269 Госуд. Секретариат, Рескрипт по аудиенции... (25. 07. 1973), р. 602, где говорится, что Св. Отец Павел VI распорядился, «чтобы, в духе п. 56, § 1 Апостольской Конституции Regimini Ecclesiae Universae, впоследствии Свящ. Конгрегация Таинств рассматривала также дела о незавершённости бра ка, в которых одна из сторон не крещена». 270 1Кор. 7. 12–16: 12 . Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять её; 13. и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. 14. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. 15. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. 16. Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены? 273 Свящ. Конгр. св. служ., Архиепископу Эстергомскому (Arch. Prim. N 7029/41): «Может ли брак между некрещёными быть расторгнут в пользу веры согласно кан. 1120, § 1, также в том случае, если одна сторона примет крещение в ереси и, оставаясь в ней, пожелает вступить в другой брак с католиком? – решила ответить: ‘В изложенных обстоятельствах пользоваться привилегией Св. Павла не разрешается’». Ср. [Банк, 1959], р. 545. 274 Свящ. Конгр. распр. веры (30. 01. 1807), Coll, I, п. 690: «Ибо, если речь идёт о неверном, который уже удерживал подле себя верную сторону после обращения и продолжает удерживать, и если последняя даст ему уважительную и разумную причину для ухода, особенно из-за прелюбодеяния, то в таком случае уход неверного делает верную сторону неспособной ко вступлению в другой брак... Если же речь идёт о неверном, который, когда его просили о том, чтобы он соединился со стороной, ставшей верной, и жил с ней, отказался от этого по той лишь причине, что ему внушает отвращение прелюбодеяние, совершённое до обращения, то в таком случае отказ неверного делает верную сторону свободной для заключения другого брака, ... Поскольку следует считать, что прежнее пятно прелюбодеяния смыто обращением и крещением, и неверная сторона неразумно и несправедливо коснеет в своем решении не примиряться с верной стороной».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

3. Качества пастыря, передающего Предание (2:1 – 13) 4. Обличение лжеучителей (2:14 – 26) III. Последние времена: эсхатология (3:1 – 9) IV. Наставления о твердости в гонениях (3:10 – 17) 1. Верность Тимофея примеру ап. Павла в страданиях ( 3:10 – 13) 2. Твердость Тимофея, о богодухновенности Священного Писания (3:14 – 17) V. Последнее обращение ап. Павла (4:1 – 18) 1. О проповеди Слова Божия (4:1 – 5) 2. Ап. Павел о своей кончине (4:6 – 8) 3. Личные просьбы, предостережение от Александра, о первом слушании судебного дела и апостола (4:9 – 18) VI. Заключение с прощанием и благословением (4:19 – 22) Семинар 19. 2 Тим. Домашнее задание 1. Ознакомиться с историческим контекстом написания 2 Тим., найти в тексте Послания места, указывающие на то, что данное Послание является предсмертным (см. При ложения 1 и 2). 2. Выделить в Послании отрезки текста, позволяющие проследить его богословие (Христология, сотериология, пневматология, апологетика, эсхатология, учение о Свящ. предании). Проследить связь богословия с Посланиями из уз, а также 1 Тим. и Тит. (см. еп. Кассиан (Безобразов) . Христос и первое христианское поколение; архиеп. Аверкий (Таушев) . Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета, соответствующие главы). План семинара I. Общие сведения об историческом фоне 2 Тим. 1. Сведения Священного Предания о последних днях ап. Павла: вторые узы, их место и время. Об основных моментах правления Нерона: нарастание политической напряженности, начало гонений на христиан. Казнь Павла и Петра. Судьба прочих апостолов (см. Приложение 2) Авторство Послания, обстоятельства его написания, его адресат 1. Ап. Павел как автор 2 Тим. Освобождение из уз, дальнейшие события 2. Место и время написания Послания 3. Цели и задачи Послания 4. Тимофей как ближайший друг и соратник ап. Павла Учение Послания Ап. Павел о себе, узы и страдания апостола 1. Апостольство: «Я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников» ( 2Тим. 1:11 ) 2. Страдание. «По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» ( 2Тим. 4:6 ); «Бла говестие... за которое я страдаю даже до уз, как злодей», «все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою» ( 2Тим. 2:8 – 10 )

