Последнее Он всегда поставлял в такую тесную связь с первыми, что оно необходимо должно последовать после Его страданий и смерти. Так Он говорил ученикам Своим, что Ему должно (δε) идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и быть убиту и в третий день воскреснуть (Мф.16:21). Но с особенною ясностью Иисус Христос раскрыл это ученикам Своим после Своего воскресения. Не так ли, говорил Он, надлежало (δει) пострадать Христу и войти в славу Свою ( Лк.24:26 )? Но почему же это должно было произойти? И начав от Моисея, замечает Евангелист, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем писании (ст. 27). Итак, Ему должно было воскреснуть, как и умереть, по предвечному определенно Божию, как Мессии. – Но не одно это основание в пользу необходимости Своего воскресения указал Иисус Христос. Еще пред Своими страданиями Он указывал на славу и любовь Своего Отца, которые как были причиною самого Его послания в мир, так необходимо должны быть и основанием для будущего Его прославления или воскресения. Отче, пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так молил Он Отца Своего пред Своими страданиями, и далее продолжал: Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче ( Ин.17:1,4–5 ). Что в этих словах под прославлением разумеется необходимо и воскресение, это ясно раскрыл Сам Иисус Христос после воскресения, когда Он Свое воскресение назвал вступлением в славу Свою ( Лк.24:26 ), т. е. в ту славу, которую Он имел у Отца прежде бытия мира (срав. Мф.16:21; Лк.24:26 ). Итак, Иисус Христос за совершение того дела, которое Ему заповедано было исполнить, ожидал Своего прославления. Таким образом, вот два основания, указанные самим Христом, в пользу необходимо имевшего последовать Его воскресения из мертвых. Он должен был воскреснуть, как Мессия, и как Сын Божий, исполнивший волю Божию. Раскроем эти основания. Остановимся сначала на последнем. Цель творения мира и, особенно, человека, есть слава Божия и отсюда блаженство самого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

Поэтому апостолы, а вместе с ними и все верующие, начали праздновать воскресный день с самых первых времен, с самого времени воскресения Христова (Катихиз.). Евангелисты свидетельствуют, что Господь в тот самый день, когда воскрес, явился ученикам, собранными вместе ( Мк.16:14 ; Лк.24:33 ; Ин.20:19 ) и Своим явлением сообщил более радостный характер дню, а совершением таинства евхаристии ( Лк.24:30–31 ) указал, что жертва евхаристическая составляет необходимую принадлежность христианского празднования. В следующий первый, день второй недели апостолы снова проводят вместе ( Ин.20:26 ) в единодушной молитве, беседе, воспоминании о случившемся в этот день, в священной радости о Боге. Явление Иисуса Христа, повторившееся и в этот день, еще более утвердило апостолов в выделении первого дня недели из числа прочих дней. Через семь недель после воскресения Христова апостолы и верующие, как повествует святой дееписатель, собрались в сионской горнице ( Деян.2:1 ) в первый день недели, который Господь опять отличил от других дней, ниспослав на апостолов Святого Духа. И на этот раз стал воскресный день днем светлого торжества: сошествия Святого Духа и славного открытия ( Деян.2:41 ) Церкви, основанной Иисусом Христом. 642 В 57 и 58 гг. по Рождестве Христовом среди христиан утвердился обычай праздновать воскресный день а) богослужебными собраниями («в первый же день недели... 643 ученики собрались для преломления хлеба» ( Деян.20:7 ) и б) делами благотворения («при сборе же для святых поступайте так, как я установил во церквах Галатийских: в первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда приду» ( 1Кор.16:1–2 ). «Смотри, – замечает святой Иоанн Златоуст , – как он убеждает их самым временем: этот день сам по себе достаточно располагает к милостыне. Вспомните, говорит, чего вы сподобились в этот день: неизреченные блага, корень и источник нашей жизни получили начало в этот день. И не поэтому только это время располагает к человеколюбию, но и потому, что оно доставляет отдых и свободу от трудов; душа, облегченная от бремени трудов, бывает удобопреклоннее и способнее к милосердию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

