгласил он победную песнь: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! внезапный свет объял святую гору, и ниц пали все иноки афонские, как некогда ученики Спасовы; один только Евфимий, непричастный страху, спокойно довершил литургию посреди труса и огня. Старец Иоанн уже скончался, и благоговейный сын заступил его место в обители Иверской. Но по научению демона, не терпящего мира между братией, один из них обезумевший от ярости, решился покуситься на жизнь святого; ночью искал он проникнуть в его келью, всегда заключённую на верху башни, и, не достигнув цели, решил смертельно двух келейников святого, и сам в порыве бешенства наложил на себя руки. Авва едва только успел напутствовать и постричь в ангельский образ пострадавших ради него. Несколько времени спустя, другой инок, движимый тою же дьявольскою враждой, ударил, ножом св. Евфимия, но не мог нанести ему раны; рука убийцы мгновенно засохла; раскаянный повергся к стопам старца, умоляя о прощении, и кроткий служитель Алтаря разрешил его болезнь. Однако не тихая кончина ожидала угодника Божия, как некогда и самого Афанасия; ему суждено было довершить дни свои страдальческим образом. По смутам, возникшим на афонской горе, был он опять умолён братией идти в Царьград, для устройства дел церковных. Там однажды приезжая на муле по улицам столицы, увидел лежащего нищего, который просил у него милостыни. Остановился авва, чтобы удовлетворить его просьбу; нищий же быстро вскочил со своего места, и тем напугал мула, который опрокинул старца. Разбитый почти до смерти, он прожил ещё несколько дней, и преставился к лучшей жизни, посреди общего плача столицы; священные его останки перенесли в Лавру. Григорий остался один преемником обоих великих мужей, и был их достоин. Чрезвычайно умножилась братия при его добром и мудром управлении, и малая Лавра сделалась как бы целым градом иноков. Так, с помощью царей греческих и иверских, соорудил он великолепный собор Успения, подле малой церкви Предтечи, и трапезу с колокольней. «Аз утвердих столпы сии и не подвижатся. Георгий инок Ивиръ» начертал ктитор на хоросе собора во свидетельство своего подвига, и слова его исполнились.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010