Его дикция была отчетлива и плавна, пояснения многочисленны, разнообразны и удачны; он отличался самым здравым смыслом и знанием сердца, приобретавшимися скорее из его собственного внутреннего опыта, чем через сношение с другими. В своих объяснительных «Беседах», простирающихся на большую часть Нового Завета, включая и некоторые книги Ветхого, он держится буквального смысла св. Писания, и никогда не теряет из вида нравственного приложения. Среди его других «Бесед», наиболее знамениты беседы «О статуях», произнесенные по случаю мятежа, во время которого в Антиохии были низвергнуты статуи Феодосия и его семейства 1673 . Когда жители трепетали в ожидании какого-нибудь страшного наказания, и престарелый Флавиан отсутствовал, находясь в депутации, отправленной к императору с просьбой о помиловании (387 г.), Златоуст ежедневно проповедовал трепещущим толпам тоном торжественного и возбуждающего красноречия. Кафедра его торжествовала над театром и цирком, которым обыкновенно предано было население Антиохии, и проповедник старался о том, чтобы сделать этот временный страх и возбуждение основанием для прочного нравственного усовершенствования 1674 . Когда Златоуст был уже почти двенадцать лет проповедником Антиохии, в сентябре 397 года, вследствие смерти Нектария, сделалась вакантной кафедра Константинопольская. Обладание столь знатным достоинством возбуждало много честолюбия, кандидаты прибегали к разным темным интригам и домогательствам, и партийный дух находился в сильном возбуждении. Наконец император Аркадий просил положить конец этому смятению назначением какого-нибудь епископа, и его выбор пал на Златоуста, под влиянием евнуха Евтропия, который при последнем путешествии своем в Сирию, с восторгом слушал красноречие этого великого оратора. Министр этот, быть может, рассчитывал извлечь пользу для своей собственной репутации от столь похвального употребления своего патронатства, а быть может также надеялся обеспечить себе на основе благодарности полное послушание себе епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В числе таких зловредных изуверов, по всей справедливости, одно из первых мест должны занять последователи секты Скопцов, которые, с противным природе наружным изуродованием своего тела, соединяют тайное учение, самое сумасбродное, какое когда-либо существовало. Начало Скопчества кроется в глубокой древности, и едва ли возможно с определительностию означить ту эпоху, с которой оно начало впервые появляться. Известно только, что колыбелью этого варварского изуродования человеческой природы была Азия. Там оно без сомнения было первоначально порождено обыкновением многоженства, существующим и поныне у восточных народов. Кто, как не евнух, мог вернее оберегать гаремы от внешних дерзких попыток, не возбуждая притом сам в душе повелителя ревнивых опасений своею собственною личностию? Восточные повелители по этой причине для прислуги в гаремах и вообще во внутренних покоях своих обыкновенно употребляли скопцов; вельможи подражали повелителям. В древности и израильтяне не были чужды этого варварства: скопцы были и у них между слугами царскими. Впрочем у этого народа, опередившего все другие народы нравственным и религиозным образованием, скопчество не только не считалось уважительным, но напротив подвергалось презрению и отвержению, против чего находятся увещания в Священном Писании , возбуждающие снисхождение и сострадание к этим несчастливцам. Сюда относятся следующие слова Пророка Исаии (гл. 56:5–6): «И да не глаголет каженик, яко аз есмь древо сухо. Сия глаголет Господь кажеником: елицы сохранят субботы моя, и изберут, яже аз хощу, и содержат завет мой, дали или в дому моем и во ограде моей место именито, лучшее от сынов и дщерей, имя вечно дам им и не оскудеют». Здесь пророк очевидно обращается к насильственно оскопленным евнухам и утешает их ободрением, что и они, не смотря на изуродованность, исключающую их из числа людей, при добрых делах и истинной вере не должны отчаиваться в своем спасении. Этот варварский обычай, порожденный ревностью и деспотизмом Азиатского Востока, перешел к римлянам при основании Империи, соединившей Европу с Азией; в особенности же усилился по перенесении столицы Империи в Константинополь. При дворе Константинопольском, в самые просвещенные века Греческой Империи, разные придворные сановники и множество слуг были постоянно из скопцов. Люди эти, будучи чужды других страстей, всю деятельность свою сосредоточивали в необузданном честолюбии, достигали верха искусства в придворных происках и пронырствами своими нередко достигали высших степеней в государственном управлении. Таковы были известные в Истории Византийской евнухи: Антиох, Евтропий, Нарсес; последний, известный полководец, знаменитый возвращением Италии от Готфов под власть императоров. Замечательно, что и свойства нынешних скопцов совершенно те же: корысть, а потом честолюбие и властолюбие в своем круге, составляют единственные их страсти.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/issledov...

