Ах, как жалки те братия и сестры, которые не научились еще веровать искренно в Господа и от всего сердца, с упованием твердым призывать Его и спасаться Им! У них нет самого верного Помощника, Заступника, Избавителя, самого верного врачевства душевного, оружия приснопобеждающего 54 . Да познают Тебя, всесвятый Господи Иисусе, все люди и племена от востока солнца до запада и да спасутся Тобою. Ей, аминь. 30 августа. Если ты не раздражаешься на ближнего, просящего у тебя милостыни малой или большой, материальной или духовной или ходатайственной, хотя бы он приходил к тебе и часто, хотя бы у тебя было и много просящих милости, и сохраняешь кроткое и спокойное расположение духа и творишь ему милость и снисхождение, то, значит, ты любишь ближнего и отрекся низкого самолюбия, корыстолюбия, а если раздражаешься, выходишь из себя, то ты низкий самолюбец и не распял еще плоти своей со страстями и похотями. Священники – носители дела Христова, власти Его, дела примирения людей с Богом, пакибытия их, сыноположения, или сынотворения, просвещения, освящения, обновления, обожения. Велико лицо священника, велико дело его, и достоин он великой любви за дело свое. Просим вас... почитать священников преимущественно с любовью за дело их, – говорит верующим апостол Павел [ 1Фес.5:13 ]. На ночь не ешь и не пей дома или в гостях и всячески уклоняйся от излишества в пище и питье и не давай ненужной работы организму твоему; в противном случае лишишь себя бодрости, здравия и легкости и не будешь иметь хорошего, крепкого, спокойного сна. 31 августа 1893 г. Чудная, величественная, Божественная на земле служба – литургия, это воспоминательное и совершительное, благодарственное, таинственное Господу Богу служение. В ней принимают участие не одни земные священно- и церковнослужители, но и небесные чины Ангельские и все святые Божии угодники, живущие на небесах, и приемлют от нее пользу и умершие наши, или преисподние 55 (на ней всякое колено поклоняется Господу Вседержителю небесных, земных и преисподних [ Флп.2:10 ]), как это видно из самого содержания литургии и предварительной ее части – проскомидии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Аще мы духовная сеяхом вам, велико ли, аще мы ваша телесная пожнем; аще инии власти (достояния) вашея причащаются, не паче ли мы; Но не сотворихом по области сей: но вся терпим, да не прекращение кое дамы благовествованию Христову. Итак, достойно и праведно мы пожинаем телесное наших пасомых. За нас Писание и Ветхого и Нового Завета. В Моисееове бо Законе писано: да не заградиши устну вола молотяща... Нас ради (а не ради волов: еда о волехрадит Бог) написася (это) (ст. 9—10). Ст. 17. Аще волею (благовествую), сие творю, мзду имам: аще же неволею, строение ми есть предано. Если я по доброй воле проповедую, Господь даст мне награду за это. Ст. 26 и 27. ...Тако подвизаюся, не яко воздух бияй: но умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключимъ буду. Помоги и мне, богомудрый Апостоле, подвизаться так же, как и ты: поработить душе моей тело мое. Гл. 11, ст. 5—6 . В нынешнее время останок (иудеев) по избранию благодати бысть. Аще ли по благодати, то не от дел: зане благодать уже не бывает благодать. Аще ли от дел, ктому несть благодать: зане дело уже несть дело. Итак, если я спасаюсь благодатию Божиею, то не делами своими, потому что если бы я спасался за свои дела, то уже не по благодати. Благодатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар: Не от дел, да никтоже похвалится (Еф. 2, 5). — Итак, вера вместо дел да вменится мне, Боже мой! Но и даруй мне силу благоугождать пред Тобою добрыми делами. Все доброе — от Тебя: я своего ничего не имею, кроме греха. Гл. 15, ст. 13—23. Истина воскресения Христова находится в самой тесной связи с истиною будущего нашего воскресения при кончине мира — так, что аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста (а кто столько маловерен, чтобы утверждать, будто Христос не воскрес?), и наоборот — если Христос восстал из мертвых, то и воскресение мертвых несомненно. Почему же так воскресение Господа есть несомненный залог нашего воскресения из мертвых? Потому что, восстав от мертвых, Он стал начатком умерших или началом воскресения людей из мертвых; потому, что как человеком смерть бысть, так человеком же (Господом) и воскресение мертвых.

http://predanie.ru/book/203392-dnevnik-1...

Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа да будет со всеми вами ( 2Кор.13:13 ). Аминь. 4 . Благодать и добрые дела Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа да будет со всеми вами ( 2Кор.13:13 ). Такими священными словами апостол Павел заключает свое второе послание к Коринфской Церкви. Сегодня – в день Пресвятой Троицы – эти апостольские слова особенно близки нам. Чего более естественно желать ныне, как не общения со Святой Троицей?! Наступил великий христианский праздник – день духовной свободы, благодатного обновления и усыновления Богу. С этого дня благодать Святого Духа сообщается каждому крестившемуся во имя Святой Троицы и право верующему христианину. Подобно тому, как солнце своими лучами сообщается органическим телам, входит в них, разогревает, оживотворяет и возвращает, так и мысленное Солнце – Господь Бог – Своим Животворящим Духом сообщается православным христианам, членам Тела Христова – Церкви, проникает в их духовное существо, освящает, оживляет и укрепляет. Без благодати Святого Духа мы не можем стать истинными христианами и наследниками Царствия Божия – не можем спастись. «Я, – рассуждает один святой пастырь-молитвенник, – нравственное ничтожество: без господа нет у меня истинно верной мысли и доброго чувства, и прямо доброго дела» ( Иоанн Кронштадтский , св. прав. Моя жизнь во Христе. Дневник. Кн. 2. Беспл. приложение к журналу «Русский Паломник» за 1903 г. С. 433). Благодать Божия есть именно та спасительная сила, которая даёт нам то, чего у нас нет или чего нам не достаёт, помогает там, где мы слабы – немощное врачует и оскудевающее восполняет. Вот поэтому-то Сам Господь наш Иисус Христос неоднократно говорил о благодати Святого Духа как необходимой силе в домостроительстве нашего спасения. Так, незадолго до Своей крестной смерти, Он, раскрывая апостолам тайну нашего спасения, сказал им: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин.16:7 ). И перед Своим славным вознесением Господь, преподав Своим ученикам последние наставления, велел им никуда не отлучаться, но пребывать в городе до тех пор, пока не сойдёт на них обещанный Дух Святой, и они облекутся силой свыше ( Деян.1:4,8 ). Также учили о необходимости благодати Святого Духа и апостолы, опытно познавшие её спасительное действие. Если же кто Духа Христова не имеет, – говорит апостол Павел, – тот и не Его ( Рим.8:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Бог есть любовь, простое, прещедрое, премудрое и всемогущее существо. Потому молящиеся да веруют, что всё благопотребное Владыка подаст, как любовь, как простое существо, подаст и скоро и потому просто, как Щедрый – щедро, как Премудрый – мудро, как Всемогущий подаст так и тогда, где и когда не ожидали. Непочтение, оказываемое протоиерею, восходит на архиерея, его поставившего, и на Самого Великого Архиерея, Господа нашего Иисуса Христа. Всякое почтение имей к протоиерею и в других возбуждай это почтение, если оно дремлет. О, гордыня! Как она неприметно прельщает сердце! Прочь, сатанинское исчадие! Будь как можно кроток, смирен, прост в обращении со всеми, считая себя нелицемерно ниже всех по душевному состоянию, то есть грешнее и немощнее всех. Из грешных я первый, говори. От гордости происходит напыщенность, холодное обращение без всякой искренности с теми, которые ниже нас или от которых мы не надеемся себе пользы. Задремали все и уснули [ Мф. 25, 5 ]. Теперь в России дремлют и спят, да и на всем Свете спят духовно весьма, весьма многие. Не спим, но да бодрствуем и трезвимся. Сердце, отягченное пищею и питием, не вмещает в себе разума или смышления духовного. Учи усердно, тщательно всякого ученика или всякого христианина, ибо Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного [ Мф. 18, 10 ]. Все люди – дыхание и творение единого Бога: от Бога произошли и к Богу возвращаются, как к своему началу, как к своей стихии; и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его [ Еккл. 12, 7 ]. Будем причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью [ 2Пет. 1, 4 ]. Как дыхание единого Бога и как произшедшие все от одного человека, люди должны естественно жить во взаимной любви и взаимосохранении и не должны отделяться друг от друга самолюбием, гордостию, злобою, завистию, скупостию, необщительностию нрава. Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебё, так и они да будут в Нас едино [ Ин. 17, 21 ]. Апреля 20-го дня 1862 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них ( Деян.19:11–12 ). Более того, даже тень святого апостола Петра, по воле Божией, творила чудеса. На те улицы, по которым проходил апостол, выносили на постелях и кроватях больных, чтобы хотя бы тень Петра осенила их ( Деян.5:15 ). По Божиему изволению получили благодатную силу и мощи святых – друзей Божиих ( Ин.15:14 ), храмов Духа Святого ( 1Кор.6:19 ). Святая Церковь во все века благоговейно почитала святые мощи. Почитание это выражалось в открытиях святых мощей, хранении, перенесении, установлении празднеств в память их открытия или перенесения, в построении над ними храмов, в положении их в основание алтарей (См.: 7 Вселенский Собор, правило 7), в паломничестве к ним, в сугубой молитве к Богу перед ними... Почитались не только сами мощи святых, но и принадлежавшие им различные вещи. Почитание святых, их останков создаёт в Православной Церкви, по слову праведного Иоанна Кронштадтского († 1908), «атмосферу как бы духовной семьи, исполненной глубокой любви и покоя. Оно не может быть отделено от любви ко Христу и Его телу – Церкви» ( Иоанн Кронштадтский , св. прав. Моя жизнь во Христе. Дневник. Кн. 1//Прил. к ж. «Русский паломник». 1903. С. 62, 101). Догмат иконопочитания основывается на вере в явление Христа Спасителя во плоти. Икона Спасителя есть и следствие воплощения Сына Божия, и наглядное свидетельство этого события. Господь Своим явлением во плоти самым делом показал, что Его можно изображать на иконах. Он же указал на возможность изображать также святых: Кто принимает вас, принимает Меня ( Мф.10:40 ). Особенно примечателен ответ Спасителя фарисеям, спросившим Его, позволительно ли давать подать кесарю. Взяв монету и указав на изображение на ней. Он спросил: Чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу ( Мф.22:20–21 ). Господь этим ответом, с одной стороны, показал, что честь, воздаваемая изображению, относится к тому, кто изображён, а с другой, – через изображение кесаря Господь напомнил об обязанности верующего воздавать Божие Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Бог соединился с человеками, пожертвовав для них Самим Собою, – человеки должны соединиться в любви между собою, жертвуя друг для друга в нужде всем своим достоянием, своими силами, способностями, спокойствием, друг другу долготерпя, снисходя, помогая. Мы, духовные, приносим в жертву людям свои способности, свой ум, образование, силы, спокойствие, имущество; вы, богатые, должны приносить в жертву собратий свое богатство, свое достояние. На всякого человека находит какое-то омрачение, опьянение греховное, буря страстей. Когда это делается в душе человека, он должен твердо стоять на камне веры, надежды и любви и противиться этой буре, стараться говорить спокойно, кротко, медленно, от действий рукою удерживаться. Характеристика моя. Иной человек делает много добрых дел: и молится усердно, и целомудрствует, и милостыню подает, да одно-два-три худых дела всё дело его спасения портят: если, например, он жаден, часто пресыщается, нетерпелив, обидчив и раздражителен – что одною рукою он созидает, то другою часто разрушает, и это безумно. Христианам должно всеусильно стараться быть совершенными: чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка [ Иак. 1, 4 ]. Надо, непременно надо быть и воздержником, и терпеливым, необидчивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю ( 2Тим. 2, 25 – 26 ). Видишь, везде сети вражии. [...] и ближние наши, и мы часто попадаем в его сети. Надо иметь долготерпение и снисхождение друг ко другу. Родители в юности нашей терпеливо сносили наши недостатки и капризы – мы должны терпеливо сносить их недостатки и капризы в их старости; они угождали нам – мы должны угождать теперь им; они кормили, поили, одевали, покоили нас – мы должны теперь кормить, поить, одевать, покоить их. (Если не будешь утешать мать, ей горько и скучно будет у тебя, и тебе горе будет, что мать не умел утешить.) Брань, вражда взаимная, ссора есть не что иное, как сор диавольский, мечта: презирать ее и тотчас прекращать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Бог, создавший человека, не хотел, чтобы Его создание окончательно погибло. От века в Совете Живоначальной Троицы постановлено было спасти падшего человека и на Второе Лицо Святой Троицы, – Сына Божия, – возложено было великое дело воссоздания человека. Во исполнение этого предвечного постановления Триединого Бога, Сын Божий сошел с небес, от Пренепорочной Девы принял плоть первого Адама; в этой плоти, непричастной греху, Он пострадал, умер на кресте, воскрес из мертвых; вознесшись на небо, Он воссел одесную Бога Отца. А на землю, умоливши Отца Своего ( Ин.14:16 ), Он послал исходящего от Отца Духа