Красноречивый Евфимий долго старался, доводами от священного писания, убедить своего соперника. Когда же, силою слова, принудил его к молчанию, ненавистник христианства излил ярость свою, в хульных словах, против Господа Иисуса, «Немы да будут уста льстивые!» воскликнул в порыве Апостольской ревности авва, и внезапно не только смолкли уста, но и сам Еврей пал пред ним мертвый, как некогда Анания и Сапфира пред стопами верховного Апостола Петра. Превозмогло сострадание в кротком сердце отшельника; взяв за руку мёртвого, он возвратил его к жизни, и воскресший просил святого крещения с чувствами искренней веры, предлагая ему все свои сокровища для обители; но Евфимий, приказал раздать их убогим, и сам преподал ему дар оправдания в спасительных водах купели. И другое знамение явил авва: гора Афонская стенала вся от бездождия; помолился Евфимий и, как некогда по гласу Пророка Илии, разверзлось раскаленное небо обильными потоками дождя. Вся братия Афонская издавна имела обычай собираться на вершину горы, для празднования там светлого дня преображения Господня. Евфимий избран был всеми, как более достойный, для совершения божественной службы; когда возгласил он победную песнь: «свят, свят, свят Господь Саваоф!» внезапный свет объял Святую гору и ниц пали все иноки Афонские; один только Евфимий, не причастный страху, спокойно довершил литургию посреди труса и огня. Но по наущению демона, не терпящего мира между братией, один из них обезумевший от ярости, решился покуситься на жизнь Святого; ночью искал он проникнуть в его келью, всегда заключенную на верху башни и, не достигнув цели ранил смертельно двух келейников, сам же в порыве бешенства, наложил на себя руки. Авва едва только успел напутствовать и постричь в ангельский образ пострадавших ради него. Несколько времени спустя другой инок, движимый той же дьявольской враждой, ударил ножом святого Евфимия, но не мог нанести ему раны; рука убийцы мгновенно иссохла; раскаявшись он повергся к ногам старца умоляя о прощении, и кроткий служитель алтаря разрешил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Слова Евангелия: «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе» ( Мф.16:24 ), услышанные святой Параскевой в храме, определили путь ее будущей жизни. После смерти родителей, приняв постриг, святая Параскева оставила мир и удалилась в Иорданскую пустыню. Жизнь ее, полная скорбей и лишений, была подобна жизни святого пророка Божия Илии и святого Иоанна Крестителя. Победив козни диавола, преподобная стала храмом Святого Духа ( 1Кор.6:19 ). Однажды во время молитвы ей явился Ангел и повелел возвратиться в отечество. Преподобная, подчиняясь воле Божией, исполнила повеление. Скончалась святая мирно (†1050). Мощи ее были обретены и положены в церкви апостолов Петра и Павла селения Епиват, где по молитвам святой Параскевы подавались многие исцеления больным. В 1641 году святые останки преподобной Параскевы были перенесены в город Яссы и положены в храме трех святителей. 15-й день Преподобный Евфимий Новый, Солунский Преподобный Евфимий Новый, Солунский , в миру Никита, был уроженцем города Анкиры Галатийской. Родители его, Епифаний и Анна, вели добродетельную христианскую жизнь, и сын их с детства был кротким, честным и послушным. Семи лет он остался без отца и вскоре стал опорой матери во всех делах. Пройдя воинскую службу, Никита, по настоянию матери, женился. После рождения дочери он тайно оставил дом, чтобы поступить в монастырь. 15 лет преподобный Евфимий подвизался на горе Олимп, где научился у старцев монашеским подвигам. Потом преподобный переселился на Святую Афонскую Гору. По дороге, узнав, что его мать и жена в добром здравии, он известил их о том, что стал иноком, и послал им крест, призывая последовать его примеру. На Афоне преподобный принял великую схиму и жил три года в пещере, в полном безмолвии, борясь с искушениями. Долгое время святой Евфимий подвизался на столпе, недалеко от Солуни, наставляя приходящих за советом и врачуя болезни. Преподобный настолько очистил свой ум и сердце, что сподобился Божественных видений и откровений. По повелению Господа, святой Евфимий в 863 году на горе Перистера, недалеко от Солуни, основал две обители, которыми управлял 14 лет, оставаясь в сане диакона. В одной из них приняли постриг его мать и жена. Перед кончиной преподобный удалился на островок, находящийся у Афона, и там почил в 889 году. Мощи его перенесены в Солунь. Преподобномученик Лукиан, пресвитер Антиохийский