– Неужели ты не чувствуешь сейчас никакого стыда? Святая отвечала: – Ради чего мне стыдиться? я не грабительница, не блудница; я не сделала никому никакого зла; хотя вы и лишили меня одежды внешней, но я имею одеяние пресветлое, нетленное, вечное на небеси, которое уготовал для меня Господь мой, ради Коего я и обнажена ныне. 87 Тоже самое по существу ответила и св. мученица Евтропия: – Гораздо более может устыдить меня нагота душевная, 88 чем телесная; несравненно тяжелее муки вечные, чем временные; пренебрегаю я тем, что меня обнажат, ибо я облеклась во Христа. 89 Из уже приведенных случаев мы можем сделать заключение, что стыдливость как более низшая функция организма должна пренебрегаться тогда, когда того требуют действия высших сил. Стыдливость уместна и похвальна тогда, когда обуздывает низшие или более страстные движения душевно-телесного организма, 90 а когда их нет или когда настоит необходимость удовлетворить более высшим силам, то сама стыдливость требует обуздания своего. Примером тому служит св. Лука Ефеский 91 или преп. Серапион Синдонит, 92 которые, исполняя с усердием заповедь Евангелия ( Мф. 5:42 ), отдавали неимущим всю свою одежду и не стыдились ходить из-за этого нагими. А св. патриарх Константинопольский Мефодий ради того, чтобы снять с себя ложное обвинение в блудодеянии вынужден был отложить природный стыд, соблюдение коего особенно было обязательно для человека его сана, и обнажить перед собравшимся судом «тайное место» своего тела, почти мертвое по причине болезни, так чтобы все убедились в том, что невозможно столь больному человеку совершить было плотской грех. 93 Неуместна порой бывает стыдливость и там, где это влечет за собой вред здоровью или даже грозит опасностью умереть. К примеру, в одной газете был описан случай о том, как в какой-то деревне мылись в бане три девочки (14–15 лет) и не заметили начавшегося пожара, а когда заметили, было уже не выйти. Сам сруб стоял на околице, потому и деревенские жители не сразу спохватились, но все-таки успели вовремя. Сбежавшиеся мужики бревном выбили крохотное оконце, чтобы девочки могли выбраться наружу. Две из них кое-как протиснулись, а третья – не хотела вылазить, сколько ее не уговаривали. Ей было стыдно… Кончилось тем, что кровля в бане обвалилась. Кое-как девчонку все же вытащили, но при этом она сильно обгорела, потеряв свою девическую красоту. И жизнь ее не сложилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Икона Евтропий Константинопольский, мч. - обсуждение в форуме Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Евтропий Константинопольский, мч. - обсуждение в форуме Notice : Undefined variable: what in on line 65 Эта страничка относится к разделу Евтропий Константинопольский, мч. Обсуждений этой иконы в нашем форуме не найдено. Для создания новой темы зайдите в форум " Обсуждение икон, опубликованных на сайте " и создайте тему, начинающуюся со строки " [icon-1725] " (в квадратных скобках без кавычек). Внимание!!! Строго запрещается соединять темы форума с этим сайтом вышеуказанным образом, если они попадают в одну из следующих категорий: - Сообщения, связанные с куплей, продажей, оценкой икон, либо иные какие сообщения, нацеленные на получение личной выгоды. - Сообщения, явной или скрытой целью которых является реклама сайтов или какого-то товара. - Сообщения, распространяющие сомнительную неправославную/раскольническую информацию об иконе. Подобные темы будут удаляться без предупреждения вместе с учетными записями наглых пользователей. Если Вы не уверены, что Ваше сообщение в форуме полезно не только Вам, лучше не соединяйте его с этим сайтом указанным образом, но просто создайте тему с обычным заголовком (без квадратных скобок и номера иконы). Примеры тем, которые полезно соединить с сайтом: вопросы об истории иконы, спорные и противоречивые факты; исправление ошибок, замеченных в опубликованном на сайте житии и обновление устаревшей информации; обсуждение различий в иконографии, каноничность иконы и особенности написания, различия в написании; иные подобные темы. В основной раздел " Евтропий Константинопольский, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-1725-forum