Святаго. А Дух Святый через Апостолов благоустроил на земле Дом Божий, «который есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение Истины» ( 1Тим.3:15 ). В этой-то Церкви, Святой, Единой, Апостольской, истинной, которую (Второй Адам) «приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян.20:28 ), верующие, представленные к вечной жизни ( Деян.13:48 ), причащаются благодати, освящаются и очищаются; становятся святыми и непорочными пред Богом в любви ( Еф.1:4 ). Все вступающие в это дневное небесное учреждение являются возлюбленными Богу. Другого пути ко спасению, как через Церковь , нет: все во Христе и чрез Христа. Новый Адам, создавший Церковь ( Мф.16:18 ), является единым посредником между Богом и человеками ( 1Тим.2:5 ). И Он вечно ходатайствует о нас. Он, по словам Святого Апостола Павла, «милостивый и верный первосвященник пред Богом для умилостивления за грехи народа. Ибо как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» ( Евр.2:17–18 ). В Церкви полнота благодати, в Церковь , как в великую сокровищницу, влил Господь несказанную любовь Свою. В ней Дух Святый ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными ( Рим.8:26 ). В Церкви Христовой и можно только получить вечное спасение. В ней непрерывное преемство благодати священства; в ней все Таинства. Ей обещано, что и врата адовы Ее не одолеют. Но чтобы каждому человеку воспользоваться неисчислимыми благами, «для жизни и благочестия» ( 2Пет.1:3 ), надо приложить каждому свое усердие.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

Богослужение Православной Церкви, Таинства и все молитвы – путь жизни духовной, которым прошли и спаслись святые Божии и который и теперь оказывается путем жизни для всех верных. Если сердце твое и мысль твоя в согласии с вселенским верованием и с заповедями Божиими, то непременно ты имеешь тогда тесную связь с Богом и с Ним тождество, потому что Бог есть духовная, мысленная, личная Сущность; но если сердце твое и помышления твои в чем-либо изменяют сознательно вселенской вере и заповедям Божиим или словам Евангелия, предписывающим правила христианской жизни, то твоя связь с Богом жизни разрывается, и твое сердце вступает в гибельную связь с врагом истины и жизни – диаволом. Как воздух комнатный, не сообщающийся с внешним воздухом, перегорает, наполняется множеством посторонних, вредных для жизни начал и теряет свои жизненные начала, так и душа, отделяющаяся от Бога чрез намеренное сомнение, неверие и беззаконие, теряет свое жизненное начало и живет только физическою, низшею жизнию. Как для освежения воздуха комнатного, для наполнения его жизненными началами надо проводить внешний воздух в комнату, так и в душу – этот как бы воздух, заключенный в храмине нашего тела, – надо проводить верою и любовию животворное веяние, или дыхание, Божественного Духа, и тогда она каждый раз будет оживляться, будет получать новые силы для веры и любви. Святым Духом всяка душа живится. Ибо что такое человек, как не сткляница 61 , исполненная дыханием Божиим, или душою по образу и по подобию Божию? Надо же переменять воздух в этой стклянице, тем более что в нас он от природы испорченный – от самых первых виновников греха, и портится нашими страстями и похотями, и заражается часто ядовитым диавольским дыханием. Господь везде – что же препятствует быть везде и тени Его? И вот эта тень, или образы Его, везде, и везде чудодействовать могут: все они исполнены Его благодати. Если тени апостолов Петра и Павла исцеляли больных, то почему же и не образ Спасителя? То же и о других образах. Пища проходит в чрево и извергается вон [ Мф. 15, 17 ]. Смотри, как недалёко назначение пищи: проходит в чрево и извергается вон со смрадом. Смотри дальше: вот тело мертвеца, безжизненное, хладное, гниющее, – вот последний конец всякой пищи; далее не простирается никакая пища, вот где получают конец все лакомства, все пресыщения, пьянство, всякое невоздержание плоти. Что же ты ценишь в пище? Что ты к ней привязываешься? Что ты так много об ней заботишься? Безумство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Боже! Помоги мне. С радостию служи ближнему во исполнение слов Спаса: да будет вам слугою [ Мф. 20, 26 ], так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих [ Мф. 20, 28 ]. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие [ Деян. 14, 22 ]. Почему многими скорбями? Потому что сердце наше нечисто и недутует многоразличными страстями. А чтобы исцелить сердце от страстей, которые проникли его, как елей кости, надо употреблять много духовных прижиганий или отсечений, а всё это соединено с сильными внутренними болями, всё это отражается и на теле соответственным образом по тесной связи души с телом. Так надо иногда и горечи бесчестия вкусить, чтобы исцелиться от гордости, так надо нести прегорькое, преострое, претяжкое, претесное, огненное наказание за злобу и за одно мгновение ее, терпеть адскую скорбь в продолжение нескольких часов, чтобы исцелиться от злобы. Так и за другие страсти всякий раз, как какая-либо из них хотя на малейшую долю минуты падет на сердце, ибо всякий грех носит в себе самом соответствующее тяжкое наказание по закону правды Божией. Поэтому никакой благоразумный человек, знающий великое растление человеческой природы и необходимость отсекать гнилость сердечную острыми духовными средствами, не будет малодушествовать, унывать и отчаиваться в скорбях, будучи уверен, что Бог есть всеблагой и премудрый Врач наших душ и не попустит нам искуситися паче, еже можем, но при искушении даст и облегчение, так чтобы мы могли перенести [ 1Кор. 10, 13 ]. Итак, вот почему всеблагой Отец Небесный попускает нам обуреваться страстями и терпеть внутренние скорби или наказания, в них самих заключающиеся, то есть для нашего очищения, вразумления и исправления. Потому хотя больно и тяжко, но терпи, молись и кайся, кайся и исправляйся и знай, что скорби отнимают от сердца ржавчину (тлю) страстей. Брат пришел к нам не вовремя, по нашему мнению, – вот и предлог к ненависти к нему, и запала ненависть в сердце, и холодно, небрежно обходится с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Боже преблагий! Спаси Ты меня, грешного, ради имени Твоего! Не смотри Ты на неправды мои, ежедневно мною совершаемые, но посмотри на те минуты в моей жизни, когда я весь, безраздельно принадлежу Тебе, когда слезы умиления текут из глаз моих, когда я желаю всею душой, как птичка в горы, улететь к Тебе из грешного мира, от себя самого, от грехов моих, чтоб больше не грешить мне, не прогневлять Тебя, всеблагого Бога и праведного Судию моего! Господь на земле: всем проповедуется, что Он пришел, что вера в Него спасает, и многие спасаются. Но кто же проповедует об Нем во аде? Что же устрояет Промысл? Ирод пирует; девица пляшет, угождает всем, и Ирод обещает ей что угодно. Ревность по Боге Крестителя, обличавшего Иродиаду, венчается мученичеством, и Иоанн во аде. Для чего? Он там Христа проповедует. Продолжение чтения из Псалтири Псал.77 . Как дивен Бог в делах Своих! Вот Он (ст. 13 и далее) разверзает море и проводит сынов Своих посуху: поставил воды стеною [слав.: представи воды яко мех]: волны поднимались и опускались, и между тем, как стена, огусте оба полы вода (подобие меха). Наставляет их: днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня (руководит). Разверзает камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны [слав.: и напои я яко в бездне мнозе (в океане)]; из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки (тоже). 19 ст. и далее. Говорили против Бога и сказали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?» Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. «Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?» И ныне многие подобным образом клевещут на Бога, с сомнением говоря: поскольку Он сделал для нас то и то, это и это, то не сделает ли еще и это? А о хлебе духовном, или о пресвятом Теле и Крови, некоторые, точно, думают вопросительно: может ли Он дать и хлеб, как истинное Тело и Кровь? Он повелел облакам свыше и отверз двери неба, и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им. 27. Как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых. Но как избалованные дети, при всех этих чудесах евреи согрешиша еще и не вероваша чудесем Его. Это есть и ныне. Люди скоро забывают благодеяния Божии. 33, 34 и 35. И погубил дни их в суете и лета их в смятении [слав.: и изчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием (с поспешностию)]. Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу, и вспоминали, что Бог – их прибежище, и Бог Всевышний – Избавитель их. 36[-37]. И льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним; сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его. О христианах настоящего времени можно сказать совершенно то же. Бог не разжигает всего гнева Своего на нас потому, что знает ничтожество наше: Он помнил, что люди плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается. Вот величественная картина: всемогущий Господь повел народ Свой, как овец (точно, как овцы) из Египта, и вел их, как стадо, пустынею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010