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святитель Евфимий, патриарх Болгарский Исследователи называют его одним из крупнейших церковных деятелей в истории Болгарской Церкви, «самой светлой личностью Второй Болгарской Патриархии» (4, т. 1, 252). Это был ревностный архипастырь, все свои силы отдавший на благо родной Церкви и своего народа. После смерти св. Феодосия он подвизался сначала в Студийском монастыре, а затем в Зографе и Великой Лавре на Афоне. В 1371 году Евфимий вернулся в Болгарию и основал монастырь Святой Троицы, при котором развернулась грандиозная переводческая деятельность. Особенно много он потрудился в деле исправления богослужебных книг, за что его иногда называют болгарским Никоном. В 1375 году он избран Болгарским патриархом. Его заслугой является всестороннее внедрение результатов афонской справы в практику Болгарской Церкви, настолько активное, что уже младшие современники воспринимали его как инициатора самой реформы. Кроме того, Евфимий считается крупнейшим болгарским писателем XIV века, ярким представителем стиля «плетения словес». Им написаны службы, жития и похвальные слова почти всему сонму святых, чьи мощи были собраны в Тырнове, а также похвальное слово равноапостольным Константину и Елене и послание мниху Киприану. Святитель Евфимий создал около себя целую школу писателей из болгар, сербов и русских. Во время захвата Тырнова османской армией 17 июля 1393 года патриарх Евфимий фактически возглавил оборону города. Святитель показал высокий пример патриотизма, когда смело отправился в лагерь турок просить их о пощаде народа. Сам турецкий полководец был восхищен его подвигом, принял его с уважением и позволил ему уйти. Ему пришлось своими глазами увидеть разграбление Тырнова и разрушение многих церквей и монастырей. После взятия Тырнова турки приговорили его к обезглавливанию, затем приговор заменили на пожизненную ссылку во Фракию, где патриарх и скончался в 1402 году. Валерий Мешалкин Мешалкин В.В. Влияние Святой Горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009.

http://pravoslavie.ru/31826.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВФИМИЙ ДИМИЦАНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прмч. Евфимий Новый, Димицанский. Фрагмент иконы " Святые Акакий, Игнатий и Евфимий " Евфимий Новый, Димицанский (Пелопоннесский), Афонский, Константинопольский (Εθμιος Νος κ Δημητσνης, ο Πελοποννσιος; + 1814 ), монах , преподобномученик Память 1 мая (вместе с мчч. Акакием и Игнатием), 22 марта (Греч.) и в Соборе Афонских преподобных В миру Елевферий, происходил из г. Димицана ( Пелопоннес ), сын богатых и благочестивых родителей Панайотиса и Марии. Вместе с братом Иоанном он получил образование в греч. училище (впосл. Патриаршая академия) в Куручешме (ныне в черте Стамбула). Затем Елевферий два года прожил в Яссах вместе с отцом и старшими братьями. Здесь он решил принять монашеский постриг на Св. Горе . Но осуществлению его желания воспрепятствовала русско-турецкая война. Он прожил полтора года в Бухаресте , пользуясь покровительством французского консула и некоего русского чиновника. Там Елевферий предался порочной жизни, которая привела его к вероотступничеству. Познакомившись с турецким посланником (рейс-эфенди), он присоединился к его свите и отправился вместе с ним в Шумен , где принял ислам . Угрызения совести стали терзать Елевферия сразу же после обрезания. В Адрианополе он посетил богослужение в кафедральном соборе и приобрел греческие одежды. За ним был установлен строгий надзор. Рейс-эфенди, желая укрепить новообращенного в мусульманской вере, усыновил Елевферия. Однако тот, раскаиваясь в отречении от Христа, обратился в российское посольство, где ему помогли отправиться на Св. Гору . Там Елевферий исповедал свои грехи Константинопольскому патриарху Григорию V , жившему на покое в монастыре Великая Лавра . Патриарх вверил его руководству духовника Великой Лавры Мелетию, и через 40 дней Елевферий был возвращен в лоно Церкви через помазание св. миром.

http://drevo-info.ru/articles/13674510.h...