прим. к 22 ст.), так как Он, будучи Сыном Божиим Единородным, стал и Сыном Человеческим в воплощении, т. е. Мессиею, Искупителем и Спасителем мира, с чем вместе нераздельна власть судии этого мира (ср. Григ. Б. 3, 86–87.). 28. Ин. 5:28 . Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; Откр. 20:5 д.; 1Кор. 15:23 ; 1Сол. 1:16 ; Рим. 2:7 . 29. Ин. 5:29 . и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. 2Кор. 5:10 ; Мф. 25:46 ; Дан. 12:3 . Не дивитесь сему (ср. прим. к 3:7), т. е. тому, что Я сейчас говорил о присущей Мне власти воскрешать и оживлять мёртвых и судить, хотя это такие дела сравнительно с исцелением больного при Вифезде, которые способны возбудить удивление, и вы действительно удивитесь, когда увидите и уразумеете это; но не дивитесь сему, потому что это так неизбежно должно быть по ходу дела, по божественному определению. – Наступает время (ср. прим. к ст. 25) и пр.: здесь речь идёт уже исключительно и единственно о будущем всеобщем воскресении и суде (Феофил., ср. Злат.); на это указывает решительное выражение – находящиеся во гробах и выражения – творившие добро и делавшие зло. – Все находящиеся во гробах: выше, когда речь шла и о духовном оживотворении мёртвых верою во Христа, не сказано – все мёртвые, но просто мёртвые, ибо в нравственном смысле не все мёртвые оживут, а только те, кто уверует; во время же всеобщего воскресения и суда воскреснут все без исключения когда-либо жившие и подвергнутся последнему суду. – Учение о всеобщем воскресении довольно подробно раскрывает св. Ап. Павел 1Кор. 15:1 и далее – Творившие добро в воскресение жизни: веру в Господа Иисуса Христа оправдавшие добрыми делами (ср. Феофил.) воскреснут в жизнь или для жизни, т. е. вечной; а делавшие зло воскреснут для осуждения (ср. Мф. 28, 31 и далее). 30. Ин. 5:30 . Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Воскресение Христово — 1) воссоединение Души Христа с Его Телом, последовавшее на третий день после Его смерти (по человеческому естеству); победа Христа над смертью; событие, составившее содержание одной из главных истин христианства ( 1Кор.15:14 ); о нем повествуют все четыре евангелиста ( Мф.28:6 ), ( Мк.16:6 ), ( Лк.24:6 ), ( Ин.20:6-9 ); 2) главный предмет Праздника Праздников Христианской Церкви , самый первый христианский праздник (именуется также Пасхой ). Что имел в виду Иисус Христос, когда сказал: «Я есть воскресение и жизнь»? Иисус Христос сказал о Себе: « Я есть воскресение и жизнь » ( Ин.11:25 ).  В этих словах можно выделить несколько смысловых аспектов. Почему Христос умер, страдая на Кресте, разве Он не мог избежать такой смерти, дожить до преклонных лет, умереть и воскреснуть без страданий? Сын Божий стал Человеком не ради того, чтобы просто пожить на земле и умереть, как бы естественной смертью, положим, от немощи или от старости. Крестные Страдания и смерть Господа Иисуса Христа носили добровольный, жертвенный, искупительный характер. Не случайно, когда Он стал говорить Своим ученикам о том, что Ему « много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть » ( Мк.8:31 ), а Петр начал Ему возражать, Он « обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое » ( Мк.8:33 ). (Подробнее об основных аспектах Искупления см.: « Что такое Искупление? Почему оно совершено через Крестные страдания и смерть воплотившегося Сына Божьего? ») Почему говорится о том, что Иисус Христос победил смерть, когда мы продолжаем умирать? Да, и после победы Христа над адом и смертью люди продолжают умирать (телесно). Однако в силу этой победы и в ад теперь попадают далеко не все умершие, и все мертвые воскреснут.  Многие же не просто воскреснут, но воскреснут в вечную блаженную жизнь.