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4) В силу этого после апостолов, право церковного учительства, по преемству, перешло к епископам и пресвитерам. 5) Предметом церковного учительства должны служить: а) Изъяснение Св. Писания, б) истины догматические и нравственные, в) истины библейско-исторические Ветхого и Нового Завета, г) истины церковно-литургические и обрядовые. 6) Источником церковного учительства служит Священное Писание и Священное Предание, а руководством голос Церкви, выраженный в творениях св. отцев и учителей Церкви, и в определениях вселенских и поместных соборов. 7) Учительство, не руководствуемое голосом Церкви, есть самопроизвольное могущее производить только ереси и расколы. II. Для миссионерской полемики о церковном учительстве Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование Мф. 23:7 . А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель–Христосъ, все же вы братья. Примеч. На основании сего текста сектанты отвергают всяких земных учителей и руководителей в деле веры и спасения душ. Мф. 28:19 . Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Еф. 4:11 . И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями. 1 Кор. 12:28 . И иных Бог поставил в Церкви, во-первых –апостолами, во-вторых– пророками, в третьих – учителями. 2. Тим1:11. Я поставлен проповедником, и апостолом и учителем язычников... Евр. 8:11 . И не будет учить каждый ближнего своего, говоря: познай Господа. Потому что все, от малого до большого будут знать Меня Ин. 6:45 . У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. (Исаии 54:13). Примеч. Этими местами свящ. Писания сектанты силятся доказывать, что теперь, в новозаветное время, уже упразднено человеческое учительство в Церкви. Пророчество об упразднении человеческого учительства исполнится тогда только, когда исполнится непосредственно предшествующее ему пророчество того же Иеремии: Евр. 8:10 . А об исполнении этого пророчества читаем в Откровении следующее: 21:1 – 3. Вот люди, к которым относится предсказание Иеремии: «познают Мя от малого» даже и до великого их; вот время, когда исполнится и то пророчество, что «не научит кийждо ближнего своего». Из приведенных слов Откров. видно, что только в свят. гор. Иерусалиме новом не нужны будут для нас учителя. А теперь, в земной жизни, как и ап. Павел поучает нас, вместе с законом Божиим, написанным в мыслях и сердцах наших, существует и «ин закон, – противувоюющ закону ума моего, и пленяют мя законом греховным» ( Рим. 7:22–23 ). Таким образом благодатное научение не исключает человеческого посредства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

I 6). Иносказательный смысл - «когда в тексте таинственными словами или событиями обозначается присутствие Христа или Таинств Церкви; словами, когда например, пророк Исаия говорит: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис 11. 1), то есть, если сказать ясно: «Родится Дева Мария из рода Давидова, и Христос из рода его произойдет». Событиями же, когда например, народ, спасенный от Египетского рабства Кровью Агнца, означает Церковь, освобожденную от тирании демонов страданием Христовым» (Ibidem). Тропологический (т. е. моральный) смысл - «когда что-то сказанное прямо или образно направлено на заботу об устройстве и исправлении нравов»; прямо, когда, напр., ап. Иоанн говорит: «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин 3. 18). Образно же, когда, напр., Соломон говорит: «Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей» (Еккл 9. 8). Анагогический смысл, «ведущий в горняя»,- когда что-то прямо или тайно сказано о буд. воздаянии или буд. жизни на небесах; прямо, когда, напр., говорится: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5. 8). Тайно же, как, напр.: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр 22. 14). Помимо этих 4 видов толкования Б. Д., как и блж. Августин, иногда использует 7 правил Тихония . Особое внимание Б. Д. уделяет иносказательному, или мистическому, толкованию Свящ. Писания. Он полагает, что книги Свящ. Писания полезны и спасительны даже при поверхностном, буквальном прочтении, поскольку они изобилуют многочисленными нравственными примерами и наставлениями; но тот, кто сможет понять их еще и иносказательно, увидит, что их «внутренний смысл настолько превосходнее простой буквы, насколько плоды превосходнее листьев» (In Tobia//PL. 91. Col. 923). Не следует останавливаться лишь на буквальном прочтении Свящ. Писания, но необходимо, подобно ученому книжнику, выносящему из сокровищницы своей новое и старое, искать в нем «духовного учения» и «добывать из этого иносказательный смысл, который нас...