Преподобный Евфимий Новый Фессалоникийский в восемнадцать лет принял ангельский образ. Он терпел бесчестие и поругание и, смиряя себя, изгнал из души своей уныние, обуздал свое чрево и язык и принуждал себя к псалмопению, непрестанной молитве, слезам, посту и созерцанию. На Афоне прп. Евфимий терпел жажду, голод и холод и, испытывая себя, сорок дней питался только одной травой. Позднее в течение трех лет он нес великий подвиг, заключившись в пещеру. Там он питался желудями и каштанами и при этом совершал непрестанную молитву, коленопреклонения, спал на земле, побеждая бесовскую брань. Потом он взошел на столп близ Солуни и там врачевал многих от болезней и учил добродетелям. Затем при. Евфимий удалился на необитаемый остров для уединения. Непрестанно беседуя с Богом, он очистил свой ум и сердце и сподобился от Бога благодати. По откровению Божию прп. Евфимий восстановил храм св. ап. Андрея Первозванного и в 863 году воздвиг чудный монастырь, куда собралось множество иноков. Прп. Евфимий, как добрый пастырь, имея дары пророчества и прозорливости, вел всех к добродетели. Святитель Василий, архиепископ Солунский, был учеником и постриженником прп. Евфимия Фессалоникийского. Он долго подвизался в подвигах поста и молитвы на Святом Афоне. Затем был поставлен во епископа и прославился как исповедник Христовой веры. Преподобный Афанасий еще младенцем лишился своих родителей, и монахиня заботилась о его воспитании. Он рано возлюбил строгий пост, молитву и ушел на Афон, где принял ангельский чин и пребывал в безмолвии и посте. Прп. Афанасий вкушал пищу через два, а в Четыредесятницу даже через пять дней. Недалеко от Карей пребывал преподобный в безмолвии и занимался перепиской книг и каллиграфией добывал себе пропитание. Потом жил на мысу в подвигах труда и молитвы. А в 961 году начал созидать монастырь, храмы, келлии, трапезу, больницу и водопровод, мельницы, огород, виноградники. Во время службы в храме было великое благочестие. Прп. Афанасию явилась Сама Хозяйка Святой Горы – Богородица и приказала ему жезлом ударить в камень. Блеснула молния от удара, и из трещины побежал ключ целебной воды и понесся до самого моря. Этот ключ струится и доныне, в двух часах ходьбы от лавры, и на том месте построена церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С именем Евфимия Святогорца связаны многие чудеса. Во время посещения преподобным Фессалоники местный архиепископ попросил преподобного вступить в диспут с ученым иудеем, с которым епископ сам часто беседовал и которого не мог обратить в христианство. Когда " оказался в затруднении и бессилен был иудей тот… начал он хулить христиан непорочную веру " , прп. Евфимий приказал ему замкнуть уста. Онемев, иудей уверовал и бросился святому в ноги. По молитве святого к иудею вернулся дар речи, и с тех пор он " весьма верующим явился человеком " . По просьбе своего отца, прп. Иоанна Святогорца , Евфимий вступил в прения с другим иудеем, однако для этого спорщика, также онемевшего по приказу Евфимия, финал был иным. На следующий день он " испустил дух " . В один из наиболее засушливых годов на Афоне, когда четыре месяца не было дождя, Евфимий Святогорец в день прор. Илии совершил в афонской церкви во имя прор. Илии всенощное бдение и литургию. В Житии указано, что во время первого чтения Евангелия над " горой Эрисиони " появились облака, до начала причащения пошел проливной дождь, утихший лишь к " вечернему клепанию " . Другое чудо связано с праздником Преображения Господня. Во время литургии, которую преподобный совершал на вершине Афонской горы, случилось землетрясение, высокое пламя окружило святого, его образ просветлел и стало слышно пение многих голосов. В Житии описано два случая покушения на Евфимия Святогорца. Один раз убийца, вооружившись мечом, вошел в башню, где была келья святого. В схватке с двумя келейниками он тяжело ранил обоих. На шум сбежалась братия, убийца, " произнося хулы своими нечистыми устами... ударился о землю и испустил дух " . Прп. Евфимий причастил келейников, после чего они скончались. В другой раз " труженик огорода " , решив убить св. Евфимия, занес на него руку, и она тут же одеревенела и высохла. Признавшись преподобному в своих помыслах, он получил от него исцеление. В 1020-х годах в Великой Лавре начались волнения и визант. имп. Константин VIII пригласил прп. Евфимия на беседу в Константинополь . Старец обладал даром прозорливости. Предчувствуя близкую кончину, он " в обители Феофана собрал братию Иверского монастыря, утешил монахов и заповедал твердо и неизменно хранить обеты свои и повиноваться настоятелю " . Император встретил преподобного с большими почестями. После литургии, совершенной в день памяти ап. Иоанна Богослова, Евфимий Святогорец верхом на муле повез иконописцу образ ап. Иоанна для поновления. Встретив нищего, преподобный остановился, чтобы подать милостыню. Мул, испугавшийся лохмотьев, сбросил седока. Падение с мула явилось причиной болезни и смерти Евфимия Святогорца.