http://azbyka.ru/voskresenie-xristovo

С этих пор и вступил в силу Новый Завет , а с ним прекратилось все то из Ветхого Завета, что было отменено Христом, в том числе и празднование субботы. Так изъясняет это сам св. ап. Павел: Спаситель говоря «новый» (Завет), показал ветхость первого (Ветхого Завета); а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» ( Евр.8:13 ). Какой же праздник установлен для христиан вместо субботы? В Новом Завете христиане вместо субботы стали праздновать первый день после субботы в который воскрес Христос, т. е. первый день недели, или воскресенье. По сказанию книги Деяний, св. апостолы стали собираться для молитвы в первый день недели, т. е. день воскресный; а если и ходили по субботам в храм Иудейский, то не ради праздника, а для того, чтобы возвещать там евреям славу Божию. Так: «в первый день недели, – повествуете книга Деяний, – когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними... В горнице было довольно светильников» ( Деян.20:7–8 ). Из того, что апостолы собрались в первый день недели для преломления хлеба и из того, что горница была освещена множеством светильников, видно, что апостолы праздновали и святили Господу этот день. Также и из посланий св. ап. Павла мы узнаем, что христиане сходились для молитвенных собраний именно в первый день недели, когда делали сборы в пользу бедных, так делаем это и мы сейчас на воскресных богослужениях. «В первый день недели, – пишет св. апостол в послами к Коринфянам, – каждый из вас пусть отлагает и сберегает сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я прийду» ( 1Кор.16:2 ). И Господу было угодно то, что христиане собираются для молитвы не в субботу, а в первый день в воскресный. Доказательством этого является то, что Сам Господь посетил учеников по Воскресении Своем, именно в первый день недели а также ни в какой иной день, а в день воскресный удостоил св. апостола Иоанна Богослова Своим Откровением. «В первый день недели, – повествует Евангелист Иоанн, – пришел Иисус, и стал посреди (учеников) и говорит им: мир вам» ( Ин.20:19 ). «Я был в духе в день воскресный, – пишет тот же апостол, – и слышал позади себя громкий голос как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний» ( Откр.1:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Скачать epub pdf Воскресное всенощное бдение. Перенесение мощей святителя Петра, митрополита Московского Мы сейчас дожили до такого времени, когда очень хорошо видны дела Божии. Еще совсем недавно нельзя было и представить, что станет возможным приложиться к мощам святителя Петра. И вот так Богу было угодно, что огромная зловещая безбожная государственная машина была опрокинута – как будто от легкого ветра все перевернулось, хотя еще не так давно, пятьдесят лет назад, гораздо более слабая государственная машина смогла выдержать страшную войну против мощного, прекрасно вооруженного противника, всего за четыре года с ним расправились. И вот так быстро все переменилось. Действительно, усилия людей важны, но все зависит от того, что Бог благословляет. От одних человеческих усилий мало что зависит, если не придет время, когда Господь Сам им поможет. Это не значит, что надо сидеть и ничего не делать. Надо и делать, и верить, и надеяться, ну и, конечно, ждать тоже часто приходится. Сегодня мы читали первое воскресное Евангелие, от Матфея, которое читается в Великую Субботу и при крещении человека. Святая Церковь избрала этот отрывок, где Христос говорит Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Эти слова каждому вновь крещенному напоминают: научитесь «соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». Так сказал Господь, а перед этим Он сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» – такую таинственную фразу, прямо не связанную с тем, что говорится выше. Эта фраза очень утешительная и важная: Господь говорит нам, что это Он управляет нашей жизнью – несмотря на все потуги человеческие, всю магию, астрологию, несмотря на все человеческие грехи и несмотря на то, что Бог как будто забыт на этой земле, и забыт очень хитро. Есть два способа борьбы с истиной. Один был испробован сатаной в течение семидесяти лет: замолчать Бога, прописную букву превратить на письме в строчную, книги изъять, упоминание о Боге исключить, а тех людей, которые упорно Его вспоминают, изолировать. Но ничего не вышло. Тогда избрали другой способ: слово «Бог» повторять так