http://pravenc.ru/text/77776.html

Алтарь (священник) А. Ritus initiales [Начальные обряды] Вход священнослужителей Благословение собравшихся Confiteor [обряд покаяния]: «Исповедаюсь перед Богом Всемогущим,.. что я много грешил...» Kyrie eleison [«Господи помилуй»] Примечание: В воскресные дни покаянный чин заменяется благословением воды и окроплением ею. Introit (Входная песнь) Gloria in excelsis Deo Коллекта дня (вступительная молитва) I. Liturgia verbi [Литургия Слова] чтец: I чтение (пророческое) Псалом с рефреном диак: 2 чтение (апостольское) Градуал (прокимен) с аллилуйа свящ: 3 чтение (евангельское) Проповедь Credo in unum Deum Общая молитва верных. 2. Liturgia eucharistica [Евхаристическая] 1. Offertorium [Приношение] (Проскомидия) Приношение хлеба: «Благословен Ты, Господи...» Приношение чаши: «Благословен Ты, Господи...» Омовение рук: «Омой меня, Господи, от беззакония моего...» «Молитесь, братья и сестры, дабы моя и ваша жертва была угодна Богу Отцу Всемогущему» Молитва над Дарами. 2. Seu canon [Евхаристический канон] «Господь с вами» – «И со духом твоим» «Ввысь сердца» – «Возносим ко Господу» «Возблагодарим Господа» – «Достойно и праведно» Praefatio (Благодарственная часть) «Vere dignum et justum est...» [Воистину достойно и справедливо... благодарить Тебя...] Consecratio [Пресуществление] (Anamnesis Epiclesis) «Te igitur, clementissime Ратег...»[Тебя, всемилостивый Отче...] или другой чин. «Примите и вкусите от него все: ибо это есть Тело Мое, которое за вас будет предано» «Примите и пейте от нее все: ибо это есть чаша Крови Моей, Нового и вечного Завета, которая за вас и за многих прольется во отпущение грехов...» Intercessio (Ходатайственные молитвы) «...через Христа, со Христом и во Христе...» Sanctus [Свят, Свят, Свят] Pater noster 3. Communio [Причащение] свящ: «Избавь нас, Господи, от всякого зла...» Благословение. Приветствие мира. все: «Agnus Dei» [Агнец Божий] свящ: «Вот Агнец Божий, берущий на Себя...» все: «Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя». Причащение священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Было ли на этот случай особое повеление – это, конечно, чистое предположение, но что было повеление в этом смысле на все важные случаи – это более чем простое предположение. Мы имеем перед собой 8 ст. 10 гл. 1Цар., который в том виде, как он, обыкновенно, читается в переводах, представляется странным, не имеющим связи ни с предыдущим, ни с последующим, и который, при надлежащем понимании его, заключает в себе искомое повеление. Нет никакого основания не принять объяснение этого стиха, данное лучшим из инославных толкователей свящ. текста, Кейлем. Стих этот читается так: «и ты пойди прежде меня в Галгал, куда и я приду к тебе.... Семь дней жди, доколе я не приду к тебе, и тогда скажу, что тебе делать». По этому чтению представляется, что Самуил велел Саулу тотчас после тайного помазания идти в Галгал и там ждать его. Но такой частный характер повеления решительно не вяжется ни с предыдущим, ни с последующим, как думает Кейль и как это для всякого ясно. В ст. 7-м сказано: «когда эти знамения сбудутся, тогда делай, что может рука твоя, ибо с тобою Бог». Этими словами Самуил предоставлял Саулу полную свободу действий, и если бы в ст. 8-м следовало повеление сейчас же идти в Галгал, то этим уничтожался бы смысл 7-го стиха. С другой стороны, нужно бы было ожидать, что Саул пойдет в Галгал и Самуил придет туда для какого-то важного дела, между тем ничего подобного не случилось, Самуил созвал народное собрание в Массифе (ст. 17), затем последовала война с аммонитянами. Если бы кто-нибудь с точки зрения рационалистов на свящ. текст сказал, что сделаны пропуски и перед 8-м стихом и после него, то он должен бы был в тоже время допустить, что свящ. повествователь (или собиратель записей, как выражаются рационалисты) лишен был способностей самого посредственного рассказчика, даже более – не обладал простым здравым смыслом, если он так механически записывал, совершенно не думая о содержании того, что записывает. Но кто же с этим согласится? Гораздо лучше устраняется затруднение тем пониманием 8-го стиха, какое устанавливает Кейль, он видит в нем условный смысл: когда Саул пойдет в Галгал, то он должен там ждать Самуила 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