http://drevo-info.ru/articles/13680585.h...

2 . Духовник поп Никифор. Как же? – постепенным увеличением его пощений, нощных бдений, молитв и слёзного плача. Читая новый Мартиролог, повествующий о подвигах и страданиях новых мучеников, Евфимий сильнее и сильнее чувствовал в себе позыв к страстотерпчеству, и воображал только мученические венцы и неизреченные блага и сладости вечного блаженства. Однажды он просил старца Акакия умолить Бога, чтобы Он открыл ему: совершится ли мученичество его и каким образом: то есть, сам ли он вызовется на мучение, или будет узнан магометанами: ατκλητος δηλαδ, ν γνωρισϑ. Акакий, спустя несколько дней, поведал ему: «чадо, хоть я и недостоин, но вознёс молитву мою к Богу, и уверен, что есть воля Божия на то, чтобы ты был мучеником, и что сам ты должен вызваться на мучения». Евфимий узнав это, вельми возрадовался. В неделю православия скитские отцы в трапезе ели снеди, какие случились, а Евфимию дали обычный сухой хлеб и воду. Он залился слезами и застонал, но на вопрос – о чём он плачет, – не отвечал. Духовный отец его Никифор, присматривая за ним, увидел, что он часто становится на колени свои, протягивает вперёд шею свою, а руки держит назади, и однажды спросил его: «что это значит». «Приучаюсь, отче, к усекновению головы» – отвечал он. Однако духовник запретил ему делать это. Наконец, настал блаженный час отшествия его со святой горы в Константинополь. Его проводили многие старцы. Один из них на обратном пути сказал собратьям: «уверяю вас, что брат наш Евфимий будет мученик». «Откуда же ты знаешь это?» – спросили его. Он отвечал: «когда я подошёл к нему, чтобы облобызать его, то ощутил такое благоухание от него, какого ни с чем и сравнить не могу: посему думаю, что брат идёт к Богу». С Евфимием отправился 3 . Послушник Никифора Григорий, тот самый, о котором я говорил выше. Оба они остановились в предместье Константинополя Салате у некоего благословенного христианина Григория, который принял их к себе, как людей божиих. Тут Евфимий, по словам присматривавшего за ним скитника Григория, то обдумывал, как ему предстать пред Визирем, то приходил в исступление и созерцал неизреченные блага небесного блаженства, и мученические награды и венцы, то веселился и ликовал, что уже настал его час исповедовать Христа Бога, то соразмерял грех своего отречения от Христа с мучением вечным; а иногда, философствуя, говорил Григорию: как выходит душа из тела и возносится на небо; как он видит Судию – Бога и пресвятую Богородицу во всей славе их; как надобно приобрести благоволение святого архистратига Михаила, дабы с ним пройти все мытарства, и дабы, он привёл его к Иисусу.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Евфимия да избавимся и мы все от недугов душевных и телесных и да сподобимся Царствия Небесного о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому подобает всякая честь и слава, купно со безначальным Его Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.    С рукописи. По нашим месяцесловам память его – 15 октября, в Четьих Минеях же святителя Димитрия краткие о нем замечания находятся под 14 числом сего месяца. Под сим же числом и в синаксаре Никодима св. Евфимий показан подвизавшимся за св. иконы: но из жития его не видно таких подвигов. Житие св. Евфимия написано учеником его архиепископом солунским Василием, причтенным Церковью тоже к лику святых: память его, по греческому синаксарю, 1 февраля; скончался он в конце IX в.; указанный год его кончины в П. Мес. арх. Сергия – 830 г. – неверен, так как он описывает в сказанном житии происшествия 867 г. и далее. Полагают, что он святительствовал на Солуни в 895—900 гг. (см. Ekklhsiastikh Alhqeia. 1897, 46.).    Как из этого, так и из других мест жизнеописания Евфимия ясно видно, что святой Евфимий, придя с Олимпа на Святую Гору, нашел ее не пустынею, как думают некоторые; только не видно, как в то время жили на Афоне иноки: в монастырях ли или в скитах, или в кельях.    Замечательная черта области Армянской в девятом веке.    Т.е., так как не посвященным не позволено брать Христовы Таины своими руками, то святой Евфимий принял диаконское рукоположение, чтобы ему можно было самому приобщаться в пустыне запасными Дарами. Агиорит Иаков.    Следовательно, в наших месяцесловах память его обозначена вернее, чем в греческом синаксаре. Впрочем, Никодим упоминает, что память святого в некоторых греческих источниках указывается и 15 ноября. Год кончины преп. Евфимия – по вычислениям еп. Порфирия – 889-й.    По этой причине святой Евфимий и называется Фессалоникийским, хотя отечеством его было совсем другое место. — Иаков.    