481 Константинопольское правительство легализовало это преступление тем, что состояние Руфина было конфисковано. 482 Часть его досталась Евтропию и его приверженцам. 483 В числе имущества, принадлежащего Руфину, были земли, неправильно захваченные им в разных провинциях, владельцы которых из страха пред всемогущим префектом не возбуждали протеста. В Феодосиевом Кодексе сохранился текст указа, изданного по этому поводу и печально характеризующего тогдашние нравы. Ввиду того, что протеста не было, пока был жив Руфин, все такие имущества объявлены были принадлежащими императорской частной казне с воспрещением права исков. 484 Жена и дочь Руфина, когда он был убит, бежали в церковь , опасаясь за свою жизнь. Им разрешено было, по их просьбе, переселиться в Иерусалим, где они и проживали, как и многие другие знатные женщины того времени, переселявшиеся в Святую Землю добровольно. Евтропий. Гайна О процессе Абунданция нет сведений в наших источниках. Вероятно, он был привлечен к ответственности по старой и весьма растяжимой форме обвинения в оскорблении величества. Больше подробностей сохранило предание о суде над Тимасием. То был видный и заслуженный военный человек, сподвижник Феодосия I во всех его предприятиях. Своим орудием Евтропий избрал одного мелкого мошенника по имени Барг. Этот человек, родом из города Лаодикеи, попался в каком-то темном деле и бежал в Сарды. Там он обратил на себя внимание Тимасия, обошел его лестью и был назначен командиром одной военной части. Вскоре Тимасий переехал в Константинополь и перевез туда же Барга, хотя тот за свои провинности не имел права жительства в столице. Евтропий воспользовался этим человеком с запятнанным прошлым, чтобы возбудить через него обвинение против Тимасия в замыслах произвести государственный переворот. Процессы этого рода были очень часты при Констанции и Валенте, которые с особенной настойчивостью и неумолимостью давали ход доносам и с большой жестокостью вели следствия. 486 Под председательством самого императора снаряжена была судебная комиссия по делу Тимасия. Этот суд ввиду доброй славы и авторитета Тимасия вызвал неблагоприятные толки в столице. Император предпочел уклониться и поручил разбирательство дела Сатурнину и Прокопию. Первый был заслуженный старый сановник, второй – зять императора Валента. Прокопий был человек смелый и резкий. Он упрекал Сатурнина за то, что тот допустил обвинение заслуженного Тимасия таким недостойным человеком, каким являлся Барг. Тем не менее Тимасий был осужден и приговорен к ссылке. Его отправили под стражей на оаз в Египет. Вскоре прошел слух, что сын Тимасия, Сиагрий, освободил отца по пути, и с тех пор оба они бесследно исчезли. Барг был вознагражден назначением командиром полка, но скоро его постигла казнь. Во время его отсутствия в столице, жена его, рассорившись с мужем, подала императору жалобу с обвинением Барга в различных злодействах. Евтропий снарядил суд и по его приговору казнил своего пособника. 487

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

– Владыка, кто ночью беседует с тобою? Иоанн отвечал: – У меня не было никого. Тогда Прокл подробно рассказал ему, как он в скважину видел старого почтенного человека, который шептал патриарху на ухо, когда тот писал; при этом Прокл описал вид и лицо того, кто являлся. Слушая речи Прокла, Иоанн недоумевал. Между тем Прокл, взглянув на изображение Апостола Павла на иконе, сказал: – Тот, кого я видел, был похож на изображенного на сей иконе. Тут Иоанн понял, что Прокл видел самого святого Апостола Павла, и удостоверился, что труд его угоден Господу. Он пал на землю и долго молился, благодаря Бога. С того времени он восприял большее усердие и ревность к писанию божественных книг, которые он оставил после себя Церкви, как многоценное сокровище 7362 . Иоанн – великий учитель всего мира – без всякого колебания обличал несправедливости, защищал обиженных, а царя и царицу убеждал никого не обижать, но поступать по справедливости. Вельможам и людям высокого сана, расхищающим чужое имущество и огорчающим бедных, он угрожал судом Божиим. За это против него стали враждовать многие мирские властители. Осуждаемые своею совестью, но не желая отрешиться от своих пороков, они гневались на Иоанна. Сердце их окаменело, им тяжело было слушать слова святого, – и вот они затаили в себе злобу на него. Ненавистники старались всячески очернить святого, рассказывая, что патриарх в своих проповедях в церкви не поучает, но оскорбляет и обвиняет царя и царицу и все власти. К тому же его называли еще немилосердным по следующей причине. В царском дворце находился некий евнух, по имени Евтропий, начальник царских постельников. Он сумел вкрасться в доверие к царю и сделался его любимцем. Преследуя своих врагов, он уговорил царя издать закон, которым бы уничтожался один древний обычай, состоявший в следующем. Люди, чем-нибудь нарушившие гражданский закон и присужденные к смерти, укрывались в церкви, как некогда у Израильтян в города убежища 7363 , и в церквах спасались от смертной казни. Уничтожение этого обычая было весьма прискорбно для святого Иоанна Златоустог о, и он, считая сие дело насилием над Церковью, обличал Евтропия, обвиняя его в жестокости и попрании церковных установлений. Спустя немного времени сам