В известной оградительной молитве «Да воскреснет Бог» есть весьма значимые слова: «тако да погибнут бесы от лица любящих Бога». Как ночные сумерки исчезают с явлением солнца, так исчезают все призраки диавольских наваждений с явлением в душе любви к Богу. Потому что воплотившийся Сын Божий обещал : Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ). Не темные силы подселятся, чтобы создать мрачное логово в душе человека, а Сам Бог Пресвятая Троица устроит светоносную обитель в душе человека, восполняя все его душевные недостатки и даруя вечное счастье. Господь дает нам эту главнейшую заповедь: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим ( Мф.22:37 ). Если же все сердце христианина, вся его душа и разум будут обращены к Богу, глубоко верны и преданы Ему, то кто причинит ему зло? Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ( Ин.14:15 ), — в этом сердцевина духовной жизни, и на это надо обращать основное внимание, чтобы чрез исполнение Божия слова нести Божий свет в жизнь окружающих нас людей и в жизнь свою собственную. Это наиболее трудноисполнимое, но зато и награда — вечная радость в нескончаемом Божием Царстве! Да сподобит всех нас Господь Своей милостью быть рядом с Ним и в этой жизни и в будущей! Валерий Духанин , преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, кандидат богословия Примечания См.: Кривельская Н. В. Секта: угроза и поиск защиты. — М.: Благовест, 1999. С. 28–29. Беляев Николай , свящ. Галкин Димитрий, свящ. В помощь пастырям: Чин отречения от занятий оккультизмом/Что делать пострадавшему от колдунов, «целителей» и экстрасенсов. — М.: «Елеон», 1998. С. 90. Цит. по: Хондзинский Павел , свящ. Против Штайнера: о вальдорфской педагогике. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. С. 17. Варсануфий Великий и Иоанн, прпп. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. — М., 1995. Вопрос 381. С. 260. а не к лихорадочным поискам способа создать себе рай на земле.

http://sueverie.net/ogradi-nas-gospodi-o...

В прошедшей беседе я сказал вам, слушатели, что в книгах Свящ. Писания содержится слово Божие. Что это действительно так, – об этом говорит нам само Свящ. Писание. Св. апостол Петр во втором послании говорит: «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой: но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом святым» ( 2Пет.1:21 ). Здесь Апостол говорит о пророках, которые, по его словам, предсказывали по внушению Духа Божия. Подобно Пророкам говорили по внушению Духа Божия и Апостолы. Иисус Христос говорил апостолам: «не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф.10:20 ). «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается пославшего Меня», следовательно, сам Иисус Христос свидетельствует, что апостолы будут говорить по внушению Духа Божия, и что слова их равны Его собственным словам, так что слушать их значит то же, что слушать Его Самого и наоборот – пренебрегать словами их, значит то же, что пренебрегать словами Его Самого. Поэтому и апостолы ясно сознавали, что их учение не человеческое, но Божие. «Мы непрестанно благодарим Бога», писал апостол Павел к Солунянам, «что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, каково оно есть по истине» ( 1Сол. 2:13 ). Коринфянам тот же апостол писал: «возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого» ( 1Кор. 2:13 ), и Ефесянам: «тайна Христова открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым» ( Еф.3:5 ). Апостолы и пророки получали откровение от Святого Духа не только тогда, когда говорили, но и тогда, когда записывали его. Поэтому и говорит св. апостол Павел: " все Писание богодухновенно» ( 2Тим.3:16 ). Итак, слушатели, свящ. книги написаны по внушению Духа Божия и содержат в себе истинное слово Божие. Об этом говорят нам сами св. писатели и мы должны верить им, потому что они были близки к Богу. Они были людьми не простыми: Бог дал им дар пророчества и силу творить чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