После сего следует обширное обращение признательного ученика – архиепископа Василия, к учителю своему, святому Евфимию, но мы для краткости оставляем его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Житие преподобных и богоносных отцов наших Евфимия и Неофита дохиарских    Имена родителей преподобного отца нашего Евфимия неизвестны, равно как и значение их в свете. Достоверно только то, что сам Евфимий был из числа византийских вельмож, современник преподобного Афанасия Афонского, друг еще в мире, постриженник его в иночество и ученик его в иноческой жизни. Живя с Афанасием довольно долго еще до основания Великой лавры, он видел, как устроял преподобный священную киновию, и с благоговением удивлялся собранию добродетельных и преподобных мужей в единую ограду, будто расточенных овец, под бдительное попечение единого пастыря. Он питал глубокое благоговение ко всем этим святым мужам, но более всего - к великому отцу своему Афанасию, по причине добродетельной и изумительной подвижнической его жизни. За примерное братолюбие, за достохвальную кротость и скромность, за особенное рвение к ангелоподобной подвижнической жизни святой Евфимий удостоен был Афанасием первой по нем степени в братстве и назначен проходить должность дохиара: на нем лежала забота о всем продовольствии, о всех вещественных нуждах братства - и он проходил ее с таким усердием, верностью и честностью, как если бы она возложена была на него Самим Богом, а не отцом его духовным.    Но блаженная душа святого дохиара хотела больших подвигов - горела желанием безмолвия. Как истинный послушник, предлагает он свою мысль на обсуждение своего друга, наставника и отца. Святой Афанасий, предвидя духом, что он сделается примером подвижнической жизни и будет виновником вечного спасения многих душ, не только благоволил святому его желанию, но позволил идти с ним в безмолвие и другим, кто пожелает, из священной его дружины. Итак, святой Евфимий с несколькими братиями, выйдя из лавры, создал в месте, называемом Дафна, монастырек (монидрион) во имя святого Николая и в память своего послушания, проходимого им в лавре святого своего отца, назвал его Дохиаром. Внимательно смотрел святой Евфимий за всеми движениями своей души на новом, отшельническом, пути к небу, старательно обходил сети коварного врага, расставляемые им на пути нашем ко спасению, усугубил здесь и пост, и молитву.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Евфимий с несколькими братьями устроил на месте Дафна скит в честь св. Николая, а в память о должности, которую нес он в лавре, назвал Дохиаром. Евфимий зорко смотрел за состояниями души своей на новом пути своем и усилил свои подвиги в посте и молитве. Наша брань несть к плоти и крови, говорил он и братиям своим, побуждая их к духовной бодрости. Раз Евфимий увидал приближающихся к берегу пиратов – арабов. Поняв намерения их, он поспешил в свой скит и с братиями своими скрылся в ближнем густом лесу. Пираты ворвались в скит, заграбили св. сосуды и весь скудный запас; потом недовольные тем, разбросали стены церкви и скита. Возвратясь на место скита, преподобный благодушно перенес беду и убеждал братия не роптать на случившееся. Новую обитель положил он основать в месте более отдаленном от берега морского и потому менее доступном для нежелаемых гостей. По одобрению старцев горы, обитель основалась там, где она стоит поныне. Храм и здесь построен был в честь святителя Николая. Как дорого ценил святый безмолвие, видно по самой местности обители. Место обители низменная прибрежная скала, где нет воды. Но всему предпочтена тишина местности. Когда прибыл из Византии племянник его (по матери) Николай и облеченный в иночество с именем Неофита, на деле показал ревность к иноческим подвигам, преп. Евфимий предложил братии – принять его в настоятеля себе, - а сам обратился к подвигам отшельническим. Богатый племянник стал строить новый обширный храм, но смиренный храм преп. Евфимия поныне еще цел11). Преподобный почил в глубокой старости, вероятно не позже 990 г.12).   11) Описание монастырей афонской горы, стр. 148. 151. 12) Пр. Афанасий, который был немногим старше его, скончался в 980 г. (Вершинского Месяцеслов стр. 239). 11 ч. Преставление св. краля сербского СТЕФАНА дечанского. Блаж. Стефан, сын кор. Милютина, значительную часть жизни своей провел под гнетом разных бед и наконец умер страдальцем13). Когда было ему только 10 лет, отец, желая отклонить вторжение в Сербию страшного Ногая, опустошившего Болгарию, послал сына к Ногаю, в залог мирных отношений своих к хану.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010