Евтропий впал в яму, которую он выкопал для других, и закололся тем самым мечом, который наточил для других. По случаю какого-то важного проступка царь весьма разгневался на него, и Евтропий был приговорен к смертной казни. Тогда Евтропий убежал в церковь и скрылся в алтаре под престолом. Блаженный же Иоанн восседал на амвоне, откуда он обыкновенно поучал народ, направил, как весьма строгий ревнитель, обличительное слово на Евтропия; он говорил, что было бы справедливо, если бы новоустановленный несправедливый закон испытал на себе тот самый человек, который изобрел и установил его. Враги Иоанна, подхватив сие слово, стали порицать святого, укоряя его в немилосердии. Таким образом, мало-помалу они раздражали сердца многих людей и возбуждали в них гнев на Иоанна 7364 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда святой Иоанн еще оставался в Антиохии, в политическом состоянии мира совершилась важная перемена. В 395 году скончался император Феодосий, который вместе с собой унес в могилу и последние отблески величия Римской империи. У него осталось два сына – Аркадий и Гонорий, и он, чтобы не возбуждать неприязни между ними, а главным образом не считая ни одного из них способным принять на себя все бремя управления громадной империей, притом явно клонившейся к упадку, разделил между ними империю, предоставив Гонорию Запад, а Аркадию – Восточную ее половину. Оба они были еще люди молодые и притом недостаточно щедро наделенные от природы для того, чтобы с достоинством и успехом проходить возложенное на них трудное служение. Неудивительно поэтому, что действительными правителями государства были не они, а окружающие их приближенные, среди которых первенствующее место занимал на Западе знаменитый полководец Стилихон, а на Востоке – не менее знаменитый царедворец евнух Евтропий. Последний, выйдя из рабского состояния, благодаря разным случайностям и особенно своему природному уму, сумел заслужить благорасположение к себе покойного императора Феодосия, перед смертью возлагавшего на него важные поручения, и после его кончины, конечно, сделался главным опекуном молодого Аркадия и действительным правителем государства. Этот евнух и был тем орудием, через которое Промысл Божий привел Иоанна на кафедру Константинопольскую. Когда, по смерти архиепископа Нектария, возник вопрос о преемнике ему, то разрешить его было нелегко. Притязаний на первенствующую кафедру Восточной империи было немало. Аркадий не знал, что делать и кого предпочесть. Тогда выручил его из затруднения Евтропий. Как человек не чуждый религиозности, он интересовался церковными делами и в бытность свою в Антиохии не преминул послушать знаменитого антиохийского проповедника. Иоанн произвел на него своими проповедями сильное впечатление, и теперь Евтропий и подсказал императору, как было бы хорошо для Церкви столичного города его империи иметь во главе своей такого знаменитого пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Часть 1 Когда св. Иоанн доканчивал свою пастырскую деятельность в Антиохии, в политическом состоянии мира совершилась важная перемена. В 396 году скончался император Феодосий, который вместе с собою унес в могилу и последние отблески величия Римской империи. У него осталось два сына - Аркадий и Гонорий, и он, чтобы не возбуждать неприязни между ними, а главным образом не считая ни одного из них способным принять на себя все бремя управления громадной империей, притом явно клонившейся к упадку, разделил между ними империю, предоставив Гонорию запад, а Аркадию - восточную ея половину. Оба они были еще люди молодые и притом недостаточно щедро наделенные от природы для того, чтобы с достоинством и успехом проходить возложенное на них трудное служение. Неудивительно поэтому, что действительными правителями государства были не они, а окружающие их приближенные, среди которых первенствующее место занимали - на западе знаменитый полководец Стилихон, а на востоке не менее знаменитый царедворец евнух Евтропий. Последний, выйдя из рабскаго состояния, благодаря разным случайностям и особенно своему природному уму, сумел заслужить благорасположение к себе покойнаго императора Феодосия, перед смертью возлагавшаго на него важныя поручения, и после его кончины конечно сделался главным опекуном молодого Аркадия и действительным правителем государства. Этот эвнух и был тем орудием, чрез которое Промысл Божий привел св. Иоанна на кафедру константинопольскую. Когда, по смерти архиепископа Нектария, возник вопрос о преемнике ему, то разрешить его было не легко. Положение было весьма важное и потому не мало заявлялось притязаний на него. Аркадий не знал, что делать и кого предпочесть. Тогда выручил его из затруднения Евтропий. Как человек не чуждый религиозности, он интересовался церковными делами и в бытность свою в Антиохии не преминул послушать знаменитаго антиохийскаго проповедника. Иоанн произвел на него своими проповедями сильное впечатление, и теперь Евтропий и подсказал императору, как было бы хорошо для церкви столичнаго города его империи иметь во главе своей такого знаменитаго пастыря.