В связи с выше отмеченною целью свящ. историка и его особенным благоволением к Давиду и его дому, объясняется исследователями и благоговение его к городу Давида – Иерусалиму и храму, на которых «наречено и пребывает имя Господне». Об этом также очень часто говорит свящ. историк ( 3Цар.8:16;9:3;11:13,36;14:21 ; 4Цар.21:4,7;23:27 ). Доказательством определенной идеи и идейности и систематичности обозреваемых книг служит очень заметный у историка намеренный «выбор» событий повествуемых. Так, он с неодинаковою подробностью говорит о разных царях. С большею подробностью он говорит о немногих – благочестивых царях: Соломоне, Езекии, Иосии и нечестивых: Иеровоаме, Ахаве, Иораме, а об остальных более кратко, часто лишь указывая их имена. Точно также и о событиях говорит или кратко, или вовсе умалчивает, отсылая за сведениями о них к «книгам дней иудейских и израильских царей». Например, он говорит: «прочие дела Иеровоама, как он воевал и как он царствовал, описаны в летописи царей израильских» ( 3Цар.14:19 ). Еще: «прочее о Ровоаме и обо всем, что он делал, описано в летописи царей иудейских» ( 3Цар.14:29 ). «Прочая дела Авии, все, что он делал, описано в летописи царей иудейских» ( 3Цар.15:7 ). «Прочие дела Иосафата и подвиги его, и как он воевал, описаны в летописи царей иудейских» ( 3Цар.22:45 ). Такие замечания очень часто встречаются в повествованиях почти о каждом царе (ср. 4Цар.1:18;8:23;12:19;14:18;15:11 ). Из этих замечаний ясно, что свящ. историк знал и имел возможность подробно описать те или другие «прочие дела», но не считал нужным этого делать, так как подробное описание не соответствовало идее и цели его священной историографии. Здесь опять невольно припоминается Моисей, не считавший нужным даже по имени называть современного исходу фараона. Из указанных характерных черт историографии 3 и 4 Царств видно, что это – не беспорядочный набор разных рассказов, а с определенным планом систематическое историческое писание. Как систематическое писание, эти книги имеют определенные начало и конец своего повествования: построение и разрушение Иерусалимского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Все приведенные факты и соображения заставляют думать, что генеалогический отдел книг Паралипоменон составлен на основании точных, всегда тщательно веденных у Евреев, генеалогических списков и вполне достоверен 124 . Следующий отдел книги Паралипоменон, описывающий правление Давида ( 1Пар.10–29 гл.), также не может вызывать недоумения древностью событий и позднейшим периодом жизни писателя. Последний замечает, что жизнь Давида: «дела царя Давида первые и последния», описаны были «в записях Самуила провидца, и в записях Нафана пророка и в записях Гада прозорливца, равно и все царствование его и мужество его и происшествия, случившиеся с ним и с Израилем и со всеми земными царствами» ( 1Пар.29:29–30 ). Очевидно, эти обширные записи принадлежали авторитетным лицам, пророкам, современникам Давида, и очевидцам событий эпохи Давида. И если писатель Паралипоменон жил долго спустя после Давида, то эти историки и всем известная их историография были очень древни. Писатель же кн. Паралипоменон очень точно излагал свое повествование. Он замечает: «все эти слова и все это видение точно в таком виде пересказал Нафан Давиду» ( 1Пар.17:15 ), т.е. свящ. историк передал речь Нафана собственными его словами, как она, вероятно, была записана самим пророком в его «записи». И действительно, все обстоятельства и речь Нафана и молитва Давида ( 1Пар.17:1–27 ) носят следы очевидца и участника событий и точности свящ. историка. Еще пример: «и не вошло то счисление в летопись царя Давида» ( 1Пар.27:24 ). Очевидно, летопись Давида была общеизвестным обширным историческим памятником, определенного содержания и назначения, в который не внесено счисление Иоавово. Итак, кроме записей Самуила, Нафана и Гада, была еще летопись царя Давида с разными точными счислениями и именными списками, которых также помещается немало в кн. Паралипоменон ( 1Пар.11–12,15,23 –25гл.). С содержанием этой древней летописи был близко знаком писатель кн. Паралипоменон. Она велась, без сомнения, современниками Давида. В следующем отделе, истории Соломона ( 2Пар.1 –9гл.), точно также свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010