часто, чтобы оно потеряло всякое значение. Свойство человеческого разума таково, что, если постоянно повторять «спасибо», забываешь, что это значит «спаси тебя Бог», и будешь произносить это слово, не вникая в его значение. Все слова нечто означают, но человек забывает их изначальный смысл. Например, подходит и говорит: поисповедуйте меня. Ему в голову не приходит, что «исповедать» – это значит поведать из себя до конца все, что у него есть грешного на душе. Человек думает, что исповедаться – значит совершить нечто, что стоит на пути к причастию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf Воскресное всенощное бдение Сегодняшнее воскресное евангельское чтение повествует нам о том, как воскресший Господь явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила об этом ученикам Христовым, но те ей не поверили. Потом Господь явился Луке и Клеопе, шедшим в Эммаус. И когда они рассказали об этом остальным ученикам, те опять не могли поверить. Хотя ученики очень скорбели, что Господь их оставил, плакали и рыдали, как сказано, тем не менее они не поверили свидетелям Его воскресения. Казалось бы, как же так, Господь столько раз им говорил, что Он должен пострадать, а потом воскреснуть. Но погруженность в отчаяние затмила им память. Это произошло потому, что они еще не были людьми духовными в православном понимании этого слова. Господь через слово только предочистил их к принятию Святого Духа, но они еще Духа Святого не получили. Поэтому ум их пленялся то одним, то другим обстоятельством и они просто забыли о том, чтó сказал им Учитель. Горе вытеснило память об этом. Нечто подобное происходит и с нами. Мы уже прочитали Евангелие и вроде веруем, что Христос не только был когда-то, но есть и сейчас и участвует в нашей жизни. Но из-за погруженности в свою собственную жизнь, в свои переживания и мысли память о том, что Христос среди нас, как-то уходит. Хотя время от времени появляются свидетели, которые говорят нам, что жив Христос, и наше сердце воскресает для этой мысли, но потом житейские перипетии опять уводят нас от сознания, что Господь пребывает с нами, что Он никуда не ушел, Он рядом и действует. Это происходит с нами оттого, что мы тоже, как и апостолы, не имеем Духа Божия в той полноте, которую они получили позже, в день Пятидесятницы. И нам нужно еще восприять Духа Святаго, нам нужно еще стать людьми подлинно духовными. Господь явился одиннадцати ученикам, «возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили». Упрекал не только за неверие, но и за жестокосердие, потому что человек верует не умом, но сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Следовательно, будет установлена и новая суббота (день покоя). Очевидно, здесь Исаия говорит пророчески о новой субботе, т. е. воскресном дне. И другие пророки говорили об этом воскресном дне, но только называя его пророчески: «в один день»: Зах. 3. 8–10 , «в тот день»: 9, 16; 13, 1. Пророки предсказывали не только «Христовы страдания, но и последующую за ними славу»: 1Петр. 1, 11 , а она (слава) явилась именно в день воскресный, когда «Христос воскрес из мертвых славою Отца»: Рим. 6, 4 . Пророк Иезекииль вот что говорит о дне воскресном: «И знаменит будет у них день, в который Я прославлю Себя, говорит Господь Бог»: Иезек. 39, 13. По примеру Иисуса Христа, апостолы посвящали праздничные дни на молитвенное служение Богу; в ряду таких праздничных дней от времен апостольских ведет свое начало день воскресный, или недельный. Этот день в новозаветной Церкви получает особенно важное значение: Мрк. 16, 9 ; Иоан. 20, 19 ; Деян. 20, 7–8 . На этот именно день установлены и дела милосердия: 1Кор. 16, 1–2 . Апостол и евангелист Иоанн Богослов в этот, воскресный, день удостоился слышать голос Божий: Откр. 1, 10 . О почитании храмов Божиих Мрк. 13, 1–2 . «И когда выходил Он (Иисус Христос) из храма, говорит. Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие зданея? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне». Объясн. Это пророчество относилось до храма евреев, но уверовавших во Христа, и исполнилось в 70 году по Рождеству Христову. Храмы же христианские есть и будут во вселенной домами молитвы у всех народов: Мрк. 11, 17 ; Мал. 1, 11 ; Деян. 15, 16–17 , и до второго пришествия Христа: 2 Фесс. 2, 4. Иер. 7, 4–5 . «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши; если будете верно производить суд между человеком и соперником его». Объясн. Этими словами Господь делает укор судьям за то, что они жили нечестиво и грешно: ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай: да будет это год покоя земли» ( Лев. 25:3–5 ). Нельзя также пользоваться субботникам землей в 49–й и 50–й годы; в эти два года земля их должна пустовать (ст. 8–12). Но сектанты седьмые дни празднуют, а седьмые годы не чтят: не выгодно!.. Субботники еще должны ежегодно отделять для Господа десятую часть всего дохода от земли, от скота, от птицы, фруктов и проч. ( Лев. 27:30–31 ). Должны также отделять десятую часть годового дохода для содержания своего священства, то есть для своих вожаков, не призванных лжепресвитеров ( Числ. 18:21 ; Евр. 7:5 ). Но они этого тоже не делают, ибо и это для них не выгодно. 7) В каком положении находится тот, кто ветхозаветную субботу празднует, а прочий ветхий закон не исполняет? 7) Кто признает только закон о субботе, а всего остального закона Моисеева не исполняет, тот находится под проклятием: «Проклят (всякий человек) кто не исполнит всех слов закона сего и не будет поступать по ним»! ( Втор. 27:26 ). «Проклят человек, который не послушает слов завета сего, который Я заповедал отцам вашим, когда вывел их из земли Египетской». ( Иер. 11:3–4 ). «Все, утверждающиеся на делах закона, говорит ап. Павел, находятся под клятвой, ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» ( Гал. 3:10 ). Мы не желаем быть под проклятием Божьим и потому отвергаем весь обрядовый закон Моисеев с его ветхой субботой. 8) Почему мы празднуем новую субботу, то есть день воскресный? 8) Потому, – что «древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор. 5:17 ). «Никто, учит Спаситель, к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф. 9:16–17). 9) Еще почему празднуем день воскресный? 9) День воскресный празднуем потому еще, что Христос в этот день не только избавил нас от рабства диаволу, но Сам возвеличил и освятил именно этот, а не другой какой–либо день и Своими явлениями ученикам и другими великими делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В Евангелии от Луки мы находим притчу о потерянной драхме (женщина теряет одну из десяти драхм, а потом ищет её). Она как бы дополняет притчу о закваске, которую женщина кладёт в тесто, – эта притча есть и в Евангелии от Луки, и в Евангелии от Матфея. Итак, женская тема в Евангелии от Луки – не принципиально новая, но здесь она подчёркнута. И Марфу, и Марию мы встречаем не только у Луки, но и в Евангелии от Иоанна. Когда умирает Лазарь, Иисус приходит в Вифанию к Марфе с Марией. Именно отсюда, из этого текста, становятся ясны роль и место каждой из них. Часто думают: какая молодец Мария – сидит у ног Иисуса и слушает Его слово. А Марфа, вместо того чтобы ловить каждое слово Спасителя, хлопочет по хозяйству! Но из Евангелия от Иоанна мы узнаём об этих двух сестрах нечто более важное… Умер их брат Лазарь. Иисус приходит к ним в деревню. «Марфа, услышавши, что идёт Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома» (Ин.11:20). Та самая Мария, которая сидела у ног Христа, внимая каждому Его слову, просто плачет. Она сражена скорбью, но из этой скорби ничего не вырастает. Марфа же говорит Иисусу: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой; но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин.11:21–24). Она дважды произносит слово «знаю». Иисус в ответ на это говорит: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий живущий и верующий в Меня не умрёт вовек. Веришь ли сему?» (Ин.11:25–26). И вдруг Марфа, та самая Марфа, которая в Евангелии от Луки гремит посудой, восклицает: «Верую!» Она совершила тот прорыв к Богу, к вере, который в данный момент оказался невозможным для Марии… Мы все много знаем о Боге, но часто при этом мало верим. Более того, чем больше знаем, тем меньше верим. Хлопотунья Марфа сделала шаг, который не в силах была сделать молитвенница Мария: шаг от знания о Боге к вере в Него . Вероятно, каждый из нас должен пройти путём Марфы. Путь этот очень сложен, но Марфа проходит его, может быть, именно потому, что, когда Спаситель пришёл к ней в дом, она подумала, что прежде всего Его надо накормить. А мы очень часто поступаем наоборот: хотим прежде всего внимать Христу и забываем о том, что Спаситель говорит: «…Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал – и вы напоили Меня…» (Мф.25:35).

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010