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Только обладая такими правами, Церковь и могла с успехом совершать свое просветительное и спасительное дело в мире. Между тем гражданское правительство уже тогда неоднократно заявляло притязания на нарушение или ограничение этих прав и преимуществ, и притом чаще всего по соображениям не столько государственным, сколько личным. Одним из важнейших преимуществ Церкви с древнейших времен считалось принадлежавшее ей право убежища. Это право, ведшее свое начало еще с древности, было чрезвычайно важно в те времена, когда при господстве самоуправства и грубой силы люди часто могли находить себе убежище от человеческого насилия только у престола Божия. И святой Иоанн, как непреклонный защитник слабых и угнетенных, придавал праву убежища великое значение. Между тем это право все более подвергалось ограничениям, и главным виновником этого был всемогущий в то время евнух Евтропий. Опьяненный достигнутым им всевластием, надменный евнух уже дерзко мечтал со временем захватить сам престол и беспощадно истреблял всех, кого мог считать своими противниками и врагами. Так как многие искали себе спасения от его ярости в храме Божием, то Евтропий решил покончить с этим учреждением. Напрасно Иоанн Златоуст восставал против этого посягательства на священное право Церкви – укрывать беззащитных от злобной ярости людей; евнух, считая притом святого Иоанна своим ставленником, обязанным ему самим своим возвышением на престол Константинопольской церкви, настоял на своем, и право убежища действительно было отменено. Вскоре, однако, случилось событие, которое показало, как непрочно человеческое величие и как необходимо людям иметь себе защитницу в лице Церкви. Евтропий своими интригами и дерзкими выходками навлек на себя немилость императора, и положение его поколебалось. А когда он, забывшись до крайности, оскорбил даже императрицу Евдоксию, которая со слезами на глазах и со своими плачущими малютками на руках явилась к императору, прося у него защиты от оскорблений дерзкого царедворца, то судьба его была решена: он был лишен всех своих должностей, и ему угрожала смертная казнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Великий сей вселенский светильник и учитель не страшился обличать несправедливости, которые совершали некоторые люди, и подобающим образом давал советы и императору с императрицей, и от иереев требовал, чтобы они жили по положенным законам. Тем же из них, которые дерзали их нарушать и устремлялись к роскошным хоромам, он чинил препятствия, говоря, что не следует иереям услаждаться славой и истинным священникам стремиться к богатству. Пока он был недоволен клиром 1203 , козни против него были слабы. Когда же он начал изобличать в неподобающих делах и многих из высших должностных лиц, тогда нерасположение к нему воспламенилось еще больше и охватило мысли возненавидевших его пастырей 1204 . И не будучи в состоянии превзойти его, поскольку они не призвали укротителя зависти, Спасителя, то сплетают клевету против святого, переделав некоторые из его бесед так, будто он выступал против императрицы и некоторых других царедворцев. Говорилось против него многое, и большая часть вызывала доверие у слушающих, беседа же, некогда сказанная им против Евтропия, была искажена клеветой 1205 . Ибо сей Евтропий, о котором мы упоминали выше, был главным евнухом императорской спальни и первый из евнухов получил от императора звание консула. Желая отомстить некоторым, прибегающим к церкви 1206 , он приложил старание, чтобы от [имени] императора издать закон, повелевающий, чтобы никто не искал убежища в церквах, а тех, кто уже укрылся там, выдавать. Но тотчас последовало возмездие. Ибо закон был приготовлен, а спустя немного времени Евтропий, поссорившись с императором, был изгнан. Блаженный же Иоанн, когда Евтропий лежал под престолом и был подавлен страхом, сев на амвоне, где имел обыкновение и раньше произносить свои беседы, поскольку оттуда его было хорошо слышно, простер против него изобличительное слово. При этом некоторым показалось, что он имеет еще большую вражду против него, поскольку он не только не жалеет несчастного, но, напротив, обличает 1207 . И иного из находящихся у власти он изобличил с большим дерзновением по другой причине, из-за чего для многих сделался врагом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010